Статья 'Полоролевые репертуары жестокости подростков' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Полоролевые репертуары жестокости подростков

Барковская Анастасия Павловна

аспирант, Оренбургский государственный университет

460000, Россия, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Новая, 23

Barkovskaya Anastasiya Pavlovna

post-graduate student of the Department of General Psychology and Personality Psychology at Orenburg State University, assistant of the Department of Clinical Psychology and Psychotherapy at Orenburg State Medical University

460000, Russia, Orenburg Region, Orenburg, str. Novaya, 23

ubgjabp@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2016.12.21019

Дата направления статьи в редакцию:

09-11-2016


Дата публикации:

27-06-2017


Аннотация: Исследование посвящено проблеме подростковой жестокости с учетом полового признака. Объектом исследования являются мальчики и девочки подросткового возраста. В качестве предмета исследования выступает полоролевой аспект жестокости. В статье анализируется проблема неоднозначности проявления жестокости в подростковом возрасте. Рассматривается вопрос преобладающего вида жестокости в поведении подростков. Нами предложен ретроспективный анализ теоретических взглядов культурологов, психиатров, педагогов, психологов на проблему жесткости с учётом пола испытуемых (К. Бьйорквист, Й. Раншбург, Э. Х. Поппер, В. Дж. Стеффен, К. Лагерспец, Т. Тайгер и др.). Проведено эмпирическое исследование, посвященное выявлению преобладающего вида жестокости среди мальчиков и девочек подросткового возраста. Для сравнения выборок и сопоставления получившихся результатов проведен корреляционный анализ. Автором было обнаружено, что проявление физической жесткости в большей степени характерно для мальчиков. Средние значения проявления косвенной жестокости преобладают в группе девочек. Корреляционный анализ выявил наличие умеренных положительных взаимосвязей между шкалами используемых методик, как в группе девочек, так и в группе мальчиков. Проведенное исследование показало, что жестокость мальчиков и девочек в подростковом возрасте имеет разный характер, разные формы и интенсивность проявления. Полученные результаты могут использоваться и находить применение в деятельности психологов в системе образования для улучшения межличностного общения, при разработке тренинговых и коррекционно-развивающих программ с целью формирования толерантных социальных отношений.


Ключевые слова:

жестокость, полоролевая жестокость, подростки, физическая жестокость, вербальная жестокость, прямая жестокотсь, косвенная жестокотсь, насилие, агрессия, враждебность

Abstract: The research is devoted to a problem of teenage cruelty taking into account sexual character. An object of a research are boys and girls of teenage age. The aspect of cruelty acts as an object of research polorolevy. In article the problem of ambiguity of manifestation of cruelty at teenage age is analyzed. The question of the prevailing type of cruelty in behavior of teenagers is considered. We have offered the retrospective analysis of theoretical views of culturologists, psychiatrists, teachers, psychologists of a rigidity problem taking into account a sex of examinees (K. Byorkvist, Y. Ranshburg, E. H. Popper, V. J. Steffen, K. Lagerspets, T. Tiger, etc.).  The empirical research devoted to identification of the prevailing type of cruelty among boys and girls of teenage age is conducted. For comparison of selections and comparison of the turned-out results the correlation analysis is carried out. The author revealed that manifestation of physical rigidity is more characteristic of boys. Average values of manifestation of indirect cruelty prevail in group of girls. The correlation analysis has revealed existence of moderate positive interrelations between scales of the used techniques, both in group of girls, and in group of boys. The received results can be used and find application in activity of psychologists in an education system for improvement of interpersonal communication, when developing training and correctional developing programs for the purpose of formation of tolerant social relations. The conducted research has shown that cruelty of boys and girls at teenage age has different character, different forms and intensity of manifestation.


Keywords:

cruelty, polorolevy cruelty, teenagers, physical cruelty, verbal cruelty, direct cruelty, indirect cruelty, violence, aggression, hostility

Введение

Проблема изучения и преодоления жестокого поведения в подростковом возрасте все более привлекает к себе внимание специалистов различных областей науки. Объяснить этот интерес можно тем, что в последнее время не только в нашей стране, но и в мире, отмечается значительный рост жестокого и агрессивного поведения среди подростов. При формировании стереотипа негативного поведения именно подростковый возраст является наиболее уязвимым в этом вопросе [1,2].

