Статья 'Проблема истины в философии религии. Специфика конгцептуализации истины в буддийской философии' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Копцева Н.П. Проблема истины в философии религии. Специфика конгцептуализации истины в буддийской философии

Аннотация: Целью философского исследования является рассмотрение философии религии в качестве особой формы философского знания, отличающейся от истории религии, психологии религии, религиоведения. Анализ исторического развития философии религии от Иммануила Канта до адептов социальной антропологии позволяет выделить основную проблематику и основные понятия, характерные для философии религии. Философия религии по-особому ставит и решает классическую для философского знания проблему истины. Именно в философии религии истина рассматривается в контексте абсолютной ценности. Носителем абсолютной истины в философии религии является откровение, присущее конкретной форме религии. Рассмотрение специфики философско-религиозной концептуализации истины дополняется экскурсом в буддийскую философию. В махаянской философии Нагарджуны и школы йогачаров можно найти образцы моделирования абсолютной истины, уникальные именно для религиозной культуры стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается, что апофатические модели истины, свойственные как православному богословию, так и буддийским школам махаяны могут способствовать эффективному мировоззренческому диалогу между российским и интеллектуальным сообществом и интеллектуалами стран Азиатско-Тихоокеанского региона.


Ключевые слова:

философия, истина, ценность, религия, откровение, философия религии, буддизм, махаяна, апофатика, Нагарджуна

Abstract: The purpose of philosophical research is to view philosophy of religion as a special form of philosophical knowledge that differs from history of religion, psychology of religion and religious studies. Analyzing the development of philosophy of religion from Immanuel Kant to adepts of social anthropology, we can define the main problems and definitions associated with philosophy of religion. Philosophy of religion has its own way of viewing and solving the classical philosophical problem of truth. It is the philosophy of religion which views truth as part of the absolute. In philosophy of religion revelation in a particular branch of religion is viewed as the representation of the absolute. Description of peculiarities of definition of truth in philosophy of religion is completed with the insight into Buddhist philosophy. Mahayana philosophy of Nagarjuna and Yogacara school provide examples of modeling the absolute unique for religious culture of the Asian Pacific countries. It is expected that apophatic modeals of truth in Orthodox theology can encourage efficient communication between Russian intellectual community and intellectual communities of the Asian Pacific just like Buddhist Mahayana schools.


Keywords:

