Статья 'Интеллектуальное воспитание обучающихся в контексте интерактивных технологий обучения ' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Интеллектуальное воспитание обучающихся в контексте интерактивных технологий обучения

Артюхина Мария Сергеевна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра физико-математического образования, Арзамасский филиал, Нижегородский государственный университет

607220, Россия, Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Мира, 18

Artyukhina Mariya Sergeevna

PhD in Pedagogy

associate professor of the Department of Physical and Mathematical Education at Arzamas branch of the State University of Nizhni Novgorod

607220, Russia, Nizhni Novgorod Region, Arzamas, Mira str. 18, ap. 62

marimari07@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0676.2014.4.14020

Дата направления статьи в редакцию:

02-02-2015


Дата публикации:

16-02-2015


Аннотация: Предметом исследования является проблема интеллектуального воспитания обучающихся. Общей задачей интеллектуального воспитания является обогащение ментального опыта учащихся. Реализация интеллектуального воспитание осуществляется через формирование базовых интеллектуальных качеств личности: предметной и профессиональной компетентности, самостоятельной деятельности и саморегуляции, творческой активности и интеллектуальной инициативы, уникальности склада ума. Основой интеллектуального воспитания является ментальный или умственный опыт обучающегося. Главное назначение интеллектуального воспитания, является помощь обучающемуся выстроить собственный ментальный мир на основе обогащения его индивидуального ментального или умственного опыта. Представлен обзор психологических и педагогических исследований и авторский взгляд на интеллектуальное воспитание школьников и студентов. Автор предлагает расширить круг базовых интеллектуальных качеств личности и ориентировать их на обучающихся высшей школы. Предлагается применение интерактивных технологий обучения для интеллектуального воспитания обучающихся, поскольку психологическая основа интеллектуального воспитания – ментальный ли умственный опыт, является ключевым истоком интерактивных технологий обучения.


Ключевые слова:

интеллект, интеллектуальное воспитание, интеллектуальные качества личности, опыт, ментальный опыт, интерактивное обучение, взаимодействие, диалог, компетентность, активность

Abstract: The research subject is the intellectual upbringing of students. The general goal of the intellectual upbringing is the enrichment of students' mental experience. Intellectual upbringing is performed through developing the basic intellectual qualities such as the competency in one's major and professional competency in general, independent activity and self-regulation, creative activity and intellectual initiative and unique attitude of mind. Mental or 'intellectual' experience of a student is the ground for intellectual upbringing. The main goal of intellectual upbringing is to help a student to build his own mental world through enrichment of his individual mental or intellectual experience. In this article Artyukhina provides a review of psychological and pedagogical researches as well as shares her own view on intellectual upbringing of school and university students. Artyukhina suggests that we should extend the list of the basic intellectual qualities and focus on high school students. She also suggests to use interactive teaching technologies for intellectual upbringing of school students because as the psychological ground of intellectual upbringing, mental or intellectual experience is the key source of interactive teaching technologies. 


Keywords:

intelligence, intellectual upbringing, intellectual qualities, experience, mental experience, interactive teaching, interaction, dialogue, competence, activity

