по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Культура и культуры"
Культура и культуры
Тлостанова М.В. - ПОСТКОЛОНИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ, ДЕКОЛОНИАЛЬНЫЙ ВЫБОР И ОСВОБОЖДЕНИЕ ЭСТЕЗИСА c. 1-64
Аннотация: В статье проводится противопоставление концептуальных оснований по-стколониальной теории и деколониального выбора как двух актуальных параллельных теоретических и практических дискурсов и предлагается концепция деколониального эстезиса – сферы чувственного восприятия мира, как важной части освобождения зна-ния и бытия от ограничений западной эстетики. После краткого обзора основных тен-денций в эстетической мысли последних двух десятилетий, автор останавливается на таких аспектах транскультурной трансмодерной эстетики как связь с красотой и взаимоотношения между искусством, эстезисом и знанием. В работе подробно рассматривается творчество ряда современных зарубежных и отечественных художников, имеющих отношение к деколониальному эстезису – Фреда Уилсона, Педро Лаша, Таньи Остоич, Сауле Сулейменовой, Зорикто Доржиева, Таус Махачевой, Патриса Найамбаны и др. Автор приходит к выводу, что пограничное трикстерное, полипространственное искусство наиболее эффективно в процессе деколонизации знания, восприятия и бытия на пути к трансмодерному миру.
Корень Р.В. - Философские исследования концепта "культура" c. 1-17

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.824

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу философского исследования концепта «культура и его сопряжениям. Представлен ретроспективный взгляд на онтологию культуры, отраженный в работах В.И.Плотникова и В.С.Чупов; показано, что эти работы корреспондируются с учением В.И.Вернадского о живом веществе, а культура проявляется как естественноисторическое проявление жизни. Расширено предметное пространство концепта «культура» и показано, что обобщения и аналогии в Природе закладывают основу Всеобщего определения культуры. Впервые в мире, на основе Всеобщего принципа максимума информации, представлены две формы Всеобщего определения культуры, которая предстает как системообразующая и управляющая энергоинформационная система. Первая форма рамочная, определяющая культуру как управляющую энергоинформационную систему. Вторая форма – развернутая, определяющая цель и основной механизм функционирования. Предложен принцип построения системной иерархии существующих определений культуры, 99 процентов которых предлагается отправить в архив.
Хорина Г.П. - Демократия в современной российской культуре: идеал и реальность c. 1-15

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.4.6973

Аннотация: Рассмотрен и проанализирован процесс становления демократии в условиях возрастания значимости цивилизационного фактора. В современном глобализируемом мире демократия в той или иной стране утверждается как синтез демократических ценностей и особенностей культуры и менталитету народа данной страны. Аргументирована позиция, что демократии в России предстоит пройти долгий и сложный путь для того, чтобы соответствовать современным критериям гражданского общества, особенностям русской культуры, менталитету народа
Синеокий О.В. - Восточный рок: звукозапись из социалистической Азии c. 1-22

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.6.7072

Аннотация: Феномен рок-н-ролла представляется в виде информационно-когнитивной модели, которая состоит из различных компонентов, наиболее важным из который является география звукозаписи. В статье рассмотрена история становления организации рекординговой индустрии в Китае, Вьетнаме, Лаосе, Монголии, Северной Корее и, отчасти, в Южной Корее. Особое внимание уделено коммуникативным особенностям грамзаписи рок-музыки в условиях социализма. Предлагаются практические пути решения некоторых поднятых вопросов, прежде всего, на правовом уровне.
Ситникова А.А. - Концепт «север» в творчестве Рокуэлла Кента c. 1-27

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.2.11550

Аннотация: Статья предлагает исследование живописных и графических произведений художника Рокуэлла Кента на предмет визуализации в этих работах концепта «север». Предваряет исследования подробный обзор «волн» профессионального и зрительского интереса к творчеству Р. Кента: в 1920-е годы художник занимает ведущее положение в американском искусстве, в 1960-е годы становится популярен в СССР, в 1980-е годы к художнику возвращается внимание американских зрителей, в современности интерес к творчеству Р. Кента поддерживается в интернете. В соответствии с задачами исследованиями дана общая характеристика циклам работ, созданных художником во время путешествия на Аляску (1918-1919), во время путешествия на Огненную Землю (1922-1923) и во время путешествия в Гренландию (1929, 1932-1933, 1935); проанализированы репрезентативные произведения из этих циклов – «Солнечные блики. Аляска» (1919), «Огненная земля» (1922-1925), «Ноябрь в Гренландии» (1932-1933). Исследован образ эскимоса – коренного жителя Гренландии, формирующийся в графических изображениях, созданных Р. Кентом. Помимо этого в статье раскрываются художественные традиции и приемы, характерные для творчества художника в целом. Основной метод - философско-искусствоведческий анализ репрезентативных художественных текстов. Данный метод был разработан В.И. Жуковским и Д.В. Пивоваровым. Кроме того, применялся метод описания и анализа художественных произведений, анализ базовых концептов (в том числе, Ю.С. Степанова). К художественным текстам Р. Кента были применены герменевтические методологические процедуры, включая интерпретацию и выявление смыслов, заложенных в произведении. Научная новизна исследования заключается в том, что творчество известного американского художника Р.Кента рассмотрено с позиций концептуального анализа. Исследованы художественные произведения, связанные с северной тематикой. Творчество Р.Кента представлено как определенная мировоззренческая система художника XX века, проявленная с помощью визуальных средств.
Литвинцева Г.Ю. - К проблеме восприятия и оценки постмодернизма российской аудиторией c. 1-15

