Статья 'Текст как место встречи и недоразумений. Медиагерменевтика собственных представлений и образов' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Текст как место встречи и недоразумений. Медиагерменевтика собственных представлений и образов

Ковалева Наталья Борисовна

кандидат психологических наук

доцент, кафедра психологической антропологии, Московский педагогический государственный университет

119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, 88

Kovaleva Natalia Borisovna

PhD in Psychology

associate professor of the Department of Psychological Anthropology at Moscow State Pedagogical University

119571, Russia, Moscow, prospekt Vernadskogo, 88

nkovaig@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0676.2016.2.20043

Дата направления статьи в редакцию:

09-08-2016


Дата публикации:

23-08-2016


Аннотация: В статье раскрыты теоретические основания, перечислены концептуально-теоретические принципы авторского рефлексивно-позиционного подхода к сценированию ситуаций личностного развития. Анализируются некоторые объективные факторы, определяющие трансформацию путей взросления и личностного становления в медиакультуре. Опираясь на наследие Л.С. Выготского, А.Ф. Лосева, С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина автор рассматривает возможности личностного развития в контексте освоения знаково-образной, символической основы языка в творческом пространстве группового обсуждения культурных образцов. В центре рассмотрения вопросы развития творческого самосознания, субъектной позиционности и рефлексивно-герменевтической компетентности учащихся. Содержательная рамка описания средств и возможностей развития формируется с учетом анализа факторов, определяющих трансформацию пути взросления и личностного становления в медиакультуре Показана роль способности понимания метафорического языка медиатекстов как необходимого базиса для становления субъектной позиционности. Принципы и возможные эффекты применения медиагерменевтики как базовой технологии рефлексивно-позиционного подхода иллюстрируются на примере обсуждения оскароносного мультфильма А. Петрова «Старик и море». Осуществленный на основе рефлексивных действий и проспективных творческих форм рефлексии проектный сценарий обсуждения, позволяет обеспечить условия для творческого осмысления основных идей исследуемого произведения в контексте собственной жизни и задач развития в соотнесении с объективным культурным значением авторской идеи.


Ключевые слова:

культурно-деятельностный подход, медиасреда, рефлексивно-позиционный подход, образ,, символ, знак, медиагерменевтика, рефлексия, понимание, позиционность

УДК:

159.923

Abstract: The author reveals the conceptual bases and practical principles of the own reflexive-positional approach to «stsenirovanie» of situations conducive to personal development. Some objective factors that determine the transformation of the ways of growing up and personal formation in the media culture are analyzed. The author, based on the heritage of LS Vygotsky, AF Losev, SS Averintsev, MM Bakhtin deals with possibilities of personal development in the context of the mastering of iconic-figurative and symbolic language in the space of dialogical discussion of cultural sample. The questions of the development of creative consciousness, «positional subjectivity» and reflective-hermeneutic competence of pupils are In the center of the consideration. The essential framework of description of means and opportunities of personal development is formed taking into account the analysis of the factors defining transformation of conditions of cultural development and a civilization. It is shown the importance of developing the ability of understanding the metaphorical language of different kinds of text as a necessary ground for the formation of positional subjectivity. Principles and possible effects of the use of «mediagermenevtik» as a basic technology of the reflexive-way approach are illustrated by the example of the Oscar-winning animated discussions A. Petrov, «The Old Man and the Sea». The creative discussion script, based on reflexive action and creative forms of prospectively reflection, allows to provide the conditions for a creative interpretation of the investigated product key ideas in the context of their own lives and development issues as they relate to the objective cultural significance of the author's ideas.


Keywords:

kul'turno-deyatel'nostnyj» approach,, social media,, «reflexive-positional» approach,, image,, symbol,, sign,, «mediagermenevtika», reflexivity,, understanding,, «positional subjectivity».

