Статья 'Исследование феномена распространения современной китайской живописи посредством электронных средств массовой информации' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Исследование феномена распространения современной китайской живописи посредством электронных средств массовой информации

Янь Жуй

кандидат искусствоведения

аспирант, кафедра Теории и истории искусств, Моcковский педагогический государственный университет

109052, Россия, г. Москва, ул. Рязанский, 9

Yan rui

PhD in Art History

Postgraduate Student, Department of Theory and History of Art, Moscow Pedagogical State University

109052, Russia, Moscow, Ryazan str., 9

yanrui@bk.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2022.4.38521

EDN:

RHFRJM

Дата направления статьи в редакцию:

27-07-2022


Дата публикации:

19-08-2022


Аннотация: Развитие науки и техники способствует прогрессу общества и изменению образа жизни людей во всех аспектах, включая необходимые компоненты современной человеческой деятельности, такие, как обучение, общение и производство. Глядя на траекторию исторического развития культуры, мы можем увидеть, что наряду с научно - техническим прогрессом меняется не только социальная культура, но и способы нашего общения. Культура, находясь под влиянием совершенствования технологий, эффективно использует научно - технические средства для собственного развития, и развитие современной китайской живописи естественным образом интегрировано в нее. Эволюция науки и техники расширила способы коммуникации и распространения китайской живописи, а также формы представления художественных произведений. Поэтому многогранное влияние средств массовой информации и технологий на социальную культуру является предметом, требующим серьезного изучения.иМы должны эффективно использовать научно-технические средства для собственных целей, но не заменять ими живое общение. В настоящее время общество сталкивается с растущей тенденцией к использованию средств массовой информации в качестве средства коммуникации, что является неизбежной реальностью. Считается, что в будущем прогрессивные технологии могут помочь нам преодолеть ограничения большего количества коммуникаций и распространения информации и приблизить «медийное квази-взаимодействие» ближе к «реальному взаимодействию».


Ключевые слова:

живопись, Культура, медиаизация, Китай, технические средства, китайская живопись, коммуникация, распространение, техники, наука

Abstract: The development of science and technology contributes to the progress of society and changes the way of life of people in all aspects, including the necessary components of modern human activity, such as education, communication and production. Looking at the trajectory of the historical development of culture, we can see that along with scientific and technological progress, not only social culture is changing, but also the ways of our communication. Culture, being influenced by the improvement of technology, effectively uses scientific and technical means for its own development, and the development of modern Chinese painting is naturally integrated into it. The evolution of science and technology has expanded the ways of communication and dissemination of Chinese painting, as well as the forms of presentation of works of art. Therefore, the multifaceted influence of mass media and technology on social culture is a subject that requires serious study. We must effectively use scientific and technical means for our own purposes, but not replace live communication with them. Currently, society is facing a growing trend towards the use of mass media as a means of communication, which is an unavoidable reality. It is believed that in the future, progressive technologies can help us overcome the limitations of more communication and dissemination of information and bring "media quasi-interaction" closer to "real interaction".


Keywords:

painting, Culture, mediatization, China, technical means, chinese painting, communication, distribution, techniques, science

1. Потребность в обновлении средств коммуникаций (Традиционные способы коммуникации и обновление средств массовой информации)

Научно - технический прогресс принес с собой наиболее очевидный факт распространения современной китайской живописи при помощи средств массовой информации. По мнению канадского ученого Маршалла Маклухана, социально - культурные обмены и коммуникацию можно разбить на три этапа эволюции: первый этап — от первобытного общества примерно до 16 века, в котором социально-культурные обмены в основном осуществлялись в форме личных бесед; Второй этап, охватывающий период с XVI по ХХ век, способствовал социально - культурному переходу к печати; Третий этап - это XXI век, который переживает общество в настоящее время, когда электронные средства массовой информации становятся достоянием общественности, что влечет за собой глобальные изменения в сфере социально-культурного развития.

Китайская живопись с готовностью принимает эти культурные изменения, которые происходят с искусством во всем мире. Возникновение бесчисленных новых технологий участвует в создании и распространении современных китайских картин. Таким образом, можно увидеть, что перед публикой предстает символическое пространство, созданное различными медиа. В связи с этим возникает вопрос о том, не следует ли заменить традиционные средства коммуникации новыми средствами массовой информации, которые являются продуктом прогресса.

