по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 02, 2016
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 23-08-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2016
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Конечность человека и границы разума

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.19419

Аннотация: В статье рецензируется книга Карла Ясперса «Кант: Жизнь, труды, влияние», выпущенная в 2014 г. издательством «Канон+» [1]. Она обладает двойной ценностью. Во-первых, работа считается значительным вкладом в кантоведение. И вместе тем может служить материалом для изучения философского наследия К. Ясперса. Кант был одним из любимых философов Карла Ясперса. Он видел в нём оригинального мыслителя и поэтому много раз упоминал это имя в своей докторской диссертации. Сами эти ссылки, хотя и носили частный характер, имели неоценимое значение для кантоведения. В книге Ясперса фрагментарные замечания об отдельных достижениях кантовской мысли, получили развёрнутое и систематизированное обоснование. Использован принцип историзма, позволяющий показать роль различных идей Канта в истории философии. Автор прибегает также к сравнительному анализу двух работ К. Ясперса, разделённых временем, – «Общая психопатология» и настоящее издание. В материале затронуты различные аспекты кантоведения. К. Ясперс приводит в книге различные подробности жизни Канта, которые позволяют глубже понять эволюцию его взглядов. Показан путь Канта к критической философии. Выявлены структуры кантовского просветления познавания. В книге рассмотрены структуры разума во всех его формах. Охарактеризован кантовский разум. Крайне ценно, что Ясперс не ограничивается только познавательными проблемами. Он вводит читателя в мир кантовского понимания политики и истории. Наконец, выявлены и критические соображения по поводу кантовских идей, отмечено историческое место Канта и его влияние на последующие этапы философии.
Гуревич П.С. - Конечность человека и границы разума c. 148-151

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.67997

Аннотация: В статье рецензируется книга Карла Ясперса «Кант: Жизнь, труды, влияние», выпущенная в 2014 г. издательством «Канон+» [1]. Она обладает двойной ценностью. Во-первых, работа считается значительным вкладом в кантоведение. И вместе тем может служить материалом для изучения философского наследия К. Ясперса. Кант был одним из любимых философов Карла Ясперса. Он видел в нём оригинального мыслителя и поэтому много раз упоминал это имя в своей докторской диссертации. Сами эти ссылки, хотя и носили частный характер, имели неоценимое значение для кантоведения. В книге Ясперса фрагментарные замечания об отдельных достижениях кантовской мысли, получили развёрнутое и систематизированное обоснование. Использован принцип историзма, позволяющий показать роль различных идей Канта в истории философии. Автор прибегает также к сравнительному анализу двух работ К. Ясперса, разделённых временем, – «Общая психопатология» и настоящее издание. В материале затронуты различные аспекты кантоведения. К. Ясперс приводит в книге различные подробности жизни Канта, которые позволяют глубже понять эволюцию его взглядов. Показан путь Канта к критической философии. Выявлены структуры кантовского просветления познавания. В книге рассмотрены структуры разума во всех его формах. Охарактеризован кантовский разум. Крайне ценно, что Ясперс не ограничивается только познавательными проблемами. Он вводит читателя в мир кантовского понимания политики и истории. Наконец, выявлены и критические соображения по поводу кантовских идей, отмечено историческое место Канта и его влияние на последующие этапы философии.
Просвещение
Блейх Н.О. - Просветительская концепция Г.В.Баева (1860 – 1939 гг.), видного осетинского деятеля и первого мэра города Владикавказ

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.19756

Аннотация: Предметом нашего исследования стала просветительская деятельность главы городского правления Г.В.Баева, деятельность которого до недавней поры в научной литературе оценивалась неоднозначно, больше с негативным клеймом «врага Советской власти». Однако если его общественно-политическая деятельность в кавказской историографии освещена сравнительно неплохо, то просветительской деятельности уделено гораздо меньше внимания. При этом мы постараемся избавиться от господствующих в науке не одно десятилетие мировоззренческих стереотипов. Наступила пора вернуть вышеназванному деятелю земли осетинской доброе имя и с полным основанием именовать его выдающимся сыном Осетии своей эпохи, первым осетинским экономистом, политиком, книгоиздателем, фольклористом, равно как и горячим радетелем народного образования. В работе использовался метод изучения и теоретического анализа архивных материалов, научных и литературных источников с позиций исторического объективизма. Анализ публицистических материалов Г. В. Баева, касающихся истории и дидактики осетинской школы, приводит автора к выводу о прогрессивном значении выдвигавшихся им идей (гуманизация и демократизация школьного образования, поддержка его на государственном уровне, непрерывность получения знаний, преобразование школы в центр учебно-воспитательной работы, развитие сети начальных, средних и высших заведений и т.д.), которые до сегодняшнего дня являются злободневными и могут использоваться в современном образовании. На примере ознакомления с деятельностью Г.Баева можно учить молодежь любить и уважать свою малую Родину, то место, в котором родился и живешь.
Блейх Н.О. - Просветительская концепция Г.В.Баева (1860 – 1939 гг.), видного осетинского деятеля и первого мэра города Владикавказ c. 152-158

