|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Философия и культура"
> Рубрика "Ценность и истина"
Омельчук Р.К. - Символичность веры в свете онтологического подхода |
|
|
Аннотация: В статье исследуется проблема веры, которая осмысливается не как религиозный и гносеологический феномен, а бытийно-ценностно. Рассматриваются механизмы веры как онтологического феномена и ее функции. Обосновывается, что вера – это не только раскрытие личности и раскрытие ее истинности, но символ человеческой жизни, символ становления истинным. Развитие онтологического подхода к вере, совмещающего в себе ценные идеи как фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, так и русской религиозной философии начала прошлого века, представляется эффективным инструментом для постановки и решения проблемы человеческого бытия в связи с ценностно-смысловым отношением. Данная статья будет интересна не только философам, но и всем, интересующимся проблемами человека.
Сидорова Г.П. - Ценность труда в массовой литературе «оттепели»
как художественная репрезентация советской культуры
|
|
|
Аннотация: Культурология в поисках смыслов культуры обращается к массовой художественной литературе как художественной форме ценностных ориентаций общества. Задачи статьи: выяснить, как ценность общественно-полезного труда отражена в массовой литературе времени «оттепели». Какова была ценность общественно-полезного труда в повседневной жизни, его мотивация? Какие смыслы советской культуры за всем этим обнаруживаются?
Яковлев В.А. - Христианская метафизика и генезис классической науки
|
|
|
Аннотация: В качестве исходных методологических ориентиров для рассмотрения механизмов взаимодействия науки с религией важно учитывать бинарные оппозиции «натурализм – креационизм» и «критический рационализм – сакральность ортодоксии».В христианстве выделяется корпус гносеологических,онтологических и моральных метафизических утверждений. Наука как новация в плане реализации творческого потенциала человеческого общества, возможна лишь на базе определенного уровня мыслительной деятельности, который достигается, в том числе и в ходе развития религиозного сознания – умение делать референции, формировать абстракции и обобщения, проводить мысленные эксперименты с установлением процедур подтверждения и опровержения. Исходя из идеи экоцентризма,актуальным представляется прцесс содержательного наполнения понятия духовного опыта философскими, научными и религиозно значимыми составляющими в плане приближения к идеалу всеединого целостного знания, выдвинутому В.С.Соловьёвым.
Омельчук Р.К. - Методологические предпосылки онтологической системы веры |
|
|
Аннотация: В статье исследуется теоретико-методологические предпосылки онтологического подхода к вере. Рассматривается, как в истории философии формировался взгляд на веру как на характеристику человеческого бытия. Обосновывается, что вера не должна рассматриваться только как феномен религии или теории познания, поскольку непосредственно связана с процессом становления личности. Данная статья будет интересна не только философам, но и всем интересующимся актуальными проблемами человека.
Кудринская Н.И. - Аксиологические основания справедливости |
|
|
Аннотация: Статья посвящена проблемам аксиологических оснований справедливости.
В статье для более глубокого понимания аксиологических аспектов и парадигм данного понятия обнаружено формирование справедливости как ценности и выявлена причина ее вхождения в иерархию ценностей, проанализировано и классифицировано понимание справедливости и ее условная ценность в различных эпохах и типах культуры, осмыслена ценность справедливости для современного человека.
Выявлены основные проблемы понимания аксиологических оснований справедливости.
Давыдов В.А. - Особенности влияния культуры и общества на процесс реконструкции исторического прошлого |
|
|
Аннотация: В статье рассматриваются отдельные аспекты процесса влияния идеологии, общественных культурных ценностей, этических, эстетических норм и прочих моментов воздействия современности на процесс реконструкции исторического прошлого. Отмечается, что одним из самых ярко выраженных и наиболее деформирующих процесс и результаты реконструкции исторического прошлого факторов является воздействие идеологии. Автор отстаивает тезис о том, что базовые культурные ценности и нормы общества в имплицитной форме находят свое отражение в реконструктивном историческом знании. Кроме того, изменяясь, они влекут за собой и изменения в историческом знании. В результате, любое общество с неизбежностью будет обладать «своим» прошлым, которое организовано на общепринятых в данном социуме ценностях и нормах. Также поднимается вопрос о морально-этической ответственности историка за результаты реконструктивной деятельности.
Копцева Н.П. - Истина в философии Платона |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.3.7525
Аннотация: На основе анализа диалогов Платона выстраивается его понимание истины, которое напрямую связано с категорией "бытие". Именно в философии Платона впервые произошло разделение трех понятий истины: 1) как характеристики бытия; 2) как характеристики человеческого познания; 3) как характеристики человеческого существования. В диалогах Платона любовь к истине предопределяет все аспекты подлинного существования человека. Диалектика поиска истины приводит к ее тройственному пониманию: 1) истина – это содержание, тождественное «чистому» (самотождественному и вечносущему) бытию; 2) истина – это характеристика познания, стремящегося либо к этому «чистому» бытию (истина – это знание), либо к возникающему и исчезающему (становлению) вещей (мнение); 3) истина – это свойство человеческого существования в мире, моделью которого выступает в философии Платона государство.
Философское понимание истины Платона становится образцом для дальнейшего поиска истины во все последующие эпохи истории западной философии.
Е.Г. Васильева - Релятивистская природа ценностей |
|
c. 0-0
|
Аннотация:
Ю.П. Михаленко - К. Кун и философия технологии |
|
c. 0-0
|
Аннотация: Учёных, уверовавших в силу методологии Куна для понимания процессов развития науки, сильно занимал вопрос, в какой мере та же методология может быть успешной в философии технологии. Ниже мы охарактеризуем те дискуссии, которые ведутся в философской литературе западных стран о пригодности модели Куна для истолкования изменений в технике и технологии.
П.С. Гуревич - К 80-летию Валентина Ивановича Толстых |
|
c. 0-0
|
Аннотация: Аннотация: поздравление с 80-летием Валентина Ивановича Толстых, доктора философских наук, профессора, главного научного сотрудника Института философии Российской академии наук, редактора, составителя и соавтора многих коллективных монографий и сборников.
