Административное и муниципальное право - рубрика Административное и муниципальное право и проблемы окружающей среды
по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Рубрика "Административное и муниципальное право и проблемы окружающей среды"
Административное и муниципальное право и проблемы окружающей среды
Выпханова Г.В. - Информационное содержание эколого-правовых мер и экологического управления
Аннотация: Предусмотренные экологическим законодательством эколого-правовые меры наряду с экологическим управлением играют важную роль в информационном обеспечении природопользования и охраны окружающей среды. Это предопределено их информационным содержанием, которое, в свою очередь, обусловлено информационной сущность права и управления в целом. В статье исследуются информационные аспекты эколого-правовых мер во взаимосвязи с функциями экологического управления. Дается характеристика информационной функции экологического управления, обосновывается необходимость ее выделения в существующих классификациях, а также рассматривается информационная составляющая других управленческих функций в экологической сфере. Информационно-правовой анализ проводится применительно ко всем видам экологического управления.
Выпханова Г.В. - Информационное содержание эколого-правовых мер и экологического управления
Аннотация: Предусмотренные экологическим законодательством эколого-правовые меры наряду с экологическим управлением играют важную роль в информационном обеспечении природопользования и охраны окружающей среды. Это предопределено их информационным содержанием, которое, в свою очередь, обусловлено информационной сущность права и управления в целом. В статье исследуются информационные аспекты эколого-правовых мер во взаимосвязи с функциями экологического управления. Дается характеристика информационной функции экологического управления, обосновывается необходимость ее выделения в существующих классификациях, а также рассматривается информационная составляющая других управленческих функций в экологической сфере. Информационно-правовой анализ проводится применительно ко всем видам экологического управления.
Анохин С.А. - Правовое регулирование субъективных экологических прав и способы их защиты
Аннотация: В статье раскрываются основанные конституционные экологические права граждан, а также экологические права граждан закрепленные в ФЗ «Об охране окружающей среды», рассматриваются способы защиты экологических права граждан, в сфере деятельности органов исполнительной власти.
Анохин С.А. - Правовое регулирование субъективных экологических прав и способы их защиты
Аннотация: В статье раскрываются основанные конституционные экологические права граждан, а также экологические права граждан закрепленные в ФЗ «Об охране окружающей среды», рассматриваются способы защиты экологических права граждан, в сфере деятельности органов исполнительной власти.
Анохин С.А. - Правовое регулирование субъективных экологических прав и способы их защиты
Аннотация: В статье раскрываются основанные конституционные экологические права граждан, а также экологические права граждан закрепленные в ФЗ «Об охране окружающей среды», рассматриваются способы защиты экологических права граждан, в сфере деятельности органов исполнительной власти.
Анохин С.А. - Правовая охрана лесов и нелесной растительности
Аннотация: В статье рассматривается правовая охрана лесов и нелесной растительности, анализируется развитие законодательства об охране лесов, так как вопросы охраны и использования лесов последнее время выходят на одно из первых мест в развитии природо-ресурсного и всего экологического законодательства. В статье раскрываются права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды, а также ответственность за нарушение закона об охране окружающей среды.
Савин А.В. - К вопросу о субъектах государственного экологического контроля Российской Федерации
Аннотация: Целью статьи является определение правовых основ признания государствен-ных органов субъектами государственного экологического контроля. В статье рассмотрены точки зрения российских ученых на категорию «субъекты государственного экологического контроля», проведен анализ положений действующего российского законодательства устанав-ливающих контрольные полномочия отдельных государственных органов.
Кузнецова Н.А. - ОБОСНОВАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам экологической катастрофы нефтяного производства. За последние три-четыре десятилетия на всех уровнях нефтяного производства существует опаснейшая тенденция использования самых простых предельно дешёвых технологий и технических средств для бурения, скважинной нефтедобычи и ремонта скважин, не предназначенных для транспортировки коррозионноактивных сред. Практически все территории уже освоенных месторождений Западной Сибири находятся в состоянии экологического коллапса. Главная сложность современной экологической ситуации в том и заключается, что ни одна из нефтедобывающих компаний, обладая достаточным кадровым и экономическим потенциалом, всё же не торопится взять на себя всю ответственность за состояние окружающей среды хотя бы на территории своей производственной деятельности. Кроме того, чтобы решение экологической проблемы стало практически осуществимым, необходима разработка и немедленная реализация новых законодательных инициатив. Новые, более объективные экологические законы должны быть приняты в кратчайшие сроки, и в них должны найти отражение все стороны современной экологической ситуации. Необходимо активизировать все юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущего поколений.
Шадрина О.В. - Физические лица как субъекты права доступа к экологической информации по законодательству Российской Федерации
Аннотация: Представленная статья посвящена некоторым вопросам правового регулирования доступа к экологической информации граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства. Автор касается правового содержания понятия «экологическая информация», рассматривает законодательные основы права доступа к экологической информации, акцентируя внимание на проблемах реализации указанного права физическими лицами
Стащенко В.Д. - Деятельность прокурора по предупреждению нарушений законов в сфере охраны атмосферного воздуха
Аннотация: в статье анализируются основные направления профилактической работы прокурора, связанной с обеспечением законности в сфере исполнения законов об охране атмосферного воздуха, и раскрывается их сущность. Автором вносятся предложения о дополнении Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» нормой, обусловливающей обя-зательность осуществления прокурорами работы по предупреждению нару-шений законов.
Киреева Е.Ю. - ТЮЛИН Р.А. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ЧАСТЬ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: В статье затрагиваются актуальные вопросы административно-правовой охраны окружающей среды. Сделан вывод о том, что окружающая среда как объект административно-правовой охраны не является однородным образованием, это сложная категория, состоящая из взаимосвязанных системных элементов. Автором обосновывается выделение в системе государственного контроля за состоянием окружающей среды трех управленческих механизмов. The paper addressed current issues of administrative and legal environment. Justified the selection in the system of state control of the environment of three management tools.
Манин Я.В. - Административно-правовое регулирование пользования участками недр федерального значения в пределах территории Российской Федерации
Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам административно-правового регулирования отношений лицензирования пользования недрами в Российской Федерации и возможным способам их решения. В ней рассматриваются правовой режим участков недр федерального значения, приводится система административно-правового регулирования и управления в этой области.
Трегубова Е.В., Грудцина Л.Ю. - О признании права собственности на объекты подземного строительства
Аннотация: В статье приводятся аргументы в пользу законодательного регулирования возможности приватизации (государственной регистрации права собственности) объектов подземного строительства, в частности, в мегаполисах. Наиболее эффективное освоение подземного пространства в будущем будет возможно лишь в союзе государства с бизнесом, для которого легализованная возможность оформления объектов подземного строительства в собственность станет одним из весомых аргументов для хозяйственного и бережного обращения с георесурсами нашей планеты. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно же ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Поскольку недра являются природными ресурсами, к ним данная конституционная норма, несомненно, относится
А.Ю. Винокуров - Административно-правовое регулирование государственного экологического контроля c. 0-0
Аннотация: настоящая статья посвящена критическому анализу недавно принятого постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 №53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды государственного экологического контроля)». Автор, отмечая как в целом позитивный факт в формировании нормативной базы государственного экологического контроля появление после семилетней паузы рассматриваемого подзаконного акта, прямо вытекающего из требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», тем не менее обращает внимание на ряд сомнительных новелл вновь принятого документа, которые далеко не во всем стыкуются с действующим законодательством, а также могут повлиять на изменение устоявшихся в теории экологического права подходов к контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
А.С. Анохин - Административно-правовой механизм в сфере использования и охраны земель c. 0-0
Аннотация: в статье рассматривается административно-правовой механизм в сфере использования и охраны земель. Раскрываются права и обязанности субъектов земельных отношений, устанавливаются специальные требования, ограничения и запреты прав на землю в целях обеспечения, рационального использования и охраны земель, а также рассматриваются меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства.
Анохин С.А. - Административно-правовой механизм в области проведения экологической экспертизы c. 0-0
Аннотация: В статье рассматриваются задачи экологической экспертизы, принципы проведения экологической экспертизы, организация и порядок проведения государственной и общественной экологической экспертизы, а также меры административной ответственности за нарушение законодательства в области экологической экспертизы.
Нобель А.Р. - Вопросы использования в доказывании по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды иных протоколов, предусмотренных КоАП РФ, и документов, полученных в результате осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.7.9057

