Статья 'Влияние виртуальной идентичности на самоактуализацию личности в подростковом возрасте' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Влияние виртуальной идентичности на самоактуализацию личности в подростковом возрасте

Яковлева Анна Александровна

аспирант, ОЧУ ВО "Международный инновационный университет"

354000, Россия, г. Сочи, ул. Орджоникидже, 10а

Yakovleva Anna Aleksandrovna

post-gradute student at International Innovation University

354000, Russia, Sochi, str. Ordzhonikidzhe, 10a

yakovlanna@ya.ru

DOI:

10.7256/2454-0722.2016.12.23220

Дата направления статьи в редакцию:

03-06-2017


Дата публикации:

27-06-2017


Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы виртуальной идентичности и потребности в самоактуализации в подростковом возрасте. Определены методы эмпирического исследования. Исследованы виртуальная идентичность и самоактуализация личности как сложные системные образования. Конкретизировано содержание понятия виртуальная идентичность. Изучены личностные и социально-психологические особенности подростков. Определены условия для самоактуализации личности подростка с учетом возрастных особенностей. Изучены особенности самооценки, самоактуализации и локуса контроля. Определена значимость виртуальной идентичности в процессе самоактуализации личности. В качестве основных психодиагностических методик исследования были выбраны: тест двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?», опросник САМОАЛ Э. Шострема, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Выявлены структурные компоненты и функции виртуальной идентичности. Определены условия формирования виртуальной идентичности. Выполнен анализ влияния виртуальной идентичности на самоактуализацию личности в подростковом возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования, показывающие уровень потребности в самоактуализации личности в подростковом возрасте с учетом степени сформированности виртуальной идентичности.


Ключевые слова:

идентичность, виртуальная идентичность, самоактуализация, виртуальная среда, структура личности, подростковый возраст, познавательные потребности, ценностные ориентации, самооценка, локус контроля

УДК:

159.9

Abstract: This article discusses the issues of virtual identity as the factor of self-actualization of a teenager. Virtual identity and self-actualisation as difficult systems are investigated. The maintenance of a concept virtual identity is concretized. Peculiarities of self-esteem, self-actualization and locus of control are studied. Conditions for teenager’s self-actualisation of the identity based on age features are defined. Structural components and functions of virtual identity are revealed. Personal, social and psychological features of teenagers are studied. The importance of virtual identity for self-actualisation is defined. Conditions for formation of virtual identity are revealed. The analysis of influence of virtual identity on self-actualisation of teenages age is made. As the main psychodiagnostic techniques of a research have been chosen: the test of twenty answers of Kuhn M. And Mc Partland Т. «Who I am?», questionnaire of SAMOAL of E. Shostrom, test comprehend and vital orientations of D. A. Leontyev. The results of an empirical research showing the level of need for self-actualisation of teenages based on degree of formation of virtual identity are presented.


Keywords:

identity, virtual identity, self-actualization, virtual space, personal structure, teenage years, cognitive needs, values, self-concept, locus of control

Основной задачей в работе по выявлению индивидуальных характеристик в целостной структуре личности, способствующих развитию личности подростка, является выявление взаимосвязи идентичности и самоактуализации личности и изучение степени разработанности данной проблемы в современной психологии. Разнообразные обращения к проблемам обучения и воспитания детей подросткового возраста, возникающие в рамках стремительно меняющейся архитектоники социальной среды, акцентируют необходимость переключения внимания на личность ребёнка.

Цель статьи: обосновать значимость виртуальной идентичности как содержательного компонента личности для формирования потребности в самоактуализации в подростковом возрасте.

Самоактуализация – это высшая форма саморазвития, когда актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека [8]. Широта интерпретаций данного явления обусловлена тем, что процесс самоактуализации объединяет два сложных, многоплановых процесса человеческой экзистенции: самопознание и саморазвитие. В настоящее время интерес к феномену самоактуализации стремительно растет. Это обусловлено рядом причин, в том числе процессом переосмысления ранее накопленного опыта и концепций различных исследователей этого направления. В обществе назревает тенденция максимально эффективного использования человеком собственных сил, способностей, внутренних ресурсов в связи с возросшей необходимостью их применения.

