Психология и Психотехника - рубрика Интеллектуальные игры
по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Рубрика "Интеллектуальные игры"
Интеллектуальные игры
Баксанский О.Е. - Психологические основания образования: от дискурса к нарративу
Аннотация: Что мы сегодня ожидаем от школы? Должна ли школа всего-навсего воспроизводить существующую культуру? Должна ли она «лепить» из детей лояльных граждан? Анализируется изменение методологического и психологического базиса современного образование – переход от формально-логической дисциплинарной структуры к нарратив-но-интерпретационной модели. Образование нельзя рассматривать только как машину для передачи знаний, недостаточно разработать методику обучения различным предметам и реализовывать ее в школе. Задача гораздо более глобальная – приспособить культуру к потребностям людей и подготовить людей к выполнению социальных функций. Только в соответствующем контексте можно адекватно понять природу образования.
Баксанский О.Е. - Психологические основания образования: от дискурса к нарративу
Аннотация: Что мы сегодня ожидаем от школы? Должна ли школа всего-навсего воспроизводить существующую культуру? Должна ли она «лепить» из детей лояльных граждан? Анализируется изменение методологического и психологического базиса современного образование – переход от формально-логической дисциплинарной структуры к нарратив-но-интерпретационной модели. Образование нельзя рассматривать только как машину для передачи знаний, недостаточно разработать методику обучения различным предметам и реализовывать ее в школе. Задача гораздо более глобальная – приспособить культуру к потребностям людей и подготовить людей к выполнению социальных функций. Только в соответствующем контексте можно адекватно понять природу образования.
Баксанский О.Е. - Психологические основания образования: от дискурса к нарративу
Аннотация: Что мы сегодня ожидаем от школы? Должна ли школа всего-навсего воспроизводить существующую культуру? Должна ли она «лепить» из детей лояльных граждан? Анализируется изменение методологического и психологического базиса современного образование – переход от формально-логической дисциплинарной структуры к нарратив-но-интерпретационной модели. Образование нельзя рассматривать только как машину для передачи знаний, недостаточно разработать методику обучения различным предметам и реализовывать ее в школе. Задача гораздо более глобальная – приспособить культуру к потребностям людей и подготовить людей к выполнению социальных функций. Только в соответствующем контексте можно адекватно понять природу образования.
Трунов Д.Г. - Перформанс как арттерапевтическая техника
Аннотация: В статье рассматривается возможность использования перформанса в качесте арттерапевтической техники. Описываются различия между аналитическим, феноменологическим и постмодернистским подходом к продукту творчества. Перформанс как одна из форм современного акционного искусства свободен от виртуальности, от директивности смысла, от концептуальных рамок, от традиционной концепции зрителя. Благодаря перфомансу выступающий и зритель переживают ряд терапевтических эффектов.
Березина Т.Н., Терещенко Р.Н. - Эмоциональная креативность личности: определение и структура.
Аннотация: В статье дается определение эмоциональной креативности, как способности генерировать новые разнообразные эмоциональные переживания. Эмоциональную креативность предлагается рассматривать в двух аспектах: в широком смысле слова, как дивергентное чувствование, в этом аспекте она входит в состав всех компонентов эмоциональной сферы, и в узком смысле слова как способность. Отмечается, что структура эмоциональной креативности в широком смысле слова отражает структуру эмоциональной сферы и связана с дивергентным чувствованием, которое является одной из характеристик собственно эмоций, чувств и эмоциональных черт личности. В узком смысле эмоциональная креативность является способностью, оказывается связанной с деятельностью и является основой для артистических способностей. В структуру эмоциональной креативности как способности включаются: эмоциональная продуктивность (беглость эмоций), гибкость эмоциональных переживаний, оригинальность эмоций и их разработанность.
Шеркова Т.А. - Древнеегипетский бог познания и равновесия Тот: историко-психологический аспект в переходных обрядах
Аннотация: Мифологический мотив перехода души покойного через мир мертвых является одним из радикальных приемов в аналитической психологии при коррекции психологической структуры с перспективой трансформации личности. В кризисные ситуации коллективное бессознательное направляет посланцев из нуминозного мира – архетипические образы помощников и проводников, выводящих к свету сознания. Древнеегипетский бог Тот, олицетворявший основополагающую в древнеегипетской культуре идею воссоединения пары противоположностей и создания целостности, обладал широчайшим спектром познания, в первую очередь, письменности и счета. И как богу магии именно ему вверена важнейшая функция проводника души умершего через иной мир к свету божественного мира.
Хотинская Г.А., Хотинская А.И. - Языковые игры в научном осмыслении
Аннотация: В статье рассмотрены игровые модели мультилингвизма, познавательные ценностные аспекты игры в педагогике и практике преподавания иностранных языков, обобщен уникальный опыт великих переводчиков как билингвов, так и мультилингвов.Рассмотрена теория кайротопа и хронохора и ее значение для производства игровых смыслов.Затронуты важные проблемы лингвистики, риторики, культурологии и литературоведения и игровые механизмы читателя-интерпретатора, а также важные аспекты мировой семиотики.
Хотинская Г.А., Хотинская А.И. - Энтелехийность культурно-игровых технологий
Аннотация: В статье рассмотрены культурно-игровые технологии в аспекте энтелехии.Слово «энтелехия» определяется философским умозрением как сущностная мера отношения сознания, как сущая субъективность по отношению к объективности мира, будь то внутренний, чисто духовный мир или природный мир.Через понятие мультилингвальности рассматривается в статье категория мультикультурализма. Мультилингвальная реальность богаче способов и приемов трансляции мультилингвального опыта. Это событие, обеспечивающее сокровенность передачи уникальной социально ценной информации(жизнедеятельности), опыта отношений человека с языком, во всей её глубине и разнообразии вплоть до тончайших оттенков. Каналом коммуникации и общения, через который осуществляется этот процесс, является отношение мультилингва к языку. В самом феномене мультилингвизма и изучаемый язык и изучающий его мультилингв находят друг друга в той естественной сфере, где осуществляется это со-бытие. В статье рассмотрены основные определения мультилингвальной реальности как способа реализации общественной и индивидуальной потребности. Инвариант мультилингвальной реальности связан с логикой идеальной предметности языкового содержания и принципами его выражения. Мультилингвальная реальность существует как особый мир, как динамическое единство много, в котором сокрыта диалектика нераздельного единства единораздельной множенственности и единораздельной цельности. Мультилингвальные факты принадлежат к темпоральной реальности. Посредством метода эйдетического варьирования можно понять сущностные инварианты мультилингвизма.
Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. - О формализации в психологии

