Педагогика и просвещение - рубрика Знание и понимание
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "Знание и понимание"
Знание и понимание
И.В. Егорова - Качество образования как проблема c. 72-78

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62558

Аннотация: Вопрос о качестве образования был особенно остро поставлен в эпоху Просвещения. Значимость распространения компьютеров можно только сравнить с изобретением печатного станка в XV в., или даже созданием письменности. Развитие ментальных навыков — важная задача обучения. В ходе обучения не только предлагается знание. Важно также на материале, предлагаемом обучаемом, развить ментальные навыки, научить его думать, анализировать, обобщать. Знание и понимание не одно и то же. Можно знать, но не понимать всей глубины мысли, ее оттенков, ее сложности. На основе понимания рождается практический навык.
Бокарева Ю.М., Новоселова О.А. - Культуроведческие знания о России китайских студентов-филологов, изучающих русский язык (по результатам диагностического анкетирования) c. 79-97

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.69039

EDN: JCTOIM

Аннотация: Предметом исследования являются культуроведческие (культурно-страноведческие) знания иностранных студентов филологического профиля о России. В работе содержатся результаты исследования, которое проводилось в течение нескольких лет (начиная с 2014 года) среди студентов-филологов Синьцзянского государственного и Синьцзянского педагогического университетов (КНР, г. Урумчи), изучавших русский язык 2 года по учебникам «Русский язык для вузов» серии «Восток» (созданных в Китае) и приезжавших на годичную стажировку (3-й год изучения русского языка как иностранного) в Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ), с уровнем владения русским языком в объеме 1 сертификационного уровня (В1). Цель работы – представить систему диагностических заданий, которые позволяют выявить стартовые знания студентов-филологов о культуре страны изучаемого языка и изменения в их представлениях о реалиях культуры России в конце года обучения, определить базовые культурно-страноведческие сведения, усваиваемые в ходе обучения носителями системно различающихся культурных ценностей. Анализ педагогической, методической и учебной литературы по проблемам обучения иностранным языкам, в том числе русскому языку как иностранному, анкетирование инофонов с целью определения культурно-страноведческих знаний о России, метод описания, обобщения и систематизации полученных данных, метод тематической классификации культуроведческого материала, представленного в учебниках и в выполненных студентами заданиях. Новизна исследования определяется вводимым в научно-методический оборот материалом, полученным в результате опроса и анкетирования иностранных студентов-филологов и позволяющим изучать образ России, сложившийся у студентов-инофонов. Основные выводы проведенного исследования связаны с разработанной и апробированной системой диагностических материалов, направленной на определение уровня культурно-страноведческой компетенции (ее предметного содержания) у инофонов. Полученные материалы позволяют выявить у иностранных студентов-филологов базовые культурно-ориентированные знания о России, которыми они располагают после обучения вне языковой среды, а также отследить изменения, произошедшие в их представлениях о русской культуре за время обучения в России, и сделать выводы о доминирующих культурных ценностях России в языковом сознании иностранных обучающихся.
Попов Е.А. - Социальное знание и ценности научного труда

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.15366

Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь социального знания и культуры научного труда. В проекции современной социогуманитарной науки проблема исследовательской культуры достаточно актуальна и связана как с внутринаучными тенденциями, так и с околонаучными. К числу первых относится количественный прирост исследований практически во всех областях научного познания, а следовательно, то приводит к снижению культуры научной деятельности. К околонаучной проблематике относится фактор заказа на исследования со стороны государства или других субъектов. Основным методом исследования является проблемный анализ взаимосвязи социального знания и культуры научного труда, также в статье используется метод сравнения. Основными выводами исследования являются следующие положения: 1) социальное знание испытывает явную необходимость в совершенствовании исследовательской культуры, связано это со значительным ростом научных исканий в данной сфере; 2) социология относится к числу областей с "презентацией" результатов исследований, основанных на прикладных методиках, значит, социология прежде всего должна ставить задачу о следовании нормам научного труда.
Попов Е.А. - Социальное знание и ценности научного труда c. 187-193

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66947

Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь социального знания и культуры научного труда. В проекции современной социогуманитарной науки проблема исследовательской культуры достаточно актуальна и связана как с внутринаучными тенденциями, так и с околонаучными. К числу первых относится количественный прирост исследований практически во всех областях научного познания, а следовательно, то приводит к снижению культуры научной деятельности. К околонаучной проблематике относится фактор заказа на исследования со стороны государства или других субъектов. Основным методом исследования является проблемный анализ взаимосвязи социального знания и культуры научного труда, также в статье используется метод сравнения. Основными выводами исследования являются следующие положения: 1) социальное знание испытывает явную необходимость в совершенствовании исследовательской культуры, связано это со значительным ростом научных исканий в данной сфере; 2) социология относится к числу областей с "презентацией" результатов исследований, основанных на прикладных методиках, значит, социология прежде всего должна ставить задачу о следовании нормам научного труда.
Ковалева Н.Б. - Текст как место встречи и недоразумений. Медиагерменевтика собственных представлений и образов

