Статья 'Проблема либретто глазами оперного режиссера' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Проблема либретто глазами оперного режиссера

Чепинога Алла Валерьевна

кандидат искусствоведения

начальник, отдел учебно-производственной театральной практики, Российский институт театрального искусства - ГИТИС

129090, Россия, г. Москва, ул. Каланчевская, 30, кв. 22

Chepinoga Alla Valer'evna

PhD in Art History

Head of the department of the educational-field theatrical practice, The Russian University of Theatre Arts (GITIS)

129090, Russia, g. Moscow, ul. Kalanchevskaya, 30, kv. 22

allachepinoga@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.3.18276

Дата направления статьи в редакцию:

10-03-2016


Дата публикации:

20-05-2016


Аннотация: Предмет исследования. Предметом исследования в данной статье являются оперное либретто, его значение, место и роль в процессе постановки оперного спектакля. Особо подчёркивается, что оперное либретто не может претендовать на приоритет в праве интерпретации исходного литературного материала, либо жизненного факта, поскольку создается только в связи с написанием музыки и под влиянием композитора, пишущего оперу. Оперное либретто в литературном тексте фиксирует идею композитора, а не либреттиста. Идею, которая заложена в партитуру.Поэтому либретто никогда не будет самостоятельным носителей идеи оперы. При постановке спектакля режиссер, поэтому. не может опираться на сюжетную схему, зафиксированную в либретто. Это грозит режиссеру-постановщику выхолащиванием идеи композитора, искажением собственного замысла и, как результат – постановку оперного спектакля в виде драматического действия, проиллюстрированного музыкой, где музыка композитора будет исполнять служебную, сопровождающую и «раскрашивающшую» сюжет роль. Особо подчёркивается недопустимость переписывания старых либретто, поскольку они органически связаны с той музыкой, которая написана по поводу данного сюжета. Показывается, что искусство оперы имеет свою специфику, свое отношение к сценическому времени и поэтому – свое своеобразие. Опера, как "искусство остановленного мгновения" делает упор на эмоции и чувства персонажей, испытываемые ими по поводу событий сюжета. а не на сам сюжет. Нарушение этой специфики путем придания сюжету «занимательности» отменяет главное значение оперного спектакля, как фиксатора «мгновения чувств», превращая оперу "живые картины". Показано так же, почему у режиссеров и либреттистов появляется потребность изменить либретто оперы. Объясняется так же принципиальная разница между сюжетом и действием, которую устанавливает метод действенного анализа. Применение его к анализу партитуры и приводит к адекватному воспроизведению замысла композитора, в то время, как реализация сюжетной схемы, заложенной в либретто, убивает саму цель и назначение оперного искусства. Особо рассматривается причины, по которым оперное искусство в ХХ-ХХI веке якобы теряет свою актуальность: меняется система зрительского восприятия. Подчеркивается, что при профессиональном подходе к решению данной проблемы, противоречие между современным зрительским восприятием и «историчностью» формы оперы возможно преодолеть. Метод или методология исследования. В статье проведён тщательный теоретический анализ с целью разграничения функций композитора, либреттиста и режиссера. Для этого по теме исследования проведено изучение достаточно большого корпуса литературы, посвященной как проблеме написания либретто, так и проблеме реализации композиторского замысла в оперном театре: изучены работы классиков режиссуры по теории действенного анализа в драматическом и оперном театре, теории драматической и оперной режиссуры (малая часть из которого представлена в списке литературы) с подробным конспектированием и цитированием. Научная новизна и выводы. Нарастающая тенденция к модернизации либретто путем переписывания исторического классического текста, созданного в содружестве с композитором чревато для оперного театра гибелью самого вида искусства «оперного спектакля». Желая сделать оперу «более воспринимаемой» современным зрителем, либреттисты стремятся придать сюжету «современной» «занимательности», чем уничтожают саму цель и назначение оперного произведения. Между тем, проблема преодоления разрыва коммуникации оперы с современным зрителем лежит совершенно не в плоскости сюжета. Помимо объективно-исторических факторов (смена системы зрительского восприятия), причиной является непрофессионализм современной оперной режиссуры, пренебрегающей, по неумению, главным правилом оперного действенного анализа: идея произведения, сквозное действие и конфликт заложены не в литературной основе оперы, а в партитуре.


