Статья 'Концепция социально-психологической подготовки к занятию спортом: роль личности и мышления' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Концепция социально-психологической подготовки к занятию спортом: роль личности и мышления

Ростеванов Александр Георгиевич

заведующий, кафедра физического воспитания № 2, ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова"

113054, Россия, г. Москва, Стремянный переулок, 36, оф. 365

Rostevanov Aleksandr Georgievich

head of the Department of Physical Training No. 2 at Plekhanov Russian University of Economics

113054, Russia, Moscow, str. Stremyannyi Pereulok, 36, of. 365

ag-rostevanov@yandex.ru
Зайцев Валерий Анатольевич

старший преподаватель, кафедра физического воспитания № 2, ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова"

113054, Россия, г. Москва, Стремянный переулок, 36, оф. Н7

Zaitsev Valerii Anatol'evich

senior researcher of the Department of Physical Training at Plekhanov Russian University of Economics

113054, Russia, Moscow, str. Stremyannyi Pereulok, 36, of. N7

zajtsev.valeri@yandex.ru
Нарциссова Стэлла Юрьевна

член-корреспондент, МАНЭБ; старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»; научный сотрудник, Международный независимый эколого-политологический университет (ОЧУ ВО «Академия МНЭПУ»)

117997, Россия, г. Москва, Стремянный переулок, 36

Nartsissova Stella Urevna

Lecturer of the Department of Economics and Management at Moscow Institute of Management and Service. 

117997, Russia, g. Moscow, ul. Stremyannyi Per., 36

N-Stella-Urevna@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2016.8.20879

Дата направления статьи в редакцию:

27-10-2016


Дата публикации:

19-01-2017


Аннотация: В статье представлена разрабатываемая авторами концепция социально-психологической подготовки к занятию спортом на массовом и профессиональном уровнях, в которой системообразующими факторами становятся личность и мышление человека. Рассматриваются психические механизмы регуляции состояния и поведения субъекта спорта; а также факторы, способствующие социально-психологической подготовки к занятию спортом; подчеркивается важность стандартов и ценностей, образующих культуру субъекта спорта. На примере каратэ показана реализация мыслительных операций субъекта спорта. Статья представляет обоснование инновационного подхода к физическому воспитанию подрастающего поколения, составной часть которого является развитие личности и мышления. Отмечены общие аспекты когнитивной подготовки к занятию физической культурой и спортом. В исследовательской работе применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод теоретического моделирования при определении предмета, объекта, гипотезы, конструировании теоретической модели, метод конкретизации и систематизации теоретических знаний при разработке методологии и теории исследования); эмпирические (изучение и обобщение опыта работы по исследуемой проблеме, анализ собственной педагогической деятельности в вузе, проводимый более 10 лет на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, где последние несколько лет проводился прием студентов по направлению «спортивный менеджмент», набор которого осуществлялся преимущественно среди спортсменов-профессионалов; педагогические наблюдения с элементами видеосъемки, анкетный опрос преподавателей физической культуры, студентов, анализ программно-нормативных материалов, анализ протоколов соревнований); статистические методы обработки экспериментальных данных для количественного и качественного анализа эмпирического материала. Статья представляет обоснование инновационного подхода к физическому воспитанию подрастающего поколения, составной часть которого является развитие личности и мышления. Отмечены общие аспекты когнитивной подготовки к занятию физической культурой и спортом. Разрабатывая концепцию социально-психологической подготовки к занятию спортом, мы признаем необходимость смещения акцентов с создания сберегающей здоровье среды на формирующее здоровье пространство образования, обеспечивающего овладение человеком здоровьеформирующих смыслов, повышение уровня положительного психофизического самочувствия.


Ключевые слова:

социально-психологическая подготовка, экопсихологический подход, спорт, субъект спорта, физическая культура, когнитивная подготовка, личность, мышление, система психологической подготовки, здоровье