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.67998

Аннотация: Предметом нашего исследования стала просветительская деятельность главы городского правления Г.В.Баева, деятельность которого до недавней поры в научной литературе оценивалась неоднозначно, больше с негативным клеймом «врага Советской власти». Однако если его общественно-политическая деятельность в кавказской историографии освещена сравнительно неплохо, то просветительской деятельности уделено гораздо меньше внимания. При этом мы постараемся избавиться от господствующих в науке не одно десятилетие мировоззренческих стереотипов. Наступила пора вернуть вышеназванному деятелю земли осетинской доброе имя и с полным основанием именовать его выдающимся сыном Осетии своей эпохи, первым осетинским экономистом, политиком, книгоиздателем, фольклористом, равно как и горячим радетелем народного образования. В работе использовался метод изучения и теоретического анализа архивных материалов, научных и литературных источников с позиций исторического объективизма. Анализ публицистических материалов Г. В. Баева, касающихся истории и дидактики осетинской школы, приводит автора к выводу о прогрессивном значении выдвигавшихся им идей (гуманизация и демократизация школьного образования, поддержка его на государственном уровне, непрерывность получения знаний, преобразование школы в центр учебно-воспитательной работы, развитие сети начальных, средних и высших заведений и т.д.), которые до сегодняшнего дня являются злободневными и могут использоваться в современном образовании. На примере ознакомления с деятельностью Г.Баева можно учить молодежь любить и уважать свою малую Родину, то место, в котором родился и живешь.
Педагогический идеал
Розин В.М. - Что такое вопрошание: сущность и типы?

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.18709

Аннотация: В статье делается попытка охарактеризовать сущность вопрошания и выделить его основные типы. Автор показывает, что вопрошание складывается в античной культуре одновременно с формированием личности как один из способов ее коммуникации с другими. Другая важная сторона вопрошания ‒ погружение вопрошающего с помощью схем в реальность, где он получает ответ и может разрешить свои проблемы. Рассматриваются следующие типы вопрошания: доличностное и внеличностное, латентное, исходное, физикалистское, традиционное, проблематизирующее. Цель последнего типа, стоящего особняком, ‒ создать проблему у Другого (отвечающего на вопрошание) или изменить его представления. Проблематизирующий тип вопрошания используется для инициации мысли и управления ею, особенно в рамках методологии. В работе использовались такие подходы и методы, как построение типологии, ситуационный анализ и проблематизация, культурологический подход, герменевтический подход, анализ кейсов, построение определений и концепции. В результате автору удалось охарактеризовать сущность вопрошания, показав, что этот феномен расположен в пространстве двух координат ‒ коммуникации вопрошающего с другими и построения с помощью схем особой реальности, позволяющей вопрошающему понять, разрешить свои проблемы, получить помощь и отклик. Предложенная типология вопрошания позволяет продолжить исследование и может иметь практическое значение в сфере образования и методологии.
Розин В.М. - Что такое вопрошание: сущность и типы? c. 159-165

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.67999

Аннотация: В статье делается попытка охарактеризовать сущность вопрошания и выделить его основные типы. Автор показывает, что вопрошание складывается в античной культуре одновременно с формированием личности как один из способов ее коммуникации с другими. Другая важная сторона вопрошания ‒ погружение вопрошающего с помощью схем в реальность, где он получает ответ и может разрешить свои проблемы. Рассматриваются следующие типы вопрошания: доличностное и внеличностное, латентное, исходное, физикалистское, традиционное, проблематизирующее. Цель последнего типа, стоящего особняком, ‒ создать проблему у Другого (отвечающего на вопрошание) или изменить его представления. Проблематизирующий тип вопрошания используется для инициации мысли и управления ею, особенно в рамках методологии. В работе использовались такие подходы и методы, как построение типологии, ситуационный анализ и проблематизация, культурологический подход, герменевтический подход, анализ кейсов, построение определений и концепции. В результате автору удалось охарактеризовать сущность вопрошания, показав, что этот феномен расположен в пространстве двух координат ‒ коммуникации вопрошающего с другими и построения с помощью схем особой реальности, позволяющей вопрошающему понять, разрешить свои проблемы, получить помощь и отклик. Предложенная типология вопрошания позволяет продолжить исследование и может иметь практическое значение в сфере образования и методологии.
Ценности и цели образования
Олейников Ю.В. - Психологические особенности научной деятельности