В.И. Толстых - Советский человек |
|
c. 0-0
|
Аннотация: Аннотация: статья юбиляра Валентина Ивановича Толстых о феномене «советского человека» - его природе, особенностях и системных личностных качествах.
Воронин А.А. - Условия выбора и выбор условий |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.7.6449
Аннотация: Ставится под сомнение возможность общей теории поведения человека и предпринимается попытка очертить зону его корректного анализа. Проблема выбора рассматривается как исторически конкретное единство внешних условий и внутренних мотивов поступков. Сознательный выбор – не рациональный выбор, так как сознание не тождественно рацио. Предметом анализа в статье является организация сознания в массовой культуре и его связь с социокультурным контекстом. Классическая дилемма рационального (Кант) и фидеистического (Киркегор) обоснования морального выбора не работает в современной ситуации. Различие рациональности и резонерства трактуется как глубокий социокультурный сдвиг, определивший изменения в общественном сознании, наряду с такими факторами, как ускоренная изменчивость и ценностная переориентация общества. Одну из главный ролей в формировании новых типов функционирования сознания играет массовая культура. Разрабатывается понятие «идентификационной матрицы» как «клеточки» самосознания homo demos, и аппарат, позволяющий описывать реальные коллизии человека перед проблемой выбора.
В.А. Давыдов - Процесс реконструкции исторического прошлого (особенности влияния культуры и общества) |
|
c. 14-24
|
Аннотация: В статье рассматриваются отдельные аспекты процесса влияния идеологии, общественных культурных ценностей, этических, эстетических норм и прочих моментов воздействия современности на процесс реконструкции исторического прошлого. Отмечается, что одним из самых ярко выраженных и наиболее деформирующих процесс и результаты реконструкции исторического прошлого факторов является воздействие идеологии. Автор отстаивает тезис о том, что базовые культурные ценности и нормы общества в имплицитной форме находят свое отражение в реконструктивном историческом знании. Кроме того, изменяясь, они влекут за собой и изменения в историческом знании. В результате, любое общество с неизбежностью будет обладать «своим» прошлым, которое организовано на общепринятых в данном социуме ценностях и нормах. Также поднимается вопрос о морально-этической ответственности историка за результаты реконструктивной деятельности.
Р.К. Омельчук - Символичность веры в свете онтологического подхода |
|
c. 24-35
|
Аннотация: в статье исследуется проблема веры, которая осмысливается не как религиозный и гносеологический феномен, а бытийно-ценностно. Рассматриваются механизмы веры как онтологического феномена и её функции. Обосновывается, что вера — это не только раскрытие личности и раскрытие её истинности, но символ человеческой жизни, символ становления истинным. Развитие онтологического подхода к вере, совмещающего в себе ценные идеи как фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, так и русской религиозной философии П.А. Флоренского, представляется эффективным инструментом для постановки и решения проблемы человеческого бытия в связи с ценностно-смысловым отношением. Данная статья будет интересна не только философам, но и всем, интересующимся проблемами человека.
Г.П. Сидорова - Ценность труда в массовой литературе «Оттепели» как художественная репрезентация советской культуры |
|
c. 67-75
|
Аннотация: культурология в поисках смыслов культуры обращается к массовой художественной литературе как художественной форме ценностных ориентаций общества. Задачи статьи: выяснить, как ценность общественно-полезного труда отражена в массовой литературе времени «оттепели». Какова была ценность общественно-полезного труда в повседневной жизни, его мотивация? Какие смыслы советской культуры за всем этим обнаруживаются?
Н.И. Кудринская - Аксиологические основания справедливости |
|
c. 71-79
|
Аннотация: статья посвящена проблемам аксиологических оснований справедливости. В статье для более глубокого понимания аксиологических аспектов и парадигм данного понятия обнаружено формирование справедливости как ценности и выявлена причина ее вхождения в иерархию ценностей, проанализировано и классифицировано понимание справедливости и ее условная ценность в различных эпохах и типах культуры, осмыслена ценность справедливости для современного человека. Выявлены основные проблемы понимания аксиологических оснований справедливости.
В.Г. Ковалевский - К вопросу о ключевых понятиях в философско-психологическом учении С.Л. Франка |
|
c. 72-76
|
Аннотация: В работе изучаются ведущие понятия в учении С.Л. Франка о душе человека: душевная жизнь, душа, сознательное и подсознательное. В основе работы реализуется попытка сформировать некоторые признаки данных понятий, указать на их взаимосвязь. Проводится соотношение понятий учения С.Л. Франка с некоторыми современными психологическими понятиями.
О.В. Иванова - Исследования в области этики научного сообщества и тенденции ее развития |
|
c. 79-87
|
Аннотация: В статье излагается история исследований в области этики научного сообщества от Р. Мертона до наших дней, а также делаются выводы относительно дальнейшего развития этики научного сообщества. Акцент делается на рассмотрение существующих механизмов этического регулирования не только внутри научного сообщества, но и других смежных отраслях, таких как сфера образования, коммерческие организации. В заключении делается вывод о возможном заимствовании механизмов этического регулирования этикой научного сообщества из корпоративной этики и этики бизнеса.
О.А. Коваль - Сogito Декарта и трансцендентальная субъективность Гуссерля |
|
c. 94-103
|
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению концепта cogito Декарта путем сопоставления с феноменологией Гуссерля. Сближение позиций двух мыслителей осуществляется ввиду возможности построения онтологической теории на почве трансцендентальной субъективности. Подробный анализ учения о врожденных идеях позволяет автору выявить базовую посылку Декарта, состоящую в отождествлении мышления и бытия.
В.М. Розин - Идентифицирую ли я себя как сторонника либеральной доктрины |
|
c. 95-103
|
Аннотация: в статье обсуждается возможность мыслить нелиберально, причисляя себя, однако, к либеральному лагерю. Автор полемизирует с Вадимом Беляевым и рассказывает о том, как он понимает современную социальность и социальное действие. Показывает конкретно, как все эти принципы он реализует в своей жизни.