Жестокость в подростковом возрасте имеет неоднозначный характер проявления, и особенности ее проявления во многом определяются в соответствии с половой принадлежностью (Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон). Половые роли представляют собой дифференциацию статусов, деятельности, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности (Дж. Кагон и Х. Мосс). Отличия половых ролей проявляется в половозрастном разделении труда, распределении власти и авторитета мужчин и женщин и в специфических процессах половой социализации, системе половой стратификации, в результате которой эти отношения сохраняются, воспроизводятся и передаются из поколения в поколение [3,4].

Ряд исследователей (Игли, Дж. Стеффен, К. Лагерспец) считают, что уже на генетическом уровне мужчины запрограммированы на большую склонность к проявлению насилия, в отличие от женщин [6, с. 127]. К тому же во многих культурах мира считается, что грубость, самоуверенность и агрессия являются неотъемлемыми характеристиками поведения представителей мужского пола [8].

Исследование разных видов жестокости и различных ее компонентов дают повод усомниться в том, что жестокость более свойственна представителям мужского пола (Дж. Стаккард). В первые годы жизни ребенка жестокость не выражается, так как не является врождённым качеством. Формирование жестокого поведения осуществляется через призму социальных ожиданий ближайшего окружения. Подкрепленные соответствующими полу психологическими и поведенческими характеристиками дети постепенно начинают вести себя по-разному: мальчики – открыто выражать жестокие побуждения, девочки – скрывать их. Проявление жестокости у мужчин может носить характер компенсаторной мужественности, когда мужчины через жестокость вынуждены компенсировать свое несоответствие общепринятому стандарту мужественности. В свою очередь, у женщин наложен запрет на открытое проявление жестокости, что приводит к специфическому ее проявлению (Т. П. Смирнова).

Недостаточность и ограниченность исследований жестокости выдвигает цель исследования жестокости в соответствии с половой принадлежностью.

Во многих исследованиях установлено, жестокость и склонность к насилию в популяции мужчин выше, чем в популяции женщин [10-12]. Однако на сегодняшний день существуют исследования, которые оспаривают такое положение вещей (Е. Беллер, В. Хартун, Е. Ках, Б. Фагот). В зарубежной психологии накоплены многочисленные сведения, порой противоречивые, об особенностях проявления жестокости и агрессии представителями женского и мужского пола (К. Бьйорквист, Й. Раншбург, Э. Х. Поппер, Игли, Дж. Стеффен, К. Лагерспец, Т. Тайгер, А. Фроди, Дж. Макалэй, П. Р. Том, Э. Маккоби, К. Джеклин и др.). В отечественной психологии исследованием жестокости занимались немногие ученые. Имеющиеся сведения в основном охватывают проблемы агрессии в полоролевом аспекте. Л. М. Семенюк (1998) выявила как различия, так и сходство в проявлении различных форм агрессии мальчиками и девочками подросткового возраста на определенных возрастных этапах. Т. Тигер на основе обстоятельного анализа данных свидетельствует, что до шестилетнего возраста различия в проявлении жестокости между мальчиками и девочками отсутствуют. После 6 лет появляющиеся различия обусловлены полоролевым воспитанием [5,7]. Исследователи А. Фроди и Дж. Маколэй также считают, что женщины, обладая более выраженной тревожностью, эмпатией и чувством вины, подавляют у себя открытое проявление жестокости там, где мужчины ее открыто проявляют. Однако женщины ни в чем не уступают мужчинам в появлении жестокости, когда расценивают свои действия как справедливые или чувствуют себя свободными от ответственности [6, с. 118].

Методы исследования

Для решения поставленных задач использовался следующий диагностический инструментарий:

1.Опросник BPAQ (Buss-Perry Aggression Questionnaire), разработанный А. Бассом и М. Перри для диагностики склонности к агрессии. Методика создана на основе опросника враждебности А. Басса – А. Дарки (BDHI – Buss – Durkee Hostility Inventory, 1957). Методика предназначена для исследования легимитизированной агрессии в различных социальных группах, для прогнозирования агрессивного поведения и склонности к враждебности.