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.19332

Аннотация: При кажущейся комфортности трудовой деятельности ученых-теоретиков в этой социальной группе довольно часто отмечаются психические аномалии. Творческая деятельность сопряжена с постоянным решением сложных психологических проблем, возникающих в процессе обучения, научного творчества, принятии определенной мировоззренческой, научной и идеологической парадигм, восприятии успеха, критики и оценки научной деятельности в целом. Выявление и обобщение специфических особенностей научной деятельности и психологических проблем, с которыми сталкиваются ученые в период современной коренной трансформации, господствующей мировоззренческой парадигмы должно способствовать их осознанию и преодолению. Исследование строится на основе методологии анализа трансформации научных парадигм Т. Куна, непосредственном наблюдении психологических особенностей научной деятельности в творческих коллективах, а так же на основе материалов, представленных в работах психологов, психоаналитиков, историков науки и наблюдениях самих представителей творческого труда. Эвристическая особенность исследования определяется чрезвычайной обостренностью и проявлением всей совокупности психологических проблем научной деятельности в условиях современного процесса кардинального изменения господствующей мировоззренческой парадигмы и реформирования науки в России. Формирование новой мировоззренческой парадигмы и реформирование научных институтов сопряжено с возникновением сложных психологических проблем, касающихся всех включенных в этот процесс участников. Это - выбор и отстаивание альтернативной парадигмы, переживание смены авторитетов и административной иерархии в научном сообществе, отрицание или принятие рыночной модели организации науки, психологическая совместимость исследователей советской и постсоветской генерации, имеющих разные мировоззренческие, идеологические и нравственные ориентации. Смягчение и преодоление названных психологических проблем видится в осознании и признании очевидных кардинальных трансформаций бытия социума, формировании и принятии новой мировоззренческой парадигмы, адекватно отражающей реальную ситуацию эволюции социоприродного Универсума.
Олейников Ю.В. - Психологические особенности научной деятельности c. 166-175

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.68000

Аннотация: При кажущейся комфортности трудовой деятельности ученых-теоретиков в этой социальной группе довольно часто отмечаются психические аномалии. Творческая деятельность сопряжена с постоянным решением сложных психологических проблем, возникающих в процессе обучения, научного творчества, принятии определенной мировоззренческой, научной и идеологической парадигм, восприятии успеха, критики и оценки научной деятельности в целом. Выявление и обобщение специфических особенностей научной деятельности и психологических проблем, с которыми сталкиваются ученые в период современной коренной трансформации, господствующей мировоззренческой парадигмы должно способствовать их осознанию и преодолению. Исследование строится на основе методологии анализа трансформации научных парадигм Т. Куна, непосредственном наблюдении психологических особенностей научной деятельности в творческих коллективах, а так же на основе материалов, представленных в работах психологов, психоаналитиков, историков науки и наблюдениях самих представителей творческого труда. Эвристическая особенность исследования определяется чрезвычайной обостренностью и проявлением всей совокупности психологических проблем научной деятельности в условиях современного процесса кардинального изменения господствующей мировоззренческой парадигмы и реформирования науки в России. Формирование новой мировоззренческой парадигмы и реформирование научных институтов сопряжено с возникновением сложных психологических проблем, касающихся всех включенных в этот процесс участников. Это - выбор и отстаивание альтернативной парадигмы, переживание смены авторитетов и административной иерархии в научном сообществе, отрицание или принятие рыночной модели организации науки, психологическая совместимость исследователей советской и постсоветской генерации, имеющих разные мировоззренческие, идеологические и нравственные ориентации. Смягчение и преодоление названных психологических проблем видится в осознании и признании очевидных кардинальных трансформаций бытия социума, формировании и принятии новой мировоззренческой парадигмы, адекватно отражающей реальную ситуацию эволюции социоприродного Универсума.
Современные стратегии и модели образования
Новосёлова А.Н., Белоусова Р.Ю., Подоплелова Н.М. - Модель ДОО как открытой образовательной системы в контексте требований законодательства