Потребность в самоактуализации присуща зрелой, интегрированной личности. Но такая личность появляется не сразу. Необходим определенный уровень развития личности, чтобы потребность в саморазвитии возникла и эффективно функционировала. Процесс развития человека предполагает существование сензитивних периодов для осуществления тех или иных видов деятельности. Период обращения личности к вопросам саморазвития находится в пределах подросткового возраста, когда ребенок впервые задумывается о смысле своего существования. Этот возраст представляет собой зону наибольшего развития новой способности, переход от овладения обстоятельствами своего существования до постижения собственной экзистенции. Постановка задач саморазвития, открытие ребенком собственного «Я» происходит на стыке детства и подросткового периода и кардинально меняет траекторию личностного развития [1].

Подростковый период - это время, когда человек уже перестал быть ребенком, но еще не стал вполне взрослым. Поэтому он активно стремится самоутвердиться и все внимание направляет на себе. Повышенный интерес к себе - признак и стимул активного самопознания. Часто именно в этом возрасте перед человеком особенно остро встают вопросы: кем быть и каким быть. Поэтому подросток все время находится в поиске, примеряет различные взрослые роли, особенно остро реагирует на отношение окружающих людей к себе, на оценку себя другими людьми. Ему хочется скорее повзрослеть, стать самостоятельным. Подросток старается не просто исследовать новые жизненные обстоятельства, но и быть их создателем. В реализации воспитательной деятельности уже недостаточно учитывать возрастные особенности, крайне важно осуществить переход от прежней концепции развития и воспитания к инновационной установке на саморазвитие и самореализацию детей [10].

Система ценностей и качеств личности развивается и проявляется через отношения. Этот процесс предполагает сочетание свободного саморазвития, сохранения индивидуальности и нравственной основы социализации. Через осмысление явлений и процессов внешнего мира сквозь призму событий собственной жизни формируется смысл этих явлений, процессов и событий [3]. Это играют важную роль в формировании потребности в самоактуализации у детей подросткового возраста. Исходя из поставленной цели, приоритетные задачи могут быть представлены следующими образом:

1) своевременная диагностика учебных и личностных возможностей;

2) коррекция ценностных ориентиров;

3) расширение познавательной сферы;

4) формирование потребности в саморазвитии и реализации возможностей;

5) обеспечение личностного самоопределения учащихся [14].

Становление системы ценностных ориентиров, выбор жизненного пути и планов на будущее составляют смыслообразующий аспект формирования потребности в самоактуализации подростков. Обязательным условием эффективного формирования системы ценностных ориентиров подростка является тесное взаимодействие внешних факторов [7]. Влияние социальных факторов обязательно преломляется через индивидуальные и возрастные особенности молодого человека, его готовность воспринимать воздействия окружающего пространства, принимать социальные нормы, идеалы, требования общества и ставить их в ряд личных убеждений, ценностей и, как следствие, соблюдать общепринятые нормы поведения. Общественные ценности становятся эффективным средством регуляции поведения и отношения к окружающей действительности только в том случае, если они осознаются ребёнком, внутренне принимаются им, то есть является предметом его ценностных ориентиров. Ценности, культивируемые обществом и школой, должны соответствовать потребностям и интересам индивида, благодаря чему и происходит процесс их адаптации. Этот процесс завершается формированием соответствующих жизненных установок и их реализацией в повседневной жизни и системе ценностей.

Виртуальная идентичность – это отличная от реальной форма существования, наделённая особыми качествами и являющаяся продуктом Интернет-пространства. Виртуальная идентичность как категория научного анализа является объектом изучения современного научного сообщества, первые попытки, осмысления которой встречаются именно в концепциях гуманитарных исследований [2]. Междисциплинарный характер дискурса виртуальной идентичности сделали данный феномен особенно привлекательным для социально-философского анализа, предоставляет обобщенное и целостное представление о данном социальный феномен, динамично развивается в условиях информационного общества как вызов информационной реальности в контексте исторической эволюции научной картины мира [15].

