Статья 'Проблема смысложизненных ценностей родительства в философско-антропологическом наследии Н.И. Пирогова ' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Проблема смысложизненных ценностей родительства в философско-антропологическом наследии Н.И. Пирогова

Грицай Людмила Александровна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Рязанский филиал Московского государственного института культуры

390044, Россия, Рязанская область, г. Рязань, ул. Крупской, 5

Gritsai Lyudmila Aleksandrovna

PhD in Pedagogy

Associate Professor of the Department of Socio-Humanitarian Disciplines, Ryazan Branch of Moscow State Institute (University) of Culture

390044, Russia, Ryazanskaya oblast', g. Ryazan', ul. Krupskoi, 5

usan82@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0676.2011.4.4341

Дата направления статьи в редакцию:

17-11-2011


Дата публикации:

1-12-2011


Аннотация: В статье изучается родительство как философско-антропологический феномен в трудах известного общественного деятеля XIX века Н.И. Пирогова. Предлагается преимущественный анализ взглядов ученого, на основе которых делается вывод об антропологических идеалистических основаниях понимания им смысложизненных ценностей родительства, берущих свое начало в христианском национальном мировидении. В данном ключе рассматриваются три ведущих компонента феномена родительства: ценностно-смысловой, определяющейся высшим смыслом бытия человека на земле, явленном отцу и матери в христианском Откровении; самосозидательный, учитывающей необходимость «познания» родителем самого себя, постоянного труда личности над собой, «взращиванию» в себе «внутреннего человека»; и воспитательный, исходящий из важнейшего призвания родителей быть первыми и главными наставниками своих детей. Все это позволяет заключить, что для Н.И. Пирогова характерно понимание феномена родительства как пути духовного развития человека, конечный смысл которого соотносим с высшей христианской целью бытия, что в итоге определяет судьбу всего человечества на земле.


Ключевые слова:

Педагогика, родительство, материнство, отцовство, смысл родительства, ценности родительства, антропологический подход, национальное мировидение, ---, ---

Библиография
1. Афонский А.П. Николай Иванович Пирогов, его жизнь и педагоги-ческая проповедь. – М. : Типография И.Д. Сытина, 1911.

2. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. Лекции по педагогической антропологии и философии образования. – М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994.

3. Богуславский М.В. Н.И. Пирогов: педагогические идеалы и жизнен-ные реалии // Проблемы современного образования. – 2010. – № 6. – С. 21–33.

4. Волкович В.А. Друг человечества – Н.И. Пирогов. – СПб., 1910.

5. Воробьева К.Н. Развитие антропологического подхода в педагогике семейного воспитания во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.: автореф. … канд. пед. наук. – М.: Московский гуманитарный университет, 2007.

6. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Русские философско-педагогические уче-ния XVIII—XX вв.: культурно-исторический аспект. – М., 2008.

7. Гнайкова Г.В. Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е.И. Конради: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2004.

8. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литера-тура в XVII-XX вв. – М.: Престиж, 2003.

9. Егоров П.А., Руднев В.Н. Н.И. Пирогов – русский просветитель // Среднее профессиональное образование. – 2006. – № 2. – С. 46-48.

10. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. Истоки. Направления. Проблемы. – Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1988.

11. Мусин-Пушкин А.А. Н.И. Пирогов как педагог. – Пг.: Типография главного управления уделов, 1917.

12. Научно-педагогический архив РАО. – Ф. 31. – Оп. 2. – Ед. хр. 2.

13. Петрунина Т.А. Философско-антропологические основания российской педагогики XIX–XX вв.: дисс. … д-ра философ. наук. – Екатеринбург, 2004.

14. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / сост. П.А. Лебедев. – М. : Педагогика, 1987. – С. 436–451.

15. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Сочинения Пирогова: в 2 т. – СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1900. – Т. 1.

16. Вопросы жизни. Дневник старого врача // Собр. соч. в 8 т. – Т. 8. – М. : Изд-во Медицинской литературы, 1962.

17. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. – М. : Педаго-гика, 1985.

18. Пирогов Н.И. Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других де-тей // Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985.

19. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / сост. С.Ф. Его-ров. – М. : Педагогика, 1990. – Т. 5.

20. Ушински К.Д. Педагогические сочинения Пирогова // Собр. соч.: в 11 т. – М.; Л., 19448–1952. – Т. 3.

21. Чебышева-Дмитриева Е.А. Н.И. Пирогов о значении женщины в воспитании // Современное значение педагогических идей Н.И. Пирогова. – СПб., 1911. – С. 33–39.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.