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.2.7339

Аннотация: Прослеживается происхождение и развитие математических моделей в психологии. В исторической перспективе представлено взаимодействие абстрактно-математического отражения и научно-методологического осмысления познаваемой реальности в разработке формализованных психологических моделей. Указано различное значение математики для формализации объективных опытных данных, полученных в эмпирическом и теоретическом подходах. При продвижении эмпирическим путем набирается множество признаков (существенных и несущественных) искомого объекта. При этом математическому аппарату отводится ведущая роль в конструировании формы объекта. Теоретический путь исходит из выделения единицы исследования, раскрывающей сущность исследуемого феномена. Математический аппарат необходим для придания определенному содержанию строго соответствующей формы. Показаны особенности моделирования высшей формы психики в двух парадигмах. В психометрической парадигме, заимствующей общенаучный универсальный объяснительный принцип (ассоциация) и естественнонаучные методы измерения отдельных признаков, качественная специфика творчества не выявляется. В процессуально-деятельностной парадигме дано теоретическое определение творчества, выявляющее его суть, как психического феномена, и разработан специфически психологический метод. Адекватность формальной модели определяется пониманием сущности моделируемого феномена в отличие от его описания по измеряемым признакам.
Спирова Э.М. - АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЫШЛЕНИЯ
Аннотация: Как человек думает? Можно ли научить человека думать лучше, эффективнее, продуктивнее и точнее? Проблемы мышления вызывают все больший интерес не только у философов, но и у психологов. Особое внимание к этой теме обнаруживает и философская антропология. С чем это связано? Автор статьи пытается раскрыть антропологический аспект мышления.
Т.Н. Березина - Базовые эмоции и запахи: ассоциативный эксперимент. c. 0-0
Аннотация: в статье изучаются ассоциативные связи между базовыми человеческими эмоциями и запахами. Эмпирически доказано существование устойчивых ассоциаций между положительными эмоциями и некоторыми первичными запахами: эмоция удовольствие ассоциируется с фруктовыми (эфирными) запахами, эмоция радости - с цветочными запахами, эмоция удивления/интереса - с запахом свежести. Установлено, что отрицательная эмоция отвращение ассоциативно связана с гнилостным запахом. Также показано, что ассоциативные поля эмоций гнева и страха перекрываются, дается объяснение этого факта, исходя из того, что некоторые испытуемые ассоциируют собственные запаха с собственными эмоциями, а другие испытуемые ассоциативно связывают запахи, исходящие от окружающих людей, со своими ответными эмоциями. На основании теоретического анализа делается предположение о связи страха с кислыми запахами, а гнева с мускусными. Отмечается, что наиболее богатой на ассоциации является эмоция печали, она связывается в сознании людей с запахи камфары, гари, горечи, больницы и др. Полученные данные интерпретируются в рамках эволюционной модели возникновения связи между эмоциями и запахами.
В.И. Яценко - Октетпсихология и пентапсихология - новые возможности изучения психики человека c. 0-0
Аннотация: Аннотация: авторские методы октетпсихология и пентапсихология были разработаны в период с 1999 по 2008 гг. Метод октетпсихологии предназначен для изучения психики человека в целом на основе восьмикомпонентного подхода с использованием концепции иерархии компонентов психики. Метод пентапсихологии предназначен для изучения личности на основе пятикомпонентного подхода с применением концепции иерархии компонентов личности.
О.Е. Баксанский, Е.Н. Кучер - Технологии образования: от педагогики к андрагогике. c. 0-0
Аннотация: Аннотация: с конца ХХ века и по настоящее время образование взрослых во всем мире стало играть ведущую роль в образовательной сфере как по охвату обучающихся, так и по глубине и активности инновационных процессов. В сфере образования взрослых во второй половине ХХ века сформировались новые принципы обучения, возникла и динамично развивается новый раздел педагогики, посвященный обучению взрослых — андрогогика. В свою очередь, андрогогические основы и технологические приемы обучения взрослых оказывают обратное воздействие на всю сферу образования.
А.П. Краснопольская - Проблема свободы мышления и софистический метод c. 0-0
Аннотация: Аннотация: Деятельность древнегреческих софистов, а также тех, кто использует софистические приемы, можно рассматривать как создание особой позиции по отношению к процессу мышления. Такие софистические приемы как эристика, «забрасывание» в парадокс, игра на многозначности, доведение до абсурда можно использовать для активизации воображения, интуиции, борьбы с догматической аксиоматикой. Ценность двусмысленного стиля софистической коммуникации состоит в том, что в ней потенциально заложен выход за рамки спора, в котором четко выделены две позиции в спор с множественными позициями, в котором была бы видна дефициентность спорящих.
Н.В. Засельская - К вопросу о психологии антистарения c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье исследуются изменения в интеллектуальном и психическом аспекте людей, достигших преклонного возраста. Исследуются причины ухудшения показателей тестирования IQ в пожилом возрасте. Приведены примеры долгожителей, проводивших интенсивную интеллектуальную деятельность в старческие лета. Обосновывается создание психологических методов антистарения как способа успешного противодействия влиянию возрастных изменений на интеллектуальную и профессиональную деятельность человека.
И.А. Сусоколова - Математические модели в психологии c. 0-0
Аннотация: Аннотация: излагается история применения в психологии математических моделей для формализации описания психических феноменов по наблюдаемым признакам. Рассмотрены факторы, обуславливающие необходимость смены математических моделей в психологии. Показана ограниченность динамических и статистических закономерностей, используемых для формализации психических процессов. Успешность применения математических построений в психологии зависит от адекватного понимания содержания психической реальности. Ключевые слова: психология, математические модели психических явлений, форма и содержание, временной интервал, измеряемый признак, закон непрерывности, описание по проявлениям, теоретическое определение
О.Е. Баксанский, Е.Н. Кучер - Психологические основания образования: от дискурса к нарративу c. 0-0
Аннотация: Аннотация: что мы сегодня ожидаем от школы? Должна ли школа всего-навсего воспроизводить существующую культуру? Должна ли она «лепить» из детей лояльных граждан? Анализируется изменение методологического и психологического базиса современного образование — переход от формально-логической дисциплинарной структуры к нарративно-интерпретационной модели. Образование нельзя рассматривать только как машину для передачи знаний, недостаточно разработать методику обучения различным предметам и реализовывать ее в школе. Задача гораздо более глобальная — приспособить культуру к потребностям людей и подготовить людей к выполнению социальных функций. Только в соответствующем контексте можно адекватно понять природу образования
Андреев И.Л. - Интернет: когда слуга становится господином