2.Авторский опросник «Виды жестокости», предназначенный для выявления следующих форм жестокости: «Прямая вербальная жестокость», «Прямая физическая жесткость», «Косвенная вербальная жестокость», «Косвенная физическая жестокость».

С целью изучения полоролевого аспекта проявления жестокости было проведено эмпирическое исследование, гипотезой которого послужило предположение о том, что проявление жестокости в подростковой среде имеет отличительные характеристики в зависимости от половой принадлежности.

В исследовании приняли участие испытуемые в количестве 100 человек: мальчики — 61 (61%), девочки — 39 (39%) в возрасте от 14-15 лет. Все испытуемые являлись учениками седьмых классов средней общеобразовательной школы № 9 г. Оренбурга. Респонденты имели незаконченное неполное среднее общее образование, социализированы, не совершали правонарушения, имели удовлетворительное психическое и физическое здоровье. Семьи испытуемых можно отнести к категории семей со средним материальном достатком, подростки обеспечены необходимой одеждой, имеют деньги на карманные расходы. Семьи можно назвать социально-устойчивыми, психологическая обстановка в семье стабильная.

Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе исследования была применена методика «Виды жестокости». Результаты представлены следующим образом. На рис. 1 представлены данные по методике Виды жестокости.

Рис. 1. Соотношение средних показателей жестокости мальчиков и девочек подросткового возраста.

Условные обозначения: ПВЖ – прямая вербальная жестокость, ПФЖ – прямая физическая жесткость, КВЖ – косвенная вербальная жестокость, КФЖ – косвенная физическая жесткость.

Анализируя данные, видно, что средние значения по шкале «Прямая вербальная жесткость» выше у мальчиков, чем у девочек (26.09 и 23.47). Для мальчиков в большей степени характерна низкая фрустрационная толерантность, тревожность, сомнения, неуверенность в себе. Импульсивность и спонтанность у них сочетаются с консерватизмом и обидчивостью, предпочтением традиционных взглядов, которые отделяют их от переживаний и внутренних конфликтов.

По шкале «Прямая физическая жестокость», более высокие средние значения также выявлены в группе мальчиков (28.12 и 22.61). Выраженная прямая физическая жестокость говорит о малой рассудительности и сдержанности, низком самоконтроле. Обычно это связано с неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей и недостаточной социализацией. Имеет место постоянное стремление к острым ощущениям, так как при отсутствии таковых начинают скучать. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается со стремлением к общественному признанию и честолюбием. Обычно такие качества подкрепляется хорошими лидерскими качествами: способность увлечь за собой, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли. В то же время данные ребята не упустят возможности продемонстрировать свою силу и власть, доминирование над другими людьми.

Однако средние показатели по шкале «Косвенная вербальная жестокость» выше у девочек, чем у мальчиков (24.59 и 18.78). В данном случае для девочек в большей степени, чем для мальчиков характерно проявление иронии, насмешливости, язвительности. Не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих подростки с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей.

Следует отметить, что в группе мальчиков выявлены более высокие средние показатели косвенной физической жестокости, чем в группе девочек (23.96 и 20.59). Высокие значения косвенной физической жестокости обнаруживают такие характеристики подростков, как склонность действовать без достаточного сознательного контроля. Возможен слабый эмоциональный отклик, затруднения в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и чувств, фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям.

На следующем этапе с помощью методики «Опросник BPAQ-24» мы выявили интегральный показатель агрессивности. Результаты исследования представлены на рис. 2.

Рис. 2. Соотношение средних показателей агрессивности мальчиков и девочек подросткового возраста.

