Педагогика и просвещение - рубрика Педагогическая психология
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "Педагогическая психология"
Педагогическая психология
Дронова Т.П. - О роли применения интеллектуальных тестов в зарубежной психодиагностике
Аннотация: В статье дан анализ специфике практического использования интеллектуальных тестов, ориентированных на прогноз достижений в учебной деятельности школьников. Показана необходимость изменения основной цели тестирования. Рассмотрена оценка причины снижения прогностической ценности IQ в зарубежной психодиагностике.
Новичкова Г.А. - Идеи Эриха Фромма о педагогической антропологии
Аннотация: В своем творчестве Фромм придавал большое значение проблемам педагогической антропологии. Он поставил перед философией задачу формирования нового Человека, построившего общество, основанное на принципах гуманизма и свободы. Поставленную задачу может выполнить гуманная педагогика, которая способна гуманизировать индивидуальный, внутренний мир человека, его представления о добре и зле, расширить его идеалы, сделать его более совершенным и самодостаточным во благо себя и других людей.
Ларин Н.А. - Взаимосвязь межкультурной компетентности и эмоционального выгорания педагогов, работающих с мигрантами c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.25515

Аннотация: Данная статья посвящена описанию результатов научно-исследовательской работы и раскрывает особенности взаимосвязей межкультурной компетентности и эмоционального выгорания педагогов при работе с мигрантами. Статья содержит описание феномена - эмоциональное выгорание и межкультурной компетентности педагогов. Так же в статье описаны основные выводы о результатах работы, которые говорят о том, что существует взаимосвязь между аффективно-мотивационным компонентом межкультурной компетентности педагога и уровнем деперсонализации, а так же общим уровнем выгорания. В рамках нашего исследования, мы провели провели исследование среди 64 педагогов, в 6 общеобразовательных учреждениях. Для исследования эмоционального выгорания мы использовали методику MBI. Для исследования межкультурной компетентности мы использовали экспресс-опрос межкультурной компетентности М.Ю. Чибисова, Т.М. Иванова, М.В. Корнилова. На первый взгляд, эмоциональное выгорание и межкультурная компетентность педагогов средних общеобразовательных организаций - это разные, не связанные между собой понятия. Но так как в своей работе педагог, сталкивается с детьми-мигрантами, что может приводить к дополнительным эмоциональным нагрузкам. Это может оказать влияние на эмоциональное состояние педагога и, как следствие, на эмоциональное выгорание.
Кузьмина А.С. - Трансформация параметров самоотношения студентов на разных этапах обучения в вузе c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.25574

Аннотация: В статье рассмотрены результаты исследования трансформации содержательной структуры самоотношения студентов. Исследование построено по типу лонгитюдного исследования. Доказано, что в период обучения в вузе происходит изменение структуры самоотношения студентов. Проанализированы факторные модели самоотношение студентов на первом, втором, третьем и четвертом курсах обучения в вузе. Цель работы — выявление особенностей трансформации параметров самоотношения студентов на различных этапах обучения в вузе. Объект исследования: самоотношение студентов. Предмет исследования: процесс трансформации параметров самоотношения личности студентов на различных этапах обучения в вузе. Методология исследования: Методология исследования: деятельностный подход С. Л. Рубнштейн, теория отношений В. Н. Мясищева, концепция самоотношения С. Р. Пантилеева, В. В. Столина. Тест-опросник самоотношения» С.Р. Пантилеева, В.В. Столина, методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, адаптированный вариант Т.А. Крюковой), самоактуализационный тест (САТ) Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз. Методы математико-статистического анализа полученных данных: анализ средних значений, однофакторный дисперсионный анализ, эксплораторный факторный анализ (метод главных компонент). Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 17.00. Новизна исследования. В статье показана трансформация содержательной структуры параметров самоотношения студентов в период обучения в вузе. Основные выводы по работе: Трансформация параметров самоотношения у студентов с первого по четвертый (выпускной) курс определяется социальной ситуацией развития, обусловленной единством обучения и воспитания.
Степанова О.С., Николаева А.А. - Исследование характера конфликтов между родителями и педагогами в образовательной организации. c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.30961

Аннотация: Рассматриваются противоречивые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей, специфический характер конфликтов между педагогами и родителями в образовательной организации. Раскрывается понятие «конфликт», даётся перечисление основных причин, влияющих на возникновение конфликтов между родителями и педагогами. С целью актуализации оптимальных методов урегулирования конфликтов между родителями и педагогами проведено исследование причин и характера данного типа конфликтов. В силу гуманизации педагогического подхода в образовании сложилась неоднозначная тенденция развития взаимоотношений педагогов и родителей. Актуальность данного исследования состоит в том, что система образования в современной России претерпела и продолжает претерпевать достаточно серьёзные изменения. Результаты исследования показали взаимосвязь высокого уровня конфликтности педагога и характера конфликта между ним и родителями учащихся. В системе отношений педагог – родители важную роль играет личность самого педагога. Для того, чтобы изучить степень влияния выявленных нами факторов на характер протекания конфликтов между родителями и педагогами, было проведено исследование, которое включало в себя использование нескольких методик. В заключении представлен вывод и, разработанные на основании результатов исследования, рекомендации по повышению коммуникативных умений педагогов, в частности умение разрешать, связанные с учебным процессом и конкретно с родителями учащихся, конфликтные ситуации.
Васильева Ю.С., Колесникова Е.И., Хафиятуллина Э.Р. - Индивидуальные и личностные факторы формирования билингвизма студентов вуза c. 8-21

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.26290

Аннотация: В данной работе нами поставлена цель выявления взаимосвязей уровня сформированности билингвизма с индивидуально-психологическими и личностными характеристиками студента вуза. Объектом исследования является билингвизм как академическая успеваемость студентов вуза по дисциплине «Английский язык» в сочетании с самооценкой имеющегося и желательного уровня овладения родным и иностранным языком, предметом – возраст начала изучения языка, индивидуальные психофизиологические (особенности межполушарных отношений головного мозга) и психологические (личностные качества и ценности, уровень интеллектуального развития) характеристики личности студента Компетенция саморазвития диагностировалась с помощью анкеты, критерий сформированности билингвистической компетентности - как академическая успеваемость. Биологические особенности диагностировались оригинальной методикой моторных проб. Личностные качества исследовались с помощью опросника Р. Кеттелла 16PF (форма С), личностные ценности - методикой АНЛ 4.2, общий уровень интеллектуальных способностей - с помощью Прогрессивных матриц Равена. Проводился корреляционный и детерминантный анализ отдельно для студентов с различными межполушарными отношениями с их личностными качествами и ценностями, с оценками академической успеваемости Выдвинутые гипотезы исследования подтверждены: результаты овладения компетенцией билингвизма студентами вуза имеют психологическую обусловленность. Чем в более раннем возрасте начали изучение английского языка, тем более высокий балл на экзамене получают. Студенты с преобладанием левого полушария, получившие оценки 3 по английскому языку в отличие от хорошистов и отличников обладают меньшим нормоконтролем и более суровые, жесткие. Студентам-амбидекстрам для удовлетворительных оценок достаточно среднего уровня интеллектуального развития, они более конформны. Для правополушарных студентов не выявлено статистически значимых различий в личностных качествах и ценностях.
Хороших П.П., Гудков Ю.Э., Леханова Ф.М. - Гендерный подход к классификации национальной игры c. 18-23