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.19865

Аннотация: В качестве предмета исследования представлена модель дошкольной образовательной организации как открытой образовательной системы в контексте Федерального государственного стандарта дошкольного образования как основного нормативного управленческого документа. Принятие ряда других важных актов: национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», государственной программы РФ «Развитие образования на 2013–2020», Федерального закона «Об образовании в РФ», новых нормативных документов для дошкольных образовательных организаций: Профессионального стандарта педагога, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования - также указало на необходимость разработки модели. В качестве основных подходов при разработке модели мы рассматриваем системный и синергетический подходы как наиболее актуальные для данного исследования. Новизна исследования заключается в создании и научном обосновании модели дошкольной образовательной организации как открытой образовательной системы, выстроенной в соответствии с требованиями нового законодательства. Авторами статьи выделены системообразующие факторы ДОО как открытой образовательной системы, раскрыто содержание структурных и функциональных компонентов модели, определены средства обеспечения открытости ДОО.
Новосёлова А.Н., Белоусова Р.Ю., Подоплелова Н.М. - Модель ДОО как открытой образовательной системы в контексте требований законодательства c. 138-147

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.67962

Аннотация: В качестве предмета исследования представлена модель дошкольной образовательной организации как открытой образовательной системы в контексте Федерального государственного стандарта дошкольного образования как основного нормативного управленческого документа. Принятие ряда других важных актов: национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», государственной программы РФ «Развитие образования на 2013–2020», Федерального закона «Об образовании в РФ», новых нормативных документов для дошкольных образовательных организаций: Профессионального стандарта педагога, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования - также указало на необходимость разработки модели. В качестве основных подходов при разработке модели мы рассматриваем системный и синергетический подходы как наиболее актуальные для данного исследования. Новизна исследования заключается в создании и научном обосновании модели дошкольной образовательной организации как открытой образовательной системы, выстроенной в соответствии с требованиями нового законодательства. Авторами статьи выделены системообразующие факторы ДОО как открытой образовательной системы, раскрыто содержание структурных и функциональных компонентов модели, определены средства обеспечения открытости ДОО.
Развивающиеся педагогические технологии
Артюхина М.С. - Теоретико-методологические основы интерактивного обучения математике в информационно-образовательной среде вуза

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.18997

Аннотация: Предметом исследования является процесс интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления подготовки в информационно-образовательной среде, направленный на самоактуализацию личности. Представлена концепция интерактивного обучения математике, теоретико-методологическими основаниями которой является совокупность подходов: системно-деятельностный, компетентностный, информационный, теория личностно-ориентированного обучения, теория дифференцированного обучения математике, профессиональная направленность обучения математике, теория развития творческого мышления, фундаментальные исследования в области теории и методики обучения математике, концепция наглядно-модельного обучения. Концептуальным ядром интерактивного обучения математике является педагогическая интеракция или взаимодействие. Основываясь на анализе законов и закономерностей обучения, методологии и теории развивающего обучения математике с позиций и выводах о переориентации ценностно-смысловых аспектов интерактивного обучения, сформулированы основные законы и закономерности интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления в информационной образовательной среде. Разработанная концепция интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления в информационно-образовательной среде вуза получила подтверждение в ходе теоретической и экспериментальной работы проведенной на базе Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета. Сформулированы законы интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления подготовки. Выделены группы закономерностей интерактивного обучения: общие закономерности обучения, социо-культурные и закономерности развивающего обучения. Для использования законов и закономерностей интерактивного обучения математике сформулированы принципы интерактивного обучения в соответствии с целями образования и педагогические условия, способствующие повышению качества подготовки бакалавров к будущей профессиональной деятельности и личностному росту обучающихся.
Артюхина М.С. - Теоретико-методологические основы интерактивного обучения математике в информационно-образовательной среде вуза c. 176-185

