Статья 'Эволюционная теория познания в междисциплинарном контексте' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Эволюционная теория познания в междисциплинарном контексте

Баксанский Олег Евгеньевич

доктор философских наук

ведущий научный сотрудник, ФГБУН "Институт философии РАН"

119991, Россия, г. Москва, ул. Волхонка, 141, стр. 5, оф. 405

Baksanskiy Oleg Evgen'evich

Doctor of Philosophy

D.Sc. in Philosophy, Professor, Leading Researcher at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences (Institute of Philosophy of RAS)

119991, Russia, Moscow, Volkhonka str., 141, bld. 5, rooom No. 405

obucks@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Емелин Илья Анатольевич

кандидат филологических наук

преподаватель, кафедра теории и технологии обучения в высшей школе, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

119991, Россия, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

Emelin Il'ya Anatol'evich

PhD in Philology

lecturer of the Department of High School Teaching Theory and Technology at I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

119991, Russia, Moscow, str. Trubetskaya, h. 8, bld. 2

emelinilan@gmail.com

DOI:

10.7256/2454-0676.2016.2.18735

Дата направления статьи в редакцию:

10-04-2016


Дата публикации:

23-08-2016


Аннотация: В статье дается обзор современных исследований в теории познания, рассматривается новое междисциплинарное направление, ставящее своей целью исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной синтетической теории эволюции и философии науки М. Полани. Применение эволюционного подхода позволяет выделить новый ракурс в теории познания. Данный подход базируется на рационалистической установке и ориентирован на рассмотрение реальных когнитивных процессов, на исследование реального познавательного процесса с помощью средств современной науки. Анализ современных исследований в теории познания позволяет обратить внимание на появление нового методологического направления, которое можно характеризовать как “натуралистический” поворот. Оно стремится рассматривать разнообразные проблемы философского порядка с конкретно-научных позиций и с помощью конкретно-научных знаний. В целях настоящего исследования следует рассмотреть новое междисциплинарное направление, ставящее своей целью исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной синтетической теории эволюции. Резюмируя изложенное, можно сказать, что анализ познания с биологической точки зрения показывает нам что есть возможность расширять нашу когнитивную область. Последовательное понимание биологии как науки о взаимодействии живых систем с окружающей средой и между собой определяет методологическую позицию К.Лоренца, которую он вслед за Д.Кэмпбеллом называет гипотетическим реализмом.


Ключевые слова:

Философия науки, теория познания, методология науки, междисциплинарный подход, неявное знание, картина мира, когнитивная карта, эволюционный подход, автопоэзис, рациональность

Abstract: In this article the review of modern researches on the theory of knowledge is given, the new interdisciplinary endeavour which purpose is to research biological prerequisites of human knowledge and to explain features of knowledge on the basis of the modern evolutionary synthesis and Michael Polanyi's philosophy of science is considered. Application of the evolutionary approach allows to allocate a new foreshortening in the theory of knowledge. This approach is based on rationalistic attitudes and is focused on consideration of real cognitive processes, on research of real informative process by the means of modern science. Analysis of modern researches on the theory of knowledge allows to pay attention to the new methodology which can be described as the 'naturalistic' approach. This approach tries to analyze all kinds of philosophical problems from the scientific standpoint using specific scientific knowledge. For the purposes of the present research the authors believe it is necessary to analyze the new interdisciplinary endeavour aimed at studying biological prerequisites of human knowledge and to explain features of knowledge based on the modern evolutionary synthesis. As a conclusion, the authors state that the analysis of knowledge from the biological point of view shows that there is an opportunity to broaden our cognitive area. The consecutive understanding of biology as a science about interaction of living systems with environment and among themselves defines a methodological position of Lorentz which he called a hypothetical realism after Campbell. 


Keywords:

philosophy of science, theory of knowledge, methodology of science, interdisciplinary approach, tacit knowledge, world picture, cognitive map, evolutionary approach, autophoesis, rationality

