по
Urban Studies
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Urban Studies" > Contents of Issue № 01/2020
This issue is currently being formed. All articles presented on this page have already been included in this issue, are considered published, and will remain unchanged in the final version of the issue along with other metadata of the articles.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Слабуха Александр Васильевич, PhD in Architecture, slabuha@mail.ru
Contents of Issue № 01/2020
Социология и демография
Koval'zhina L.S. - The concept of “Healthy Cities” and health-saving behavior of urban population: sociological analysis pp. 1-10

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.1.31864

Abstract: This article presents analysis of concept and objectives of World Health Organization initiative “Healthy Cities”, developed in accordance with the Future Earth 2025 Vision. Attention is focused on the relevant documents and basic conceptual principles of the project. The WHO European Healthy Cities Network along with the peculiarities of Russian project are described. The author provides a forecast of the Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Human Wellbeing regarding the improvement of sanitary-epidemiological wellbeing of the population.  The article discusses the results of sampling observation of behavioral factors affecting public health conducted by the Russian Federal State Statistics Service in 2013, 2018, 2019; as well as fragment of the sociological survey results carried out by the author in 2013 and 2017 among the school and university students of Tyumen Region. The scientific novelty is associated with result acquired by the author from the analysis of secondary empirical data; as well as the formulated conclusions on the relevance of comprehensive approach towards preservation of health of urban population, need for creating equal access of all population groups to quality infrastructure, as well as prevention, diagnostics, treatment of diseases alongside restoration, preservation and improvement of health. It is recommended to use international and Russian experience of “Healthy Cities” initiatives for encouraging health-saving behavior of urban population, and development similar project “Healthy Village” for rural population.
Architecture and Environment
Kozyrenko S.M., Babenko S.N. - Analysis of formation of the environment of the Orthodox rehabilitation centers pp. 11-33

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.1.32111

Abstract: The subject of this research is presented by the peculiarities of formation of special environment contributing to active rehabilitation of the addicts and their return to society. The study is dedicated to the impact of spatial and object environment of the Orthodox retreats upon those who desire to get free from addictions, and how it becomes an environment for active psychotherapy. The amount of Orthodox rehabilitation centers grows each year, so is the number of addicts who voluntarily choose the retreats for rehabilitation in the ascetic living conditions. The scientific novelty consists in viewing the Orthodox rehabilitation centers as a conceptual environment, encouraging the addicts to recovery. Religious experience of drastic changes in person’s life as a result of his functional isolation as an addict, and living in a conceptually arranged environment, creates motivation to recovery. The research offers a review of specialized rehabilitation centers that reproduce the characteristics of Orthodox settlements of secluded type. The nature of design solution, formed as a sacredly important visual text of an Orthodox monastery/settlement, is considered as determining the worldview values and capable of shifting the idea of repentance and further revival in faith, which reveals the semantic constructs of the design [1]. The main conclusions lies in the fact that the impact of architectural environment upon the emotional state and behavior of a person allows considering the practice of Orthodox seclusion productive for overcoming the crisis states of the people defined as a result of chronic alcohol consumption and stimulants.
Glatolenkova E. - Architecture of residential environment in the settlements along the Chinese Eastern Railway pp. 34-48

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.1.32316

Abstract: This article examines the peculiarities of formation of residential areas along the Chinese Eastern Railway (CER); analyzes the pattern of settlements; and examines the architectural nuances of residential buildings. The object of this research is the architectural urban development peculiarities of Russian railroad stations on the territory of Northern Manchuria. The subject of this research is the residential environment in the settlements along the Chinese Eastern Railway. The chronological framework covers the first three decades of the XX century: beginning of construction and first years of exploitation of the railway, characterized by active urban development process and creation of full-fledged environment for accommodation of construction workers, railway workers, migrants from Russia, Southern Manchuria and mainland China. The theoretical foundation for this study consists in the systemic-axiological approach, according to which the culture defines the system of materialistic and spiritual values passed from one generation to another, and allows determining the value grounds of cultural interaction and its panhuman significance. The work explores the peculiarities of architecture and urban development in the settlements along CER. Study is carried out on the construction process of the railway and living conditions of first workers, approaches towards design of the stations of the main line and the southern branch, as well as architecture of residential building of the settlements. The author considers the impact of Russian environment upon the existing Chinese cities, and the use of the traditional Chinese approaches in the projects by the Russian engineers and architects.
Fedchenko I.G., Chui Y.V., Kamalova K.V. - Trends in formation of residential areas at the beginning of the XXI century pp. 49-67

