Статья 'Теоретические основы разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования.' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Теоретические основы разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования

Печерский Юрий Иванович

адъюнкт кафедры психологии и педагогики Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»

394065, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53

Pecherskiy Yuriy Ivanovich

Adjunct of the Department of Psychology and Pedagogy of the Federal State Treasury Educational Institution of Higher Education "Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation"

394065, Russia, Voronezh, Patriotov Avenue, 53.

y.i.pechersky@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0676.2017.2.23097

Дата направления статьи в редакцию:

23-05-2017


Дата публикации:

06-07-2017


Аннотация: Предметом исследования данной статьи является профессионально-личностный конфликт, который возникает в процессе подготовки бакалавров образования. Объектом исследования – студенты педагогического вуза, обучающиеся по программе бакалавриата. Автор статьи подробно рассматривает такие аспекты темы, как сущность профессионально-личностного конфликта, концепции разрешения в процессе обучения студентов педагогического вуза. Анализируется теоретические основы разрешения профессионально-личностных конфликтов у студентов. В заключении предлагается включение теоретического и методологического компонентов по разрешению профессионально-личностных конфликтов в систему обучения бакалавров образования. В ходе работы нами использовались основные теоретические методы педагогического исследования, а именно: теоретический анализ, индуктивный анализ, дедуктивный анализ. Вкладом автора в исследование темы является анализ теоретического и методологического компонентов процесса обучения будущих бакалавров по разрешению профессионально-личностных конфликтов. В заключении сделан вывод о том, что разрешение профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования имеет важнейшее значение, определяющего в последующем возможность гибко реагировать на возникновение конфликтных ситуаций. Новизна исследования заключается в предложении автора включить теоретический и методологический компоненты по разрешению профессионально-личностных конфликтов в систему обучения бакалавров образования.


Ключевые слова:

образование, бакалавр образования, педагогика, конфликт, педагог, развитие личности, студенты, педагогический вуз, подготовка бакалавров, профессионально-личностный конфликт

Abstract: The subject of the present research is professional interpersonal conflicts arising in the process of teaching bachelors of education. The object of the research is the students of a teachers' training university teaching bachelors. The author of the article examines such aspects of the topic as the essence of professional interpersonal conflicts, and concepts of conflict solutions that may be used in the process of teaching students at a teachers' training univedrsity. The author analyzes theoretical bases and concepts of the resolution of professional and personal conflicts in the process of preparation of bachelors of education. In conclusion, the author offers to include theoretical and methodological components of professional interpersonal conflict management into curricula of bachelors of education. In his research Pechersky used the main theoretical methods of pedagogical research, in particular, theoretical analysis, inductive analysis and deductive analysis. The author's contribution to the topic is his analysis of theoretical and methodological components of the process of teaching bachelor students to resolve professional interpersonal conflicts. The conclusion is that the resolution of personal and professional conflict in the process of preparation of bachelors of education is of crucial importance, which determines one's flexible response to conflict situations. The novelty of the research is caused by the fact that the author suggests to include theoretical and methodological components of professional interpersonal conflict management in the system of training of bachelors of education.


Keywords:

education, bachelor of education, pedagogy, conflict, teacher, personal development, students, teachers' training university, bachelors, professional interpersonal conflict

В условиях модернизации системы российского образования вместе с ключевыми проблемами высшей профессионально-педагогической школы, которые имеют социальную направленность и требуют скорейшего их решения, важное значение имеет конфликтологическая подготовка бакалавров образования к разрешению возникающих конфликтов. При этом важнейшей целью всей системы подготовки бакалавров образования к разрешению педагогических конфликтов можно назвать подготовку компетентного специалиста, имеющего сформированную систему конфликтологических знаний и умений. Вместе с тем речь должна идти еще и о становлении педагогической позиции и основ индивидуально- педагогического стиля поведения, дополненных развитой культурой мышления будущего специалиста в сфере разрешения педагогических конфликтов.

Поставленная цель разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования конкретизируется через систему подцелей разработанного вида подготовки [3, с. 34], которые отражают цель каждого структурного компонента обучения, включая:

– формирование базовых конфликтологических компетенций будущего специалиста в сфере методологии разрешения профессионально-личностных конфликтов;

– формирование основных конфликтологических компетенций будущего специалиста в сфере теоретической подготовки специалистов по разрешению профессионально-личностных конфликтов;

– формирование ключевых конфликтологических компетенций будущего специалиста в сфере методики разрешения профессионально-личностных конфликтов;

– формирование основных конфликтологических компетенций будущего специалиста в сфере практики разрешения профессионально-личностных конфликтов.

Система целей конфликтологической подготовки будущего специалиста должна конкретизироваться в постановке системы задач, ведущими из которых связаны с набором необходимых функций: обучающей, воспитывающей, развивающей [2, с. 70].

