по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 12, 2016
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 30-06-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2016
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Ум и душа в трактовке Аристотеля и Плотина c. 977-980

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.23209

Аннотация: Тема человека не занимала значительного места в философии Аристотеля. Тем не менее, как показано в наших в предыдущих публикациях, именно этот античный мыслитель является родоначальником классической философской антропологии. Зачастую нужные для антропологической рефлексии мыслительные ходы у Аристотеля возникают совсем по другому поводу, например, в размышлениях о двух типах силлогизмов и т.д. Скажем, размышления об Уме нужны мыслителю для предпринятой им классификации категорий. Но внутри этой темы складывается весьма актуальное для наших дней соображение о многосоставности Ума, о его не только человеческой, но и божественной сущности. Автор опирается на принцип историзма, который позволяет сравнить антропологическое учение Аристотеля с размышлениями о человеке Плотина. Используются также методы герменевтического анализа текста античных мыслителей. Многообразные размышления Аристотеля об Уме, человеческом и божественном, никогда не вводились в систему философско-антропологического знания. Связанные с учением Аристотеля об индукции и дедукции, эти размышления касаются темы человека. Обстоятельное рассмотрение Ума раскрывает особенности человеческой природы и вместе с тем ставит в повестку дня понятие трансценденции. Сравнение учения Аристотеля и Плотина позволяют очертить учение о душе, о внутреннем мире человека.
Гуревич П.С. - Ум и душа в трактовке Аристотеля и Плотина c. 977-980

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.68642

Аннотация: Тема человека не занимала значительного места в философии Аристотеля. Тем не менее, как показано в наших в предыдущих публикациях, именно этот античный мыслитель является родоначальником классической философской антропологии. Зачастую нужные для антропологической рефлексии мыслительные ходы у Аристотеля возникают совсем по другому поводу, например, в размышлениях о двух типах силлогизмов и т.д. Скажем, размышления об Уме нужны мыслителю для предпринятой им классификации категорий. Но внутри этой темы складывается весьма актуальное для наших дней соображение о многосоставности Ума, о его не только человеческой, но и божественной сущности. Автор опирается на принцип историзма, который позволяет сравнить антропологическое учение Аристотеля с размышлениями о человеке Плотина. Используются также методы герменевтического анализа текста античных мыслителей. Многообразные размышления Аристотеля об Уме, человеческом и божественном, никогда не вводились в систему философско-антропологического знания. Связанные с учением Аристотеля об индукции и дедукции, эти размышления касаются темы человека. Обстоятельное рассмотрение Ума раскрывает особенности человеческой природы и вместе с тем ставит в повестку дня понятие трансценденции. Сравнение учения Аристотеля и Плотина позволяют очертить учение о душе, о внутреннем мире человека.
Вершинные состояния духа
Верба Ю.В. - Философско-психологическая проблема экзистенциальной жизни в работах Н.Бердяева, Г.Марселя и В. Франкла c. 981-990

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.23181

Аннотация: Экзистенциальная психология имеет богатые философские традиции. Живая человеческая экзистенция как активное, свободное, ответственное и при этом одухотвореное действие – главная тема исследований таких религиозно-экзистенциальных философов, как Г.Марсель, Н.Бердяев и В.Франкл. В данной статье рассматриваются осознания смысла понятий «быть» и «иметь» по отношению к человеческим экзистенциалам: тело, любовь, талант, вера у Г. Марселя и его объяснения жизни, смерти и бытия в целом как таинства; понимание свободы и несвободы духа, смысла творчества у Н. Бердяева; актуализированные Франклом понятия смысла, сверхсмысла и экзистенциального вакуума. В работе были использованы методы и подходы философской антропологии, экзистенциального и феноменологического анализа и герменевтики. Основным выводом данного исследования является то, что наследие экзистенциальных философов имеет несомненную ценность в практической работе экзистенциального психолога, особенно в современное время широкой распространенности ноогенного невроза (ощущения смыслоутраты). Для глубинного понимания самой сути человеческих проблем необходим экзистенциальный анализ и экзистенциальная психология, базирующаяся на философских осмыслениях.
Верба Ю.В. - Философско-психологическая проблема экзистенциальной жизни в работах Н.Бердяева, Г.Марселя и В. Франкла c. 981-990