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.1.29356

Abstract: This article is dedicated to the research on current trends in formation of residential areas of the early XXI century. The dynamic of development of modern cities forms new perceptions on advancement of living spaces. The increase of mobility, multifunctionality, problems of social stratification, segregation, as well as growing dynamic of functional integration of production activity into residential environment and formation of socio-iconological worldview of society lead to visual transformation of residential areas. The global experience of city planning is being infiltrated by the newest 3D-planning solutions of residential development projects, forming new structural components of public spaces, and change social-functional characteristics of residential architecture, which is of particular interest for the modern theory of urban development. The article generalizes the development patterns of urbanized territories of large cities that impact the emergence of new forms of living spaces, new types of public spaces, and residential architecture. Characteristic is given to the modern principles of formation of residential areas. The research is carried out with financial support from the Russian Foundation for Basic Research in the context of scientific project No.18-312-00177.
Социология и демография
Breslavskii A.S. - Urbanization processes in the Sakha Republic (Yakutia): the dynamics of key parameters (1989-2018) pp. 68-81

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.1.32402

Abstract: This article analyzes the key parameters of urbanization in the Sakha Republic (Yakutia) on the background of urbanization processes in other republics in the East of Russia during the period from 1988 to 2018. Attention is paid to the dynamics of demographic development of the cities and workers’ settlements, changes in the structure of urban localities in the republic associated to abolishment of the settlements and turning them into the rural localities. The article also demonstrates which factors affected density or urban population in Yakutia, as well as analyzes the sources and vectors of continuing urbanization. The research leans on the extensive corpus of official statistical data on 11 cities and 67 urban-type settlements acquires based on the results of All-Union Census of 1989, Russian Censuses of 2002 and 2010, and special statistical examinations of Rosstat and its regional branck in the Sakha Republic (Yakutia) conducted in 2011-2018. The conclusion is made on the overall deceleration of urbanization processes in the republic for the past 30 years. These changes were associated with restructuration of the regional industry, particularly reduction of urban-type settlement for 27 localities – from 67 to 40. At the same time, population of majority of the cities and settlements during the period from 1990 to 2018 was decreasing; however, the rapid demographic growth of Yakutsk partially compensated for these losses. It is concluded that urban population was concentrated mostly in the capital and its environs, as well as the largest cities of the republic – Neryungri, Mirny, Lensk and Aldan.
Architecture and Environment
Kozyrenko I.S. - Contemporary styles and images in Harbin architecture pp. 82-103

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.1.32190

Abstract: The object of this research is the contemporary architecture of Harbin, which is currently developing as a megalopolis of the Northeast of China. The subject of this research is the architectural peculiarities of cultural public objects, built in the first decade of the XXI century. At the present time, Harbin determines the old districts of the Russian period of development of the city; new building imitating historical architectural styles; and unique objects of cultural designation. The authors of exclusive projects and the Chinese architectural firms that recently improves their rating not only in China, but also abroad. The scientific novelty is defined by the rapid construction rates in Harbin and formation of its new architectural image. The article is first to explore contemporary architecture of the unique objects for the purpose of determination of stylistic and imagery characteristics. This would allow forecasting future development of architectural environment of the “Russian Atlantis”. The main conclusion consists in the fact that Harbin actively develops cultural functions that increase its status as an international tourism center. Chinese and foreign architectural firms are attracted to design of the objects. Their works indicate the search of memorable and remarkable objects with attached profound semantic meaning. Contemporary architectural objects reflect history, culture and traditions of China, as well as innovative approaches to the formation of urban environment.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Содержание № 01, 2020
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Слабуха Александр Васильевич, кандидат архитектуры, slabuha@mail.ru
Содержание № 01, 2020
Социология и демография
Ковальжина Л.С. - Концепция «Здоровые города» и здоровьесберегающее поведение городского населения: социологический анализ c. 1-10

