Статья 'Формирование предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации в вузе: особенности психологического сопровождения' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Формирование предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации в вузе: особенности психологического сопровождения

Хащенко Татьяна Геннадьевна

доктор психологических наук

заведующая кафедрой права, педагогики и психологии Ульяновского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина.

432017, Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Новый Венец, 1

Khashchenko Tatiana Gennadevna

Doctor of Psychology

Khashchenko Tatiana Gennadievna - Doctor of Psychology, Head of the Chair of Law, Pedagogy and Psychology of Ulyanovsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin.

432017, Russia, Ul'yanovskaya oblast', g. Ul'yanovsk, ul. Novyi Venets, 1

taropsy@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0676.2016.3.20141

Дата направления статьи в редакцию:

17-08-2016


Дата публикации:

24-10-2016


Аннотация: Предметом исследования выступают особенности психологического сопровождения формирования предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации в вузе. В связи с чем анализируются структурно-содержательные составляющие предпринимательской направленности личности как системного личностного образования, выступающего внутренней мотивационной основой предпринимательской активности, проявляющейся не только в выборе предпринимательского варианта профессиональной карьеры, но и в последствиях этой активности для окружающего мира (социальных, нравственно-правовых, экологических и т.д.). Особое внимание уделяется психологическим механизмам формирования предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации в вузе, которые должны находить отражение в содержании психологической поддержки этого процесса. Методологическое основание исследования образуют междисциплинарный (А.Л. Журавлев, Т.Д. Марцинковская), системный (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков), психосоциальный (А.К. Абульханова, М.И. Воловикова), экопсихологический (В.И. Панов), системный личностно-развивающий (Л.М. Митина) и контекстный (А.А. Вербицкий) подходы. В процессе исследования использовались как теоретические, так и эмпирические методы (включая формирующий эксперимент), методы статистической обработки и анализа результатов (Манна-Уитни U-критерий, Sign-тест). Новизна опубликованных данных состоит в описании разработанной и эмпирически верифицированной автором теоретической модели предпринимательской направленности личности как системного личностного образования, объяснении связи этого понятия с понятиями «направленность личности» и «профессиональная направленность», в подходе к предпринимательской направленности личности как результату сложного взаимоопосредования процессов её экономического и профессионального самоопределения, каждый из которых нуждается в специфических средствах психологической поддержки. Особым вкладом является описание психологических механизмов формирования предпринимательской направленности личности, которые были реализованы в авторской психологической технологии, эффективность которой получила подтверждение в формирующем эксперименте. В статье приводятся разработанный автором валидизированный диагностический инструментарий и описываются результаты экспериментальной апробации авторской психотехнологии формирования предпринимательской направленности личности в рамках психологического сопровождения.


Ключевые слова:

психологическое сопровождение, профессионализация личности, экономическое самоопределение, профессиональное самоопределение, предпринимательская направленность личности, экономическая субъектность, психологическая диагностика, психологические механизмы, психологические технологии, профессиональное образование

УДК:

159.9

Abstract: The subject of the research is features of psychological support of developing the entrepreneurial orientation in the process of professional development at a University. For this purpose, the author of the article analyzes structural components of the entrepreneurial orientation as a systemic personality construct which is the internal motivational basis of entrepreneurial activity manifested not only in choosing the business option of a professional career but also in consequences of this activity for the surrounding world (social, moral, legal, environmental, etc.). Special attention is paid to psychological mechanisms of developing the entrepreneurial orientation of personality in the process of professional development which should be considered in terms of psychological support. The methodological basis of research includes interdisciplinary approaches (L. Zhuravlev, T. D. Martsinkovskaya), systems approach (V. A. Barabanshchikov, B. F. Lomov, V. D. Shadrikov), psychosocial approach (K. A. Abulkhanova, M. I. Volovikova), ecopsychological approach (V. I. Panov), systems personality-developing approach (L. M. Mitina), and contextual approach (A. A. Verbitsky). In the course of this research the author has used both theoretical and empirical methods (including formative experiment), statistical treatment and analysis of the results (Mann-Whitney U-criterion, Sign test). The novelty of the research is caused by the fact that the author provides a description of developed and empirically verified theoretical model of entrepreneurial orientation as a systemic personality construct, explains the connection of this concept with the concepts of "personality orientation" and "professional orientation" , approach to the entrepreneurial orientation of the personality as a result of a complex interaction of processes of economic and professional self-determination, each of which requires specific means of psychological support. A special contribution is the description of psychological mechanisms of developing entrepreneurial orientation of the personality that were implemented in the author's psychological technologies which proved to be efficient in the process of the formative experiment. The article presents the author's validated diagnostic tools and describes the results of experimental approbation of the author's psychological technologies of developing the entrepreneurial orientation of the individual within the framework of psychological support.