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.4.22221

Аннотация: В статье поднимается вопрос о роли гендерного компонента в структуре национальных игр. Авторы отмечают, что на сегодняшний день всё большое значение приобретает использование теории гендера в педагогической психологии в процессе формирования личности ребенка. Важно учитывать, что этнокультурный и этнопедагогический потенциал может иметь важное значение в аспекте гендерной социализации, влиять на формирование личности ребенка. По мнению авторов,существующие народные игры возможно классифицировать с учетом гендерного подхода, выделяя три возможных группы: мускулинные, феминные и адрогинные. В качестве иллюстрации авторы рассматривают народные игры эвенков Южной Якутии. Каждая из указанных игр соотносится с той или иной гендерной группой и способствуют формированию у ребенка определенных личностных качеств. Предложенная авторами классификация на основе гендерного подхода является новым подходом, который позволяет расширить области изучения национальных игр. Гендерный аспект является одним из важных компонентов в общей структуре национальной педагогики, оказывая влияние на воросы изучения формирования личности ребенка и его общих представлений о «мужском» / «женском».
П.С. Гуревич - Человек нового времени c. 30-35
Аннотация: в истории философии XVII век не имеет самостоятельного обозначения. В отличие от предшествующей эпохи Ренессанса и последующей — Просвещения, он выглядит безымянным, растворенным в общей панораме нового времени. Между тем это столетие радикально отличается от других специфическим менталитетом. Оно подарило человечеству особую культуру, неповторимое мироощущение.
Артюхина М.С. - Интеллектуальное воспитание обучающихся в контексте интерактивных технологий обучения

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.4.14020

Аннотация: Предметом исследования является проблема интеллектуального воспитания обучающихся. Общей задачей интеллектуального воспитания является обогащение ментального опыта учащихся. Реализация интеллектуального воспитание осуществляется через формирование базовых интеллектуальных качеств личности: предметной и профессиональной компетентности, самостоятельной деятельности и саморегуляции, творческой активности и интеллектуальной инициативы, уникальности склада ума. Основой интеллектуального воспитания является ментальный или умственный опыт обучающегося. Главное назначение интеллектуального воспитания, является помощь обучающемуся выстроить собственный ментальный мир на основе обогащения его индивидуального ментального или умственного опыта. Представлен обзор психологических и педагогических исследований и авторский взгляд на интеллектуальное воспитание школьников и студентов. Автор предлагает расширить круг базовых интеллектуальных качеств личности и ориентировать их на обучающихся высшей школы. Предлагается применение интерактивных технологий обучения для интеллектуального воспитания обучающихся, поскольку психологическая основа интеллектуального воспитания – ментальный ли умственный опыт, является ключевым истоком интерактивных технологий обучения.
Артюхина М.С. - Интеллектуальное воспитание обучающихся в контексте интерактивных технологий обучения c. 42-50

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.4.66048

Аннотация: Предметом исследования является проблема интеллектуального воспитания обучающихся. Общей задачей интеллектуального воспитания является обогащение ментального опыта учащихся. Реализация интеллектуального воспитание осуществляется через формирование базовых интеллектуальных качеств личности: предметной и профессиональной компетентности, самостоятельной деятельности и саморегуляции, творческой активности и интеллектуальной инициативы, уникальности склада ума. Основой интеллектуального воспитания является ментальный или умственный опыт обучающегося. Главное назначение интеллектуального воспитания, является помощь обучающемуся выстроить собственный ментальный мир на основе обогащения его индивидуального ментального или умственного опыта. Представлен обзор психологических и педагогических исследований и авторский взгляд на интеллектуальное воспитание школьников и студентов. Автор предлагает расширить круг базовых интеллектуальных качеств личности и ориентировать их на обучающихся высшей школы. Предлагается применение интерактивных технологий обучения для интеллектуального воспитания обучающихся, поскольку психологическая основа интеллектуального воспитания – ментальный ли умственный опыт, является ключевым истоком интерактивных технологий обучения.
Костригин А.А. - «В наше время, педагогически направленное»: студенческие психолого-педагогические штудии в Русском педагогическом институте им. Я.А. Коменского в Праге c. 46-64

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.3.22753

Аннотация: В статье обсуждаются вопросы изучения истории российского психологического зарубежья в конце XIX – начале XX вв. Дается классификация психологический направлений в российском научном зарубежье. Акцентируется внимание на психолого-педагогической и педологической проблематике, разрабатываемой русскими психологами, педагогами и философами в эмиграции в Праге (Чехословакия), а именно – в Русском педагогическом институте им. Я.А. Коменского (РПИ). Среди этих ученых имена А.Л. Бема, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, И.И. Лапшина, В.М. Левитского, Н.О. Лосского, А.В. Маклецова, С.А. Острогорского, С.О. Серополко, Г.Я. Трошина и др. Впервые публикуются учебные планы по некоторым дисциплинам, входящим в круг психолого-педагогических вопросов. Автор сосредоточивается на творчестве В.В. Зеньковского и его научной школе пражского периода. Представителями данной школы считаются студенты, которые обучались у В.В. Зеньковского в РПИ. Предметом данного историко-психологического исследования являются рефераты студентов РПИ по педагогической и детской психологии (найденные в архивных материалах). Методами данного исследования являются анализ продуктов деятельности (архивные материалы), источниковедческий анализ и проблемологический анализ (психолого-педагогическая и педологическая проблематика). Предложена авторская модель структуры психологической науки в русском научном зарубежье: умозрительная, интроспективная и экспериментальная психология. Проанализированы рефераты студентов по педагогической и детской психологии. Работы позволяют выделить некоторые направления осмысления психолого-педагогической и педологической проблематики: изучение продуктом творчества детей и их применение в познании детской души и педагогике; изучение детских вопросов как процесс становления мышления и речи; личность воспитателя и педагога, ее влияние на становление детской личности; детская религиозность; детская речь; дневник матери и его применение в педологии; детская ложь и характер ребенка. Автор считает, что история российского психологического зарубежья является перспективной областью научных исследований.
Тылец В.Г., Краснянская Т.М. - Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.17762