Г.А. Новичкова - Р. Арон о книге Ж.-П. Сартра "Критика диалектического разума" |
|
c. 116-125
|
Аннотация: труд Арона «История и диалектика насилия. Анализ сартровской «Критики диалектического разума»» — это серьезное исследование поздней философии Сартра, которое было рассмотрено Ароном с социологической точки зрения. Анализ философских взглядов Сартра, проведенный Ароном, освещает воззрения Арона на проблемы свободы и насилия.
Р.К. Омельчук - методологические предпосылки онтологической системы веры |
|
c. 120-130
|
Аннотация: В статье исследуется теоретико-методологические предпосылки онтологического подхода к вере. Рассматривается, как в истории философии формировался взгляд на веру как на характеристику человеческого бытия. Обосновывается, что вера не должна рассматриваться только как феномен религии или теории познания, поскольку непосредственно связана с процессом становления личности. Данная статья будет интересна не только философам, но и всем интересующимся актуальными проблемами человека.
В.А. Яковлев - Христианская метафизика и генезис классической науки |
|
c. 142-150
|
Аннотация: в качестве исходных методологических ориентиров для рассмотрения механизмов взаимодействия науки с религией важно учитывать бинарные оппозиции «натурализм — креационизм» и «критический рационализм — сакральность ортодоксии». В христианстве выделяется корпус гносеологических, онтологических и моральных метафизических утверждений. Наука как новация в плане реализации творческого потенциала человеческого общества, возможна лишь на базе определенного уровня мыслительной деятельности, который достигается, в том числе и в ходе развития религиозного сознания — умение делать референции, формировать абстракции и обобщения, проводить мысленные эксперименты с установлением процедур подтверждения и опровержения. Исходя из идеи экоцентризма, актуальным представляется процесс содержательного наполнения понятия духовного опыта философскими, научными и религиозно значимыми составляющими в плане приближения к идеалу всеединого целостного знания, выдвинутому В.С. Соловьёвым.
Чепинога А.В. - Проблема либретто глазами оперного режиссера |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.3.18276
Аннотация: Предмет исследования. Предметом исследования в данной статье являются оперное либретто, его значение, место и роль в процессе постановки оперного спектакля. Особо подчёркивается, что оперное либретто не может претендовать на приоритет в праве интерпретации исходного литературного материала, либо жизненного факта, поскольку создается только в связи с написанием музыки и под влиянием композитора, пишущего оперу. Оперное либретто в литературном тексте фиксирует идею композитора, а не либреттиста. Идею, которая заложена в партитуру.Поэтому либретто никогда не будет самостоятельным носителей идеи оперы. При постановке спектакля режиссер, поэтому. не может опираться на сюжетную схему, зафиксированную в либретто. Это грозит режиссеру-постановщику выхолащиванием идеи композитора, искажением собственного замысла и, как результат – постановку оперного спектакля в виде драматического действия, проиллюстрированного музыкой, где музыка композитора будет исполнять служебную, сопровождающую и «раскрашивающшую» сюжет роль. Особо подчёркивается недопустимость переписывания старых либретто, поскольку они органически связаны с той музыкой, которая написана по поводу данного сюжета. Показывается, что искусство оперы имеет свою специфику, свое отношение к сценическому времени и поэтому – свое своеобразие. Опера, как "искусство остановленного мгновения" делает упор на эмоции и чувства персонажей, испытываемые ими по поводу событий сюжета. а не на сам сюжет. Нарушение этой специфики путем придания сюжету «занимательности» отменяет главное значение оперного спектакля, как фиксатора «мгновения чувств», превращая оперу "живые картины". Показано так же, почему у режиссеров и либреттистов появляется потребность изменить либретто оперы. Объясняется так же принципиальная разница между сюжетом и действием, которую устанавливает метод действенного анализа. Применение его к анализу партитуры и приводит к адекватному воспроизведению замысла композитора, в то время, как реализация сюжетной схемы, заложенной в либретто, убивает саму цель и назначение оперного искусства. Особо рассматривается причины, по которым оперное искусство в ХХ-ХХI веке якобы теряет свою актуальность: меняется система зрительского восприятия. Подчеркивается, что при профессиональном подходе к решению данной проблемы, противоречие между современным зрительским восприятием и «историчностью» формы оперы возможно преодолеть. Метод или методология исследования. В статье проведён тщательный теоретический анализ с целью разграничения функций композитора, либреттиста и режиссера. Для этого по теме исследования проведено изучение достаточно большого корпуса литературы, посвященной как проблеме написания либретто, так и проблеме реализации композиторского замысла в оперном театре: изучены работы классиков режиссуры по теории действенного анализа в драматическом и оперном театре, теории драматической и оперной режиссуры (малая часть из которого представлена в списке литературы) с подробным конспектированием и цитированием. Научная новизна и выводы. Нарастающая тенденция к модернизации либретто путем переписывания исторического классического текста, созданного в содружестве с композитором чревато для оперного театра гибелью самого вида искусства «оперного спектакля». Желая сделать оперу «более воспринимаемой» современным зрителем, либреттисты стремятся придать сюжету «современной» «занимательности», чем уничтожают саму цель и назначение оперного произведения. Между тем, проблема преодоления разрыва коммуникации оперы с современным зрителем лежит совершенно не в плоскости сюжета. Помимо объективно-исторических факторов (смена системы зрительского восприятия), причиной является непрофессионализм современной оперной режиссуры, пренебрегающей, по неумению, главным правилом оперного действенного анализа: идея произведения, сквозное действие и конфликт заложены не в литературной основе оперы, а в партитуре.
