Статья 'О формализации в психологии' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

О формализации в психологии

Богоявленская Диана Борисовна

доктор психологических наук

главный научный сотрудник, руководитель группы, Психологический институт Российской академии образования

125009, Россия, г. Москва, ул. Ул. Моховая, 9, стр. 4

Bogoyavlenskaya Diana Borisovna

Doctor of Psychology

125009, Russia, g. Moscow, ul. Ul. Mokhovaya, 9, str. 4

mpo-120@mail.ru
Сусоколова Ирина Александровна

Кандидат психологических наук

психолог-педагог, Московский городской психолого-педагогический университет

Susokolova Irina Aleksandrovna

mpo-120@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0722.2013.2.7339

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-1.09090909091-2013


Аннотация: Прослеживается происхождение и развитие математических моделей в психологии. В исторической перспективе представлено взаимодействие абстрактно-математического отражения и научно-методологического осмысления познаваемой реальности в разработке формализованных психологических моделей. Указано различное значение математики для формализации объективных опытных данных, полученных в эмпирическом и теоретическом подходах. При продвижении эмпирическим путем набирается множество признаков (существенных и несущественных) искомого объекта. При этом математическому аппарату отводится ведущая роль в конструировании формы объекта. Теоретический путь исходит из выделения единицы исследования, раскрывающей сущность исследуемого феномена. Математический аппарат необходим для придания определенному содержанию строго соответствующей формы. Показаны особенности моделирования высшей формы психики в двух парадигмах. В психометрической парадигме, заимствующей общенаучный универсальный объяснительный принцип (ассоциация) и естественнонаучные методы измерения отдельных признаков, качественная специфика творчества не выявляется. В процессуально-деятельностной парадигме дано теоретическое определение творчества, выявляющее его суть, как психического феномена, и разработан специфически психологический метод. Адекватность формальной модели определяется пониманием сущности моделируемого феномена в отличие от его описания по измеряемым признакам.


Ключевые слова:

Психология, формализация, модель, форма, содержания, единица, анализ, метод, развитие, парадигма

Библиография
1. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1971. № 1. С. 144-146.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.

3. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Психометрическая интерпретация творчества. Научный вклад Дж. Гилфорда. М.: МГППУ, 2011.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. М., 1982.

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

6. Baldwin J., Cattel J., Jastrow J. Physical and Mental Tests // Psychological Review. 1898. № 5. S. 172-179.

7. Binet A., Simon Th. New Method for the Diagnosis of the Intellectual Level of Subnormals. L’Annee psychologique, 1905. S. 191-244.

8. Cattel J. Mental Tests and Measurements // Mind. 1890. № 15. S. 373-381.

9. Descartes R. Discourse on Method. London, 1960.

10. Galton F. Hereditary Talent and Character // MacMillan’s Magazin. 1865. Vol. XII. S. 157-166, 318-327.

11. Galton F. Hereditary genius: an inquiry into its laws and consequences. N.Y., 1952.

12. Guilford J. (1956) The structure of intellect // Psychological Bulletin. 1956. Vol. 53, 4. S. 267-293.

13. Guilford J. New frontiers of testing in the discovery and development of human talent. Seventh Annual Western Regional Conference on Testing Problems. Los Angeles, 1958. S. 20-32.

14. Guilford J. Motivation in an informational psychology. Nebraska symposium on motivation. Ed. D. Levine, Lincoln, 1965. S. 313-332.

15. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y., 1967.

16. Guilford J. Creative talents. Buffalo, N.Y., 1986.

17. Guilford J. Some changes in the structure-of-intellect model // Educational and psychological measurement. 1988. № 48. S. 1-4.

18. Guilford J.S., Zimmerman W., Guilford J.P. The Guilford – Zimmerman temperament survey handbook. San Diego, 1976.

19. Herbart J. Psychology as a science founded for the first time on experience, metaphysics, and mathematics. Königsberg, 1824.

20. Leibniz G.W. La monadologie. 1714.

21. Spearman C. General Intelligence // Objectively Determined and Measured. American Journal оf Psychology. 1904. № 15. S. 201-293.

22. Stern W. Die Differetielle Psychologie. 1911.

23. Thurstone L. Primary mental abilities. Chicago, 1938.

24. Titchener E. The postulates of a structural psychology // The philosophical review. 1898. Vol. 7, 5. S. 449-465.

25. Wolff Ch. Philosophia prima sive Ontologia methodo scientifica pertractata, dua omnis cognitionis humanae principia continentur. 1730.

26. Wolff Ch. Psychologia empirica. Marburg, 1732.

27. Wolff Ch. Psychologia rationalis. Marburg, 1734.

28. Wundt W. Grundzüge der physiologischen Psychologie. Leipzig, 5 Auflage, 1902-1903.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.