Аннотация: В статье рассмотрены нормативные требования к процедуре составления и содержанию иных протоколов, используемых по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды. Автором соотнесены положения КоАП РФ и ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ в части правового регулирования одноименных процессуальных действий: осмотра, изъятия, отбора проб и образцов. Приведенные примеры решений Арбитражных судов по конкретным делам свидетельствуют о неоднозначности складывающейся практики, вызванной несоответствием положений ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ и КоАП РФ в части правового регулирования одноименных процессуальных действий: осмотра, изъятия, отбора проб и образцов. В работе сделан вывод о том, что протоколы отбора проб, осмотра и изъятия, полученные в соответствии с ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу должны оцениваться в качестве иных документов, к составлению и содержанию которых положения КоАП РФ, регламентирующие оформление иных протоколов: осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятия вещей и документов; взятия проб и образцов, не применяются.
Манин Я.В. - Особенности природоресурсного права государств Меланезии c. 23-64

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.3.41034

EDN: FGAEFF

Аннотация: Объектом исследования являются отношения природопользования в меланезийских государствах, предметом – законодательство и доктрина в области эксплуатации природных ресурсов стран Меланезии: Австралийского Содружества, Французской Республики, Республики Вануату, Республики Фиджи, Соломоновых Островов, Республики Науру, Независимого Государства Папуа Новая Гвинея, Республики Индонезия. Автор рассматривает особенности государственного природоресурсного аппарата в различных юрисдикциях, прежде всего, управление окружающей средой и недропользованием органами исполнительной власти. В статье изучается институт права собственности на землю и недра, разрешительный порядок использования природных объектов, равно как договорные и директивные основания. Кроме того, автор обращается к проблемам реализации норм международного морского права, исследует правовой режим австралийских антарктических территорий. Работа является новым витком в теории природоресурсного права зарубежных стран, актуальность исследования обусловлена теоретической и практической значимостью содержания статьи, которая отражает отечественные экономические интересы в Океании. Научная новизна представленного труда заключается в оригинальности выводов и самой работы, содержащей принципиально новую информацию по предмету исследования. Юридические исследования Меланезии незначительны, Вашему вниманию представлена одна из немногих российских научных публикаций об этом тихоокеанском регионе, при этом имеющиеся работы во многом устарели, а некоторые юрисдикции освещаются в отечественной печати впервые. Автор дискутирует с зарубежными учёными, анализируя иностранную доктрину и законодательство, предлагает использовать в Российской Федерации опыт Соломоновых Островов. При этом отмечаются нарушения при имплементации и реализации норм международного морского права в Тихом океане со стороны меланезийских государств, а также случаи установления национального правового режима антарктических территорий; освещается не только захват коллективным западом ресурсных баз, но и инкорпорация суверенных государств, являющаяся современной формой установления колониальной зависимости.
Манин Я.В. - Недропользование на континентальном шельфе Королевства Норвегия: правовой режим c. 24-36

DOI:
10.7256/2454-0595.2018.5.26647

Аннотация: Предметом исследования является правовой режим недропользования в Королевстве Норвегия. Автор рассматривает вопросы освоения норвежского континентального шельфа и деятельности недропользователей в его границах. Особое внимание в статье уделяется актуальным проблемам лицензирования пользования недрами, в ней приводится система и структура управления в сфере экологии и недропользования, рассматриваются проблемы экологической безопасности на норвежском континентальном шельфе. В работе затронуты исторические аспекты возникновения норвежского шельфового законодательства и "крупными мазками"представлена его современная картина. Методическую основу исследования составили общенаучные (диалектический, анализа, синтеза, аналогии и другие) и специальные (формально-логический, государственно-правового моделирования, историко-правовой, системный и другие) методы познания. Научная новизна работы заключается в представлении современной модели правового регулирования недропользования в Королевстве Норвегия и основных вех его развития. Основным выводом исследования является то, что Российская Федерации может использовать опыт Королевства Норвегия по освоению континентального шельфа северных акваторий. Россия может организовать масштабное геологическое изучение своего континентального шельфа, на основании чего выделить наиболее перспективные участки для его разработки и начать добычу полезных ископаемых на основе заимствованных иностранных технологий, развивая собственные технические средства и шельфовые технологии, как это сделали Норвегия, Британия и США.
Манин Я.В. - Правовой режим управления недропользованием в Канаде c. 38-47

DOI:
10.7256/2454-0595.2020.5.33453

Аннотация: Предметом исследования является правовой режим стратегического недропользования в канадском королевстве как пример одной из лучших отраслевых практик правового регулирования эксплуатации недр земли. Автором в статье приведен анализ основных нормативных правовых актов, регулирующих право собственности на недра и их ресурсы, разграничение предметов ведения между "центром" и "регионами", управление в сфере недропользования. Объектом исследования выступают отношения недропользования в Канаде. Особое внимание в статье уделяется лицензированию канадского недропользования, выделяются виды лицензий, рассматривается порядок их предоставления. Рассматриваются актуальные темы налогообложения и фискального стимулирования пользователей недр, иностранных инвестиций, геологоразведки, общенационального и локального законодательства, прав коренных народов на недра и другие. Научная новизна исследования заключается в представленной актуальной "картине" правового регулирования недропользования в Канаде. Автором по примеру этого королевства предлагается предметом права собственности и пользования недрами считать выделенный участок недр в пределах его границ, а неоформленные участки недр числить в едином резервном нераспределенном фонде (едином объекте права). Между тем предлагается проведение массового геологического изучения российского шельфа по канадской модели, использование практики привлечения иностранных инвестиций, налогового стимулирования, природной ренты для граждан России через правовую конструкцию пенсионных накоплений, применение корпоративных ограничений по канадскому образцу.
Манин Я.В. - Правовой режим недропользования в Мексике c. 39-51