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.1.31864

Аннотация: В статье представлен анализ концепции и задач проекта Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровые города» развиваемого в соответствии с видением «Будущее Земли 2025» (Future Earth 2025). Акцентируется внимание на актуальных документах проекта, основных концептуальных положениях. Описана Европейская сеть ВОЗ «Здоровые города» и особенности российского проекта. Представлен прогноз Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Обсуждаются результаты выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения, проводимое Федеральной службой государственной статистики в 2013 г., 2018 г., 2019 г., а так же фрагмент результатов социологического исследования, проведенного автором в 2013 г., 2017 г. среди школьников и студентов Тюменской области. Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического подходов с применением методов анализа, анкетирования, обобщения, сравнения, синтеза. Научная новизна связана с полученными автором результатами анализа вторичных эмпирических данных, а также сформулированными выводами об актуальности комплексного подхода к сохранению здоровья городского населения, необходимости создания равных условий доступа всех групп населения к качественной инфраструктуре профилактики, диагностики, лечения заболеваний, восстановления, сохранения и улучшения здоровья. Предлагается использование международного и российского опыта программ "Здоровые города" для стимулирования здоровьесберегающего поведения горожан и формирования направлений здоровьесбережения сельского населения «Здоровое село» (и других видов поселений).
Aрхитектура и среда
Козыренко С.М., Бабенко С.Н. - Анализ формирования среды православных реабилитационных центров c. 11-33

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.1.32111

Аннотация: Предмет исследования представлен особенностями формирования специальной среды, способствующей активному выздоровлению зависимых и возвращению их в общество. Исследование посвящено тому, как влияет пространственная и предметная среда православных обителей на желающих излечиться от пристрастий, и каким образом она становится средой активной психотерапии. Число православных реабилитационных центров с каждым годом возрастает. Также возрастает и число зависимых, которые добровольно выбирают обители, в которых реабилитация проходит в аскетичных бытовых условиях. Методы исследования: архитектурный анализ формирования среды обитанияправославных центров; исторический и аналитический методы в изучении особенностей пространственной организации; метод натурного обследования. Научная новизна исследования заключается в том, что среда православныхреабилитационных центров рассматривается как концептуальная, мотивирующая больных к выздоровлению. Вероисповедный опыт радикальных перемен в жизни человека, произошедших в результате его функциональной изоляции как зависимого, и проживание в концептуально проектируемой среде, обнаруживает мотивацию к выздоровлению. Исследование предлагает обзор специализированных реабилитационных центров, проектное решение которых не соотносится с типовыми «казенными» учреждениями, а воспроизводит характеристики православных поселений затворного типа. Характер проектного решения, сформированного как сакрально значимый визуальный текст православного монастыря/поселения полагается определяющим мировоззренческие ценности и способен осуществить перенос идеи покаяния и последующего возрождения в вере, что обнаруживает смысловые конструкты проектирования [1]. Основным выводом исследования признается тот факт, что влияние архитектурной среды на состояние, эмоциональность и поведение человека позволяет предположить практику православного затвора результативной для преодоления кризисных состояний граждан, определившихся в результате хронического употребления алкоголя и стимулирующих веществ.
Глатоленкова Е.В. - Архитектура жилой среды в поселениях вдоль Китайско-Восточной железной дороги c. 34-48

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.1.32316

Аннотация: В представленной публикации изучаются особенности формирования жилой среды поселений вдоль Китайско-Восточной железной дороги: дается анализ планировочной организации поселений, изучаются архитектурные особенности жилых зданий. Объектом исследования являются архитектурно-градостроительные особенности русских железнодорожных станций на территории Сeверной Маньчжурии; предметом исследования – жилая среда в поселениях вдоль Китайско-Восточной железной дороги. Хронологические рамки охватывают первую треть XX века: начало строительства и первые годы эксплуатации дороги, характеризующиеся активным градообразующим процессом и созданием полноценной среды для жизни строителей, рабочих-железнодорожников, переселенцев из России, Южной Маньчжурии и внутреннего Китая, русских эмигрантов. Теоретической основой исследования является системно-аксиологический подход, согласно которому культура определяет систему материальных и духовных ценностей, передаваемых от одного поколения к другому; позволяет определить ценностные основы культурного взаимодействия и его общечеловеческое значение. Методика основана на общенаучных методах эмпирического исследования, методах анализа и синтеза, включающих структурно-функциональный, градостроительный анализ, натурное обследование, проведенное в ходе экспедиции 2018 и 2019 гг., фотофиксацию. Исследуются особенности архитектуры и градостроительства жилой среды в поселениях КВЖД. Изучаются ход строительства дороги и условия жизни первых рабочих, подходы к проектированию станций главной линии и южной ветви, архитектура жилых зданий железнодорожных поселений. Рассматривается влияние русской среды на существующие китайские города и использование традиционных китайских приемов в проектах русскими инженерами и архитекторами.
Федченко И.Г., Чуй Я.В., Камалова К.В. - Тенденции формообразования жилых территорий в начале ХХI века c. 49-67

