Статья 'Современная якутская страшная история как жанр городского постфольклора' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Современная якутская страшная история как жанр городского постфольклора

Гоголев Анатолий Игнатьевич

ORCID: 0000-0002-9694-7826

доктор исторических наук

Профессор кафедры Всемирной, отечественной истории, этнологии, археологии, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

677013, Россия, республика Саха (якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58, оф. 610

Gogolev Anatolii Ignat'evich

Doctor of History

Professor of the Department of World, National History, Ethnology, Archeology, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov

677013, Russia, respublika Sakha (yakutiya), g. Yakutsk, ul. Belinskogo, 58, of. 610

ai.gogolev@s-vfu.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Федорова Айталина Родионовна

младший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

677000, Россия, республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Петровского, 1

Fedorova Aitalina Rodionovna

Junior Scientific Associate, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

677000, Russia, respublika Sakha (Yakutiya), g. Yakutsk, ul. Petrovskogo, 1

aytap@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2022.2.37822

Дата направления статьи в редакцию:

08-04-2022


Дата публикации:

24-04-2022


Аннотация: В данной статье производится рассмотрение особого жанра якутской устной словесности – современных якутских «страшилок». Этот новый жанр сформировался на основе традиционного фольклора в позднесоветский период в эпоху активных урабанизационных процессов в Республике Саха (Якутия) и представляет из себя жанр современного постфольклора. Исходя из точки зрения, что любые фольклорные трансформации являются индикаторами динамики общественных настроений, была предпринята попытка взглянуть на данный жанр как на отражение некоторых социальных переживаний, которые поддерживают и находят свое отражение в определенных сюжетах, которые остаются более устойчивыми. Источниками исследования послужили данные опроса, проведенного в 2018 году, в котором приняли участие 213 респондентов. При помощи полученных материалов были выявлены некоторые количественные данные, а также наиболее популярные и пугающие мотивы современной якутской страшилки по мнению опрашиваемых. Проведен обзор самых популярных сюжетов, приведена характеристика и региональные особенности жанра. Автор приходит к выводам, что якутская страшилка, возникая в период урбанизационных процессов являет собой результат разложения сельских коммуникаций, а персонажи современного хтонического спектра отличаются от традиционных своим упрощенных обликом и универсальностью по отношению к общемировой культуре.


Ключевые слова:

Страшилка, якутская страшилка, постфольклор, урбанизация, хтонические персонажи, городской фольклор, якутский фольклор, страх, фольклорная артикуляция, Якутия

Abstract: This article examines a special genre of Yakut oral literature – modern Yakut "horror stories". This new genre was formed on the basis of traditional folklore in the late Soviet period during the era of active Urabanization processes in the Republic of Sakha (Yakutia) and is a genre of modern post-folklore. Proceeding from the point of view that any folklore transformations are indicators of the dynamics of public sentiment, an attempt was made to look at this genre as a reflection of some social experiences that support and are reflected in certain plots that remain more stable. The sources of the study were data from a survey conducted in 2018, in which 213 respondents took part. With the help of the obtained materials, some quantitative data were revealed, as well as the most popular and frightening motives of the modern Yakut horror story according to the respondents. The review of the most popular plots is carried out, the characteristics and regional features of the genre are given. The author comes to the conclusion that the Yakut horror story, arising during the period of urbanization processes, is the result of the decomposition of rural communications, and the characters of the modern chthonic spectrum differ from the traditional ones in their simplified appearance and universality in relation to global culture.


Keywords:

Horror Story, yakut horror story, postfolklor, urbanization, chthonic characters, urban folklore, Yakut folklore, fear, folklore articulation, Yakutia

В современной Якутии повсеместно распространены устные народные истории, в которых выражаются архаичные пугающие фольклорные мотивы, сохранившиеся в своем живом виде до сегодняшних дней. Изучаемый нами жанр представляет собой устные народные истории о сверхъестественном. Главной целью таких историй является напугать слушателя, поэтому для дальнейшего обозначения будет использован термин «страшилка». И если в целом из современной культуры якутов уходят остальные фольклорные жанры, то этот сегмент преобразовавшись в новую постфольклорную форму успешно существует и в современных реалиях. Можно сказать, что якутские страшилки, с одной стороны, благодаря своей гибкости как жанра народного творчества и не слишком жестким канонам, а, с другой, в силу особенной близости к универсальным, «архетипическим» ощущениям и переживаниям, являет собой едва ли не самую устойчивую часть мифологической традиции.