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.68643

Аннотация: Экзистенциальная психология имеет богатые философские традиции. Живая человеческая экзистенция как активное, свободное, ответственное и при этом одухотвореное действие – главная тема исследований таких религиозно-экзистенциальных философов, как Г.Марсель, Н.Бердяев и В.Франкл. В данной статье рассматриваются осознания смысла понятий «быть» и «иметь» по отношению к человеческим экзистенциалам: тело, любовь, талант, вера у Г. Марселя и его объяснения жизни, смерти и бытия в целом как таинства; понимание свободы и несвободы духа, смысла творчества у Н. Бердяева; актуализированные Франклом понятия смысла, сверхсмысла и экзистенциального вакуума. В работе были использованы методы и подходы философской антропологии, экзистенциального и феноменологического анализа и герменевтики. Основным выводом данного исследования является то, что наследие экзистенциальных философов имеет несомненную ценность в практической работе экзистенциального психолога, особенно в современное время широкой распространенности ноогенного невроза (ощущения смыслоутраты). Для глубинного понимания самой сути человеческих проблем необходим экзистенциальный анализ и экзистенциальная психология, базирующаяся на философских осмыслениях.
Мотивация и духовность личности
Татьянченко Н.П. - Психологические средства в проектировании положительной мотивации профессиональной деятельности военнослужащих по контракту c. 991-997

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.20821

Аннотация: Предметом исследования выступает изучение ведущей роли субъективного образа военнослужащего при формировании профессиональной мотивации, определение зависимости мотивации от ценностного отношения к профессии и психологических средств в проектировании положительной мотивации профессиональной деятельности военнослужащих по контракту. Анализируя различия субъективного образа военнослужащего и ценностных ориентиров респондентов двух групп, автором установлено, что чаще всего нежелание служить по контракту связано с низкими оценками роли военнослужащего в обществе. Кроме того, для лиц, не изъявляющих желание служить по контракту, военная карьера не является средством самореализации их амбиций. В группе испытуемых, желающих продолжить службу, напротив, доминирует ценность духовного удовлетворения от осуществляемой деятельности, а не материальное обеспечение. В ходе исследования использовался следующий пакет психодиагностического инструментария: методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э.Мильман), «Опросник терминальных ценностей» (И.Г. Сенин), «Семантический дифференциал». Для обработки всех данных применялся пакет компьютерных программ SPSS (версия 13.0). Парные сравнения эмпирических групп осуществляли с использованием критерия (U) Манна Уитни. Научная новизна представленных в статье материалов состоит в формировании научного представления об особенностях профессиональной деятельности военнослужащих и определении причин нежелания служить по контракту (искажение образа военнослужащего, отсутствие ценностного отношения к профессии военнослужащего, экстремальность профессиональной деятельности). Полученные эмпирические данные могут быть использованы: в военной практике управленческим составом, в практической деятельности военных психологов и при проведении других научных исследований.
Татьянченко Н.П. - Психологические средства в проектировании положительной мотивации профессиональной деятельности военнослужащих по контракту c. 991-997

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.68644

Аннотация: Предметом исследования выступает изучение ведущей роли субъективного образа военнослужащего при формировании профессиональной мотивации, определение зависимости мотивации от ценностного отношения к профессии и психологических средств в проектировании положительной мотивации профессиональной деятельности военнослужащих по контракту. Анализируя различия субъективного образа военнослужащего и ценностных ориентиров респондентов двух групп, автором установлено, что чаще всего нежелание служить по контракту связано с низкими оценками роли военнослужащего в обществе. Кроме того, для лиц, не изъявляющих желание служить по контракту, военная карьера не является средством самореализации их амбиций. В группе испытуемых, желающих продолжить службу, напротив, доминирует ценность духовного удовлетворения от осуществляемой деятельности, а не материальное обеспечение. В ходе исследования использовался следующий пакет психодиагностического инструментария: методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э.Мильман), «Опросник терминальных ценностей» (И.Г. Сенин), «Семантический дифференциал». Для обработки всех данных применялся пакет компьютерных программ SPSS (версия 13.0). Парные сравнения эмпирических групп осуществляли с использованием критерия (U) Манна Уитни. Научная новизна представленных в статье материалов состоит в формировании научного представления об особенностях профессиональной деятельности военнослужащих и определении причин нежелания служить по контракту (искажение образа военнослужащего, отсутствие ценностного отношения к профессии военнослужащего, экстремальность профессиональной деятельности). Полученные эмпирические данные могут быть использованы: в военной практике управленческим составом, в практической деятельности военных психологов и при проведении других научных исследований.
Моделирование бессознательного
Денисов В.А. - Психоаналитический подход к лексическому значению слова c. 998-1010