Keywords:

psychological support, professional development of an individual, economic self-determination, professional self-determination, entrepreneurial orientation of personality, economic subjectness, psychological diagnostics, psychological mechanisms, psychological technologies, professional education

Библиография
1. Абульханова К.А., Воловикова М.И. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений // Психологический журнал. Т.28. № 5, 2007. С. 5-14.
2. Барабанщиков В.А. Принцип системности и современная психология // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. С. 268-285.
3. Блохина И. А. Цели и структура психологических служб зарубежных университетов // Журнал практикующего психолога, 2004. Выпуск 10. С. 140-149.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. Воронеж: МОДЭК, 1995. 352 с.
5. Вяткин А.П. Исследование самоопределения личности в экономических ролях // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : Психология, 2007. Том 1. №1. С 44-51
6. Галицына И.В. Организационно-педагогические условия становления и функционирования системы психологической службы вуза: Диссертация ... канд. пед. наук, 2011. 199 с.
7. Городецкая Н.И. Формирование готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности: Диссертация… кандидата педагогических наук. М., 1998. 156 с.
8. Гриншпун С.С. Организация профориентации школьников в Великобритании // Педагогика. М. : Академия, 2005. № 7. С. 100-105.
9. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М. : Изд-во МПСИ; НПО «МОДЕК», 2004. 752 с.
10. Дубровина И.В.Психологическая служба на современном этапе общего и среднего образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 3. С. 8.
11. Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод её диагностики // Мир психологии, 1999. № 1. С. 264-277
12. Жерелина Н.Л. Акмеологическое развитие профессионализма предпринимателя: Автореферат диссертации…кандидата психологических наук. М., 2012. 25 с.
13. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 480с.
14. Журавлев А.Л. В.П. Позняков. Социальная психология российского предпринимательства: концепция психологических отношений. М.: ИП РАН,2012. 479 с.
15. Забродин, Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности. Вопросы психологии / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский. М., 1989. № 6. С.121 – 129.
16. Иванова Е.Е. Психологическое сопровождение развития профессиональных намерений студентов вузов в условиях негарантированной занятости: Автореферат диссертации … психологических наук. Сочи, 2007. 23 с.
17. Калтаева М.В. Теоретические и организационные основы становления и развития психологической службы вуза : Диссертация ... канд. психол. наук Н. Новгород, 2011. 256 с.
18. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2004. 424 с.
19. Кислова В.С. Особенности психологического сопровождения студентов университета в условиях рисков модернизации высшего образования : Диссертация ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2006. 198 с.
20. Кричевский Р. Л. Профессионализм в предпринимательстве // Основы общей и прикладной акмеологии / общ. ред. А.А. Деркача. М. 1995. С.240-247.
21. Купрейченко А.Б. Нравственная детерминация экономического самоопределения. Москва: Когито-Центр, 2014. 464 с.
22. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3 изд-е доп. М.: Смысл, 2007. 511 с.
23. Марцинковская Т. Д. Междисциплинарность как системообразующий фактор современной психологии // под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Смысл. 2004. С. 61-81.
24. Митина Л.М. Психологические закономерности целостной профессиональной эволюции человека// Российский научный журнал. 2015. № 2 (45). С. 144-160.
