Статья 'Взаимосвязь социометрического статуса и игровых предпочтений младших школьников' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Взаимосвязь социометрического статуса и игровых предпочтений младших школьников

Степанова Октябрина Сергеевна

учитель, ГБОУ Романовская школа

109044, Россия, г. Москва, ул. Воронцовская, 24/6, кв. 89

Stepanova Oktyabrina Sergeevna

Teacher, the Romanov School

109044, Russia, g. Moscow, ul. Vorontsovskaya, 24/6, kv. 89

okti69@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Николаева Алла Алексеевна

кандидат социологических наук

доцент, кафедра Теория и практика управления, Московский государственный психолого-педагогический Университет

125167, Россия, г. Москва, ул. Ленинградский Проспект, 45, оф. 14

Nikolaeva Alla Alekseevna

PhD in Sociology

Associate Professor of the Department of the Theory and Practice of Management at Moscow State University of Psychology and Teaching

125167, Russia, g. Moscow, ul. Leningradskii Prospekt, 45, of. 14

nikolaevaaa@mgppu.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0676.2019.2.29152

Дата направления статьи в редакцию:

05-03-2019


Дата публикации:

18-06-2019


Аннотация: Предметом данного исследования является взаимосвязь игровых предпочтений и социометрического статуса младших школьников в контексте профилактики конфликтов в детском коллективе.Особое внимание автор уделяет сравнительному анализу результатов социометрического следования и результатов исследования игровых предпочтений младших школьников. В статье приводится краткий обзор результатов современных исследований социометрического статуса и основные характеристики статусных групп. А также результаты, проведённого автором социометрического исследования младших школьников. Особое внимание уделено эмпирическому исследованию игровых предпочтений младших школьников. Методы исследования: Социометрия Дж. Морено в интерпретации М. Битяновой «Социометрический метод в школьной практике» и разработанная автором анкета, направленная на выявление игровых предпочтений младших школьников. Новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязи социометрического статуса и игровых предпочтений для выбора оптимальных сюжетов ролевых игр, способствующих повышению социометрического статуса и профилактики конфликтов в детском коллективе. А также, обоснована необходимость коррекции межличностных отношений младших школьников через организацию именно ролевых игр без соревновательного начала, что создает атмосферу принятия и примирения между конфликтующими детьми.


Ключевые слова:

социометрический метод, социометрический статус школьника, социограмма, игровые технологии, ролевая игра, игровые предпочтения, эмпатия, агрессия, конфликт, профилактика конфликтов

Abstract: The subject of the study is the connection between playing habits and sociometric status of elementary school students in the context of conflict prevention in children group. The author pays special attention to the comparative analysis of the results of sociometric research and results of elementary school children's playing habits research. In the article, the brief review of the results of sociometric status modern researches and the main characteristics of status groups is given. Special consideration is paid to the empirical research of elementary school children's playing habits.The methods of the study are Jacob L. Moreno's Sociometry in M. Bityanova's interpretation "Sociometric method in school practice", and a questionary, created by the author, aimed at detection of elementary school children's playing habits. The novelty of the study is due to the detection of the connection between sociometric status and playing habits for the selection of the most preferable role-playing games' plots, contributing to the development of sociometric status and conflict prevention in children group. Also, a necessity of the correction of the interpersonal relationship between elementary school children through the organization of non-competitive role-playing games, which creates an atmosphere of acceptance and reconciliation between conflicting children, is proved. 


Keywords:

sociometric method, sociometric status of the student, sociogram, gaming technology, roleplay, playing habits, empathy, aggression, conflict, conflict prevention

Актуальность: Проблема взаимосвязи социометрического статуса и игровых предпочтений младших школьников представляется весьма актуальной уже в силу того, что, по мнению психологов и педагогов, статус школьника в группе является реальной социально – психологической характеристикой его внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для одноклассников [5, с. 334].

Кроме того, социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы, в частности, склонность к конфликтам.

Изучение социометрического статуса способствует коррекции межличностных отношений младших школьников через организацию именно ролевых игр без соревновательного начала, что создает атмосферу принятия и примирения между конфликтующими детьми.

Научная новизна связана с постановкой проблемы взаимосвязи социометрического статуса в учебной группе с игровыми предпочтениями младших школьников. Данное исследование представляется необходимым для выбора оптимальных сюжетов ролевых игр, способствующих повышению социометрического статуса и профилактике конфликтов в детском коллективе.

Наиболее известные исследования социометрического статуса

Понятие социометрического статуса ввёл Я. Морено, понимая под ним не только положение человека в социальной группе, но и саму систему межличностных отношений: эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы [8].

Из отечественных психологов вопросами статуса занимались Т. А. Репина, Я. Л. Коломинский, В. В. Абраменкова.

В частности, Р. Золотовицкий, описывая популярность метода, утверждает: «Идеи Я. Морено очень точно объясняют любые современные события, происходящие в любой возрастной группе» [7].

Следует отметить, что в литературе отражены и другие точки зрения об эффективности социометрического метода. Так, Г. М. Андреева, отмечая недостатки социометрии, указывает, что социометрия исследует лишь отдельный срез психологических отношений в группе, но не даёт возможности проанализировать такие аспекты как, мотив выбора и отношения деятельности [1, с. 157].

По-другому оценивают возможности социометрии современные практики. Так, М. Битянова пишет: «Этот метод могуч и глубок, если его использовать осмысленно и по назначению. Возможности его значительны, простота обманчива, а сложность обработки, предлагаемая многими пособиями надуманна. Если провести её (социометрию) грамотно и творчески она сделает своё дело блестяще» [2, с.8].