Важность развития навыков по разрешению профессионально-личностных конфликтов для бакалавров образования подтверждается и мнением ученых. Так, Ф. С. Исмагилова, в отношении необходимости свойств профессионала в условиях появления рыночных отношений одним из основных видит конкурентоспособность, наличие которой связано с активной позицией субъекта и зависит от имеющихся ресурсов. При этом подчеркивается, что профессиональную конкурентоспособность специалист может обеспечивать за счет использования своих знаний и профессионального опыта, соответствующего требованиям работодателя. Для этого человеку необходимо управлять имеющимися у него профессиональными и личностными ресурсами [9, с. 121].

Важно отметить и ряд исследований, посвященных тематике личностно-профессионального становления. К примеру, под личностно-профессиональным становлением можно понимать: становление личности в профессии путем реализации стратегий управления имеющимся у них ресурсным фондом (А. И. Тимонин), формирование необходимой профессиональной компетентности у бакалавров образования в виде процесса овладения средствами и моделями разрешения профессионально-личностных конфликтов и других профессиональных задач (Н. А. Гальмук, Е. А. Ангархаева, Н. Ю. Андрусяк, М. В. Горбушина и др.).

Способность к разрешению профессионально-личностных конфликтов можно рассматривать с двух позиций: в виде составной части формирования личности, включающей профессиональное самоопределение, а также становление индивида в качестве субъекта профессиональной деятельности. Все это предполагает прохождение различных этапов, направленных на осмысление человеком своей общественной значимости и роли профессии в труде. Важное значением при этом имеет и подготовка к сознательному овладению профессией, постоянное последующее повышение квалификации; и далее как целостный образовательный процесс, направленный на развитие личности качеств будущего специалиста как субъекта профессионального образования и деятельности.

И. Ф. Бережная и А. В. Белошицкий определяют личностно-профессиональное становление специалиста в сфере образования в виде взаимосвязи развернутых во времени процессов: внутреннего детерминированного личностного развития и внешнего по отношению к личности обучения, оказывающего влияние на развитие студентов, дающего возможность гармонизировать, а также создавать здоровый баланс между социально данным и субъективно-индивидуальным [5, с. 110-124].

А. Г. Маклаков вводит понятие личностного адаптационного потенциала, под которым понимаются адаптивные способности человека. При этом личностный адаптационный потенциал представлен в виде взаимосвязанных между собой психологических особенностей личности, определяющих степень эффективности процессов адаптации и вероятности сохранения необходимого профессионального здоровья, в том числе и в процессе разрешения профессионально-личностных конфликтов. К нему также можно отнести какие показатели как нервно-психическая устойчивость, а также самооценка, конфликтность, ориентация на нормы поведения [12, с. 18].

Стоит также отметить, что адаптивный потенциал профессионала представлен в виде интегральной способности человека, позволяющей ему не только адаптироваться к различным условиям профессиональной среды, но также оказывать активное сопротивление «возмущающим» воздействиям различных видов нагрузки и профессионально-личностным конфликтам, что дает возможность обеспечивать стабильно высокую эффективность деятельности [1, с. 202].

М. Дойч неоднократно подчеркивал, что конфликты могут приводить к развитию общества, стимулируя поиск решения проблем. Вместе с тем, конфликт малой интенсивности, который можно разрешить мирными средствами, может не допустить возникновение более серьезного конфликта.

При этом педагог должен сосредоточиваться на проблеме, погашать свои эмоции, снимать угрозы, отбрасывать обвинения, находить наиболее приемлемые варианты решения профессионально-личностного конфликта [11, с. 36].

Таким образом, теоретическая основа конфликтологической подготовки должна предполагать овладение бакалаврами образования системой конфликтологических знаний в сфере теории педагогического конфликта, что, в конечном счете, может характеризоваться комплексностью и личностной окрашенностью имеющихся знаний, а также сформированностью поведенческих навыков в конфликтной ситуации. Все это требует формирования конфликтологических умений организации теоретической деятельности в сфере разрешения педагогических конфликтов.

В результате реализации теоретического компонента подготовки бакалавров образования к разрешению профессионально-личностных конфликтов необходимо сформировать конфликтологические компетенции в сфере теории разрешения педагогических конфликтов, которые включают:

– владение гуманистическим мировоззрением, а также гуманистической системой ценностей, основанных на знании ключевых принципов, а также законов, факторов, причин возникновения, развития и разрешения профессионально-личностных конфликтов;

– владение знаниями о сущности, а также роли и значении педагогических конфликтов в процессе реализации профессиональной педагогической действительности;

– осознание общественной и личной профессиональной значимости своей профессии, а также той профессиональной роли, которая требуется при разрешении профессионально-личностных конфликтов;

– владение необходимой научной логикой, а также набором педагогических стратегий, методов и технологий разрешения педагогических конфликтов;

– владение культурой педагогического такта и мышления, системой вербальной и невербальной культуры, педагогической техникой в процессе разрешения профессионально-личностного конфликта;

– осознание имеющейся профессиональной ответственности, соблюдение системы моральных норм и требований профессиональной этики при разрешении профессионально-личностных конфликтов [10, с. 53].