25. Митина Л.М., Хащенко Т.Г.. Психотехнология формирования готовности личности к предпринимательской деятельности (на материале аграрного образования) // Психология и психотехника. М., 2011. №.7. С. 46-55.
26. Обознов А. А. Направленность личности профессионала: нормативный подход. Личность профессионала в современном мире / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. С 71-80.
27. Осницкий А. К. Регуляция деятельности и направленность личности. Монография. М.: изд-во МЭЛИ, 2007. 232 с.
28. Пашкова А. П. Психолого-акмеологическое сопровождение студентов на начальном этапе планирования карьеры: Диссертация … кандидата психологических наук. Ростов на Дону, 2010. 183 с.
29. Плаксина И. В. Психолого-акмеологическое сопровождение педагогических инноваций. Монография. Владимир : ВГГУ, 2008. 200с.
30. Плугина М. И. Служба психологического сопровождения // Высшее образование в России, 2005. № 6. С.124-126
31. Поваренков Ю.П. Полициклический подход к исследованию профессионального становления и реализации личности // Ярославский педагогический вестник, 2015. Т.2. №2. С. 166-173.
32. Позняков В.П. Итоги и перспективы исследования российских предпринимателей с позиции концепции психологических отношений// Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 267-275.
33. Психологическая диагностика личностно-профессионального развития студентов в условиях социальных изменений / под ред. Л. С. Подымовой. Монография. М. : МОСА, 2008. 317 с.
34. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга / под ред. И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
35. Психология. Словарь / под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. исп. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
36. Практическая психология образования XXI века: психологическое сопровождение образовательного процесса // Сб. научных статей XII Всерос. научно-практической конференции. Коломна; МГОСГИ, 2015. 139 с.
37. Рейнвальд Д.И.Личность как предмет психологического анализа. Харьков: ВИЩА ШКОЛА, 1974. 165 с.
38. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. 462 с.
39. Рутик М. Консультирование в университетах Венгрии // Высшее образование в Европе. Т.Ч. 1994. №3. С.54-59.
40. Трунина, В.Ф. Профессионализм современных российских предпринимателей в социальном измерении/ И. В.Василенко, В. Ф.Трунина// Вестник ВолГУ №1 (7). 2008. С. 73–75.
41. Филинкова Е. Б. Психология российского предпринимательства: Уч. пособие. М.: Ректор, 2007. 288 с.
42. Хащенко Т.Г. Эмпирическое обоснование модели психологической готовности личности к предпринимательской деятельности в отечественном аграрном секторе // Российский научный журнал. М., 2010. № 4. С. 184-190.
43. Хащенко Т.Г. Психологическая готовность к предпринимательской деятельности в отечественном аграрном секторе: структура, условия и факторы формирования. Монография. М: ИГ-СОЦИН, 2010. 152 с.
44. Хащенко Т.Г. Готовность личности к предпринимательской деятельности: эмпирическое обоснование модели на материале аграрного предпринимательства // Вестник Костромского государственного университета. «Педагогика. Психология…». Кострома, 2011. № 2.С.166-171.
45. Хащенко Т.Г. Формирование предпринимательской направленности личности у студентов аграрных вузов // ESSJ («Европейский журнал социальных наук»). г. Москва: Международный исследовательский институт, 2013. № 8-1. С. 161-170.
46. Хащенко Т.Г. Разработка опросника для диагностики профессионально-правомерной направленности личности // Психологическая наука и образование [электронный журнал]. М., 2013. № 4, С. 230-240.
47. Хащенко Т.Г. Психологическое сопровождение экономического самоопределения личности в процессе ее профессионализации в отраслевом вузе // Психология и Психотехника. 2014. № 8. С. 855-862.
48. Хащенко Т.Г. Экономическая субъектность личности как детерминанта ее профессионализации // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 9. Том 1. С.224-232.
