Педагогика и просвещение - рубрика Философия и педагогика
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "Философия и педагогика"
Философия и педагогика
Мапельман В.М. - Историко-философский подход к гуманной педагогике: достижения, утопии, иллюзии
Аннотация: В статье анализируется философская, теоретическая и историческая база концепции гуманно-личностной педагогики в отечественной философии образования.
Грицай Л.А. - Проблема смысложизненных ценностей родительства в философско-антропологическом наследии Н.И. Пирогова
Аннотация: В статье изучается родительство как философско-антропологический феномен в трудах известного общественного деятеля XIX века Н.И. Пирогова. Предлагается преимущественный анализ взглядов ученого, на основе которых делается вывод об антропологических идеалистических основаниях понимания им смысложизненных ценностей родительства, берущих свое начало в христианском национальном мировидении. В данном ключе рассматриваются три ведущих компонента феномена родительства: ценностно-смысловой, определяющейся высшим смыслом бытия человека на земле, явленном отцу и матери в христианском Откровении; самосозидательный, учитывающей необходимость «познания» родителем самого себя, постоянного труда личности над собой, «взращиванию» в себе «внутреннего человека»; и воспитательный, исходящий из важнейшего призвания родителей быть первыми и главными наставниками своих детей. Все это позволяет заключить, что для Н.И. Пирогова характерно понимание феномена родительства как пути духовного развития человека, конечный смысл которого соотносим с высшей христианской целью бытия, что в итоге определяет судьбу всего человечества на земле.
Баксанский О.Е. - Конвергентный подход к философии образования
Аннотация: Современная наука требует изменений в социально-гуманитарной сфере, и реорганизации существующей системы образования и обучения. Термин «конвергентные технологии» в современных исследованиях в области инновационной экономики, менеджмента, социологии и культуры появился сравнительно недавно; в качестве одной из ключевых характеристик выделяется конвергенция конкретных технологий в высокоинтегрированной системе, в которой изолированные технологические траектории становятся неразличимыми.
Баксанский О.Е. - Философия, образование и философия образования
Аннотация: В статье дан критический обзор современного состояния образования, проанализированы основные направления исследований. Выбирая ту или иную стратегию обучения, мы одновременно выбираем и определенную модель учащегося. Кроме того, образование формирует модель метапознания, т.е. процессов осмысления познавательных механизмов, используемых людьми вообще и самим индивидом . Обучение всегда выступает как активный инструмент формирования личности человека, в чем и состоит его важнейшая социальная функция.
Спиридонова Ж.В. - Гениальность как образ жизни
Аннотация: Творчество, а также наиболее яркое проявление творческой активности, а именно гениальность, всегда интересовала ученых. На протяжении веков появлялись труды, где ученые пытались объяснить причины гениальности, объяснить творческие процессы. Но, как мы можем наблюдать, изучая творчество,зачастую гениальность трактовалась как иррациональная природа. Поэтому она не могла быть обоснована, проанализирована. Как коррелируют между собой физиология и талант? Сложный вопрос, не правда ли? Если исследовать творчество, неизбежно понимаешь, что творят, в основном, в пограничном состоянии, чтобы творить, надо быть отчасти…безумцем. Для творца, быть нормой – это скорее оскорбление.
Баксанский О.Е. - Наука и философия образования в ХХI веке: нарративность и дискурс.

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.7624

Аннотация: Перспективный облик науки в среднесрочной перспективе во многом зависит от того, каким образом и в какой срок будут осуществлены мероприятия по модернизации функций, структуры управления и финансирования научных исследований. Любые реформаторские усилия, направленные на модернизацию функций, системы управления и финансирования науки будет напрямую связаны с системой образования, ориентированной на использование достигнутых результатов в рамках существующей научной картины мира. У нас есть знания, необходимые для создания действительно образованного общества. Но настоящая научная, образовательная и культурная революция наступит только тогда, когда будет брошен вызов укоренившимся взглядам на обучение и образование.
Новичкова Г.А. - «Критическая теория» индустриального общества Герберта Маркузе об «одномерном человеке»
Аннотация: В статье анализируется «критическая теория» индустриального общества Г.Маркузе, которая нашла свое выражение в его книге «Одномерный человек» (1964). В ней исследуется состояние индустриального общества, которое в результате технического прогресса установило тотальный контроль над человеком во всех сферах его деятельности. «Критическая теория» индустриального общества Маркузе не смогла найти эффективный путь построения нового общества, поэтому Маркузе приходит к «Великому Отказу» как от капиталистической, так и от социалистической системы.
Гуревич П.С. - ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ (К 90-летию появления книги Н.А. Бердяева «Философия неравенства»)