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.68001

Аннотация: Предметом исследования является процесс интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления подготовки в информационно-образовательной среде, направленный на самоактуализацию личности. Представлена концепция интерактивного обучения математике, теоретико-методологическими основаниями которой является совокупность подходов: системно-деятельностный, компетентностный, информационный, теория личностно-ориентированного обучения, теория дифференцированного обучения математике, профессиональная направленность обучения математике, теория развития творческого мышления, фундаментальные исследования в области теории и методики обучения математике, концепция наглядно-модельного обучения. Концептуальным ядром интерактивного обучения математике является педагогическая интеракция или взаимодействие. Основываясь на анализе законов и закономерностей обучения, методологии и теории развивающего обучения математике с позиций и выводах о переориентации ценностно-смысловых аспектов интерактивного обучения, сформулированы основные законы и закономерности интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления в информационной образовательной среде. Разработанная концепция интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления в информационно-образовательной среде вуза получила подтверждение в ходе теоретической и экспериментальной работы проведенной на базе Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета. Сформулированы законы интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления подготовки. Выделены группы закономерностей интерактивного обучения: общие закономерности обучения, социо-культурные и закономерности развивающего обучения. Для использования законов и закономерностей интерактивного обучения математике сформулированы принципы интерактивного обучения в соответствии с целями образования и педагогические условия, способствующие повышению качества подготовки бакалавров к будущей профессиональной деятельности и личностному росту обучающихся.
Педагогическая психология
Ростовцева М.В., Хохрина З.В., Гончарова Т.М., Гудовский И.В. - Проблемы социальной адаптивности в системе образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.19210

Аннотация: В статье рассматривается социальная адаптивность, которая определяется не традиционно как свойство объекта, а как специфическое отношение, возникающее в системе «человек-социальная среда». На примере системы образования рассматриваются два условия формирования адаптивности: соответствие целей, интересов, особенностей учащегося целевым установками системы образования; поиск адекватных методов конструирования информационных моделей с целью построения непротиворечивых адаптивных стратегий, адекватных непрерывным изменениям социальной ситуации. Было определено, что в ходе разрешения социальных противоречий между собственными целями и потребностями и целями образовательной среды, а также между потребностями в получении адаптивно-ценной информации и отсутствием средств и способов ее предоставления, формируются качества и свойства личности, которые способствуют ее становлению в конкретной социальной среде. Это касается приобретения навыков работы с информацией, в том числе, противоречивого характера и навыков целеполагания, целеустремленности, ответственности. В основу статьи положен диалектический метод и понимание жизнедеятельности человека как непрерывной цепочки разрешения социальных и иных противоречий. Кроме того, в работе были использованы положения системного и информационного подходов. Дано определение социальной адаптивности как отношения личности и общества, направленного на разрешение между ними противоречий. Социальная адаптивность рассмотрена с точки зрения двух аспектов: системного, который позволяет определить ее критерий через соответствие целей взаимодействующих сторон и информационного, связывающего социальную адаптивность со способностью интеллекта учащегося быстро находить решения в трудной жизненной ситуации.
Ростовцева М.В., Хохрина З.В., Гончарова Т.М., Гудовский И.В. - Проблемы социальной адаптивности в системе образования c. 186-191

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.68002

Аннотация: В статье рассматривается социальная адаптивность, которая определяется не традиционно как свойство объекта, а как специфическое отношение, возникающее в системе «человек-социальная среда». На примере системы образования рассматриваются два условия формирования адаптивности: соответствие целей, интересов, особенностей учащегося целевым установками системы образования; поиск адекватных методов конструирования информационных моделей с целью построения непротиворечивых адаптивных стратегий, адекватных непрерывным изменениям социальной ситуации. Было определено, что в ходе разрешения социальных противоречий между собственными целями и потребностями и целями образовательной среды, а также между потребностями в получении адаптивно-ценной информации и отсутствием средств и способов ее предоставления, формируются качества и свойства личности, которые способствуют ее становлению в конкретной социальной среде. Это касается приобретения навыков работы с информацией, в том числе, противоречивого характера и навыков целеполагания, целеустремленности, ответственности. В основу статьи положен диалектический метод и понимание жизнедеятельности человека как непрерывной цепочки разрешения социальных и иных противоречий. Кроме того, в работе были использованы положения системного и информационного подходов. Дано определение социальной адаптивности как отношения личности и общества, направленного на разрешение между ними противоречий. Социальная адаптивность рассмотрена с точки зрения двух аспектов: системного, который позволяет определить ее критерий через соответствие целей взаимодействующих сторон и информационного, связывающего социальную адаптивность со способностью интеллекта учащегося быстро находить решения в трудной жизненной ситуации.
Философия и педагогика
Баксанский О.Е., Емелин И.А. - Эволюционная теория познания в междисциплинарном контексте