Ключевые слова:

театр, режиссура, теория режиссуры, действие, действенный анализ, сюжет, опера, оперная режиссура, либретто, музыка

Abstract: The subject of this research is the opera libretto, its importance, role and place in the process of staging a spectacle. The author emphasizes that opera libretto cannot contend for priority in interpretation of the initial literary material, or life story, because it is created only under the influence of a composer who writes the music for the opera. The opera libretto in the literary text is oriented on the idea of a composer, rather than a librettist, the idea that is placed in the score. Thus libretto can never become an independent carries of the opera plot, and the director of a play cannot base on the storyline captured in the libretto. For preparation of this research the author studied a large volume of literature dedicated to the issue of libretto writing, as well as the problem of realization of composer’s idea in opera theatre. The growing trend towards modernization of libretto via rewriting of the historical classical text, created in union with the composer, can result in the perishing of the very form of the art of “opera spectacle”. In an attempt to make the opera “more acceptable” for the modern audience, the librettists strive to endow the plot with “modern” “entertainment”, and in doing so, destroy the very goal and purpose of the opera work.  


Keywords:

Theatre, Directing, Theory of directing, Action, Acting analysis, Storyline, Opera, Opera directing, Libretto, Music

Библиография
1. Димитрин Ю.Г. Опера. Либретто. Зритель / Ю.Г. Димитрин // Театр. 1971. № 1 // ceo.spb.ru/libretto/docs/operalibretto.shtml.
2. Соллертинский И. Избранные статьи о музыке М.-Л.: Искусство, 1946, 144 с.
3. Лаптева Е. Р. Поэтика литературного либретто на сюжеты произведений А. С. Пушкина в русской опере рубежа XIX-XX веков: автореф на соиск уч. степ кандид. искусствов. Екатеринбург, 2002. С. 2.
4. Акулов Е.А. Оперная музыка и сценическое действие / Е.А. Акулов. М., Всероссийское театральное общество, 1978. 455 с.
5. Покровский Б. А. Размышления об опере. М., Советский композитор, 1979. 280 с.
6. Соллертинский И. И. Драматургия оперного либретто // Критические статьи. М.: Музгиз, 1963. С. 91-107.
7. Маркарян Н.А. Проблемы поэтики современного оперного спектакля // Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. Л., 1994. 16 с.
8. Михайлов Л.Д. Семь глав о театре. Размышления, воспоминания, диалоги. М.: Искусство, 1985. 336 с.
9. Покровский Б.А. Ступени профессии. М.: Всероссийское театральное общество, 1984. 344 с.
10. Ансимов Г.П. Режиссер в музыкальном театре. М.: ВТО, 1980. 319 c.
11. Freudenberger H., North G. Burn-out bei Frauen. 2-nd ed. Frankfurt, 1992.
12. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии, 2008. № 2. С. 3-12.
13. Беленкова И. Я. К проблеме диалога в опере (на материале лирико-психологической оперы П.И. Чайковского): Дисс. канд. искусствоведения. 1983. 206 с.
14. Беляев В. К вопросу о советском оперном либретто // Жизнь искусства, 1929. № 5. 27 января. С. 2-3.
15. Бонфельд М. Проблема двуязычия в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» // Чайковский и русская литература. Ижевск: Удмуртия, 1980. 232 с.
16. Бубенникова Л. К проблеме художественного взаимодействия музыкального и драматического театров // Проблемы музыкальной науки. Вып. 3. М.: Музыка, 1975. С. 38-63.