Чепинога А.В. - Проблема либретто глазами оперного режиссера |
|
c. 359-367
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.3.67727
Аннотация: Предмет исследования. Предметом исследования в данной статье являются оперное либретто, его значение, место и роль в процессе постановки оперного спектакля. Особо подчёркивается, что оперное либретто не может претендовать на приоритет в праве интерпретации исходного литературного материала, либо жизненного факта, поскольку создается только в связи с написанием музыки и под влиянием композитора, пишущего оперу. Оперное либретто в литературном тексте фиксирует идею композитора, а не либреттиста. Идею, которая заложена в партитуру.Поэтому либретто никогда не будет самостоятельным носителей идеи оперы. При постановке спектакля режиссер, поэтому. не может опираться на сюжетную схему, зафиксированную в либретто. Это грозит режиссеру-постановщику выхолащиванием идеи композитора, искажением собственного замысла и, как результат – постановку оперного спектакля в виде драматического действия, проиллюстрированного музыкой, где музыка композитора будет исполнять служебную, сопровождающую и «раскрашивающшую» сюжет роль. Особо подчёркивается недопустимость переписывания старых либретто, поскольку они органически связаны с той музыкой, которая написана по поводу данного сюжета. Показывается, что искусство оперы имеет свою специфику, свое отношение к сценическому времени и поэтому – свое своеобразие. Опера, как "искусство остановленного мгновения" делает упор на эмоции и чувства персонажей, испытываемые ими по поводу событий сюжета. а не на сам сюжет. Нарушение этой специфики путем придания сюжету «занимательности» отменяет главное значение оперного спектакля, как фиксатора «мгновения чувств», превращая оперу "живые картины". Показано так же, почему у режиссеров и либреттистов появляется потребность изменить либретто оперы. Объясняется так же принципиальная разница между сюжетом и действием, которую устанавливает метод действенного анализа. Применение его к анализу партитуры и приводит к адекватному воспроизведению замысла композитора, в то время, как реализация сюжетной схемы, заложенной в либретто, убивает саму цель и назначение оперного искусства. Особо рассматривается причины, по которым оперное искусство в ХХ-ХХI веке якобы теряет свою актуальность: меняется система зрительского восприятия. Подчеркивается, что при профессиональном подходе к решению данной проблемы, противоречие между современным зрительским восприятием и «историчностью» формы оперы возможно преодолеть. Метод или методология исследования. В статье проведён тщательный теоретический анализ с целью разграничения функций композитора, либреттиста и режиссера. Для этого по теме исследования проведено изучение достаточно большого корпуса литературы, посвященной как проблеме написания либретто, так и проблеме реализации композиторского замысла в оперном театре: изучены работы классиков режиссуры по теории действенного анализа в драматическом и оперном театре, теории драматической и оперной режиссуры (малая часть из которого представлена в списке литературы) с подробным конспектированием и цитированием. Научная новизна и выводы. Нарастающая тенденция к модернизации либретто путем переписывания исторического классического текста, созданного в содружестве с композитором чревато для оперного театра гибелью самого вида искусства «оперного спектакля». Желая сделать оперу «более воспринимаемой» современным зрителем, либреттисты стремятся придать сюжету «современной» «занимательности», чем уничтожают саму цель и назначение оперного произведения. Между тем, проблема преодоления разрыва коммуникации оперы с современным зрителем лежит совершенно не в плоскости сюжета. Помимо объективно-исторических факторов (смена системы зрительского восприятия), причиной является непрофессионализм современной оперной режиссуры, пренебрегающей, по неумению, главным правилом оперного действенного анализа: идея произведения, сквозное действие и конфликт заложены не в литературной основе оперы, а в партитуре.
Спектор Д.М. - Эволюция: попытка позитивно-онтологической интерпретации |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.3.10927
Аннотация: Причины человеческой эволюции выступают одним из наиболее темных пунктов теории антропогенеза. С точки зрения представителей позитивной науки, человек – часть природы, и безусловно подчинен ее законам. Разумеющимся постулатом философии выступает наличие у человека единой сущности. В статье вопрос ставится следующим образом: в силу каких причин человек такой (единой) сущностью обладает? Таким образом, предметом исследования выступает теоретическое обоснование причин единства человеческого рода, причем такие причины отыскиваются в ряду реальных условий происхождения человека. Методологией исследование выступает монизм как наиболее общий принцип и методы диалектической логики, сочетаемые с анализом и критикой привлекаемых источников. Показано, что последовательная естественнонаучная трактовка вопроса о причинах единства рода "человек" приводит к выводу: человек вынужден был приспосабливаться к весьма своеобразной среде обитания. Такую среду отличает высокая внутренняя связность, приводящая виды входящих в нее существ к необходимости приспосабливания взаимного. Соответственно, делается вывод о том, что эволюция человека – путь видовой универсализации, постоянная конкуренция в пределах общей экологической ниши, борьба за общую, единую среду обитания (каковой в силу того постепенно становится вся планета). Таковы внешние причины «очеловечивания». К его внутренним условиям отнесена растянувшаяся на тысячелетия практика инициации инстинкта, относимого к оборонительному. Именно задача культивирования такого инстинкта, инициации и удержания за пределами места осуществления ритуала (культа) во многом определила содержание истории культуры.
Спектор Д.М. - Эволюция: попытка позитивно-онтологической интерпретации |
|
c. 384-401
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.3.66383
Аннотация: Причины человеческой эволюции выступают одним из наиболее темных пунктов теории антропогенеза. С точки зрения представителей позитивной науки, человек – часть природы, и безусловно подчинен ее законам. Разумеющимся постулатом философии выступает наличие у человека единой сущности. В статье вопрос ставится следующим образом: в силу каких причин человек такой (единой) сущностью обладает? Таким образом, предметом исследования выступает теоретическое обоснование причин единства человеческого рода, причем такие причины отыскиваются в ряду реальных условий происхождения человека. Методологией исследование выступает монизм как наиболее общий принцип и методы диалектической логики, сочетаемые с анализом и критикой привлекаемых источников. Показано, что последовательная естественнонаучная трактовка вопроса о причинах единства рода "человек" приводит к выводу: человек вынужден был приспосабливаться к весьма своеобразной среде обитания. Такую среду отличает высокая внутренняя связность, приводящая виды входящих в нее существ к необходимости приспосабливания взаимного. Соответственно, делается вывод о том, что эволюция человека – путь видовой универсализации, постоянная конкуренция в пределах общей экологической ниши, борьба за общую, единую среду обитания (каковой в силу того постепенно становится вся планета). Таковы внешние причины «очеловечивания». К его внутренним условиям отнесена растянувшаяся на тысячелетия практика инициации инстинкта, относимого к оборонительному. Именно задача культивирования такого инстинкта, инициации и удержания за пределами места осуществления ритуала (культа) во многом определила содержание истории культуры.