49. Хащенко Т.Г., Болтунова С.В. Шпак М.М. Диагностика «срезов» экономического самоопределения личности. Опросник АМРО // Инновации XXI века М., 2015. № 3. С. 86-89.
50. Хащенко Т.Г. Экономическая субъектность как личностный предиктор предпринимательской карьеры выпускников аграрного вуза // Педагогика и просвещение. 2015. № 3. С.264-276.
51. Хащенко Т.Г. Сафукова Н.Н., Болтунова С.В. Экосберегающая детерминанта экономического самоопределения личности. Валидизация опросника. / Т.Г. Хащенко, Н.Н.. // Современные исследования социальных проблем [электронный журнал]. Красноярск, 2015. № 11. С. 409-426.
52. Хащенко Т.Г., Болтунова С.В., Чернова Ю.А. Психологическое сопровождение экономического самоопределения личности в период профессионализации в вузе: Монография. Ульяновск: УГСХА, 2015. 256 с.
53. Хащенко Т.Г. Экономическая субъектность в структуре предпринимательской направленности личности выпускников аграрных вузов // Успехи современной науки и образования, 2016. №7 (4). С. 56-60.
54. Укке Ю.В. Психологическая служба в зарубежных вузах // Психологическая служба ВУЗа: принципы, опыт работы. Сбю научных трудов. М.: НИИВО, 1993. С. 201-212
55. Christoph Steinebach, Ursula Steinebach und Larry K. Brendtro: Positive Youth Psychology: Lessons from Positive Peer Culture. In: Reclaiming Children and Youth. Bd. 21(4) (2013), S. 15 – 21.
56. Christie R. Hetherington C. Parkers J. Concultation: a team approach to keeping it alive // Educational Psychology in Practice, Vol. 16, No. 1, 2000. P. 40-46.
57. Figge P., Kaiphas W., Knigge-Illner H. Psychologische Studienberatung an deutschen Hochschulen. Lexika, 1994. 176 р.
58. Francisco Pons. La conscience : perspectives pédagogiques et psychologiques . Québec: de'Université du Québec, 180 р.
59. Jürgen Jahnke. Sozialpsychologie der Schule (Grundlagen der Psychologie), German: VS Verlag für Sozialwissenschaften; 2002. 256 p.
60. Klaus Kubinger. Psychologische Diagnostik in Fallbeispielen, Hogrefe Verlag, 2010. 545 S.
61. Sandra Hawa. Psychological Distress of Students Seeking Counseling: The Role of Religiosity, Social Support, Parental Styles, and Stigma, : VDM Verlag Dr. Mueller Aktiengesellschaft & Co. KG. 2009. 92 p.
62. Sarah Edison Knapp «School Counseling and School Social Work Homework Planner», Weley, 2013. 360 p.
63. Steinebach, Ch. & Steinebach, U. Best practice prüfen. Zur Evaluation von PPC-Projekten. [Analyzing best practice: The evaluation of PPC-Projects] In: Opp, G. & Teichmann, J. (Hrsg.): Positive Peerkultur: Best Practices in Deutschland. [Positive Peer Culture: Best practices in Germany] Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 2008. S. 157 – 173
64. The mental health of students in higher education : council report CR 112. London: Royal College of Psychiatriasts, 2003. 66 p.
65. Watkins C., Hill V. On Consultation and Beginner Educational Psychologists // Education Psychology in Practice, Vol. 16, No 1, 2000. P. 49-51
66. Whiteley J.M., Burkhart M.Q., Harwey-Herman M., Whiteley R.M. Counseling and Student Development // Ann. Rev. Psychol. 1975. № 26. P. 337-366.
67. Венгрер А.Л. Организация психологической службы в израильской системе образования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №4. [электронный ресурс] URL: http: //psyjournal.ru /psyjournal/articles/detail.php?ID=2837. Дата обращения 8.08.2015
References
1. Abul'khanova K.A., Volovikova M.I. Psikhosotsial'nyi i sub''ektnyi podkhody k issledovaniyu lichnosti v usloviyakh sotsial'nykh izmenenii // Psikhologicheskii zhurnal. T.28. № 5, 2007. S. 5-14.
2. Barabanshchikov V.A. Printsip sistemnosti i sovremennaya psikhologiya // Teoriya i metodologiya psikhologii: Postneklassicheskaya perspektiva / otv. red. A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich. M.: In-t psikhologii RAN, 2007. S. 268-285.