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.4.13493

Аннотация: В статье выявляются причины отрицательного отношения российской аудитории к постмодернизму. На конкретных примерах раскрывается ее неподготовленность к восприятию постмодернистских текстов литературы и искусства, связанная с применением к ним оценочных критериев эпохи модерна (критического и социалистического реализма). Так же раскрываются критерии, с помощью которых возможна адекватная оценка постмодернистских художественных текстов. Рассматриваются тексты, в которых художники и писатели создают абсурдные ситуации, прибегает к патологиям и кощунству для того, чтобы показать абсурдность окружающей жизни. Анализ заключений по исследованию произведений искусства позволил выявить отсутствие знания у экспертов языка постмодернизма и критериев его оценки. В то же время в статье выделяются исследования теоретического и художественного постмодернизма, в которых осуществляется его объективная оценка. Автор приходит к выводу о том, что постмодернизм пытается критически осмыслить кризис современной культуры. Знание его языка позволяет осуществить адекватную оценку текстов литературы и искусства. Постмодернистские тексты следует воспринимать как попытку исследования таких непростых для современного общества вопросов, как толерантность, конформизм, табуированность, свобода творческого самовыражения и недопустимость отождествления искусства с религией и реальной жизнью.
Хокон С.Э., Сиюхова А.М. - Адыгский этнокостюм в социокультурной ситуации современного полиэтничного региона c. 1-31

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14593

Аннотация: Предметом настоящего исследования является бытование этнокостюма адыгов в современных условиях полиэтничного региона, каким является Республика Адыгея. На основе исторических, этнографических и социологических данных выявляется структура функций, символическое содержание, эстетические принципы адыгского этнокостюма. Отмечается тесная взаимосвязь структуры традиционного костюма с морально-этическим комплексом "Адыгэ хабзе", предписывающим адыгу быть физически развитым, умеренным в пище, проявлять постоянную заботу о своем теле как величайшей ценности. Выявляется роль этнокостюма в сознании и практике современных адыгов. Используются метод структурно-функционального анализа, этнографический метод, метод социологического опроса, позволяющие осмыслить культурологическую роль адыгского костюма как средства маркирования нации, а также способа позитивной межкультурной коммуникации. В результате проведенного исследования выявляется факт устойчивого сохранения этнокостюма в празднично-обрядовой практике этноса, а также появления новой функции - атрибутивно-идеологической. Обосновывается культуротворческая роль адыгского этнокостюма в современной социокультурной ситуации полиэтничного региона, а также роль этнокостюма как источника поддержания этнокультурной идентичности современных адыгов.
Пробин П.С. - Поликультурное образование как социально-педагогическое явление в контексте проблематики межкультурной коммуникации c. 1-21

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.1.15015

Аннотация: Объектом исследования в статье является формирование межкультурной компетенции и межкультурной чувствительности в условиях стирающихся этнокультурных границ глобализированного мира. Предметом исследования выступает поликультурное образование как социально-педагогическое явление. Поликультурное образование рассматривается автором сквозь призму проблем межкультурной коммуникации и представляется условием формирования межкультурной компетенции и чувствительности. В статье рассмотрены механизмы социально-педагогического воздействия на человека при формировании подобных качеств. Особо внимание уделено проблеме восприятия культур и двум противоположным его механизмам: этноцентризму и культурному релятивизму. Методом исследования в статье выступает комплексный социально-педагогический и культурологический, а также социолингвистический анализ поликультурного образования. Основные выводы автора заключаются в том, что проблема формирования коммуникативной и межкультурной компетенции не должна сводиться к вопросам обучения иностранному языку, как это часто подразумевается в исследованиях. Данные компетенции предполагают наличие качеств личности, которые невозможно сформировать средствами одной учебной дисциплины. Все проблемы, затронутые в статье одинаково актуальны для коммуникации как на иностранном, так и на родном языке. Новизна статьи заключается в том, что поликультурное образование показано в ней в центре комплекса проблем межкультурной коммуникации: социальных, педагогических, социокультурных и социолингвистических.
Чернова О.Н. - Педагогическая деятельность в контексте международной системы оценки качества образования c. 1-20