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.5.7930

Аннотация: Проблема неоднозначного воздействия Интернета на психику пользователя и его окружение обретает все больший социальный резонанс. Информатизация резко изменила виды, формы и инструменты деятельности, феномены и приоритеты образа жизни, характерные как для традиционного, так и для индустриального общества. Складывающаяся ситуация приходит в резкое противоречие с волением как свойством человека виртуально делать осознанный выбор из имеющихся реальных альтернатив, системно претворять его в жизнь и лично нести за него социальную и моральную ответственность перед государством и обществом, перед другими людьми и перед самим собой.
О.Е. Баксанский - Когнитивная наука: моделирование человеческого интеллекта. c. 12-20
Аннотация: анализируются программа и методология моделирования человеческого интеллекта в контексте междисциплинарного контекста. Основное внимание уделяется вычленению базовых категорий, в частности, категории информации.
Г.В. Голенок - Антропологический аспект мышления c. 20-30
Аннотация: Процессы мышления в философии на протяжении многих десятилетий изучались автономно, в русле потенциала интеллекта и без учета антропологической константы. Стремление «оградить» теорию мышления от смежных областей знания, устарело. Психологи все чаще идентифицирует человека с когнитивным стилем. В статье делается попытка раскрыть антропологические основы мышления.
Пилюгина М.А. - Пересечение интерпретации и когнитивных способностей

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.1.13794

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы пересечения и взаимного влияния интерпретации и когнитивных способностей. Обращение к когнитивной проблематике предполагает изучение проблем познания и организации знания и информации, которые обеспечивают адекватную и эффективную ориентацию и активность человека в мире. Их успешность во многом опосредована имеющимися у субъекта знаниями и возможностью с ними оперировать – понимать и действовать, используя наличный опыт. В процессе интерпретации ключевое значение также имеет использование этих аспектов. В статье определяется место и участие интерпретации в реализации основных когнитивных способностей. Познание является сложным, затрагивающим различные аспекты, предметом исследования. Это предполагает использование в качестве основного междисциплинарного подхода, привлечения материала по психологии, когнитивным дисциплинам и философии. При обращении к рассмотрению основных когнитивных способностей, показано, что в них в явном или неявном виде присутствует элемент интерпретации, который опосредует вписывание полученной информации в наличный опыт индивида. Это осуществляется, например, посредством использования данных, их реконструкции в процессе формирования образов или мышления, на уровне использования языка. Сделан вывод о том, что интерпретация и реализация когнитивных способностей взаимосвязаны и их успешная реализация способствует формированию стройной и непротиворечивой персональной картины мира. Тем самым исследование когнитивных способностей и их механизмов раскрывает новые аспекты проблемы интерпретации и понимания.
Пилюгина М.А. - Пересечение интерпретации и когнитивных способностей c. 33-42

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.1.66080

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы пересечения и взаимного влияния интерпретации и когнитивных способностей. Обращение к когнитивной проблематике предполагает изучение проблем познания и организации знания и информации, которые обеспечивают адекватную и эффективную ориентацию и активность человека в мире. Их успешность во многом опосредована имеющимися у субъекта знаниями и возможностью с ними оперировать – понимать и действовать, используя наличный опыт. В процессе интерпретации ключевое значение также имеет использование этих аспектов. В статье определяется место и участие интерпретации в реализации основных когнитивных способностей. Познание является сложным, затрагивающим различные аспекты, предметом исследования. Это предполагает использование в качестве основного междисциплинарного подхода, привлечения материала по психологии, когнитивным дисциплинам и философии. При обращении к рассмотрению основных когнитивных способностей, показано, что в них в явном или неявном виде присутствует элемент интерпретации, который опосредует вписывание полученной информации в наличный опыт индивида. Это осуществляется, например, посредством использования данных, их реконструкции в процессе формирования образов или мышления, на уровне использования языка. Сделан вывод о том, что интерпретация и реализация когнитивных способностей взаимосвязаны и их успешная реализация способствует формированию стройной и непротиворечивой персональной картины мира. Тем самым исследование когнитивных способностей и их механизмов раскрывает новые аспекты проблемы интерпретации и понимания.
Нелюбин Н.И. - Эрзац-мышление как атрибут существования современного человека c. 37-46