Библиография
1. Макусева Т.Г. К вопросу модернизации образовательной системы: индивидуально-ориентированное обучение // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2012.-№ 3-С. 396-401.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf
3. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.
4. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. . Ценностные аспекты психологии интеллекта и их реализация в образовательной практике //Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.-С. 236-261
5. Холодная М.А. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования // Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.:ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.
6. Артюхин О.И. Формирование специфических профессиональных компетенций будущего учителя сельской школы // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5; URL: www.science-education.ru/105-7048 (дата обращения: 05.12.2014).
7. Федорова М. А. Теория и методическое обеспечение формирования учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе: автореф. дис. … д-ра пед.наук / Марина Анатольевна Федорова. — Орел: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2011. — 39 с.
8. Петренко М.А. Теория педагогической интеракции: дис. … д-ра пед.наук / Марина Александровна Петренко. — Ростов-на-Дону: Педагогический институт Южного федерального университета, 2010. — 404 с.
9. Санина Е.И. Диалог как основной элемент коммуникативных технологий обучения // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – №6 (2). – С. 108 – 109.
10. Абрамова О.М. Возможность использования прямых и обратных задач в развитии гибкости мышления учащихся на уроках математики // В мире научных открытий.-2011.-№9.1. – С. 183-194.
11. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
12. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
13. Л.А. Корешкова Развитие интеллектуальных способностей средствами технологии «ИнтеллекТ» // Психология и Психотехника. - 2013. - 3. - C. 283 - 287. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.03.8.
14. Носс И.Н. Особенности диагностики познавательной активности как фактора профессионального развития личности // Психология и Психотехника. - 2014. - 5. - C. 546 - 552. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.5.10915.
References
1. Makuseva T.G. K voprosu modernizatsii obrazovatel'noi sistemy: individual'no-orientirovannoe obuchenie // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2012.-№ 3-S. 396-401.
2. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/922/fail/748/FGOS_NOO.pdf
3. Gel'fman E.G., Kholodnaya M.A. Psikhodidaktika shkol'nogo uchebnika. Intellektual'noe vospitanie uchashchikhsya. – SPb.: Piter, 2006. – 384 s.
4. Kholodnaya M.A., Gel'fman E.G. . Tsennostnye aspekty psikhologii intellekta i ikh realizatsiya v obrazovatel'noi praktike //Tsennostnye osnovaniya psikhologicheskoi nauki i psikhologiya tsennostei / Pod red. V.V. Znakova, G.V. Zalevskogo. M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2008.-S. 236-261
5. Kholodnaya M.A. Intellektual'noe vospitanie lichnosti v usloviyakh sovremennogo shkol'nogo obrazovaniya // Psikhologiya XXI veka: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. V.N. Druzhinina. – M.:PER SE, 2003. – 863 s.
6. Artyukhin O.I. Formirovanie spetsificheskikh professional'nykh kompetentsii budushchego uchitelya sel'skoi shkoly // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2012. – № 5; URL: www.science-education.ru/105-7048 (data obrashcheniya: 05.12.2014).
7. Fedorova M. A. Teoriya i metodicheskoe obespechenie formirovaniya uchebnoi samostoyatel'noi deyatel'nosti studentov v vuze: avtoref. dis. … d-ra ped.nauk / Marina Anatol'evna Fedorova. — Orel: FGBOU VPO «Orlovskii gosudarstvennyi universitet», 2011. — 39 s.
8. Petrenko M.A. Teoriya pedagogicheskoi interaktsii: dis. … d-ra ped.nauk / Marina Aleksandrovna Petrenko. — Rostov-na-Donu: Pedagogicheskii institut Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2010. — 404 s.
9. Sanina E.I. Dialog kak osnovnoi element kommunikativnykh tekhnologii obucheniya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. – 2011. – №6 (2). – S. 108 – 109.
10. Abramova O.M. Vozmozhnost' ispol'zovaniya pryamykh i obratnykh zadach v razvitii gibkosti myshleniya uchashchikhsya na urokakh matematiki // V mire nauchnykh otkrytii.-2011.-№9.1. – S. 183-194.
11. Stupina, S.B. Tekhnologii interaktivnogo obucheniya v vysshei shkole: Uchebno-metodicheskoe posobie. – Saratov: Izdatel'skii tsentr «Nauka», 2009. – 52 s.
12. Selevko G.K. Pedagogicheskie tekhnologii na osnove aktivizatsii, intensifikatsii i effektivnogo upravleniya UVP. M.: NII shkol'nykh tekhnologii, 2005. – 288 s.
13. L.A. Koreshkova Razvitie intellektual'nykh
sposobnostei sredstvami
tekhnologii «IntellekT» // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2013. - 3. - C. 283 - 287. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.03.8.

14. Noss I.N. Osobennosti diagnostiki poznavatel'noi aktivnosti kak faktora professional'nogo razvitiya lichnosti // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2014. - 5. - C. 546 - 552. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.5.10915.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.