Психология и Психотехника - рубрика Личностный рост
по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Рубрика "Личностный рост"
Личностный рост
Засельская Н.В. - К вопросу о психологии антистарения
Аннотация: В статье исследуются изменения в интеллектуальном и психическом аспекте людей, достигших преклонного возраста. Исследуются причины ухудшения показателей тестирования IQ в пожилом возрасте. Приведены примеры долгожителей, проводивших интенсивную интеллектуальную деятельность в старческие лета. Обосновывается создание психологических методов антистарения как способа успешного противодействия влиянию возрастных изменений на интеллектуальную и профессиональную деятельность человека.
Евсевичева И.В. - Профессиональное образование как жизненный выбор
Аннотация: методом интервью исследовались причины, побудившие дипломированных специалистов с опытом работы (10 респонденток) получить второе высшее (психологическое) образование. Установлено, что «работать психологами» намерены менее половины участниц исследования. Можно предположить, что психологическое образование имеет самостоятельную ценность. Его можно рассматривать как этап личной истории, вне зависимости от подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Позина М.Б. - Самооценка параметров умственного труда в контексте реальных достижений
Аннотация: казалось бы на уровне научного сознания смысл понятия «самооценка» должен ассоциироваться с сопряженным понятием «объективная оценка самооценки», отвечая на вопрос: «А что в реальности?». Однако комплементарность этих понятий не сразу и не всегда осознается. Растет количество исследований с использованием лишь субъективных данных, экспериментальных же работ, в которых сопоставляются самооценки результатов интеллектуальной деятельности с успешностью ее выполнения, крайне мало. Автор предлагает подход, ориентированный на разработку методик самооценки основных аспектов умственного труда, в котором используется контекстный анализ объективных и субъективных результатов. Самооценочное мышление влияет на когнитивные, информационные возможности индивида, на его интеллектуальное поведение.
Спиридонова Ж.В. - Очень талантливая и очень злая
Аннотация: В данной статье я анализирую основные идеи К.Хорни. В статье речь идет о базальной тревоге, самоанализе, невротических потребностях, психологии женщины.
Корешкова Л.А. - РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «ИНТЕЛЛЕКТ»

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.7535

Аннотация: В статье рассматривается педагогическая технология «ИнтеллекТ», позволяющая развивать интеллектуальные способности учащихся. Автор описывает концептуальные положения педагогической технологии, обосновывает ее системный характер. Важным элементом педагогической технологии является особый школьный предмет «ИнтеллекТ», основной задачей которого является развитиенадпредметной компетентности школьников. Автором поясняется структура данного урока, приводятся примеры развивающих заданий.
Л.П. Буева - Личность как сохранение единства c. 0-0
Аннотация: Аннотация: Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии. Я говорю «я» раньше, чем осознал себя личностью. «Я» первично и недифференцированно, оно не предполагает учения о личности. «Я» есть изначальная данность, личность же есть заданность. Я должен реализовать в себе личность и эта реализация есть неустанная борьба. Сознание личности и реализация личности болезненны. Личность есть боль, и многие соглашаются на потерю в себе личности, так как не выносят этой боли.
Литвинова А.В. - Влияние психологической сепарации от родителей на целеполагание студентов из неполных семей c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.3.33684

Аннотация: Психологическая сепарация рассматривается как детерминанта развития целеполагания в студенческом возрасте. Предметом исследования являются взаимосвязи характеристик психологической сепарации (эмоциональная, функциональная, аттитюдная, конфликтная) и целеполагания (ценностно-смысловой (ценности-цели, ценности-средства, смысложизненные ориентации) и операционный (система саморегуляции произвольной активности) уровни) у юношей и девушек из неполных семей. Выборка состояла из 49 студентов (18 юношей, 31 девушка). Использовались опросники: Psychological Separation Inventory (PSI) (J. Hoffman, 1984), адаптация В.П. Дзукаева, Т.Ю., Садовникова, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой. Выявлены достоверные различия психологической сепарации от родителей, ценностно-смысловых и операционных характеристик целеполагания у юношей и девушек из неполных семей. Представлены статистически значимые взаимосвязи изучаемых характеристик. Влияние психологической сепарации от родителей на ценности-цели и ценности-средства, жизненные стратегии и индивидуальные особенности саморегуляции активности юношей и девушек из неполных семей, в процессе постановки и достижения целей, проанализированы в логике функционального подхода В.К. Шабельникова. Новизна исследования заключается в уточнении роли психологической сепарации от родителей в развитии ценностно-смысловых и операционных характеристик целеполагания в студенческом возрасте.
О.И. Кучерявенко - Индивидуация как понятие c. 13-19
Аннотация: Главная идея юнговской психологии заключается в процессе индивидуации. Она совершается на протяжении всей жизни. Следуя этому процессу, человек постоянно приближается к идеальной целостной личности, определенной Божьим промыслом. Автор пытается рассмотреть концепцию индивидуации в критико-аналитическом аспекте.
Каширский Д.В., Сабельникова Н.В. - Личностные ценности российских и американских студентов c. 28-39