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.8700

Аннотация: В обширном философском наследии Н.А. Бердяева «Философия неравенства» занимает особое место. Она, как и другие работы русского мыслителя, энциклопедична. Здесь дана характеристика различных общественно-политических течений современности, освещены ключевые проблемы социальной философии – демократия, свобода, революция, культура, нация... Однако широта теоретического замысла соединена в этой работе с полемической, порою памфлетной и проповеднической интонацией. Книга одухотворена выстраданной идеей отвержения социальной революции как средства решения общественных проблем. Это, по существу, опыт философского предостережения, уроки которого сегодня столь очевидны.
Л.А. Грицай - Проблема смысложизненных ценностей родительства в философско- антропологическом наследии Н.И. Пирогова c. 6-13
Аннотация: в статье изучается родительство как философско-антропологический феномен в трудах известного общественного деятеля XIX века Н.И. Пирогова. Предлагается преимущественный анализ взглядов ученого, на основе которых делается вывод об антропологических идеалистических основаниях понимания им смысложизненных ценностей родительства, берущих свое начало в христианском национальном мировидении. В данном ключе рассматриваются три ведущих компонента феномена родительства: ценностно-смысловой, определяющейся высшим смыслом бытия человека на земле, явленном отцу и матери в христианском Откровении; самосозидательный, учитывающей необходимость «познания» родителем самого себя, постоянного труда личности над собой, «взращиванию» в себе «внутреннего человека»; и воспитательный, исходящий из важнейшего призвания родителей быть первыми и главными наставниками своих детей. Все это позволяет заключить, что для Н.И. Пирогова характерно понимание феномена родительства как пути духовного развития человека, конечный смысл которого соотносим с высшей христианской целью бытия, что в итоге определяет судьбу всего человечества на земле.
О.Е. Баксанский - Философия, образование и философия образования c. 6-19
Аннотация: В статье дан критический обзор современного состояния образования, проанализированы основные направления исследований. Выбирая ту или иную стратегию обучения, мы одновременно выбираем и определенную модель учащегося. Кроме того, образование формирует модель метапознания, т.е. процессов осмысления познавательных механизмов, используемых людьми вообще и самим индивидом. Обучение всегда выступает как активный инструмент формирования личности человека, в чем и состоит его важнейшая социальная функция.
О.Е. Баксанский - Наука и философия образования в ХХI веке: нарративность и дискурс c. 7-18

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62552

Аннотация: Перспективный облик науки в среднесрочной перспективе во многом зависит от того, каким образом и в какой срок будут осуществлены мероприятия по модернизации функций, структуры управления и финансирования научных исследований. Любые реформаторские усилия, направленные на модернизацию функций, системы управления и финансирования науки будет напрямую связаны с системой образования, ориентированной на использование достигнутых результатов в рамках существующей научной картины мира. У нас есть знания, необходимые для создания действительно образованного общества. Но настоящая научная, образовательная и культурная революция наступит только тогда, когда будет брошен вызов укоренившимся взглядам на обучение и образование.
О.Е. Баксанский - Конвергентный подход к философии образования c. 10-15
Аннотация: современная наука требует изменений в социально-гуманитарной сфере, и реорганизации существующей системы образования и обучения. Термин «конвергентные технологии» в современных исследованиях в области инновационной экономики, менеджмента, социологии и культуры появился сравнительно недавно; в качестве одной из ключевых характеристик выделяется конвергенция конкретных технологий в высокоинтегрированной системе, в которой изолированные технологические траектории становятся неразличимыми.
И.В. Егорова - Педагогическая антропология И. Канта c. 15-25
Аннотация: Иммануил Кант, восприняв основную идею Просвещения о преобразовании мира и совершенствовании человека при помощи воспитания и образования, органично соединил ее с идеей «быть человеком». Иными словами, провозгласил человека основной ценностью. Идеей человека пронизано все творчества Канта, и ни одна из сфер человеческой деятельности не осталась вне его анализа. Философия Канта — качественно новая философия, которая рассматривает человека во всех его проявлениях как человека познающего, нравственного, достигающего совершенства посредством воспитания.
Ж.В. Спиридонова - Гениальность как образ жизни c. 16-21
Аннотация: Тема происхождения творчества, несмотря на тома научной литературы, не утрачивает своей актуальности. Ставится вопрос связи творчества и отклонений от психоаналитической нормы. Ж.-П. Сартр говорил, что «Гений не дар, но выход, который придумывают в отчаянных случаях». Отсюда проистекает трагичность жизни и творчества великих людей. Нельзя не провести параллели между творчеством и страданиями души. Какова связь между жизнью и творчеством писателя, да и вообще одаренного человека?
В.М. Мапельман - Историко-философский подход к гуманной педагогике (достижения, утопии, иллюзии) c. 28-36
Аннотация: в статье анализируется философская, теоретическая и историческая база концепции гуманно-личностной педагогики в отечественной философии образования.
Коржуев А.В., Баксанский О.Е. - Педагогическое исследование в современном научном дискурсе