DOI:
10.7256/2454-0595.2020.6.33546

Аннотация: Предметом исследования является правовой режим недропользования в Мексиканских Соединенных Штатах. Автор подробно рассматривает систему и структуру органов государственной власти в сфере управления эксплуатацией недр. Особое внимание уделяется проблемам собственности на недра, закреплению полномочий по их администрированию за федерацией, иностранным инвестициям в топливно-энергетический комплекс. Объектом исследования являются отношения недропользования в Мексике, определяется субъектный состав пользователей недр, раскрывается порядок доступа к недропользованию, затрагиваются проблемы налогообложения при использовании месторождений полезных ископаемых, прослеживаются тенденции в мексиканском природоресурсном праве в части регулирования освоения стратегических участков. Основным выводом исследования является то, что конституционное закрепление права собственности на недра, как и на другие природные ресурсы, и полномочий по управлению ими за "центром" в федеративных и конфедеративных государствах в большей степени отвечает общенациональным интересам и обеспечивает защиту экономических основ страны, безопасность и незыблемость конституционного строя. Научная новизна работы заключается в представлении читателю актуального "среза бокового ствола мексиканского древа природоресурсного права". "Кольца на свежем срезе" дают представление о развитии этой отрасли права, современном состоянии, "направлениях роста" и обладают значительной оригинальностью. Автором предлагается "огосударствлевание недропользования" в рамках его стремления к фактическому унитаризму, оставляя de jure федерализм как возможность для исторического воссоединения с утраченными территориями.
Курилова Е.В. - Задачи и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.10577

Аннотация: Статья посвящена определению задач и основных направлений прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Надзорная деятельность органов прокуратуры распространяется на многие правовые отношения, в том числе складывающиеся при исполнении законодательства об административной ответственности в экологической сфере, под которой понимается область охраны окружающей среды и природопользования, а также обеспечения экологической безопасности – триада общественных отношений, которые в качестве предмета совместного ведения России и ее субъектов закреплены в пункте «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации. Принимая во внимание цели Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537, задачи прокурорского надзора, которые корреспондируют целям и задачам, закрепленным в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан вывод о том, что направление прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере относится к приоритетным. В статье определяются специальные задачи, присущие прокурорскому надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. В статье определены научно и практически обоснованные основные направления деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Методологическую основу работы составили общенаучный диалектический и частнонаучные методы познания социально-правовых явлений, осуществления и организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Основным явился общенаучный диалектический метод познания, позволивший выявить устойчивые связи в развитии общественных отношений и осуществлении прокурорского надзора за на исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Системно-структурный и логический методы, анализ и синтез позволили исследовать имеющиеся работы по прокурорскому надзору, определить задачи и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Статистический анализ и методы прикладной статистики использовались для проверки выводов исследования на различном эмпирическом материале. В качестве задач, стоящих перед прокурорами в рассматриваемом нами направлении, определены: - обеспечение законности правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительными власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля (надзора), их должностными лицами (независимо от поступления информации о нарушениях законности); - обеспечение законности в деятельности контролирующих органов по выявлению и пресечению экологических правонарушений; - обеспечение законности административного задержания, примененного на основании решений несудебных органов. В то же время задачи органов прокуратуры при осуществлении надзора за законностью решений, принимаемых органами административной юрисдикции, должны вытекать из предмета этой деятельности, поэтому к специальным задачам прокурорского надзора в рассматриваемой сфере можно отнести обеспечение в органах административной юрисдикции: - законности и обоснованности привлечения к административной ответственности физических, должностных и юридических лиц за экологические правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, начиная с момента составления протоколов об административных правонарушениях, инициирования и проведения административного расследования; - законности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в экологической сфере; - законности при принятии мер по привлечению к административной ответственности физических, должностных и юридических лиц за совершение экологических правонарушений; законности вынесения решений при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также решений, принимаемых в порядке пересмотра таких решений; - законности и своевременности обращения к исполнению вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях в экологической сфере, в том числе постановки вопроса перед службой судебных приставов-исполнителей о принудительном исполнении вынесенных по делу постановлений; - законности внесенных в соответствующие организации или должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в экологической сфере; - реализации задачи по предупреждению экологических правонарушений (профилактика административных правонарушений). При выборе основных направлений деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере мы руководствовались состоянием прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности и в экологической сфере, в том числе возрастающим количеством выявляемых административных правонарушений не только прокурорами, но и контролирующими (надзорными) органами. В качестве основных направлений деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере в настоящее время и ближайшую перспективу выделим следующие: - надзор за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и структурными подразделениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их структурными подразделениями, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, уполномоченными применять законодательство об административной ответственности: составлять протоколы об административных правонарушениях в экологической сфере, инициировать и проводить административное расследование, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, пересматривать постановления и решения по этим делам (за исключением дел, находящихся в производстве суда), а также обращать и приводить в исполнение постановления по делам об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды, природопользования, обеспечения экологической безопасности; осуществлять профилактику административных правонарушений; - надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых перечисленными выше органами, должностными лицами (при выявлении нарушений принимать меры, направленные на пересмотр незаконных решений по делам об административных правонарушениях в экологической сфере; недопущение в последующем подобных нарушений); - надзор за исполнением законов органами и должностными лицами (за исключением судов), участвующими в реализации мер административного принуждения (при этом решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, активно использовать предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов) и исполнении отдельных видов административных наказаний на основании главы 32 КоАП РФ (особое внимание необходимо уделять судебным приставам-исполнителям при исполнении назначенного наказания в виде штрафа в связи с крайне низким процентом взыскания, в результате чего административное наказание не достигает своей цели). - соблюдение прав и свобод человека и гражданина, должностных и юридических лиц, вовлеченных в сферу производства по делу об административном правонарушении. Данные направления способствуют реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в экологической сфере.
Курилова Е.В. - Задачи и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере c. 40-46

