Статья 'Задачи и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере ' - журнал 'Административное и муниципальное право' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Административное и муниципальное право
Правильная ссылка на статью:

Задачи и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере

Курилова Екатерина Владимировна

аспирант, , Академия Генеральной прокуратуры РФ

123022, Москва, ул. 2-я Звенигородская, 15

Kurilova Ekaterina Vladimirovna

123022, Moscow, ul. 2-ya Zvenigorodskaya, 15

KurilovaEkaterina@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0595.2014.1.10577

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-0.428571428571-2014


Аннотация: Статья посвящена определению задач и основных направлений прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Надзорная деятельность органов прокуратуры распространяется на многие правовые отношения, в том числе складывающиеся при исполнении законодательства об административной ответственности в экологической сфере, под которой понимается область охраны окружающей среды и природопользования, а также обеспечения экологической безопасности – триада общественных отношений, которые в качестве предмета совместного ведения России и ее субъектов закреплены в пункте «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации. Принимая во внимание цели Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537, задачи прокурорского надзора, которые корреспондируют целям и задачам, закрепленным в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан вывод о том, что направление прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере относится к приоритетным. В статье определяются специальные задачи, присущие прокурорскому надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. В статье определены научно и практически обоснованные основные направления деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Методологическую основу работы составили общенаучный диалектический и частнонаучные методы познания социально-правовых явлений, осуществления и организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Основным явился общенаучный диалектический метод познания, позволивший выявить устойчивые связи в развитии общественных отношений и осуществлении прокурорского надзора за на исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Системно-структурный и логический методы, анализ и синтез позволили исследовать имеющиеся работы по прокурорскому надзору, определить задачи и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Статистический анализ и методы прикладной статистики использовались для проверки выводов исследования на различном эмпирическом материале. В качестве задач, стоящих перед прокурорами в рассматриваемом нами направлении, определены: - обеспечение законности правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительными власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля (надзора), их должностными лицами (независимо от поступления информации о нарушениях законности); - обеспечение законности в деятельности контролирующих органов по выявлению и пресечению экологических правонарушений; - обеспечение законности административного задержания, примененного на основании решений несудебных органов. В то же время задачи органов прокуратуры при осуществлении надзора за законностью решений, принимаемых органами административной юрисдикции, должны вытекать из предмета этой деятельности, поэтому к специальным задачам прокурорского надзора в рассматриваемой сфере можно отнести обеспечение в органах административной юрисдикции: - законности и обоснованности привлечения к административной ответственности физических, должностных и юридических лиц за экологические правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, начиная с момента составления протоколов об административных правонарушениях, инициирования и проведения административного расследования; - законности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в экологической сфере; - законности при принятии мер по привлечению к административной ответственности физических, должностных и юридических лиц за совершение экологических правонарушений; законности вынесения решений при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также решений, принимаемых в порядке пересмотра таких решений; - законности и своевременности обращения к исполнению вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях в экологической сфере, в том числе постановки вопроса перед службой судебных приставов-исполнителей о принудительном исполнении вынесенных по делу постановлений; - законности внесенных в соответствующие организации или должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в экологической сфере; - реализации задачи по предупреждению экологических правонарушений (профилактика административных правонарушений). При выборе основных направлений деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере мы руководствовались состоянием прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности и в экологической сфере, в том числе возрастающим количеством выявляемых административных правонарушений не только прокурорами, но и контролирующими (надзорными) органами. В качестве основных направлений деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере в настоящее время и ближайшую перспективу выделим следующие: - надзор за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и структурными подразделениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их структурными подразделениями, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, уполномоченными применять законодательство об административной ответственности: составлять протоколы об административных правонарушениях в экологической сфере, инициировать и проводить административное расследование, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, пересматривать постановления и решения по этим делам (за исключением дел, находящихся в производстве суда), а также обращать и приводить в исполнение постановления по делам об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды, природопользования, обеспечения экологической безопасности; осуществлять профилактику административных правонарушений; - надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых перечисленными выше органами, должностными лицами (при выявлении нарушений принимать меры, направленные на пересмотр незаконных решений по делам об административных правонарушениях в экологической сфере; недопущение в последующем подобных нарушений); - надзор за исполнением законов органами и должностными лицами (за исключением судов), участвующими в реализации мер административного принуждения (при этом решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, активно использовать предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов) и исполнении отдельных видов административных наказаний на основании главы 32 КоАП РФ (особое внимание необходимо уделять судебным приставам-исполнителям при исполнении назначенного наказания в виде штрафа в связи с крайне низким процентом взыскания, в результате чего административное наказание не достигает своей цели). - соблюдение прав и свобод человека и гражданина, должностных и юридических лиц, вовлеченных в сферу производства по делу об административном правонарушении. Данные направления способствуют реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в экологической сфере.