17. Вайдман П. Работа П. И. Чайковского над рукописью либретто «Пиковая дама» // Чайковский и русская литература. Ижевск: Удмуртия, 1980. 232 с.
18. Ванслов В. Концепция спектакля в оперном театре // Советская музыка. 1970. № 1. С. 59-68.
19. Ванслов В.В. Синтез искусств в оперном спектакле: Автореф. на соиск. уч. степени доктора искусствоведения. М., 1964. 28 с.
20. Вопросы оперной драматургии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Ю. Н. Тюлина. М.: Музыка, 1975. 315 с.
21. Ганзбург Г. О либреттологии // Сов. музыка. 1990. № 2. С. 78-79.
22. Ганзбург Г. Шубертоведение и либреттология // Франц Шуберт: К 200-летию со дня рождения: Материалы междунар. науч. конференции/ Моск. гос. консерватория, Шуберт, о-во. М.: Просв., 1997. С. 111-115.
23. Гуренко Е. Специфика художественной интерпретации: Опыт логического анализа // Вопросы исполнительского искусства. Новосибирск, 1974. С. 17-42.
24. Гурьев Г. Темпоритм в оперной драматургии // Вопросы оперной драматургии: Сб. статей. М.: Музыка, 1975. С. 36-66.
25. Джагацпанянк А. О закономерностях воздействия ритма словесной речи на вокальную и инструментальную мелодику: Дис. канд. искусствоведения. М., 1981. 199 л.
26. Димитрин Ю.Г. Двух муз союз прекрасный / Ю.Г. Димитрин // Либретто во сне и наяву: Интернет страница Юрия Димитрина //ceo.spb.ru/libretto/sleep/musy.shtml
27. Димитрин Ю.Г. Попытка методологии. / Ю.Г. Димитрин // Либретто во сне и наяву: Интернет страница Юрия Димитрина //ceo.spb.ru/libretto/konlan/metod.shtml#top
28. Димитрин Ю.Г. Оперная реформа XVIII века. Что реформировалось? Кто реформатор? / Ю.Г. Димитрин // Либретто во сне и наяву: Интернет страница Юрия Димитрина //ceo.spb.ru/libretto/sleep/reform.shtml
29. Димитрин Ю.Г. Рондо-каприччиозо вокруг либретто / Ю.Г. Димитрин // Либретто во сне и наяву: Интернет страница Юрия Димитрина //ceo.spb.ru/libretto/sleep/rondo.shtml
30. Казанцева Л. П. Автор в музыкальном содержании: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М., 1998. 40 с.
31. Коробков С. «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность» («Пиковая дама» Вс. Мейерхольда) // Муз. академия. 1995. № 4-5. С. 104-110.
32. Кулешова Г.Г. Вопросы драматургии оперы / Г.Г. Кулешова. Мн.: Наука и техника, 1979. 231 с.
33. Лукашев В. Либретто: алгебра и гармония // Муз. жизнь. 1985. № 15. С. 5.
34. Нилова Т.В. Типология сценических ситуаций в русской классической опере. Методика морфологического анализа: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1993. 24 с.
35. Пекелис М. Драматургия Пушкина и русская опера // Советская музыка. 1937. № 5. С. 45-60
36. Пивоварова И.Л. Либретто отечественной оперы: аспекты интерпретации литературного первоисточника: Автореф кандид на соиск уч ст канд. искусствовед. Магнитогорск, 2002. 256 с.
37. Покровский Б.А. Ступени профессии. М.: Всероссийское театральное общество, 1984, 344 с.
38. Полякова Л. О современном оперном либретто // Сов. музыка. 1959. № 8. С. 11-17.
39. Ракум. Г. «Авторское слово» в оперной драматургии: Дис. канд. искусствоведения. М., 1993. 179 с.
40. Ручьевская Е.А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера, «Снегурочка» Римского-Корсакова: Стиль, Драматургия, Слово и музыка. СПб.: Композитор, 2002. С. 96-97.
41. Спасский С. Заметки об оперном либретто // Советская музыка. 1948. № 8. С. 43.
42. Струве, Алекс. Об оперных «либретто» // Музыка: Альманах. М., 1912. 29 дек. № 110. С. 1120-1129.