Аннотация: Предметом изучения в статье выступила концептуализация построения системы психологической безопасности высшего учебного заведения. Статья выполнена «на стыке» проблематики психологии образования, психологии безопасности личности и психологии корпоративной безопасности, что позволило использовать для авторских построений теоретические наработки данных предметных областей психологического знания. Авторы подробно раскрывают содержательно-структурную организацию ключевых образующих системы психологической безопасности высшего учебного заведения. Предложена разработка основных принципов, способствующих построению системы психологической безопасности вуза. Особое внимание уделено интерпретации введенных понятий, относящихся к анализу системы психологической безопасности вуза. Для решения задач исследования авторами использованы методы теоретического анализа предметной области, обобщения и систематизации оформившегося понимания феноменов, ключевых для изучаемой проблемы, а также возможности эмпирических методов наблюдения и опроса. Научная новизна представленных в статье материалов состоит в том, что в нем в качестве основных компонентов системы психологической безопасности вуза обозначить и содержательно охарактеризовать социально-психологическую, репутационную и антитеррористическую безопасность. Впервые репутационная безопасность вуза рассмотрена в единстве его антикоррупционной и имиджевой стабильности. К результатам исследования относится отнесение целостности, системности, непротиворечивости, постоянства и преемственности к основным принципам построения системы его психологической безопасности.
Тылец В.Г., Краснянская Т.М. - Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация c. 50-59

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67688

Аннотация: Предметом изучения в статье выступила концептуализация построения системы психологической безопасности высшего учебного заведения. Статья выполнена «на стыке» проблематики психологии образования, психологии безопасности личности и психологии корпоративной безопасности, что позволило использовать для авторских построений теоретические наработки данных предметных областей психологического знания. Авторы подробно раскрывают содержательно-структурную организацию ключевых образующих системы психологической безопасности высшего учебного заведения. Предложена разработка основных принципов, способствующих построению системы психологической безопасности вуза. Особое внимание уделено интерпретации введенных понятий, относящихся к анализу системы психологической безопасности вуза. Для решения задач исследования авторами использованы методы теоретического анализа предметной области, обобщения и систематизации оформившегося понимания феноменов, ключевых для изучаемой проблемы, а также возможности эмпирических методов наблюдения и опроса. Научная новизна представленных в статье материалов состоит в том, что в нем в качестве основных компонентов системы психологической безопасности вуза обозначить и содержательно охарактеризовать социально-психологическую, репутационную и антитеррористическую безопасность. Впервые репутационная безопасность вуза рассмотрена в единстве его антикоррупционной и имиджевой стабильности. К результатам исследования относится отнесение целостности, системности, непротиворечивости, постоянства и преемственности к основным принципам построения системы его психологической безопасности.
Агиенко М.И., Наумов А.А., Салташ Д., Карпенко Е.П. - Педагогические ресурсы формирования оптимистического мировоззрения студентов в современном вузе c. 52-67

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.1.35037

Аннотация: Актуальность данной статьи определяется необходимостью выработки у студентов мотивации к работе и получению знаний в современной ситуации упрощения механизма отбора абитуриентов. Объектом исследования является процесс повышения учебной мотивации студентов в вузе. Предметом исследования является взаимосвязь оценивающих реплик педагога с уровнем учебной мотивации студентов. Цель статьи – оценить мотивационный по-тенциал отдельных возможных высказываний педагога, обращенных к студенту. Нормой мотивационного потенциала считается соответствие параметрам оптимистического мировоззрения. Метод оценки соответствия предполагает совпадение с параметрами оптимистической атрибуции жизненных событий, описанными в работах М. Селигмана (параметры персонализации/локуса контроля, устойчивости/постоянства и генерализации). Новизна исследования заключается в применении метода прогнозирования влияния различных реплик преподавателя на психологическое состояние студента с учетом параметров атрибуции, свойственной состоянию выученной беспомощности. Как показывают результаты исследования, самые распространенные реплики преподавателя укрепляют пессимистический стиль объяснения успехов и неудач студентов, особенно тех, кто находится в состоянии выученной беспомощности, следовательно, сохраняют учебную мотивацию на низком уровне, свойственном этому состоянию. Под педагогическими ресурсами в данной работе понимается психологический потенциал участников образовательного процесса, средства педагогического воздействия, а также особенности образовательной среды, обеспечивающие условия формирования оптимистичной личности. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей, заинтересованных в обогащении арсенала их педагогического воздействия на обучающихся, в тактичном осуществлении индивидуального подхода к студентам, сохранении и укреплении их здоровья, развитии отношений, построенных на взаимном уважении каждой из сторон педагогического акта.
Чвякин В.А., Козилова Л.В. - Структура социальных ориентаций среди современных старшеклассников как ценностное основание в процессе их воспитания c. 53-60

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.25676

Аннотация: Предметом исследования являются социальные ориентации личности старшеклассников. Особое внимание уделяется выявлению комплекса социальных ориентаций с учетом их рыночной, потребительской, накопительской, рецептивной, гедонистической и профессионально – психологической мотивации. Социогенез личности - это процесс, в структуре которого социальным ориентациям придается важное значение. Социальные ориентации представляют собой направленность личности, которая формируется в подростковом возрасте. Такая направленность личности не всегда осознанна, но для старшеклассника такие жизненные ориентиры являются индивидуальной ценностью. Концепция Э. Фромма о социальных характерах, концепция о ценностных ориентациях М. Рокича, теория установок Д.Н. Узнадзе, теория социальных ролей Р. Линтон и Дж. Г. Мид. Методика диагностики социально – психологических установок личности в мотивационно – потребностной сфере О.Ф. Потемкиной; методика «ценностные ориентации» М. Рокича. 1. Среди учащихся старших классов часто встречается профессионально – психологический тип социальной ориентации. 2. За исключением профессионально – психологической , остальные ориентации – неконструктивные и являются следствием дефекта социализации личности по причине неблагоприятного социального развития старшеклассников. У 7% и 14% обследованных старшеклассников выявлены гедонистические мотивы, которые детерминируют стремление личности к получению наслаждения (соответственно возрасту). Потребительские мотивы доминируют у 15% и 18%, соответственно. 3. У старшеклассников выражена устремленность к рыночному типу самореализации личности (20%). Это подтверждается их желанием зарабатывать собственные деньги. Выявление структуры социальных ориентаций у старшеклассников с учетом их рыночной, потребительской, накопительской, рецептивной, гедонистической и профессионально – психологической мотивации в комплексе проводится впервые.
Авакова О.В. - К вопросу об адаптации иностранных студентов c. 54-61