1.1 Коммуникация при личном общении и при помощи СМИ

История показывает, что эволюция человеческого общества неразрывно связана с социально-культурными методами распространения информации, с помощью которых можно рассматривать развитие и изменение современной китайской живописи в качестве отправной точки. Любая форма коммуникации и взаимодействия посредством СМИ включает в себя три основных элемента: отправитель, получатель и медиа. Любой коммуникационный процесс должен быть инициирован отправителем, а вся информация с момента ее передачи до принятия должна быть доступна в различных формах, таких, как речь, звук, изображение, текст или других цифровых формах.

Так называемая «коммуникация» должна основываться на взаимопонимании между субъектом (отправителем информации) и объектом (получателем информации), где целью является эффективно и правильно донести информацию до получателя, поэтому способ передачи играет очень важную роль. Здесь стоит провести детальный анализ медийной среды, в которой распространяется информация.

Коммуникативная система китайской живописи с обществом зависит от способов обмена информацией. Её распространение основывается на средствах, связывающих отправителя и получателя. Способы взаимодействия с китайской живописью можно разделить на две основные формы: первая - общение лицом к лицу между субъектом и объектом; вторая - субъект и объект, которые общаются через средства массовой информации.

В древнем обществе китайская живопись прошла через первую стадию обмена информацией, то есть самого традиционного способа коммуникации между двумя людьми: личного контакта между отправителем и получателем. Вербальная коммуникация является важной особенностью на данном этапе, поскольку в силу ограниченности технических средств в то время информация, сообщаемая обеими сторонами, не могла быть записана и передана на большие расстояния. Следовательно, предпосылкой этого наиболее традиционного способа коммуникации было то, что и субъект, и объект появляются в одно и то же время в одном и том же пространстве. Этот способ коммуникации является самым примитивным.

Второй и третий этапы информационного обмена можно описать как одностороннее общение субъекта или объекта со средствами массовой информации, при чем эти два этапа различаются только в самих средствах массовой информации. Начиная со второй стадии способ коммуникации, в котором язык являлся доминирующей модальностью, в значительной степени изменился. Мы обнаружили, что обе стороны субъекта и объекта не нуждаются в непосредственном общении лицом к лицу, а это означает, что коммуникация может осуществляться, даже когда две стороны разговора не находятся в одном и том же месте. Это стало возможным именно из - за появления средств массовой информации, которые существуют независимо от местонахождения участников коммуникации. Канадский ученый Маршалл Маклюэн считает: «СМИ — это внешнее расширение человека, которое позволяет нам смотреть и слушать, не ограничиваясь лишь нашими органами чувств».[1]

Понятно, что отправитель и получатель информации перешли с прямого вербального общения на коммуникацию посредством медиа. Например, на втором этапе коммуникации, с появлением технологии печати, напечатанная китайская живопись стала одним из важных заменителей оригиналов. Когда человек листает альбом с работами художника, сам автор отсутствует, а созданное автором изображение предстаёт перед зрителем, общаясь с ним за автора.

Если древнее общество было ограничено техническими средствами, и процесс вербального общения лицом к лицу не мог быть постоянным или продолжаться длительное время, то в процессе субъектно-объектно-медийного общения новые технологии могут помочь информации не кануть в лету. И даже непрерывная коммуникация больше не является проблемой. В связи с этим, текущий характер вербального общения и присущие ему особенности были изменены с помощью новых средств массовой информации, поэтому форма коммуникации также перешла от прямого общения к косвенному. В современном обществе технологии снова совершили огромный скачок, и общество вступает в эпоху компьютеризации средств массовой информации, что позволяет избавиться от ограничений, связанных со временем, пространством, окружающей средой и так далее. Всё это значит, что человечество стоит на пороге беспрецедентных изменений.

Не удивительно, что западные развитые страны уже давно вступили в эпоху электронных средств массовой информации, а Китай в XXI веке в полной мере открыл возможности для общения посредством медиа, поэтому использование электронных СМИ можно рассматривать как новую реальность. Электронная техника, имеющая доступ в Интернет, стала незаменима в работе и повседневной жизни. Телевизоры, компьютеры, мобильные телефоны и т.д. играют важную роль в культурной жизни Китая. Поэтому не удивительно, что обмен информации при помощи СМИ занял доминирующую позицию в современном обществе.