philosophy, truth, value, religion, revelation, philosophy of religion, Buddhism, Mahayana, apophatic theology, Nagarjuna.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Прохоров М.М. Смыслы и ценность модели отношения человека с миром // NB: Философские исследования.-2013.-7.-C. 136-240. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_369.html
2. Омарова З.У. Трансформация религиозного сознания: современный аспект // NB: Философские исследования.-2012.-3.-C. 160-183. DOI: 10.7256/2306-0174.2012.3.185. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_185.html
3. Прохоров М.М. Онтология: «бытие и небытие» или «бытие и сущее»? // NB: Философские исследования.-2013.-5.-C. 1-102. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_284.html
4. Прохоров М.М. Истина и действительность // NB: Философские исследования.-2013.-6.-C. 293-387. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_333.html
5. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.: Петербургское философское общество, 2000.
6. Хэтчер У.С. Пивоваров Д.В. Взаимодополнение научного и религиозного познания //Бытие культуры: сакральное и светское: Сб. ст. /Отв. Ред. А.В. Медведев. – Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 1994. – С. 19-29.
7. Рудой В.И. Введение в буддийскую философию //Васубандху. Абхидхармакоша. – М.: Наука, 1990. – С. 8-42.
8. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. – М.: ЮристЪ, 1995.
9. Островская Е.П., Рудой В.И. Классические буддийские практики: Вступление в Нирвану. — СПб.: «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2006.
10. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. – М.: Аграф, 1997.
11. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993.
12. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Республика, 1989.
13. Копцева Н.П., Семенова А.А. Истина как форма моделирования целостности на уровне социального бытия /Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т.2.-№ 1. – С. 31-55.
14. Дхаммапада. – Рига: Угунс, 1992.
15. Копцева Н.П. Резникова К.В. Выбор методологических оснований для современных культурных исследований /Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т.2.-№ 9. – 491-506.
16. Гуревич П. С. Философская антропология: исторический очерк и актуальные проблемы: монография. — Germany, Saarbrucken: LAP LAMBER Academic Publishing, 2011.
17. Гуревич П. С. Апофатический проект человека // Вопросы философии. 2013. № 8. С. 42-53.
18. Гуревич П. С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы / П. С. Гуревич. — М. : Знание, 1985.
19. Вопросы Милинды. – М.: Наука, 1989.
20. Гегель Г.В. Ф. Философия религии. //Соч. В 2 т. – М.: Мысль,1974-1977.
References
1. Prokhorov M.M. Smysly i tsennost' modeli otnosheniya cheloveka s mirom // NB: Filosofskie issledovaniya.-2013.-7.-C. 136-240. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_369.html
2. Omarova Z.U. Transformatsiya religioznogo soznaniya: sovremennyy aspekt // NB: Filosofskie issledovaniya.-2012.-3.-C. 160-183. DOI: 10.7256/2306-0174.2012.3.185. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_185.html
3. Prokhorov M.M. Ontologiya: «bytie i nebytie» ili «bytie i sushchee»? // NB: Filosofskie issledovaniya.-2013.-5.-C. 1-102. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_284.html
4. Prokhorov M.M. Istina i deystvitel'nost' // NB: Filosofskie issledovaniya.-2013.-6.-C. 293-387. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_333.html
5. Torchinov E.A. Vvedenie v buddologiyu. Kurs lektsiy. SPb.: Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo, 2000.
6. Khetcher U.S. Pivovarov D.V. Vzaimodopolnenie nauchnogo i religioznogo poznaniya //Bytie kul'tury: sakral'noe i svetskoe: Sb. st. /Otv. Red. A.V. Medvedev. – Ekaterinburg: izd-vo Ural. un-ta, 1994. – S. 19-29.
7. Rudoy V.I. Vvedenie v buddiyskuyu filosofiyu //Vasubandkhu. Abkhidkharmakosha. – M.: Nauka, 1990. – S. 8-42.
8. Tillikh P. Izbrannoe. Teologiya kul'tury. – M.: Yurist', 1995.
9. Ostrovskaya E.P., Rudoy V.I. Klassicheskie buddiyskie praktiki: Vstuplenie v Nirvanu. — SPb.: «Azbuka-klassika»; «Peterburgskoe Vostokovedenie», 2006.
10. Mamardashvili M.K. Lektsii po antichnoy filosofii. – M.: Agraf, 1997.
11. Lyubutin K.N., Pivovarov D.V. Dialektika sub'ekta i ob'ekta. – Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 1993.
12. Losev A.F. Filosofiya. Mifologiya. Kul'tura. – M.: Respublika, 1989.
13. Koptseva N.P., Semenova A.A. Istina kak forma modelirovaniya tselostnosti na urovne sotsial'nogo bytiya /Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. Seriya «Gumanitarnye nauki». – 2009. – T.2.-№ 1. – S. 31-55.
14. Dkhammapada. – Riga: Uguns, 1992.
15. Koptseva N.P. Reznikova K.V. Vybor metodologicheskikh osnovaniy dlya sovremennykh kul'turnykh issledovaniy /Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. Seriya «Gumanitarnye nauki». – 2009. – T.2.-№ 9. – 491-506.
16. Gurevich P. S. Filosofskaya antropologiya: istoricheskiy ocherk i aktual'nye problemy: monografiya. — Germany, Saarbrucken: LAP LAMBER Academic Publishing, 2011.
17. Gurevich P. S. Apofaticheskiy proekt cheloveka // Voprosy filosofii. 2013. № 8. S. 42-53.
18. Gurevich P. S. Netraditsionnye religii na Zapade i vostochnye religioznye kul'ty / P. S. Gurevich. — M. : Znanie, 1985.
19. Voprosy Milindy. – M.: Nauka, 1989.
20. Gegel' G.V. F. Filosofiya religii. //Soch. V 2 t. – M.: Mysl',1974-1977.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.