43. Федичева О.В. Механизм взаимодействия музыкального и речевого ритмов: Дис. канд. филол. наук. М., 1995. 241 с.
44. Черная Е.С. Либретто // Муз. энциклопедия. Т. 3. М.: Сов. энциклопедия. С. 262-263.
45. Чернова Т.Ю. Теоретические проблемы музыкальной драматургии: Дис. канд. искусствоведения. М., 1979. 225 с.
46. Шавердян А. Опера и ее литературный первоисточник// Советская опера: Сб. критич. статей / Ред.-сост. М. Гринберг и Н. Полякова. М.: Музгиз, 1953. С. 132-144.
47. Ярустовский Б.М. Драматургия русской оперной классики: Работа русских композиторов-классиков над оперой / Б.М. Ярустовский. М.: Государственное Музыкальное Издательство, 1953. 403 с.
References
1. Dimitrin Yu.G. Opera. Libretto. Zritel' / Yu.G. Dimitrin // Teatr. 1971. № 1 // ceo.spb.ru/libretto/docs/operalibretto.shtml.
2. Sollertinskii I. Izbrannye stat'i o muzyke M.-L.: Iskusstvo, 1946, 144 s.
3. Lapteva E. R. Poetika literaturnogo libretto na syuzhety proizvedenii A. S. Pushkina v russkoi opere rubezha XIX-XX vekov: avtoref na soisk uch. step kandid. iskusstvov. Ekaterinburg, 2002. S. 2.
4. Akulov E.A. Opernaya muzyka i stsenicheskoe deistvie / E.A. Akulov. M., Vserossiiskoe teatral'noe obshchestvo, 1978. 455 s.
5. Pokrovskii B. A. Razmyshleniya ob opere. M., Sovetskii kompozitor, 1979. 280 s.
6. Sollertinskii I. I. Dramaturgiya opernogo libretto // Kriticheskie stat'i. M.: Muzgiz, 1963. S. 91-107.
7. Markaryan N.A. Problemy poetiki sovremennogo opernogo spektaklya // Avtoref. diss. na soisk. uch. st. kand. iskusstvovedeniya. L., 1994. 16 s.
8. Mikhailov L.D. Sem' glav o teatre. Razmyshleniya, vospominaniya, dialogi. M.: Iskusstvo, 1985. 336 s.
9. Pokrovskii B.A. Stupeni professii. M.: Vserossiiskoe teatral'noe obshchestvo, 1984. 344 s.
10. Ansimov G.P. Rezhisser v muzykal'nom teatre. M.: VTO, 1980. 319 c.
11. Freudenberger H., North G. Burn-out bei Frauen. 2-nd ed. Frankfurt, 1992.
12. Lengle A. Emotsional'noe vygoranie s pozitsii ekzistentsial'nogo analiza // Voprosy psikhologii, 2008. № 2. S. 3-12.
13. Belenkova I. Ya. K probleme dialoga v opere (na materiale liriko-psikhologicheskoi opery P.I. Chaikovskogo): Diss. kand. iskusstvovedeniya. 1983. 206 s.
14. Belyaev V. K voprosu o sovetskom opernom libretto // Zhizn' iskusstva, 1929. № 5. 27 yanvarya. S. 2-3.
15. Bonfel'd M. Problema dvuyazychiya v opere P. I. Chaikovskogo «Pikovaya dama» // Chaikovskii i russkaya literatura. Izhevsk: Udmurtiya, 1980. 232 s.
16. Bubennikova L. K probleme khudozhestvennogo vzaimodeistviya muzykal'nogo i dramaticheskogo teatrov // Problemy muzykal'noi nauki. Vyp. 3. M.: Muzyka, 1975. S. 38-63.
17. Vaidman P. Rabota P. I. Chaikovskogo nad rukopis'yu libretto «Pikovaya dama» // Chaikovskii i russkaya literatura. Izhevsk: Udmurtiya, 1980. 232 s.
18. Vanslov V. Kontseptsiya spektaklya v opernom teatre // Sovetskaya muzyka. 1970. № 1. S. 59-68.
19. Vanslov V.V. Sintez iskusstv v opernom spektakle: Avtoref. na soisk. uch. stepeni doktora iskusstvovedeniya. M., 1964. 28 s.
20. Voprosy opernoi dramaturgii: Sb. statei / Sost. i obshch. red. Yu. N. Tyulina. M.: Muzyka, 1975. 315 s.
21. Ganzburg G. O librettologii // Sov. muzyka. 1990. № 2. S. 78-79.
22. Ganzburg G. Shubertovedenie i librettologiya // Frants Shubert: K 200-letiyu so dnya rozhdeniya: Materialy mezhdunar. nauch. konferentsii/ Mosk. gos. konservatoriya, Shubert, o-vo. M.: Prosv., 1997. S. 111-115.