Термин постфольклор был введен в научный оборот С.Ю. Неклюдовым для обозначения тех жанров современной словесности, которые имеют признаки архаичного устного фольклора, но при этом не подпадают под его критерии полностью [1]. Так, современная якутская страшилка, являясь устным, коллективным и анонимным жанром, но при этом имеющая не свойственный якутскому фольклору формат может быть отнесена в категорию постфольклорных.

Изучение страшилки как жанра впервые было проведено ленинградскими учеными О.Н. Гречиной и М.В. Осориной [2, с. 232]. Далее после активного сбора материалов писателями и собирателями фольклора появились обобщающие статьи и монографии С.М. Лойтер [3-5], К.А. Рублева [6; 7] и О.Ю. Трыковой [8; 9], в которых русская страшилка рассматривается через призму детского фольклора. Среди современных авторов следовало бы отметить Архипову А.С. и Кирзюк А.А., которые провели антропологическое исследование советского городского фольклора [10], а также Матвееву Э.Г. [11] и Савельеву Т.В. [12] исследования которых посвящены современному детскому страшному фольклору XXI века. Что касается вопроса якутской страшилки, то на сегодняшний день эта тема не нашла полного отражения в научной литературе. Существуют труды посвященные традиционным якутским хтоническим сюжетам [13-16], но современные их устные интерпретации пока оставались вне научного поля, что и составляет новизну исследования.

Немаловажно и то, что часто устный фольклор является индикатором социальных настроений общества. Такого мнения придерживаются некоторые исследователи антропологии и фольклора. К ним мы можем отнести, например, А. Дандеса [17; 18] и Дж. Виктора [19], среди российских исследователей такого подхода придерживается А.А. Кирзюк [20]. Исследователи в этом подходе предлагают смотреть на фольклор как на динамически меняющийся процесс, который реагирует на изменения общества и постоянно коммуницирует с ним. Так, взаимовлияние социальной жизни общества и фольклора в научной среде принято называть фольклорной артикуляцией.

На наш взгляд, изучение современного городского фольклора в его динамике позволяет не только зафиксировать отдельные экземпляры в их уже сформировавшемся виде, но попытаться увидеть принципы и механизмы их формирования. В данной статье мы ставим перед собой цель – рассмотреть современную якутскую страшилку, определить ее особенности и ответить на вопросы: чего боятся современные якуты и какие этнические мотивы оказываются наиболее устойчивыми.

«Страшные истории» в отечественной науке принято считать жанром именно детского фольклора. Часто основным мотивом повествования является система запретов. В якутских «страшилках» очень ярко выделяется этническая составляющая, предметами страха становятся не неодушевленные предметы, а вполне природные персонажи и архаичные образы из того же традиционного фольклора и мифологии, а главными героями не только дети. Американский антрополог Маргарет Мид, указывала в своих трудах, что духовные страхи и «естественная» тенденция наших детей одушевлять неживое фактически прививаться им их родителями. Она пришла к выводам, что одушевление вселенной внутренне не присуще сознанию ребенка. Это тенденция, которую он наследует у общества [21, c. 213]. Возможно, в более традиционных обществах сегрегация на детский и взрослый фольклор не столь ярко выражена. И та и другая группа являются потребителями одних и тех же произведений в более упрощенном и усложненном виде. Так, якутский жанр страшилок достаточно отличается от русского и общероссийского тем, что он на наш взгляд не является исключительно детским.