3. Blokhina I. A. Tseli i struktura psikhologicheskikh sluzhb zarubezhnykh universitetov // Zhurnal praktikuyushchego psikhologa, 2004. Vypusk 10. S. 140-149.
4. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti / L.I. Bozhovich. Voronezh: MODEK, 1995. 352 s.
5. Vyatkin A.P. Issledovanie samoopredeleniya lichnosti v ekonomicheskikh rolyakh // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya : Psikhologiya, 2007. Tom 1. №1. S 44-51
6. Galitsyna I.V. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya stanovleniya i funktsionirovaniya sistemy psikhologicheskoi sluzhby vuza: Dissertatsiya ... kand. ped. nauk, 2011. 199 s.
7. Gorodetskaya N.I. Formirovanie gotovnosti starsheklassnikov k predprinimatel'skoi deyatel'nosti: Dissertatsiya… kandidata pedagogicheskikh nauk. M., 1998. 156 s.
8. Grinshpun S.S. Organizatsiya proforientatsii shkol'nikov v Velikobritanii // Pedagogika. M. : Akademiya, 2005. № 7. S. 100-105.
9. Derkach A. A. Akmeologicheskie osnovy razvitiya professionala. M. : Izd-vo MPSI; NPO «MODEK», 2004. 752 s.
10. Dubrovina I.V.Psikhologicheskaya sluzhba na sovremennom etape obshchego i srednego obrazovaniya // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. 2011. № 3. S. 8.
11. Egorycheva I.D. Lichnostnaya napravlennost' podrostka i metod ee diagnostiki // Mir psikhologii, 1999. № 1. S. 264-277
12. Zherelina N.L. Akmeologicheskoe razvitie professionalizma predprinimatelya: Avtoreferat dissertatsii…kandidata psikhologicheskikh nauk. M., 2012. 25 s.
13. Zhuravlev A.L., Kupreichenko A.B. Ekonomicheskoe samoopredelenie: teoriya i empiricheskie issledovaniya. M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2007. 480s.
14. Zhuravlev A.L. V.P. Poznyakov. Sotsial'naya psikhologiya rossiiskogo predprinimatel'stva: kontseptsiya psikhologicheskikh otnoshenii. M.: IP RAN,2012. 479 s.
15. Zabrodin, Yu.M. Motivatsionno-smyslovye svyazi v strukture napravlennosti lichnosti. Voprosy psikhologii / Yu.M. Zabrodin, B.A. Sosnovskii. M., 1989. № 6. S.121 – 129.
16. Ivanova E.E. Psikhologicheskoe soprovozhdenie razvitiya professional'nykh namerenii studentov vuzov v usloviyakh negarantirovannoi zanyatosti: Avtoreferat dissertatsii … psikhologicheskikh nauk. Sochi, 2007. 23 s.
17. Kaltaeva M.V. Teoreticheskie i organizatsionnye osnovy stanovleniya i razvitiya psikhologicheskoi sluzhby vuza : Dissertatsiya ... kand. psikhol. nauk N. Novgorod, 2011. 256 s.
18. Karpov A. V. Psikhologiya refleksivnykh mekhanizmov deyatel'nosti. M.: Izd-vo «In-t psikhologii RAN», 2004. 424 s.
19. Kislova V.S. Osobennosti psikhologicheskogo soprovozhdeniya studentov universiteta v usloviyakh riskov modernizatsii vysshego obrazovaniya : Dissertatsiya ... kand. psikhol. nauk. Rostov n/D., 2006. 198 s.
20. Krichevskii R. L. Professionalizm v predprinimatel'stve // Osnovy obshchei i prikladnoi akmeologii / obshch. red. A.A. Derkacha. M. 1995. S.240-247.
21. Kupreichenko A.B. Nravstvennaya determinatsiya ekonomicheskogo samoopredeleniya. Moskva: Kogito-Tsentr, 2014. 464 s.
22. Leont'ev D.A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoi real'nosti. 3 izd-e dop. M.: Smysl, 2007. 511 s.
23. Martsinkovskaya T. D. Mezhdistsiplinarnost' kak sistemoobrazuyushchii faktor sovremennoi psikhologii // pod red. T.D. Martsinkovskoi. M.: Smysl. 2004. S. 61-81.
24. Mitina L.M. Psikhologicheskie zakonomernosti tselostnoi professional'noi evolyutsii cheloveka// Rossiiskii nauchnyi zhurnal. 2015. № 2 (45). S. 144-160.
25. Mitina L.M., Khashchenko T.G.. Psikhotekhnologiya formirovaniya gotovnosti lichnosti k predprinimatel'skoi deyatel'nosti (na materiale agrarnogo obrazovaniya) // Psikhologiya i psikhotekhnika. M., 2011. №.7. S. 46-55.