Основной задачей дальнейших исследований является построение эмпирической модели с выявлением влияния каждого фактора на общий феномен виртуальной идентичности. Мы определили перечень методик позволяет комплексно и всесторонне раскрыть сущность, факторы и особенности феноменов самоактуализации личности и идентичности и, на этой основе, определить психолого-педагогические основы становления и развития соответствующих процессов.

В качестве основных психодиагностических методик исследования были выбраны:

1. Тест двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?».

2. Тест САТ (Опросник САМОАЛ Э. Шострема).

3. Тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д.А. Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махоликом).

Представим результаты, полученные с помощью теста двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?»

Таблица 1 Результаты изучения самооценки идентичности подростков

Уровень самооценки

%

Неадекватная заниженная

20

Адекватная

50

Неадекватная завышенная

30

Как видно из представленной таблицы, для 20% подростков характерна неадекватная заниженная самооценка.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивая значение неудач.

Адекватная самооценка выявлена у 50% респондентов.

Адекватная самооценка состоит в соответствии представлений о своих способностях реальным возможностям. Самооценка сопряжена с рядом проявлений личности: уверенность в себе, внешность, интеллект, успешность и др. Адекватная самооценка формирует позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности.

Обращает внимание, что неадекватная завышенная самооценка характерна для 30% опрошенных.

Люди с завышенной самооценкой склонны к переоценке своих положительных качеств и, чаще всего, недооценивают и исключают у себя недостатки. При высоком уровне притязаний, их намерения не достижимы и не соответствуют реальным возможностям.

Отразим полученные результаты в виде диаграммы.

Рисунок 1 Результаты изучения самооценки идентичности подростков

Далее обратим внимание на результаты изучения самоактуализации личности подростков.

Таблица 2 Результаты изучения самоактуализации подростков

Шкала

Среднее значение

Ориентация во времени

14,6

Поддержка

75,7

Ценностные ориентации

16,5

Гибкость поведения

16,6

Сензитивность

11,4

Спонтанность

12,3

Самоуважение

13,2

Самопринятие

17,9

Взгляд на природу человека

7,5

Синергичность

4,3

Принятие агрессии

11,6

Контактность

17,3

Познавательные потребности

8,6

Креативность

11,3

Отразим полученные результаты в виде диаграммы.

Рисунок 2 Результаты изучения самоактуализации подростков

Также представляют интерес результаты, полученные с помощью методики изучения смысложизненных ориентаций.

Таблица 3 Результаты изучения смысложизненных ориентаций

Субшкала

Среднее значение

Цели в жизни

31,6

Процесс жизни

29,4

Результат жизни

22,6

Локус контроля Я

19,6

Локус контроля Жизнь

28,4

Осмысленность жизни

97,6

Отразим полученные результаты в виде диаграммы.

Рисунок 3 Результаты изучения смысложизненных ориентаций

Для проверки выдвинутой гипотезы мы провели корреляционный анализ Спирмена между переменными. Представим полученные результаты.

Таблица 4 Результаты корреляционного анализа Спирмена по поиску взаимосвязи между уровнем самооценки и самоактуализации у подростков

Уровень самооценки

Локус контроля Я

Сензитивность

Спонтанность

Принятие агрессии

Неадекватная заниженная

,085

,150

-,117

-,262

Адекватная

,675*

,180

-,268

-,964*

Неадекватная завышенная

,123

,074

-,182

-,564

В результате корреляционного анализа выявлено наличие обратной связи между адекватной самооценкой и принятием агрессии (r=-,964, при р=0,05).

Чем более адекватный уровень самооценки у подростка, тем реже используется им принятие агрессии в процессе самоактуализации.

Выявлено наличие прямой связи между адекватной самооценкой и локусом контроля Я (r=,675, при р=0,05).