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.2.15143

Аннотация: Объектом исследования в статье является педагогическая деятельность, цели и задачи школьного образования в Финляндии Сингапуре.Предмет исследования – особенности педагогической деятельности в условиях образовательных систем Финляндии и Сингапура.Автор подробно анализирует особенности деятельности учителя в странах , которые заняли высокие места в Международной системе оценки качества образования.Особое внимание уделяется сравнительному анализу системы подготовки, подбора и оценке образовательной деятельности в Сингапуре и Финляндии, что дает возможность учесть позитивные стороны педагогической деятельности в реформировании образования в России с целью повышения его качества. Методом исследования в статье является сравнительный анализ особенностей педагогической деятельности в образовательных системах стран, занявших высокие рейтинги в Международных исследованиях качества школьного образования. Основные выводы автора связаны с оформлением направления совершенствования школьного образования в России на основе сравнительного анализа педагогической деятельности в Сингапуре и Финляндии.Новизна статьи заключается в том, что впервые педагогическая деятельность соотносится с оценкой качества образования, объективные показатели которой выявлены в результате проведенного исследования качества образования (ПИЗА).
Фаритов В.Т. - А.С. Пушкин и Ф. Ницше в контексте идеи нового Возрождения c. 1-17

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.4.15511

Аннотация: В статье рассматривается философское и культурное значение наследия А.С. Пушкина в контексте идеи нового Возрождения. Проводится сравнительный анализ философского содержания творчества А. С. Пушкина с идеями Ф. Ницше. Эксплицируется традиция рассмотрения значимости Пушкина и Ницше в одном контексте в русской философской мысли рубежа XIX-XX вв. Разрабатывается концепция нового Возрождения как центральной идеи русской философской мысли Серебряного века и одной из основополагающих идей Ф. Ницше. В статье используется методологические принципы и установки таких подходов, как сравнительное литературоведения, деконструктивизм и герменевтика. Основным результатом исследования является экспликация значимости творческого наследия А.С. Пушкина и Ф. Ницше в качестве провозвестников нового Возрождения. Предложены концепты пракультурного и посткультурного хаоса. Разработана идея нового Возрождения с опорой на положения учения Ф. Ницше. Выявлен и обоснован факт общности культурных задач жизни и творчества Пушкина и Ницше.
Шулин В.В. - Специфика музыкального языка джаза и эстрады c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25294

Аннотация: Предметом исследования является музыкальный язык джаза и близких к нему стилей эстрадной музыки. Основной материал статьи составляет анализ элементов джаза, в которых наиболее отражена его исполнительская специфика: ритм, гармония, фактура, интонационно-артикуляционные особенности. Однако любое аналитическое исследование джаза будет не полным, если его рассматривать лишь в рамках сугубо музыкальной системы, без учета его местоположения в обще музыкальном пространстве. Специфика джазовой гармонии раскрывается через особенности соединения европейской гармонической системы и ладовых принципов блюзового ин-тонирования. Методы, применяемые в работе, предполагают системный, жанровый и герменевтический подходы, позволяющие наиболее адекватно отразить тему, так как джаз не поддается полному осмыслению в границах категориальной сетки академической науки, выводы которой, главным образом, базируются на основе нотного текста. Основными выводами и, одновременно, новизной проведенного исследования можно признать выявленные ключевые особенности музыкального языка джаза и сопряженных с ним стилей эстрады. Важнейшей особенностью следует признать его ритмическую специфику, выражающуюся в любом периоде джаза через трактовку восьмых внутри доли, балансирующую между равнометричностью, триольностью или восьмой с точкой и шестнадцатой, а также соотношение в использовании этих метрических фигур между инструментами во время исполнения. Наряду с ритмическими особенностями следует выделить и гармоническую составляющую, выраженную в фоническом отношении – в общей диссонантности джазового звучания, а в техническом, как вытекающее из предыдущего, в особенностях фактуры, строения и взаимодействии голосов аккорда.
Летцбор К.В. - Некоторые аспекты русской языковой картины мира на примере кинофильма «Москва слезам не верит» c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.2.25835

Аннотация: В фокусе данной работы стоит лингвокультурология и языковая картина мира как ее составляющая. Целью является анализ популярнейшей мелодрамы В. Меньшова «Москва слезам не верит» (1979) на предмет использования ее в качестве наглядного социо-культурного комментария некоторых аспектов русской языковой картины мира. В данной работе будет произведена попытка выделить основные языковые моменты, типичные для русской картины мира и отсутствующие в западно-европейской, и кратко описать их. Для сравнения была взята итальянская национальная картина мира. Исходя из сравнительного анализа известной нам научной и методической литературы были выделены основные феномены русской картины мира в сопостовлении с итальянской. Описательный метод был использован для разбора кинопроизведения и для выделения в нем значимых, с культурологической точки зрения, сторон русской культуры и быта. Новизна данного исследования состоит в предложении использования примеров из отечественного кинематографа для иллюстрации аспектов русской картины мира. На примере данного кинофильма были прокомментированы основные составляющие русской национальной картины мира, такие как дача, лимитчики и разница столичного и провинциального уровня жизни, пионеры, а также ученые степени, традиции празднования торжественных событий и имплицитные значения глаголов добираться и доставать. Практическое значение это может представлять, в первую очередь, при обучении иностранцев русскому языку и культуре.
Мамедов Р.Т. - Гибридный жанр азербайджанской музыки - мугамная опера. c. 7-16