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.23178

Аннотация: Предметом исследования служит лексический анализ речи человека, а также текста художественного произведения с точки зрения психоаналитического подхода. Автор исходит из открытия бессознательного, сделанного З. Фрейдом, и выдвигает гипотезу, что если бессознательное определяет большую часть нашей деятельности, то в словах, сказанных или написанных человеком, должны наиболее ярко проявляться бессознательные мотивы и желания. В психолингвистике есть свой категориальный аппарат (индексация ключевых слов, набор ключевых слов (НКС) и др.), который автор статьи предлагает использовать для психоаналитического анализа речи и текста. Бессознательное посредством речи и письма прорывается вопреки цензуре сознательного. Автор приводит примеры нахождения таких бессознательных слов, с помощью которых можно создать психологический портрет человека. По прошествии времени психоанализ установил обширные и глубокие связи с другими методами исследования: методами естественнонаучного наблюдения, соматического осмотра, психологического эксперимента, антропологических полевых исследований и исторических изысканий. Дополнить связи психоанализа может метод лексического анализа речи, текста, пронизывающий всю триаду психоаналитической деятельности: терапевтический контакт, концептуальный проект и систематический самоанализ. Основным выводом проведенного исследования является заключение, что лексический анализ речи, текста может выявлять слова, идущие из глубин бессознательного, и это не только слова-оговорки, по З. Фрейду, а бессознательно сказанные слова, которые своими смыслами характеризуют истинные мотивы, желания, мысли человека, его действия. Такие бессознательные ключевые слова могут составлять целые фразы об истинных чувствах, желаниях, мотивах человека. Новизна исследования заключается в нахождении (индексации) бессознательных ключевых слов, которые могут характеризовать не только одного человека, но и выявлять психологическое состояние людей определенной культуры.
Денисов В.А. - Психоаналитический подход к лексическому значению слова c. 998-1010

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.68645

Аннотация: Предметом исследования служит лексический анализ речи человека, а также текста художественного произведения с точки зрения психоаналитического подхода. Автор исходит из открытия бессознательного, сделанного З. Фрейдом, и выдвигает гипотезу, что если бессознательное определяет большую часть нашей деятельности, то в словах, сказанных или написанных человеком, должны наиболее ярко проявляться бессознательные мотивы и желания. В психолингвистике есть свой категориальный аппарат (индексация ключевых слов, набор ключевых слов (НКС) и др.), который автор статьи предлагает использовать для психоаналитического анализа речи и текста. Бессознательное посредством речи и письма прорывается вопреки цензуре сознательного. Автор приводит примеры нахождения таких бессознательных слов, с помощью которых можно создать психологический портрет человека. По прошествии времени психоанализ установил обширные и глубокие связи с другими методами исследования: методами естественнонаучного наблюдения, соматического осмотра, психологического эксперимента, антропологических полевых исследований и исторических изысканий. Дополнить связи психоанализа может метод лексического анализа речи, текста, пронизывающий всю триаду психоаналитической деятельности: терапевтический контакт, концептуальный проект и систематический самоанализ. Основным выводом проведенного исследования является заключение, что лексический анализ речи, текста может выявлять слова, идущие из глубин бессознательного, и это не только слова-оговорки, по З. Фрейду, а бессознательно сказанные слова, которые своими смыслами характеризуют истинные мотивы, желания, мысли человека, его действия. Такие бессознательные ключевые слова могут составлять целые фразы об истинных чувствах, желаниях, мотивах человека. Новизна исследования заключается в нахождении (индексации) бессознательных ключевых слов, которые могут характеризовать не только одного человека, но и выявлять психологическое состояние людей определенной культуры.
Индивид и личность
Зайцева Е.С., Ерзин А.И. - Когда под маской овцы таится лев. Темная триада личностных черт в группе условно-здоровых подростков c. 1011-1016