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.63946

Аннотация: Статья посвящена определению задач и основных направлений прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Надзорная деятельность органов прокуратуры распространяется на многие правовые отношения, в том числе складывающиеся при исполнении законодательства об административной ответственности в экологической сфере, под которой понимается область охраны окружающей среды и природопользования, а также обеспечения экологической безопасности – триада общественных отношений, которые в качестве предмета совместного ведения России и ее субъектов закреплены в пункте «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации. Принимая во внимание цели Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537, задачи прокурорского надзора, которые корреспондируют целям и задачам, закрепленным в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан вывод о том, что направление прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере относится к приоритетным. В статье определяются специальные задачи, присущие прокурорскому надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. В статье определены научно и практически обоснованные основные направления деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Методологическую основу работы составили общенаучный диалектический и частнонаучные методы познания социально-правовых явлений, осуществления и организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Основным явился общенаучный диалектический метод познания, позволивший выявить устойчивые связи в развитии общественных отношений и осуществлении прокурорского надзора за на исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Системно-структурный и логический методы, анализ и синтез позволили исследовать имеющиеся работы по прокурорскому надзору, определить задачи и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Статистический анализ и методы прикладной статистики использовались для проверки выводов исследования на различном эмпирическом материале. В качестве задач, стоящих перед прокурорами в рассматриваемом нами направлении, определены: - обеспечение законности правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительными власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля (надзора), их должностными лицами (независимо от поступления информации о нарушениях законности); - обеспечение законности в деятельности контролирующих органов по выявлению и пресечению экологических правонарушений; - обеспечение законности административного задержания, примененного на основании решений несудебных органов. В то же время задачи органов прокуратуры при осуществлении надзора за законностью решений, принимаемых органами административной юрисдикции, должны вытекать из предмета этой деятельности, поэтому к специальным задачам прокурорского надзора в рассматриваемой сфере можно отнести обеспечение в органах административной юрисдикции: - законности и обоснованности привлечения к административной ответственности физических, должностных и юридических лиц за экологические правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, начиная с момента составления протоколов об административных правонарушениях, инициирования и проведения административного расследования; - законности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в экологической сфере; - законности при принятии мер по привлечению к административной ответственности физических, должностных и юридических лиц за совершение экологических правонарушений; законности вынесения решений при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также решений, принимаемых в порядке пересмотра таких решений; - законности и своевременности обращения к исполнению вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях в экологической сфере, в том числе постановки вопроса перед службой судебных приставов-исполнителей о принудительном исполнении вынесенных по делу постановлений; - законности внесенных в соответствующие организации или должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в экологической сфере; - реализации задачи по предупреждению экологических правонарушений (профилактика административных правонарушений). При выборе основных направлений деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере мы руководствовались состоянием прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности и в экологической сфере, в том числе возрастающим количеством выявляемых административных правонарушений не только прокурорами, но и контролирующими (надзорными) органами. В качестве основных направлений деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере в настоящее время и ближайшую перспективу выделим следующие: - надзор за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и структурными подразделениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их структурными подразделениями, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, уполномоченными применять законодательство об административной ответственности: составлять протоколы об административных правонарушениях в экологической сфере, инициировать и проводить административное расследование, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, пересматривать постановления и решения по этим делам (за исключением дел, находящихся в производстве суда), а также обращать и приводить в исполнение постановления по делам об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды, природопользования, обеспечения экологической безопасности; осуществлять профилактику административных правонарушений; - надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых перечисленными выше органами, должностными лицами (при выявлении нарушений принимать меры, направленные на пересмотр незаконных решений по делам об административных правонарушениях в экологической сфере; недопущение в последующем подобных нарушений); - надзор за исполнением законов органами и должностными лицами (за исключением судов), участвующими в реализации мер административного принуждения (при этом решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, активно использовать предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов) и исполнении отдельных видов административных наказаний на основании главы 32 КоАП РФ (особое внимание необходимо уделять судебным приставам-исполнителям при исполнении назначенного наказания в виде штрафа в связи с крайне низким процентом взыскания, в результате чего административное наказание не достигает своей цели). - соблюдение прав и свобод человека и гражданина, должностных и юридических лиц, вовлеченных в сферу производства по делу об административном правонарушении. Данные направления способствуют реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в экологической сфере.
Манин Я.В., Язданимогадам М. - Участники нефтяной деятельности Ирана: возникновение, изменение и прекращение правового статуса c. 48-59

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.11.24247

Аннотация: Актуальность темы исследования заключается: во-первых, в необходимости изучения системы и структуры административно-правового регулирования и управления недропользованием в Исламской Республике Иран; во-вторых, в формировании нового направления развития науки административного права - административного права зарубежных стран; в-третьих, в использовании иранских моделей нормативно-правового регулирования недропользованием при разработке отечественных законодательных актов; в-четвертых, в конкретизации деятельности иранских организаций-недропользователей для проработки взаимодействия с ними российских нефтегазовых компаний; в-пятых, в необходимости определения участников нефтяной деятельности Ирана и их функций для выявления секторов иностранного участия и возможности российского соучастия в нефтяной деятельности Ирана. Предметом исследования является правовой режим предоставления права пользования недрами в Исламской Республике Иран. Особое внимание авторы уделяют возникновению, изменению и прекращению правового статуса участников нефтяной деятельности. В статье подробно рассматривается субъектный состав пользователей недр на территории и в акваториях Ирана, включая трансграничные месторождения. Кроме того, авторами приводятся конкретные функции каждого из участников нефтяной деятельности, географические районы эксплуатации ими месторождений с указанием последних. В работе рассматривается структура основных участников нефтяной деятельности Ирана, дается краткая справка по каждой нефтегазовой организации. Методическую основу исследования составили общенаучные (диалектический, сравнения, анализа, синтеза, аналогии, индукции, дедукции и другие) и специальные (формально-логический, догматический, толкования права, сравнительно-правовой, государственно-правового моделирования, историко-правовой, системный, прогнозирования и другие) методы познания. Научная новизна исследования заключается: во-первых, в раскрытии модели нормативно-правового регулирования управления недропользованием в Исламской Республике Иран через сеть аффилированных лиц Национальной Иранской Нефтегазовой Компании; во-вторых, в обнародовании ранее опубликованных только на фарси материалов о структуре иранских нефтегазовых компаний и функциях их подразделений; в-третьих, в определении круга иранских недропользователей для включения в него российских лиц в связи с отменой международных санкций в отношении Ирана; в-четвертых, в прогнозировании развития иранской модели недропользования в связи с влиянием добычи углеводородов в этом государстве на формирование мировых цен на нефть и природный газ, уровень которых используется для прогноза валютных поступлений в бюджет Российской Федерации. Авторами по результатам исследования сделаны следующие выводы: во-первых, возникновение статуса участника нефтяной деятельности Исламской Республики Иран осуществляется в силу закона у одного юридического лица - Национальной Иранской Нефтегазовой Компании; во-вторых, статус участника нефтяной деятельности у других лиц возникает в случае заключения иранского нефтяного контракта с Национальной Иранской Нефтегазовой Компанией; в-третьих, участниками нефтяной деятельности являются лица, аффилированные с Национальной Иранской Нефтегазовой Компанией, заключающей с ними нефтяные контракты в административном порядке; в-четвертых, Министерство нефти Ирана фактически не является участником нефтяной деятельности, несмотря на принятие Парламентом Ирана новых правовых норм, передающих управление недропользованием, лицензирование и заключение нефтяных контрактов в ведение и под контроль указанного министерства; в-пятых, управление недропользованием и недропользование в Иране осуществляется Национальной Иранской Нефтегазовой Компанией и аффилированными с ней лицами; в-шестых, участники нефтяной деятельности в республике делятся на резидентов Ирана и на иностранных юридических лиц; в-седьмых, изменение статуса недропользователя у резидентов Исламской Республики Иран происходит в административном порядке; в-восьмых, изменение статуса участника нефтяной деятельности у иностранных юридических лиц, включая инвесторов, осуществляется в предусмотренных нефтяными контрактами случаях; в-девятых, уступка обязательств иностранным лицом по нефтяному контракту невозможна без согласия заказчика; в-десятых, прекращение статуса участника нефтяной деятельности Исламской Республики Иран осуществляется по соглашению сторон нефтяного контракта; либо в одностороннем порядке любой из сторон в случае нарушения контрагентом своих договорных обязательств, если это предусмотрено условиями конкретного нефтяного контракта; либо при наступлении форс-мажорных обстоятельств, перечисленных в контракте на осуществление совместной нефтяной деятельности; в-одиннадцатых, договорная система недропользования в Исламской Республике Иран постепенно преобразуется в административную модель недропользования.
Анохин С.А., Герасимова О.А. - Административно-правовая охрана лесов c. 52-56
Аннотация: В статье рассматривается правовая охрана лесов и нелесной растительности, анализируется развитие законодательства об охране лесов, так как вопросы охраны и использования лесов последнее время выходят на одно из первых мест в развитии природоресурсного и всего экологического законодательства. В статье раскрываются права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды, а также ответственность за нарушение закона об охране окружающей среды
Манин Я.В. - Правовой режим недропользования в Австралии c. 54-68