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.34876

Аннотация: Интернационализация образовательного процесса в последние годы вызвала возрастающий интерес к иностранным студентам, что породило всплеск исследований, посвященных проблемам адаптации. Цель исследования: изучение межкультурной адаптации иностранных студентов из стран дальнего зарубежья, обучающихся в России. Предметом исследования выступает целенаправленная работа преподавательского коллектива вуза по адаптации иностранных студентов. В ходе исследования применены общенаучные методы (анализ, сравнение, обобщение), а также методы интервью и междисциплинарного анализа литературы по рассматриваемой проблеме. Методологическую основу исследования составили следующие подходы: индивидуальный, личностно-ориентированный, деятельностный, гуманистический, а также кросс-культурный, предполагающий возможность учета национальных и культурно-специфических особенностей иностранных студентов. Актуальность темы статьи обусловлена тенденциями глобализации международного образовательного пространства, а также стратегическими задачами отечественной высшей школы – стимулировать экспорт образовательных услуг, привлекать иностранных абитуриентов, способствовать интеграции иностранных специалистов на российских рынках труда. Научная новизна статьи заключается в выявлении факторов, способствующих адаптации иностранных студентов в российских вузах, препятствующих ей, а также агентов адаптации. На примере опроса студентов МГТУ «СТАНКИН» автором проанализированы особенности адаптационного процесса, а также условия, улучшающие проживание и обучение иностранных граждан в новой социокультурной среде и способствующие повышению уровня поликультурного взаимодействия в рамках образовательной организации. На основании данных, полученных в результате исследования, установлено, что адаптация иностранных студентов определяется комплексом факторов: психофизиологических, учебно-познавательных, социокультурных, бытовых, которые тесно переплетены и взаимосвязаны. Проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты, связаны с введением их в новую социокультурную и учебно-познавательную среду вуза, поэтому процесс их адаптации должен быть организованным, целенаправленным, комплексным.
Г.А. Новичкова - Идеи Эриха Фромма о педагогической антропологии c. 57-68
Аннотация: В своем творчестве Фромм придавал большое значение проблемам педагогической антропологии. Он поставил перед философией задачу формирования нового Человека, построившего общество, основанное на принципах гуманизма и свободы. Поставленную задачу может выполнить гуманная педагогика, которая способна гуманизировать индивидуальный, внутренний мир человека, его представления о добре и зле, расширить его идеалы, сделать его более совершенным и самодостаточным во благо себя и других людей.
Родин К.С. - Фигура отца в жизни сына

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.12284

Аннотация: Институт отцовства постоянно трансформируется вслед за социокультурными изменениями. И сейчас мы являемся свидетелями того, как традиционные патриархальные принципы видоизменяются под воздействием матриархальных, что отражается не только на изменениях в обществе, но и приводит к переосмыслению гендерных ролей. Современный мужчина обусловлен внутренними противоречиями, что создает нестабильность его положения. Рассматривая отношения отца и сына, демонстрируется не только несостоятельность традиционной модели воспитания, но так же открывается и более глубокое значения отцовской фигуры. Выбирая в качестве отправной точки миф, и, сопоставляя полученные данные с историческими и культурными изменениями, прослеживается закономерность в формировании образа отца, что позволяет выделить устойчивые аспекты отцовства, влияющие на психику ребёнка. Полученные данные подкрепляются клиническим материалом. Сложность во взаимоотношениях отца и сына иллюстрируют драматизм традиционной модели воспитания, коренящейся в глубинах нашего бессознательного. Многогранность исследования раскрывает важность не только реального отца в жизни сына, но и символического, не зависящего от пола. Рассматривая личность в отдельности, а вслед за этим институт семьи и общества, автор демонстрирует постоянную борьбу архетипов, продуктивная деятельность которых возможна лишь в состоянии равновесия.
Иванникова М.В. - Подготовка будущих учителей технологии к инклюзивному образованию в условиях Крымского региона c. 63-73

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.1.32133

Аннотация: Автор рассматривает одну из проблем современной школы – отсутствие у педагогов готовности работать с детьми, требующими особого педагогического внимания по медицинским показаниям. Среди причин низкой профессиональной компетентности молодых учителей в данной сфере деятельности отмечается отсутствие комплексной психологической, теоретической и практической подготовки, возможности приобретения опыта работы на этапе обучения. Предмет исследования: процесс подготовки будущих учителей «Технологии» к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях Крымского региона. Методы исследования: анализ литературных источников, нормативно-правовой базы и статистических данных инклюзивного образования; обобщение теоретических основ подготовки будущих учителей технологии, анкетирование. В статье обосновывается актуальность подготовки учителей технологии к работе в условиях инклюзии, формулируются требования, предъявляемые к будущим учителям технологии в данной области, раскрывается специфика подготовки в Крымском регионе. Новизна состоит в том, что автором систематизирован комплексный подход к подготовке будущих учителей технологии к инклюзивному образованию в Крыму, предложены способы мотивации и преодоления психологических барьеров к взаимодействию с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами через волонтерскую деятельности.
Родин К.С. - Фигура отца в жизни сына c. 63-75

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.65200

Аннотация: Институт отцовства постоянно трансформируется вслед за социокультурными изменениями. И сейчас мы являемся свидетелями того, как традиционные патриархальные принципы видоизменяются под воздействием матриархальных, что отражается не только на изменениях в обществе, но и приводит к переосмыслению гендерных ролей. Современный мужчина обусловлен внутренними противоречиями, что создает нестабильность его положения. Рассматривая отношения отца и сына, демонстрируется не только несостоятельность традиционной модели воспитания, но так же открывается и более глубокое значения отцовской фигуры. Выбирая в качестве отправной точки миф, и, сопоставляя полученные данные с историческими и культурными изменениями, прослеживается закономерность в формировании образа отца, что позволяет выделить устойчивые аспекты отцовства, влияющие на психику ребёнка. Полученные данные подкрепляются клиническим материалом. Сложность во взаимоотношениях отца и сына иллюстрируют драматизм традиционной модели воспитания, коренящейся в глубинах нашего бессознательного. Многогранность исследования раскрывает важность не только реального отца в жизни сына, но и символического, не зависящего от пола. Рассматривая личность в отдельности, а вслед за этим институт семьи и общества, автор демонстрирует постоянную борьбу архетипов, продуктивная деятельность которых возможна лишь в состоянии равновесия.
Печерский Ю.И. - Теоретические основы разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования c. 96-103