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.2.26936

Аннотация: В статье представлены результаты сопоставительного анализа личностных ценностей российских и американских студентов. В кросс-культурном исследовании приняли участие студенты Калифорнийского университета в Дейвисе (University of California at Davis, UCD) (192 чел.) и студенты барнаульских вузов (240 чел.). Возраст участников исследования от 17 до 23 лет. Объектом исследования является ценностно-смысловая сфера личности. Предмет исследования - личностные ценности в период поздней юности. Исследование направлено на выявление сходства и различий личностных ценностей американских и российских студентов. Использованы эксплицитные методы, раскрывающие содержание ценностей субъекта на уровне присутствия их в сознании в виде значений и имплицитные методы, позволяющие вскрыть семантическую окраску присвоенных субъектом ценностей. Выявлены сходства и различия в ценностных приоритетах представителей разных культурных групп. Так, к универсальным культурным ценностям могут быть отнесены ценности семейной жизни, любви, наличия хороших и верных друзей, полной самореализации; к числу наименее приоритетных в обеих выборках отнесены: вера в Бога, высокий социальный статус и управление людьми, творчество, патриотизм и любовь к Родине. Специфическими, культурно обусловленными, ценностями для российской молодежи являются аффилятивные и материальные ценности, а для студентов американского вуза - познание нового в мире, природе, человеке, получение высокого образования и ценность времени. Полученные результаты позволяют глубже понять культурную детерминацию психического развития личности и вносят вклад в разработку проблемы ценностей в психологии.
А.В. Цветков, Д.И. Миронов - О подходах к изучению образа "я" в отечественной и зарубежной психологии c. 34-42
Аннотация: описаны теоретические подходы к проблеме Я-образа в российской и зарубежной психологии с конца XIX до конца XX века. Показано, что развитие теории «Я» в России и за рубежом шло параллельно, были выделены обязательно присутствующие компоненты: а) установочно-оценочный, направленный на корректировку своего поведения и постановку его целей в будущем; б) образ своей социальной среды; в) образ себя — своего поведения, тела, эмоционально личностной сферы. Эти компоненты приведены по убыванию их значимости для личности.
Ростовцева М.В., Попов В.В., Дулинец Т.Г., Смирнова Л.Э., Авдеева Т.Г. - Психологическое благополучие и экзистенциальная исполненность в позднем юношеском возрасте c. 42-54

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38293

EDN: TNGEZJ

Аннотация: Приводятся данные исследования связи между компонентами психологического благополучия и экзистенциальной исполненности в позднем юношестком возрасте. Было предположено и доказано, что первая фундаментальная экзистенциальная мотивация (согласно методике В.Б. Шумского, Е.М. Уколовой, Е.Н. Осина, Я.Д. Лупандиной "Диагностика экзистенциальной исполненности"), касающаяся возможности бытия в мире, значимо связана с самопринятием и компетентностью. Вторая фундаментальная экзистенциальная мотивация, касающаяся ценности жизни, значимо связана с самопринятием и позитивными отношениями. Третья фундаментальная экзистенциальная мотивация, касающаяся самоценности, значимо связана с самопринятием и личностным ростом. Четвертая фундаментальная экзистенциальная мотивация, касающаяся смысла, значимо связана с жизненными целями и автономностью. Выборку исследования составили юноши и девушки в возрасте от 17 до 25 лет в количестве 82 человек, из них 41 юноша и 41 девушка.    В ходе исследования была достигнута поставленная цель, а именно выявлены значимые связи между компонентами таких конструктов, как психологическое благополучие и экзистенциальная исполненность. Нами были сделаны следующие выводы: 1) Высокий уровень экзистенциальной исполненности гарантированно был у респондентов с высоким уровнем психологического благополучия. Однако респонденты с высоким уровнем психологического благополучия далеко не всегда имели высокий уровень экзистенциальной исполненности. 2) Компонент психологического благополучия «самопринятие» продемонстрировал наибольшую значимую связь с компонентами экзистенциальной исполненности (фундаментальными экзистенциальными мотивациями) на уровне значимости р≤0,01. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены в рамках экзистенциальной психотерапии, а также при анализе факторов, оказывающих влияние на психологическое благополучие человека.
Нарциссова С.Ю. - Дискурс и его потенциал в учебном процессе c. 45-58