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.20527

Аннотация: Растущая враждебность, агрессия и жестокость в среде современных подростков психологи рассматривают через призму личностных черт, взаимодействующих с социальными стимулами. Однако внешняя детерминация агрессивного поведения далеко не всегда является ведущей. Предметом исследования выступил феномен темной триады черт личности в группе условно-здоровых подростков, который авторы рассматривают в качестве одного из основных интрапсихических факторов антисоциальности. Концепт «Темная триада» вошел в психологическую терминологию в 2002 г. благодаря исследованиям Paulhus и Williams. Компоненты темной триады (субклинические формы нарциссизма, макиавеллизма и социопатии) находятся в сложном взаимодействии друг с другом, сохраняя при этом свою самостоятельность. Целью настоящего исследования явилось изучение взаимосвязи компонентов темной триады в группе условно-здоровых подростков, выделение ведущих черт личности, наиболее тесно связанных с темной триадой, построение структурной модели феномена на основе собственных эмпирических данных. Было обследовано 30 школьников без трудностей адаптации в возрасте 13 – 15 лет. Психодиагностический инструментарий включал в себя тест NPI – 40, патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко, шкалу макиавеллизма R. Christie и F.L. Geis. Статистический анализ результатов основывался на эксплораторном факторном анализе и структурном моделировании. Результаты исследования показали, что компоненты темной триады в обследованной выборке находятся в относительной независимости друг от друга. С помощью факторного анализа было выделено 5 факторов, наиболее полно описывающих проявления темной триады личностных черт: «Агрессивность/садизм», «Мнительность/злопамятность», «Самолюбие», «Эмотивность» и «Раздражительность». Структурное моделирование показало относительную самостоятельность компонентов темной триады. Перспективу применения результатов данного исследования авторы видят в последующем распознавании личностных черт и акцентуаций характера, связанных с темной триадой, у психически здоровых подростков с целью выявления групп риска антисоциального поведения и дальнейшей психопрофилактической работы с ними.
Зайцева Е.С., Ерзин А.И. - Когда под маской овцы таится лев. Темная триада личностных черт в группе условно-здоровых подростков c. 1011-1016

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.68646

Аннотация: Растущая враждебность, агрессия и жестокость в среде современных подростков психологи рассматривают через призму личностных черт, взаимодействующих с социальными стимулами. Однако внешняя детерминация агрессивного поведения далеко не всегда является ведущей. Предметом исследования выступил феномен темной триады черт личности в группе условно-здоровых подростков, который авторы рассматривают в качестве одного из основных интрапсихических факторов антисоциальности. Концепт «Темная триада» вошел в психологическую терминологию в 2002 г. благодаря исследованиям Paulhus и Williams. Компоненты темной триады (субклинические формы нарциссизма, макиавеллизма и социопатии) находятся в сложном взаимодействии друг с другом, сохраняя при этом свою самостоятельность. Целью настоящего исследования явилось изучение взаимосвязи компонентов темной триады в группе условно-здоровых подростков, выделение ведущих черт личности, наиболее тесно связанных с темной триадой, построение структурной модели феномена на основе собственных эмпирических данных. Было обследовано 30 школьников без трудностей адаптации в возрасте 13 – 15 лет. Психодиагностический инструментарий включал в себя тест NPI – 40, патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко, шкалу макиавеллизма R. Christie и F.L. Geis. Статистический анализ результатов основывался на эксплораторном факторном анализе и структурном моделировании. Результаты исследования показали, что компоненты темной триады в обследованной выборке находятся в относительной независимости друг от друга. С помощью факторного анализа было выделено 5 факторов, наиболее полно описывающих проявления темной триады личностных черт: «Агрессивность/садизм», «Мнительность/злопамятность», «Самолюбие», «Эмотивность» и «Раздражительность». Структурное моделирование показало относительную самостоятельность компонентов темной триады. Перспективу применения результатов данного исследования авторы видят в последующем распознавании личностных черт и акцентуаций характера, связанных с темной триадой, у психически здоровых подростков с целью выявления групп риска антисоциального поведения и дальнейшей психопрофилактической работы с ними.
Личностный рост
Яковлева А.А. - Влияние виртуальной идентичности на самоактуализацию личности в подростковом возрасте c. 1017-1022

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.23220

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы виртуальной идентичности и потребности в самоактуализации в подростковом возрасте. Определены методы эмпирического исследования. Исследованы виртуальная идентичность и самоактуализация личности как сложные системные образования. Конкретизировано содержание понятия виртуальная идентичность. Изучены личностные и социально-психологические особенности подростков. Определены условия для самоактуализации личности подростка с учетом возрастных особенностей. Изучены особенности самооценки, самоактуализации и локуса контроля. Определена значимость виртуальной идентичности в процессе самоактуализации личности. В качестве основных психодиагностических методик исследования были выбраны: тест двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?», опросник САМОАЛ Э. Шострема, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Выявлены структурные компоненты и функции виртуальной идентичности. Определены условия формирования виртуальной идентичности. Выполнен анализ влияния виртуальной идентичности на самоактуализацию личности в подростковом возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования, показывающие уровень потребности в самоактуализации личности в подростковом возрасте с учетом степени сформированности виртуальной идентичности.
Яковлева А.А. - Влияние виртуальной идентичности на самоактуализацию личности в подростковом возрасте c. 1017-1022