В качестве источников были использованы материалы опроса, в котором приняли участие 213 респондентов. Вопросы касались основных современных образов страха якутян, их веру или не веру в действительность описываемых в страшилках событий, интерес к данному жанру. Так как объектом исследования выступает ранее не изученный жанр городского фольклора, на наш взгляд, при его исследовании целесообразно было бы опираться на данные, которые наиболее полно отражают состояние этого жанра и имеют более массовый характер. Поскольку современная якутская страшилка предполагает большой спектр разных сюжетов, их ответвлений и вариаций, решено было посредством анкетирования выявить наиболее распространенные сюжеты для анализа. В таком ключе метод опроса с использованием развернутых свободных ответом представился нам наиболее выигрышным. Также в качестве источников привлечены публицистические материалы, так как современные «страшилки» в самом приближенном к повседневному пониманию виде в большей степени нашли свое отражение в художественной литературе и публицистике. Так, источниками для изучения современных хтонических мотивов стали сборники Михайлова Д.Д. «Страшные истории Якутии» [22], Решетниковой-Осаковской А.В. «Страшные истории, поведанные Ириной Михайловной Максимовой» [23] и Сосина И.М. «Абааһы туһунан кэпсээннэр» (Рассказы о злых духах) [24].

Если провести некоторый контент-анализ, то мы увидим, что большинство записанных подобного рода историй описывают события 70-80-х гг. Этот период в истории Якутии тесно связан с процессом урбанизации в республике. С.Ю. Неклюдов и Я.И. Гудошников, считали, что именно период бурного роста промышленных городов и высокие темпы урбанизации приводят к изменению массовой сознания за счет проникновения сельской культуры в города [25; 1, c. 2]. Эта гипотеза подтверждается и на примере изучаемого нами региона. По данным Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР наиболее резкий скачок роста численности населения г. Якутска происходил как раз в 70-ые годы ХХ в. (Численность населения / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2022). Этот период и стал зачатком формирования городского фольклора и современной якутской страшилки. Таким образом, на основе якутской традиционной культуры возникает уникальный постфольклорный жанр якутских «страшилок», который по своему содержанию и персонажам все еще глобально этнический, но имеет форму современной советской «страшилки».

Что из себя представляет якутская страшная история? Это короткий рассказ целью которой является напугать слушателя. Как правило он имеет трехактную структуру. По своей морфологической форме, по нашим наблюдениям, она не сильно отличается от общепринятой «страшилки», специфика состоит в основном в содержании и персонажах.

В 2018 году был проведен опрос, где 79,3% ответивших были – женщины, а 20,7% – мужчины. Преобладающее большинство респондентов в молодом возрасте: 61% - 18-25 лет, 33,8% - 25-35 лет, 3,3% - 35-55 лет, 1,4% до 18 лет, 0,5% – 55-70 лет. Такая выборка половозрастных групп обусловлена формой проведения опроса, который проводился онлайн. 93,4% в графе национальность указали «саха», 3,3% - «другое», 1,9% - «КМНС», 1,4% - «русский». Место рождения респондентов: 43,2% - в городе Якутске, 34,7% - в селе, 10,3% - в другом городе Якутии, 9,9% - в поселке, 1,4% - в другом городе России [26].

Один из вопросов был направлен на выявление самых популярных мотивов якутских страшилок: «Страшилки о ком или о чем Вы чаще всего слышали?». Респондентам было предложено дать любой краткий ответ. Самыми частыми ответами по убывающей являлись: истории о уер (призраках), сюда же можно отнести истории о постройках (местностях) с привидениями; также очень популярным оказался мотив о призраке девушке у дороги, часто упоминается что она в белом, а иногда вместо девушки упоминается старуха; следующим по популярности мотивом является «страшилки» об иччи – духах местности, где люди не оказав почести духам некоего пространства или места получают воздаяние; также популярными оказались истории о чуечеккэ (домовом), а также «страшилки» о шаманах, удаганках или их захоронениях [26].

Следующий вопрос был направлен на выявления самых пугающих и страшных персонажей якутского фольклора на взгляд опрашиваемых. Самые популярные ответы звучат следующим образом: уер (призрак), иччи (духи местности), злой призрак женщины, часто именно в белом, часто именно на дороге, абаасы, шаманы и удаганки, дэриэтинньик (нежить), чуечеккэ (домовые) [26].