26. Oboznov A. A. Napravlennost' lichnosti professionala: normativnyi podkhod. Lichnost' professionala v sovremennom mire / otv. red. L. G. Dikaya, A. L. Zhuravlev. M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2014. S 71-80.
27. Osnitskii A. K. Regulyatsiya deyatel'nosti i napravlennost' lichnosti. Monografiya. M.: izd-vo MELI, 2007. 232 s.
28. Pashkova A. P. Psikhologo-akmeologicheskoe soprovozhdenie studentov na nachal'nom etape planirovaniya kar'ery: Dissertatsiya … kandidata psikhologicheskikh nauk. Rostov na Donu, 2010. 183 s.
29. Plaksina I. V. Psikhologo-akmeologicheskoe soprovozhdenie pedagogicheskikh innovatsii. Monografiya. Vladimir : VGGU, 2008. 200s.
30. Plugina M. I. Sluzhba psikhologicheskogo soprovozhdeniya // Vysshee obrazovanie v Rossii, 2005. № 6. S.124-126
31. Povarenkov Yu.P. Politsiklicheskii podkhod k issledovaniyu professional'nogo stanovleniya i realizatsii lichnosti // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 2015. T.2. №2. S. 166-173.
32. Poznyakov V.P. Itogi i perspektivy issledovaniya rossiiskikh predprinimatelei s pozitsii kontseptsii psikhologicheskikh otnoshenii// Znanie. Ponimanie. Umenie. 2014. № 1. S. 267-275.
33. Psikhologicheskaya diagnostika lichnostno-professional'nogo razvitiya studentov v usloviyakh sotsial'nykh izmenenii / pod red. L. S. Podymovoi. Monografiya. M. : MOSA, 2008. 317 s.
34. Psikhologicheskaya sluzhba v sovremennom obrazovanii: Rabochaya kniga / pod red. I. V. Dubrovinoi. SPb.: Piter, 2009. 400 s.
35. Psikhologiya. Slovar' / pod obshchei red. A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. 2-e izd. isp. i dop. M.: Politizdat, 1990. 494 s.
36. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya XXI veka: psikhologicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo protsessa // Sb. nauchnykh statei XII Vseros. nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kolomna; MGOSGI, 2015. 139 s.
37. Reinval'd D.I.Lichnost' kak predmet psikhologicheskogo analiza. Khar'kov: VIShchA ShKOLA, 1974. 165 s.
38. Rubinshtein S. L. Izbrannye filosofsko-psikhologicheskie trudy: Osnovy ontologii, logiki i psikhologii. M.: Nauka, 1997. 462 s.
39. Rutik M. Konsul'tirovanie v universitetakh Vengrii // Vysshee obrazovanie v Evrope. T.Ch. 1994. №3. S.54-59.
40. Trunina, V.F. Professionalizm sovremennykh rossiiskikh predprinimatelei v sotsial'nom izmerenii/ I. V.Vasilenko, V. F.Trunina// Vestnik VolGU №1 (7). 2008. S. 73–75.
41. Filinkova E. B. Psikhologiya rossiiskogo predprinimatel'stva: Uch. posobie. M.: Rektor, 2007. 288 s.
42. Khashchenko T.G. Empiricheskoe obosnovanie modeli psikhologicheskoi gotovnosti lichnosti k predprinimatel'skoi deyatel'nosti v otechestvennom agrarnom sektore // Rossiiskii nauchnyi zhurnal. M., 2010. № 4. S. 184-190.
43. Khashchenko T.G. Psikhologicheskaya gotovnost' k predprinimatel'skoi deyatel'nosti v otechestvennom agrarnom sektore: struktura, usloviya i faktory formirovaniya. Monografiya. M: IG-SOTsIN, 2010. 152 s.
44. Khashchenko T.G. Gotovnost' lichnosti k predprinimatel'skoi deyatel'nosti: empiricheskoe obosnovanie modeli na materiale agrarnogo predprinimatel'stva // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. «Pedagogika. Psikhologiya…». Kostroma, 2011. № 2.S.166-171.
45. Khashchenko T.G. Formirovanie predprinimatel'skoi napravlennosti lichnosti u studentov agrarnykh vuzov // ESSJ («Evropeiskii zhurnal sotsial'nykh nauk»). g. Moskva: Mezhdunarodnyi issledovatel'skii institut, 2013. № 8-1. S. 161-170.
46. Khashchenko T.G. Razrabotka oprosnika dlya diagnostiki professional'no-pravomernoi napravlennosti lichnosti // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [elektronnyi zhurnal]. M., 2013. № 4, S. 230-240.
47. Khashchenko T.G. Psikhologicheskoe soprovozhdenie ekonomicheskogo samoopredeleniya lichnosti v protsesse ee professionalizatsii v otraslevom vuze // Psikhologiya i Psikhotekhnika. 2014. № 8. S. 855-862.