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.4.13926

Аннотация: В настоящей статье обсуждаются процессы трансформации педагогического знания на современном этапе его развития, а также логически вытекающие из них особенности современного педагогического исследования; особое внимание уделяется исследованию в области методологии педагогики. Педагогика относится к классу социально-гуманитарных наук, и потому актуален вопрос: каковы изменения во всем блоке социальных наук, привнесенные новой постнеклассической парадигмой знания (последняя треть ХХ-го столетия), как они отразились на педагогическом знании. При всем различии контекста социальных трансформаций в России и на Западе их роднит одна общая черта: и современное западное, и нынешнее российское общество представляют собой в настоящем неустойчивые, переходные социумы. На языке теории самоорганизации это означает, что они находятся в точках бифуркации, в окрестностях которых выбор дальнейшего пути – аттрактора устойчивого развития – может определять весьма незначительное, - возможно, даже случайное воздействие. Методами исследования в настоящей работе выступают: ретроспективный анализ; анализ проблемно-содержательного поля научной области, выявление противоречий и «белых пятен», проектирование подходов к разрешению противоречий и содержательному наполнению научной теории; эвристический синтез. Основные выводы проведенного исследования состоят в обосновании тезиса о том, что как полноценный «представитель» социогуманитарного знания, сегодня педагогика активизирует не только поиск в направлении исторических корней и предпосылок современного знания – она адресует своих исследователей к рефлексии принципов построения знания, его структурирования и процесса «добывания»; и всё это так или иначе символизирует её движение от эмпирической, описательной стадии развития к стадии полноценного теоретического фрагмента гуманитарного ракурса, способного осуществлять предсказательную функцию.
Коржуев А.В., Баксанский О.Е. - Педагогическое исследование в современном научном дискурсе c. 51-65

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.4.66049

Аннотация: В настоящей статье обсуждаются процессы трансформации педагогического знания на современном этапе его развития, а также логически вытекающие из них особенности современного педагогического исследования; особое внимание уделяется исследованию в области методологии педагогики. Педагогика относится к классу социально-гуманитарных наук, и потому актуален вопрос: каковы изменения во всем блоке социальных наук, привнесенные новой постнеклассической парадигмой знания (последняя треть ХХ-го столетия), как они отразились на педагогическом знании. При всем различии контекста социальных трансформаций в России и на Западе их роднит одна общая черта: и современное западное, и нынешнее российское общество представляют собой в настоящем неустойчивые, переходные социумы. На языке теории самоорганизации это означает, что они находятся в точках бифуркации, в окрестностях которых выбор дальнейшего пути – аттрактора устойчивого развития – может определять весьма незначительное, - возможно, даже случайное воздействие. Методами исследования в настоящей работе выступают: ретроспективный анализ; анализ проблемно-содержательного поля научной области, выявление противоречий и «белых пятен», проектирование подходов к разрешению противоречий и содержательному наполнению научной теории; эвристический синтез. Основные выводы проведенного исследования состоят в обосновании тезиса о том, что как полноценный «представитель» социогуманитарного знания, сегодня педагогика активизирует не только поиск в направлении исторических корней и предпосылок современного знания – она адресует своих исследователей к рефлексии принципов построения знания, его структурирования и процесса «добывания»; и всё это так или иначе символизирует её движение от эмпирической, описательной стадии развития к стадии полноценного теоретического фрагмента гуманитарного ракурса, способного осуществлять предсказательную функцию.
Грязнова Е.В., Скопинцева-Седаш О.Ю. - Дистанционная педагогика как научное направление в философии образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14709

Аннотация: В информационном обществе в отличие от общества традиционного появляется новая форма социализации личности – информационная, когда социальный опыт передается опосредованно с помощью информационных технологий. Дистанционная педагогическая деятельность оказывается одним из механизмов подобной социализации, внося изменения в формирование человеческой культуры в целом. Изучение специфики данного вида деятельности открывает новое научное направление педагогики – дистанционную педагогику. Дистанционная педагогика должна соответствовать критериям научного направления, т.е. иметь свой предмет, категории, законы, методологию и праксиологию. Проведенное исследование показывает, что в научной литературе практически нет работ, посвящённых комплексному изучению данного феномена. В работе обосновано, что существующий научно-педагогический потенциал позволяет разработать матрицу дистанционной педагогики как научного направления и должен послужить основой для решения целого спектра проблем социально-гуманитарного знания при реализации новых педагогических технологий, отвечающих требованиям современного общества. В качестве основного метода исследования используется системный подход, структурно-функциональный анализ, деятельностный подход, а также метод философского обобщения. Основными выводами проведенного исследования являются: В условиях развития информационного общества существует необходимость системного и целостного изучения дистанционной педагогической деятельности в рамках научного направления «Дистанционная педагогика» как современного направления философии образования. Философское знание в этом случае должно стать методологической основой развития данного направления, поднимая современную педагогику на новый методологический и мировоззренческий уровень.
Грязнова Е.В., Скопинцева-Седаш О.Ю. - Дистанционная педагогика как научное направление в философии образования c. 59-66