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.19231

Аннотация: В статье исследуется специфика взаимодействия классического оперного и мугамного жанров. В результате данного синтеза азербайджанскими композиторами был создан гибридный микст - мугамная опера. Все образцы этого уникального жанра обусловлены спецификой творческого мышления и художественно-эстетического восприятия композиторов. Представленный ниже анализ избранных мугамных опер поможет определить степень жанровой гибридности в этих сочинениях, то есть определить уровень взаимодействия мугамных и классических оперных принципов развития, потенциальные возможности использования в них таких специфических и характерных народно-национальной музыке средств, как ладовость, метро-ритмика, импровизационность, орнаментика, тембральность и другие. Методология исследования базируется на комплексном подходе, объединяющем методы истории музыки, этнографии, теории музыкальных жанров и форм. Новизна исследования заключается в том, что жанры современного профессионального творчества Азербайджанских композиторов, подразделяются на общепринятые классические (симфония, опера, балет, кантата, оратория, концерт, сюита, соната и т.д.), и новаторские гибридные жанры - «мугамная опера», созданный в результате активной жанровой интеграции с традиционным музыкальным искусством Азербайджана.
Агапова В.Н. - Образовательная практика как механизм передачи и сохранения культурных ценностей на примере русских школ Лондона c. 7-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27266

Аннотация: Глобализация, мощнейшие социокультурные трансформации, а также массовая культура негативно сказываются на сохранении культурной идентичности современного российского общества. Ее деформация приобретает особенно заметный характер в условиях диаспорального проживания оторванных от родной культуры эмигрантов. Объектом исследования данной работы являются культурные ценности, формирующие основу идентичности россиян, предметом - механизмы их сохранения и передачи. В статье анализируется образовательная практика русскоязычных школ Лондона. Анализ произведен на основе детальной, разработанной семиэлементной коммуникативной модели. Методология исследования основывается на объективно-абсолютистском подходе к пониманию сущности ценностей, а также аксиологическом подходе, позволяющем интерпретировать культурные практики в качестве механизмов ценностной трансляции. Новизна исследования заключается в переосмыслении понятий "культурные ценности", "культурные практики", а также в детальном рассмотрении процессов ценностной трансляции в качестве коммуникативного акта. В конце работы делаются выводы о необходимости рассмотрения образовательной практики как механизма ценностной трансляции, позволяющего сохранять и поддерживать культурную идентичность в непростых реалиях современности.
Вечерина О.П. - Между мукой и блаженством: «колесо эмоций» тамильского шайва-бхакти c. 8-21

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.26753

Аннотация: Предметом исследования является диапазон основных эмоций, испытываемых средневековыми тамильскими шиваитскими поэтами-бхактами, жившими в VI-IX веках. Глубоко эмоциональная, экстатическая составляющая их творчества и житий и сегодня привлекает миллионы верующих внутри страны и многочисленной тамильской диаспоры во многих странах мира. Их гимны, поэмы и жития стали составной частью шиваитского поэтического канона «Панниру тирумурей», в котором был зафиксирован новый ритуал поклонения Шиве, отличающийся повышенной эмоциональной вовлеченностью (бхакти) верующих. Канон сохраняет свою актуальность и в современной Индии, являясь источником повседневной религиозной практики. Материалом для сравнительного анализа стал конкорданс, составленный исследователями под руководством Ж.-Л. Шевийяра, по текстам трех главных авторов бхакти: Самбандара, Аппара и Сундарара. Привлекались к рассмотрению также эмоциональные ряды в творчестве Маниккавасахара и Тирумулара. Для интерпретации эмоций в контексте конкретных ситуаций использовались жития бхактов, изложенные в «Перияпуранам» Секкилара, Основными выводами являются следующие. Выявлено наличие значительного диапазона эмоций в творчестве всех главных авторов канона — от презрительно-уничижительных автохарактеристик до абсолютного блаженства. Сознательно культивируемая повышенная эмоциональность адепта провоцировала достижение им выраженных измененных состояний сознания, включая сумасшествие как вершину эмоциональной иерархии. Показано, что достижение таких измененных состояний являлось необходимым условием для следования по пути бхакти-йоги и главным триггером, запускающим механизмы поэтического творчества и визуализацию манифестаций Шивы.
Напсо М.Д. - Мода как социокультурный феномен c. 9-14