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.68647

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы виртуальной идентичности и потребности в самоактуализации в подростковом возрасте. Определены методы эмпирического исследования. Исследованы виртуальная идентичность и самоактуализация личности как сложные системные образования. Конкретизировано содержание понятия виртуальная идентичность. Изучены личностные и социально-психологические особенности подростков. Определены условия для самоактуализации личности подростка с учетом возрастных особенностей. Изучены особенности самооценки, самоактуализации и локуса контроля. Определена значимость виртуальной идентичности в процессе самоактуализации личности. В качестве основных психодиагностических методик исследования были выбраны: тест двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?», опросник САМОАЛ Э. Шострема, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Выявлены структурные компоненты и функции виртуальной идентичности. Определены условия формирования виртуальной идентичности. Выполнен анализ влияния виртуальной идентичности на самоактуализацию личности в подростковом возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования, показывающие уровень потребности в самоактуализации личности в подростковом возрасте с учетом степени сформированности виртуальной идентичности.
Психология и педагогика
Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. - К проблеме изучения криминогенной направленности личности подростка c. 1-15

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.22976

Аннотация: Предметом исследования является криминогенная направленность подростка – качественная, обладающая динамикой характеристика личности, фундаментальную основу которой представляет совокупность негативных (криминогенных) качеств личности и противоправные (асоциальные) мотивы, обуславливающие склонность подростка выбирать противозаконные способы, средства с целью удовлетворения своих желаний, потребностей. Криминогенная направленность по своему содержанию представлена следующими параметрами: социальные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, особенности характера подростка, представление о своем будущем и субъективное отношение к нему. Нами было проведено эмпирическое исследование, основной целью которого являлся детальный анализ предмета изучения. Мы исходили из предположения о том, что совокупность негативных (криминогенных) качеств личности подростка представляет собой некий комплекс, устойчивое образование, которое представлено не одним негативным качеством личности, а несколькими, взаимосвязанными между собой, к которым относятся: искаженная система жизненных ценностей; конфликтность во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками, носящая хронический характер; повышенная враждебность, агрессивность; деформированное, неадекватное представление о своем будущем; наличие акцентуаций характера; проявление неустойчивости в эмоциональном плане; неразвитое самосознание (низкий уровень развития); наличие психологической склонности к проявлению делинквентности; экстернальный уровень субъективного контроля. К преобладающим мотивам совершения правонарушений подростками, на наш взгляд, относятся следующие группы асоциальных мотивов: «желание отомстить», «приобрести авторитет среди сверстников», «получение материальных благ», «подражание другим», «принуждение к совершению со стороны других лиц», «желание скрыть ранее совершенное преступление». Для эмпирического исследования криминогенной направленности личности подростков были выбраны следующие методики, разработанные и представленные такими авторами, как Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. «Шкала совестливости»; Иванов Н. Я., Личко А. Е. «ПДО»; Елисеев О. П. «Изучение уровня локус контроля личности подростка»; Басса - Дарки «Диагностика состояния агрессии»; Крейдун Н. П., Поливанова Е. Е. «Оценка степени признания осужденным своей вины»; Сакс-Леви «Незаконченные предложения», Рокич М. «Ценностные ориентации личности»; Саенко Е. В. «Поведение», «Символ». С целью выявления психологической склонности к проявлению делинквентности мы применяли методику, разработанную центром консультирования и гуманитарных исследований «Развитие» (г. Вологда) - «Диагностика склонности к асоциальному по¬ведению». Для определения ведущих мотивов совершения правонарушений подростками мы использовали рассказы, предложенные Божович Л. И., содержащие моральные коллизии в воображаемых конфликтных ситуациях, и сочинения, предложенные Бельским П. Г. Критериями отбора методического инструментария являлись теоретические предположения о наличии у несовершеннолетних правонарушителей криминогенной направленности (в аспекте её составляющих). Исследование позволило установить, что в структуре личности подростка криминогенная направленность проявляется в наличии негативных (криминогенных) качеств личности и противоправных (асоциальных) мотивов. Научная новизна проведенного исследования, не претендующего на исчерпывающий характер, заключается в раскрытии содержания понятия криминогенной направленности в аспекте составляющих её компонентов. Практическая значимость обусловлена тем, что исследование направлено на усовершенствование деятельности психологической службы образования, Подразделений по Делам Несовершеннолетних (далее ПДН) в аспекте ранней профилактики и коррекции криминогенной направленности личности. Посредством методов математической статистики (корреляционный и факторный анализ) были выявлены 6 факторов, которые должны являться ведущими в процессе коррекции и ранней профилактики криминогенной направленности. К этим факторам относятся: а) фактор склонности к агрессии, насилию враждебности; б) к выбору противозаконных способов удовлетворения своих потребностей, желаний; в) к проявлению негативных эмоций и накоплению негативных переживаний; г) к переносу ответственности на других людей, обстоятельства; д) фактор деформированных жизненных ценностей; е) деформированных социальных отношений.
Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. - К проблеме изучения криминогенной направленности личности подростка c. 1023-1032