Н.П. Копцева - Истина в философии Платона |
|
c. 429-436
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.4.62646
Аннотация: На основе анализа диалогов Платона выстраивается его понимание истины, которое напрямую связано с категорией «бытие». Именно в философии Платона впервые произошло разделение трех понятий истины: 1) как характеристики бытия; 2) как характеристики человеческого познания; 3) как характеристики человеческого существования. В диалогах Платона любовь к истине предопределяет все аспекты подлинного существования человека. Диалектика поиска истины приводит к ее тройственному пониманию: 1) истина — это содержание, тождественное «чистому» (самотождественному и вечносущему) бытию; 2) истина — это характеристика познания, стремящегося либо к этому «чистому» бытию (истина — это знание), либо к возникающему и исчезающему (становлению) вещей (мнение); 3) истина — это свойство человеческого существования в мире, моделью которого выступает в философии Платона государство. Философское понимание истины Платона становится образцом для дальнейшего поиска истины во все последующие эпохи истории западной философии.
Яковлев В.А. - Информационная парадигма ценностных модальностей науки |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.4.17276
Аннотация: Предметом исследования является анализ ценностных модальностей в информационно-коммуникативной парадигме науки. Подчёркивается, что бытие (онтология) науки в сфере культуры является не только образцом и моделью информационно-коммуникативных инновационных процессов во всех сферах человеческой деятельности, но обладает и важнейшими этическими характеристиками. Утверждается, что новейшие открытия в физике, космологии и особенно в биологии не только существенным образом изменяют информационные ресурсы и мировоззренческие представления, но также затрагивают глубинные, экзистенциальные характеристики как учёных, так и всех людей на Земле. Для исследования ценностей науки с точки зрения их информационной значимости используется метод герменевтической диалектики на основе принципа бинарности и поуровневого анализа системы научной деятельности в смысловых контекстах социокультурного исторического процесса. Новизна исследования заключается в следующих утверждениях. Актуальность ценностной проблематики науки тесно связана с решением вопроса о методологии исследования ценностей с точки зрения их информационно-коммуникативной значимости. Выявлены основные ценностные модальности науки на трёх основных уровнях системы научной деятельности в смысловых контекстах социокультурного исторического процесса. Утверждается, что через этические нормы и идеалы научного сообщества наиболее полно выражаются общечеловеческие ценности солидарности, информированности, коммуникативности, сплоченности, толерантности и гуманности.
Яковлев В.А. - Информационная парадигма ценностных модальностей науки |
|
c. 536-545
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.4.67806
Аннотация: Предметом исследования является анализ ценностных модальностей в информационно-коммуникативной парадигме науки. Подчёркивается, что бытие (онтология) науки в сфере культуры является не только образцом и моделью информационно-коммуникативных инновационных процессов во всех сферах человеческой деятельности, но обладает и важнейшими этическими характеристиками. Утверждается, что новейшие открытия в физике, космологии и особенно в биологии не только существенным образом изменяют информационные ресурсы и мировоззренческие представления, но также затрагивают глубинные, экзистенциальные характеристики как учёных, так и всех людей на Земле. Для исследования ценностей науки с точки зрения их информационной значимости используется метод герменевтической диалектики на основе принципа бинарности и поуровневого анализа системы научной деятельности в смысловых контекстах социокультурного исторического процесса. Новизна исследования заключается в следующих утверждениях. Актуальность ценностной проблематики науки тесно связана с решением вопроса о методологии исследования ценностей с точки зрения их информационно-коммуникативной значимости. Выявлены основные ценностные модальности науки на трёх основных уровнях системы научной деятельности в смысловых контекстах социокультурного исторического процесса. Утверждается, что через этические нормы и идеалы научного сообщества наиболее полно выражаются общечеловеческие ценности солидарности, информированности, коммуникативности, сплоченности, толерантности и гуманности.
Микешина Л.А. - Становление эпистемологии гуманитарной науки |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.4.14136
Аннотация: На историческом примере, исследованном Э. Кассирером в «Философии Просвещения» (1932), рассматривается становление классической эстетики в XVIII в. как своего рода образца, модели формирования гуманитарной науки. Опыт философии этого времени ценен и интересен тем, что он сложился до позитивизма, до того, как возникла и сформировалась своего рода «матрица», ставшая хрестоматийным представлением о науке и «едином научном методе», когда не только утверждался приоритет рационального знания, но и не утратило своей ценности гуманитарно-эстетическое знание как самостоятельный, особый тип науки. Это существенно обогащало категорию субъекта теории познания в целом, где его веками рассматривали только как предельную абстракцию – трансцендентальный субъект – главное условие получения истинного знания. В классической эстетике стремились само чувственное сделать достойным познания предметом, наряду с рациональным знанием. Это закладывало основы гуманитарного знания как самостоятельного типа науки, имеющего свою онтологию и, как следствие, свои принципы «научности», истинности, методы и методологию, философские предпосылки и историю развития. Прежде всего – это понимание особой роли и природы субъекта и объекта, как абстракций другого уровня – философско-эмпирического, где они представлены в культурно-историческом и социальном контексте, в системе ценностей и социальных норм. Рассматриваются позиции Кассирера, оценивающего идеи Н. Буало-Депрео, И. Гёте, Ф. Вольтера, Д. Дидро, Г. Лессинга, И. Канта, А. Шефтсбери, а также обоснование систематической эстетики у А. Баумгартена с его обращением к идеям Г. Лейбница и Х. Вольфа.
