по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Психология развития"
Психология развития
Березина Т.Н. - Анализ продолжительности жизни известных монозиготных близнецов с позиций субъектного подхода. c. 1-10

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.5.826

Аннотация: Рассматривается роль личностных факторов (наряду с наследственностью и средой), определяющих индивидуальную продолжительность жизни на примере жизненного пути известных монозиготных (МЗ) близнецов. К личностным относятся факторы взаимодействия организма и среды. Анализируются биографии известных монозиготных близнецов - деятелей культуры, науки, искусства, политики с позиций выявления факторов влияющих на их продолжительность жизни. Обнаружено, что различие в продолжительности жизни известных монозиготных близнецов в среднем 4,0 года, а с учетом случаев насильственной смерти и несчастных случаем – 7, 05 лет. Выделены факторы, которые предположительно сокращают срок жизни близнеца в паре, среди них важнейший – публичность, у более массово известного близнеца увеличивается вероятность ранней насильственной смерти или несчастного случая. Утверждается необходимость более полного исследования влияния личностных и социально- психологических факторов на продолжительность жизни человека с применением близнецового метода.
Ткаченко О.В. - Эмоциональное состояние детей в игре. c. 1-18

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.7.10217

Аннотация: Статья посвящена анализу игры как ведущей деятельности ребенка. Доказывается, что игра для ребенка является полноценной жизнью, в которой возможны успехи и неудачи, ценность игры во многом заключается именно в существовании неудач, поскольку именно в преодолении трудностей происходит развитие личности и ее социализация, закладывается основа будущих социальных черт: альтруизма, способности попросить помощь и прийти на помощь. В качестве рекомендаций взрослому предлагается минимально вмешиваться в игру ребенка, например, для разрешения игровых конфликтов. Игры детей насыщены подлинными эмоциями, радостью, восторгом, удивлением. Наличие таких эмоций позволяет использовать игру не только для воспитания и развития личности ребенка, но и для психологической коррекции эмоционального состояния и профилактики возможных психосоматических расстройств. Отмечается, что игры детей преимущественно носят социальный характер, поэтому наблюдая за игрой можно оценить эмоциональные особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками, спектр эмоций очень широк, от абсолютного безразличия до стремления к поддержке и продлению социальных контактов. Отмечается, что важнейшей задачей взрослого является организация игры таким образом, чтобы по возможности избегать возникновения отрицательных эмоций и агрессивности.
Мордас Е.С. - Эффекты депривации и особенность игры у младенцев детского дома c. 1-17

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.9.10654

Аннотация: Особенности развития детей в условиях депривации. Связь переживаний эмоционального дефицита и реакции на неодушевленные предметы. Игрушка как объект, демонстрирующий особенности интеллектуального, эмоционального, личностного развития. Стадии развития реакции на игрушку у детей, воспитывающихся в семье и детей из детского дома: ранние стадии (визуализация, осязание) и дифференцированное поведение. Трудности освоения взаимодействия с игрушкой у младенцев из детского дома. Связь депривационной ситуации развития и нарушение баланса комфорта-дискомфорта. Что дезорганизует Эго ребенка и способствует развитию регресса. Нехватка материнской заботы непосредственным образом связана с нарушением игровой деятельности младенцев детского дома. Теоретический анализ психоаналитических взглядов на проблему депривации Дж.Боулби, Р.Шпиц, А.Фрейд, С.Провенс, М.Малер и др. Объектные отношения играют центральную роль в развитии ребенка. Не принятие ребенка, отвержение, разлука (потеря) с матерью психологически рассматривается как травма, порождающее острое переживание горя, сохраняющееся в течение долгого периода времени. Сама ситуация потери может быть представлена как вмешательство в развитие ребенка. Вмешательство приводит к задержке развития, его искажению и дезинтегрирует в целом личность ребенка. Ребенок, перенесший психическую депривацию, попадает в группу риска детей с возможностью развития психических и соматических нарушений. Нехватка соответствующего баланса между переживаниями дискомфорта и комфорта препятствует установлению следов памяти объекта и его постоянного катексиса. Из-за недостаточного катексиса человеческого объекта, нарушается смещение к неодушевленным объектам, что выступает в качестве эффектов депривации, может наблюдаться в детской игре детей.
Хизгияева Н.В. - Психологические особенности развития коммуникативной культуры дошкольника. c. 1-18