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.23097

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является профессионально-личностный конфликт, который возникает в процессе подготовки бакалавров образования. Объектом исследования – студенты педагогического вуза, обучающиеся по программе бакалавриата. Автор статьи подробно рассматривает такие аспекты темы, как сущность профессионально-личностного конфликта, концепции разрешения в процессе обучения студентов педагогического вуза. Анализируется теоретические основы разрешения профессионально-личностных конфликтов у студентов. В заключении предлагается включение теоретического и методологического компонентов по разрешению профессионально-личностных конфликтов в систему обучения бакалавров образования. В ходе работы нами использовались основные теоретические методы педагогического исследования, а именно: теоретический анализ, индуктивный анализ, дедуктивный анализ. Вкладом автора в исследование темы является анализ теоретического и методологического компонентов процесса обучения будущих бакалавров по разрешению профессионально-личностных конфликтов. В заключении сделан вывод о том, что разрешение профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования имеет важнейшее значение, определяющего в последующем возможность гибко реагировать на возникновение конфликтных ситуаций. Новизна исследования заключается в предложении автора включить теоретический и методологический компоненты по разрешению профессионально-личностных конфликтов в систему обучения бакалавров образования.
Бочкарникова Э.Г., Николаева А.А., Савченко И.А. - Особенности межличностных конфликтов вызванных девиантным поведением подростков. c. 104-110

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.4.27476

Аннотация: Предметом исследования в статье является понятие конфликта, в частности, его основные особенности в социальных группах. Проанализированы особенности межличностных конфликтов в социальной группе; представлена краткая характеристика учащихся с девиантным поведением, охарактеризованы причины межличностных конфликтов в подростковой среде. Было проведено эмпирическое исследование особенностей проявления конфликтов во взаимоотношениях среди учащихся с девиантным поведением. Изучены характерные проявления межличностных взаимоотношений и специфики поведения в конфликтах у детей, которым девиантное поведение не свойственно, и у детей, которые проявляют черты девиантности. В статье подробно описано проведение диагностики по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А. Н.Орела. По результатам проведенного эмпирического исследования было установлено, что адекватный стиль поведения в конфликте у школьников с девиантным поведением не сформирован, так как навыки достижения компромисса и сотрудничества у них развиты в недостаточной мере. В то же время, было выявлено, что стиль поведения девиантного подростка в конфликте во многом обусловлен его положением в группе, его социометрическим статусом, лидерскими качествами.
Степанова О.С., Николаева А.А. - Взаимосвязь социометрического статуса и игровых предпочтений младших школьников c. 105-115

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29152

Аннотация: Предметом данного исследования является взаимосвязь игровых предпочтений и социометрического статуса младших школьников в контексте профилактики конфликтов в детском коллективе.Особое внимание автор уделяет сравнительному анализу результатов социометрического следования и результатов исследования игровых предпочтений младших школьников. В статье приводится краткий обзор результатов современных исследований социометрического статуса и основные характеристики статусных групп. А также результаты, проведённого автором социометрического исследования младших школьников. Особое внимание уделено эмпирическому исследованию игровых предпочтений младших школьников. Методы исследования: Социометрия Дж. Морено в интерпретации М. Битяновой «Социометрический метод в школьной практике» и разработанная автором анкета, направленная на выявление игровых предпочтений младших школьников. Новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязи социометрического статуса и игровых предпочтений для выбора оптимальных сюжетов ролевых игр, способствующих повышению социометрического статуса и профилактики конфликтов в детском коллективе. А также, обоснована необходимость коррекции межличностных отношений младших школьников через организацию именно ролевых игр без соревновательного начала, что создает атмосферу принятия и примирения между конфликтующими детьми.
Степанова О.С., Николаева А.А., Савченко И.А. - Ролевая игра как средство профилактики конфликтов детей младшего школьного возраста c. 111-121

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.4.27731

Аннотация: В статье обоснована необходимость использования ролевых игр в качестве одного из эффективных способов профилактики конфликтности у детей младшего школьного возраста. Представлены результаты проведенного эмпирического исследования использования ролевых игр как средства обучения младших школьников конструктивно разрешать конфликтные ситуации, исследование проводилось на базе ГБОУ Романовская школа г. Москвы. Выборка исследования включила, во-первых, педагогов начальных классов (8 человек), женщины возраста 35-55 лет; во-вторых, обучающихся начальных классов (74 человека) в возрасте 7-10 лет В качестве методологической основы были использованы: - психоаналитическая теория конфликта (З. Фрейд, А. Адлер и др.) - психоаналитическая концепция игры(3. Фрейд, А. Фрейд, М. Клейн и др.) - когнитивистская теория (Ж. Пиаже и его последователи) - культурно-историческая концепция игры. Используемые методы исследования: интервью педагогов, методики диагностики уровня конфликтности обучающихся «Несуществующее животное» (автор М.З. Дукаревич) и «Картинки» (авторы Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова). Гипотеза исследования: ролевые игры могут служить средством профилактики конфликтности и снижения агрессии у обучающихся начальных классов при соблюдении следующих условий: - разработка комплексной программы игровой деятельности, направленной на коррекцию конфликтного поведения; - игры будут проводиться системно; - отбор игр строится на основании их психологического содержания, все они направлены на снижение уровня агрессивности, развитие эмпатии, сотрудничества, расширяют поведенческий репертуар ребенка.
Старкин С.В., Приписнова Е.С. - Изучение проблематики молодежных «переходов» в европейских странах c. 116-126