Тут стоит отметить некоторую путаницу в определениях отдельных понятий в современной культуре, и о тех сложностях, с которыми столкнулся автор при интерпретации полученных данных. Так как для большей всеобъемлеомости опрос был проведен на русском языке, большинство ответов также были получены на русском. В этот момент происходит путаница перевода, так как слово «дух» мы можем перевести на якутский как «иччи». Э.К. Пекарский определяет это слово следующим образом: «Все предметы и явления природы, влияющие непосредственно на благосостояние человека, имеют своего иччи. Его имеют: реки, озера, вода, дерево, лес, камень, земля, каждый участок покоса, дорога, горы, ущелья, водовороты и т.д. Эти существа не принадлежат ни к разряду айыы (божеств), ни к разряду абаасы, хотя в сказках хотя их называют абаасы в тех случаях, когда они угрожают каким-либо злом» [27, стб. 989]. Само по себе слово «иччи» не означает ничего зловредного, но словосочетание «злой дух» уже можно интерпретировать ближе к понятию «уер» (призрака), так как, судя по всему, имеется в виду неупокоенная душа человека. Отдельно стоит дать определение термину абаасы – это достаточно широкое понятие, обозначающее все неблагоприятное, враждебное по отношению к человеку. Таким образом когда респонденты указывают слово «абаасы», они могут иметь в виду практически любого персонажа якутского хтонического спектра.

Далее стоит подробнее рассмотреть те мотивы и персонажей, которые одинаково часто встретились и при упоминании популярных и пугающих мотивов. В обоих вопросах самым популярным ответом являлся «уер», но поскольку не указаны подробности сюжета, то мы упустим данную категорию как неподдающуюся описанию в рамках одного типового образа.

Образ иччи в современной якутской страшилке чаще всего отождествляет собой дух природы, местности или конкретного помещения, который был потревожен или обижен людьми. Пример такого классического рассказа был записан в сборнике «Страшные истории Якутии», где описывается как молодые охотники невежественно себя вели, вслух жаловались на скудный улов и употребляли спиртное, за что дух наказывает их помутнением рассудка, после которого они застреливаются [22, с. 26]. В подобных историях иччи чаще не имеет материального облика, и лишь в некоторых случаях образ концентрируется в антропоморфной фигуре старика или старухи.

Также очень частым упоминаниям являлся сюжет о уер, чаще всего в облике молодой женщины. Именно этот мотив по полученным нами данным является самым популярным конкретным образом. Примечательно было бы отметить, что именно этот образ призрака женщины имеет наиболее устойчивые подробности, которые остаются достаточно стабильными из истории в историю. Наиболее частыми признаками этого образа является белая одежда и длинные волосы, также частым обстоятельством истории является то, что местом дислокации этого призрака часто является дорога или балаган. Пример такого рассказа мы можем найти в уже упомянутом выше сборнике, где неупокоенная душа молодой женщины является путникам в качестве попутчика [22, с. 51-53]. Интересным является то, что чаще всего этот образ женщины является достаточно пассивным и не несет большой угрозы своему свидетелю, пугающим является сам факт ее появления.

Следующим по количеству упоминаний является сюжет о доме с привидениями. Такая история встречается как в рамках городского фольклора, где под домом может подразумеваться квартира, так и сельская ее интерпретация, где призрак является в заброшенном или охотничьем доме. Подобная история описана на якутском языке в сборнике «Абааһы туһунан кэпсээннэр», где скептически настроенному советскому протагонисту приходится заночевать в лесу в заброшенном доме, где он встречается с призраками [24, с. 18-22]. Подобные сюжеты мы можем объединить следующим признаком: часто описываемые события происходят на охоте, в старом доме, после переезда в новое жилище, после смерти жильца и т.д. То есть события никогда не возникают на ровном месте, но описывают некоторые потрясения или места сакрально опасные, приближающие человека к смерти.