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.2.23389

Аннотация: В статье рассматриваются сущностные характеристики дискурса, его виды и функции, различия в понимании дискурса, особенности аргументативного дискурса и исследование лингвистических аргументов в учебном процессе. Особое внимание в статье уделяется роли дискурса в процессе обучения. Здесь показывается, каким образом разворачиваются отношения субъектов образовательного процесса с использованием такой технологии обучения как аргументативный дискурс. Отмечаются характерные особенности аргументативного дискурса; выделяются формы проведения аргументативного дискурса; цели и возможности применения аргументативного дискурс-тренинга., дискурсивные когнитивно-стилевые особенности аргументации. Методологией исследования явились: принцип взаимообусловленности мышления и речи Л.С. Выготского и когнитивный подход лингвистической теории аргументации А.Н. Баранова. Аргументативный дискурс рассматривается в статье как технология гуманизации и индивидуализации образования, которая позволяет учащемуся свободно полемизировать с педагогом, развиваясь как личность. В статье приведены результаты психолингвистического эмпирического исследования, в котором целью явилось выявление взаимосвязи между лингвистическими аргументами в учебном дискурсе и когнитивным стилем учащихся.
Б. Пайзер - Когда психоаналитик болен: аспекты самораскрытия c. 45-52
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, касающиеся «неизбежного», «непреднамеренного», а также «намеренного» личностного раскрытия психоаналитика. Исследуются технические и личные соображения, влияющие на решение психоаналитика раскрыться, а также внутреннее чувство ответственности и возможные клинические последствия, связанные с самораскрытием, при этом особое внимание уделяется динамике переноса-контрпереноса, терапевтическим задачам и отрицанию сопротивления. Автор описывает свою клиническую работу в период продолжительной болезни, иллюстрируя на примерах, как самораскрытие может быть как изредка возникающей аутентичной потребностью, так и стандартным важным компонентом клинической техники.
С.С. Худоян - Перестройки самосознания в онтогенезе и кризисы развития личности c. 48-52
Аннотация: Возрастные перестройки самосознания рассматриваются в контексте предложенной автором периодизации развития, в которой каждый этап представляется как процесс решения определенной проблемы развития. Первая проблема считается формирование субъекта видовой (до 7-8 лет), вторая — половой (с 9,10-18, 22 лет), третья — социальной (с 22-35,45 лет) активностей. Последней проблемой считается самоисчерпание (с 45 до конца жизни). На каждом этапе происходят перестройки самосознания, человек начинает осознавать себя в качестве субъекта определенной активности.
Мартьянова Г.Ю. - Расширение адаптационного потенциала в практике совладания с трудными жизненными ситуациями c. 59-67

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.3.28650

Аннотация: Целью исследования, представленного в статье, была проверка возможности расширения репертуара адаптивных способов регулирования активности в трудной жизненной ситуации посредством воздействия на образ психического состояния. Понимание регуляторной активности опирается на тезаурус субъектно-деятельностного подхода, где она описывается как мера обусловленности действий по совладанию с жизненными трудностями в соответствии со спецификой внутреннего состояния самого субъекта ситуации. Адаптационный потенциал рассматривается как феномен, релевантный содержанию опыта регуляторной субъектной активности. На материале участников психотерапевтических групп проводится анализ и сравнение образов психического состояния в актуально действующей проблемной ситуации и в ситуации успешного совладания с жизненными трудностями. Показаны изменения в образах состояния после работы по осознанию отдельных качеств. Приводятся статистические доказательства наличия связи формальных показателей образов состояния с уровнем стиля осознанной саморегуляции произвольной активности. Обосновывается динамика зависимости исследуемых параметров в соответствии с изменениями мощности, структурированности и интенсивности образов психического состояния.
О.К. Филатов - Концепция непрерывного образования как основа развития образовательных технологий c. 62-71
Аннотация: Автор полагает, что образование должно быть непрерывным. Ставится проблема профессиональности как ключевая для модернизации общества. Раскрывается потребность в постоянном обновлении знаний.
Краснобаев П.А. - Саногенная рефлексия психологов-консультантов c. 67-72

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.1.25433

Аннотация: В статье приводятся результаты исследования, предметом которых выступила саногенная рефлексия практикующих психологов, работающих в соответствии с полученным образованием. В исследовании приняли участие 52 человека. Среди них: 25 человек психологи, в возрасте от 21 года до 30 лет, составившие экспериментальную группу; 27 человек – банкиры с высшим профильным образованием (возраст от 21 года до 30 лет), которые составили контрольную группу. Главной задачей исследования было выявить зависимость уровня саногенной рефлексии от сферы профессиональной деятельности. Исследование проводилось с помощью «Когнитивно-эмотивного теста» (КЭТ), разработанного Ю. М. Орловым и С. Н. Морозюк и статистической обработки данных (критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена). Актуальность исследования заключается в определении сформированности саногенной рефлексии практикующих психологов с целью последующего повышения уровня профессиональной компетентности. Выявлено, что психологи обладают высоким уровнем самопринятия и интеграции собственных эмоций, однако уровень саногенной рефлексии среди них ниже, чем у представителей экономической сферы. Составлены практические рекомендации для формирования компетенций, присущих практикующему психологу, на начальном этапе образования.
Г.В. Голенок - Индивидуализм как мифология c. 73-78
Аннотация: Современная западная культура покоится на утверждении, будто индивидуализм является неоспоримой ценностью для людей нынешнего поколения. Однако мы не всегда задумываемся над тем, какой все-таки реальный индивидуализм в современном светском обществе. Автор показывает, что индивидуализм, как он оценивается в наши дни, является все-таки одним из вариантов мифа. Поиск индивидуальности на самом деле оказывается зачастую обезличиванием и конформизмом.
Жиртуева Н.С. - Мистика как психопрактика преодоления Эго и воспитания самоактуализированной личности.