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.68641

Аннотация: Предметом исследования является криминогенная направленность подростка – качественная, обладающая динамикой характеристика личности, фундаментальную основу которой представляет совокупность негативных (криминогенных) качеств личности и противоправные (асоциальные) мотивы, обуславливающие склонность подростка выбирать противозаконные способы, средства с целью удовлетворения своих желаний, потребностей. Криминогенная направленность по своему содержанию представлена следующими параметрами: социальные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, особенности характера подростка, представление о своем будущем и субъективное отношение к нему. Нами было проведено эмпирическое исследование, основной целью которого являлся детальный анализ предмета изучения. Мы исходили из предположения о том, что совокупность негативных (криминогенных) качеств личности подростка представляет собой некий комплекс, устойчивое образование, которое представлено не одним негативным качеством личности, а несколькими, взаимосвязанными между собой, к которым относятся: искаженная система жизненных ценностей; конфликтность во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками, носящая хронический характер; повышенная враждебность, агрессивность; деформированное, неадекватное представление о своем будущем; наличие акцентуаций характера; проявление неустойчивости в эмоциональном плане; неразвитое самосознание (низкий уровень развития); наличие психологической склонности к проявлению делинквентности; экстернальный уровень субъективного контроля. К преобладающим мотивам совершения правонарушений подростками, на наш взгляд, относятся следующие группы асоциальных мотивов: «желание отомстить», «приобрести авторитет среди сверстников», «получение материальных благ», «подражание другим», «принуждение к совершению со стороны других лиц», «желание скрыть ранее совершенное преступление». Для эмпирического исследования криминогенной направленности личности подростков были выбраны следующие методики, разработанные и представленные такими авторами, как Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. «Шкала совестливости»; Иванов Н. Я., Личко А. Е. «ПДО»; Елисеев О. П. «Изучение уровня локус контроля личности подростка»; Басса - Дарки «Диагностика состояния агрессии»; Крейдун Н. П., Поливанова Е. Е. «Оценка степени признания осужденным своей вины»; Сакс-Леви «Незаконченные предложения», Рокич М. «Ценностные ориентации личности»; Саенко Е. В. «Поведение», «Символ». С целью выявления психологической склонности к проявлению делинквентности мы применяли методику, разработанную центром консультирования и гуманитарных исследований «Развитие» (г. Вологда) - «Диагностика склонности к асоциальному по¬ведению». Для определения ведущих мотивов совершения правонарушений подростками мы использовали рассказы, предложенные Божович Л. И., содержащие моральные коллизии в воображаемых конфликтных ситуациях, и сочинения, предложенные Бельским П. Г. Критериями отбора методического инструментария являлись теоретические предположения о наличии у несовершеннолетних правонарушителей криминогенной направленности (в аспекте её составляющих). Исследование позволило установить, что в структуре личности подростка криминогенная направленность проявляется в наличии негативных (криминогенных) качеств личности и противоправных (асоциальных) мотивов. Научная новизна проведенного исследования, не претендующего на исчерпывающий характер, заключается в раскрытии содержания понятия криминогенной направленности в аспекте составляющих её компонентов. Практическая значимость обусловлена тем, что исследование направлено на усовершенствование деятельности психологической службы образования, Подразделений по Делам Несовершеннолетних (далее ПДН) в аспекте ранней профилактики и коррекции криминогенной направленности личности. Посредством методов математической статистики (корреляционный и факторный анализ) были выявлены 6 факторов, которые должны являться ведущими в процессе коррекции и ранней профилактики криминогенной направленности. К этим факторам относятся: а) фактор склонности к агрессии, насилию враждебности; б) к выбору противозаконных способов удовлетворения своих потребностей, желаний; в) к проявлению негативных эмоций и накоплению негативных переживаний; г) к переносу ответственности на других людей, обстоятельства; д) фактор деформированных жизненных ценностей; е) деформированных социальных отношений.
Клиническая психология
Манькова Л.Л. - Гении не от мира сего c. 1033-1040