Эти перемены тесно связаны с развитием китайской живописи. Когда мы смотрим на экран компьютера или телефона, разглядывая китайскую живопись, то как внешний вид, так и внутренняя сила, заложенная в произведение автором, искажаются. Поэтому мы могли бы провести детальное сопоставление и изучение традиционных и современных методов коммуникации.

1.2 Переосмысление медиации коммуникации

Наиболее существенная разница между личным общением и общением людьми посредством СМИ заключается в том, что личный контакт представляет собой дискурсивную деятельность между субъектом и объектом, которая происходит в определенном месте. Обе стороны находятся в процессе взаимодействия и создают активную и эффективную связь, таким образом, участники диалога контролируют его течение. Наоборот, в условиях медиакоммуникации конечной целью отправителя информации является получатель информации, но для её передачи необходимо использовать посредника, которым являются СМИ. Точность, эффективность и управляемость такой коммуникации не полностью контролируются «людьми», а во многом зависят от эффективной работы медиа.

Прежде всего, мы можем понимать традиционное личное общение как процесс двустороннего взаимодействия, где существует возможность обмена ролями субъекта и объекта. Отправитель информации, передавая сообщение, вкладывает в него определенный смысл, который получатель обдумывает в процессе разговора и формулирует ответ, озвучив который, он превращается в отправителя информации. Обмен мнениями в процессе общения и является активной коммуникацией. Поэтому субъект и объект при личном общении относительно не стеснены, и смена ролей не только возможна, но и неизбежна.

Однако в контакте, где посредником выступает СМИ, доминирующими формами коммуникации становятся неинтерактивный односторонний вывод информации и ее пассивный прием. Британский ученый Томпсон после проведенных исследований пришел к следующему выводу: «Развитие технологии СМИ еще больше усиливает пространственное опосредование результатов социального взаимодействия. Средства массовой информации решают проблему передачи данных в пространстве и времени, но это реализуется специфическим образом и допускает ряд недопониманий между объектом и субъектом. Поскольку массовая коммуникация приводит к существенному разрыву между смыслом, который вкладывает отправитель и тем, что доходит до получателя, то такое взаимодействие мы можем описать как «опосредованное квазивзаимодействие». Взаимодействие передачи является полностью односторонним, общение между получателем и отправителем информации очень ограничено, и этот вид коммуникации является «квазиинтерактивным».[2]

Очевидно, что в условиях, когда отправитель информации передает сообщение с помощью определенных средств, то получатель информации не находится в том же самом месте, поэтому такое взаимодействие называется односторонним, а отношения между субъектом и объектом неинтерактивными. Хоть получатель и может ответить отправителю, такой процесс явно уступает в скорости общения обычному диалогу и не гарантирует, что отправитель получит обратную связь. Поэтому сложно назвать такой вид связи эффективной коммуникацией.

Во-вторых, при личном общении, поскольку субъект и объект имеют полную свободу выбора темы, а роли отправителя и получателя информации могут меняться местами, процесс общения зависит от двух человек, так что содержание разговора может меняться, а темы часто переходят от одной к другой, поэтому диалог принимает неожиданное направление. Такой разговор всегда динамичен, и именно это заставляет людей получать удовольствие от беседы.

Однако двусторонняя симметрия диалога не может быть обеспечена в условиях разговора при помощи средств массовой информации. Информация передаётся получателю в одностороннем порядке, что исключает возможность обмена ролями. Получатель взаимодействиует со средствами массовой информации, а не с автором сообщения,. Поэтому равноправных отношений между субъектом и объектом не может быть; автор не видит реакции получателя. Британский ученый Томпсон называет такой вид коммуникации «квазивзаимодействием», то есть «виртуальной коммуникацией», при которой обе стороны взаимодействия не находятся в одном месте действия, а обратная связь от получателя не будет оказывать прямого воздействия на отправителя информации.

В-третьих, механическая передача исходной информации посредством медиа ослабляет эмоциональную составляющую, заложенную отправителем. Китайская живопись - это не только способ коммуникации, но и передача чувств, наполненных духовным содержанием. Обмен мнениями – это участие заинтересованного субъекта и объекта в диалоге. Каждый участник – это целостная и уникальная личность. В ходе любого диалога отправитель сообщения может не только интегрировать собственные чувства, мысли и интересы в процесс общения, но и индивидуально интерпретировать полученные ответы, чтобы перейти к следующему витку диалога. Нетрудно обнаружить, что тема и содержание беседы всегда тесно связаны с культурной грамотностью обеих сторон и эпохой, в которой они живут. Поэтому личный диалог может быть осуществлен только в форме личной беседы.