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.14115

Аннотация: Предметом исследования является мистический опыт как психопрактика преодоления эгоцентрического сознания и воспитания психически здоровой, самоактуализированной личности. Автор дает сравнительную характеристику психологических особенностей эгоцентрического и просветленного сознания. В статье анализируются основные методы мистических психопрактик, с помощью которых осуществляется системная работа со всеми уровнями сознания. Проводится сравнительный анализ особенностей использования методов дисциплинарного аскетизма, психосоматических упражнений, молитвы любви-доверия и медитативного созерцания в различных мистических традициях, которые сформировались в пределах двух основных типов мистики - имманентном и трансцендентно-имманентном. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. В результате проведенного исследования делаются выводы: 1. Целью мистических практик является переход от эгоцентрического сознания к сознанию просветленному. 2. Если аскетические традиции отрицают материальное начало, то холистические и интеграционные традиции учат о необходимости взаимодействия материального и духовного. 3. Дисциплинарный аскетизм работает с волевой сферой человека, психосоматические упражнения дисциплинируют тело, молитва любви-доверия освобождает от эгоистических чувств и желаний, а медитативное созерцание делает жизнь осознанной. 4. Мистические психопрактики формируют комплексную систему трансформации психической жизни, в процессе которой взаимодействуют все уровни сознания человека.
Жиртуева Н.С. - Мистика как психопрактика преодоления Эго и воспитания самоактуализированной личности. c. 183-193

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.66260

Аннотация: Предметом исследования является мистический опыт как психопрактика преодоления эгоцентрического сознания и воспитания психически здоровой, самоактуализированной личности. Автор дает сравнительную характеристику психологических особенностей эгоцентрического и просветленного сознания. В статье анализируются основные методы мистических психопрактик, с помощью которых осуществляется системная работа со всеми уровнями сознания. Проводится сравнительный анализ особенностей использования методов дисциплинарного аскетизма, психосоматических упражнений, молитвы любви-доверия и медитативного созерцания в различных мистических традициях, которые сформировались в пределах двух основных типов мистики - имманентном и трансцендентно-имманентном. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. В результате проведенного исследования делаются выводы: 1. Целью мистических практик является переход от эгоцентрического сознания к сознанию просветленному. 2. Если аскетические традиции отрицают материальное начало, то холистические и интеграционные традиции учат о необходимости взаимодействия материального и духовного. 3. Дисциплинарный аскетизм работает с волевой сферой человека, психосоматические упражнения дисциплинируют тело, молитва любви-доверия освобождает от эгоистических чувств и желаний, а медитативное созерцание делает жизнь осознанной. 4. Мистические психопрактики формируют комплексную систему трансформации психической жизни, в процессе которой взаимодействуют все уровни сознания человека.
С.С. Корнеенков - Интроспекция, концентрация и сонастройка — методы обучения, самопознания и психотерапии c. 266-273

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.62512

Аннотация: В статье сделана попытка дать научное и духовное обоснования методам интроспекции, концентрации и сонастройки в обучении, самопознании и психотерапии. Под концентрацией понимается самособирание ума и всего нашего существа в сверхсознательной истине. Сонастройка означает единение ума личности с индивидуальным сознанием или душой. Психотерапия сонастройкой позволяет растворить энергоблоки в теле и психике человека силой высшего сознания. Самое главное в психотерапии — это задействование жизненного потенциала человека, повышение напряжение его сознания, чтобы организм сам справился с болезнью. Показаны отличительные особенности позитивной психотерапии от негативной психотерапии. Данные методы позволяют восстановить нарушенные тонкие коммуникации, которые не только расширяют сознание по горизонтали, но и повышают уровень сознания по вертикали. Повышение уровня сознания приводит к интеллектуальному и духовному развитию человека, соматическому, психическому и нравственному здоровью. Данные методы развития сознания могут быть широко применимы во всей системе образования, в психотерапевтической, научной и познавательной деятельности человека, в саморазвитии.
Бескова Т.В. - Гендерные особенности влияния перфекционизма на субъективное благополучие личности

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.6.20518

Аннотация: Объектом исследования является субъективное благополучие личности. Цель настоящего эмпирического исследования – выявление гендерных особенностей влияния перфекционизма на различные составляющие субъективного благополучия личности. Автор подробно рассматривает такие аспекты данной проблемы как особенности субъективного благополучия и перфекционизма, а также их компонентов в группах мужчин и женщин; характер влияния различных видов перфекционизма (ориентированного на себя, ориентированного на других и социально-предписанного) на компоненты субъективного благополучия личности в зависимости от ее гендерной принадлежности. Выборка исследования представлена 133 респондентами. Обработка результатов осуществилась посредством корреляционного анализа и метода сравнения средних показателей t-Стьюдента. Основные выводы исследования: в наибольшей степени на субъективное благополучие личности оказывает влияние социально-предписанный перфекционизм, и это влияние имеет гендерную специфику: данный вид перфекционизма разрушает субъективное благополучие женщин, и, напротив, имеет благоприятное воздействие на субъективное благополучие мужчин. Другие виды перфекционизма оказывают влияние только на эмоциональный компонент субъективного благополучия: позитивный эмоциональный фон свойственен мужчинам с «Я»-адресованным перфекционизмом, а женщинам с перфекционизмом, направленном на Других. Основным вкладом автора в исследование темы является то, что впервые показано разнонаправленное (конструктивное / деструктивное) влияние социально-предписанного перфекционизма на субъективное благополучие представителей разного пола. Эти результаты могут быть эффективно использованы в практике психологического консультирования по проблемам семейного воспитания.
Бескова Т.В. - Гендерные особенности влияния перфекционизма на субъективное благополучие личности c. 510-516