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.23208

Аннотация: Детей, страдающих аутизмом, становится всё больше. Эксперты пишут даже об эпидемии психического расстройства. Однако сам феномен остаётся тайной. Накоплен огромный эмпирический материал. Разработаны методики консультационной реабилитации. Но общая картина высвечивается трудно. Прежние представления о «недостаточности» аутистов рождают иное ощущение: они – «другие». Эти дети иначе видят мир. Они нас видят другими, чем мы сами. Сигналы, поступающие к ним в мозг от органов чувств, словно отдельные камешки, не скреплены, не выстроены. Этот особый тип восприятия реальности будоражит воображение в связи с так называемой квантовой парадигмой, настаивающей на множестве миров, в которых мы обитаем. В исследовании автор статьи опирается на психологическую и философскую литературу, подкрепляя теоретические положения клиническими примерами. Эксперты считают, что для достижения нормы аутистам нужно было испытать нуминозное переживание, растворить в нём своё одиночество. Автор же приходит к выводу, что они не прошли через все антропологические зазоры. Они не отдали своё бытие в распоряжение языковой компетенции и не приобрели опыта работы с символами.
Манькова Л.Л. - Гении не от мира сего c. 1033-1040

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.68648

Аннотация: Детей, страдающих аутизмом, становится всё больше. Эксперты пишут даже об эпидемии психического расстройства. Однако сам феномен остаётся тайной. Накоплен огромный эмпирический материал. Разработаны методики консультационной реабилитации. Но общая картина высвечивается трудно. Прежние представления о «недостаточности» аутистов рождают иное ощущение: они – «другие». Эти дети иначе видят мир. Они нас видят другими, чем мы сами. Сигналы, поступающие к ним в мозг от органов чувств, словно отдельные камешки, не скреплены, не выстроены. Этот особый тип восприятия реальности будоражит воображение в связи с так называемой квантовой парадигмой, настаивающей на множестве миров, в которых мы обитаем. В исследовании автор статьи опирается на психологическую и философскую литературу, подкрепляя теоретические положения клиническими примерами. Эксперты считают, что для достижения нормы аутистам нужно было испытать нуминозное переживание, растворить в нём своё одиночество. Автор же приходит к выводу, что они не прошли через все антропологические зазоры. Они не отдали своё бытие в распоряжение языковой компетенции и не приобрели опыта работы с символами.
Ключи творчества
Блинова Ю.С., Капранова М.В. - О методических и методологических проблемах исследования профессиональной надежности водителя транспортного средства c. 1041-1047

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.23123

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию, основной целью которого является создание концептуальной и эмпирически обоснованной технологии оценки и прогнозирования профессиональной надежности водителей транспортных средств. Актуальность данной темы обуславливается ростом уровня автомобилизации и увеличивающейся потребностью общества в водителях-профессионалах, а также необходимостью создания точных и надежных инструментов оценки водителей и факторов, влияющих на эффективность их деятельности. Авторы ставят перед собой такие задачи, как: систематизация существующих научных исследований деятельности водителя транспортного средства; выявление перечня критериев профессиональной надежности водителя; разработка психодиагностической модели оценки профессиональной надежности водителя. Экспериментальное исследование, отвечающее поставленным задачам, включает в себя два основных этапа. На первом этапе были выбраны параметры исследования, подготовлено экспериментальное оборудование, построен общий план эксперимента. На сегодняшний день, на втором этапе, создаются условия эксперимента для определения выделенных параметров надежности водителей транспортных средств, осуществляется сбор статистических данных для определения значений различных параметров, фиксируемых при эксперименте, проводится апробация разрабатываемой методики. Предполагаемые результаты исследования могут быть использованы в целях повышения безопасности дорожного движения, подготовки водителей в автошколах, для повышения экономической эффективности автотранспортных компаний, самооценки водителей для повышения собственной квалификации. Реализация проекта по разработке программного комплекса позволит повысить надежность человеческого фактора и снизить риски ошибок.
Блинова Ю.С., Капранова М.В. - О методических и методологических проблемах исследования профессиональной надежности водителя транспортного средства c. 1041-1047