Однако основная форма общения в современной китайской живописи сменилась на общение со средствами массовой информации, и процесс диалога перестал существовать. Большая часть того, с чем сталкивается общественность, представляет собой смоделированную ситуацию, которая проявляется в процессе обработки и передачи сообщений через средства массовой информации, что сильно ограничивает процесс коммуникации. Британский медийный социолог Дэвид Барретт в своей книге «Социология медиа» отметил: «В отличие от наших предшественников, наши знания не основаны на нашем непосредственном опыте. Наши знания опосредованы, поскольку нам приходится полагаться в основном на информацию, предоставляемую СМИ». [3] Перед лицом большой аудитории медиа должны передавать очень широкий спектр информации, которая является стилизованной и обработанной, что исключает высказывание личного мнения, а лишь отображает факты, поэтому эмоции отправителей в значительной степени умаляются и исключают возможность оживленного диалога.

2. Две стороны зависимости от технологий

В настоящее время общество сталкивается с растущей тенденцией к использованию средств массовой информации в качестве средства коммуникации, что является неизбежной реальностью. Довольно однобоко говорить, что общение при помощи средств массовой информации, имеет только отрицательные стороны. Оно имеет свои преимущества, которые стоит отметить (см. Таблица 1. Сравнение личного общения и коммуникации посредством СМИ).

Во-первых, коммуникация посредством СМИ изменила ситуацию, когда информация не может быть закреплена и сохранена в течение длительного времени. Напротив появилась возможность распространять данные в больших количествах и передавать их на большие расстояния с помощью современной техники. Несмотря на то, что личное общение является реальным и непосредственным, его невозможно начать, пока субъект и объект не встретятся. Появление средств массовой информации решает эту проблему. Хоть качество коммуникации и снижается, СМИ снимает ограничение на присутствие обеих сторон разговора, что является историческим шагом вперед в вопросе коммуникации.

Во - вторых, информация, обрабатываемая с помощью СМИ может распространяться в широких масштабах. Недостаток личного общения становится преимуществом в общении при помощи СМИ. Особенности коммуникации лицом к лицу обусловили тот недостаток, что информация должна распространяться на небольшой территории, что явно не соответствует стремительному развитию современного общества. Опосредованная коммуникация может помочь более массово распространять информацию. Например, Интернет — это глобальная система связи, поэтому ее можно назвать публичным пространством мирового масштаба, в котором произведения искусства со всего мира могут сообщаться друг с другом. Сетевая коммуникация — это не только простая передача информации, но и повышение осведомленности о художественной культуре и рыночном обращении в разных странах, что стимулирует развитие культурной глобализации. В этой огромной публичной сфере, созданной электронными СМИ, любой субъект и объект имеют право на свободный доступ к информации. Широкий спектр распространения информации является несомненной объективной реальностью, но процесс коммуникации при этом не обладает достаточной фундаментальностью.

Вид коммуникации

Личное общение

Общение посредством медиа

Структура

Отправитель и получатель информации

Отправитель, получатель информации, посредник (медиа)

Характерная черта

Прямое объектно-субъектное общение

Опосредованная связь между субъектом и объектом

Двустороннее взаимодействие

Одностороннее взаимодействие при отправке и получении информации

Преимущества

Представляет собой двустороннее взаимодействие и имеет возможность смены ролей

Не ограничивается отсутствием объекта или субъекта

Коммуникативный процесс имеет симметричное взаимодействие

Информация может быть закреплена или сохранена в течение длительного времени

Способствует эмоциональному общению между субъектом и объектом

Масштабность распространения информации

Недостатки

Неспособность закрепить или сохранить информацию в течение длительного времени

В основном, одностороннее взаимодействие при отправке и получении информации

Обязательно присутствие субъекта и объекта

Квазиинтерактивная форма при виртуальном общении с помощью медиа

Распространение информации очень ограничено

Моделируемая коммуникация посредством медиа

Таблица 1. Сравнение личного общения и коммуникации посредством СМИ

3. Заключение

Общение при помощи медиа и популяризация средств массовой информации являются основными тенденциями развития общества. Мы должны эффективно использовать научно-технические средства для собственных целей, но не заменять ими живое общение. Развитие средств массовой информации должно рассматриваться как дополнение к традиционным способам коммуникации, и не ставить перед собой цель в их ликвидации. Новые технологии позволяют сделать возможным взаимодействие между субъектом и объектом без их личного присутствия в данный момент времени в одном месте. Разговор при помощи медиа имеет свои недостатки, но эффекта взаимодействия довольно близкого к реальному можно достичь при создании определенных условий и вовлеченности в этот процесс объекта и субъекта. Считается, что в будущем прогрессивные технологии могут помочь нам преодолеть ограничения большего количества коммуникаций и распространения информации и приблизить «медийное квази-взаимодействие» ближе к «реальному взаимодействию».