Библиография
1. Аверинцев С.С. Символ. Словарь. 2-е, испр. изд. К.: Дух i Лiтера, 2001. С. 155-161.
2. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2. С. 85-102.
3. Асмолов А.Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования // Образовательная панорама. 2016. № 1 (5). С. 6-8.
4. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос. 2005. 90 с.
5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М: Прогресс, 1989. 616 с.
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. 470 с.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 423 с.
8. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. M.: Добросвет, 2000. 258 с.
9. Букреева А.Н. Эпистемологические аспекты символики визуального художественного образа // Философия и культура.-2014.-№12.-C. 1834-1844. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.12.11374.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк. Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд. «Смысл», 2005. 136 с.
12. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Институт практической психологии-Воронеж: НПО «Модэк», 1998. 480 c.
13. Гудилина С.И., Бондаренко Е.В., Ковалева Н.Б. Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ´14. М.: ЦСОТ, 2014. 350 с.
14. Дьяконова А.И. Сюжетно-деятельностные технологии сценирования ситуаций личностного развития учащихся на уроках литературы в средней школе // Вестник ЧГПУ. 2016. № 4. С. 37-41.
15. Зарецкий В.К., Ковалева Н.Б. Введение в психологию научно-технического творчества. М.: ВГКПИ, 1987. 224 с.
16. Зинченко В.П. Доопытная готовность овладения словом и приобщения к культуре // Культурно-историческая психология. 2010. № 2. С. 2-12.
17. Кириллова Н. Б. Человек и миф в пространстве медиареальности // Культура и искусство. 2012. №2. C. 78-86.
18. Ковалева Н.Б. Психолого-антропологические принципы развития субъектности в пространстве диалога // Вестник Челябинского педагогического университета. Научный журнал. 2016. № 4. С. 133-139.
19. Ковалева Н.Б. Психолого-педагогические условия трансляции ценности образования и освоения индивидуальной образовательной траектории подростками // Психологическая наука и образование. 2014. № 4. С. 64-72.
20. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный подход к сценированию продуктивных форм образовательной антропопрактики / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 2 (15). С. 230-234.
21. Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Инновационное проектирование образовательных технологий. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 167 с.
22. Ковалева Т.А. Визуальная культура как основа современного образования // Электронный научный журнал. 2016. № 6 (9). С. 262-268.
23. Лосев А.Ф. Философия имени // Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 655 с.
24. Лосев А.Ф. Символ и художественное творчество / Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. Т. XXX. Вып. 1. М., 1971. С. 3-13.
25. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: Искусство – СПБ, 1998. С. 14-285.
26. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2005. 496 с.
27. Малюкова Л. Большая рыба Александра Петрова: [О рос. анимац. фильме "Старик и море". Режиссер А. Петров] // Искусство кино. 2000. № 3. С. 51-54.
28. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. 224 с.
29. Марков Б.В. Люди и знаки: антропология межличностной коммуникации. СПб.: Наука, 2011. 667 с.
30. Наумова С.В. Феномены вмененного понимания в самосознании современных подростков // Психологические науки. 2016. № 1 (17). С. 6-8.
31. Обухова Л.Ф. Психология развития в начале нового века // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С. 5-14.
32. Олейников Ю.В. Трудности овладения знанием в обществе постмодерна // Педагогика и просвещение. 2016. № 1. C. 36-49. DOI: 10.7256/2306-434X.2016.1.18451
33. Пилюгина М.А. Пересечение интерпретации и когнитивных способностей // Психология и Психотехника. 2015. №1. C. 33-42. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.1.13794.
34. Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Акчурина Н.Н., Амяга Н.В. и др. / Под ред. Г.Е. Брынцевой, С.М. Зверева, Н.Б. Ковалевой. – М.: ГАОУ МИОО, 2015. 348 с.