DOI:
10.7256/2454-0595.2021.2.34270

Аннотация: Предметом исследования являются австралийские федеральные и региональные нормативные правовые акты, регулирующие недропользование, объектом - общественные отношения в сфере оборота земель, недр и использования природных ресурсов в Австралийском Союзе. Автором приводится система и структура нормативного правового регулирования, а так же управления недропользованием в Австралии, в работе содержится перечень источников австралийского природоресурсного права, анализируется их содержание. Особое внимание уделяется юридическому режиму эксплуатации недр континентального шельфа Содружества, лицензированию пользования недрами, роли английской монархии в реализации права собственности на землю его субъектами, полномочий по управлению недрами.   Научная новизна исследования заключается в раскрытии правового режима недропользования в Австралийском Союзе в свете обновления австралийского природоресурсного законодательства, конституционной и административной реформ. Автором представлена актуальная работа, отражающая экономический интерес Российской Федерации и отечественных организаций топливно-энергетического комплекса в регионе - Океания. Статья может быть использована в рамках сравнительного правоведения, в законотворческом процессе, в учебных и иных целях, она содержит выводы. Концептуальным представляется заключение автора о сохранении в Австралии публичного правового режима недропользования, особенно в части оборота лицензий и долей в них.
Манин Я.В. - Правовые основы недропользования в Социалистической Республике Вьетнам c. 57-68

DOI:
10.7256/2454-0595.2018.11.28045

Аннотация: Предметом исследования является правовой режим недропользования в Социалистической Республике Вьетнам. Автор уделяет внимание возникновению и развитию административного и природоресурсного законодательства дружественного нам государства, их экономической основе. Актуальность темы исследования раскрывается в свете укрепления российско-вьетнамских связей, необходимости использования вьетнамского опыта правового регулирования эксплуатации недр земли. В работе приводится система и структура управления недропользованием во Вьетнаме, полномочия соответствующих органов, раскрываются конституционные основы собственности на недра. Анализируются лицензионный и договорный порядок предоставления участков недр в пользование, их формы, приводятся основания, виды, сроки и субъекты права пользования недрами. Методологическую основу исследования составили общенаучные (сравнения, анализа, синтеза, аналогии и другие) и специальные (формально-логический, толкования права), сравнительно-правовой, историко-правовой, системный и другие методы познания. Научная новизна исследования заключается в системном изложении вьетнамского законодательства о недрах и недропользовании, описании механизма государственного управления в этой области, форм нефтяной деятельности в Социалистической Республике Вьетнам. Основным выводом исследования является заключение о возможности использования в Российской Федерации вьетнамских моделей государственно-частного партнерства при эксплуатации недр земли.
Винокуров Ю.Е., Плешаков А.М. - К вопросу о методическом обеспечении прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства c. 59-62
Аннотация: в настоящей статье авторы рассматривают состояние методического обеспечения прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства. Ими обосновывается необходимость формирования трехуровневой системы методических пособий, внедрение которой позволит повысить эффективность надзорной деятельности прокуратуры. В работе приводится примерная структура методических пособий.
Манин Я.В. - Административно-правовое регулирование пользования участками недр федерального значения в пределах территории Российской Федерации c. 59-70
Аннотация: статья посвящена актуальным проблемам административно-правового регулирования отношений лицензирования пользования недрами в Российской Федерации и возможным способам их решения. В ней рассматриваются правовой режим участков недр федерального значения, приводится система административно-правового регулирования и управления в этой области.
Шадрина О.В. - Физические лица как субъекты права доступа к экологической информации по законода- тельству Российской Федерации c. 63-68
Аннотация: представленная статья посвящена некоторым вопросам правового регулирования доступа к экологической информации граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства. Автор касается правового содержания понятия «экологическая информация», рассматривает законодательные основы права доступа к экологической информации, акцентируя внимание на проблемах реализации указанного права физическими лицами.
Савин А.В. - Административно-правовой статус субъектов государственного экологического контроля в Российской Федерации c. 64-71
Аннотация: Целью настоящей статьи является определение правовых основ признания государственных органов субъектами государственного экологического контроля. В статье рассмотрены точки зрения российских ученых на категорию «субъекты государственного экологического контроля», проведен анализ положений действующего российского законодательства, устанавливающих контрольные полномочия отдельных государственных органов.
Манин Я.В., Язданимогадам М. - Правовой режим недропользования в Иране: история развития в XIX-XXI веках c. 65-78

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.6.23267

Аннотация: Предметом исследования являются отношения недропользования в Исламской Республике Иран в XIX-XXI веках. Особое внимание в статье уделяется становлению иранского национального природоресурсного законодательства . Авторами рассматриваются три этапа развития современного правового режима недропользования в Иране: первый - договорный этап; второй - этап национализации; третий - нормативно-правовой (постреволюционный). Значительная часть публикации посвящена правовому режиму континентального шельфа Ирана, заключению договоров (контрактов) об осуществлении совместной нефтяной деятельности Национальной Иранской Нефтегазовой Компанией с агентами, подрядчиками и иностранными инвесторами. В исследовании содержится информация о возникновении и развитии системы и структуры государственного управления недропользованием в Иране. Методологическую основу исследования составили общенаучные (диалектический, сравнения, анализа, синтеза, аналогии, индукции и дедукции и другие) и специальные (формально-юридический, стравнительно-правовой, историко-правовой, государственно-правового моделирования, системный, прогнозирования и другие) методы познания. Научная новизна исследования заключается в том, что в нём выявлены исторические закономерности возникновения и развития природоресурсного законодательства Исламской Республики Иран; определены этапы становления иранского природоресурсного законодательства, в том числе устанавливающего режим континентального шельфа; исследованы существенные условия договоров на осуществление совместного недропользования (контрактов, патентов); установлен правовой статус участников эксплуатации недр в Иране, включая иностранных инвесторов; приведена в исторической динамике система и структура государственного управления недропользованием в Иране; выявлены тенденции дальнейшего развития иранского законодательства о недрах и недропользовании.
Курилова Е.В. - К вопросу об организации учета работы органов прокуратуры, органов административной юрисдикции и судов по привлечению к административной ответственности в экологической сфере c. 66-68
Аннотация: В статье высказывается авторское мнение по вопросу организации учета работы органов прокуратуры, органов административной юрисдикции и судов по привлечению к административной ответственности, в том числе в экологической сфере. В настоящее время отсутствует единый государсвтенный статистический учет сведений о выявленных административных правонарушениях, отражающих практику привлечения к административной ответственности. Автором предлагается законодательно закрепить полномочия органов прокуратуры по ведению государственного статистического учета сведений о выявленных административных правонарушениях.
Тюлин Р.А. - Некоторые аспекты совершенствования административного законодательства в сфере охраны окружающей среды c. 67-70
Аннотация: В статье затрагиваются актуальные вопросы административно-правовой охраны окружающей среды. Сделан вывод о том, что окружающая среда как объект административно-правовой охраны не является однородным образованием, это сложная категория, состоящая из взаимосвязанных системных элементов. Автором обосновывается выделение в системе государственного контроля за состоянием окружающей среды трех управленческих механизмов.
Стащенко В.Д. - Деятельность прокурора по предупреждению нарушений законов в сфере охраны атмосферного воздуха c. 70-74
Аннотация: в статье анализируются основные направления профилактической работы прокурора, связанной с обеспечением законности в сфере исполнения законов об охране атмосферного воздуха, и раскрывается их сущность. Автором вносятся предложения о дополнении Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» нормой, обусловливающей обязательность осуществления прокурорами работы по предупреждению нарушений законов.
Манин Я.В., Язданимогадам М. - Правовой режим недропользования в Иране: предоставление недр в пользование c. 79-94