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
References
1.
2.
3.
4.
5.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Человек и культура» автор представил свою статью «Исследование феномена распространения современной китайской живописи посредством электронных средств массовой информации», в которой проведено исследование влияния коммуникации посредством современных технологий на восприятие и распространение предметов китайского искусства.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что научно - технический прогресс принес играет ключевую роль в распространении современной китайской живописи при помощи средств массовой информации. китайская живопись с готовностью принимает глобальные социокультурные изменения. Возникновение бесчисленных новых технологий участвует в создании и распространении современных китайских картин. Таким образом, как отмечает автор, можно увидеть, что перед публикой предстает символическое пространство, созданное различными медиа.
К сожалению, автором в статье не представлен материал по актуальности, научной новизне исследования, отсутствует информация по научной обоснованности проблематики. Методологическую базу исследования составил социокультурный, компаративный и исторический анализ.
Цель данного исследования заключается в анализе влияния современных видов коммуникации на распространение образцов китайского искусства.
Для достижения цели автор разделил текст статьи на логически обоснованные параграфы. Опираясь на теорию М. Маклюэна, автор выделяет три основных этапа развития социокультурного обмена и коммуникации: первый этап — от первобытного общества примерно до 16 века, в котором социально-культурные обмены в основном осуществлялись в форме личных бесед; второй этап, охватывающий период с XVI по ХХ век, способствовал социально - культурному переходу к печати; третий этап - это XXI век, который переживает общество в настоящее время, когда электронные средства массовой информации становятся достоянием общественности, что влечет за собой глобальные изменения в сфере социокультурного развития.
В первом разделе «Потребность в обновлении средств коммуникаций (Традиционные способы коммуникации и обновление средств массовой информации)» автор исследует сущность коммуникационного процесса и особенности его развития в зависимости от технологического прогресса. Как утверждает автор, современное общество живет в эпоху развитых информационных технологий, все более становится востребованным способ коммуникации посредством медиа, обмен информации при помощи СМИ занял доминирующую позицию в современном обществе, поэтому использование электронных СМИ можно рассматривать как новую реальность.
Коммуникативная система китайской живописи с обществом, как отмечено автором, зависит от способов обмена информацией. Её распространение основывается на средствах, связывающих отправителя и получателя. Способы взаимодействия с китайской живописью можно разделить на две основные формы: первая - общение лицом к лицу между субъектом и объектом; вторая - субъект и объект, которые общаются через средства массовой информации.
Согласно мнению автора, современный вид коммуникации сложно назвать эффективным по ряду причин: взаимодействие передачи является полностью односторонним, общение между получателем и отправителем информации очень ограничено, обратная связь может происходить с большой задержкой во времени, автор не видит реакции зрителя, передача исходной информации посредством медиа ослабляет эмоциональную составляющую. Вышеуказанные причины, по мнению автора, лишь умаляют художественную и эмоциональную ценность произведения искусства.
Во втором разделе «Две стороны зависимости от технологий» автором приведены аргументы в защиту современного способа коммуникации посредством электронных технологий, а именно: возможность сохранять большие объемы данных и передавать их на большие расстояния с помощью современной техники; во-вторых, это широкий охват принимающей аудитории, объекта коммуникации и свободный доступ к информации. Свои исследования автор оформил в таблицу, отражающую основные преимущества электронного общения.
В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала и даны рекомендации относительно эффективного и разумного использования достижений технологического прогресса в трансляции культурных объектов.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение роли и влияния современных технологий как на повседневное общение, так и на трансляцию произведений искусства представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Однако библиографический список исследования состоит всего лишь из 5 источников, что представляется явно недостаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике. Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Тем не менее, статья содержит ряд недоработок и фактических ошибок (например, написание имени Маршалл Маклухан) и нуждается в редакторской и корректорской правке. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения всех указанных выше недостатков.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.