Библиография
1. Campbell D.T. Evolutionary epistemology// In Schilpp, P.A. (Hrsg.): The philosophy of K.R. Popper, Open Court, La Salle, 1974. 12-23 p.
2. Lorenz K. Kants Lehre vom Apriorischen im Lichte Gegenwartigen Biologic, Blatter fur deutsche Philosophie, 1941 (mehrfach nachgedruckt). 214 p.
3. Maturana H.R., Varela F.J. The Tree of Knowledge. The Biological of Roots of Human Understanding, Boston & London, 1988. 186 p.
4. Аршавский И.А. Биологические корни познавательной деятельности живых систем в свете данных негэнтропийной теории онтогенеза // В кн.: Культура и развитие научного знания. М.: ИФРАН, 1991. С. 46-78.
5. Баксанский О.Е. Когнитивные репрезентации: Обыденные, социальные, научные. М., 2009. 186 c.
6. Баксанский О.Е., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н. Естествознание: Современные когнитивные концепции. М., 2008. 212 c.
7. Баксанский О.Е., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н. Нанотехнологии. Биомедицина. Философия образования. В зеркале междисциплинарного контекста. М., 2010. 196 c.
8. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивный образ мира: Пролегомены к философии образования. М., 2010. 204 c.
9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 166 c.
10. Глинский Б.А., Баксанский О.Е. Моделирование и когнитивные репрезентации. М.: Альтекс, 2000. 188 c.
11. Кузнецов А.С. Личность и познавательные возможности субъекта // Изв. Саратовского ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. Вып. 1(5). 116 c.
12. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. 216 c.
13. Матурана У.Р., Варела Ф.Х. Древо познания. Биологические корни человеческого познания. M., 1999. 186 c.
14. Моторина Л.Е. Взаимосвязь личностного и надличностного знания // Философские науки. 1982. С. 52-58.
15. Полани М. Личностное знание. М.: «Прогресс», 1985. 344 с.
16. Смирнова Н.М. Концепция неявного знания М. Полани и проблема научной истины // Природа истины в социальном познании. Калинин, 1985. С. 101-109.
17. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. Врожденные структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки. М., 1998. 226 c.
18. Гуревич П.С. Философское братство // Философия и культура. 2015. № 11. C. 1593-1596. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.11.17113.
19. Коржуев А.В., Баксанский О.Е. Педагогическое исследование в современном научном дискурсе // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. C. 51-65. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.4.13926.
20. Баксанский О.Е. Конвергенция: методология меганауки // Философия и культура. 2014. № 4. C. 505-518. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.4.10390.
21. А.А. Воронин Условия выбора и выбор условий // Философия и культура. 2013. № 7. C. 932 - 941. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.7.6449.
References
1. Campbell D.T. Evolutionary epistemology// In Schilpp, P.A. (Hrsg.): The philosophy of K.R. Popper, Open Court, La Salle, 1974. 12-23 p.
2. Lorenz K. Kants Lehre vom Apriorischen im Lichte Gegenwartigen Biologic, Blatter fur deutsche Philosophie, 1941 (mehrfach nachgedruckt). 214 p.
3. Maturana H.R., Varela F.J. The Tree of Knowledge. The Biological of Roots of Human Understanding, Boston & London, 1988. 186 p.
4. Arshavskii I.A. Biologicheskie korni poznavatel'noi deyatel'nosti zhivykh sistem v svete dannykh negentropiinoi teorii ontogeneza // V kn.: Kul'tura i razvitie nauchnogo znaniya. M.: IFRAN, 1991. S. 46-78.
5. Baksanskii O.E. Kognitivnye reprezentatsii: Obydennye, sotsial'nye, nauchnye. M., 2009. 186 c.
6. Baksanskii O.E., Gnatik E.N., Kucher E.N. Estestvoznanie: Sovremennye kognitivnye kontseptsii. M., 2008. 212 c.
7. Baksanskii O.E., Gnatik E.N., Kucher E.N. Nanotekhnologii. Biomeditsina. Filosofiya obrazovaniya. V zerkale mezhdistsiplinarnogo konteksta. M., 2010. 196 c.
8. Baksanskii O.E., Kucher E.N. Kognitivnyi obraz mira: Prolegomeny k filosofii obrazovaniya. M., 2010. 204 c.
9. Berger P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sotsiologii znaniya. M.: Medium, 1995. 166 c.
10. Glinskii B.A., Baksanskii O.E. Modelirovanie i kognitivnye reprezentatsii. M.: Al'teks, 2000. 188 c.
11. Kuznetsov A.S. Lichnost' i poznavatel'nye vozmozhnosti sub''ekta // Izv. Saratovskogo un-ta. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2013. T. 2. Vyp. 1(5). 116 c.
12. Lorents K. Oborotnaya storona zerkala. M., 1998. 216 c.
13. Maturana U.R., Varela F.Kh. Drevo poznaniya. Biologicheskie korni chelovecheskogo poznaniya. M., 1999. 186 c.
14. Motorina L.E. Vzaimosvyaz' lichnostnogo i nadlichnostnogo znaniya // Filosofskie nauki. 1982. S. 52-58.
15. Polani M. Lichnostnoe znanie. M.: «Progress», 1985. 344 s.
16. Smirnova N.M. Kontseptsiya neyavnogo znaniya M. Polani i problema nauchnoi istiny // Priroda istiny v sotsial'nom poznanii. Kalinin, 1985. S. 101-109.
17. Follmer G. Evolyutsionnaya teoriya poznaniya. Vrozhdennye struktury poznaniya v kontekste biologii, psikhologii, lingvistiki, filosofii i teorii nauki. M., 1998. 226 c.
18. Gurevich P.S. Filosofskoe bratstvo // Filosofiya i kul'tura. 2015. № 11. C. 1593-1596. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.11.17113.
19. Korzhuev A.V., Baksanskii O.E. Pedagogicheskoe issledovanie v sovremennom nauchnom diskurse // Pedagogika i prosveshchenie. 2014. № 4. C. 51-65. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.4.13926.
20. Baksanskii O.E. Konvergentsiya: metodologiya meganauki // Filosofiya i kul'tura. 2014. № 4. C. 505-518. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.4.10390.
21. A.A. Voronin Usloviya vybora i vybor uslovii // Filosofiya i kul'tura. 2013. № 7. C. 932 - 941. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.7.6449.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.