23. Gurenko E. Spetsifika khudozhestvennoi interpretatsii: Opyt logicheskogo analiza // Voprosy ispolnitel'skogo iskusstva. Novosibirsk, 1974. S. 17-42.
24. Gur'ev G. Temporitm v opernoi dramaturgii // Voprosy opernoi dramaturgii: Sb. statei. M.: Muzyka, 1975. S. 36-66.
25. Dzhagatspanyank A. O zakonomernostyakh vozdeistviya ritma slovesnoi rechi na vokal'nuyu i instrumental'nuyu melodiku: Dis. kand. iskusstvovedeniya. M., 1981. 199 l.
26. Dimitrin Yu.G. Dvukh muz soyuz prekrasnyi / Yu.G. Dimitrin // Libretto vo sne i nayavu: Internet stranitsa Yuriya Dimitrina //ceo.spb.ru/libretto/sleep/musy.shtml
27. Dimitrin Yu.G. Popytka metodologii. / Yu.G. Dimitrin // Libretto vo sne i nayavu: Internet stranitsa Yuriya Dimitrina //ceo.spb.ru/libretto/konlan/metod.shtml#top
28. Dimitrin Yu.G. Opernaya reforma XVIII veka. Chto reformirovalos'? Kto reformator? / Yu.G. Dimitrin // Libretto vo sne i nayavu: Internet stranitsa Yuriya Dimitrina //ceo.spb.ru/libretto/sleep/reform.shtml
29. Dimitrin Yu.G. Rondo-kaprichchiozo vokrug libretto / Yu.G. Dimitrin // Libretto vo sne i nayavu: Internet stranitsa Yuriya Dimitrina //ceo.spb.ru/libretto/sleep/rondo.shtml
30. Kazantseva L. P. Avtor v muzykal'nom soderzhanii: Avtoref. dis. d-ra iskusstvovedeniya. M., 1998. 40 s.
31. Korobkov S. «Pikovaya dama oznachaet tainuyu nedobrozhelatel'nost'» («Pikovaya dama» Vs. Meierkhol'da) // Muz. akademiya. 1995. № 4-5. S. 104-110.
32. Kuleshova G.G. Voprosy dramaturgii opery / G.G. Kuleshova. Mn.: Nauka i tekhnika, 1979. 231 s.
33. Lukashev V. Libretto: algebra i garmoniya // Muz. zhizn'. 1985. № 15. S. 5.
34. Nilova T.V. Tipologiya stsenicheskikh situatsii v russkoi klassicheskoi opere. Metodika morfologicheskogo analiza: Avtoref. dis. kand. iskusstvovedeniya. M., 1993. 24 s.
35. Pekelis M. Dramaturgiya Pushkina i russkaya opera // Sovetskaya muzyka. 1937. № 5. S. 45-60
36. Pivovarova I.L. Libretto otechestvennoi opery: aspekty interpretatsii literaturnogo pervoistochnika: Avtoref kandid na soisk uch st kand. iskusstvoved. Magnitogorsk, 2002. 256 s.
37. Pokrovskii B.A. Stupeni professii. M.: Vserossiiskoe teatral'noe obshchestvo, 1984, 344 s.
38. Polyakova L. O sovremennom opernom libretto // Sov. muzyka. 1959. № 8. S. 11-17.
39. Rakum. G. «Avtorskoe slovo» v opernoi dramaturgii: Dis. kand. iskusstvovedeniya. M., 1993. 179 s.
40. Ruch'evskaya E.A. «Ruslan» Glinki, «Tristan» Vagnera, «Snegurochka» Rimskogo-Korsakova: Stil', Dramaturgiya, Slovo i muzyka. SPb.: Kompozitor, 2002. S. 96-97.
41. Spasskii S. Zametki ob opernom libretto // Sovetskaya muzyka. 1948. № 8. S. 43.
42. Struve, Aleks. Ob opernykh «libretto» // Muzyka: Al'manakh. M., 1912. 29 dek. № 110. S. 1120-1129.
43. Fedicheva O.V. Mekhanizm vzaimodeistviya muzykal'nogo i rechevogo ritmov: Dis. kand. filol. nauk. M., 1995. 241 s.
44. Chernaya E.S. Libretto // Muz. entsiklopediya. T. 3. M.: Sov. entsiklopediya. S. 262-263.
45. Chernova T.Yu. Teoreticheskie problemy muzykal'noi dramaturgii: Dis. kand. iskusstvovedeniya. M., 1979. 225 s.
46. Shaverdyan A. Opera i ee literaturnyi pervoistochnik// Sovetskaya opera: Sb. kritich. statei / Red.-sost. M. Grinberg i N. Polyakova. M.: Muzgiz, 1953. S. 132-144.
47. Yarustovskii B.M. Dramaturgiya russkoi opernoi klassiki: Rabota russkikh kompozitorov-klassikov nad operoi / B.M. Yarustovskii. M.: Gosudarstvennoe Muzykal'noe Izdatel'stvo, 1953. 403 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.