Статья 'Проблемы социальной адаптивности в системе образования' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Проблемы социальной адаптивности в системе образования

Ростовцева Марина Викторовна

доктор философских наук

доцент, Сибирский федеральный университет

660030, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Вильского, 18а

Rostovtseva Marina Viktorovna

Doctor of Philosophy

Professor, Siberian Federal University

660030, Russia, Krasnoyarskii Krai oblast', g. Krasnoyarsk, ul. Vil'skogo, 18a, kv. 58

marin-0880@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Хохрина Зоя Васильевна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра психологии, Московский психолого-социальный институт

660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Качинская, 9

Khokhrina Zoya Vasil'evna

PhD in Pedagogy

associate professor of the Department of Psychology at Moscow Institute of Psychology and Social Studies

660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, str. Kachinskaya, 9

itss@bk.ru
Гончарова Татьяна Михайловна

кандидат философских наук

доцент, Лесосибирский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Сибирский государственный университет науки и технологий им. Ф.М. Решетнева, Кафедра гуманитарных и социально-политических дисциплин

662543, Россия, Красноярский область, г. Лесосибирск, ул. Победы, 29

Goncharova Tat'yana Mikhailovna

PhD in Philosophy

Associate Professor, Lesosibirsk Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Siberian State University of Science and Technology. F.M. Reshetnev, Department of Humanities and Socio-Political Disciplines

662543, Russia, Krasnoyarsk region, Lesosibirsk, Pobedy str., 29

tmgoncharova@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Гудовский Игорь Витальевич

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра психологии и педагогики, Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева

660049, Россия, г. Красноярск, ул. Пр. Красноярский Рабочий, 31

Gudovskii Igor' Vital'evich

PhD in Pedagogy

Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy Siberian State University of Science and Technology named after V.I. M.F. Reshetnev

31, Krasnoyarsk Worker Ave., Krasnoyarsk, 660049, Russia

marin-0880@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0676.2016.2.19210

Дата направления статьи в редакцию:

17-05-2016


Дата публикации:

23-08-2016


Аннотация: В статье рассматривается социальная адаптивность, которая определяется не традиционно как свойство объекта, а как специфическое отношение, возникающее в системе «человек-социальная среда». На примере системы образования рассматриваются два условия формирования адаптивности: соответствие целей, интересов, особенностей учащегося целевым установками системы образования; поиск адекватных методов конструирования информационных моделей с целью построения непротиворечивых адаптивных стратегий, адекватных непрерывным изменениям социальной ситуации. Было определено, что в ходе разрешения социальных противоречий между собственными целями и потребностями и целями образовательной среды, а также между потребностями в получении адаптивно-ценной информации и отсутствием средств и способов ее предоставления, формируются качества и свойства личности, которые способствуют ее становлению в конкретной социальной среде. Это касается приобретения навыков работы с информацией, в том числе, противоречивого характера и навыков целеполагания, целеустремленности, ответственности. В основу статьи положен диалектический метод и понимание жизнедеятельности человека как непрерывной цепочки разрешения социальных и иных противоречий. Кроме того, в работе были использованы положения системного и информационного подходов. Дано определение социальной адаптивности как отношения личности и общества, направленного на разрешение между ними противоречий. Социальная адаптивность рассмотрена с точки зрения двух аспектов: системного, который позволяет определить ее критерий через соответствие целей взаимодействующих сторон и информационного, связывающего социальную адаптивность со способностью интеллекта учащегося быстро находить решения в трудной жизненной ситуации.


Ключевые слова:

адаптивность, социальная среда, система образования, целеполагание, системный подход, информация, адаптивная ценность, информационный подход, противоречие, личность

Abstract: The authors of the present research suggest that we should view social adaptability as a specific relationship developed in the 'human-social environment' system but not as a feature of an object as it is traditionally defined. Based on the example of the education system, the authors analyze two conditions for developing adaptability: correspondence of goals, interests, traits of a student with targets of the education system; search for adequate methods of constructive information models for the purpose of building uncontroversial adaptive strategies that would be adequate to continuous changes in the social situation. This involves acquiring skills in processing information including contradictory information, and target-setting skills, determination and responsibiilty. The research article is based on the dialectical method and understanding human life-sustaining activity as a continuous chain of solutions of social and other contradictions. In addition, the authors have also used provisions of the systems and information approaches. They offer their definition of social adaptability as the relationship between personality and society aimed at solution of any contradictions that may appear between them. Social adaptability is viewed from the two points of view including the systems approach which allows to define criteria of social adaptability as correspondence of goals and targets of parties involved, and information approach connecting social adaptability with a student's intellectual ability to find fast solutions of difficult life situations. 