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.6.68233

Аннотация: Объектом исследования является субъективное благополучие личности. Цель настоящего эмпирического исследования – выявление гендерных особенностей влияния перфекционизма на различные составляющие субъективного благополучия личности. Автор подробно рассматривает такие аспекты данной проблемы как особенности субъективного благополучия и перфекционизма, а также их компонентов в группах мужчин и женщин; характер влияния различных видов перфекционизма (ориентированного на себя, ориентированного на других и социально-предписанного) на компоненты субъективного благополучия личности в зависимости от ее гендерной принадлежности. Выборка исследования представлена 133 респондентами. Обработка результатов осуществилась посредством корреляционного анализа и метода сравнения средних показателей t-Стьюдента. Основные выводы исследования: в наибольшей степени на субъективное благополучие личности оказывает влияние социально-предписанный перфекционизм, и это влияние имеет гендерную специфику: данный вид перфекционизма разрушает субъективное благополучие женщин, и, напротив, имеет благоприятное воздействие на субъективное благополучие мужчин. Другие виды перфекционизма оказывают влияние только на эмоциональный компонент субъективного благополучия: позитивный эмоциональный фон свойственен мужчинам с «Я»-адресованным перфекционизмом, а женщинам с перфекционизмом, направленном на Других. Основным вкладом автора в исследование темы является то, что впервые показано разнонаправленное (конструктивное / деструктивное) влияние социально-предписанного перфекционизма на субъективное благополучие представителей разного пола. Эти результаты могут быть эффективно использованы в практике психологического консультирования по проблемам семейного воспитания.
Толмачева О.А. - Проблема личностной зрелости и самоактуализации. Гуманистический взгляд.

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.15110

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются взгляды гуманистически ориентированных авторов на проблему личностной зрелости и самоактуализации. Самоактуализация – это полное раскрытие и применение потенциала личности. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Это является врожденной потребностью личности и возможно только при условии ее зрелости и тенденции к росту. Люди от рождения обладают огромными потенциями, которые угасают в результате окультуривания. Так считал создатель теории самоактуализации Абрахам Маслоу. Психологи гуманистического направления и ряд российских авторов рассматривают мотив самоактуализации как основную движущую силу в процессе развития личности. Сам мотив самоактуализации свидетельствует о личностной зрелости. Теоретико-методологической основой работы послужили: гуманистические концепции самореализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), концепции личностного саморазвития (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов), а также научные представления о побуждающей и направляющей роли мотивов (Е.П. Ильин). В данной работе личностная зрелость и тенденция к самоактуализации рассматривается с точки зрения психологического здоровья личности. В этом состоит новизна исследования. Кроме того, в статье собраны основные и ведущие концепции личностного саморазвития как российских, так и иностранных авторов, где сняты противоречия во взглядах на самоактуализацию и показано, что зрелая личность - психологически здоровая личность с развитым интеллектом, умеющая реализовывать свои цели. Все это возможно только при наличии личностного здоровья. Личностное здоровье - состояние личности, обеспечивающее ее устойчивое развитие, успешный личностный рост, движение в сторону самоактуализации. Мотивационный статус здорового человека состоит, прежде всего, в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение своей миссии, постижение призвания, судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, "идеальное функционирование". Таким образом, чувство индивидуальности, успешная карьера и приверженность ценностной системе также важны для психического здоровья индивида, как и безопасность, любовь, самоуважение и т. д. Если индивид стремится к удовлетворению потребностей высокого уровня, это является показателем его психического здоровья. Маслоу считает, что, удовлетворяя потребности высокого порядка, человек чувствует себя более счастливым и сама метамотивация свидетельствует о личностной зрелости.Большинство авторов рассматривают личностный рост как необходимую составляющую на пути к самоактуализации.
Толмачева О.А. - Проблема личностной зрелости и самоактуализации. Гуманистический взгляд. c. 602-610

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.66638

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются взгляды гуманистически ориентированных авторов на проблему личностной зрелости и самоактуализации. Самоактуализация – это полное раскрытие и применение потенциала личности. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Это является врожденной потребностью личности и возможно только при условии ее зрелости и тенденции к росту. Люди от рождения обладают огромными потенциями, которые угасают в результате окультуривания. Так считал создатель теории самоактуализации Абрахам Маслоу. Психологи гуманистического направления и ряд российских авторов рассматривают мотив самоактуализации как основную движущую силу в процессе развития личности. Сам мотив самоактуализации свидетельствует о личностной зрелости. Теоретико-методологической основой работы послужили: гуманистические концепции самореализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), концепции личностного саморазвития (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов), а также научные представления о побуждающей и направляющей роли мотивов (Е.П. Ильин). В данной работе личностная зрелость и тенденция к самоактуализации рассматривается с точки зрения психологического здоровья личности. В этом состоит новизна исследования. Кроме того, в статье собраны основные и ведущие концепции личностного саморазвития как российских, так и иностранных авторов, где сняты противоречия во взглядах на самоактуализацию и показано, что зрелая личность - психологически здоровая личность с развитым интеллектом, умеющая реализовывать свои цели. Все это возможно только при наличии личностного здоровья. Личностное здоровье - состояние личности, обеспечивающее ее устойчивое развитие, успешный личностный рост, движение в сторону самоактуализации. Мотивационный статус здорового человека состоит, прежде всего, в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение своей миссии, постижение призвания, судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, "идеальное функционирование". Таким образом, чувство индивидуальности, успешная карьера и приверженность ценностной системе также важны для психического здоровья индивида, как и безопасность, любовь, самоуважение и т. д. Если индивид стремится к удовлетворению потребностей высокого уровня, это является показателем его психического здоровья. Маслоу считает, что, удовлетворяя потребности высокого порядка, человек чувствует себя более счастливым и сама метамотивация свидетельствует о личностной зрелости.Большинство авторов рассматривают личностный рост как необходимую составляющую на пути к самоактуализации.
Ростеванов А.Г., Зайцев В.А., Нарциссова С.Ю. - Концепция социально-психологической подготовки к занятию спортом: роль личности и мышления