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.20043

Аннотация: В статье раскрыты теоретические основания, перечислены концептуально-теоретические принципы авторского рефлексивно-позиционного подхода к сценированию ситуаций личностного развития. Анализируются некоторые объективные факторы, определяющие трансформацию путей взросления и личностного становления в медиакультуре. Опираясь на наследие Л.С. Выготского, А.Ф. Лосева, С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина автор рассматривает возможности личностного развития в контексте освоения знаково-образной, символической основы языка в творческом пространстве группового обсуждения культурных образцов. В центре рассмотрения вопросы развития творческого самосознания, субъектной позиционности и рефлексивно-герменевтической компетентности учащихся. Содержательная рамка описания средств и возможностей развития формируется с учетом анализа факторов, определяющих трансформацию пути взросления и личностного становления в медиакультуре Показана роль способности понимания метафорического языка медиатекстов как необходимого базиса для становления субъектной позиционности. Принципы и возможные эффекты применения медиагерменевтики как базовой технологии рефлексивно-позиционного подхода иллюстрируются на примере обсуждения оскароносного мультфильма А. Петрова «Старик и море». Осуществленный на основе рефлексивных действий и проспективных творческих форм рефлексии проектный сценарий обсуждения, позволяет обеспечить условия для творческого осмысления основных идей исследуемого произведения в контексте собственной жизни и задач развития в соотнесении с объективным культурным значением авторской идеи.
Ковалева Н.Б. - Текст как место встречи и недоразумений. Медиагерменевтика собственных представлений и образов c. 238-248

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.67995

Аннотация: В статье раскрыты теоретические основания, перечислены концептуально-теоретические принципы авторского рефлексивно-позиционного подхода к сценированию ситуаций личностного развития. Анализируются некоторые объективные факторы, определяющие трансформацию путей взросления и личностного становления в медиакультуре. Опираясь на наследие Л.С. Выготского, А.Ф. Лосева, С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина автор рассматривает возможности личностного развития в контексте освоения знаково-образной, символической основы языка в творческом пространстве группового обсуждения культурных образцов. В центре рассмотрения вопросы развития творческого самосознания, субъектной позиционности и рефлексивно-герменевтической компетентности учащихся. Содержательная рамка описания средств и возможностей развития формируется с учетом анализа факторов, определяющих трансформацию пути взросления и личностного становления в медиакультуре Показана роль способности понимания метафорического языка медиатекстов как необходимого базиса для становления субъектной позиционности. Принципы и возможные эффекты применения медиагерменевтики как базовой технологии рефлексивно-позиционного подхода иллюстрируются на примере обсуждения оскароносного мультфильма А. Петрова «Старик и море». Осуществленный на основе рефлексивных действий и проспективных творческих форм рефлексии проектный сценарий обсуждения, позволяет обеспечить условия для творческого осмысления основных идей исследуемого произведения в контексте собственной жизни и задач развития в соотнесении с объективным культурным значением авторской идеи.
Флеров О.В. - Специфика иноязычного знания и её влияние на имидж лингвистического образования в современной России

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.4.20000

Аннотация: В предлагаемой статье исследуется вопрос статуса лингвистического образования в современных российских социально-экономических реалиях. В прошлом веке в условиях закрытой страны иностранный язык был, тем не менее, одним из наиболее престижных профессиональных направлений. В наши дни, когда так много говорится о едином академическом пространстве, об академической мобильности и о культурном обмене, лингвистическое образование не является столь статусным и по востребованности уступает экономико-управленческому и юридическому. В качестве объекта исследования выбрано иноязычное знание как конечный «продукт» лингвистического образования. Выбор обусловлен тем, что оно остаётся постоянным, несмотря на изменяющиеся рынок труда, образовательные стандарты и пр.. Предмет исследования – имидж лингвиста как профессионала в условиях возрастающей ценности финансового компонента профессий и параллельного уменьшения количества рабочих мест, где человек в этих профессиях может себя реализовать. С методологической точки зрения категория «имидж» представляется удобной для анализа обозначенной проблемы, поскольку она вбирает в себя одновременно когнитивные и социально-экономические характеристики профессии, которые часто дифференцируются, а иногда и вовсе противопоставляются. По мнению автора, объединение этих компонентов позволяет по-новому взглянуть на существующие проблемы лингвистического образования, в частности, с его переходом на двухуровневую систему. Автор приходит к выводу, что имидж и популярность образования – не одно и то же, хотя в условиях его массовости и образовательного маркетинга эти понятия максимально сливаются. С другой стороны, нельзя не признать, что трудности профессиональной траектории лингвистов сегодня объективны и отчасти связаны со спецификой иноязычного знания. Представляется, что их можно решить за счёт развития самого лингвистического образования, в частности, в плане более эффективного использования потенциала магистратуры как его самостоятельного уровня. Предполагается, что исследование профобразования на основе специфики конкретного профессионального знания позволяет взглянуть на его традиционные проблемы под новым углом. Это может дать пищу для размышления для более глубоких исследований, в частности, с целью выработки путей их решения.
Флеров О.В. - Специфика иноязычного знания и её влияние на имидж лингвистического образования в современной России c. 425-435