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12755

Аннотация: Представление о коммуникативной культуре, разработанное в деловой психологии, распространяется на общую психологию. В статье разрабатывается модель развития коммуникативной культуры в дошкольном возрасте. Методологически автор опирается на культурно-историческую психологию, предполагающую развитие личности путем преодоления возрастных кризисов, связанных с переходом ребенка из одной социальной среды в другую. Также автор опирается на концепцию эмоциональной безопасности образовательной среды, утверждающую необходимость создания безопасной среды, в которой у ребенка сформируются основные компоненты коммуникативной культуры, позволяющие установить новые оптимальные отношения ребенка с миром взрослых, своих сверстников и младших. В статье описываются этапы развития коммуникативной культуры дошкольника на возрастном этапе от 3 до 7 лет. Рассматриваются 2 основных этапа, первый соответствует кризису трех лет, второй – кризису семи лет и промежуточный период, соответствующий возрасту пяти лет. Выделяются традиционные компоненты коммуникативной культуры: когнитивный, мотивационный, поведенческий и эмоционально-волевой. Рассматривается специфика развития каждого из компонентов на первом и втором этапе формирование коммуникативной культуры.
Перетолчина Д.С. - Особенности семейного контекста в возникновении девиантного поведения в подростковом возрасте. c. 24-51

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.11907

Аннотация: Предмет исследования: исследование особенностей семейных факторов, особенности отклоняющегося поведения подростков, находящихся в различных контекстах социальной ситуации развития (различных по взаимоотношениям и семейным функциям, в условиях обучения в открытых школах специализированного типа.К семейным факторам можно отнести: сплоченность, гибкость, удовлетворенность браком, взаимодействие с подростком, отклоняющееся поведение подростков, к которому могут быть отнесены: агрессия, тревожность, взаимодействие с родителями, а также низкая сплоченность и гибкость семейной системы глазами подростка. Методы исследования:1. Опросник для взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (вариант для подростков и их родителей).2. Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы Д. Олсон. (вариант для подростков и их родителей).3. Опросник диагностики склонности к агрессии А.Басса и М.Перри.4. Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан.5. Опросник удовлетворенности браком В.В. Столин. Сравнение двух культур всегда представляет научный интерес. Особенности семейных, детско – родительских отношений и психологических особенностей современных подростков в русской и узбекской культуре, весьма различны.В своей работе мы попытаемся понять, насколько эти различия влияют на отклонение в поведении у подростков и влияют ли вообще. Выводы: исходя из полученных результатов, можно говорить о том, что выдвинуты нами раннее гипотезы подтвердились, а именно:Общая гипотеза: Существует связь между семейными взаимоотношениями и особенностями воспитания, а также сплоченностью и гибкостью семейной системы, и такими нарушениями поведения подростков и их особенностями как: агрессия, тревожность, низкая социально - психологическая адаптация, неадекватное восприятие семейных отношений и связей.Частные гипотезы:1. Среди подростков, обучающихся в специализированных учреждениях по сравнению с подростками из массовых школ с условно нормальным поведением, чаще встречаются все виды агрессивного поведения (физическая агрессия, гнев, враждебность), высокая тревожность (школьная тревожность, межличностная тревожность, самооценочная тревожность, магическая тревожность), для первых характерны более психогенная ситуация взаимоотношений в семье (как глазами подростка, так и глазами родителей), особое восприятие состояний семейной системы (сплоченность, гибкость).2. Психологические особенности девиантных подростков из открытых школ (специализированных) и подростков, обучающихся в массовых школах, в городе Москве и городе Ташкенте различаются.3. Особенности семейной ситуации в семьях подростков из обычных общеобразовательных школ Москвы и Ташкента различны и характеризуются различными профилями воспитательных компетенций родителей и различными психологическими особенностями самих подростков.4. Существует связь между проявлениями отклоняющегося поведения у подростков из специализированных школ с рядом родительских дисфункций: эмоциональная дистанция, отвержение, непоследовательность, отсутствие сотрудничества, неудовлетворенность браком между супругами.
Серафимович И.В. - Роль метакогнитивных признаков профессионального надситуативного мышления педагогов в сохранении и укреплении социально-психологического здоровья c. 54-64