Ключевые слова:

прокурорский, надзор, законодательства, административной, ответственности, экологической, сфере, задачи, основные, направления

Библиография
1. http://www.fedstat.ru/indicators/start.do (дата обращения 05.12.2013)
2. Ашурбеков Т.А. Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности: дис. … д-ра юрид. наук. С. 312−313.
3. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. С. 189.
4. Викторов И.С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об административной ответственности: учебное пособие / под ред. Ю.Е. Винокурова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006 г. С.53.
5. Винокуров А.Ю. О целях и задачах природоохранной деятельности российской прокуратуры // Актуальные вопросы российского права. Вып.1. М.: МосГУ, 2006 // http://rudocs.exdat.com/docs/index-223683.html (дата обращения-05.12.2013).
6. Винокуров А.Ю. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации: руководство к действию или декларация? // Правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации: сборник материалов научной конференции, проведенной на юридическом факультете МосГУ 25.03.2013 / отв.ред. А.Ю. Винокуров. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 2013. С. 4.
7. Глебов А.П. Функции прокурорского надзора // Совершенствование прокурорского надзора в СССР. М., 1973; Российский прокурорский надзор: учебник / под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 2001. С.59 и др.
8. Законность. 2008. № 3.
9. Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов (сфера предпринимательской и иной экономической деятельности) / Ин-т повышения квалификации рук. кадров Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2005. С.25– 27.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. 1). Ст. 1 (с последующими изменениями).
11. Лихачева Е.Ю. Прокурорский надзор в сфере экологической безопасности // Правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации: сборник материалов научной конференции, проведенной на юридическом факультете МосГУ 25.03.2013 / отв. ред. А.Ю. Винокуров. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 2013. С. 16-20; Ступаченко Е.В. О некоторых вопросах деятельности прокуроров по обеспечению законности сфере в экологической безопасности // Правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации: сборник материалов научной конференции, проведенной на юридическом факультете МосГУ 25.03.2013 / отв. ред. А.Ю. Винокуров. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 2013. С. 44-45.
12. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472 (с последующими изменениями).
13. Прокурорский надзор / под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Высшее образование. 2005. С. 17.
14. Прокурорский надзор: учеб. пособие / под ред. В.Н. Григорьева. М.: Изд-во «Элит», 2007. С. 16.
15. Прокурорский надзор: Учебник / под общ.ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Изд-во Юрайт, 2001. С. 17.
16. СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444 (с последующими изменениями).
References
1. http://www.fedstat.ru/indicators/start.do (data obrashcheniya 05.12.2013)
2. Ashurbekov T.A. Pravovye i organizatsionnye osnovy nadzornoi i inoi funktsional'noi deyatel'nosti prokuratury v sfere natsional'noi bezopasnosti: dis. … d-ra yurid. nauk. S. 312−313.
3. Bessarabov V.G. Prokurorskii nadzor: Uchebnik. M.: TK Velbi, Prospekt, 2007. S. 189.
4. Viktorov I.S. Prokurorskii nadzor za ispolneniem zakonodatel'stva ob administrativnoi otvetstvennosti: uchebnoe posobie / pod red. Yu.E. Vinokurova. – M.: Izdatel'stvo «Ekzamen», 2006 g. S.53.
5. Vinokurov A.Yu. O tselyakh i zadachakh prirodookhrannoi deyatel'nosti rossiiskoi prokuratury // Aktual'nye voprosy rossiiskogo prava. Vyp.1. M.: MosGU, 2006 // http://rudocs.exdat.com/docs/index-223683.html (data obrashcheniya-05.12.2013).
6. Vinokurov A.Yu. Osnovy gosudarstvennoi politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii: rukovodstvo k deistviyu ili deklaratsiya? // Pravovoe obespechenie ekologicheskoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii: sbornik materialov nauchnoi konferentsii, provedennoi na yuridicheskom fakul'tete MosGU 25.03.2013 / otv.red. A.Yu. Vinokurov. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 2013. S. 4.
7. Glebov A.P. Funktsii prokurorskogo nadzora // Sovershenstvovanie prokurorskogo nadzora v SSSR. M., 1973; Rossiiskii prokurorskii nadzor: uchebnik / pod red. prof. A.Ya. Sukhareva. M., 2001. S.59 i dr.
8. Zakonnost'. 2008. № 3.
9. Kazarina A.Kh. Predmet i predely prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov (sfera predprinimatel'skoi i inoi ekonomicheskoi deyatel'nosti) / In-t povysheniya kvalifikatsii ruk. kadrov Gen. prokuratury Ros. Federatsii. M., 2005. S.25– 27.
10. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ // SZ RF. 2001. № 1 (ch. 1). St. 1 (s posleduyushchimi izmeneniyami).
11. Likhacheva E.Yu. Prokurorskii nadzor v sfere ekologicheskoi bezopasnosti // Pravovoe obespechenie ekologicheskoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii: sbornik materialov nauchnoi konferentsii, provedennoi na yuridicheskom fakul'tete MosGU 25.03.2013 / otv. red. A.Yu. Vinokurov. – M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 2013. S. 16-20; Stupachenko E.V. O nekotorykh voprosakh deyatel'nosti prokurorov po obespecheniyu zakonnosti sfere v ekologicheskoi bezopasnosti // Pravovoe obespechenie ekologicheskoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii: sbornik materialov nauchnoi konferentsii, provedennoi na yuridicheskom fakul'tete MosGU 25.03.2013 / otv. red. A.Yu. Vinokurov. – M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 2013. S. 44-45.
12. O prokurature Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 17.01.1992 № 2202-1 // SZ RF. 1995. № 47. St. 4472 (s posleduyushchimi izmeneniyami).
13. Prokurorskii nadzor / pod red. Yu.E. Vinokurova. M.: Vysshee obrazovanie. 2005. S. 17.
14. Prokurorskii nadzor: ucheb. posobie / pod red. V.N. Grigor'eva. M.: Izd-vo «Elit», 2007. S. 16.
15. Prokurorskii nadzor: Uchebnik / pod obshch.red. Yu.E. Vinokurova. M.: Izd-vo Yurait, 2001. S. 17.
16. SZ RF. 2009. № 20. St. 2444 (s posleduyushchimi izmeneniyami).
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.