Социометрический статус детей во многом обусловлен различными факторами. Перечислим лишь некоторые из них: индивидуально-психологические особенности (темперамент, способности и др.); качества личности и особенности поведения; успешность в значимых видах деятельности; информационность личности; соответствие общественному мнению группы; стиль педагогического общения и многое другое.

Характеристика статусных групп

Характеристик статусных групп довольно много. Приведём здесь краткое описание статусов по М. Битяновой [4].

1. «Звезда» получает наибольшее количество выборов. Этот ученик притягивает к себе, привлекателен для других, чаще всего жизнерадостный, дружелюбный, отзывчивый, неконфликтный.

2. «Принятые» или «предпочитаемые» считается самым благоприятным статусом. Они чувствуют себя спокойно. С ними хотят общаться, к ним тянутся другие дети. Эти школьники общительны, дружелюбны, веселы, эмоциональны, в частности умеют придумывать и организовывать игры, активно участвуют в любых мероприятиях.

3. «Среднестатусные» вполне благоприятный статус. В целом с ними охотно общаются, они достаточно отзывчивы, обычно неконфликтны, но малоинициативные, не обладают лидерскими качествами.

4. «Непринятый» − менее благоприятный статус, у них немного друзей в классе (чаще всего 1 близкий друг).

5. «Пренебрегаемый» или «изолированый» − находится в изоляции, на него не обращают внимания. Это крайне неблагоприятный статус.

6. «Отверженные» – неблагоприятный статус, характеризуемый полным неприятием членов группы, зачастую подвергается насмешкам или откровенным издевательствам.

Необходимость позитивной динамики социометрического статуса для развития младшего школьника

Для эффективного личностного развития школьнику необходима позитивная динамика его статуса.

Для этого могут быть использованы такие приёмы, как создание разнообразных форм групповой деятельности, в частности ролевых игр, которые не содержат в себе элементов соревнования, но требуют партнёрского взаимодействия.

А. В. Морозов, например, для повышения статуса непринятых и отверженных предлагает использовать прием «отсвет от звезды» [13]. Высокостатусному члену группы под благовидным предлогом поручается в сотрудничестве с низкостатусным членом выполнить определённое задание. В данном случае весьма эффективной может быть организация ролевой игры.

Повышению статуса школьника, по мнению ряда исследователей, может способствовать и его успешность в какой-либо внеурочной деятельности [3, 7, 8, 11]. В данном случае также эффективными могут быть ролевые игры.

Особенно важным представляется тот факт, что в младшем школьном возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми, которое, накладывает отпечаток на дальнейшую реализацию в данных видах отношений. В связи с этим появляется необходимость изучения личностных особенностей учащихся, занимающих различное положение в групповой иерархии.

Исходя из этого, мы решили выяснить взаимосвязь учебной деятельности и статуса личности в группе младших школьников.

Описание эмпирического исследования

Исследование проводилось на базе ГБОУ Романовская школа г. Москвы. Выборка исследования включила младших школьников в возрасте 9-10 лет. (22 человека: 13 девочек, 9 мальчиков), учащихся 3-го класса по следующим методикам: Социометрия Дж. Морено в интерпретации М. Битяновой «Социометрический метод в школьной практике» [2]; Анкета для детей, направленная на выявление игровых предпочтений.

Методика «Социометрический метод в школьной практике» выбрана в силу того, что позволяет выявить особенности взаимоотношений в классе и состав группировок.

Для этого предложена анкета. Необходимо выбрать не более 5 человек из класса, отвечая на вопросы:

1. Если бы в следующем году ты сам составлял список своего класса, то кого из нынешних одноклассников ты записал бы в первую очередь, а кого не записал?

2. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс, а кого не взял? Назови, пожалуйста, пять человек.

3. Если тебе нужно пригласить на свой день рождения только 5 человек. Кого ты пригласишь, а кого не пригласишь?

4. У тебя 5 путёвок в летний лагерь. Кого из своего класса ты пригласил бы поехать с тобой, а кого не пригласил бы ни в коем случае?

5. Тебе нужно организовать игру, в которой участвуют ещё 5 твоих одноклассников. Кого ты выберешь, а кого не выберешь ни в коем случае?

Методика позволяет сделать срез внутригрупповых отношений в классе, провести измерение степени сплоченности / разобщенности коллектива класса. А также выявить проблемы психологической совместимости членов группы, выявить уровень сплочённости класса в целом и внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Полученные результаты позволят разработать программы повышения сплоченности коллектива и оптимизировать педагогические средства поддержки дружеских отношений в классе.

Для удобства анализа полученных результатов, участвовавшим в исследовании учащимся, присвоены шифры: "А" с порядковым номером по списку класса в алфавитном порядке.

Систематизированные данные по выборам и отвержениям представлены в таблице. Таблица 1

Систематизированные данные по выборам и отвержениям

преобладающие положительные выборы

А1

А5

А7

А9

А11

А15

А17

А19

А21

С+

7

9

11

8

9

9

8

7

8

С-

4

0

1

3

1

2

1

2

2

Сст

0,33

0,42

0,52

0,38

0,42

0,42

0,38

0,33

0,38

преобладающие отрицательные выборы

А4

А12

А13

А14

А16

А18

А20

А22

С+

1

2

1

2

0

2

3

3

С-

9

8

8

9

10

9

9

9

Сст

0,04

0,09

0,04

0,09

0

0,09

0,14

0,14

Среднестатусные

А2

А3

А6

А8

А10

С+

3

4

5

3

4

С-

6

6

4

4

3

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.