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.6.23440

Аннотация: Предметом исследования является правовой режим предоставления права пользования недрами в Исламской Республике Иран. Особое внимание авторы уделяют классификации договоров на осуществление совместной нефтяной деятельности (petroleum contracts), и изменению их существенных условий в исторической динамике с учетом различных подвидов нефтяных договоров. В статье подробно рассматриваются контракты на пользование недрами (upstream contracts), контракты на переработку углеводородов (downstream contracts), нефтегазовые торговые контракты (trade contracts), а также процедура их составления, согласования, заключения и утверждения. В работе отражается содержание "главных нефтяных контрактов" (objective operation contract) как основного вида договоров о совместном недропользовании, а также их основные категории: концессионные, инвестиционные, производственные и сервисные контракты. Кроме того, в исследовании раскрывается содержание иранских нефтяных контрактов нового поколения (Iranian Petroleum Contract - IPC). Методологическую основу исследования составили общенаучные (диалектический, сравнения, анализа, синтеза, аналогии, индукции, дедукции и другие) и специальные (формально-логический, догматический, формально-юридический, толкования права), сравнительно-правовой, государственно-правового моделирования, историко-правовой, системный, прогнозирования и другие) методы познания. Авторами по результатам исследования сделаны следующие выводы: во-первых, основанием предоставления иранских недр в пользование является нефтяной контракт (petroleum contract); во-вторых, процедура предоставления иранских недр в пользование - это законодательно установленная процедура заключения нефтяных контрактов; в-третьих, доступ к недрам в Иране невозможен без согласования условий нефтяного контракта, подготовленного на основании типового проекта, с Правительством Ирана и Советом экономики Ирана, а также окончательного утверждения его текста Министерством нефти Ирана после косвенного согласования условий недропользования с Парламентом Ирана; в-четвертых, Парламент Ирана косвенно согласовывает заключение нефтяных контрактов и каждый этап их исполнения (нефтяные операции) посредством отражения расходов и доходов от нефтяной деятельности в законах "Об ежегодном бюджете"; в-пятых, правовой режим недропользования в Исламской Республике Иран находится в переходном состоянии, а природоресурсное законодательство является комплексной отраслью, сочетающей интересы государства и частных компаний, при намечающейся эскалации государственного влияния в этой сфере; в-шестых, Иран планирует постепенный переход от договорной к разрешительной (лицензионной) или смешанной системе недропользования, от опосредованного к прямому предоставлению недр в пользование иностранным инвесторам, в том числе без участия Национальной Иранской Нефтегазовой Компании. Научная новизна исследования заключается в том, что в нём рассматриваются основания и процедура предоставления иранских недр в пользование, а также государственно-правовой механизм управления в сфере недропользования, включая модель сдержек и противовесов при реализации Исламской Республикой Иран своего суверенного права на распоряжение ресурсами недр в пределах своих акваторий и территории.
Манин Я.В. - Правовой режим недропользования в Соединенных Штатах Америки c. 80-97

DOI:
10.7256/2454-0595.2021.1.33753

Аннотация: Предметом исследования является правовое регулирование эксплуатации подземных ресурсов в Америке, объектом - отношения недропользования. Автор подробно рассматривает систему и структуру федеральных исполнительных органов государственной власти, управляющих освоением полезных ископаемых в Соединенных Штатах, в том числе их функции и полномочия, но как основной выделяет Министерство внутренних дел США, не забывая про его региональные аналоги. Особое внимание в статье уделяется конституционной основе природопользования, праву собственности на землю и недра, его классификации в причинно-следственной связи с администрированием недропользования, а также централизации американского государственного природоресурсного механизма.   Исследование базируется на актуальных источниках права, трудах российских и иностранных ученых, включая диссертации, и сосредотачивает знания по заявленной теме. Автор изучил и представил в систематизированном виде информацию, полезную для организации отечественного недропользования, исключил возможность иностранного влияния на законотворчество в России путем выявления неблагоприятных норм и методов регулирования экономики, особенно в части управления недропользованием в субъектах. Статья содержит как новые сведения, так и ранее известные, прежние данные существенно обновляются и дополняются. Предложение автора о ведении в Российской Федерации перечня "сотрудничающих государств" имеет практическое значение и может послужить эффективным инструментом экономической политики.
Волков А.М., Лютягина Е.А. - Судебные способы разрешения административных споров в области природопользования c. 81-88
Аннотация: в статье приведен анализ судебных способов разрешения административных споров в области природопользования и даются предложения по их совершенствованию. Особого рода органы, обладающие максимально возможной независимостью от спорящих сторон и прерогативой осуществлять судебную власть при разрешении отнесенных к их ведению споров, выступают ее организационной основой. В различных странах в роли такого рода органов выступают общие суды (суды общей юрисдикцией), специальные административные суды либо иные специализированные суды, наделенные по закону правом осуществлять правосудие по административным делам. Разбирательство этих дел осуществляется в рамках, установленных принципами и нормами судопроизводства. Судебная форма разрешения административных споров включает, прежде всего, два основных компонента: определенным образом организованную систему судов и судопроизводство по административным делам. Необходимо законодательное закрепление понятия «административное судопроизводство» в России.
Кузнецова Н.А. - Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды c. 87-89
Аннотация: в статье отмечается, что решение экологической проблемы стало практически осуществимым, необходима разработка и немедленная реализация новых законодательных инициатив. Новые, более объективные экологические законы должны быть приняты в кратчайшие сроки, и в них должны найти отражение все стороны современной экологической ситуации. Необходимо активизировать все юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущего поколений.
Манин Я.В. - Особенности природоресурсного права государств Полинезии c. 90-118