35. Савчук В.В. Медиафилософия. Приступ реальности. СПБ.: Изд-во РХГА, 2013. 338 с.
36. Семенов И.Н. Современные исследования психологии рефлексии: от истории и методологии через экспериментатику к практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 3-76.
37. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. 2010. Т. 43. № 1. С. 4-13.
38. Смирнов С.А. Структура акта автопоэзиса опыт поэтической антропологии // Человек.ru. 2014. № 9 (9). С. 304-317.
39. Турушева Ю.Б. Нарратив как культурный медиатор развития личности: взгляд сквозь призму культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 24-33.
40. Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов. М.: КомКнига , 2007. 282с.
41. Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 270 c.
42. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 45–54.
43. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Сочинения в четырех томах. Т. 3. М.: Мысль, 1999. 622 с.
44. Шариков А.В. Так что же такое медиаобразование? // Медиаобразование. 2005. № 2. С. 75-81.
45. Эко У. Отсутствующая структура. СПБ.: ТОО ТК Петрополис, 1998. 433 с.
46. Эльконин Б.Д. Событие действия (заметки о развитии предметных действий II) // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 11–19.
47. Эльконин Б.Д. Л.С. Выготский Д.Б. Эльконин: знаковое опосредование и совокупное действие // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 57-63.
48. Kovaleva N.B. Mediagermenevtika as a resource of personality development // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. № 1-2. P. 68-70.
References
1. Averintsev S.S. Simvol. Slovar'. 2-e, ispr. izd. K.: Dukh i Litera, 2001. S. 155-161.
2. Alekseev N.G. Proektirovanie i refleksivnoe myshlenie // Razvitie lichnosti. 2002. № 2. S. 85-102.
3. Asmolov A.G. Vyzovy sovremennosti i perspektivy professional'nogo rosta v mire obrazovaniya // Obrazovatel'naya panorama. 2016. № 1 (5). S. 6-8.
4. Bauman Z. Individualizirovannoe obshchestvo. M.: Logos. 2005. 90 s.
5. Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika: Poetika. M: Progress, 1989. 616 s.
6. Bakhtin M.M. Problemy poetiki Dostoevskogo. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1972. 470 s.
7. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M.: Iskusstvo, 1986. 423 s.
8. Bodriiyar Zh. Prozrachnost' zla. M.: Dobrosvet, 2000. 258 s.
9. Bukreeva A.N. Epistemologicheskie aspekty simvoliki vizual'nogo khudozhestvennogo obraza // Filosofiya i kul'tura.-2014.-№12.-C. 1834-1844. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.12.11374.
10. Vygotskii L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Psikhol. ocherk. Kn. dlya uchitelya. 3-e izd. M.: Prosveshchenie, 1991. 93 s.
11. Vygotskii L.S. Psikhologiya razvitiya cheloveka. M.: Izd. «Smysl», 2005. 136 s.
12. Gal'perin P.Ya. Psikhologiya kak ob''ektivnaya nauka. M.: Institut prakticheskoi psikhologii-Voronezh: NPO «Modek», 1998. 480 c.
13. Gudilina S.I., Bondarenko E.V., Kovaleva N.B. Obrazovatel'nye tekhnologii XXI veka: informatsionnaya kul'tura i mediaobrazovanie. OT´14. M.: TsSOT, 2014. 350 s.
14. D'yakonova A.I. Syuzhetno-deyatel'nostnye tekhnologii stsenirovaniya situatsii lichnostnogo razvitiya uchashchikhsya na urokakh literatury v srednei shkole // Vestnik ChGPU. 2016. № 4. S. 37-41.
15. Zaretskii V.K., Kovaleva N.B. Vvedenie v psikhologiyu nauchno-tekhnicheskogo tvorchestva. M.: VGKPI, 1987. 224 s.
16. Zinchenko V.P. Doopytnaya gotovnost' ovladeniya slovom i priobshcheniya k kul'ture // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2010. № 2. S. 2-12.
17. Kirillova N. B. Chelovek i mif v prostranstve mediareal'nosti // Kul'tura i iskusstvo. 2012. №2. C. 78-86.
18. Kovaleva N.B. Psikhologo-antropologicheskie printsipy razvitiya sub''ektnosti v prostranstve dialoga // Vestnik Chelyabinskogo pedagogicheskogo universiteta. Nauchnyi zhurnal. 2016. № 4. S. 133-139.
19. Kovaleva N.B. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya translyatsii tsennosti obrazovaniya i osvoeniya individual'noi obrazovatel'noi traektorii podrostkami // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. № 4. S. 64-72.
20. Kovaleva N.B. Refleksivno-pozitsionnyi podkhod k stsenirovaniyu produktivnykh form obrazovatel'noi antropopraktiki / Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. 2016. № 2 (15). S. 230-234.