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.4.24320

Аннотация: В качестве предмета исследования в статье ставится и анализируется проблема эрзац-мышления, которая имеет множественные проекции в жизнь современного человека. В качестве исходной познавательной ситуации рассматривается тенденция ослабления антропологической традиции в постановке и решении проблемы мышления. Раскрываются гносеологические предпосылки распространения эрзац-мыслительных практик в познавательной и коммуникативной деятельности человека. Проводя концептуальные параллели между такими понятиями, как «инструментальный разум», «технократическое мышление», автор подчеркивает, что эрзац-мышление является инструментом поддержания утилитарно-гедонистического модуса жизни. Придерживаясь экзистенциально-антропологической традиции, автор отмечает, что мышление, как экзистенциальный по своей сути акт, сегодня редуцируется до утилитарной рассудочности, которая позволяет вырабатывать модели адаптивного и успешного поведения. На примере концептуальной девальвации императива «Познай себя», автор описывает феноменологию эрзац-мышления, противопоставляя ему бытийный тип мышления. Раскрывая основные функции эрзац-мышления, автор приходит к выводу, что оно препятствует объединению всех временных измерений когитальной самоидентичности человека в единую рефлексируемую антологию «поступающего мышления». В заключении подчеркивается, что определенная часть современного гуманитарного знания генерируется в эрзац-мыслительных практиках, которые уже приобрели нормативный характер и тем самым, на вполне легитимных основаниях, усугубляют ситуацию «антропологической катастрофы».
Э.М. Спирова - Антропологический аспект мышления c. 38-49
Аннотация: как человек думает? Можно ли научить человека думать лучше, эффективнее, продуктивнее и точнее? Проблемы мышления вызывают все больший интерес не только у философов, но и у психологов. Особое внимание к этой теме обнаруживает и философская антропология. С чем это связано? Автор статьи пытается раскрыть антропологический аспект мышления.
А.И. Хотинская, Г.А. Хотинская - Языковые игры в научном осмыслении c. 40-56
Аннотация: В статье рассмотрены игровые модели мультилингвизма, познавательные ценностные аспекты игры в педагогике и практике преподавания иностранных языков, обобщен уникальный опыт великих переводчиков как билингвов, так и мультилингвов. Рассмотрена теория кайротопа и хронохора и ее значение для производства игровых смыслов. Затронуты важные проблемы лингвистики, риторики, культурологии и литературоведения и игровые механизмы читателя-интерпретатора, а также важные аспекты мировой семиотики.
Т.Н. Березина, Р.Н. Терещенко - Эмоциональная креативность личности: определение и структура c. 43-50
Аннотация: в статье дается определение эмоциональной креативности, как способности генерировать новые разнообразные эмоциональные переживания. Эмоциональную креативность предлагается рассматривать в двух аспектах: в широком смысле слова, как дивергентное чувствование, в этом аспекте она входит в состав всех компонентов эмоциональной сферы, и в узком смысле слова как способность. Отмечается, что структура эмоциональной креативности в широком смысле слова отражает структуру эмоциональной сферы и связана с дивергентным чувствованием, которое является одной из характеристик собственно эмоций, чувств и эмоциональных черт личности. В узком смысле эмоциональная креативность является способностью, оказывается связанной с деятельностью и является основой для артистических способностей. В структуру эмоциональной креативности как способности включаются: эмоциональная продуктивность (беглость эмоций), гибкость эмоциональных переживаний, оригинальность эмоций и их разработанность.
Э.М. Спирова - Кула и Потлач: психологический смысл (знак, символ и симулякр в трактовке Ж. Бодрийяра) c. 48-56
Аннотация: французский философ Жан Бодрийяр уделяет значительное внимание разграничению понятий «знака», «символа» и «симулякра». Признаком, который позволяет дифференцировать данные слова, оказывается отношение к предметности. Знак всегда предметен и отсылает к предметности. Символ предметен, но отсылает не к предметности. Симулякр вообще разрывает связь знака и предметности.
С.Ю. Нарциссова - Когнитивный стиль и содержательные показатели аргументов. c. 50-61
Аннотация: В статье отражены результаты проведенного исследования аргументации в рамках когнитивного подхода, которое впервые рассматривает корреляционные связи между когнитивно-стилевыми параметрами и показателями аргументов.
Т.Н. Березина - Взаимосвязь физических и интеллектуальных способностей у взрослых людей c. 51-60
Аннотация: в статье анализируется взаимосвязь между показателями физического развития взрослого человека и его когнитивными способностями. В качестве показателей физического развития оцениваются силовые, скоростные качества, характеристики гибкости и равновесия. В качестве интеллектуальных измеряются параметры творческого мышления: гибкость, оригинальность, сообразительность и другие. Проводится корреляционный анализ. Показано наличие достоверных взаимосвязей между способностями к координации движений и некоторыми показателями дивергентного мышления (гибкостью его и продуктивностью), а также сообразительностью при решении задач у взрослых людей.
А.И. Хотинская, Г.А. Хотинская - Энтелехийность культурно-игровых технологий c. 60-76
Аннотация: В статье рассмотрены культурно-игровые технологии в аспекте энтелехии. Слово «энтелехия» определяется философским умозрением как сущностная мера отношения сознания, как сущая субъективность по отношению к объективности мира, будь то внутренний, чисто духовный мир или природный мир. Через понятие мультилингвальности рассматривается в статье категория мультикультурализма. Мультилингвальная реальность богаче способов и приемов трансляции мультилингвального опыта. Это событие, обеспечивающее сокровенность передачи уникальной социально ценной информации (жизнедеятельности), опыта отношений человека с языком, во всей её глубине и разнообразии вплоть до тончайших оттенков. Каналом коммуникации и общения, через который осуществляется этот процесс, является отношение мультилингва к языку. В самом феномене мультилингвизма и изучаемый язык и изучающий его мультилингв находят друг друга в той естественной сфере, где осуществляется это событие. В статье рассмотрены основные определения мультилингвальной реальности как способа реализации общественной и индивидуальной потребности. Инвариант мультилингвальной реальности связан с логикой идеальной предметности языкового содержания и принципами его выражения. Мультилингвальная реальность существует как особый мир, как динамическое единство много, в котором сокрыта диалектика нераздельного единства единораздельной множенственности и единораздельной цельности. Мультилингвальные факты принадлежат к темпоральной реальности. Посредством метода эйдетического варьирования можно понять сущностные инварианты мультилингвизма.
Звонова Е.Е. - О космическом сознании А. Л. Чижевского

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.11015

Аннотация: Предметом настоящей статьи является природа сознания Александра Леонидовича Чижевского. Приводится ряд аргументов, подтверждающих гипотезу о том, что выдающийся мыслитель обладал космическим сознанием, высшей формой сознания, которую подробно описал, исследовал и проиллюстрировал многочисленными примерами канадский психиатр второй половины XIX века Ричард Морис Бёкк. Обоснованность доводов, говорящих в пользу предположения о причастности Чижевского к космическому сознанию, достигается путем детального анализа феноменологии и сущности данного явления (при этом особое значение имеет обращение к концепции космической игры Станислава Грофа), а также личных качеств и творчества Александра Леонидовича. Метод или методология исследования (минимум 15 слов) При написании настоящей работы были использованы следующие методы: анализ литературы, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение. Научную новизну статьи составляет систематическое изучение сознания «Леонардо да Винчи XX века» на предмет его «космичности», понимаемой согласно Бёкку, а также попытка провести параллели между теорией космических эр, по-видимому, приписанной Чижевским Циолковскому, и концепцией космической игры Станислава Грофа. Основной вывод, к которому приходит автор в процессе исследования, заключается в том, что гипотеза о причастности Александра Леонидовича к космическому сознанию справедлива.
Звонова Е.Е. - О космическом сознании А. Л. Чижевского c. 139-151

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.64032

Аннотация: Предметом настоящей статьи является природа сознания Александра Леонидовича Чижевского. Приводится ряд аргументов, подтверждающих гипотезу о том, что выдающийся мыслитель обладал космическим сознанием, высшей формой сознания, которую подробно описал, исследовал и проиллюстрировал многочисленными примерами канадский психиатр второй половины XIX века Ричард Морис Бёкк. Обоснованность доводов, говорящих в пользу предположения о причастности Чижевского к космическому сознанию, достигается путем детального анализа феноменологии и сущности данного явления (при этом особое значение имеет обращение к концепции космической игры Станислава Грофа), а также личных качеств и творчества Александра Леонидовича. Метод или методология исследования (минимум 15 слов) При написании настоящей работы были использованы следующие методы: анализ литературы, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение. Научную новизну статьи составляет систематическое изучение сознания «Леонардо да Винчи XX века» на предмет его «космичности», понимаемой согласно Бёкку, а также попытка провести параллели между теорией космических эр, по-видимому, приписанной Чижевским Циолковскому, и концепцией космической игры Станислава Грофа. Основной вывод, к которому приходит автор в процессе исследования, заключается в том, что гипотеза о причастности Александра Леонидовича к космическому сознанию справедлива.
Д.Б. Богоявленская, И.А. Сусоколова - Построение и роль формальных моделей в психологии c. 218-228