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.37564

EDN: LLJOPQ

Аннотация: В настоящей статье осуществлен анализ исследований европейской молодежной политики. Предметом исследования являются основные тенденции, типология и принципы функционирования молодежных «переходов» в европейских странах. Актуальным и своевременным является вопрос о необходимости изучения феномена молодежных «переходов», так как на сегодняшний день не выработано общепринятого взгляда на способы изучения данных процессов. Методологическую основу исследования составили анализ и синтез, институциональный, системный и сравнительные подходы. На основании изученного материала авторы приходят к выводам, что при рассмотрении стратегий молодежных «переходов» необходимо учитывать несколько институциональных сфер, таких как тип социально-направленного государства и специфику перехода от учебы к работе. Взаимодействие этих стратегий дает разные модели молодежных переходов. Данные исследования подчеркивают важные межнациональные различия в зависимости от режимов распределения социальной помощи, типов капитализма, а также стратегий роста. Таким образом, мы рассмотрели различные стратегии, структурирующие переход к взрослой жизни: чтобы объяснить разные модели молодежных «переходов», необходимо учитывать несколько институциональных сфер, такие как тип социально-направленного государства и специфику перехода от учебы к работе. Взаимодействие этих стратегий дает разные модели молодежных переходов. Хотя многие европейские исследователи утверждают, что возрастная политика важна в этом отношении в силу старения общества и роста «седой силы», большинство работ, посвященных этому вопросу, фактически опровергают гипотезу уклона в пользу пожилых: эти исследования подчеркивают важные межнациональные различия в зависимости от режимов распределения социальной помощи, типов капитализма, а также стратегий роста. В итоге мы приходим к выводу, что молодежь следует рассматривать, как часть общества в целом, и, следовательно, чтобы понять, как она переходит во взрослую жизнь, нужно видеть полную институциональную, политическую и экономическую картину.
Субботина С.Н., Николаева А.А., Савченко И.А. - Конфликтное поведение учащихся с экстра- и интропунитивным реагированием c. 122-130

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.4.27732

Аннотация: Объектом статьи являются учащиеся с экстра- и интропунитивным реагированием. Предмет исследования - конфликтное поведение учащихся с экстра и интропунитивным реагированием. Различные реакции фрустрации являются недостаточно изученными, что обусловило интерес к изучению влияния экстрапунитивного и интропунитивного реагирования учащихся подросткового возраста в конфликтных ситуациях. Основное внимание уделяется взаимосвязи между типом реакции фрустрации и выбором подростком стиля поведения в ситуации конфликта. Для этого было проведено эмпирическое исследование на базе ГБОУ Романовская школа. исследование осуществлялось посредством использования теоретических методов, в том числе: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. обобщение, синтез; эмпирических методов:тестирование и методы статистической обработки данных. Научная новизна исследования, заключается в выявлении особенностей конфликтного поведения учащихся учащихся с экстра- и интропунитивным реагированием. По результатам проведенного исследования удалось выявить, что при экстрапунитивном реагировании учащиеся выбирают менее конструктировные способы решения конфликта, в то время как при интропунитивном реагировании выбор падает на более конструктивные способы решения конфликта.
Панов В.И., Капцов А.В., Колесникова Е.И. - Дидактические и психодидактические аспекты моделирования становления субъектности студента вуза c. 125-135

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31093

Аннотация: Предметом в данной работе являются закономерности стадий становления субъектности студента вуза с точки зрения экопсихологической (онтологической) модели (Панов, 2019). Целью работы является определение дидактических основ становления стадий субъектности и исследование результатов формирующего эксперимента с их применением. Стадии становления субъектности (субъект мотивации, «Наблюдатель», «Подмастерье», «Ученик», «Критик», «Мастер», «Творец») определяют специфику освоения индивидом учебных действий. Под моделированием стадий (формирующий эксперимент) в данной работе понимается целенаправленное воздействие на отдельные стадии становления субъектности с использованием специальных психолого-педагогических условий с целью их развития. Принципы моделирования сформулированы с точки зрения психодидактического подхода в сочетании с общедидактическими принципами применительно к процессу формирования компетенций студента вуза. В эксперименте принимало участие 210 человек. Контрольная группа составила 150 человек, экспериментальная – 60 человек. Результаты эксперимента показали изменения показателей отдельных стадий становления субъектности. Впервые констатированы изменения в структуре стадий становления субъектности с помощью вычисления коэффициента связности. Выявлены корреляции изменений стадий субъектности с личностными ценностями в различных жизненных сферах. Научная новизна состоит в том, что на основании данных эмпирического исследования показана возможность включения развития ценностной сферы в психодидактические условия, обеспечивающие формирование и прохождение стадий субъектности студентов вуза в соответствии с экопсихологической моделью
Кузьмина А.С., Прайзендорф Е.С., Хуммель Н.В., Кулагина Д.А. - Самосознание дошкольников, рожденных от многоплодных беременностей c. 153-168

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.34132

EDN: ZNEVUG

Аннотация: Предмет исследования – самосознание личности дошкольника. Цель исследования – сравнительный анализ структуры самосознания дошкольников, рожденных от многоплодных беременностей и одиночно рожденных дошкольников, имеющих и не имеющих сиблингов в связи с влиянием особых оценочных отн. Авторами проведен сравнительный анализ самосознания дошкольников в связи с особой социальной ситуацией развития и наличием сиблингов. Определена роль оценочных отношений в развитии самосознания в дошкольном возрасте. Выявлены различия характеристик самосознания девочек и мальчиков дошкольного возраста. Методология исследования: культурно-исторический подход (Л.С. Выготский), концепции самосознания ребенка дошкольного возраста (М.И. Лисина, В.Э. Мухина, Р.Х. Шакуров), эффект близнецовости Р. Заззо. В исследовании приняли участие 160 дошкольников, среди которых 88 дошкольников, рожденных от многоплодных беременностей, 72 одиночно рожденных дошкольника. Теоретически обосновано и эмпирически доказано существование различий в структуре самосознания дошкольников, рожденных от многоплодных беременностей и одиночно рожденных дошкольников, связанных с влиянием особых оценочных отношений внутри социальной ситуации развития. Основные выводы исследования представлены в положениях. Для дошкольников, рожденных от многоплодных беременностей, характерен достоверно более низкий уровень самооценки и самопринятия в сравнении с одиночно рожденными дошкольниками, что может быть связано с особой характеристикой оценочных отношений родителя вследствие социальной ситуации развития. Для дошкольников, рожденных от многоплодных беременностей, значимыми для формирования самосознания выступают оценочные отношения родителя одного пола.
Наумов П.Ю. - Психологические черты интеллигентности офицера в русской художественной литературе второй половины XVΙΙΙ века (Часть I) c. 169-186