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.66327

Аннотация: В информационном обществе в отличие от общества традиционного появляется новая форма социализации личности – информационная, когда социальный опыт передается опосредованно с помощью информационных технологий. Дистанционная педагогическая деятельность оказывается одним из механизмов подобной социализации, внося изменения в формирование человеческой культуры в целом. Изучение специфики данного вида деятельности открывает новое научное направление педагогики – дистанционную педагогику. Дистанционная педагогика должна соответствовать критериям научного направления, т.е. иметь свой предмет, категории, законы, методологию и праксиологию. Проведенное исследование показывает, что в научной литературе практически нет работ, посвящённых комплексному изучению данного феномена. В работе обосновано, что существующий научно-педагогический потенциал позволяет разработать матрицу дистанционной педагогики как научного направления и должен послужить основой для решения целого спектра проблем социально-гуманитарного знания при реализации новых педагогических технологий, отвечающих требованиям современного общества. В качестве основного метода исследования используется системный подход, структурно-функциональный анализ, деятельностный подход, а также метод философского обобщения. Основными выводами проведенного исследования являются: В условиях развития информационного общества существует необходимость системного и целостного изучения дистанционной педагогической деятельности в рамках научного направления «Дистанционная педагогика» как современного направления философии образования. Философское знание в этом случае должно стать методологической основой развития данного направления, поднимая современную педагогику на новый методологический и мировоззренческий уровень.
Яшин Б.Л. - «Социокультурные аспекты математического познания и этноматематика»

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.18390

Аннотация: Предметом исследования является социокультурный (фундаменталистский) подход в философии математики и, в частности, вписывающаяся в него такая область исследований, как этноматематика. Особое внимание при этом обращается на идеи автора «Заката Европы» О. Шпенглера, неокантианцев Г. Когена и П. Наторпа о месте и роли математики в познании, ее связи с культурой. Эти исследования показывают, что человеческая мысль способна предложить множество различных способов количественного восприятия мира, каждый из которых возникает из обыденной практики, что принятая в современном мире парадигма математики на самом деле является всего лишь одной из возможных. Основными методами исследования, которые используются автором статьи, являются обобщение, логический и исторический методы, а также метод сравнительного анализа. Новизна работы состоит в том, что в ней раскрывается общность идей этноматематических исследований, в которых рассматриваются проблемы возникновения и развития «опытной» математики, и работ в области социокультурной философии математики. Что в ней показывается, что эти исследования подтверждают идеи О. Шпенглера о зависимости форм познания от условий бытия человека, о существовании не одной, а нескольких математик, каждая из которых укоренена в своей собственной культуре, а также идеи представителей Марбургской школы неокантианцев о математике как «первоначале» мышления. В статье делается вывод о том, что работы в области этноматематики, а в более широком контексте, в рамках социокультурного подхода к математическому познанию, наиболее эффективны именно при рассмотрении математики в ее историческом развитии; что их результаты могут служить дополнительными аргументами в пользу математического эмпиризма в его противостоянии с математическим априоризмом.
Яшин Б.Л. - «Социокультурные аспекты математического познания и этноматематика» c. 60-70

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67689

Аннотация: Предметом исследования является социокультурный (фундаменталистский) подход в философии математики и, в частности, вписывающаяся в него такая область исследований, как этноматематика. Особое внимание при этом обращается на идеи автора «Заката Европы» О. Шпенглера, неокантианцев Г. Когена и П. Наторпа о месте и роли математики в познании, ее связи с культурой. Эти исследования показывают, что человеческая мысль способна предложить множество различных способов количественного восприятия мира, каждый из которых возникает из обыденной практики, что принятая в современном мире парадигма математики на самом деле является всего лишь одной из возможных. Основными методами исследования, которые используются автором статьи, являются обобщение, логический и исторический методы, а также метод сравнительного анализа. Новизна работы состоит в том, что в ней раскрывается общность идей этноматематических исследований, в которых рассматриваются проблемы возникновения и развития «опытной» математики, и работ в области социокультурной философии математики. Что в ней показывается, что эти исследования подтверждают идеи О. Шпенглера о зависимости форм познания от условий бытия человека, о существовании не одной, а нескольких математик, каждая из которых укоренена в своей собственной культуре, а также идеи представителей Марбургской школы неокантианцев о математике как «первоначале» мышления. В статье делается вывод о том, что работы в области этноматематики, а в более широком контексте, в рамках социокультурного подхода к математическому познанию, наиболее эффективны именно при рассмотрении математики в ее историческом развитии; что их результаты могут служить дополнительными аргументами в пользу математического эмпиризма в его противостоянии с математическим априоризмом.
Акимов О.Ю. - Феномен правосознания: историко-философская рецепция в контексте проблем образования c. 70-84