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.20129

Аннотация: Объектом рассмотрения настоящей статьи является мода, а предметом – мода как социокультурное явление. Автор анализирует социальную природу моды, ее свойства, соответствие установкам общества потребления. Рассматриваются различные аспекты моды, ее универсальность, изменчивость, временной характер, соответствие социально-историческому контексту. Исследуются связь моды и экономики, влияние моды на социальные отношения, на процессы формирования массового сознания и выбор поведенческих стратегий. Мода представлена как многофункциональное явление, как противоречивое единство позитивного и негативного. В качестве методологической основы статьи выступили гносеологические и онтологические принципы диалектики, анализ феномена моды как целостного явления. Научная новизна состоит в обосновании тезиса о востребованности моды современным обществом. Проблемное поле статьи позволяет сформулировать ряд тезисов: 1) мода – важнейший социокультурный феномен, охватывающий пространство социума и все многообразие человеческих отношений; 2) общество потребления придает моде черты универсальности и индивидуальности.
Лощилова Т.Н., Носова Е.С. - Отражение идей Реформации в творчестве Лукаса Кранаха Старшего c. 10-20

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.6.27451

Аннотация: Статья посвящена изучению влияния реформационного учения на творчество Лукаса Кранаха Старшего. Детальный анализ творчества художника дает возможность значительно расширить наши представления об отраженной в его произведениях эпохе, о ее влиянии на его личные воззрения и жизнь. В основу статьи лег анализ таких произведений Лукаса Кранаха Старшего: как портреты Мартина Лютера разных периодов и художественное произведение «Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета)», созданное художником в 1529 г., и ставшее изобразительным катехизисом лютеровской доктрины. В качестве методологической основы исследования выступают разработки зарубежных и отечественных медиевистов, направленные на изучение культурных и повседневных аспектов жизни общества и выявление их взаимовлияния с политической историей региона на базе соединения макро и микроподходов к изучению истории. Проведенное в данной статье исследование, основанное на синтезе сравнительно-исторического и системного методов, позволило рассмотреть и охарактеризовать отдельные аспекты трактовки реформационного учения, которые оставили заметный след в произведениях Лукаса Кранаха Старшего, являвшегося одним из ближайших друзей и последователей Мартина Лютера – «отца» немецкой Реформации. Дали возможность сделать выводы о влиянии реформационных идей в целом на мировоззрение отдельного индивида.
Куликовская И.Э. - Семиосфера содержания дошкольного образования c. 18-57

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.4.15870

Аннотация: Предметом исследования является семиосфера содержания современного дошкольного образования. Автор статьи подробно рассматривает знаково-символическую основу развития детей дошкольного возраста, представленную в программе «Мировидение». Её семиосферой выступают знаки, символы, ценности, отражённые в мифопоэтической, натурфилософской, универсально-символической и научной картинах мира. Содержание данной программы включает в себя знаки и символы различных областей жизни – природы, социума, искусства. Объединение их в целостную картину мира происходит благодаря переводу, выступающему основным механизмом сознания, в котором происходит постоянный перевод с одного культурного языка на другой: с языка ощущений – на язык понятий, с языка природы – на язык искусства и т.д. Методологической основой исследования является понимание культуры как философской категории, обусловливающей изменения целостной модели образования и системы дошкольного образования в частности (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.С.Каган, Ю.М.Лотман, Л.П.Печко, В.Н.Столович и др.); семиосферы как знаково-символического пространства культуры (Ю.М.Лотман); осознание детства как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей ребёнка и всестороннего познания окружающего мира (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.Г.Гогоберидзе, А.В.Запорожец, М.В.Корепанова, В.Т.Кудрявцев, Е.А.Тупичкина, Р.М.Чумичева и др.). Основные выводы проведённого исследования: определена семиосфера содержания дошкольного образования, которое раскрывает целостную картину мира. Развивающий эффект содержания обеспечивается принципами: единства фило- и онтогенеза; интеграции мифологии, философии и науки; целостности и дифференцированности относительно возрастной периодизации; культуросообразности знаний и способов познания знаков и символов культуры. Содержание дошкольного образования, обеспечивающего развитие целостной картины мира дошкольников, представлено в программе Мировидение», включающей подпрограммы: «Стихии мира», раскрывающей знание о знаках и символах природы, отраженных в фольклорных произведениях, и знание о способах познания реальных объектов природы (4-5-й год жизни); «Азы грамоты», отражающей знание о знаках и символах культуры, представленных в обобщенном, свернутом виде в буквах русского алфавита и литературных текстах (6-7-й год жизни), «Категориальное видение мира: Цветы России», представляющей знаки и символы флористики, самоценность природы, многообразные взаимосвязи ребёнка и окружающего мира (6-7-й год жизни).Новизна проведённого исследования заключается в определении семиосферы дошкольного образования и создании программы «Мировидение», в которой целостно представлена картина мира во всей совокупности её признаков (культурный, природоведческий, эколого-культурный, речевой, двигательный). Целостность содержания программы обеспечивается единством знаково-символической системы, нашедшей отражение в её подпрограммах и тематических блоках. Особенность содержания заключается в его интеграции на культуросообразном принципе, представлении в дошкольной дидактике целостной картины мира, включающей в себя мифопоэтическую, натурфилософскую и универсально-символическую, которые соответствуют образному типу восприятия и мышления ребёнка. Семиосфера содержания дошкольного образования обозначена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования в части критериев по познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию детей.
Царёва Е.С. - Роль музыкального образования в распространении системы академических традиций и сложении её регионального варианта: в контексте проблемы «центр–периферия» (на примере Енисейской губернии) c. 18-26