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.18735

Аннотация: В статье дается обзор современных исследований в теории познания, рассматривается новое междисциплинарное направление, ставящее своей целью исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной синтетической теории эволюции и философии науки М. Полани. Применение эволюционного подхода позволяет выделить новый ракурс в теории познания. Данный подход базируется на рационалистической установке и ориентирован на рассмотрение реальных когнитивных процессов, на исследование реального познавательного процесса с помощью средств современной науки. Анализ современных исследований в теории познания позволяет обратить внимание на появление нового методологического направления, которое можно характеризовать как “натуралистический” поворот. Оно стремится рассматривать разнообразные проблемы философского порядка с конкретно-научных позиций и с помощью конкретно-научных знаний. В целях настоящего исследования следует рассмотреть новое междисциплинарное направление, ставящее своей целью исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной синтетической теории эволюции. Резюмируя изложенное, можно сказать, что анализ познания с биологической точки зрения показывает нам что есть возможность расширять нашу когнитивную область. Последовательное понимание биологии как науки о взаимодействии живых систем с окружающей средой и между собой определяет методологическую позицию К.Лоренца, которую он вслед за Д.Кэмпбеллом называет гипотетическим реализмом.
Баксанский О.Е., Емелин И.А. - Эволюционная теория познания в междисциплинарном контексте c. 192-201

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.68003

Аннотация: В статье дается обзор современных исследований в теории познания, рассматривается новое междисциплинарное направление, ставящее своей целью исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной синтетической теории эволюции и философии науки М. Полани. Применение эволюционного подхода позволяет выделить новый ракурс в теории познания. Данный подход базируется на рационалистической установке и ориентирован на рассмотрение реальных когнитивных процессов, на исследование реального познавательного процесса с помощью средств современной науки. Анализ современных исследований в теории познания позволяет обратить внимание на появление нового методологического направления, которое можно характеризовать как “натуралистический” поворот. Оно стремится рассматривать разнообразные проблемы философского порядка с конкретно-научных позиций и с помощью конкретно-научных знаний. В целях настоящего исследования следует рассмотреть новое междисциплинарное направление, ставящее своей целью исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной синтетической теории эволюции. Резюмируя изложенное, можно сказать, что анализ познания с биологической точки зрения показывает нам что есть возможность расширять нашу когнитивную область. Последовательное понимание биологии как науки о взаимодействии живых систем с окружающей средой и между собой определяет методологическую позицию К.Лоренца, которую он вслед за Д.Кэмпбеллом называет гипотетическим реализмом.
Воспитание и его формы
Забавникова Т.Ю., Максимова О.В., Губанова Т.В. - Воспитание как неотъемлемая часть работы со студентами-иностранцами

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.18914

Аннотация: В настоящее время все большую актуальность приобретает важнейшая составляющая часть образовательного процесса – воспитание. Работая с иностранными гражданами на довузовском этапе, авторы делают попытку исследовать научные основы воспитательного процесса и применить результаты своей деятельности на практике. Проблема эстетического воспитания иностранных слушателей состоит в формировании у воспитуемых системы эстетических взглядов, отношений и качеств, необходимых для восприятия эстетических ценностей общества, путем воздействия на эстетические качества студентов. Научные исследования, посвященные эстетическому воспитанию студентов-иностранцев малочисленны и фрагментарны. В статье рассматривается опыт воспитательной работы со студентами-иностранцами на Факультете международного образования Тамбовского государственного технического университета; характеризуются и описываются методы эстетического и духовно-нравственного воспитания иностранных учащихся на учебных занятиях (по русскому языку как иностранному, истории, обществознанию). В своей работе авторы использовали различные методы воспитания иностранных слушателей, в том числе методы формирования тех или иных качеств сознания; методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций; методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения. Практическое воплощение некоторых способов воспитательной работы связано с такими видами работ, как лексическая работа, работа с текстом (прозаическим и стихотворным), знакомство с музыкальными произведениями, живописью и искусством разных стран, просмотр и анализ видео фильмов и др. Таким образом, практическая значимость исследования авторов заключается в том, что на его основе разработан, прошёл экспериментальную апробацию и внедрён комплекс мероприятий воспитывающего характера, направленный на формирование эстетических качеств иностранных слушателей факультета международного образования Тамбовского государственного технического университета в педагогическую подсистему дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан. В результате чего было оказано значительное воздействие на формирование эстетических и духовно-нравственных качеств иностранных студентов, эстетического отношения к действительности, формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах.
Забавникова Т.Ю., Максимова О.В., Губанова Т.В. - Воспитание как неотъемлемая часть работы со студентами-иностранцами c. 202-209