Микешина Л.А. - Становление эпистемологии гуманитарной науки |
|
c. 563-572
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.4.66467
Аннотация: На историческом примере, исследованном Э. Кассирером в «Философии Просвещения» (1932), рассматривается становление классической эстетики в XVIII в. как своего рода образца, модели формирования гуманитарной науки. Опыт философии этого времени ценен и интересен тем, что он сложился до позитивизма, до того, как возникла и сформировалась своего рода «матрица», ставшая хрестоматийным представлением о науке и «едином научном методе», когда не только утверждался приоритет рационального знания, но и не утратило своей ценности гуманитарно-эстетическое знание как самостоятельный, особый тип науки. Это существенно обогащало категорию субъекта теории познания в целом, где его веками рассматривали только как предельную абстракцию – трансцендентальный субъект – главное условие получения истинного знания. В классической эстетике стремились само чувственное сделать достойным познания предметом, наряду с рациональным знанием. Это закладывало основы гуманитарного знания как самостоятельного типа науки, имеющего свою онтологию и, как следствие, свои принципы «научности», истинности, методы и методологию, философские предпосылки и историю развития. Прежде всего – это понимание особой роли и природы субъекта и объекта, как абстракций другого уровня – философско-эмпирического, где они представлены в культурно-историческом и социальном контексте, в системе ценностей и социальных норм. Рассматриваются позиции Кассирера, оценивающего идеи Н. Буало-Депрео, И. Гёте, Ф. Вольтера, Д. Дидро, Г. Лессинга, И. Канта, А. Шефтсбери, а также обоснование систематической эстетики у А. Баумгартена с его обращением к идеям Г. Лейбница и Х. Вольфа.
А.А. Воронин - Условия выбора и выбор условий |
|
c. 932-941
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.7.62941
Аннотация: Ставится под сомнение возможность общей теории поведения человека и предпринимается попытка очертить зону его корректного анализа. Проблема выбора рассматривается как исторически конкретное единство внешних условий и внутренних мотивов поступков. Сознательный выбор — не рациональный выбор, так как сознание не тождественно рацио. Предметом анализа в статье является организация сознания в массовой культуре и его связь с социокультурным контекстом. Классическая дилемма рационального (Кант) и фидеистического (Киркегор) обоснования морального выбора не работает в современной ситуации. Различие рациональности и резонерства трактуется как глубокий социокультурный сдвиг, определивший изменения в общественном сознании, наряду с такими факторами, как ускоренная изменчивость и ценностная переориентация общества. Разрабатывается понятие «идентификационной матрицы» как «клеточки» самосознания homo demos, и аппарат, позволяющий описывать реальные коллизии человека перед проблемой выбора.
Фёдоров С.В. - Основные подходы к проблеме истины в истории философии и русская религиозная философия |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.8.19870
Аннотация: В статье предметом исследования являются основные подходы к проблеме истины и соотношение с ними работ русских религиозных философов. В качестве основных подходов выделяются онтологический, гносеологический, экзистенциальный и релятивистский (нигилистический). Онтологический подход базируется на принципе тождества мышления и бытия, истина это подлинное бытие. Данный подход возникает на основе мифологического мышления. Гносеологический подход основан на противопоставлении субъекта и объекта познания, а экзистенциальный подход выстраивается как обращение к условиям, предшествующим субъект-объектному разделению. Истина понимается как экзистенция, как ценность. Релятивистский подход в своем развитии нивелирует понятие истины, в конечном счете прямо рассматривая его как фикцию. Выделение указанных подходов и соотнесение их с русской религиозной философией осуществлено с помощью сравнительно-исторического метода, диалектической методологии. В работах русских религиозных философов прослеживается онтологическая тенденция, истина понимается как «сущее всеединое». Согласно В.С. Соловьеву, истина постигается в «мистическом» единстве рациональных и иррациональных сторон предмета, в единстве субъекта и объекта познания. Для раскрытия внутренней логики этого единства А.Ф. Лосев обращается к неоплатонической диалектике. При этом русские религиозные философы подвергают критике гносеологический подход, субъективно-идеалистические тенденции экзистенциального подхода, релятивистский (нигилистический) подход. В статье делается вывод о том, что русская религиозная философия является своеобразным продолжением античной и средневековой онтологической традиции. Прослеживаются мифологические основания специфики русской религиозной философии.
Фёдоров С.В. - Основные подходы к проблеме истины в истории философии и русская религиозная философия |
|
c. 1184-1191
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.8.68139
Аннотация: В статье предметом исследования являются основные подходы к проблеме истины и соотношение с ними работ русских религиозных философов. В качестве основных подходов выделяются онтологический, гносеологический, экзистенциальный и релятивистский (нигилистический). Онтологический подход базируется на принципе тождества мышления и бытия, истина это подлинное бытие. Данный подход возникает на основе мифологического мышления. Гносеологический подход основан на противопоставлении субъекта и объекта познания, а экзистенциальный подход выстраивается как обращение к условиям, предшествующим субъект-объектному разделению. Истина понимается как экзистенция, как ценность. Релятивистский подход в своем развитии нивелирует понятие истины, в конечном счете прямо рассматривая его как фикцию. Выделение указанных подходов и соотнесение их с русской религиозной философией осуществлено с помощью сравнительно-исторического метода, диалектической методологии. В работах русских религиозных философов прослеживается онтологическая тенденция, истина понимается как «сущее всеединое». Согласно В.С. Соловьеву, истина постигается в «мистическом» единстве рациональных и иррациональных сторон предмета, в единстве субъекта и объекта познания. Для раскрытия внутренней логики этого единства А.Ф. Лосев обращается к неоплатонической диалектике. При этом русские религиозные философы подвергают критике гносеологический подход, субъективно-идеалистические тенденции экзистенциального подхода, релятивистский (нигилистический) подход. В статье делается вывод о том, что русская религиозная философия является своеобразным продолжением античной и средневековой онтологической традиции. Прослеживаются мифологические основания специфики русской религиозной философии.