Abstract: In this article the authors present their concept of social and psychological preparation for doing sports at the public and professional levels where personality and way of thinking become systemically important factors. The authors view mental mechanisms that regulate mental states and behaviour of sports players as well as the factors promoting social and psychological preparation for doing sports. The authors underline the importance of standards and values that contribute to the competitive culture of sports players is underlined. Based on the example of karate, the authors demonstrate how mental operations of sports players are performed. The article provides the theoretical and methodological substantiation of the innovative approach to physical training and sports. The following methods of research were applied by the authors: theoretical (analysis and generalization of psychological and pedagogical literature on the matter, the method of theoretical modelling for defining the subject, object, and hypothesis, and building the theoretical model, the method of concrete definition and ordering of theoretical knowledge by working out of methodology and the research theory); empirical (studying and operational experience generalisation on the investigated problem, analysis of the authors' experience in teaching at Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics that has been admitting students for 'sports management' specialization over the past several years (most of the applicants are professional sportsmen); lesson observations that involved videorecording, questionnaire survey of trainers and students, analysis of standard manuals, and analysis of scoresheets); and statistical methods of processing experimental data for quantitative and qualitative analysis of the empirical material. The article presents a substantiation of the innovative approach to the physical training of the rising generation which components include personality development and thinking. The authors describe general aspects of cognitive preparation for learning and training sports. Developing the concept of social and psychological preparation for playing sports, the authors recognize the need to shift the emphasis from the creation of the healthy environment to the health-developing education aimed at teaching health-forming values and increasing the level of positive psychophysical well-being. 


Keywords:

social and psychological preparation, ecopsychological approach, sports, sports player, physical training, cognitive preparation, personality, thinking, system of psychological preparation, health