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.38168

EDN: ZNSLDN

Аннотация: Издавна военные люди занимали в обществе совершенно особое почетное и ответственное место. Сформировать систему ценностей будущих офицеров становится актуальной задачей профессионального военного образования, при том, что наиболее соответствующей ценностям и идеалам гуманизма и социальной ответственности является система ценностей и смыслов военной интеллигенции. В статье рассматриваются отечественные литературные источники, в которых аккумулированы и представлены психологические черты интеллигентности офицера в русской художественной литературе. Объектом работы являются образы офицеров в русской литературе XVΙΙΙ века, являющиеся художественными предшественниками образов военных интеллигентов в русской литературе XΙX века. Предмет статьи ‒ психологические черты обозначенных художественных изображений военного интеллигента. Основными методологическими подходами явились системный, культурно-исторический и литературный психологизм. В качестве методов используются теоретические, общелогические и эмпирические. Отмечается, что психологическое изображение черт присущих военной интеллигенции, в литературе осуществляется в нескольких основных формах: 1) прямой форме изображение характеров «изнутри», то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения); 2) косвенной форме, т.е. психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики); 3) суммарно-обозначающей форме ‒ с помощью называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. К основным научным результатам статьи относится выявление психологических черт интеллигентности офицера в отечественной художественной литературе, а также их социальных функций. Статья состоит из двух частей, в данном случае представлена первая часть работы.
Ростовцева М.В., Хохрина З.В., Гончарова Т.М., Гудовский И.В. - Проблемы социальной адаптивности в системе образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.19210

Аннотация: В статье рассматривается социальная адаптивность, которая определяется не традиционно как свойство объекта, а как специфическое отношение, возникающее в системе «человек-социальная среда». На примере системы образования рассматриваются два условия формирования адаптивности: соответствие целей, интересов, особенностей учащегося целевым установками системы образования; поиск адекватных методов конструирования информационных моделей с целью построения непротиворечивых адаптивных стратегий, адекватных непрерывным изменениям социальной ситуации. Было определено, что в ходе разрешения социальных противоречий между собственными целями и потребностями и целями образовательной среды, а также между потребностями в получении адаптивно-ценной информации и отсутствием средств и способов ее предоставления, формируются качества и свойства личности, которые способствуют ее становлению в конкретной социальной среде. Это касается приобретения навыков работы с информацией, в том числе, противоречивого характера и навыков целеполагания, целеустремленности, ответственности. В основу статьи положен диалектический метод и понимание жизнедеятельности человека как непрерывной цепочки разрешения социальных и иных противоречий. Кроме того, в работе были использованы положения системного и информационного подходов. Дано определение социальной адаптивности как отношения личности и общества, направленного на разрешение между ними противоречий. Социальная адаптивность рассмотрена с точки зрения двух аспектов: системного, который позволяет определить ее критерий через соответствие целей взаимодействующих сторон и информационного, связывающего социальную адаптивность со способностью интеллекта учащегося быстро находить решения в трудной жизненной ситуации.
Ростовцева М.В., Хохрина З.В., Гончарова Т.М., Гудовский И.В. - Проблемы социальной адаптивности в системе образования c. 186-191

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.68002

Аннотация: В статье рассматривается социальная адаптивность, которая определяется не традиционно как свойство объекта, а как специфическое отношение, возникающее в системе «человек-социальная среда». На примере системы образования рассматриваются два условия формирования адаптивности: соответствие целей, интересов, особенностей учащегося целевым установками системы образования; поиск адекватных методов конструирования информационных моделей с целью построения непротиворечивых адаптивных стратегий, адекватных непрерывным изменениям социальной ситуации. Было определено, что в ходе разрешения социальных противоречий между собственными целями и потребностями и целями образовательной среды, а также между потребностями в получении адаптивно-ценной информации и отсутствием средств и способов ее предоставления, формируются качества и свойства личности, которые способствуют ее становлению в конкретной социальной среде. Это касается приобретения навыков работы с информацией, в том числе, противоречивого характера и навыков целеполагания, целеустремленности, ответственности. В основу статьи положен диалектический метод и понимание жизнедеятельности человека как непрерывной цепочки разрешения социальных и иных противоречий. Кроме того, в работе были использованы положения системного и информационного подходов. Дано определение социальной адаптивности как отношения личности и общества, направленного на разрешение между ними противоречий. Социальная адаптивность рассмотрена с точки зрения двух аспектов: системного, который позволяет определить ее критерий через соответствие целей взаимодействующих сторон и информационного, связывающего социальную адаптивность со способностью интеллекта учащегося быстро находить решения в трудной жизненной ситуации.
Хащенко Т.Г. - Экономическая субъектность как личностный предиктор предпринимательской карьеры выпускников аграрного вуза

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.16966

Аннотация: Объектом исследования выступает экономическая субъектность личности как парциальное проявление феномена субъектности в экономическом пространстве жизнедеятельности человека. Предметом изучения в рамках публикующегося материала является связь уровня экономической субъектности выпускников вузов с их экономической активностью в сфере профессионального выбора, в том числе с предпочтением предпринимательского варианта профессиональной карьеры. Актуальность такого исследования обусловлена, с одной стороны, усложнением и нестабильностью экономической среды жизнедеятельности современного человека (включая профессиональную сферу), с другой стороны – недостаточной изученностью феномена экономической субъектности личности как детерминанты её профессионального и экономического самоопределения. Теоретико-методологическую основу исследования образуют фундаменталь-ные разработки проблемы субъектности в отечественных и зарубежных работах, теоретические и эмпирические исследования экономического сознания, феноменов экономического самоопределения личности, её экономической социализации, экономической идентичности и субъективного экономического благополучия, теоретические и эмпирические данные о связи экономического и профессионального самоопределения личности. Выборку эмпирического исследования (402 человека) составили группы выпускников аграрного вуза (студентов-выпускников и работающих в аграрном секторе выпускников), отличающиеся уровнем экономической активности (предприниматели, наемный персонал организаций и неработающие жители сельской территории). Для анализа полученных результатов применялись непараметрические методы статистики. Основной результат исследования состоит в обосновании теоретико-эмпирическим путем взаимосвязи уровня экономической субъектности выпускников аграрного вуза и их экономической активности в сфере профессионального выбора, включая предпочтение выпускниками предпринимательского варианта карьеры в аграрном секторе. Исследование, опирающееся на авторскую трактовку экономической субъектности личности как способа её функционирования в экономической пространстве жизнедеятельности и на валидизированный автором диагностический инструментарий, осуществлено на материале, имеющем выраженную специфику, но мало представленном в психологических исследованиях (аграрном секторе и аграрном образовании). Вместе с тем, теоретические выводы и эмпирические данные могут быть использованы в образовательной практике других отраслевых вузов, при разработке психотехнологий поддержки становления экономической субъектности личности в процессе ее профессионализации, а также в научных исследованиях, посвященных экономическому поведению индивида и группы.
Хащенко Т.Г. - Экономическая субъектность как личностный предиктор предпринимательской карьеры выпускников аграрного вуза c. 264-276