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.1.29356

Аннотация: Статья посвящена исследованию современных тенденций формообразования жилых территорий в начале ХХI века. Динамика развития современных городов формирует новые представления о развитии объектов жилой среды. Повышение мобильности, многофункциональности, проблемы социальной стратификации, сегрегации, а также нарастающая динамика функциональной интеграции производственной деятельности в жилую среду, формирование социально-экологического мировоззрения общества приводят к видоизменению жилых территорий. В мировую практику градостроительства проникают новейшие объемно-планировочные решения проектов планировок жилой среды, складываются новые структурные компоненты общественных пространств, изменяются социально-функциональные характеристики архитектуры жилища, что представляет особый интерес в современной теории градостроительства. В качестве метода исследования определен анализ материала натурных обследований, картографирование и анализ проектных первоисточников. Приводятся авторский материал натурного обследования жилых территорий России, Германии, Венгрии, Австрии, Финляндии; результаты анализа литературных источников, проектных предложений наиболее выразительных примеров современных объектов жилой среды. В статье обобщены закономерности развития урбанизированных территорий крупных городов, влияющие на возникновение новых форм жилых планировочных единиц, новых типов общественных пространств и архитектуры жилища. Дается характеристика современных принципов формообразования жилых территорий. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-312-00177.
Социология и демография
Бреславский А.С. - Процессы урбанизации в Республике Саха(Якутия): динамика ключевых параметров (1989–2018) c. 68-81

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.1.32402

Аннотация: В статье проанализированы ключевые параметры урбанизации в Республике Саха(Якутия) на фоне урбанизационных процессов в других республиках на Востоке России в период с 1989 по 2018 гг. Автор обращает внимание на динамику демографического развития городов и рабочих поселков, изменения в структуре городских населенных пунктов в республике, связанные с упразднением поселков, их переводом в категорию сельских населенных пунктов. В статье показано также, как и в связи с чем изменялся удельный вес городского населения в Якутии, проанализированы источники и направления продолжающейся урбанизации. Исследование опирается на широкий корпус официальных статистических данных по 11 городам и 67 поселкам городского типа, полученных по итогам Всесоюзной переписи 1989 г., Всероссийских переписей 2002, 2010 г., а также в результате специальных статистических обследований Росстата и его регионального отделения в Республике Саха(Якутия) в 2011–2018 гг. Автор делает вывод об общем замедлении процессов урбанизации в республике в последние 30 лет. Эти изменения были связаны с реструктуризацией промышленности региона и выразились, в частности, в сокращении численности поселков городского типа на 27 поселений – с 67 до 40. При этом население большинства городов и поселков в 1990–2018 гг. сокращалось, одна бурный демографический рост Якутска частично восполнил эти потери. Как итог: городское население все в большей степени концентрировалось в столице и ее пригородах, а также в наиболее крупных городах республики (Нерюнгри, Мирный, Ленск, Алдан).
Aрхитектура и среда
Козыренко И.С. - Современные стили и образы в архитектуре Харбина c. 82-103

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.1.32190

Аннотация: Объектом исследования стала современная застройка Харбина, который в настоящее время развивается как крупный мегаполис северо-востока Китая. Предметом исследования являются архитектурные особенности культурно-общественных объектов, построенных в первое десятилетие XXI в. В настоящее время в застройке города выделяются старые районы русского периода развития города, новая застройка, имитирующая исторические архитектурные стили, и уникальные объекты культурного назначения. Авторами эксклюзивных проектов являются китайские архитектурные фирмы, которые в последнее время подняли свой архитектурный рейтинг не только в Китае, но и за рубежом. Методы исследования: архитектурный анализ формирования современной застройки города; комплексный и территорий методы, пофакторный анализ и средовой подход, метод натурного обследования, метод архитектурной имитации. Новизна проведенного исследования определена активными темпами строительства Харбина и формированием нового его архитектурного образа. Впервые изучается современная архитектура уникальных объектов с целью не только определить их стилистические характеристики, но и образные особенности. Это позволит прогнозировать дальнейшее развитие архитектурной среды «Русской Атлантиды». Основными выводами проведенного исследования является то, что в Харбине активно развиваются культурные функции, которые повышают его статус туристического международного центра. К проектированию объектов привлекаются как зарубежные, так и китайские архитектурные фирмы. В их работах отмечается не решение стилистических особенностей сооружений, а выделяется поиск ярких, запоминающих образов, которым они придают глубокое смысловое значение. В современных объектах в архитектурной форме отражаются история, культура, традиции Китая, а также инновационные направления формирования городской среды.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"