Исходя из данных рис. 2, можно говорить о том, что существуют различия между средними значениями по группам. Можно отметить, что средние значения по шкале «Физическая агрессия» выше в группе мальчиков, чем в группе девочек (20.09 и 19.12). Это свидетельствует, что для подростков мужского пола в большей степени свойственна склонность к использованию физической силы против другого лица. Проявление аффективного компонента агрессии (шкала «Гнев»), также более характерно для мальчиков, чем для девочек (15.86 и 13.45). Данная шкала определяет готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (включая физиологическое возбуждение и подготовку к агрессии). По шкале «Враждебность» (когнитивный компонент агрессии) более высокие средние показатели выявлены в группе девочек, чем мальчиков (22.17 и 18.04). Для девочек в большей степени характерна тенденция к переживанию чувств несправедливости, ущемлённости, неудовлетворённости желаний. Выражена склонность к реакциям, развивающим негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Интегральный тестовый показатель агрессивности отражает преобладание средних значений в группе подростков мужского пола (21.10 и 20.06). Данный показатель характеризует наличие тенденций к деструктивным реакциям в области межличностных отношений, направленности на устранение и разрушение препятствий, преодолению того, что противодействует процессу индивидуального развития.

Для проверки гипотезы нашего исследования и подтверждения статистической значимости полученных результатов мы воспользовались математической обработкой данных. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием программы SPSS Statistics 17.0. Нами сравнивались выборки при помощи непараметрических критериев и сопоставлялись получившиеся результаты. Использован непараметрический коэффициент Спирмена. Полученные результаты корреляционного анализа позволили сделать следующие выводы.

В группе мальчиков на 5 % уровне значимости выявлена положительная умеренная взаимосвязь между шкалами «Прямая вербальная жестокость» и шкалами «Гнев» (R= .295), «Враждебность» (R= .616). Шкала «Прямая физическая жестокость» положительно умеренно коррелирует со шкалами «Физическая агрессия» (R= .295). Шкала «Косвенная вербальная жестокость» имеет положительную связь со шкалами «Гнев» (R= .616), «Враждебность» (R= .421), «Агрессия» (R= .497). Шкала «Косвенная физическая жестокость» умеренно взаимосвязана со шкалами «Физическая агрессия» (R= .581), «Агрессия» (R= .524).

В группе девочек на 5 % уровне значимости выявлена положительная умеренная взаимосвязь между шкалами «Косвенная вербальная жесткость» и шкалами «Гнев» (R= .616), «Враждебность» (R= .295). Шкала «Косвенная физическая жестокость» умеренно взаимосвязана со шкалами «Физическая агрессия» (R=.583).

Выводы

Исследование особенностей проявления жестокости среди подростков мужского и женского пола показало преобладание физической жесткости в группе мальчиков и преобладание косвенной жесткости в группе девочек. В ходе корреляционного анализа мы выявили, что в группе мальчиков шкала прямая вербальная жестокость связана с гневом и враждебностью. Прямая физическая жестокость обуславливает проявление физической агрессии. Проявлению физической агрессии также способствует косвенная физическая жестокость. Для девочек характерна связь косвенной вербальной жестокости с гневом и враждебностью. Также в группе девочек выявлено, что на проявление физической агрессии способствует косвенная физическая жестокость.

Таким образом, проведенное исследование показало, что проявление жестокости подростками имеет неоднозначный характер и во многом определяется их половой принадлежностью. В заключении отметим, что полученные результаты могут использоваться и находят применение в деятельности психологов образования для улучшения межличностного общения, при разработке тренинговых и коррекционно-развивающих программ с целью формирования толерантных социальных отношений.