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.67121

Аннотация: Объектом исследования выступает экономическая субъектность личности как парциальное проявление феномена субъектности в экономическом пространстве жизнедеятельности человека. Предметом изучения в рамках публикующегося материала является связь уровня экономической субъектности выпускников вузов с их экономической активностью в сфере профессионального выбора, в том числе с предпочтением предпринимательского варианта профессиональной карьеры. Актуальность такого исследования обусловлена, с одной стороны, усложнением и нестабильностью экономической среды жизнедеятельности современного человека (включая профессиональную сферу), с другой стороны – недостаточной изученностью феномена экономической субъектности личности как детерминанты её профессионального и экономического самоопределения. Теоретико-методологическую основу исследования образуют фундаменталь-ные разработки проблемы субъектности в отечественных и зарубежных работах, теоретические и эмпирические исследования экономического сознания, феноменов экономического самоопределения личности, её экономической социализации, экономической идентичности и субъективного экономического благополучия, теоретические и эмпирические данные о связи экономического и профессионального самоопределения личности. Выборку эмпирического исследования (402 человека) составили группы выпускников аграрного вуза (студентов-выпускников и работающих в аграрном секторе выпускников), отличающиеся уровнем экономической активности (предприниматели, наемный персонал организаций и неработающие жители сельской территории). Для анализа полученных результатов применялись непараметрические методы статистики. Основной результат исследования состоит в обосновании теоретико-эмпирическим путем взаимосвязи уровня экономической субъектности выпускников аграрного вуза и их экономической активности в сфере профессионального выбора, включая предпочтение выпускниками предпринимательского варианта карьеры в аграрном секторе. Исследование, опирающееся на авторскую трактовку экономической субъектности личности как способа её функционирования в экономической пространстве жизнедеятельности и на валидизированный автором диагностический инструментарий, осуществлено на материале, имеющем выраженную специфику, но мало представленном в психологических исследованиях (аграрном секторе и аграрном образовании). Вместе с тем, теоретические выводы и эмпирические данные могут быть использованы в образовательной практике других отраслевых вузов, при разработке психотехнологий поддержки становления экономической субъектности личности в процессе ее профессионализации, а также в научных исследованиях, посвященных экономическому поведению индивида и группы.
Хащенко Т.Г. - Формирование предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации в вузе: особенности психологического сопровождения

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.20141

Аннотация: Предметом исследования выступают особенности психологического сопровождения формирования предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации в вузе. В связи с чем анализируются структурно-содержательные составляющие предпринимательской направленности личности как системного личностного образования, выступающего внутренней мотивационной основой предпринимательской активности, проявляющейся не только в выборе предпринимательского варианта профессиональной карьеры, но и в последствиях этой активности для окружающего мира (социальных, нравственно-правовых, экологических и т.д.). Особое внимание уделяется психологическим механизмам формирования предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации в вузе, которые должны находить отражение в содержании психологической поддержки этого процесса. Методологическое основание исследования образуют междисциплинарный (А.Л. Журавлев, Т.Д. Марцинковская), системный (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков), психосоциальный (А.К. Абульханова, М.И. Воловикова), экопсихологический (В.И. Панов), системный личностно-развивающий (Л.М. Митина) и контекстный (А.А. Вербицкий) подходы. В процессе исследования использовались как теоретические, так и эмпирические методы (включая формирующий эксперимент), методы статистической обработки и анализа результатов (Манна-Уитни U-критерий, Sign-тест). Новизна опубликованных данных состоит в описании разработанной и эмпирически верифицированной автором теоретической модели предпринимательской направленности личности как системного личностного образования, объяснении связи этого понятия с понятиями «направленность личности» и «профессиональная направленность», в подходе к предпринимательской направленности личности как результату сложного взаимоопосредования процессов её экономического и профессионального самоопределения, каждый из которых нуждается в специфических средствах психологической поддержки. Особым вкладом является описание психологических механизмов формирования предпринимательской направленности личности, которые были реализованы в авторской психологической технологии, эффективность которой получила подтверждение в формирующем эксперименте. В статье приводятся разработанный автором валидизированный диагностический инструментарий и описываются результаты экспериментальной апробации авторской психотехнологии формирования предпринимательской направленности личности в рамках психологического сопровождения.
Хащенко Т.Г. - Формирование предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации в вузе: особенности психологического сопровождения c. 281-295

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.68216

Аннотация: Предметом исследования выступают особенности психологического сопровождения формирования предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации в вузе. В связи с чем анализируются структурно-содержательные составляющие предпринимательской направленности личности как системного личностного образования, выступающего внутренней мотивационной основой предпринимательской активности, проявляющейся не только в выборе предпринимательского варианта профессиональной карьеры, но и в последствиях этой активности для окружающего мира (социальных, нравственно-правовых, экологических и т.д.). Особое внимание уделяется психологическим механизмам формирования предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации в вузе, которые должны находить отражение в содержании психологической поддержки этого процесса. Методологическое основание исследования образуют междисциплинарный (А.Л. Журавлев, Т.Д. Марцинковская), системный (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков), психосоциальный (А.К. Абульханова, М.И. Воловикова), экопсихологический (В.И. Панов), системный личностно-развивающий (Л.М. Митина) и контекстный (А.А. Вербицкий) подходы. В процессе исследования использовались как теоретические, так и эмпирические методы (включая формирующий эксперимент), методы статистической обработки и анализа результатов (Манна-Уитни U-критерий, Sign-тест). Новизна опубликованных данных состоит в описании разработанной и эмпирически верифицированной автором теоретической модели предпринимательской направленности личности как системного личностного образования, объяснении связи этого понятия с понятиями «направленность личности» и «профессиональная направленность», в подходе к предпринимательской направленности личности как результату сложного взаимоопосредования процессов её экономического и профессионального самоопределения, каждый из которых нуждается в специфических средствах психологической поддержки. Особым вкладом является описание психологических механизмов формирования предпринимательской направленности личности, которые были реализованы в авторской психологической технологии, эффективность которой получила подтверждение в формирующем эксперименте. В статье приводятся разработанный автором валидизированный диагностический инструментарий и описываются результаты экспериментальной апробации авторской психотехнологии формирования предпринимательской направленности личности в рамках психологического сопровождения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.