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.2.40851

EDN: GNXJXZ

Аннотация: Объектом исследования являются отношения природопользования в полинезийских государствах, предметом – законодательство и доктрина в области эксплуатации природных ресурсов стран Полинезии: Соединенных Штатов Америки (Гавайи, Американское Самоа, неинкорпорированные территории), Королевства Новая Зеландия (Острова Кука, Ниу, Токелау), Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Острова Питкэрн), Независимого государства Самоа, Республики Кирибати, Королевства Тонга, Королевства Тувалу, Французской Республики (Французская Полинезия, Уоллис и Футуна), Республики Чили (Исла-де-Паскуа и Хуан-Фернандес). Автор рассматривает особенности государственного природоресурсного аппарата в различных юрисдикциях, прежде всего, управление окружающей средой и недропользованием органами исполнительной власти. В статье изучается институт права собственности на землю и недра, разрешительный порядок использования природных объектов. Кроме традиционной, исследователь выделяет новый вид собственности – семейную собственность на землю, отграничивая её от общинной, племенной и родовой, а также обращает внимание на неравенство форм собственности и дискриминацию в этой области английской короной формально независимых государств и их граждан. Работа является новым витком в теории природоресурсного права зарубежных стран, актуальность исследования обусловлена теоретической и практической значимостью содержания статьи, которая отражает отечественные экономические интересы в Океании. Научная новизна представленного труда заключается в оригинальности выводов и самой работы, содержащей принципиально новую информацию по предмету исследования. Эта одна из немногих научных публикаций в мире по природоресурсному праву государств Полинезии. Автор дискутирует с зарубежными учёными, анализируя иностранную доктрину и законодательство. При этом отмечаются нарушения при имплементации и реализации норм международного морского права в Тихом океане, создание коллективным западом природоресурсных резервов, нормативных правовых баз и государственных механизмов для эксплуатации полинезийской окружающей среды в случае необходимости (экономической потребности и (или) глобального конфликта).
Волков А.М. - Публичное администрирование: вопросы надзора и контроля

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.7.14340

Аннотация: Предметом исследования является анализ отдельных сторон публичного администрирования, как деятельности публичной администрации по вопросам надзора и контроля, выявление проблем и противоречий современного административного законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, рассмотрение вопросов соотношения понятий «контроль» и «надзор», разграничения этих терминов по субъектному составу, разработка предложений по оптимальному решению отдельных проблемных вопросов в данной сфере, выявление необходимости дополнения, изменения формулировок, изложения в соответствующей редакции ряда статей нормативных актов, внесения изменений в положение о государственном экологическом надзоре Методология исследования заключается в анализе литературы и нормативных правовых актов, сравнении формулировок соответствующих положений законов и подзаконных актов и выявлении противоречий и несоответствий Основными выводами работы является формулировка новых положений о публичном администрировании в области надзора и контроля как урегулированной нормативными актами деятельности уполномоченных органов и организаций, и в первую очередь органов исполнительной власти, обеспечивающих исполнение закона, обладающих публичными полномочиями и действующих в публичных интересах, направленная на реализацию эффективной публичной политики. Даются предложения по оптимальному решению отдельных проблемных вопросов, выявлена необходимость дополнить, изменить формулировки, изложить в соответствующей редакции ряд статей нормативных актов, внести изменения в положение о государственном экологическом надзоре.
Волков А.М. - Публичное администрирование: вопросы надзора и контроля c. 738-743

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.7.66667

Аннотация: Предметом исследования является анализ отдельных сторон публичного администрирования, как деятельности публичной администрации по вопросам надзора и контроля, выявление проблем и противоречий современного административного законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, рассмотрение вопросов соотношения понятий «контроль» и «надзор», разграничения этих терминов по субъектному составу, разработка предложений по оптимальному решению отдельных проблемных вопросов в данной сфере, выявление необходимости дополнения, изменения формулировок, изложения в соответствующей редакции ряда статей нормативных актов, внесения изменений в положение о государственном экологическом надзоре Методология исследования заключается в анализе литературы и нормативных правовых актов, сравнении формулировок соответствующих положений законов и подзаконных актов и выявлении противоречий и несоответствий Основными выводами работы является формулировка новых положений о публичном администрировании в области надзора и контроля как урегулированной нормативными актами деятельности уполномоченных органов и организаций, и в первую очередь органов исполнительной власти, обеспечивающих исполнение закона, обладающих публичными полномочиями и действующих в публичных интересах, направленная на реализацию эффективной публичной политики. Даются предложения по оптимальному решению отдельных проблемных вопросов, выявлена необходимость дополнить, изменить формулировки, изложить в соответствующей редакции ряд статей нормативных актов, внести изменения в положение о государственном экологическом надзоре.
Нобель А.Р. - Вопросы использования в доказывании по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды иных протоколов, предусмотренных КоАП РФ, и документов, полученных в результате осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля c. 767-769

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.7.62978

Аннотация: В статье рассмотрены нормативные требования к процедуре составления и содержанию иных протоколов, используемых по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды. Автором соотнесены положения КоАП РФ и ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ в части правового регулирования одноименных процессуальных действий: осмотра, изъятия, отбора проб и образцов. Приведенные примеры решений Арбитражных судов по конкретным делам свидетельствуют о неоднозначности складывающейся судебно-арбитражной практики, вызванной несоответствием положений ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ и КоАП РФ в части правового регулирования одноименных процессуальных действий: осмотра, изъятия, отбора проб и образцов. В работе сделан вывод о том, что протоколы отбора проб, осмотра и изъятия, полученные в соответствии с ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу должны оцениваться в качестве иных документов, к составлению и содержанию которых положения КоАП РФ, регламентирующие оформление иных протоколов: осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятия вещей и документов; взятия проб и образцов, не применяются.
Кожевников О.А. - Совершенствование судебной практики по вопросам обращения с отходами производства и потребления как одна из задач «обновленного» Верховного суда РФ

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.9.12711

Аннотация: Предметом данной статьи является анализ правового регулирования общественных отношений, которые возникают в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также складывающейся судебной практики, которая однозначно указывает в качестве "крайнего" при неисполнении хозяйствующими субъектами и собственниками земельных участков своих обязанностей по обеспечению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду исключительно органы местного самоуправления в лице Администраций муниципальных образований, без надлежащего исследования всего комплекса правового регулирования данного вида экологических правоотношений. Общенаучные методы( диалектический, функциональный, логический) и частнонаучные правовые методы(метод сравнительного правоведения, формально-юридический метод, метод юридического моделирования и др.) На основе анализа комплекса нормативно-правовых актов в сфере обеспечения экологических прав граждан, сложившейся судебной практики делается вывод о "сомнительности" исключительной ответственности органов местного самоуправления в связи с выявляемыми органами контроля и надзора нарушениями экологического, санитарно-эпидемиологического и иного законодательства хозяйствующими субъектами, выражающиеся в появлении на территориях муниципальных образований несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов. Автор полагает, исключение из числа ответственных лиц, граждан и юридических лиц - собственников отходов, а также собственников земельных участков, на которых обнаружены несанкционированные свалки отходов порождает безнаказанность указанных лиц и безосновательно возлагает на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации обнаруженных свалок отходов.
Кожевников О.А. - Совершенствование судебной практики по вопросам обращения с отходами производства и потребления как одна из задач «обновленного» Верховного суда РФ c. 975-980