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.62508

Аннотация: В исторической перспективе рассматриваются условия разработки формализованных психологических моделей. Прослеживается взаимодействие абстрактно-математического отражения и научно-методологического осмысления познаваемой реальности при их построении. Раскрыта различная роль математики в формализации объективных опытных данных, полученных в эмпирическом и теоретическом подходах. В рамках эмпирического подхода математическому аппарату отводится ведущая роль в конструировании формы искомого объекта, представляемого множеством формальных признаков (существенных и несущественных), предположительно к нему отнесенных. В рамках теоретического подхода, который исходит из выделения единицы исследования, раскрывающей сущность исследуемого феномена, математический аппарат необходим для придания определенному содержанию строго соответствующей формы. Показаны особенности моделирования высшей формы психики в двух парадигмах. В психометрической парадигме заимствуются общенаучный универсальный объяснительный принцип (ассоциация) и естественнонаучные методы измерения отдельных признаков. Качественная специфика творчества не выявляется. В процессуально-деятельностной парадигме дано теоретическое определение творчества, выявляющее его суть, как психического феномена, и разработан специфически психологический метод. Адекватность формальной модели определяется пониманием сущности моделируемого феномена в отличие от его описания по измеряемым признакам.
Баксанский О.Е. - Когнитивные репрезентации картины мира: от здравого смысла к научному познанию/

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.11474

Аннотация: Когнитивная картина мира может быть опровергнута в результате новых наблюдений, испытаний и т.д., свидетельствует о том, что мир намного более богат по сравнению с тем, как субъект его воспринимает, но ни в коем случае не говорит об ограниченности познавательных возможностей субъекта и ненадежности его перцептивного аппарата. Иначе говоря, человек в действительности не творит мир, а фактически он создает лишь репрезентации мира, исходя из данных тезауруса восприятия. Когнитивные репрезентации позволяют предсказывать будущие события, а когнитивные карты дают возможность адекватно ориентироваться в окружающем мире, в чем заключается их значение и ценность. Методологические схемы и модели обеспечивают наиболее доступный путь к познанию действительности в качестве интеллектуального инструмента, позволяющего объединить разрозненные элементы. Эти схемы выражают некоторое видение мира, свойственное данному историческому этапу. Проведен сравнительный анализ генезиса научной картины мира, опирающейся на здравый смысл. Человек в действительности не творит мир, а фактически он создает лишь репрезентации мира, исходя из данных тезауруса восприятия. Когнитивные репрезентации позволяют предсказывать будущие события, а когнитивные карты дают возможность адекватно ориентироваться в окружающем мире, в чем заключается их значение и ценность.
Баксанский О.Е. - Когнитивные репрезентации картины мира: от здравого смысла к научному познанию/ c. 266-274

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.64098

Аннотация: Когнитивная картина мира может быть опровергнута в результате новых наблюдений, испытаний и т.д., свидетельствует о том, что мир намного более богат по сравнению с тем, как субъект его воспринимает, но ни в коем случае не говорит об ограниченности познавательных возможностей субъекта и ненадежности его перцептивного аппарата. Иначе говоря, человек в действительности не творит мир, а фактически он создает лишь репрезентации мира, исходя из данных тезауруса восприятия. Когнитивные репрезентации позволяют предсказывать будущие события, а когнитивные карты дают возможность адекватно ориентироваться в окружающем мире, в чем заключается их значение и ценность. Методологические схемы и модели обеспечивают наиболее доступный путь к познанию действительности в качестве интеллектуального инструмента, позволяющего объединить разрозненные элементы. Эти схемы выражают некоторое видение мира, свойственное данному историческому этапу. Проведен сравнительный анализ генезиса научной картины мира, опирающейся на здравый смысл. Человек в действительности не творит мир, а фактически он создает лишь репрезентации мира, исходя из данных тезауруса восприятия. Когнитивные репрезентации позволяют предсказывать будущие события, а когнитивные карты дают возможность адекватно ориентироваться в окружающем мире, в чем заключается их значение и ценность.
И.Л. Андреев, Л.Н. Назарова - Интернет: когда слуга становится господином c. 483-491

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.5.62755

Аннотация: Проблема неоднозначного воздействия Интернета на психику пользователя и его окружение обретает все больший социальный резонанс. Информатизация резко изменила виды, формы и инструменты деятельности, феномены и приоритеты образа жизни, характерные как для традиционного, так и для индустриального общества. Складывающаяся ситуация приходит в резкое противоречие с волением как свойством человека виртуально делать осознанный выбор из имеющихся реальных альтернатив, системно претворять его в жизнь и лично нести за него социальную и моральную ответственность перед государством и обществом, перед другими людьми и перед самим собой.
Альперович В.Д. - Метафоры в интерпретативных репертуарах образов «своих» и «чужих» людей

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.6.19988

Аннотация: В данной статье затронута проблема дифференциации партнеров по общению в качестве «своих» и «чужих» людей. Обсуждается роль метафор в восприятии других людей как «своих» и «чужих» и критерии их категоризации в общении и взаимодействии. Предметом нашего эмпирического исследования являются взаимосвязи метафор "своих" и "чужих" людей и интерпретативных репертуаров восприятия других людей (диспозиционного, поведенческого, нормативного, мифологического и т.п.) как "своих" и "чужих", "друзей" и "врагов". На основе когнитивной концепции метафоры в психологии разработан классификатор метафор «своих» и «чужих» людей, включающий антропоморфные, артефактные, абстрактные, зооморфные, природоморфные и "магические" метафоры. Показано, что метафоры разных видов составляют разные интерпретативные репертуары образов «своих» и «чужих» людей. Антропоморфные метафоры являются средствами диспозиционного репертуара, метафоры-атрибуты и метафоры сходства и различия являются средствами как диспозиционного, так и поведенческого репертуаров. Артефактные метафоры выступают средствами нормативного репертуара. Зооморфные метафоры и природоморфные метафоры составляют часть мифологического репертуара. «Магические» метафоры являются инструментами фаталистического репертуара.
Альперович В.Д. - Метафоры в интерпретативных репертуарах образов «своих» и «чужих» людей c. 502-509