Отдельной категорией мы выделяем истории, связанные с шаманским культом. Это страшилки, в которых главными образами пугающего выступают шаманы, удаганки, их захоронения или места и деревья духами которых они стали после смерти. Шаманы в якутской традиционной культуре имели свое особое место и также и после смерти их хоронили особым способом [28, с. 71], а душа их согласно воззрениям могла превратиться в уер. Обычно страшные истории, связанные с шаманским культом, описывают табу о неприкосновенности (материальной и духовной) шаманских воздушных захоронений и его нарушение [23, с. 191-193].

Рассмотрев типовые варианты наиболее популярных мотивов, мы можем выделить некоторые особенные черты: (1) практически не упоминаются респондентами эпические и «чудесные» персонажи из якутского фольклора, по всей видимости они не выдерживают реалий современности и сохраняются слабее; (2) наиболее сохранными оказались не личные и достаточно универсальные образы, которым можно найти аналогии в общемировой культуре; (3) мы можем наблюдать упоминания в качестве пугающих персонажей тех традиционных образов, которые в классическом варианте не предполагаются как зловредные (шаманский культ, иччи, чуечеккэ), возможно здесь пугающим фактором выступает не сколько уровень опасности конкретного персонажа, но сам факт сверхъестественных явлений и их реальность.

77% респондентов слышали страшные истории от друзей [26]. Такой расклад можно объяснить коммуникативной функцией страшилки, когда чувство страха является неким объединительным фактором общего переживания, оттого и данный жанр охотнее передается через неформальные горизонтальные коммуникации. Будучи постфольклорным жанром, возникающим в периоды активной урбанизации, «страшилки» возникают как продукт разложения сельских коммуникаций в условиях города.

Особенностью структуры данного жанра является то, что в начале рассказа обязательной частью является ссылка на первоисточник: «эту история мне рассказал мой дедушка», «эта история произошла с моим знакомым в 1980-х гг. в г. Якутске». Такое начало завязки функционально направлено на усиление реалистичности описываемых событий и определяют их практически как «свидетельство», а не уже сформированный самостоятельный рассказ. Это на наш взгляд является одной из важнейших особенностей якутской страшилки – большее доверие в истинность происходящего. По данным нашего опроса 59,6% опрашиваемых верят в существование сверхъестественного и 33,3% затрудняются ответить [26].

Касаемо современных устоявшихся мотивов стоит отметить, что даже проводя первичный анализ можно определить декларируемые в них социальные переживания. Так, мы можем предположить, что большая часть историй строится на системе «запрет/воздаяние», когда персонажи случайно или намерено нарушают традиционные запреты, тем самым демонстрируя утерю культурных знаний. Возможно, в такого рода сюжетах мы можем наблюдать общественное переживание потери традиционной культуры и страх перед ней, на это указывает в первую очередь то, что табу нарушается как правило несведущими молодыми людьми или часто делается уклон на том, что описываются советские времена.

Отдельно хотелось бы поразмышлять о самом популярном сюжете –девушке в белом. Подобный образ молодой женщины присущ далеко не только якутской культуре, это достаточно распространенный образ для англосаксонского, германского, русского и даже юго-восточного фольклора [29]. Примечательно, что часто достаточно подробно описывается причина смерти женщины – это несчастный брак, насилие, неразделенная любовь, предательство и т.д. Такими обстоятельствами подчёркивается то, что этот персонаж является жертвой патриархального общества, этим можно объяснить и то, что является он в основном к мужчинам. Можно допустить, что в данном популярном сюжете скрыто социальное переживание неравного положения женщин в патриархальных обществах. Этот вопрос мог бы в дальнейшем стать темой для отдельного исследования.