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.4.22117

Аннотация: Автором анализируется роль метакогнитивных признаков при формировании надситуативного мышления, которые позволяют оказывать влияние на изменение в показателях социально-психологического здоровья педагогов. Предметом исследования являются метакогнитивные признаки надситуативного профессионального мышления. Целевой группой были педагогические коллективы школ и дошкольных образовательных учреждений, реализующих проект сохранения и укрепления социального и психологического здоровья участников образовательного процесса (г. Ярославль). Апробация программ занятий по формированию компонентов надситуативновного мышления в области социально-психологического здоровья осуществлялась в течение 5 лет в различных образовательных учреждениях города. В занятиях приняли участие более 1500 педагогов. Исследование выполнялось в два этапа: сначала осуществлено эмпирическое изучение метакогнитивных признаков надситуативного мышления и уровня социально-психологического здоровья педагогов, затем проведен формирующий психолого-педагогический эксперимент. Выполнена математико-статистическая обработка данных с помощью программы SPSS 19.0. Сформулирован вывод о том, что проявление и развитие признаков надситуативного мышления характеризуются направленностью на сохранение и укрепление социально-психологического здоровья. Обосновано, что формирующий психолого-педагогический эксперимент способен влиять на развитие метакогнитивных составляющих надситуативного мышления (активная причастность и реформирующая позиция в решении проблемных ситуаций, поиск конструктивного выхода).
Арон И.С. - Специфика когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с особыми социальными ситуациями развития c. 70-78

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19383

Аннотация: Предметом исследования является когнитивная готовность к профессиональному самоопределению подростков-сирот, подростков с девиантным поведением и подростков с признаками одарённости. Работа направлена на теоретическое и эмпирическое обоснование необходимости дифференцированного подхода к развитию когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с особыми социальными ситуациями развития. Определяется значимость и содержание когнитивной готовности в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению. Анализируются работы психологов, позволяющие выявить содержание когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков-сирот, подростков с девиантным поведением и подростков с признаками одарённости. Выявляются негативные особенности когнитивного развития подростков-сирот и подростков с девиантным поведением, приводящие к неадекватному представлению подростков об окружающем мире, взаимоотношениях людей, мире профессий, неадекватному представлению о своих возможностях, способностях, навыках, необходимых для успешной профессиональной деятельности, неосознанности профессионального выбора. Отмечается высокий когнитивный потенциал подростков с признаками одарённости, способствующий успешному профессиональному самоопределению Представлены результаты собственного эмпирического исследования, проведённого на базе образовательных учреждений Республики Марий Эл разного типа. Исследование носило сравнительный характер. Выборку составили три основных группы испытуемых (подростки, обучающиеся в специальных образовательных учреждениях) и группа сравнения (учащиеся общеобразовательной школы). Для выявления специфики когнитивной готовности подростков к профессиональному самоопределению применялись методы тестирования и анкетирования. Обработка результатов осуществлялась с использованием методов математической статистики. Результаты эмпирического исследования подтверждают данные теоретического анализа об отличиях в сформированности когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с разными социальными ситуациями развития и выявляют ранее не изученную качественную специфичность когнитивной готовности исследуемых групп подростков, прежде всего, по показателям синергичности, креативности, познавательным потребностям и самопониманию.На основании полученных результатов делается вывод о необходимости дифференцированного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения формирования когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с разными социальными ситуациями развития и разработке специальных технологий психологического сопровождения профессионального самоопределения данных категорий подростков. Что повысит успешность их профессионального самоопределения и профессионального становления.
Ерзин А.И., Геращенко Н.А. - Образ благополучной старости в представлении студентов c. 76-95