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.6.68232

Аннотация: В данной статье затронута проблема дифференциации партнеров по общению в качестве «своих» и «чужих» людей. Обсуждается роль метафор в восприятии других людей как «своих» и «чужих» и критерии их категоризации в общении и взаимодействии. Предметом нашего эмпирического исследования являются взаимосвязи метафор "своих" и "чужих" людей и интерпретативных репертуаров восприятия других людей (диспозиционного, поведенческого, нормативного, мифологического и т.п.) как "своих" и "чужих", "друзей" и "врагов". На основе когнитивной концепции метафоры в психологии разработан классификатор метафор «своих» и «чужих» людей, включающий антропоморфные, артефактные, абстрактные, зооморфные, природоморфные и "магические" метафоры. Показано, что метафоры разных видов составляют разные интерпретативные репертуары образов «своих» и «чужих» людей. Антропоморфные метафоры являются средствами диспозиционного репертуара, метафоры-атрибуты и метафоры сходства и различия являются средствами как диспозиционного, так и поведенческого репертуаров. Артефактные метафоры выступают средствами нормативного репертуара. Зооморфные метафоры и природоморфные метафоры составляют часть мифологического репертуара. «Магические» метафоры являются инструментами фаталистического репертуара.
Чебакова Ю.В., Харисова Р.Р., Паршуков А.Ю. - Применение концепции контекстной обработки и context effect для исследования механизмов нарушения процесса обобщения при психических расстройствах

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.20997

Аннотация: В статье рассматриваются возможности применения зарубежной концепции контекстной обработки и context effect для исследования специфики процесса обобщения как в норме, так и при психической патологии. Представляются более ранние исследования авторов, в которых была показана зависимость актуализации существенного признака при обобщении предметов от условий мыслительной задачи – контекста обобщения. В статье освещаются исследования механизмов нарушения контекстной обработки при эндогенных психических заболеваниях (прежде всего, шизофрении, а также шизотипическом и аффективном расстройствах) и пограничных расстройствах (расстройствах личности и невротических расстройствах). Особое внимание уделяется рассмотрению механизмов нарушения рабочей, семантической и эпизодической памяти, связи способности к социальному познанию и когнитивному функционированию как в зарубежных, так и отечественных исследованиях. С использованием метода теоретико-методологического анализа выдвинута общая теоретическая гипотеза дифференцированных механизмов нарушения процесса обобщения при эндогенных и пограничных психических расстройствах и обоснованы экспериментальные приемы ее проверки. Авторы статьи предполагают, что выбор латентных, в том числе, субъективных признаков при обобщении в условиях стимульной неопределенности (семантической отдаленности обобщаемых предметов) больными шизофренией определяется дефицитом обработки социального контекста, пациентами с пограничными психическими расстройствами – напротив, избыточным социальным маркированием. Описана методология экспериментальных заданий пилотной версии модифицированной методики «Исключение предметов» с тремя сериями проб, предполагающими варьирование семантической отдаленности предметов, их эмоциональной насыщенности и степени адекватности социального контекста использования предметов. Представлены ожидаемые результаты исследования по оригинальной методике, которые откроют новые перспективы дифференциальной диагностики в патопсихологии и психиатрии.
Чебакова Ю.В., Харисова Р.Р., Паршуков А.Ю. - Применение концепции контекстной обработки и context effect для исследования механизмов нарушения процесса обобщения при психических расстройствах c. 651-663

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.68488

Аннотация: В статье рассматриваются возможности применения зарубежной концепции контекстной обработки и context effect для исследования специфики процесса обобщения как в норме, так и при психической патологии. Представляются более ранние исследования авторов, в которых была показана зависимость актуализации существенного признака при обобщении предметов от условий мыслительной задачи – контекста обобщения. В статье освещаются исследования механизмов нарушения контекстной обработки при эндогенных психических заболеваниях (прежде всего, шизофрении, а также шизотипическом и аффективном расстройствах) и пограничных расстройствах (расстройствах личности и невротических расстройствах). Особое внимание уделяется рассмотрению механизмов нарушения рабочей, семантической и эпизодической памяти, связи способности к социальному познанию и когнитивному функционированию как в зарубежных, так и отечественных исследованиях. С использованием метода теоретико-методологического анализа выдвинута общая теоретическая гипотеза дифференцированных механизмов нарушения процесса обобщения при эндогенных и пограничных психических расстройствах и обоснованы экспериментальные приемы ее проверки. Авторы статьи предполагают, что выбор латентных, в том числе, субъективных признаков при обобщении в условиях стимульной неопределенности (семантической отдаленности обобщаемых предметов) больными шизофренией определяется дефицитом обработки социального контекста, пациентами с пограничными психическими расстройствами – напротив, избыточным социальным маркированием. Описана методология экспериментальных заданий пилотной версии модифицированной методики «Исключение предметов» с тремя сериями проб, предполагающими варьирование семантической отдаленности предметов, их эмоциональной насыщенности и степени адекватности социального контекста использования предметов. Представлены ожидаемые результаты исследования по оригинальной методике, которые откроют новые перспективы дифференциальной диагностики в патопсихологии и психиатрии.
Андреев И.Л., Назарова Л.Н. - Нейропсихические аспекты Интернета

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.10112

Аннотация: Статья затрагивает одну из наименее исследованных сторон влияния компьютеризации на мозг, психику и сознание людей. Интернет – глобальный феномен и интеллектуально достояние всего человечества, подлинные масштабы влияния которого на всемирную историю и на психику людей трудно переоценить. Диалектическая взаимосвязь (по типу листа Мёбиуса) виртуальной реальности и реальной виртуальности объясняет нередкое смешение и подчас патологическое смещение (вплоть до замещения) реального и виртуального миров в сознании человека, попавшего в сетевую зависимость. Психиатры всего мира осознают эту сравнимую по эффекту разрушения мозга с наркологической зависимостью поистине глобальную незримую опасность «мягкой» умственной и социальной деградации сотен миллионов людей. И направляют усилия на разработку эффективных средств спасительного избавления несчастных пленников Всемирной Паутины от коварной потери своего человеческого Я. В данной статье авторы опираются на оригинальную концепцию эволюционной классификации зеркальных нейронов коры головного мозга человека, аналогов которой пока нет в отечественной и зарубежной литературе. Это позволяет сделать предметом анализа структуру целого ряда патологических воздействий чрезмерного использования Интернета на мозг и психику пользователя. Особое внимание уделяется исследованию в контексте зеркальных нейронов коры больших полушарий так называемого «клипового сознания», ведущего, помимо обильно исследованных в научной литературе девиантных поведенческих актов, к обычно остающейся в тени опасности до поры до времени незаметного травматизма формирующегося головного мозга и центральной нервной системы, особенно детей и подростков. К этому можно добавить, что связанные с влиянием Интернета и до сих пор изредка отмечаемые лишь на феноменологическом уровне тенденции упрощения бытовой лексики и отмирания эпистолярного жанра, пока остаются вне поля зрения представителей нейронаук, в первую очередь, психологов и психиатров. Словом, если они и изучаются, то, образно говоря, извне черепа, а не изнутри, хотя компьютерные технологии нейровизуализации процессов, протекающих в мозговой ткани, такую возможность открывают.
Андреев И.Л., Назарова Л.Н. - Нейропсихические аспекты Интернета c. 701-715