21. Kovaleva N.B., Kovalev F.A. Innovatsionnoe proektirovanie obrazovatel'nykh tekhnologii. M.: GAOU VO MIOO, 2015. 167 s.
22. Kovaleva T.A. Vizual'naya kul'tura kak osnova sovremennogo obrazovaniya // Elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2016. № 6 (9). S. 262-268.
23. Losev A.F. Filosofiya imeni // Iz rannikh proizvedenii. M.: Pravda, 1990. 655 s.
24. Losev A.F. Simvol i khudozhestvennoe tvorchestvo / Izvestiya AN SSSR. Otdelenie literatury i yazyka. T. XXX. Vyp. 1. M., 1971. S. 3-13.
25. Lotman Yu.M. Struktura khudozhestvennogo teksta // Ob iskusstve. SPb.: Iskusstvo – SPB, 1998. S. 14-285.
26. Maklyuen M. Galaktika Guttenberga: Stanovlenie cheloveka pechatayushchego. M.: Akademicheskii proekt, 2005. 496 s.
27. Malyukova L. Bol'shaya ryba Aleksandra Petrova: [O ros. animats. fil'me "Starik i more". Rezhisser A. Petrov] // Iskusstvo kino. 2000. № 3. S. 51-54.
28. Mamardashvili M.K., Pyatigorskii A.M. Simvol i soznanie. Metafizicheskie rassuzhdeniya o soznanii, simvolike i yazyke. M.: Shkola "Yazyki russkoi kul'tury", 1997. 224 s.
29. Markov B.V. Lyudi i znaki: antropologiya mezhlichnostnoi kommunikatsii. SPb.: Nauka, 2011. 667 s.
30. Naumova S.V. Fenomeny vmenennogo ponimaniya v samosoznanii sovremennykh podrostkov // Psikhologicheskie nauki. 2016. № 1 (17). S. 6-8.
31. Obukhova L.F. Psikhologiya razvitiya v nachale novogo veka // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. № 4. S. 5-14.
32. Oleinikov Yu.V. Trudnosti ovladeniya znaniem v obshchestve postmoderna // Pedagogika i prosveshchenie. 2016. № 1. C. 36-49. DOI: 10.7256/2306-434X.2016.1.18451
33. Pilyugina M.A. Peresechenie interpretatsii i kognitivnykh sposobnostei // Psikhologiya i Psikhotekhnika. 2015. №1. C. 33-42. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.1.13794.
34. Praktikum po preobrazovaniyu FGOS v obrazovatel'nye programmy nachal'nogo, osnovnogo i polnogo obshchego obrazovaniya. Akchurina N.N., Amyaga N.V. i dr. / Pod red. G.E. Bryntsevoi, S.M. Zvereva, N.B. Kovalevoi. – M.: GAOU MIOO, 2015. 348 s.
35. Savchuk V.V. Mediafilosofiya. Pristup real'nosti. SPB.: Izd-vo RKhGA, 2013. 338 s.
36. Semenov I.N. Sovremennye issledovaniya psikhologii refleksii: ot istorii i metodologii cherez eksperimentatiku k praktike // Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2013. T. 10. № 2. S. 3-76.
37. Slobodchikov V.I. So-bytiinaya obrazovatel'naya obshchnost' – istochnik razvitiya i sub''ekt obrazovaniya // Novye tsennosti obrazovaniya. 2010. T. 43. № 1. S. 4-13.
38. Smirnov S.A. Struktura akta avtopoezisa opyt poeticheskoi antropologii // Chelovek.ru. 2014. № 9 (9). S. 304-317.
39. Turusheva Yu.B. Narrativ kak kul'turnyi mediator razvitiya lichnosti: vzglyad skvoz' prizmu kul'turno-istoricheskoi psikhologii // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2016. T. 12. № 2. S. 24-33.
40. Fateeva N.A. Kontrapunkt intertekstual'nosti, ili Intertekst v mire tekstov. M.: KomKniga , 2007. 282s.
41. Fedorov A.V., Novikova A.A. Mediaobrazovanie v vedushchikh stranakh Zapada. Taganrog: Izd-vo Kuchma, 2005. 270 c.
42. Fel'dshtein D.I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo Detstva i obuslovlennaya imi aktualizatsiya psikhologo-pedagogicheskikh problem razvitiya obrazovaniya // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. 2011. № 1. S. 45–54.
43. Florenskii P.A. U vodorazdelov mysli. Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 3. M.: Mysl', 1999. 622 s.
44. Sharikov A.V. Tak chto zhe takoe mediaobrazovanie? // Mediaobrazovanie. 2005. № 2. S. 75-81.
45. Eko U. Otsutstvuyushchaya struktura. SPB.: TOO TK Petropolis, 1998. 433 s.
46. El'konin B.D. Sobytie deistviya (zametki o razvitii predmetnykh deistvii II) // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2014. № 1. S. 11–19.
47. El'konin B.D. L.S. Vygotskii D.B. El'konin: znakovoe oposredovanie i sovokupnoe deistvie // Voprosy psikhologii. 1996. № 5. S. 57-63.
48. Kovaleva N.B. Mediagermenevtika as a resource of personality development // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. № 1-2. P. 68-70.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.