Библиография
1. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М.: ИНФРА М, 1995. 318 с.
2. Абдуллаев Ш.М., Абдуллаева Д.С. Жестокость как психосоциальный феномен // Психология XXI века: Сборник материал V международной научно-практической конференции молодых ученых: в 2 т. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2009. Т. 1. С. 14-19 .
3. Барковская А.П. К проблеме философского понимании жестокости // Фундаментальные исследования, 2015. № 2. Ч. 7. С. 1513-1517.
4. Барковская А.П., Епанчинцева Г.А. К проблеме подростковой жестокости // В сб.: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). Оренбург, 2015. С. 1067-1069.
5. Гуггенбюль, Аллан. Зловещее очарование насилия : профилактика детской агрессивности и жестокости / Гуггенбюль, Аллан ; А. Гуггенбюль ; пер. с нем. Н. Скородума. 2-е изд. М.: Когито-Центр, 2006. 176 с.
6. Епанчинцева Г.А. Развивающая психологическая диагностика в образовании диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук // Томский государственный университет. Томск, 2010. С. 65.
7. Кобзева О.В. Динамика агрессивности в подростковом возрасте // Научное обозрение. 2006. № 2. С. 196-201.
8. Реан А.А. Психология и педагогика [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2002. 432 с.
9. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 53-58.
10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ. обл. М. В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 1999. 624 с. – ISBN 985-438-308-3.
11. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений. М.: Просвещение, 1990. 448 с.
12. Чернова Г.Р. Жестокость как феномен культуры: Монография. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. 96 с.
13. Almukanov K.G., Epanchintseva G.A., Egorov R.S. Theoretical and methodological aspects of suicidal behavior surveillance // Applied and Fundamental Studies. Proceedings of the first International Academic Conference. Publishing House "Science and Innovation Center". International Journal of Advanced Studies, 2012. P. 243-245.
14. Smith T.W. Hostility and health: Current status of a psychosomatic hypothesis // Health psychol. 1992. Vol. 11.
References
1. Antonyan Yu.M. Zhestokost' v nashei zhizni. M.: INFRA M, 1995. 318 s.
2. Abdullaev Sh.M., Abdullaeva D.S. Zhestokost' kak psikhosotsial'nyi fenomen // Psikhologiya XXI veka: Sbornik material V mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh: v 2 t. SPb.: Leningradskii gosudarstvennyi universitet im. A.S. Pushkina, 2009. T. 1. S. 14-19 .
3. Barkovskaya A.P. K probleme filosofskogo ponimanii zhestokosti // Fundamental'nye issledovaniya, 2015. № 2. Ch. 7. S. 1513-1517.
4. Barkovskaya A.P., Epanchintseva G.A. K probleme podrostkovoi zhestokosti // V sb.: Universitetskii kompleks kak regional'nyi tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury Materialy Vserossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem). Orenburg, 2015. S. 1067-1069.
5. Guggenbyul', Allan. Zloveshchee ocharovanie nasiliya : profilaktika detskoi agressivnosti i zhestokosti / Guggenbyul', Allan ; A. Guggenbyul' ; per. s nem. N. Skoroduma. 2-e izd. M.: Kogito-Tsentr, 2006. 176 s.
6. Epanchintseva G.A. Razvivayushchaya psikhologicheskaya diagnostika v obrazovanii dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni doktora psikhologicheskikh nauk // Tomskii gosudarstvennyi universitet. Tomsk, 2010. S. 65.
7. Kobzeva O.V. Dinamika agressivnosti v podrostkovom vozraste // Nauchnoe obozrenie. 2006. № 2. S. 196-201.
8. Rean A.A. Psikhologiya i pedagogika [Tekst] / A. A. Rean, N. V. Bordovskaya, S. I. Rozum. – SPb.: Piter, 2002. 432 s.
9. Tkhostov A.Sh., Surnov K.G. Vliyanie sovremennykh tekhnologii na razvitie lichnosti i formirovanie patologicheskikh form adaptatsii: obratnaya storona sotsializatsii // Psikhologicheskii zhurnal. 2005. T. 26. № 6. S. 53-58.
10. Fromm E. Anatomiya chelovecheskoi destruktivnosti / Per. s angl. E. M. Telyatnikova, T. V. Panfilova; Khud. obl. M. V. Drako. Mn.: OOO «Popurri», 1999. 624 s. – ISBN 985-438-308-3.
11. Freid Z. Po tu storonu printsipa udovol'stviya // Freid Z. Psikhologiya bessoznatel'nogo: sbornik proizvedenii. M.: Prosveshchenie, 1990. 448 s.
12. Chernova G.R. Zhestokost' kak fenomen kul'tury: Monografiya. SPb.: LGU im. A.S. Pushkina, 2005. 96 s.
13. Almukanov K.G., Epanchintseva G.A., Egorov R.S. Theoretical and methodological aspects of suicidal behavior surveillance // Applied and Fundamental Studies. Proceedings of the first International Academic Conference. Publishing House "Science and Innovation Center". International Journal of Advanced Studies, 2012. P. 243-245.
14. Smith T.W. Hostility and health: Current status of a psychosomatic hypothesis // Health psychol. 1992. Vol. 11.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.