Таким образом, из фольклорного обихода естественным способом отпадают очень сложные и традиционно-религиозные персонажи, так, например, при описании самых популярных и пугающих мотивов по данным опроса редко фигурируют конкретные фольклорные персонажи. Мы можем наблюдать тенденцию смешения некоторых образов, и уклон в сторону страха абстрактного, неизвестного. Происходит как бы накладывание на традиционные существующие облики других образов, которые остаются живучими и приемлемыми в современных реалиях XXI века. А это именно те персонажи, к которым мы можем провести аналогии в общемировой глобализирующейся культуре.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Автор статьи ставит в заголовок «обзор», но хочется сразу спросить: а какую актуальную проблему обзором пытается решить исследователь? При такой постановке проблема не очевидна, да, собственно, и нет нужды проводить какое-либо научное исследование, чтобы сделать обзор. Поэтому автору следует все же определиться – какую проблему он затрагивает и каким образом намеревается ее решать. Тем более речь идет о жанре городского постфольклора, который сам по себе может рассматриваться в качестве предмета для исследования.
Заслуживает внимания между тем обращение автора статьи к важному для развития этнической культуры явлению – «современной якутской страшной сказке».
В начале своей работы автор делает акцент на постфольклоре, апеллирует к точке зрения Неклюдова, раскрывает некоторые особенности данного феномена. Приводит аргументацию в пользу того, почему «якутская страшилка» становится частью постфольклора. В целом можно сказать о том, что автор справляется с необходимостью широкого диапазона исследования, поскольку затрагивается городской постфольклор, а любое явление городской культуры должно рассматриваться в масштабном контексте социокультурных трансформаций смыслов и ценностей города. Конечно, автором выбран не совсем тривиальный объект для этого – современная якутская страшная сказка, однако тем интереснее может получиться итоговый результат, тем более если он будет обладать эвристической значимостью и позволит раскрыть суть оригинальной концепции.
Автор приводит результаты анализа соответствующего научного дискурса, показывает истоки появления страшилки как жанра, соотносит ее с детским фольклором и с системой запретов, которые, как известно, в детской субкультуре являются довольно распространенными. В то же время автор показывает, что страшилка появляется в результате симбиоза фольклора и мифологии. Мне видится в этом посыле ключевая идея исследования и в методологическом плане подобная конструкция дает надежду на глубину осмысления материала.
Любопытно, что в своей работе автор даже провел опроса, в котором приняли участие 213 респондентов (здесь автору нужно попенять на опечатку в тексте: нужно поправить слово «респондента»). Как можно понять из характеристики этого исследования, вопросы, поставленные в нем, касались основных современных образов страха якутян, их веры или не веры в действительность описываемых в страшилках событий, интерес к данному жанру. Вероятность получения ценной информации для статьи возрастает, правда, опрос не заменяет собой необходимости проведения качественного исследования, которое бы в контексте рассматриваемой проблематики было бы более уместным. Опрос же может только отразить общее мнение по восприятию страшилок, а это общее мнение применительно к обозначенному случаю на самом деле не имеет решающего значения, т.к. понимание страшилок – это процесс индивидуальный и, можно даже сказать, персоноцентричный. На этот счет автору следует привести убедительные доводы по поводу того, почему выбор пал именно на опрос, а не на глубинное интервью, к примеру. Возникают вопросы к самому эмпирическому исследованию: кого автор опрашивал конкретно, на каком основании именно эти респонденты попали в поле зрения автора, по какому принципу проводился отбор, что собой представляла анкета, как проводилась операционализация ключевых понятий, например, той же страшилки. То есть здесь важно понять – для чего автору опрос и насколько его результаты релевантны тематике. Я такой связи е усматриваю и уверен, что опрос случайных людей не дает никой картины, более того – может ее существенно искажать.
Из содержания статьи не ясно, в чем же заключается обзор страшилок, каковы закономерности их жанровой природы. Отсутствие новейшей литературы (например, по фольклору, по культуре детства и т.д.) мешает высоко оценить владение темой.
Таким образом, статья пока не готова к публикации и должна быть доработана.


Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Человек и культура» «Современная якутская страшная история как жанр городского постфольклора», в которой проведено исследование особенностей создания современных городских легенд якутского народа как социокультурного феномена. Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что в современной городской культуре жанр страшилок является достаточно популярным видом устного народного творчества, так как они позволяют людям испытывать базовые эмоции, основанные на страхе.
Актуальность данного исследования заключается в том, что современные якутские страшилки основаны на традиционных персонажах и событиях народного эпоса и являются весьма интересным предметом для изучения, хотя и получили должного внимания в научном сообществе. Таким образом, создавая подобные городские легенды, с одной стороны, и проводя их научный анализ, с другой стороны, появляется возможность сохранить мифы и предания как часть традиционной этнической культуры.
Научная новизна заключается в анализе возникновения и формирования такого пласта современной этнической культуры как страшилка, в частности якутская страшилка. Целью исследования является рассмотрение современной якутской страшилки, определение ее особенностей и ответ на вопросы: чего боятся современные якуты и какие этнические мотивы оказываются наиболее устойчивыми.
Методологической базой явился системный подход, содержащий в себе описательный, исторический, семантический и компаративный анализ, а также опрос и анкетирование респондентов. Автор данной статьи опирается на отечественные и зарубежные исследования якутской духовной культуры и фольклора, а также жанра «страшилки». Изученные труды таких антропологов как М.Мид, О.Н. Гречина, М.В. Осорина, А.С. Архипова, А.А. Кирзюк, А. Дандес, Дж. Виктор послужили теоретической основой исследования. Эмпирическую базу исследования составили результаты анкетирования и сборники Михайлова Д.Д. «Страшные истории Якутии», Решетниковой-Осаковской А.В. «Страшные истории, поведанные Ириной Михайловной Максимовой» и Сосина И.М. «Абааһы туһунан кэпсээннэр» (Рассказы о злых духах).
Практическую значимость исследованию придает анализ эмпирических данных, полученных по результатам опроса 213 респондентов, проведенного в 2018 году, об их отношении к страшилкам и вере в реальность их образов и сюжетов.
Проведя библиографический анализ научных трудов, посвященных проблеме изучения устного народного творчества, автор высказывает мнение, что возникновение якутской страшилки явилось ответом на духовный кризис общества и разрыв традиционных социальных связей.
В своем исследовании автор уделяет внимание изучению и определению термина детская страшилка, страшный рассказ. Согласно автору, это «мифологические рассказы о страшном и ужасном, которое происходит по воле существ, предметов и явлений, наделенных сверхъестественными свойствами и возведенными в ранг демонологических персонажей. Рассказывание преследует конкретную цель – вызвать у слушателей переживание страха, необходимое для самоутверждения личности ребенка».
В своей работе автор также исследует предпосылки и историю возникновения страшилок как пласта устного народного творчества. Якутская страшилка появилась в 70-х годах ХХ века под влиянием процесса урбанизации и связанного с этим отхода от традиционных верований. По мнению автора, предпосылкой появления феномена современной страшилки явилось общественное переживание потери традиционной культуры и страх перед ней, на это указывает в первую очередь то, что табу нарушается как правило несведущими молодыми людьми или часто делается уклон на том, что описываются современные реалии.
Проведя исследование и интерпретацию результатов анкетирования, автор отмечает, что наиболее пугающие персонажи – это духи природы и злые призраки, а наиболее популярные мотивы – это оскорбление духов природы и последующее наказание, осквернение шаманских захоронений или вторжение в заброшенные дома, в которых обитают привидения. Также автор констатирует, что многие сюжеты и персонажи уже не являются уникальным якутским явлением, а имеют схожие черты с фольклором других народов.
Обобщив результаты своего исследования, автор приходит к заключению, что якутская страшилка не может быть определена исключительно как попытка детской социализации и творчества. Этот жанр устного народного творчества демонстрирует сильные консервирующие традиции свойства, так как в нем сохраняются традиционные мотивы и персонажи. Причиной возникновения страшилок в Якутии явился научно-технический прогресс, урбанизация и смена духовных ориентиров народа, отход от традиционной формы жизни и переход в новую. Несмотря на глобализацию и урбанизацию в Якутии сильны традиционные верования и религиозные шаманские практики, а страх иррационального все еще является частью мифологического мышления.
Представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что проблематика изучения современного фольклора представляет несомненный научный и практический культурологический интерес, который требует научного подхода и анализа. Выводы, сделанные автором, позволяют констатировать, что подобный опыт может служить основой дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует также адекватный выбор соответствующей методологической базы. Библиография позволила автору очертить научный дискурс по рассматриваемой проблематике (было использовано 29 источников, в том числе и иностранных).
Без сомнения, автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.