Библиография
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепедагогического анализа / А.Г. Асмолов. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. 416 с.
2. Баринов С.Ю. Педагогические основы формирования спортивной культуры личности: Монография / С.Ю. Баринов. М.: Анкил, 2009. 210 с.
3. Бочкарева С.И., Ростеванов А.Г. Физическое воспитание в вузе как процесс социализации и начальной профессиональной адаптации личности // Наука в современном мире: Материалы XXV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. 2016. С. 48-52.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. С. 215-224.
5. Гримак Л.П. Как жить в гармонии с собой. Начала психологии активности. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 351 с.
6. Голубничий С.П., Зайцев В.А., Иванов В.А. Методические особенности определения уровня выносливости спортсменов // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 12. С. 163-164.
7. Иванов В.А., Голубничий С.П., Зайцев В.А. Направленность деятельности вуза по физическому совершенствованию студентов и сдаче норм комплекса ГТО // Двигательная активность учащейся молодёжи в современном образовательном пространств Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. 2015. С. 71-73.
8. Киричек Р.И., Никонович П.Г. Реализация исходных принципов каратэ в спортивном поединке. М., 2015. С. 45.
9. Королева Т.П., Шипилина А.А. Психическая самозащита как средство коррекции состояния // Новые методы психорегуляции в спорте: тезисы докладов международного симпозиума). М., ВНИИФК, 1994. С. 50.
10. Копылова Н.Е., Ростеванов А.Г. Комплекс «Горжусь тобой, отечество» как мощный стимул гармоничного развития личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 52. С. 73-76.
11. Лубышева Л.И. Конверсия высоких спортивных технологий как методологический принцип спортизированного физического воспитания и «спорта для всех» / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 4. С. 6.
12. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании: Монография / И.В. Манжелей. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2005. 208 с.
13. Нарциссова С.Ю. Когнитивно-стилевые аспекты аргументации // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 2. С. 180-187.
14. Нарциссова С.Ю. Когнитивная аналитика в управлении высшим образованием // Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 6(35). С. 894-914.
15. Нарциссова С.Ю., Носков Ю.М., Крупенников Н.А., Матвиенко С.В., Кондратьев В.С. Мышление как фактор развития личности: моделирование когнитивно-стилевых особенностей аргументации // Национальная безопасность / nota bene. 2013. № 5. C. 124-148.
16. Нарциссова С.Ю. Куликова С.В. Когнитивная аналитика социального пространства информационной среды // Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития: сборник научных трудов. М.: МЭСИ, 2014. С. 174-180.
17. Никитин В.Н. Энциклопедия тела: психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент / В.Н. Никитин. М.: Алетейа, 2000. 624 с.
18. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. М.: Академический проект, 2004. 570 с.
19. Смит Н. Современные системы психологии / Н. Смит / Пер.с англ.; под общ. ред. А.А. Алексеева. СПб., 2003. С. 192-208.
20. Столяров В.И. Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов досуга детей и молодежи (серия «Библиотека Спартианского Гуманистического Центра». Вып. 2) / В.И. Столяров. М., 2008. 231 с.
21. Унесталь Л.Э. Основы ментального тренинга (психотренинг для всех и для каждого). СПб., 1992. 17 с.
22. Унесталь Л.Э. Да, ты можешь. СПб.: АОЗТ «Текст», 1995. 114 с.
23. Choi О.Е. Basic of Mental Training for Youth Studying Tae Kwon Do II 2-nd International Congress of Sport Psychology. M., 1995. p. 71.
24. Lang M. Interpreting and Implementing the Long Term Athlete Development Model: English Swimming Coaches’ Views on the (Swimming) LTAD in Practice / M. Lang, R. Light // International Journal of Sports Science & Coaching. 2010. Vol. 5. № 3. P. 389-424.
25. Kries J. Pilates plus method. Winner Books. An AOL Time Warner Company, 2001. 284 p.
26. Maclaren A. A System of Physical Education: Theoretical and Practical / Maclaren. Kessinger Publishing, LLC, 2008. 524 pp.
27. Neverkovich S.D., Rodionov A.V. Tactis Mental Training Depending on Athlete s Individual Style of Activity. II 2-nd International Congress of Sport Psychology. M., 1995. p. 90.
28. Rostevanov A.G., Ivanov V.A., Kopylova N.E. Parenting forces in training skilled athletes // The Third International conference on development of pedagogical science in Eurasia-2015. С. 94-96.
29. Smith D.J. A framework for understanding the training process leading to elite performance / D. J. Smith // Sports Medicine. 2003. Vol. 15. № 33. P. 1103-1126.
30. Smith R.E. A compound anafysis of athlete stress. Sport for children and youth / R.E. Smith. Champaign: Human Kinetics, 1986. 152 p.
31. Unestahl L. Inner Mental Training for sport // T. Orlick, J.T. Partington & J.H. Salmela (Eds.) Mental Training for Coaches and Athletes. The Coaching Association of Canada, 1982. Р. 23-27.
32. Wenger H.A. Combat Fitness Programm / H.A. Wenger. 2008. 58 p.
33. William J. Morgan. The Philosophy of Sport: A Historical and Conceptual Overview and a Conjecture Regarding Its Future // Jay Coakley and Eric Dunning (eds.). Handbook of Sports Studies. London: Sage, 2003. P. 205-212.
34. Роженцов В.В., Афоньшин В.Е. Тактическая подготовка в игровых видах спорта с использованием виртуальной реальности // Программные системы и вычислительные методы. 2013. № 3. C. 272-276. DOI: 10.7256/2305-6061.2013.3.8904.
References
1. Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti: Printsipy obshchepedagogicheskogo analiza / A.G. Asmolov. M.: «Smysl», ITs «Akademiya», 2002. 416 s.