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.43429

EDN: HFPTYM

Аннотация: Изучение особенностей экспликации правосознания в образовательном пространстве предполагает экспозицию правосознания как целостного феномена, сочетающего в себе две взаимоопределимые стороны: теорию правосознания, детерминированную философской рецепцией понятий «естественного права» и «позитивного права» и практику реализации этого феномена, осуществляемую в образовательном пространстве с помощью создания образовательной среды. Теоретический анализ феномена правосознания показал сложный комплексный характер данного феномена, в котором связаны между собой юридический, правовой и социальный аспекты. Взаимная интеграция этих аспектов, возможная только на теоретическом уровне с позиций идеалистической (в учениях Канта, Гегеля, Ильина) или материалистической (преимущественно марксистской философии), на наш взгляд базируется на сохранении антиномичности феномена правосознания, когда отдельные характеристики и особенности не сочетаются между собой, тем не менее сохраняя целостность.     Научная новизна представленного подхода заключается в том, что практическая сторона формирования правосознания в образовательном пространстве предполагает на наш взгляд взаимную интеграцию материалистической и идеалистической теорий формирования правосознания, осуществленную в современных теориях образовательной среды, разработанных В.В. Рубцовым, В.А. Ясвиным, В.И. Свободчиковым, В.И. Пановым. Данные теории делают акцент на динамическом, интегративном и диалогическом характере образовательной среды, не сводя ее напрямую к материальным или идеальным основаниям и создавая условия для практического формирования правосознания, при этом сохраняется возможность как для идеалистической, так и для материалистической интерпретации феномена правосознания. Необходимо отметить, что процесс формирования образовательной среды требует для своей реализации наличия нормального правосознания, с другой стороны, уровень сформированности среды обусловливает возможности создания необходимых условий для реализации правосознания в действительном образовательном пространстве. Таким образом образовательная среда является своеобразной точкой перехода от правосознания как теории к правосознанию как жизненной практике.
Розин В.М. - Понимание культурно-семиотической среды в тьюторской концепции образования c. 74-87

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.3.33526

Аннотация: В статье ставится задача построения дискурса культурно-семиотической среды для тьюторской концепции образования. Для этого анализируется кейс из образовательной практики, в том числе и автора, касающийся открытия ребенком изображения рисунка. В процесс такого открытия различаются три фазы: образование проблемной ситуации, ее разрешение за счет построения схемы, освоение реальности с вторичными предметами. Автор интерпретирует этот материал в рамках семиотического подхода, который он трактует по-новому, расширительно, включая в семиотику не только знаки и знаковые системы, но и схемы, иконы, символы, произведения искусства.   Обсуждается культурно-семиотическая среда, за счет которой происходит развитие психики молодого человека, при этом помимо семиотических средств различаются коммуникация, разрешение проблемной ситуации, подтверждение построенного объяснения результатами всего процесса. Автор анализирует позицию тьютора, как принципиально отличающуюся от образовательной позиции педагогики формирования. Во второй части статьи он предлагает семиотическую версию генезиса культуры, в которой различает три разных плана ‒ собственно семиотический, социальный и антропологический, в котором складывается личность. Заканчивается статья характеристикой современной ситуации в культуре и образовании и размышлением о месте и задачах в ней тьюторского движения.
Розин В.М. - Конституирование смысла образования и культурно-семиотической среды ‒ мейнстрим революции в современной педагогике c. 82-91

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.2.38073

EDN: LYZBQC

Аннотация: В статье рассматриваются две основные темы: сделана попытка охарактеризовать смысл современного образования и ввести понятие культурно-семиотической среды, концепт которой предложен автором и группой методологов и практиков педагогики. Кратко поясняется представление о смысле образования, более подробно задается процесс смыслообразования. Характеризуя этот процесс, автор анализирует один кейс и показывает, что смыслообразование позволяет разрешать проблемные ситуации за счет построения нарративов (схем, метафор, символов и др.) и новой предметности; в результате создается новая реальность, а также условия для новой деятельности. Чтобы задать смысл современного образования, вводится понятие образовательной среды (как формируемой в образовании, связанной с педагогической коммуникацией, семиотически нагруженной).   Кроме того, описывается современная ситуация в сфере образовании. Ведущей позицией педагога становится не управление и формирование, а сопровождение личности, стимулирование и озадачивание её, подсказки и помощь, организация условий и пространства для активности и творчества учащегося, совместный поиск решений, демонстрация собственной позиции и работы, готовность вместе с учащимися обсуждать проблемы и ряд других моментов, лежащих в рамках той же действительности. Разбираются четыре потребности в образовании, которые формируют соответствующие педагогические аудитории: «всеобщее» образование, «специализированное», «по интересам» и «миссионерское». Делается вывод, что смысл образования представляет собой сложное поле смыслов, предполагающее со стороны педагогики и науки обустройство культурно-семиотической среды, а со стороны личности продумывание, выбор и поступки. Сложность построения подобной среды двойного назначения (обеспечивающей формирование усредненного типа человека и сопровождение разных типов личности) в том, что она должна работать на четыре указанные типы образования, знакомить развивающегося молодого человека с основными типами проблемных ситуаций, формировать компетенции, необходимые для их разрешения.
Омельчук Р.К. - Идеология в педагогике: идеалы философии или идолы культуры?