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.68649

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию, основной целью которого является создание концептуальной и эмпирически обоснованной технологии оценки и прогнозирования профессиональной надежности водителей транспортных средств. Актуальность данной темы обуславливается ростом уровня автомобилизации и увеличивающейся потребностью общества в водителях-профессионалах, а также необходимостью создания точных и надежных инструментов оценки водителей и факторов, влияющих на эффективность их деятельности. Авторы ставят перед собой такие задачи, как: систематизация существующих научных исследований деятельности водителя транспортного средства; выявление перечня критериев профессиональной надежности водителя; разработка психодиагностической модели оценки профессиональной надежности водителя. Экспериментальное исследование, отвечающее поставленным задачам, включает в себя два основных этапа. На первом этапе были выбраны параметры исследования, подготовлено экспериментальное оборудование, построен общий план эксперимента. На сегодняшний день, на втором этапе, создаются условия эксперимента для определения выделенных параметров надежности водителей транспортных средств, осуществляется сбор статистических данных для определения значений различных параметров, фиксируемых при эксперименте, проводится апробация разрабатываемой методики. Предполагаемые результаты исследования могут быть использованы в целях повышения безопасности дорожного движения, подготовки водителей в автошколах, для повышения экономической эффективности автотранспортных компаний, самооценки водителей для повышения собственной квалификации. Реализация проекта по разработке программного комплекса позволит повысить надежность человеческого фактора и снизить риски ошибок.
Психология развития
Барковская А.П. - Полоролевые репертуары жестокости подростков c. 1048-1053

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.21019

Аннотация: Исследование посвящено проблеме подростковой жестокости с учетом полового признака. Объектом исследования являются мальчики и девочки подросткового возраста. В качестве предмета исследования выступает полоролевой аспект жестокости. В статье анализируется проблема неоднозначности проявления жестокости в подростковом возрасте. Рассматривается вопрос преобладающего вида жестокости в поведении подростков. Нами предложен ретроспективный анализ теоретических взглядов культурологов, психиатров, педагогов, психологов на проблему жесткости с учётом пола испытуемых (К. Бьйорквист, Й. Раншбург, Э. Х. Поппер, В. Дж. Стеффен, К. Лагерспец, Т. Тайгер и др.). Проведено эмпирическое исследование, посвященное выявлению преобладающего вида жестокости среди мальчиков и девочек подросткового возраста. Для сравнения выборок и сопоставления получившихся результатов проведен корреляционный анализ. Автором было обнаружено, что проявление физической жесткости в большей степени характерно для мальчиков. Средние значения проявления косвенной жестокости преобладают в группе девочек. Корреляционный анализ выявил наличие умеренных положительных взаимосвязей между шкалами используемых методик, как в группе девочек, так и в группе мальчиков. Проведенное исследование показало, что жестокость мальчиков и девочек в подростковом возрасте имеет разный характер, разные формы и интенсивность проявления. Полученные результаты могут использоваться и находить применение в деятельности психологов в системе образования для улучшения межличностного общения, при разработке тренинговых и коррекционно-развивающих программ с целью формирования толерантных социальных отношений.
Барковская А.П. - Полоролевые репертуары жестокости подростков c. 1048-1053

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.68650

Аннотация: Исследование посвящено проблеме подростковой жестокости с учетом полового признака. Объектом исследования являются мальчики и девочки подросткового возраста. В качестве предмета исследования выступает полоролевой аспект жестокости. В статье анализируется проблема неоднозначности проявления жестокости в подростковом возрасте. Рассматривается вопрос преобладающего вида жестокости в поведении подростков. Нами предложен ретроспективный анализ теоретических взглядов культурологов, психиатров, педагогов, психологов на проблему жесткости с учётом пола испытуемых (К. Бьйорквист, Й. Раншбург, Э. Х. Поппер, В. Дж. Стеффен, К. Лагерспец, Т. Тайгер и др.). Проведено эмпирическое исследование, посвященное выявлению преобладающего вида жестокости среди мальчиков и девочек подросткового возраста. Для сравнения выборок и сопоставления получившихся результатов проведен корреляционный анализ. Автором было обнаружено, что проявление физической жесткости в большей степени характерно для мальчиков. Средние значения проявления косвенной жестокости преобладают в группе девочек. Корреляционный анализ выявил наличие умеренных положительных взаимосвязей между шкалами используемых методик, как в группе девочек, так и в группе мальчиков. Проведенное исследование показало, что жестокость мальчиков и девочек в подростковом возрасте имеет разный характер, разные формы и интенсивность проявления. Полученные результаты могут использоваться и находить применение в деятельности психологов в системе образования для улучшения межличностного общения, при разработке тренинговых и коррекционно-развивающих программ с целью формирования толерантных социальных отношений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.