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.22962

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступают процессы зарождения и становления музыкального образования в Красноярье в годы существования Енисейской губернии (1822–1925), призванные обеспечить на этой территории сохранение, трансляцию, преемственность и воспроизводство новых для азиатской части России – общеевропейских академических традиций. Особое внимание автор уделяет рассмотрению участия профессионального музыкального образования в «строительстве» и успешном функционировании регионального варианта системы академического искусства, его адаптации к условиям в провинции на примере Енисейской губернии. Методологическую основу статьи составляет комплексный междисциплинарный подход, опора на исследования отечественных учёных в области музыкознания (в том числе музыкального краеведения), истории, регионоведения, социологии, культурологии, философии. В частности, автор обращается к вопросам межкультурного взаимодействия и распространения культуры одного типа на широкие географические ареалы, освещаемым в трудах Д.С. Лихачёва и Ю.М. Лотмана, осмысляя страницы красноярской музыкальной летописи сквозь призму их некоторых идей. Анализ краеведческого материала в социокультурологическом ракурсе приводит к новым выводам в изучении исторических событий. Рассмотрение роли профессиональных музыкальных образовательных учреждений в освоении общеевропейских традиций и сложении академической модели в провинции в контексте бинома «центр-периферия» существенно расширяет методологическую базу историко-краеведческих исследований и намечает новые актуальные пути в осмыслении проблем региональной культуры.
Денисова З.М. - Понятие «монтаж» в системе художественной культуры c. 21-29

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.6.28119

Аннотация: Предметом исследования является выяснение степени научной изученности понятия «монтаж» в системе художественной культуры, рассмотрение процессов его становления и последующей трансформации. Объектом исследования служит анализ фундаментальных работ, составляющих основу теории монтажа в системе художественной культуры, целостно раскрывающих образно-драматургические и композиционно-структурные особенности этого феномена (трудов С. Эйзенштейна, Л. Кулешова, В. Пудовкина, Ю. Тынянова, Ю. Лотмана, В. Иванова, Т. Ефремовой, Р. Салганик, Н. Волкова и других). Для достижения поставленной цели автором выбрана методология рассмотрения термина «монтаж» в различных областях: литературоведении, книгоиздании, культурологии, эстетике, кино. Основными выводами проведенного исследования являются следующие. Понятие «монтаж» в трудах ученых осмысляется с разных точек зрения: как средство выражения авторской позиции, как средство воплощения образной темы, как композиция художественного произведения, как один из типов художественного мышления, становящийся особенно характерным для отечественного искусства второй половины XX столетия. Впервые формирование понятия «монтаж» рассматривается в контексте различных гуманитарных областей. Новизна настоящей статьи заключается в раскрытии актуальности действия монтажных принципов вне кино, несмотря на происхождение теории монтажа в области киноискусства. Вплоть до сегодняшнего дня художники различных видов и жанров искусства широко интерпретируют возможности мон¬тажа в своем творчестве.
Чихачёва М.М., Экард Л.Д., Шкредова И.Н. - Результаты фольклорно-этнографической экспедиции 2016 года по Туруханскому району Красноярского края c. 23-29

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21072

Аннотация: Предметом исследования является традиционный фольклор русских поселений Туруханского района Красноярского края. Материалом исследования послужили данные, зафиксированные в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Красноярского государственного института искусств 2016 года. В качестве основных задач экспедиции рассматривались: исследование населенных пунктов Туруханского района, выявление наличия и степени сохранности традиционной культуры (в частности, музыкального фольклора) в русских поселениях, фиксация образцов нематериального культурного наследия и определение степени ассимиляции фольклора русских поселений с культурой коренных народов. При работе над исследованием применялись как универсально-общенаучные, так и специальные методы исследования: ареальный, сравнительно-исторический, аналитико-тематический, структурно-типологический, структурно-функциональный. Новизна исследования заключается в том, что при изучении северных районов Красноярского края, преимущественно, внимание исследователей уделялось фольклору коренных народов, в то время как фольклор русских переселенцев находился на периферии исследовательского внимания. По результатам фольклорно-этнографической экспедиции по Туруханскому району Красноярского края, можно сделать следующие выводы. Исследования населенных пунктов позволили выявить лишь песни позднего периода формирования – городскую лирику и частушки. О бо́льшей степени сохранности можно говорить по отношению к жанрам детского фольклора. Удалось зафиксировать локальные особенности отдельных фольклорных жанров: прежде всего, в детских играх, обрядах колядования и гадания. Подтверждение получила гипотеза об ассимиляции на территории Туруханского района фольклора выходцев из различных российских областей.
Саввина О.В. - Стандарты женской красоты: естественное и культурное. c. 24-34