Таблица 5 Результаты изучения связи между копинг-стратегиями и компонентами адаптивности

Уровень самооценки

СЖО

Цели жизни

Процесс жизни

Локус контроля жизнь

Осмысленность жизни

Неадекватная заниженная

-0,016

-0,448*

p≥0,05

-0,063

0,007

Адекватная

0,138

-0,077

0,018

-0,002

Неадекватная завышенная

0,022

-0,224

-0,381*

p≥0,05

0,122

Отмечается обратная связь между неадекватной заниженной самооценкой и процессом жизни (r=-,448, при р=0,05).

Чем ниже уровень самооценки, тем менее значимым для подростков является процесс жизни.

Отмечено наличие обратной связи между неадекватной завышенной самооценкой и локусом контроля жизнь (r=-,381, при р=0,05).

Чем выше уровень самооценки, тем менее значимым для подростков является локус контроля жизнь.

Проблема самоактуализации связана с качественно важными изменениями личностного развития. Эти изменения имеют положительную окраску и влияют на ядро личности, касаются основных жизненных позиций и ориентиров. Цель самоактуализации заключается в приближении к идеальному, в достижении более значительных результатов, в преодолении противоречий, препятствий. Направленность на «будущее» – основной показатель существенных преобразований в личностном росте. Общая стратегия личностной самоактуализации подростка в образовательном процессе основывается на образе личности, способной к саморазвитию и организации собственной жизни, а процесс самоактуализации подростка как субъекта этой деятельности воспринимается как его органическая составляющая [6]. Именно подростковый возрастной период является благоприятным для начала формирования потребности в самоактуализации.

1. В ходе эмпирического исследования виртуальной идентичности как фактора самоактуализации личности подростка с помощью анализа значимых различий по средним данным корреляционного анализа по всей выборке было выяснено, что в среднем для подросткового возраста, уровень самооценки влияет на процесс жизни: чем ниже уровень самооценки, тем менее значимым для подростков является процесс жизни.

2. Притязания подростков связаны с характером, а наибольший разрыв между притязаниями и самооценкой заключается в отношение к внешним данным.

3. Выявлено наличие прямой связи между адекватной самооценкой и локусом контроля.

4. Толчком к самоактуализации становится осознание человеком собственного несовершенства и стремление приблизиться к идеалу. Осознав собственное несоответствие идеалу, личность должна поставить цель и наметить конкретный план ее достижения. Такая деятельность собственного построения личности подчиняется главной цели самоактуализации.

5. Важным условием успешной самоактуализации является осознание субъектом целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития, создание собственной программы самосовершенствования как последовательности определенных этапов, комплекса действий, которые приведут к желаемому результату. Реализация этого условия предполагает участие человека в самостоятельной и творческой деятельности.

6. Виртуальная идентичность повышает уровень самооценики и делает процесс жизни более значимым, в особенности в подростковом возрасте.

7. Виртуальная личность приобретает качественно новые индивидуальные характеристики.

8. Необходима систематическая помощь саморазвитию ребёнка, стимулирование и поощрение процессов самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации личности.

9. Необходимо учитывать положительную эмоциональную составляющую и положительный опыт, которые активируют переход от произвольной поисковой деятельности к сознательным действиям.

10. Для построения виртуальной модели идентичности следует учитывать психологические и возрастные особенности ребёнка, которые либо активируют такие свойства личности, как потенциал, активность, креативность и др., либо способствую уходу от реальности.