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.65236

Аннотация: Статья затрагивает одну из наименее исследованных сторон влияния компьютеризации на мозг, психику и сознание людей. Интернет – глобальный феномен и интеллектуально достояние всего человечества, подлинные масштабы влияния которого на всемирную историю и на психику людей трудно переоценить. Диалектическая взаимосвязь (по типу листа Мёбиуса) виртуальной реальности и реальной виртуальности объясняет нередкое смешение и подчас патологическое смещение (вплоть до замещения) реального и виртуального миров в сознании человека, попавшего в сетевую зависимость. Психиатры всего мира осознают эту сравнимую по эффекту разрушения мозга с наркологической зависимостью поистине глобальную незримую опасность «мягкой» умственной и социальной деградации сотен миллионов людей. И направляют усилия на разработку эффективных средств спасительного избавления несчастных пленников Всемирной Паутины от коварной потери своего человеческого Я. В данной статье авторы опираются на оригинальную концепцию эволюционной классификации зеркальных нейронов коры головного мозга человека, аналогов которой пока нет в отечественной и зарубежной литературе. Это позволяет сделать предметом анализа структуру целого ряда патологических воздействий чрезмерного использования Интернета на мозг и психику пользователя. Особое внимание уделяется исследованию в контексте зеркальных нейронов коры больших полушарий так называемого «клипового сознания», ведущего, помимо обильно исследованных в научной литературе девиантных поведенческих актов, к обычно остающейся в тени опасности до поры до времени незаметного травматизма формирующегося головного мозга и центральной нервной системы, особенно детей и подростков. К этому можно добавить, что связанные с влиянием Интернета и до сих пор изредка отмечаемые лишь на феноменологическом уровне тенденции упрощения бытовой лексики и отмирания эпистолярного жанра, пока остаются вне поля зрения представителей нейронаук, в первую очередь, психологов и психиатров. Словом, если они и изучаются, то, образно говоря, извне черепа, а не изнутри, хотя компьютерные технологии нейровизуализации процессов, протекающих в мозговой ткани, такую возможность открывают.
Попов Е.А. - Социология и психология в ситуации междисциплинарного взаимодействия наук и знаний

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.16071

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье является ситуация междисциплинарного взаимодействия наук и знаний междисциплинарного взаимодействия наук и знаний, предметом выступает взаимодействие современной психологии и социологии. Акцент делается на разработке единой стратегии такой интеграции. Особое место в этой линии развития наук занимают наукоемкий статус конкретной сферы познания, следование принципам научности и использование социокультурных ресурсов. Так как и психология, и социология придерживаются в целом данной стратегии, то значительно повышается потенциал их междисциплинарного сотрудничества не только по отношению друг к другу, но и к иным отраслям знания Междисциплинарное взаимодействие наук и знаний, как правило, предполагает системный анализ проблемы. Именно системная методология определяет характер предметной интеграции научных отраслей, тем более что и психология, и социология являются частью социогуманитарного знания Основными выводами проведенного исследования могут быть признаны следующие основные положения: 1) социология и психология являются близкими сферами познания как по научному статусу, так и по наукоемкой специфике; 2) вектором сближения социологии и психологии является конкретный метод или методика исследования; 3) и социология, и психология используют комплексный анализ феноменов и процессов социальной реальности.
Попов Е.А. - Социология и психология в ситуации междисциплинарного взаимодействия наук и знаний c. 795-801

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.66993

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье является ситуация междисциплинарного взаимодействия наук и знаний междисциплинарного взаимодействия наук и знаний, предметом выступает взаимодействие современной психологии и социологии. Акцент делается на разработке единой стратегии такой интеграции. Особое место в этой линии развития наук занимают наукоемкий статус конкретной сферы познания, следование принципам научности и использование социокультурных ресурсов. Так как и психология, и социология придерживаются в целом данной стратегии, то значительно повышается потенциал их междисциплинарного сотрудничества не только по отношению друг к другу, но и к иным отраслям знания Междисциплинарное взаимодействие наук и знаний, как правило, предполагает системный анализ проблемы. Именно системная методология определяет характер предметной интеграции научных отраслей, тем более что и психология, и социология являются частью социогуманитарного знания Основными выводами проведенного исследования могут быть признаны следующие основные положения: 1) социология и психология являются близкими сферами познания как по научному статусу, так и по наукоемкой специфике; 2) вектором сближения социологии и психологии является конкретный метод или методика исследования; 3) и социология, и психология используют комплексный анализ феноменов и процессов социальной реальности.
Кротовская Н.Г. - Рути М. Единичность существования: Лакан и бессмертное внутри. (Перевод)

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.10.9751

Аннотация: Отталкиваясь от работ Эрика Сантнера, Славоя Жижека и Аленки Зупанчич, это исследование выстраивает теорию субъективной единичности с точки зрения лаканианской школы. В статье утверждается, что в отличие от «субъекта» (который начинает существовать как результат символического запрещения) или «личности» (которая связана с нарциссическим самомнением воображаемого), единичное «я» возникает в ответ на побуждающую директиву, происходящую из реальности. Эта директива, вне его или ее социальных и интерсубъективных покровов, собирает индивидуума в «характер». Следовательно, через единичность выражаются неотделимые от конкретного человека отличительные черты, своеобразность или темперамент, в то же время, единичность предотвращает как символическое, так и воображаемое замыкание. Она открыта всем уровням неподчинения, что свидетельствует о существовании в человеческой жизни таких элементов, которые выходят за рамки нормативной социальности. Действительно, поскольку единичность ясно говорит о чем-то, что касается «живомертвенного» (“undead”) чувства наслаждения (jouissance), она соединяет человека с бессмертием, правда, парадоксального вида. Это не значит, что человек не умрет, скорее он или она обладает способностью к «трансцендентному» опыту, такому как состояние сильнейшей воли к творчеству, который, всегда лишь на мгновение, выводит за границы земной жизни. Такие переживания позволяют индивиду чувствовать себя «реальным», что гонит прочь символическую абдукцию и психическую смерть.
М. Рути - Единичность существования: Лакан и бессмертное внутри (перевод Н.Г. Кротовской) c. 934-949