2. Barinov S.Yu. Pedagogicheskie osnovy formirovaniya sportivnoi kul'tury lichnosti: Monografiya / S.Yu. Barinov. M.: Ankil, 2009. 210 s.
3. Bochkareva S.I., Rostevanov A.G. Fizicheskoe vospitanie v vuze kak protsess sotsializatsii i nachal'noi professional'noi adaptatsii lichnosti // Nauka v sovremennom mire: Materialy XXV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Tsentr nauchnoi mysli. 2016. S. 48-52.
4. Vygotskii L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya / L.S. Vygotskii; pod red. V.V. Davydova. M.: Pedagogika, 1991. S. 215-224.
5. Grimak L.P. Kak zhit' v garmonii s soboi. Nachala psikhologii aktivnosti. M.: OLMA-PRESS, 2000. 351 s.
6. Golubnichii S.P., Zaitsev V.A., Ivanov V.A. Metodicheskie osobennosti opredeleniya urovnya vynoslivosti sportsmenov // Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. 2014. № 12. S. 163-164.
7. Ivanov V.A., Golubnichii S.P., Zaitsev V.A. Napravlennost' deyatel'nosti vuza po fizicheskomu sovershenstvovaniyu studentov i sdache norm kompleksa GTO // Dvigatel'naya aktivnost' uchashcheisya molodezhi v sovremennom obrazovatel'nom prostranstv Materialy Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2015. S. 71-73.
8. Kirichek R.I., Nikonovich P.G. Realizatsiya iskhodnykh printsipov karate v sportivnom poedinke. M., 2015. S. 45.
9. Koroleva T.P., Shipilina A.A. Psikhicheskaya samozashchita kak sredstvo korrektsii sostoyaniya // Novye metody psikhoregulyatsii v sporte: tezisy dokladov mezhdunarodnogo simpoziuma). M., VNIIFK, 1994. S. 50.
10. Kopylova N.E., Rostevanov A.G. Kompleks «Gorzhus' toboi, otechestvo» kak moshchnyi stimul garmonichnogo razvitiya lichnosti // Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera. 2014. № 52. S. 73-76.
11. Lubysheva L.I. Konversiya vysokikh sportivnykh tekhnologii kak metodologicheskii printsip sportizirovannogo fizicheskogo vospitaniya i «sporta dlya vsekh» / L.I. Lubysheva // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2015. № 4. S. 6.
12. Manzhelei I.V. Sredo-orientirovannyi podkhod v fizicheskom vospitanii: Monografiya / I.V. Manzhelei. Tyumen': Izdatel'stvo TyumGU, 2005. 208 s.
13. Nartsissova S.Yu. Kognitivno-stilevye aspekty argumentatsii // Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanii. 2011. № 2. S. 180-187.
14. Nartsissova S.Yu. Kognitivnaya analitika v upravlenii vysshim obrazovaniem // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. 2014. № 6(35). S. 894-914.
15. Nartsissova S.Yu., Noskov Yu.M., Krupennikov N.A., Matvienko S.V., Kondrat'ev V.S. Myshlenie kak faktor razvitiya lichnosti: modelirovanie kognitivno-stilevykh osobennostei argumentatsii // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. 2013. № 5. C. 124-148.
16. Nartsissova S.Yu. Kulikova S.V. Kognitivnaya analitika sotsial'nogo prostranstva informatsionnoi sredy // Gumanitarnye nauki v sovremennom obrazovanii: problemy, resheniya, perspektivy razvitiya: sbornik nauchnykh trudov. M.: MESI, 2014. S. 174-180.
17. Nikitin V.N. Entsiklopediya tela: psikhoterapiya, pedagogika, teatr, tanets, sport, menedzhment / V.N. Nikitin. M.: Aleteia, 2000. 624 s.
18. Rodionov A.V. Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta. M.: Akademicheskii proekt, 2004. 570 s.
19. Smit N. Sovremennye sistemy psikhologii / N. Smit / Per.s angl.; pod obshch. red. A.A. Alekseeva. SPb., 2003. S. 192-208.
20. Stolyarov V.I. Spartianskie innovatsionnye formy i metody vospitaniya i organizatsii dosuga detei i molodezhi: posobie dlya pedagogov i organizatorov dosuga detei i molodezhi (seriya «Biblioteka Spartianskogo Gumanisticheskogo Tsentra». Vyp. 2) / V.I. Stolyarov. M., 2008. 231 s.
21. Unestal' L.E. Osnovy mental'nogo treninga (psikhotrening dlya vsekh i dlya kazhdogo). SPb., 1992. 17 s.
22. Unestal' L.E. Da, ty mozhesh'. SPb.: AOZT «Tekst», 1995. 114 s.
23. Choi O.E. Basic of Mental Training for Youth Studying Tae Kwon Do II 2-nd International Congress of Sport Psychology. M., 1995. p. 71.
24. Lang M. Interpreting and Implementing the Long Term Athlete Development Model: English Swimming Coaches’ Views on the (Swimming) LTAD in Practice / M. Lang, R. Light // International Journal of Sports Science & Coaching. 2010. Vol. 5. № 3. P. 389-424.
25. Kries J. Pilates plus method. Winner Books. An AOL Time Warner Company, 2001. 284 p.
26. Maclaren A. A System of Physical Education: Theoretical and Practical / Maclaren. Kessinger Publishing, LLC, 2008. 524 pp.
27. Neverkovich S.D., Rodionov A.V. Tactis Mental Training Depending on Athlete s Individual Style of Activity. II 2-nd International Congress of Sport Psychology. M., 1995. p. 90.
28. Rostevanov A.G., Ivanov V.A., Kopylova N.E. Parenting forces in training skilled athletes // The Third International conference on development of pedagogical science in Eurasia-2015. S. 94-96.
29. Smith D.J. A framework for understanding the training process leading to elite performance / D. J. Smith // Sports Medicine. 2003. Vol. 15. № 33. P. 1103-1126.
30. Smith R.E. A compound anafysis of athlete stress. Sport for children and youth / R.E. Smith. Champaign: Human Kinetics, 1986. 152 p.
31. Unestahl L. Inner Mental Training for sport // T. Orlick, J.T. Partington & J.H. Salmela (Eds.) Mental Training for Coaches and Athletes. The Coaching Association of Canada, 1982. R. 23-27.
32. Wenger H.A. Combat Fitness Programm / H.A. Wenger. 2008. 58 p.
33. William J. Morgan. The Philosophy of Sport: A Historical and Conceptual Overview and a Conjecture Regarding Its Future // Jay Coakley and Eric Dunning (eds.). Handbook of Sports Studies. London: Sage, 2003. P. 205-212.
34. Rozhentsov V.V., Afon'shin V.E. Takticheskaya podgotovka v igrovykh vidakh sporta s ispol'zovaniem virtual'noi real'nosti // Programmnye sistemy i vychislitel'nye metody. 2013. № 3. C. 272-276. DOI: 10.7256/2305-6061.2013.3.8904.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.