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.7393

Аннотация: В статье осуществлен философский анализ понятий идеология и культура в свете проводимого исследования по онтологии веры: в ретроспективе духовных ценностей народов России и человечества в целом автором осуществляется поиск мотивации, которая наиболее подходит для эффективного становления личности и устойчивого поддержания социокультурных механизмов преемственности. Анализируется воздействие символа на сознание с точки зрения преемственности ценностей, а также акцентируется внимание на ценностной составляющей разнообразных целей, преследуемых человеком, и важности научного построения и обоснования их актуальной иерархии. Обосновывается, что идеология не преследует цели возвышения личности, и потому не должна использоваться в воспитательно-образовательном процессе. Если культура естественно воспитывает в человеке понимание истин, которые на языке религии и философии представляются многослойно символическими и сложно логическими, то идеология искусственно формирует в человеке рациональные формулы и установки, ориентированными исключительно на экономический прогресс.
Р.К. Омельчук - Идеология в педагогике: идеалы философии или идолы культуры? c. 114-124

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.63179

Аннотация: В статье осуществлен философский анализ понятий идеология и культура в свете проводимого исследования по онтологии веры: в ретроспективе духовных ценностей народов России и человечества в целом автором осуществляется поиск мотивации, которая наиболее подходит для эффективного становления личности и устойчивого поддержания социокультурных механизмов преемственности. Анализируется воздействие символа на сознание с точки зрения преемственности ценностей, а также акцентируется внимание на ценностной составляющей разнообразных целей, преследуемых человеком, и важности научного построения и обоснования их актуальной иерархии. Обосновывается, что идеология не преследует цели возвышения личности, и потому не должна использоваться в воспитательно-образовательном процессе. Если культура естественно воспитывает в человеке понимание истин, которые на языке религии и философии представляются многослойно символическими и сложно логическими, то идеология искусственно формирует в человеке рациональные формулы и установки, ориентированными исключительно на экономический прогресс.
Егорова И.В. - Ханна Арендт о массовой культуре

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.9596

Аннотация: Ханна Арендт (1906-1975) – немецко-американский философ и политолог, политический мыслитель. Она всерьез намеревалась разработать систематическую феноменологию и аналитику политического. При этом Арендт опиралась на такие базовые понятия философии политики, как власть, свобода, насилие, революция, социальный вопрос. Она стремилась выстроить неметафизическую, посюстороннюю онтологию, которая обусловливала бы пространство для человеческой свободы, а не делала бы его заложником причинно-следственных связей. Основные мотивы ее философии – свобода и гуманизм. Свобода для нее не только фундаментальная характеристика человеческого существования, но и основной критерий оценки социального и духовного прогресса. Она показывает противоречивость общественного развития. Идеи Х. Арендт о социальной активности и тоталитаризме сыграли важную роль в формировании современной политологии. Ее публицистическая и культурно-политическая активность получили высокую оценку широких кругов общественности. В статье речь идет о том, как Х. Арендт толковала феномен массового общества. Ее культурфилософские размышления не получили еще достаточного освещения в отечественной философской литературе.
Толстенёва У.Л. - Субъективный смысл личностной экзистенции

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.9481

Аннотация: Экзистенциализм как философское направление сегодня заместился новыми направлениями. Однако человеческое существование по-прежнему связано со многими угрозами и противоречиями. Сама жизнь человека подвергается опасности не только в связи с глобальными катастрофами и рисками. Маячит новый антропологический образ, который будет создан на основе высокотехнологических ресурсов. При кажущемся благоденствии человек ввергается в мир парадоксальных ценностей. Люди нетрадиционной сексуальной ориентации получают согласие на брак и воспитание детей. Политическая реальность рассматривается в рамках психопатологии. Абсурд, как отмечал в свое время А. Камю, встречает нас на каждом углу. Традиционные ценности не просто исчезают. Они демонстрируют свою изнанку, становятся оборотнями. Крепкий семейный союз рассматривается как анахронизм. Жертвенность как романтическое недомыслие. Правдивость как пережиток архаических времен. Скромность как проявление ущербной неуспешности. В этой ситуации обостряется потребность в смысложизненных ориентациях. Страх и трепет, беззащитность и приступы безумия преследуют человека и заставляют принимать сугубо личные решения. Свой человеческий отзыв. Он сугубо индивидуален. Он не может быть массовым, по определению.
Баксанский О.Е., Емелин И.А. - Эволюционная теория познания в междисциплинарном контексте