Keywords:

personality, contradiction, information approach, adaptive value, information, systems approach, target setting, education system, social environment, adaptibility

Библиография
1. Ростовцева М.В., Машанов А.А. Естественно-научные, психологические и философские аспекты адаптации человека // Вестник КрасГАУ. 2013. № 6. С. 247-254.
2. Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект [Текст] / М.В. Ромм. Новосибирск: Наука, 2002. 275 с.
3. Петрушенко, Л.А. Самодвижение материн в свете кибернетики [Текст] / Л.А. Петрушенко. М.: Наука. 1971. 157 с.
4. Кузнецова, А.Я. Личность как результат процесса социализации [Текст] / А.Я. Кузнецова // Биологическое и социальное в формировании целостной личности. Рига, 1997. 212 с.
5. Барулин, В.С. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы [Текст] / В.С.Барулин. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1988. 205 с.
6. Фреш, А.С. Системный подход к исследованию социальной структуры общества / А.С.Фреш // Методологические проблемы общественных наук. М.: Наука, 1979. 472 с.
7. Смолина, Т.Л. Адаптация к инокультурной среде: анализ родственных понятий [Текст] / Т.Л.Смолина // Психология человека: интегративный подход. Сборник статей. СПб: изд-во АНО «ИПП», 2007. С. 162-167.
8. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология [Текст] / Т. Г. Стефаненко. М.: Аспект-пресс, 2003. 379 с.
9. Ростовцева М.В Машанов А.А. Основные подходы к исследованию адаптивности личности [Текст] / М.В. Ростовцева, А.А. Машанов // Вестник КРАСГАУ. 2012. № 7. С. 191-196.
10. Ростовцева М.В., Машанов А.А.Философский смысл понятия «социальная адаптация» [Текст] / М.В. Ростовцева, А.А. Машанов // Вестник КРАСГАУ. 2012. № 6. С. 288-293.
11. Петров, М.А. Феномен информации и знание [Текст]: монография / М.А. Петров, А.Я. Райбекас. Красноярск: изд-во Красноярского гос.ун-та, 2006. 135 с.
12. Пиаже, Ж: Теория, эксперименты, дискуссия [Текст] / Ж.Пиаже; Под ред. Л.Ф.Обуховой и Г.В.Бурменской. М.: Изд. Академика, 2001. 624 с.
References
1. Rostovtseva M.V., Mashanov A.A. Estestvenno-nauchnye, psikhologicheskie i filosofskie aspekty adaptatsii cheloveka // Vestnik KrasGAU. 2013. № 6. S. 247-254.
2. Romm, M.V. Adaptatsiya lichnosti v sotsiume: Teoretiko-metodologicheskii aspekt [Tekst] / M.V. Romm. Novosibirsk: Nauka, 2002. 275 s.
3. Petrushenko, L.A. Samodvizhenie materin v svete kibernetiki [Tekst] / L.A. Petrushenko. M.: Nauka. 1971. 157 s.
4. Kuznetsova, A.Ya. Lichnost' kak rezul'tat protsessa sotsializatsii [Tekst] / A.Ya. Kuznetsova // Biologicheskoe i sotsial'noe v formirovanii tselostnoi lichnosti. Riga, 1997. 212 s.
5. Barulin, V.S. Problemy metodologii issledovaniya obshchestva kak tselostnoi sistemy [Tekst] / V.S.Barulin. Novosibirsk: Izd-vo NGU, 1988. 205 s.
6. Fresh, A.S. Sistemnyi podkhod k issledovaniyu sotsial'noi struktury obshchestva / A.S.Fresh // Metodologicheskie problemy obshchestvennykh nauk. M.: Nauka, 1979. 472 s.
7. Smolina, T.L. Adaptatsiya k inokul'turnoi srede: analiz rodstvennykh ponyatii [Tekst] / T.L.Smolina // Psikhologiya cheloveka: integrativnyi podkhod. Sbornik statei. SPb: izd-vo ANO «IPP», 2007. S. 162-167.
8. Stefanenko, T.G. Etnopsikhologiya [Tekst] / T. G. Stefanenko. M.: Aspekt-press, 2003. 379 s.
9. Rostovtseva M.V Mashanov A.A. Osnovnye podkhody k issledovaniyu adaptivnosti lichnosti [Tekst] / M.V. Rostovtseva, A.A. Mashanov // Vestnik KRASGAU. 2012. № 7. S. 191-196.
10. Rostovtseva M.V., Mashanov A.A.Filosofskii smysl ponyatiya «sotsial'naya adaptatsiya» [Tekst] / M.V. Rostovtseva, A.A. Mashanov // Vestnik KRASGAU. 2012. № 6. S. 288-293.
11. Petrov, M.A. Fenomen informatsii i znanie [Tekst]: monografiya / M.A. Petrov, A.Ya. Raibekas. Krasnoyarsk: izd-vo Krasnoyarskogo gos.un-ta, 2006. 135 s.
12. Piazhe, Zh: Teoriya, eksperimenty, diskussiya [Tekst] / Zh.Piazhe; Pod red. L.F.Obukhovoi i G.V.Burmenskoi. M.: Izd. Akademika, 2001. 624 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.