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.20879

Аннотация: В статье представлена разрабатываемая авторами концепция социально-психологической подготовки к занятию спортом на массовом и профессиональном уровнях, в которой системообразующими факторами становятся личность и мышление человека. Рассматриваются психические механизмы регуляции состояния и поведения субъекта спорта; а также факторы, способствующие социально-психологической подготовки к занятию спортом; подчеркивается важность стандартов и ценностей, образующих культуру субъекта спорта. На примере каратэ показана реализация мыслительных операций субъекта спорта. Статья представляет обоснование инновационного подхода к физическому воспитанию подрастающего поколения, составной часть которого является развитие личности и мышления. Отмечены общие аспекты когнитивной подготовки к занятию физической культурой и спортом. В исследовательской работе применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод теоретического моделирования при определении предмета, объекта, гипотезы, конструировании теоретической модели, метод конкретизации и систематизации теоретических знаний при разработке методологии и теории исследования); эмпирические (изучение и обобщение опыта работы по исследуемой проблеме, анализ собственной педагогической деятельности в вузе, проводимый более 10 лет на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, где последние несколько лет проводился прием студентов по направлению «спортивный менеджмент», набор которого осуществлялся преимущественно среди спортсменов-профессионалов; педагогические наблюдения с элементами видеосъемки, анкетный опрос преподавателей физической культуры, студентов, анализ программно-нормативных материалов, анализ протоколов соревнований); статистические методы обработки экспериментальных данных для количественного и качественного анализа эмпирического материала. Статья представляет обоснование инновационного подхода к физическому воспитанию подрастающего поколения, составной часть которого является развитие личности и мышления. Отмечены общие аспекты когнитивной подготовки к занятию физической культурой и спортом. Разрабатывая концепцию социально-психологической подготовки к занятию спортом, мы признаем необходимость смещения акцентов с создания сберегающей здоровье среды на формирующее здоровье пространство образования, обеспечивающего овладение человеком здоровьеформирующих смыслов, повышение уровня положительного психофизического самочувствия.
Ростеванов А.Г., Зайцев В.А., Нарциссова С.Ю. - Концепция социально-психологической подготовки к занятию спортом: роль личности и мышления c. 681-690

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.68490

Аннотация: В статье представлена разрабатываемая авторами концепция социально-психологической подготовки к занятию спортом на массовом и профессиональном уровнях, в которой системообразующими факторами становятся личность и мышление человека. Рассматриваются психические механизмы регуляции состояния и поведения субъекта спорта; а также факторы, способствующие социально-психологической подготовки к занятию спортом; подчеркивается важность стандартов и ценностей, образующих культуру субъекта спорта. На примере каратэ показана реализация мыслительных операций субъекта спорта. Статья представляет обоснование инновационного подхода к физическому воспитанию подрастающего поколения, составной часть которого является развитие личности и мышления. Отмечены общие аспекты когнитивной подготовки к занятию физической культурой и спортом. В исследовательской работе применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод теоретического моделирования при определении предмета, объекта, гипотезы, конструировании теоретической модели, метод конкретизации и систематизации теоретических знаний при разработке методологии и теории исследования); эмпирические (изучение и обобщение опыта работы по исследуемой проблеме, анализ собственной педагогической деятельности в вузе, проводимый более 10 лет на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, где последние несколько лет проводился прием студентов по направлению «спортивный менеджмент», набор которого осуществлялся преимущественно среди спортсменов-профессионалов; педагогические наблюдения с элементами видеосъемки, анкетный опрос преподавателей физической культуры, студентов, анализ программно-нормативных материалов, анализ протоколов соревнований); статистические методы обработки экспериментальных данных для количественного и качественного анализа эмпирического материала. Статья представляет обоснование инновационного подхода к физическому воспитанию подрастающего поколения, составной часть которого является развитие личности и мышления. Отмечены общие аспекты когнитивной подготовки к занятию физической культурой и спортом. Разрабатывая концепцию социально-психологической подготовки к занятию спортом, мы признаем необходимость смещения акцентов с создания сберегающей здоровье среды на формирующее здоровье пространство образования, обеспечивающего овладение человеком здоровьеформирующих смыслов, повышение уровня положительного психофизического самочувствия.
Рыбакова Н.А. - Самоактуализация личности: методологический экскурс