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.5.16173

Аннотация: Предметом исследования является структура представлений лиц юношеского возраста о благополучной старости. Авторы отмечают, что, не смотря на длительный период изучения благополучного старения в психологии, поведенческих науках и медицине, на сегодняшний день мало концепций, которые всесторонне описывают этот феномен. Назревает время пересмотра прежних критериев психологического благополучия пожилого человека. В добавлении ко всему, рассматриваемый авторами конструкт незаслуженно обделен вниманием со стороны отечественных психологов. Уточнить структуру образа благополучного старения можно лишь посредством создания и апробации новых психодиагностических инструментов. Отсутствие в отечественной психодиагностике методик подобного рода побудило авторов разработать собственный опросник. В статье представлены результаты первого этапа разработки и апробации опросника, направленного на диагностику образа благополучной старости у молодых людей. В исследовании приняли участие 100 человек – студенты медицинского ВУЗа. С помощью статистических методов анализа данных осуществлялась оценка основных психометрических показателей новой методики. Анализ показал, что текст опросника характеризуется высокой согласованностью и однородностью (α-Кронбаха = 0,908). Было выделено 6 субшкал, описывающих образ старости: «Здоровье», «Финансовое благополучие», «Социальное взаимодействие», «Временная перспектива», «Работа и хобби», «Личностный рост и позитивные эмоции». Все субшкалы коррелируют между собой, а также с интегральным показателем. Структурное моделирование позволило установить, что для опрошенных студентов высоко значимыми являются такие компоненты благополучного старения, как работа и хобби, социальное взаимодействие и здоровье. Наименьшую ценность для них представляет финансовое благополучие. Факторный анализ позволил выявить 6 дополнительных факторов, к которым относятся активность и оптимизм, самоуважение и самодостаточность, поиск возможностей, самообразование и качество жизни, целеустремленность и удовольствие от общения. Раскрытие факторной структуры образа благополучного старения проливает свет на представления молодых людей о том, как они будут себя вести и что для них будет ценным в пожилом возрасте. Следующим этапом будет проверка ретестовой надежности и нормализация методики в различных выборках. В целом, полученные результаты свидетельствуют о надежности опросника и указывают на перспективы его дальнейшей стандартизации.
Спектор Д.М. - Природа образования и культура игры (к культурологии детства) c. 79-105

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.5.13137

Аннотация: Канвой исследования выступает традиционное для темы "развития" отношение "природы" (в данном случае природы ребенка) и "культуры" (как ей традиционно-внешнего облагораживающего начала). Под "развитие" подводится новый онтологический фундамент, основанный на необычной интерпретации феномена эмоций. Последние на основании филогенетических реконструкций трактуются как определенные "настройки" (настроения), позволяющие подчинить спонтанную реакцию общности ее проявлений (подвести под подобные проявления единство мотивов). Эмоциональная реакция (отличенная т.о. от аффективной) обретает формы культурной реакции в игре (в филогенезе - в рамках "священной игры"). В игре, т.о. "чистая спонтанность" (трансцендентность) противопоставляется общности реакций (трансцендентально-эстетическим настройкам), играя в том числе акцентами "спонтанности" и "правил". Не испытывая особенного почтения к теориям рекапитуляции, автор усматривает известный методологический потенциал в сопоставлении логик фило- и онтогенеза, выявлении тех "начал", которые черпают основания в "природе" (инстинктах), но инстинктах необычных (инициирующих спонтанные реакции), необычно используемых (провоцирующих реакции коллективные) и необычно (произвольно) инициируемых. Взгляд на природу игры пересматривается в свете новой антропологической модели, разработанной автором. Принятая дихотомия "природа - культура", традиционно довлеющая над пониманием, сменяется новой, в рамках которой "природа", представленная инстинктами рефлексивными, противопоставлена "природе" спонтанных реакций. В такой связи парадигме «природа – культура» противопоставляется парадигма «спонтанность (культурные условия ее генерации и поддержки) – (природная и культурная) обусловленность».
Нурмухамедов Т.Ф. - К вопросу о когнитивном компоненте самосознания в юношеском возрасте c. 89-95