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.10.63401

Аннотация: Отталкиваясь от работ Эрика Сантнера, Славоя Жижека и Аленки Зупанчич, это исследование выстраивает теорию субъективной единичности с точки зрения лаканианской школы. В статье утверждается, что в отличие от «субъекта» (который начинает существовать как результат символического запрещения) или «личности» (которая связана с нарциссическим самомнением воображаемого), единичное «я» возникает в ответ на побуждающую директиву, происходящую из реальности. Эта директива, вне его или ее социальных и интерсубъективных покровов, собирает индивидуума в «характер». Следовательно, через единичность выражаются неотделимые от конкретного человека отличительные черты, своеобразность или темперамент, в то же время, единичность предотвращает как символическое, так и воображаемое замыкание. Она открыта всем уровням неподчинения, что свидетельствует о существовании в человеческой жизни таких элементов, которые выходят за рамки нормативной социальности. Действительно, поскольку единичность ясно говорит о чем-то, что касается «живомертвенного» (“undead”) чувства наслаждения (jouissance), она соединяет человека с бессмертием, правда, парадоксального вида. Это не значит, что человек не умрет, скорее он или она обладает способностью к «трансцендентному» опыту, такому как состояние сильнейшей воли к творчеству, который, всегда лишь на мгновение, выводит за границы земной жизни. Такие переживания позволяют индивиду чувствовать себя «реальным», что гонит прочь символическую абдукцию и психическую смерть.
Султанова М.А. - Лоуренс Миннела. Игра и культура (пост) модерна. (Очерк об изменениях в научном интересе к феномену игры). (Перевод М.А. Султановой)

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.13438

Аннотация: Обращается внимание на определенный рост научного интереса к игре как к феномену и метафоре современной западной культуры. Феномен игры рассматривается как теоретический предмет (существует множество теорий игр), но эти теории часто используются и на практике, поскольку метафора игры доказала свою эвристическую полезность, предлагая современную систему взглядов, вполне пригодных для их применения в исследовательской работе. Автор очерка ставит задачу проследить процесс изменения научного интереса к концепции игры и процесс формирования концепции игры как феномена и метафоры современной (пост)модерной культуры Запада. Современная западная культура определяется автором как (пост)модернистская. С этой точки зрения он сравнивает эту культуру с игрой, с комплексом игр без всякой цели, без трансцендентного назначения, хотя имеются определенные правила игры, которые игроки обязаны соблюдать. Научный интерес Запада к игре как к феномену и метафоре сегодня отражает отношение этой культуры к самой себе как к игре. Сегодня невозможно представить западный дискурс в любой области исследований без обращения к феномену игры – например, в таких далеких от игры сферах, как теории языка, культуры, экономики, политики и т.д. Поскольку (пост) модернистская культура может быть описана в терминах игры, следовательно, (пост)модернистская культура может выразить себя через игру.
Султанова М.А. - Лоуренс Миннела. Игра и культура (пост) модерна. (Очерк об изменениях в научном интересе к феномену игры). (Перевод М.А. Султановой) c. 1186-1204

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.65789

Аннотация: Обращается внимание на определенный рост научного интереса к игре как к феномену и метафоре современной западной культуры. Феномен игры рассматривается как теоретический предмет (существует множество теорий игр), но эти теории часто используются и на практике, поскольку метафора игры доказала свою эвристическую полезность, предлагая современную систему взглядов, вполне пригодных для их применения в исследовательской работе. Автор очерка ставит задачу проследить процесс изменения научного интереса к концепции игры и процесс формирования концепции игры как феномена и метафоры современной (пост)модерной культуры Запада. Современная западная культура определяется автором как (пост)модернистская. С этой точки зрения он сравнивает эту культуру с игрой, с комплексом игр без всякой цели, без трансцендентного назначения, хотя имеются определенные правила игры, которые игроки обязаны соблюдать. Научный интерес Запада к игре как к феномену и метафоре сегодня отражает отношение этой культуры к самой себе как к игре. Сегодня невозможно представить западный дискурс в любой области исследований без обращения к феномену игры – например, в таких далеких от игры сферах, как теории языка, культуры, экономики, политики и т.д. Поскольку (пост) модернистская культура может быть описана в терминах игры, следовательно, (пост)модернистская культура может выразить себя через игру.
Ласицкая Э.В. - Эволюционно-эпистемологический подход к проблеме конструктивистского обоснования знания.

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.13439

Аннотация: Исследуется когнитивные функции субъекта, встроенного в эволюционирующую Вселенную. Пересматривается эволюционно-эпистемологическое содержание понятий знания, субъекта, субъективной активности в контексте конструктивистских установок. Демонстрируется критика слабых сторон эволюционно-эпистемологических представлений, путь преодоления которых видится в применении к ним конструктивистских принципов. Показано, что процесс познания в эволюционной эпистемологии содержит в себе элементы построения, преобразования, тривиализации и усложнения, обуславливается биологическими и надбиологическими детерминантами. Эволюция субъекта соотносится с ростом его конструктивной активности. Субъект не растворяется в мезокосме, но активно конструирует свой жизненный мир. Применяются эволюционно-эпистемологический, конструктивистский, деятельностный подходы. Субъект рассматривается с точки зрения его активности в окружающей среде, преобразовательной, творческой позиции в когнитивном процессе. Осуществлена реконструкция базовых принципов эволюционной теории познания с помощью конструктивистского обоснования, через применение идей интерактивного конструктивизма, нейрофизиологического конструктивизма, кибернетики второго порядка, концепции автопоэзиса, радикального конструктивизма, концепции ограничений Р. Амандсона. Конструктивная активность в познании в эволюционной эпистемологии раскрывается как практика самореализации субъектности во взаимоотношениях с миром.
Ласицкая Э.В. - Эволюционно-эпистемологический подход к проблеме конструктивистского обоснования знания. c. 1299-1310

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.65934

Аннотация: Исследуется когнитивные функции субъекта, встроенного в эволюционирующую Вселенную. Пересматривается эволюционно-эпистемологическое содержание понятий знания, субъекта, субъективной активности в контексте конструктивистских установок. Демонстрируется критика слабых сторон эволюционно-эпистемологических представлений, путь преодоления которых видится в применении к ним конструктивистских принципов. Показано, что процесс познания в эволюционной эпистемологии содержит в себе элементы построения, преобразования, тривиализации и усложнения, обуславливается биологическими и надбиологическими детерминантами. Эволюция субъекта соотносится с ростом его конструктивной активности. Субъект не растворяется в мезокосме, но активно конструирует свой жизненный мир. Применяются эволюционно-эпистемологический, конструктивистский, деятельностный подходы. Субъект рассматривается с точки зрения его активности в окружающей среде, преобразовательной, творческой позиции в когнитивном процессе. Осуществлена реконструкция базовых принципов эволюционной теории познания с помощью конструктивистского обоснования, через применение идей интерактивного конструктивизма, нейрофизиологического конструктивизма, кибернетики второго порядка, концепции автопоэзиса, радикального конструктивизма, концепции ограничений Р. Амандсона. Конструктивная активность в познании в эволюционной эпистемологии раскрывается как практика самореализации субъектности во взаимоотношениях с миром.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.