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.9.65456

Аннотация: Предметом данной статьи является анализ правового регулирования общественных отношений, которые возникают в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также складывающейся судебной практики, которая однозначно указывает в качестве "крайнего" при неисполнении хозяйствующими субъектами и собственниками земельных участков своих обязанностей по обеспечению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду исключительно органы местного самоуправления в лице Администраций муниципальных образований, без надлежащего исследования всего комплекса правового регулирования данного вида экологических правоотношений. Общенаучные методы( диалектический, функциональный, логический) и частнонаучные правовые методы(метод сравнительного правоведения, формально-юридический метод, метод юридического моделирования и др.) На основе анализа комплекса нормативно-правовых актов в сфере обеспечения экологических прав граждан, сложившейся судебной практики делается вывод о "сомнительности" исключительной ответственности органов местного самоуправления в связи с выявляемыми органами контроля и надзора нарушениями экологического, санитарно-эпидемиологического и иного законодательства хозяйствующими субъектами, выражающиеся в появлении на территориях муниципальных образований несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов. Автор полагает, исключение из числа ответственных лиц, граждан и юридических лиц - собственников отходов, а также собственников земельных участков, на которых обнаружены несанкционированные свалки отходов порождает безнаказанность указанных лиц и безосновательно возлагает на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации обнаруженных свалок отходов.
Курилова Е.В. - Система органов власти, применяющих законодательство об административной ответственности в экологической сфере, при осуществлении прокурорского надзора

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.10.12311

Аннотация: При организации и осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере необходимо, прежде всего, представлять весь перечень поднадзорных уполномоченных органов власти и их должностных лиц, осуществляющих административное преследование в рассматриваемом направлении, поскольку указанные органы и должностные лица зачастую сами допускают нарушения требований федерального или регионального законодательства, что, в свою очередь, затрагивает права, свободы и законные интересы граждан, должностных и юридических лиц. Методологическую основу работы составили общенаучный диалектический и частнонаучные методы познания социально-правовых явлений, осуществления и организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Анализ действующего законодательства показал, что система органов власти, применяющих законодательство об административной ответственности в экологической сфере, при осуществлении прокурорского надзора отличается своей спецификой и обусловлена делением административных правонарушений в экологической сфере на правонарушения, устанавливаемые КоАП РФ на федеральном уровне, и правонарушения, закрепляемые законами субъектов Российской Федерации. Полномочия применять указанное законодательство рассредоточиваются по федеральным органам исполнительной власти (федеральным министерствам, службам, агентствам), их территориальным органам и структурным подразделениям, передаются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в соответствии с предметами ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье приводится четкое представление о системе органов власти, применяющих законодательство об административной ответственности в экологической сфере, что способствует осуществлению надлежащим образом прокурорского надзора в рассматриваемом направлении.
Курилова Е.В. - Система органов власти, применяющих законодательство об административной ответственности в экологической сфере, при осуществлении прокурорского надзора c. 1085-1090

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.10.65564

Аннотация: При организации и осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере необходимо, прежде всего, представлять весь перечень поднадзорных уполномоченных органов власти и их должностных лиц, осуществляющих административное преследование в рассматриваемом направлении, поскольку указанные органы и должностные лица зачастую сами допускают нарушения требований федерального или регионального законодательства, что, в свою очередь, затрагивает права, свободы и законные интересы граждан, должностных и юридических лиц. Методологическую основу работы составили общенаучный диалектический и частнонаучные методы познания социально-правовых явлений, осуществления и организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Анализ действующего законодательства показал, что система органов власти, применяющих законодательство об административной ответственности в экологической сфере, при осуществлении прокурорского надзора отличается своей спецификой и обусловлена делением административных правонарушений в экологической сфере на правонарушения, устанавливаемые КоАП РФ на федеральном уровне, и правонарушения, закрепляемые законами субъектов Российской Федерации. Полномочия применять указанное законодательство рассредоточиваются по федеральным органам исполнительной власти (федеральным министерствам, службам, агентствам), их территориальным органам и структурным подразделениям, передаются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в соответствии с предметами ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье приводится четкое представление о системе органов власти, применяющих законодательство об административной ответственности в экологической сфере, что способствует осуществлению надлежащим образом прокурорского надзора в рассматриваемом направлении.
Воронцова О.В. - К вопросу об экологических функциях органов местного самоуправления (на примере Республики Коми)

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.10.12142

Аннотация: В статье рассматриваются экологические функции органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми, а именно: экологические функции представительных органов местного самоуправления, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, глав городского округа - руководителя администрации городского округа. Предмет исследования достаточно подробно регламентирован в действующем законодательстве. Автором проанализирована не только система отдельных экологических функций органов местного самоуправления, но и некоторые правовые проблемы, возникающие при реализации указанных функций. В процессе написания статьи были использованы следующие методы исследования: философские (диалектический, метафизический), общенаучные методы, применяемые как на эмпирическом (наблюдение, измерение и др.), так и на теоретическом уровне познания (идеализация, формализация). В работе также использованы частнонаучные методы познания (сравнительно-правовой, статистический, исторический). Исследование отдельных экологических функций органов местного самоуправления (представительных органов муниципального образования, исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, глав муниципальных образований и иных органов местного самоуправления), действующих на территории Республики Коми, проведено впервые. Разделяя точку зрения отдельных исследователей, автор приходит к выводу относительно одного из основных недостатков действующего законодательства в области охраны окружающей среды на местном уровне: отсутствие гибкости, а также совпадение полномочий (несмотря на различия между муниципалитетами по количеству проживающих на данной территории, финансовой, экологической составляющей и т.д.) органов местного самоуправления.
Воронцова О.В. - К вопросу об экологических функциях органов местного самоуправления (на примере Республики Коми) c. 1091-1100

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.10.65565

Аннотация: В статье рассматриваются экологические функции органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми, а именно: экологические функции представительных органов местного самоуправления, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, глав городского округа - руководителя администрации городского округа. Предмет исследования достаточно подробно регламентирован в действующем законодательстве. Автором проанализирована не только система отдельных экологических функций органов местного самоуправления, но и некоторые правовые проблемы, возникающие при реализации указанных функций. В процессе написания статьи были использованы следующие методы исследования: философские (диалектический, метафизический), общенаучные методы, применяемые как на эмпирическом (наблюдение, измерение и др.), так и на теоретическом уровне познания (идеализация, формализация). В работе также использованы частнонаучные методы познания (сравнительно-правовой, статистический, исторический). Исследование отдельных экологических функций органов местного самоуправления (представительных органов муниципального образования, исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, глав муниципальных образований и иных органов местного самоуправления), действующих на территории Республики Коми, проведено впервые. Разделяя точку зрения отдельных исследователей, автор приходит к выводу относительно одного из основных недостатков действующего законодательства в области охраны окружающей среды на местном уровне: отсутствие гибкости, а также совпадение полномочий (несмотря на различия между муниципалитетами по количеству проживающих на данной территории, финансовой, экологической составляющей и т.д.) органов местного самоуправления.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.