Шиповская Л.П., Гемонов А.В. - Философская интерпретация геральдических символов Руси в период правления Иоанна III (Великого) –Иоанна IV (Грозного) |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.9.12741
Аннотация: В статье реализована попытка философского анализа геральдической символики Руси периода правления Иоанна III и Иоанна IV. В качестве объекта философской интерпретации в статье представлены символы двуглавого орла, всадника (Георгия Победоносца) и единорога. Авторским видением рассматриваемого вопроса выступает тот факт, что авторы данной статьи считают, что именно семиотика позволяет выявить и проанализировать знаково-символические основания социальной жизни того времени, включающей с одной стороны разнообразные формы совместной практической деятельности индивидов, а с другой стороны, символические и знаковые формы их отражения. Исследование опирается на семиотический подход как эвристичный метод философской интерпретации геральдических атрибутов указанного фрагмента исторического прошлого. Стандартный семиотический анализ с определением означающего, означаемого и референта (по методологической схеме У. Эко) в данной статье дополняется использованием архетипической теории Юнга. Делаются вывод о том, что философская интерпретация геральдических символов позволяет утверждать об их значении как символическом средстве выражения самодержавного статуса царской власти, сначала «Великой», а затем «Грозной». Сложившиеся на тот момент государство со множеством присоединенных территорий нуждалось в сильной и авторитетной власти. И геральдические символы служили символическим средством поддержания и укрепления властного статуса самодержцев. Фактически, выступая знаково-символическим аспектом социальной жизни, геральдические изображения служили средством укрепления и поддержания самодержавного статуса царской власти, создавая вокруг правителей ореол славы, мудрости, героизма.
Шиповская Л.П., Гемонов А.В. - Философская интерпретация геральдических символов Руси в период правления Иоанна III (Великого) –Иоанна IV (Грозного) |
|
c. 1304-1311
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.9.65492
Аннотация: В статье реализована попытка философского анализа геральдической символики Руси периода правления Иоанна III и Иоанна IV. В качестве объекта философской интерпретации в статье представлены символы двуглавого орла, всадника (Георгия Победоносца) и единорога. Авторским видением рассматриваемого вопроса выступает тот факт, что авторы данной статьи считают, что именно семиотика позволяет выявить и проанализировать знаково-символические основания социальной жизни того времени, включающей с одной стороны разнообразные формы совместной практической деятельности индивидов, а с другой стороны, символические и знаковые формы их отражения. Исследование опирается на семиотический подход как эвристичный метод философской интерпретации геральдических атрибутов указанного фрагмента исторического прошлого. Стандартный семиотический анализ с определением означающего, означаемого и референта (по методологической схеме У. Эко) в данной статье дополняется использованием архетипической теории Юнга. Делаются вывод о том, что философская интерпретация геральдических символов позволяет утверждать об их значении как символическом средстве выражения самодержавного статуса царской власти, сначала «Великой», а затем «Грозной». Сложившиеся на тот момент государство со множеством присоединенных территорий нуждалось в сильной и авторитетной власти. И геральдические символы служили символическим средством поддержания и укрепления властного статуса самодержцев. Фактически, выступая знаково-символическим аспектом социальной жизни, геральдические изображения служили средством укрепления и поддержания самодержавного статуса царской власти, создавая вокруг правителей ореол славы, мудрости, героизма.
Максимов Л.В. - Знание и ценности в структуре гуманитарных дисциплин |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.11.21062
Аннотация: Предметом исследования в данной статье является двойственный – одновременно ценностный и когнитивный – статус гуманитарных дисциплин. Несмотря на очевидное присутствие ценностного элемента в составе этих дисциплин (причём присутствие не только как объекта познания, но и в качестве собственной ценностной позиции учёного), они обычно квалифицируются в философско-методологической литературе только как отрасли знания, как особые науки (сопоставляемые с другими науками). В статье даётся иная трактовка структуры и функций гуманитарных дисциплин. Показано, что в этой сфере фактически сложились два взаимосвязанных и формально нераздельных, но по существу не совпадающих вида интеллектуальной деятельности: наряду с гуманитарными науками, которые описывают и объясняют реалии человеческого бытия, это еще и ценностно-нормативные учения, выдвигающие и рационально обосновывающие те или иные жизненные установки людей. Методологической основой данного исследования является нонкогнитивистский подход, отстаивающий внепознавательную специфику ценностно-нормативных феноменов сознания, их принципиальную несводимость к знанию. Этот подход сформировался в последние несколько десятилетий как альтернатива традиционной когнитивистской парадигме, трактующей человеческую ментальность в целом как сферу исключительно знания и познания. Важным практическим следствием дискредитации когнитивистской парадигмы является радикальная переориентация методологии нравственного воспитания: отказ от традиционной «просветительской» установки (согласно которой ценности ретранслируются посредством передачи «знаний» о добре, долге и пр., т.е. посредством моральных прописей и назиданий), в пользу более эффективных методов психологического и социально-детерминистического воздействия на души воспитуемых.