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.18735

Аннотация: В статье дается обзор современных исследований в теории познания, рассматривается новое междисциплинарное направление, ставящее своей целью исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной синтетической теории эволюции и философии науки М. Полани. Применение эволюционного подхода позволяет выделить новый ракурс в теории познания. Данный подход базируется на рационалистической установке и ориентирован на рассмотрение реальных когнитивных процессов, на исследование реального познавательного процесса с помощью средств современной науки. Анализ современных исследований в теории познания позволяет обратить внимание на появление нового методологического направления, которое можно характеризовать как “натуралистический” поворот. Оно стремится рассматривать разнообразные проблемы философского порядка с конкретно-научных позиций и с помощью конкретно-научных знаний. В целях настоящего исследования следует рассмотреть новое междисциплинарное направление, ставящее своей целью исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной синтетической теории эволюции. Резюмируя изложенное, можно сказать, что анализ познания с биологической точки зрения показывает нам что есть возможность расширять нашу когнитивную область. Последовательное понимание биологии как науки о взаимодействии живых систем с окружающей средой и между собой определяет методологическую позицию К.Лоренца, которую он вслед за Д.Кэмпбеллом называет гипотетическим реализмом.
Баксанский О.Е., Емелин И.А. - Эволюционная теория познания в междисциплинарном контексте c. 192-201

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.68003

Аннотация: В статье дается обзор современных исследований в теории познания, рассматривается новое междисциплинарное направление, ставящее своей целью исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной синтетической теории эволюции и философии науки М. Полани. Применение эволюционного подхода позволяет выделить новый ракурс в теории познания. Данный подход базируется на рационалистической установке и ориентирован на рассмотрение реальных когнитивных процессов, на исследование реального познавательного процесса с помощью средств современной науки. Анализ современных исследований в теории познания позволяет обратить внимание на появление нового методологического направления, которое можно характеризовать как “натуралистический” поворот. Оно стремится рассматривать разнообразные проблемы философского порядка с конкретно-научных позиций и с помощью конкретно-научных знаний. В целях настоящего исследования следует рассмотреть новое междисциплинарное направление, ставящее своей целью исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной синтетической теории эволюции. Резюмируя изложенное, можно сказать, что анализ познания с биологической точки зрения показывает нам что есть возможность расширять нашу когнитивную область. Последовательное понимание биологии как науки о взаимодействии живых систем с окружающей средой и между собой определяет методологическую позицию К.Лоренца, которую он вслед за Д.Кэмпбеллом называет гипотетическим реализмом.
Глущенко В.В., Глущенко И.И. - Философия повышения качества высшего профессионального образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.16516

Аннотация: Предмет статьи выступают философские аспекты и структура философии повышения качества высшего профессионального образования. Объект статьи- философия повышения качества высшего профессионального образования. Актуальность статьи определяется тем, что в 2015 году с целью повышения качества образования проводятся реформы, осуществляется развитие новых форм образования, включая дистанционное высшее и дополнительное образование. Целью настоящей статьи является развитие философии повышения качества высшего профессионального образования. Философией повышения качества образования назван общий взгляд на проблему повышения качества образования. Методами исследования являются логический анализ, структурный анализ и сравнительный анализ, синтез, прогноз, количественный и качественный анализ, ретроспективный анализ. Научная новизна статьи заключается в определении понятия,исследовании содержание и специфика философии повышения качества образования, как части философии национальной инновационной системы в экономике; исследовании структурных элементов и влияние философии повышения качества образования на инновационное развитие государства; исследовании возможных подходов к повышению качества образования, расширение участия гражданского общества в этом процессе.
Глущенко В.В., Глущенко И.И. - Философия повышения качества высшего профессионального образования c. 288-299

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.67123

Аннотация: Предмет статьи выступают философские аспекты и структура философии повышения качества высшего профессионального образования. Объект статьи- философия повышения качества высшего профессионального образования. Актуальность статьи определяется тем, что в 2015 году с целью повышения качества образования проводятся реформы, осуществляется развитие новых форм образования, включая дистанционное высшее и дополнительное образование. Целью настоящей статьи является развитие философии повышения качества высшего профессионального образования. Философией повышения качества образования назван общий взгляд на проблему повышения качества образования. Методами исследования являются логический анализ, структурный анализ и сравнительный анализ, синтез, прогноз, количественный и качественный анализ, ретроспективный анализ. Научная новизна статьи заключается в определении понятия,исследовании содержание и специфика философии повышения качества образования, как части философии национальной инновационной системы в экономике; исследовании структурных элементов и влияние философии повышения качества образования на инновационное развитие государства; исследовании возможных подходов к повышению качества образования, расширение участия гражданского общества в этом процессе.
Петригина В.А. - Прагматическая педагогика Дж. Дьюи

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.4.11768

Аннотация: В статье рассмотрены этапы развития педагогических идей Дж. Дьюи в образовательном пространстве зарубежных стран и России. Показана актуальность идей Дж. Дьюи в современной образовательной практике. Рассматриваются методы, основанные на идеях Дж. Дьюи: Дальтон-план, метод проектов. В заключение автор рассматривает причины отказа от идей Дьюи и возврата классно-урочной системы образования. В настоящее время, в связи с реформированием образования России и развитием идей прогрессивного обучения, интерпретация идей Дж. Дьюи в отечественной педагогике актуальна. Благодаря развитию демократического общества личность в нашей стране приобретает востребованность, перед ней открываются широкие возможности. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий особое место заняли развивающие личностно-ориентированные технологии воплотившие идеи и конкретные разработки. Ценности, сформированные в условиях кризиса, составляют основу для интерпретации новой образовательной парадигмы Дж. Дьюи, а, предложенные им, методы обучения направлены преимущественно на формирование самостоятельного мышления, на интеллектуальное развитие обучающихся. Все это существенно актуализировало педагогическую систему Дж. Дьюи для российского образования.
Петригина В.А. - Прагматическая педагогика Дж. Дьюи c. 326-335