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.4.68468

Аннотация: В предлагаемой статье исследуется вопрос статуса лингвистического образования в современных российских социально-экономических реалиях. В прошлом веке в условиях закрытой страны иностранный язык был, тем не менее, одним из наиболее престижных профессиональных направлений. В наши дни, когда так много говорится о едином академическом пространстве, об академической мобильности и о культурном обмене, лингвистическое образование не является столь статусным и по востребованности уступает экономико-управленческому и юридическому. В качестве объекта исследования выбрано иноязычное знание как конечный «продукт» лингвистического образования. Выбор обусловлен тем, что оно остаётся постоянным, несмотря на изменяющиеся рынок труда, образовательные стандарты и пр.. Предмет исследования – имидж лингвиста как профессионала в условиях возрастающей ценности финансового компонента профессий и параллельного уменьшения количества рабочих мест, где человек в этих профессиях может себя реализовать. С методологической точки зрения категория «имидж» представляется удобной для анализа обозначенной проблемы, поскольку она вбирает в себя одновременно когнитивные и социально-экономические характеристики профессии, которые часто дифференцируются, а иногда и вовсе противопоставляются. По мнению автора, объединение этих компонентов позволяет по-новому взглянуть на существующие проблемы лингвистического образования, в частности, с его переходом на двухуровневую систему. Автор приходит к выводу, что имидж и популярность образования – не одно и то же, хотя в условиях его массовости и образовательного маркетинга эти понятия максимально сливаются. С другой стороны, нельзя не признать, что трудности профессиональной траектории лингвистов сегодня объективны и отчасти связаны со спецификой иноязычного знания. Представляется, что их можно решить за счёт развития самого лингвистического образования, в частности, в плане более эффективного использования потенциала магистратуры как его самостоятельного уровня. Предполагается, что исследование профобразования на основе специфики конкретного профессионального знания позволяет взглянуть на его традиционные проблемы под новым углом. Это может дать пищу для размышления для более глубоких исследований, в частности, с целью выработки путей их решения.
Мельникова Л.А. - Педагогическое наследие М.М. Пистрака и проблемы развития высшего педагогического образования на Юге России в советский период (30-40г.г. ХХ века)

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.17543

Аннотация: Предметом исследования является научно-педагогическое наследие М. М. Пистрака в области высшего педагогического образования. Долгое время имя репрессированного педагога-ученого Моисея Михайловича Пистрака, внесшего большой вклад в развитие педагогического образования в советской России, было малоизвестно для широкой педагогической общественности. Целью данной работы является расширение и уточнение наших представлений о процессах становлении педагогического образования в 30-40 годы прошлого столетия в советской России и на Дону. В статье воссоздана научная биография М.М.Пистрака и, сквозь призму современных проблем педагогического образования, проанализированы его научные достижения. Все это оказалось возможным благодаря исследовательскому поиску автора, который опирался на ретроспективный и автобиографический методы исследования. В статье обобщены и представлены материалы государственных архивов: Научного архива РАО, Архива Федеральной службы безопасности Ростовской области, Центра хранения и изучения новейшей истории Ростовской области. Большая часть из них вводится в научный оборот и публикуется впервые. В педагогическом образовании 30-х годов прошлого века заложены идеи фундаментальной подготовки учительства на основе соединения теоретических знаний и практического образовательного опыта; представлены основы экспериментальной инновационной деятельности по созданию трудовой школы и новаторские способы управления нею; разработаны программы общекультурной подготовки учителя, которые легли в основу концепции педагогической культуры и теории личностно-ориентированного образования.
Мельникова Л.А. - Педагогическое наследие М.М. Пистрака и проблемы развития высшего педагогического образования на Юге России в советский период (30-40г.г. ХХ века) c. 426-433

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67425

Аннотация: Предметом исследования является научно-педагогическое наследие М. М. Пистрака в области высшего педагогического образования. Долгое время имя репрессированного педагога-ученого Моисея Михайловича Пистрака, внесшего большой вклад в развитие педагогического образования в советской России, было малоизвестно для широкой педагогической общественности. Целью данной работы является расширение и уточнение наших представлений о процессах становлении педагогического образования в 30-40 годы прошлого столетия в советской России и на Дону. В статье воссоздана научная биография М.М.Пистрака и, сквозь призму современных проблем педагогического образования, проанализированы его научные достижения. Все это оказалось возможным благодаря исследовательскому поиску автора, который опирался на ретроспективный и автобиографический методы исследования. В статье обобщены и представлены материалы государственных архивов: Научного архива РАО, Архива Федеральной службы безопасности Ростовской области, Центра хранения и изучения новейшей истории Ростовской области. Большая часть из них вводится в научный оборот и публикуется впервые. В педагогическом образовании 30-х годов прошлого века заложены идеи фундаментальной подготовки учительства на основе соединения теоретических знаний и практического образовательного опыта; представлены основы экспериментальной инновационной деятельности по созданию трудовой школы и новаторские способы управления нею; разработаны программы общекультурной подготовки учителя, которые легли в основу концепции педагогической культуры и теории личностно-ориентированного образования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.