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.15999

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является феноменология самоактуализации личности. Предметом работы выступает выявление различных методологических подходов к пониманию сущности самоактуализации. В статье рассматривается формирование и развитие представления о самоактуализации в истории науки в рамках различных научных подходов. Большое внимание уделяется понятию «самоактуализация» и смежным феноменам, изучавшимся гуманистической психологией, а также развитию теории самоактуализации в отечественной науке. Особое место отведено характеристике самоактуализации как осознанной, целенаправленной и самоуправляемой деятельности, разворачивающейся в рамках различных видов жизнедеятельности человека. По мнению автора, взгляд на самоактуализацию как на самоорганизуемую деятельность позволяет по-новому взглянуть на проблему свободы личности в процессе самоосуществления. Методологию исследования составили: концепции самоактуализации и личностного роста в гуманистической психологией, отечественные концепции самореализации, теория деятельности, личностно-деятельностный подход; концепции управления и самоорганизации. Новизна статьи, по мнению автора, заключается в обобщении многолетнего научного опыта по проблеме самоактуализации личности, в раскрытии её сущности с позиций основных зарубежных и отечественных концепций. Особым вкладом автора является включение результатов собственного исследования самоактуализации с позиций личностно-деятельностного подхода и теории деятельности. Основным выводом работы является следующий: если рассматривать самоактуализацию личности как самоорганизуемую деятельность, то становится возможным разрабатывать технологии, способные помочь человеку осознать и принять свои индивидуально-личностные особенности, целенаправленно и эффективно управлять саморазвитием и личностным ростом в соответствии с собственной уникальностью.
Рыбакова Н.А. - Самоактуализация личности: методологический экскурс c. 823-831

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.66996

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является феноменология самоактуализации личности. Предметом работы выступает выявление различных методологических подходов к пониманию сущности самоактуализации. В статье рассматривается формирование и развитие представления о самоактуализации в истории науки в рамках различных научных подходов. Большое внимание уделяется понятию «самоактуализация» и смежным феноменам, изучавшимся гуманистической психологией, а также развитию теории самоактуализации в отечественной науке. Особое место отведено характеристике самоактуализации как осознанной, целенаправленной и самоуправляемой деятельности, разворачивающейся в рамках различных видов жизнедеятельности человека. По мнению автора, взгляд на самоактуализацию как на самоорганизуемую деятельность позволяет по-новому взглянуть на проблему свободы личности в процессе самоосуществления. Методологию исследования составили: концепции самоактуализации и личностного роста в гуманистической психологией, отечественные концепции самореализации, теория деятельности, личностно-деятельностный подход; концепции управления и самоорганизации. Новизна статьи, по мнению автора, заключается в обобщении многолетнего научного опыта по проблеме самоактуализации личности, в раскрытии её сущности с позиций основных зарубежных и отечественных концепций. Особым вкладом автора является включение результатов собственного исследования самоактуализации с позиций личностно-деятельностного подхода и теории деятельности. Основным выводом работы является следующий: если рассматривать самоактуализацию личности как самоорганизуемую деятельность, то становится возможным разрабатывать технологии, способные помочь человеку осознать и принять свои индивидуально-личностные особенности, целенаправленно и эффективно управлять саморазвитием и личностным ростом в соответствии с собственной уникальностью.
Сарелайнен А.И., Михайлова О.Ю. - Личностные особенности следователей в период профессионального становления c. 834-838

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.22040

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей профиля личности и коммуникативных свойств (коммуникативной толерантности, направленности личности в общении, отношении к другому человеку как к ценности) следователей на этапе вхождения в профессию. В исследовании приняли участие следователи Следственного комитета РФ мужского пола, со стажем работы до года, от года до трех и более трех лет. В задачи исследования входило выявление различий в личностных свойствах между выделенными по стажу группами. В исследовании применялись методики ММИЛ Ф.Б. Березина, "Тест коммуникативной толерантности" В.В. Бойко, "Направленность личности в общении (НЛО-А)", опросник "Отношение к человеку как к ценности" Н.И. Кашиновой. Для выявлении статистически достоверных различий использовался критерий Манна-Уитни. Выявлены особенности каждой группы и проведен сравнительный анализ с применением статистических критериев. Группы с разным стажем достоверно различаются по показателям коммуникативной толерантности, манипулятивной и игнорирующей направленности личности. Сделаны выводы о сходстве личностных особенностей групп со стажем до года и со стажем более трех лет по показателям авторитарной, альтруистической, конформной направленности и отношению к человеку как ценности.
Сарелайнен А.И., Михайлова О.Ю. - Личностные особенности следователей в период профессионального становления c. 834-838

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.68615

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей профиля личности и коммуникативных свойств (коммуникативной толерантности, направленности личности в общении, отношении к другому человеку как к ценности) следователей на этапе вхождения в профессию. В исследовании приняли участие следователи Следственного комитета РФ мужского пола, со стажем работы до года, от года до трех и более трех лет. В задачи исследования входило выявление различий в личностных свойствах между выделенными по стажу группами. В исследовании применялись методики ММИЛ Ф.Б. Березина, "Тест коммуникативной толерантности" В.В. Бойко, "Направленность личности в общении (НЛО-А)", опросник "Отношение к человеку как к ценности" Н.И. Кашиновой. Для выявлении статистически достоверных различий использовался критерий Манна-Уитни. Выявлены особенности каждой группы и проведен сравнительный анализ с применением статистических критериев. Группы с разным стажем достоверно различаются по показателям коммуникативной толерантности, манипулятивной и игнорирующей направленности личности. Сделаны выводы о сходстве личностных особенностей групп со стажем до года и со стажем более трех лет по показателям авторитарной, альтруистической, конформной направленности и отношению к человеку как ценности.
Яковлева А.А. - Влияние виртуальной идентичности на самоактуализацию личности в подростковом возрасте c. 1017-1022