Библиография
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.
2. Бергер Питер, Лукман Томас, Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Московский философский фонд.-М.: «Academia-Центр», «МЕДИУМ», 1995. – 323 с.
3. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации: Учебное пособие. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 116 с.
4. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. – 320с.
5. Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. Под ред. Шадрикова В.Д. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. – 522 с.
6. Лукьянов О.В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. – 212 с.
7. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
8. Маслоу А. Мотивация и личность 3-е изд. / Пер. с англ. – СПб: Питер, 2008. – 352 с.
9. Мотков О.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. – Самара, ИД «Бахрах-М», 2008. – 160 с.
10. Одинцова М.А. Я – ЦЕЛЫЙ МИР: Программа развития личности подростков и юношества. / Учеб.-метод. пособие. Серия «Психология успеха». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 208 с.
11. Психология личности: Словарь-справочник / Под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. – К.: Рута, 2001. – 320с.
12. Психология подростка. Полное руководство / Под общей редакцией А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 504 с.
13. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002 – 343 с.
14. Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2008. – 208 с.
15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – 2-ое изд. – М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. – 352 с.
16. Юров И.А. Самопрезентация старших школьноков в сети Интернет // Психология обучения. 2015. № 10. С. 102-116.
17. Яковлева А.А. Механизмы формирования потребности в самоактуализации у детей подросткового возраста: психолого-педагогический аспект // Вестник Университета Российской академии образования. 2015. № 5. С. 106-109
References
1. Ann L.F. Psikhologicheskii trening s podrostkami. – SPb.: Piter, 2007. – 271 s.
2. Berger Piter, Lukman Tomas, Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sotsiologii znaniya. Moskovskii filosofskii fond.-M.: «Academia-Tsentr», «MEDIUM», 1995. – 323 s.
3. Vakhromov E.E. Psikhologicheskie kontseptsii razvitiya cheloveka: teoriya samoaktualizatsii: Uchebnoe posobie. – M.: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 2001. – 116 s.
4. Verderber R., Verderber K. Psikhologiya obshcheniya. – SPb.: PRAIM EVROZNAK, 2003. – 320s.
5. Diagnostika poznavatel'nykh sposobnostei: Metodiki i testy: Uchebnoe posobie. Pod red. Shadrikova V.D. – M.: Akademicheskii Proekt; Al'ma Mater, 2009. – 522 s.
6. Luk'yanov O.V. Problema stanovleniya identichnosti v epokhu sotsial'nykh izmenenii. – Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2008. – 212 s.
7. Maralov V. G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya: Ucheb. posobie dlya stud. sred. ped. ucheb, zavedenii. – 2-e izd., ster. – M.: Izdatel'skii tsentr «Akademiya», 2004. – 256 s.
8. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' 3-e izd. / Per. s angl. – SPb: Piter, 2008. – 352 s.
9. Motkov O.I. Lichnost' i psikhika. Sushchnost', struktura i razvitie. – Samara, ID «Bakhrakh-M», 2008. – 160 s.
10. Odintsova M.A. Ya – TsELYI MIR: Programma razvitiya lichnosti podrostkov i yunoshestva. / Ucheb.-metod. posobie. Seriya «Psikhologiya uspekha». – M.: Izd-vo Instituta psikhoterapii, 2004. – 208 s.
11. Psikhologiya lichnosti: Slovar'-spravochnik / Pod red. P.P. Gornostaya, T.M. Titarenko. – K.: Ruta, 2001. – 320s.
12. Psikhologiya podrostka. Polnoe rukovodstvo / Pod obshchei redaktsiei A.A. Reana. – SPb.: Praim-EVROZNAK, 2008. – 504 s.
13. Sovremennaya psikhologiya motivatsii / Pod red. D.A. Leont'eva. – M.: Smysl, 2002 – 343 s.
14. Fopel' K. Na poroge vzrosloi zhizni: Psikhologicheskaya rabota s podrostkovymi i yunosheskimi problemami. Tsennosti, tseli i interesy. Shkola i ucheba. Rabota i dosug / Per. s nem. – M.: Genezis, 2008. – 208 s.
15. Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis: per. s angl. / E. Erikson; obshch. red. i predisl. A.V. Tolstykh. – 2-oe izd. – M.: Flinta: MPSI: Progress, 2006. – 352 s.
16. Yurov I.A. Samoprezentatsiya starshikh shkol'nokov v seti Internet // Psikhologiya obucheniya. 2015. № 10. S. 102-116.
17. Yakovleva A.A. Mekhanizmy formirovaniya potrebnosti v samoaktualizatsii u detei podrostkovogo vozrasta: psikhologo-pedagogicheskii aspekt // Vestnik Universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniya. 2015. № 5. S. 106-109
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.