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.68004

Аннотация: В настоящее время все большую актуальность приобретает важнейшая составляющая часть образовательного процесса – воспитание. Работая с иностранными гражданами на довузовском этапе, авторы делают попытку исследовать научные основы воспитательного процесса и применить результаты своей деятельности на практике. Проблема эстетического воспитания иностранных слушателей состоит в формировании у воспитуемых системы эстетических взглядов, отношений и качеств, необходимых для восприятия эстетических ценностей общества, путем воздействия на эстетические качества студентов. Научные исследования, посвященные эстетическому воспитанию студентов-иностранцев малочисленны и фрагментарны. В статье рассматривается опыт воспитательной работы со студентами-иностранцами на Факультете международного образования Тамбовского государственного технического университета; характеризуются и описываются методы эстетического и духовно-нравственного воспитания иностранных учащихся на учебных занятиях (по русскому языку как иностранному, истории, обществознанию). В своей работе авторы использовали различные методы воспитания иностранных слушателей, в том числе методы формирования тех или иных качеств сознания; методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций; методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения. Практическое воплощение некоторых способов воспитательной работы связано с такими видами работ, как лексическая работа, работа с текстом (прозаическим и стихотворным), знакомство с музыкальными произведениями, живописью и искусством разных стран, просмотр и анализ видео фильмов и др. Таким образом, практическая значимость исследования авторов заключается в том, что на его основе разработан, прошёл экспериментальную апробацию и внедрён комплекс мероприятий воспитывающего характера, направленный на формирование эстетических качеств иностранных слушателей факультета международного образования Тамбовского государственного технического университета в педагогическую подсистему дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан. В результате чего было оказано значительное воздействие на формирование эстетических и духовно-нравственных качеств иностранных студентов, эстетического отношения к действительности, формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах.
Новые методики и технологии
Алдошина М.И. - Возможности оценивания сформированности этнокультурной компетентности студентов в университете

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.19132

Аннотация: Данная статья посвящена педагогической проблеме оценивания учебных достижений и компетенций студентов в образовательном процессе университета, возникшей в связи с переходом на стандарты высшего образования. Компетентностный подход ориентирует преподавателя в образовательной деятельности по дисциплинам на ожидаемые результаты учебных действий студентов, выраженные в форме общекультурных и профессиональных компетенций. Важной в рамках новых подходов организации образовательной деятельности в университете становится проблема выбора оптимальных средств оценивания учебных достижений студентов и сформированности этнокультурных и профессиональных компетенций. Целью данной статьи является анализ многообразия оценочных средств и апробация одного из них – портфолио – в образовательном процессе университета на материале изучения дисциплины «Поликультурное образование» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Основные выводы, к которым приходит автор способствуют решению важной технологической проблемы университетского образования – анализа средств оценивания сформированности компетенций и компетентности студентов в определенной профессиональной области и выбор оптимальных в рамках конкретных учебных дисциплин, например, итоговое портфолио с набором фиксируемых конкретных учебных достижений студента..
Алдошина М.И. - Возможности оценивания сформированности этнокультурной компетентности студентов в университете c. 210-217

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.68005

Аннотация: Данная статья посвящена педагогической проблеме оценивания учебных достижений и компетенций студентов в образовательном процессе университета, возникшей в связи с переходом на стандарты высшего образования. Компетентностный подход ориентирует преподавателя в образовательной деятельности по дисциплинам на ожидаемые результаты учебных действий студентов, выраженные в форме общекультурных и профессиональных компетенций. Важной в рамках новых подходов организации образовательной деятельности в университете становится проблема выбора оптимальных средств оценивания учебных достижений студентов и сформированности этнокультурных и профессиональных компетенций. Целью данной статьи является анализ многообразия оценочных средств и апробация одного из них – портфолио – в образовательном процессе университета на материале изучения дисциплины «Поликультурное образование» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Основные выводы, к которым приходит автор способствуют решению важной технологической проблемы университетского образования – анализа средств оценивания сформированности компетенций и компетентности студентов в определенной профессиональной области и выбор оптимальных в рамках конкретных учебных дисциплин, например, итоговое портфолио с набором фиксируемых конкретных учебных достижений студента..
Эффективность обучения
Пазухина С.В. - Модель оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.18889