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.20508

Аннотация: В статье рассматриваются стандарты женской красоты, обусловленные культурными предпочтениями (например, нога «золотой лотос» китайских женщин в Средние века) и стандарты, базирующиеся на восприятии женщины как молодой и красивой – естественная красота. В исследовании раскрывается взаимоотношение двух типов стандартов, делается попытка ответа на вопрос: действительно ли культурные стандарты красоты противоречат естественным стандартам. Для ответа на этот вопрос анализируется формирование культурных стандартов женской красоты, выделяются их культурный смысл. Автор обращается к работам специалистов в области пластической хирургии и социологическим исследованиям с целью раскрыть стандарты естественной красоты, общих для людей разных культур, затем делает анализ культурных стандартов красоты, выделяет их функции и анализирует предпосылки возникновения нового стандарта (на примере основных стандартов ХХ века). В результате автор приходит к выводу, что культурные стандарты красоты не противоречат естественным, не отрицают их, а надстраиваются над ними. Вред для здоровья, на который идут женщины чтобы соответствовать стандартам, всегда остаётся незаметным, иначе принесённые красоте жертвы напрасны. В исследовании были выделены функции культурного стандарта красоты, которые объединены в три основные группы и призваны отразить: 1) происхождение человека и его социальный статус; 2) личностные качества и моральные установки; 3) миропонимание и место данного индивида в мире.
Костюк И.С. - Критический дизайн. Современное концептуальное проектирование идей, рождающих дискуссии c. 24-35

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.3.26315

Аннотация: Объектом представленного в данной статье исследования является современное состояние концептуальных дизайн-практик, их форма репрезентации и междисциплинарная корреляция. Предметом исследования в работе выступает практика Критического дизайна, как основополагающего направления современного концептуального проектирования. Цель данной работы – выявление основных методологических установок современного концептуального дизайна, определение принципов эстетизации и формообразования концептуальных дизайн-объектов, исследование характера взаимодействия между пользователем и концептуальным дизайн-объектом в контексте практик Критического дизайна. При проведении исследования применялся персонологический метод в совокупности с системным подходом, а также принцип историзма и междисциплинарный анализ. Новизна научного исследования заключается представлении современных точек зрения зарубежных теоретиков и практиков дизайна, исследующих вопрос концептуальности в дизайне в контексте интеллектуальной практики, сконцентрированной на производстве и совершенствовании дискуссионных идей. Основными выводами проведенного исследования являются: выявленный метод критического проектирования, основанный на принципе «пост-оптимальности» и «пара-функциональности»; ключевые практики критического дизайна – дизайн-фикция, спекулятивный дизайн и дизайн критического воплощения, а также контексты их применения; неоднозначный характер критического дизайн-объекта, направленный на рождение дискуссий и размышлений.
Пупышева Н.В. - Символический язык описания природы человека в буддизме c. 30-39

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21469

Аннотация: Предметом данного исследования является особый язык символов, употребляемых в буддийском учении для всестороннего описания человека (как физиологической, так и духовной его составляющих) в рамках характерного для буддизма целостного подхода к личности. В буддизме холистический взгляд на человека и его место в мире во многом базируется на иной модели мира, средством описания которой является язык символов, адекватно понимаемый носителями буддийской культуры, и который является предметом исследования данной работы. Объектом исследования является системы «великих» элементов индийского происхождения (махабхут – земля, вода, ветер, огонь, пространство), которые на уровне описания физиологических процессов «конденсируются» в понятие «трех начал» организма (слизь, желчь и ветер). Проведенный анализ позволяет выявить смысловые особенности этих терминов, рассматривая их, в соответствии с принципами тибетской лингвистики, на трех уровнях смысла (буквальный смысл, словесный смысл, представляющий собой смысловую матрицу термина, и истинный смысл, выявляемый через прагматику текста). Исследование сложной иерархической смысловой структуры терминов системы «великих элементов» приводит к заключению, что использование этой системы позволяет интерпретировать тексты, описывающие феномены разных уровней реальности. Это делает ее продуктивным методом представления знаний в буддийском учении и позволяет включать представление о человеке как личности в общий контекст представлений о мире, используя единый язык описания. В статье приведены примеры интерпретации феноменов разных уровней реальности с помощью системы «великих элементов».
Пупышева Н.В. - Типология личности в системе тибетской буддийской медицины c. 40-48

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21180

Аннотация: Предметом данного исследования являются представления о типологии личности некоторых западных авторов в сопоставлении их со взглядами на типологию личности тибетской буддийской и аюрведической медицинских традиций. Объектом исследования является специфический язык символов, используемый в тибетской медицинской традиции для описания личности, и интерпретация типологии личности в терминах системы «великих элементов» (махабхут – земля, вода, ветер, огонь), которые на уровне физиологии сведены в понятие трех «начал» организма (ветер, желчь и слизь). На базе данных оригинальных источников автор показывает, что эти традиции за основу типологии личности берут преобладание в особенностях тела, физиологических процессах и психики того или иного «начала» организма или их сочетаний. Сопоставляя принципы классификации личности таких западных философов и психологов, как Кречмер и Шелдон с классификацией личности в тибетской буддийской традиции и в аюрведе, данная работа показывает, что в основе воззрений на типологию личности тибетской буддийской и аюрведической медицинских традиций лежит теоретически обоснованная и проверенная многовековой практикой теория личности, отличающаяся от европейской языком описания, в основе которого лежит иное философское осмысление мира.
Александров Н.Н. - Три манеры в творчестве Ласло Моголь-Надя c. 44-57