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.23220

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы виртуальной идентичности и потребности в самоактуализации в подростковом возрасте. Определены методы эмпирического исследования. Исследованы виртуальная идентичность и самоактуализация личности как сложные системные образования. Конкретизировано содержание понятия виртуальная идентичность. Изучены личностные и социально-психологические особенности подростков. Определены условия для самоактуализации личности подростка с учетом возрастных особенностей. Изучены особенности самооценки, самоактуализации и локуса контроля. Определена значимость виртуальной идентичности в процессе самоактуализации личности. В качестве основных психодиагностических методик исследования были выбраны: тест двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?», опросник САМОАЛ Э. Шострема, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Выявлены структурные компоненты и функции виртуальной идентичности. Определены условия формирования виртуальной идентичности. Выполнен анализ влияния виртуальной идентичности на самоактуализацию личности в подростковом возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования, показывающие уровень потребности в самоактуализации личности в подростковом возрасте с учетом степени сформированности виртуальной идентичности.
Яковлева А.А. - Влияние виртуальной идентичности на самоактуализацию личности в подростковом возрасте c. 1017-1022

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.68647

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы виртуальной идентичности и потребности в самоактуализации в подростковом возрасте. Определены методы эмпирического исследования. Исследованы виртуальная идентичность и самоактуализация личности как сложные системные образования. Конкретизировано содержание понятия виртуальная идентичность. Изучены личностные и социально-психологические особенности подростков. Определены условия для самоактуализации личности подростка с учетом возрастных особенностей. Изучены особенности самооценки, самоактуализации и локуса контроля. Определена значимость виртуальной идентичности в процессе самоактуализации личности. В качестве основных психодиагностических методик исследования были выбраны: тест двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?», опросник САМОАЛ Э. Шострема, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Выявлены структурные компоненты и функции виртуальной идентичности. Определены условия формирования виртуальной идентичности. Выполнен анализ влияния виртуальной идентичности на самоактуализацию личности в подростковом возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования, показывающие уровень потребности в самоактуализации личности в подростковом возрасте с учетом степени сформированности виртуальной идентичности.
Чижков С.Л. - Метафизика личности в системе абсолютного идеализма Б.Н.Чичерина

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.12.17187

Аннотация: Предметом исповедования является метафизическая концепция личности крупнейшего российского философа Бориса Николаевича Чичерина. Эта концепция пронизывает всю сложную архитектуру его учения: социологию, философию политики, правовое учение, экономическую доктрину, религиозные и этические воззрения. По мере эволюции собственно философских взглядов мыслителя в сторону абсолютного идеализма, формировалась собственно метафизическая концепция личности, оказавшая в свою очередь определяющее влияние на саму систему абсолютного идеализма, становившуюся в следствие этого влияния все более и более персоналистической. В данной статье в основу методологии исследования положен принцип имманентной логической критики, позволяющий реконструировать взаимосвязь и взаимозависимость ключевых мировоззренческих установок мыслителя. В статье показана эволюция взглядов Чичерина на природу личности. Если в ранних работах мыслителя, следовавшего почти исключительно в русле идей Гегеля, личность представлялась всего лишь преходящим моментом исторического развития, то в более поздних работах личность трактовалась как сущность, не только осознающая идею Абсолюта, но и несущая ее в себе. Эта концепция личности оказала во многом определяющее влияние на формирование философского персонализма в России.
Чижков С.Л. - Метафизика личности в системе абсолютного идеализма Б.Н.Чичерина c. 1241-1251

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.12.67380

Аннотация: Предметом исповедования является метафизическая концепция личности крупнейшего российского философа Бориса Николаевича Чичерина. Эта концепция пронизывает всю сложную архитектуру его учения: социологию, философию политики, правовое учение, экономическую доктрину, религиозные и этические воззрения. По мере эволюции собственно философских взглядов мыслителя в сторону абсолютного идеализма, формировалась собственно метафизическая концепция личности, оказавшая в свою очередь определяющее влияние на саму систему абсолютного идеализма, становившуюся в следствие этого влияния все более и более персоналистической. В данной статье в основу методологии исследования положен принцип имманентной логической критики, позволяющий реконструировать взаимосвязь и взаимозависимость ключевых мировоззренческих установок мыслителя. В статье показана эволюция взглядов Чичерина на природу личности. Если в ранних работах мыслителя, следовавшего почти исключительно в русле идей Гегеля, личность представлялась всего лишь преходящим моментом исторического развития, то в более поздних работах личность трактовалась как сущность, не только осознающая идею Абсолюта, но и несущая ее в себе. Эта концепция личности оказала во многом определяющее влияние на формирование философского персонализма в России.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.