Аннотация: Объектом исследования является система оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе. Предметом исследования выступает теоретическое обоснование составляющих модели оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе при реализации ФГОС ВО. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как наиболее значимые тенденции, связанные с изменением объекта, субъектов, функций, средств оценочной деятельности в вузе. Особое внимание уделяется обоснованию новых методов и форм оценивания в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Основным теоретическим методом является метод моделирования. В качестве метода эмпирического исследования используется опрос. Методологическую базу исследования составляет компетентностный подход. Результатом работы является модель оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе при реализации ФГОС ВО, в которой авторы отразили наиболее значимые тенденции, связанные с изменением объекта, субъектов, функций, средств оценочной деятельности. Область применения - образовательный процесс в вузе. Вывод: теоретически обоснованная модель может стать основой для разработки фондов оценочных средств, алгоритмов применения различных средств оценивания и форм их реализации в образовательном процессе современного вуза.
Пазухина С.В. - Модель оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе c. 218-229

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.68006

Аннотация: Объектом исследования является система оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе. Предметом исследования выступает теоретическое обоснование составляющих модели оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе при реализации ФГОС ВО. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как наиболее значимые тенденции, связанные с изменением объекта, субъектов, функций, средств оценочной деятельности в вузе. Особое внимание уделяется обоснованию новых методов и форм оценивания в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Основным теоретическим методом является метод моделирования. В качестве метода эмпирического исследования используется опрос. Методологическую базу исследования составляет компетентностный подход. Результатом работы является модель оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе при реализации ФГОС ВО, в которой авторы отразили наиболее значимые тенденции, связанные с изменением объекта, субъектов, функций, средств оценочной деятельности. Область применения - образовательный процесс в вузе. Вывод: теоретически обоснованная модель может стать основой для разработки фондов оценочных средств, алгоритмов применения различных средств оценивания и форм их реализации в образовательном процессе современного вуза.
Знание и понимание
Ковалева Н.Б. - Текст как место встречи и недоразумений. Медиагерменевтика собственных представлений и образов

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.20043

Аннотация: В статье раскрыты теоретические основания, перечислены концептуально-теоретические принципы авторского рефлексивно-позиционного подхода к сценированию ситуаций личностного развития. Анализируются некоторые объективные факторы, определяющие трансформацию путей взросления и личностного становления в медиакультуре. Опираясь на наследие Л.С. Выготского, А.Ф. Лосева, С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина автор рассматривает возможности личностного развития в контексте освоения знаково-образной, символической основы языка в творческом пространстве группового обсуждения культурных образцов. В центре рассмотрения вопросы развития творческого самосознания, субъектной позиционности и рефлексивно-герменевтической компетентности учащихся. Содержательная рамка описания средств и возможностей развития формируется с учетом анализа факторов, определяющих трансформацию пути взросления и личностного становления в медиакультуре Показана роль способности понимания метафорического языка медиатекстов как необходимого базиса для становления субъектной позиционности. Принципы и возможные эффекты применения медиагерменевтики как базовой технологии рефлексивно-позиционного подхода иллюстрируются на примере обсуждения оскароносного мультфильма А. Петрова «Старик и море». Осуществленный на основе рефлексивных действий и проспективных творческих форм рефлексии проектный сценарий обсуждения, позволяет обеспечить условия для творческого осмысления основных идей исследуемого произведения в контексте собственной жизни и задач развития в соотнесении с объективным культурным значением авторской идеи.
Поиски смысла
Мамедова Л.В., Хороших П.П., Сергиевич А.А., Гудков Ю.Э. - Роль педагога-медиатора в инклюзивной среде общеобразовательной школы

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.20247

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является медиаторная служба в аспекте развития системы инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Создание инклюзивной среды способствовало появлению ряда конфликтогенов, которые отражаются на всех участниках образовательного процесса: детях, родителях и педагогах. Педагог-медиатор. как специалист по разрешению конфликтов, может способствовать снятию напряжения как в детском коллективе, где возникают спорные ситуации из-за наличия в коллективе ребенка с ОВЗ, так и среди педагогического коллектива. В статьи рассмотрена методология работы педагога-медиатора с основными участниками образовательного процесса. Особое внимание уделяется принципам работы с детьми с ОВЗ Основным выводом проведенного анализа является сформированная базовая методологическая основа для работы педагога-медиатора в инклюзивной среде. Авторами отмечено, что развитие инклюзивной системы ведет к возникновению ряд конфликтов, полноценное разрешение которых возможно только профессиональными педагогами-медиаторами. при этом в статье подчеркнута специфика работы медиаторной службы в аспекте взаимодействия с ребенком с ОВЗ
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.