Максимов Л.В. - Знание и ценности в структуре гуманитарных дисциплин |
|
c. 1498-1505
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.11.68306
Аннотация: Предметом исследования в данной статье является двойственный – одновременно ценностный и когнитивный – статус гуманитарных дисциплин. Несмотря на очевидное присутствие ценностного элемента в составе этих дисциплин (причём присутствие не только как объекта познания, но и в качестве собственной ценностной позиции учёного), они обычно квалифицируются в философско-методологической литературе только как отрасли знания, как особые науки (сопоставляемые с другими науками). В статье даётся иная трактовка структуры и функций гуманитарных дисциплин. Показано, что в этой сфере фактически сложились два взаимосвязанных и формально нераздельных, но по существу не совпадающих вида интеллектуальной деятельности: наряду с гуманитарными науками, которые описывают и объясняют реалии человеческого бытия, это еще и ценностно-нормативные учения, выдвигающие и рационально обосновывающие те или иные жизненные установки людей. Методологической основой данного исследования является нонкогнитивистский подход, отстаивающий внепознавательную специфику ценностно-нормативных феноменов сознания, их принципиальную несводимость к знанию. Этот подход сформировался в последние несколько десятилетий как альтернатива традиционной когнитивистской парадигме, трактующей человеческую ментальность в целом как сферу исключительно знания и познания. Важным практическим следствием дискредитации когнитивистской парадигмы является радикальная переориентация методологии нравственного воспитания: отказ от традиционной «просветительской» установки (согласно которой ценности ретранслируются посредством передачи «знаний» о добре, долге и пр., т.е. посредством моральных прописей и назиданий), в пользу более эффективных методов психологического и социально-детерминистического воздействия на души воспитуемых.
Копцева Н.П. - Проблема истины в философии религии. Специфика конгцептуализации истины в буддийской философии |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.11.9619
Аннотация: Целью философского исследования является рассмотрение философии религии в качестве особой формы философского знания, отличающейся от истории религии, психологии религии, религиоведения. Анализ исторического развития философии религии от Иммануила Канта до адептов социальной антропологии позволяет выделить основную проблематику и основные понятия, характерные для философии религии. Философия религии по-особому ставит и решает классическую для философского знания проблему истины. Именно в философии религии истина рассматривается в контексте абсолютной ценности. Носителем абсолютной истины в философии религии является откровение, присущее конкретной форме религии. Рассмотрение специфики философско-религиозной концептуализации истины дополняется экскурсом в буддийскую философию. В махаянской философии Нагарджуны и школы йогачаров можно найти образцы моделирования абсолютной истины, уникальные именно для религиозной культуры стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается, что апофатические модели истины, свойственные как православному богословию, так и буддийским школам махаяны могут способствовать эффективному мировоззренческому диалогу между российским и интеллектуальным сообществом и интеллектуалами стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Копцева Н.П. - Проблема истины в философии религии. Специфика конгцептуализации истины в буддийской философии |
|
c. 1564-1573
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.11.63550
Аннотация: Целью философского исследования является рассмотрение философии религии в качестве особой формы философского знания, отличающейся от истории религии, психологии религии, религиоведения. Анализ исторического развития философии религии от Иммануила Канта до адептов социальной антропологии позволяет выделить основную проблематику и основные понятия, характерные для философии религии. Философия религии по-особому ставит и решает классическую для философского знания проблему истины. Именно в философии религии истина рассматривается в контексте абсолютной ценности. Носителем абсолютной истины в философии религии является откровение, присущее конкретной форме религии. Рассмотрение специфики философско-религиозной концептуализации истины дополняется экскурсом в буддийскую философию. В махаянской философии Нагарджуны и школы йогачаров можно найти образцы моделирования абсолютной истины, уникальные именно для религиозной культуры стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается, что апофатические модели истины, свойственные как православному богословию, так и буддийским школам махаяны могут способствовать эффективному мировоззренческому диалогу между российским и интеллектуальным сообществом и интеллектуалами стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Туркин С.В. - Истина и сакральное |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.12.13375
Аннотация: Статья посвящена взаимоотношениям между понятиями истины и сакрального, в том числе в исторической перспективе. Обсуждены вопросы зарождения философского понятия истины у Парменида и дальнейшее развитие понятия в работах Платона; в этой связи рассмотрена этимология греческого слова ἀλήθεια (истина) и взаимосвязь его значений со свойствами сакрального. Особое внимание уделено сходству между свойствами сакрального и истины, взаимовлиянию двух понятий в свете идущего на современном этапе развития человечества расколдовывания мира, возникновения квазирелигий и парарелигий. В работе применен феноменологический подход. Кроме того, использовались традиционные философские и лингвистические методы, в том числе: абстрагирование, сравнение, обобщение, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование, языковой анализ, сравнительный и исторический методы. Показано, что с момента зарождения философского понятия истины существовала тесная связь этого понятия с понятием сакрального. Определены наиболее существенные характеристики, связывающие два понятия. Сделан вывод о том, что каждая истина является сакральной или квазисакральной. Установлено, что изменение смысла и значений одного рассматриваемого понятия оказывает прямое влияние на значение и смысл другого понятия. В этой связи проанализирована связь между нарциссизмом как предельной субъективизацией сакрального и солипсизмом как предельной субъективизацией истины.
Туркин С.В. - Истина и сакральное |
|
c. 1841-1851
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.12.67264
Аннотация: Статья посвящена взаимоотношениям между понятиями истины и сакрального, в том числе в исторической перспективе. Обсуждены вопросы зарождения философского понятия истины у Парменида и дальнейшее развитие понятия в работах Платона; в этой связи рассмотрена этимология греческого слова ἀλήθεια (истина) и взаимосвязь его значений со свойствами сакрального. Особое внимание уделено сходству между свойствами сакрального и истины, взаимовлиянию двух понятий в свете идущего на современном этапе развития человечества расколдовывания мира, возникновения квазирелигий и парарелигий. В работе применен феноменологический подход. Кроме того, использовались традиционные философские и лингвистические методы, в том числе: абстрагирование, сравнение, обобщение, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование, языковой анализ, сравнительный и исторический методы. Показано, что с момента зарождения философского понятия истины существовала тесная связь этого понятия с понятием сакрального. Определены наиболее существенные характеристики, связывающие два понятия. Сделан вывод о том, что каждая истина является сакральной или квазисакральной. Установлено, что изменение смысла и значений одного рассматриваемого понятия оказывает прямое влияние на значение и смысл другого понятия. В этой связи проанализирована связь между нарциссизмом как предельной субъективизацией сакрального и солипсизмом как предельной субъективизацией истины.
|
|