Теоретическая основа конфликтологической подготовки бакалавров образования должен быть связан с методическим компонентом конфликтологической подготовки, включающим овладение будущим специалистом системой конфликтологических знаний и умений в сфере методики разрешения педагогических конфликтов.

Способность разрешения профессионально-личностных конфликтов строится на теоретическом обосновании и подборе методики управления конфликтами, включая их оптимальное разрешение. Перечень методик представлен в таблице 1 [10, с. 40].

Таблица 1. Перечень методик по разрешению профессионально-личностных конфликтов.

Методика

Описание

Методика «выхода чувств».

Необходимо дать возможность выразить свои эмоции.

Методика «эмоционального возмещения».

Состоит в облегчении разрешения конфликта за счет порции положительных эмоций, похвалы, а также комплиментов в отношении человека, находящегося во власти отрицательных эмоций.

Методика «авторитетного третьего».

Предполагает подключение авторитетного третьего лица, которое бы приносило информацию о позитивном отношении к обиженному.

Методика «обнажения агрессии».

Враждующим дается возможность излить имеющуюся у него агрессию друг на друга в ситуации соревнования.

Методика «принудительного слушания оппонента».

Используется в случае проведения психокоррекционной работы с конфликтующими, когда оппонентам дают возможность воспроизвести сказанное другим, а затем уже высказывать собственные мысли.

Методика «обмена позициями».

Участникам конфликта задается вопрос о том, что думает и испытывает противоположная сторона. При этом «взгляд со стороны» значительно облегчает профессиональное вмешательство в конфликт.

Методика «расширения духовного горизонта» оппонентов.

Педагог при разборе конфликта, обращает внимание на имеющиеся жизненные ценности высшего порядка, указывая на наличие эгоизма аргументов каждого.

Конфликт в системе педагогической деятельности зачастую может проявляться в виде стремления педагога к утверждению своей позиции или в виде протеста студента против несправедливого наказания, неадекватной с его точки зрения оценки деятельности или поступка.

В большинстве случаев преподаватель не имеет возможность в полном объёме владеть информацией обо всех обстоятельствах и настоящих причинах конфликта. Вследствие этого возникают ошибки преподавателей в отношении студентов.

Адекватная реакция на поведение другого лица в конфликте дает возможность брать ситуацию под свой контроль и восстанавливать порядок. Поэтому важен выбор стиля поведения в конфликте.

При выборе стратегии стоит учитывать нюанс, связанный с выбором времени проведения работы с конфликтом - в прошедшем, настоящем или будущем. При этом, если конфликт уже произошёл, то тактика ухода от конфликта уже не будет эффективной. Здесь необходимо использовать метод уступок и приспособления, а также тактику компромисса или сотрудничества. При этом выбор методики зависит от того, какая цель ожидается при решении конфликта. Метод избегания конфликта может быть эффективен только в процессе управления конфликтом и его предупреждения.

Стоит учитывать, что наиболее оптимальный подход будет определяться в зависимости от конкретной ситуации, учитывая склад характера. Предпочтение одних стилей другим является естественным процессом, однако жесткое предпочтение какого-либо из них может существенно ограничивать возможности. Навыки конструктивного поведения в педагогической деятельности в вопросах разрешения профессионально-личностных конфликтов являются «техникой психологической безопасности» в процессе профессиональной деятельности. Потому каждый преподаватель должен знать о психологической природе конфликта, включая такие вопросы как структура конфликта и эффективные способы ее разрешения.

В результате реализации методической составляющей конфликтологической подготовки бакалавров образования, у них должны быть сформированы необходимые конфликтологические компетенции в сфере разрешения педагогических конфликтов, включая:

– понимание логики организации и реализации методики проведения исследования профессионально-личностного конфликта;

– владение всей системой представлений о методических составляющих в ходе разрешения профессионально-личностного конфликта;

– развитие способностей к принятию решений в сфере разрешения профессионально-личностных конфликтов, основываясь на имеющемся арсенале методических приемов и техник конструктивного разрешения профессионально-личностного конфликта [2, с. 86-88].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что разрешение профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования имеет важнейшее значение, определяющего в последующем возможность гибко реагировать на возникновение конфликтных ситуаций. Система подготовки бакалавров образования должна строиться на обязательном включении теоретического и методологического компонентов по разрешению профессионально-личностных конфликтов в систему обучения бакалавров образования.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.