48. Khashchenko T.G. Ekonomicheskaya sub''ektnost' lichnosti kak determinanta ee professionalizatsii // European Social Science Journal (Evropeiskii zhurnal sotsial'nykh nauk). 2014. № 9. Tom 1. S.224-232.
49. Khashchenko T.G., Boltunova S.V. Shpak M.M. Diagnostika «srezov» ekonomicheskogo samoopredeleniya lichnosti. Oprosnik AMRO // Innovatsii XXI veka M., 2015. № 3. S. 86-89.
50. Khashchenko T.G. Ekonomicheskaya sub''ektnost' kak lichnostnyi prediktor predprinimatel'skoi kar'ery vypusknikov agrarnogo vuza // Pedagogika i prosveshchenie. 2015. № 3. S.264-276.
51. Khashchenko T.G. Safukova N.N., Boltunova S.V. Ekosberegayushchaya determinanta ekonomicheskogo samoopredeleniya lichnosti. Validizatsiya oprosnika. / T.G. Khashchenko, N.N.. // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [elektronnyi zhurnal]. Krasnoyarsk, 2015. № 11. S. 409-426.
52. Khashchenko T.G., Boltunova S.V., Chernova Yu.A. Psikhologicheskoe soprovozhdenie ekonomicheskogo samoopredeleniya lichnosti v period professionalizatsii v vuze: Monografiya. Ul'yanovsk: UGSKhA, 2015. 256 s.
53. Khashchenko T.G. Ekonomicheskaya sub''ektnost' v strukture predprinimatel'skoi napravlennosti lichnosti vypusknikov agrarnykh vuzov // Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniya, 2016. №7 (4). S. 56-60.
54. Ukke Yu.V. Psikhologicheskaya sluzhba v zarubezhnykh vuzakh // Psikhologicheskaya sluzhba VUZa: printsipy, opyt raboty. Sbyu nauchnykh trudov. M.: NIIVO, 1993. S. 201-212
55. Christoph Steinebach, Ursula Steinebach und Larry K. Brendtro: Positive Youth Psychology: Lessons from Positive Peer Culture. In: Reclaiming Children and Youth. Bd. 21(4) (2013), S. 15 – 21.
56. Christie R. Hetherington C. Parkers J. Concultation: a team approach to keeping it alive // Educational Psychology in Practice, Vol. 16, No. 1, 2000. P. 40-46.
57. Figge P., Kaiphas W., Knigge-Illner H. Psychologische Studienberatung an deutschen Hochschulen. Lexika, 1994. 176 r.
58. Francisco Pons. La conscience : perspectives pédagogiques et psychologiques . Québec: de'Université du Québec, 180 r.
59. Jürgen Jahnke. Sozialpsychologie der Schule (Grundlagen der Psychologie), German: VS Verlag für Sozialwissenschaften; 2002. 256 p.
60. Klaus Kubinger. Psychologische Diagnostik in Fallbeispielen, Hogrefe Verlag, 2010. 545 S.
61. Sandra Hawa. Psychological Distress of Students Seeking Counseling: The Role of Religiosity, Social Support, Parental Styles, and Stigma, : VDM Verlag Dr. Mueller Aktiengesellschaft & Co. KG. 2009. 92 p.
62. Sarah Edison Knapp «School Counseling and School Social Work Homework Planner», Weley, 2013. 360 p.
63. Steinebach, Ch. & Steinebach, U. Best practice prüfen. Zur Evaluation von PPC-Projekten. [Analyzing best practice: The evaluation of PPC-Projects] In: Opp, G. & Teichmann, J. (Hrsg.): Positive Peerkultur: Best Practices in Deutschland. [Positive Peer Culture: Best practices in Germany] Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 2008. S. 157 – 173
64. The mental health of students in higher education : council report CR 112. London: Royal College of Psychiatriasts, 2003. 66 p.
65. Watkins C., Hill V. On Consultation and Beginner Educational Psychologists // Education Psychology in Practice, Vol. 16, No 1, 2000. P. 49-51
66. Whiteley J.M., Burkhart M.Q., Harwey-Herman M., Whiteley R.M. Counseling and Student Development // Ann. Rev. Psychol. 1975. № 26. P. 337-366.
67. Vengrer A.L. Organizatsiya psikhologicheskoi sluzhby v izrail'skoi sisteme obrazovaniya // Zhurnal prakticheskoi psikhologii i psikhoanaliza. 2003. №4. [elektronnyi resurs] URL: http: //psyjournal.ru /psyjournal/articles/detail.php?ID=2837. Data obrashcheniya 8.08.2015
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.