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.19177

Аннотация: Предмет исследования - творческий путь крупнейшего представителя модернизма первой трети ХХ века интернационального конструктивиста Ласло Мохоль-Надя. Статья построена по материалам подготовленной автором монографии о творчестве Надя, в которой дается полный обзор его творчества. Предложена классификация периодов творчества мастера, связанная с общим состоянием циклов культуры и стилевыми особенностями эпохи. Рассмотрена специфика его творчества в 1920-х годах и затем в 1930-х. Период начала 1940-х обрывается со смертью автора в 1946 году. Приведена масса иллюстраций его работ, характеризующих обозначенные три периода. Статья написана с позиций системного и генетического метода в искусствоведении. Применена структурно-циклическая модель, позволяющая описать творческий путь рассмотренного автора. Новизна состоит в том, что это первая такого рода обобщающая публикация о Ласло Мохоль-Наде на русском языке. Но и при учете иностранных источников можно сказать, что другие исследователи его творчества не устанавливали подобной периодизации, а также не рассматривали творчество Надя как вписанное в контекст ментальной эволюции в ХХ веке.
Царёва Е.С. - Формирование академической музыкальной культуры Енисейской губернии: новый взгляд сквозь призму процессов самоорганизации и институционализации c. 49-67

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.20226

Аннотация: Предметом исследования выступают процессы формирования академической музыкальной культуры в Красноярье в один из наиболее значимых периодов её развития в регионе – в годы существования Енисейской губернии (1822-1925). Автор рассматривает становление и функционирование локальной модели академических традиций в имперский и советский исторические этапы, выявляя универсальные (общероссийские и общесибирские) и специфические черты. Основной интерес автора составляет социально-культурологический аспект исследования, определение ключевых процессов строительства музыкально-академической системы, анализ их действия в условиях различных типов государственного устройства. Работа базируется на комплексном, междисциплинарном подходе, который вбирает в себя музыковедческие, краеведческие, исторические, культурологические, социологические исследования. Основополагающим для автора являлся принцип историзма, установлению необходимого массива эмпирического материала способствовал источниковедческий метод, при работе с конкретными фактами широко использовались дескриптивный и сравнительно-исторический методы. Помимо ввода в научный оборот неопубликованных документов, данная статья отличается новым подходом в осмыслении развития музыкальной культуры Сибири. Анализируя в социально-культурологическом ракурсе сложение системы академического искусства в Енисейской губернии, автором выявляются два основных процесса, участвующих в её формировании – самоорганизация и институционализация. На краеведческом материале демонстрируется их действие и различные комбинации в зависимости от социально-политического и экономического контекста. Автор приходит к выводу, что равновесие и «взаимодополнение» процессов самоорганизации и институционализации представляет собой наиболее благоприятную ситуацию для стремительного развития академической музыкальной культуры. Полученные результаты исследования позволяют не только существенно обогатить имеющиеся знания о становлении традиций академического искусства в Сибири, но и открывают новые актуальные перспективы в изучении мировых музыкально-исторических процессов.
Суворкина Е.Н. - Средства массовой информации и медиапродукция как сегменты российской индустрии субкультуры детства: конституционные основания экономико-правовых субститут-феноменов c. 58-74

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20799

Аннотация: В статье рассматриваются экономические и правовые основы двух субститут-феноменов - сегментов рынка товаров (индустрии) субкультуры детства. Показано, что печатные издания в полной мере реализуют конституционное право на свободу слова, при этом учитывают, что отсутствие цензуры не означает введение ненормативной лексики. Кроме того, что особенно важно в настоящее время, выпускаются журналы на национальных языках, что является доказательством реализации на местах проводимой Российской Федерацией политики по сохранению языка и культуры малых народов, сохранения национальных языков. Для реализации цели и задач работы были использованы следующие подходы: феноменологический, структурный и системный подходы. В исследовании задействованы метод анализа и синтеза, сравнительно-аналитический метод. Используемые методы соотносятся с принципом следования логике и принципом объективности. Основные положения и выводы проведенного исследования могут использоваться в условиях потребности регулирования деятельности различных сегментов индустрии субкультуры детства (в частности, сегмента средств массовой информации и сегмента медиапродукции), как экономико-правовых феноменов, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующей законодательной базой. Это позволит сделать рынок детских товаров более цивилизованным, ориентированным не только на финансовую составляющую, но и на формирование «здорового» информационного пространства детей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"