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20704

Аннотация: Предметом исследования выступает когнитивный компонент самосознания в юношеском возрасте. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как понятие "самосознание", структуру самосознания, возрастные рамки юношества, факторы, которые оказывают влияние на формирование когнитивного компонента самосознания в ранней юности (отношения с референтными группами, психическое развитие, разнообразные виды активности). Особое внимание автор уделяет содержанию когнитивного компонента самосознания в юношеском возрасте, указывая на связь когнитивного компонента самосознания с познавательной сферой личности. В качестве методов исследования выступают теоретический анализ и обобщение литературы, посвященной самосознанию личности (когнитивному компоненту), особенностям юношеского возраста. Основными выводами данного исследования выступают положения, согласно которым период ранней юности описывается сензитивностью по отношению к когнитивному компоненту самосознания. Причины указанной сензитивности - это особенности развития личности и внешние условия. Личностное и профессиональное самоопределение выражается в изменении понимания себя и отношения к себе (когнитивный компонент самосознания).
Щербинина О.А., Игнатова Т.Н. - Роль материнского отношения к подростку в структуре переживания им одиночества c. 115-125

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19898

Аннотация: На основе обзора актуальных эмпирических исследований авторами подробно анализируются и уточняются роль и значение родительского отношения к подросткам в формировании и развитии у них основных психических новообразований и в решении ими важнейших психологических задач своего возраста. При характеристике содержательных особенностей данного этапа онтогенеза человека особое внимание уделяется субъективно переживаемому подростками одиночеству. Акцентируется внимание на противоречивых толкованиях данного феномена в современной научной литературе и дается теоретическое обоснование эмпирического исследования. Эмпирическое исследование проведено на выборке из 56 подростков-учащихся гимназии. Осуществлен анализ взаимосвязи субъективного переживания одиночества подростками, отношения к ним отца и матери и качества их социально-психологической адаптации. Использованы психодиагностические методики: «Шкала субъективного переживания одиночества» (СПО) С.В. Духновского; «Подростки о родителях» (ПоР) Е. Шафера в адаптации Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной; методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) Роджерса-Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой. Основные выводы проведенного исследования: субъективное переживание одиночества подростком в диапазоне средних значений является нормативным, связано с рефлексией подростка и выражает возрастную тенденцию; материнское отношение к подростку опосредует связь субъективного переживания им одиночества и качества его социально-психологической адаптации; субъективное переживание одиночества подростком коррелирует с Враждебностью и Непоследовательностью материнского отношения к нему; качество социально-психологической адаптации подростка коррелирует с Директивностью и Позитивным интересом материнского отношения к нему. Полученные результаты позволяют определить направления дальнейших эмпирических исследований с целью проверки возможности использования субъективно переживаемого подростком одиночества как индикатор его неблагополучия, рисков отклоняющегося поведения при условии уточнения качественных и количественных характеристик СПО в их взаимосвязи с характеристиками социальной ситуации развития подростка.
Свистунова Е.В., Лизунков О.Б. - Представление о будущем подростков из социально - дезадаптивных семей c. 126-134

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22566

Аннотация: Анализируется образ будущего, который создают себе подростки, воспитывающиеся в семьях с разным социальным статусом. Дается представление об особенностях восприятия целостного образа будущего подростков из социально дезадаптированных семей. По средствам изучения представления о будущем у подростков, определяется дальнейшая успешность их самореализации во взрослой жизни. Предметом исследования является особенности представления о будущем подростков из дезадаптивных семей. Объектом исследования является – процесс и условия формирования представления о будущем у подростков. Метод тестирования - Конструктивный рисунок человека из геометрических форм. Метод беседы – структурированное интервью «Незаконченные предложения». Основными выводами проведенного исследования является, что у подростков из социально-дезадаптированных семей недостаточно сформированы представления о будущем. Особым вкладом автора в исследование темы является определение специфики представлений дезадаптивных подростков - перспективы носят позитивный настрой, однако лишены средств, призванных достичь этих целей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"