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.4.64119

Аннотация: В статье рассмотрены этапы развития педагогических идей Дж. Дьюи в образовательном пространстве зарубежных стран и России. Показана актуальность идей Дж. Дьюи в современной образовательной практике. Рассматриваются методы, основанные на идеях Дж. Дьюи: Дальтон-план, метод проектов. В заключение автор рассматривает причины отказа от идей Дьюи и возврата классно-урочной системы образования. В настоящее время, в связи с реформированием образования России и развитием идей прогрессивного обучения, интерпретация идей Дж. Дьюи в отечественной педагогике актуальна. Благодаря развитию демократического общества личность в нашей стране приобретает востребованность, перед ней открываются широкие возможности. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий особое место заняли развивающие личностно-ориентированные технологии воплотившие идеи и конкретные разработки. Ценности, сформированные в условиях кризиса, составляют основу для интерпретации новой образовательной парадигмы Дж. Дьюи, а, предложенные им, методы обучения направлены преимущественно на формирование самостоятельного мышления, на интеллектуальное развитие обучающихся. Все это существенно актуализировало педагогическую систему Дж. Дьюи для российского образования.
Яшин Б.Л. - Этноматематика и этнодидактика: точки соприкосновения

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.17161

Аннотация: Предметом исследования является этноматематика - область знания, возникшая в середине прошлого века и представляющая собой междисцип-линарную область знания, включающую как собственно математику, так и ее историю, а также философию, этнологию, культурологию, психологию, педагогику и некоторые другие дисциплины, в той или иной мере имеющие отношение к математическому познанию. Одним из направлений этноматематики в настоящее время является педагогическое направление, в рамках которого исследователи пытаются синтезировать достижения философии, эпистемологии, а также истории естествознания и математики, акцентируя внимание на образовательной деятельности, в частности, на изучении математики в школах и университетах. Вопрос о целесообразности обращения при обучении основам наук к личностному опыту учащихся, необходимости учитывать в этом процессе этнонациональный, социокультурный контекст, активно обсуждается и в России в рамках таких отраслей знания как этнодидактика и этнопедагогика. В статье показывается общность проблем, к которым обращаются в этноматематике и этнодидактике, рассматриваются аргументы сторонников и критиков этнонационального подхода в образовательном процессе. Основными методами исследования, которые используются автором статьи, являются анализ литературы, метод сравнительного анализа и обобщение, позволяющие получить некоторые предварительные выводы. Новизна работы связана, прежде всего, с тем, что в ней на основе анализа работ зарубежных авторов, работающих в области этноматематики, недостаточно хорошо известных отечественным философам и ученым, занимающихся сходными проблемами, обращается внимание на точки соприкосновения этой сравнительно молодой области знания с этнодидактикой, которая сегодня успешно используется в национальных школах Российской Федерации.
Яшин Б.Л. - Этноматематика и этнодидактика: точки соприкосновения c. 382-393

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67421

Аннотация: Предметом исследования является этноматематика - область знания, возникшая в середине прошлого века и представляющая собой междисцип-линарную область знания, включающую как собственно математику, так и ее историю, а также философию, этнологию, культурологию, психологию, педагогику и некоторые другие дисциплины, в той или иной мере имеющие отношение к математическому познанию. Одним из направлений этноматематики в настоящее время является педагогическое направление, в рамках которого исследователи пытаются синтезировать достижения философии, эпистемологии, а также истории естествознания и математики, акцентируя внимание на образовательной деятельности, в частности, на изучении математики в школах и университетах. Вопрос о целесообразности обращения при обучении основам наук к личностному опыту учащихся, необходимости учитывать в этом процессе этнонациональный, социокультурный контекст, активно обсуждается и в России в рамках таких отраслей знания как этнодидактика и этнопедагогика. В статье показывается общность проблем, к которым обращаются в этноматематике и этнодидактике, рассматриваются аргументы сторонников и критиков этнонационального подхода в образовательном процессе. Основными методами исследования, которые используются автором статьи, являются анализ литературы, метод сравнительного анализа и обобщение, позволяющие получить некоторые предварительные выводы. Новизна работы связана, прежде всего, с тем, что в ней на основе анализа работ зарубежных авторов, работающих в области этноматематики, недостаточно хорошо известных отечественным философам и ученым, занимающихся сходными проблемами, обращается внимание на точки соприкосновения этой сравнительно молодой области знания с этнодидактикой, которая сегодня успешно используется в национальных школах Российской Федерации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.