Педагогика и просвещение - рубрика Эффективность обучения
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "Эффективность обучения"
Эффективность обучения
mextieva v.q. - Культурологическое исследование при интеграции предметов искусства
Аннотация: Начатое в Азербайджане реформирование всей системы образования затрагивает вопросы поиска новых методов интеграционного обучения и применения новой методологии. Культурологическая методология есть универсальный системный подход, дающий возможность комплексного, междисциплинарного изучения культуры как целостной социальной системы на основе совокупности органически взаимосвязанных методов.
Савина О.Н. - Краутсорсинг, как новая форма повышения эффективности современного образовательного процесса
Аннотация: «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», а теперь и проекты «федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что на смену знаниевому подходу приходит компетентностный, выдвигающий на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу. В современном мире полезные связи - это огромный потенциал, который дает возможность применить краудсорсинг, то есть решить проблему наиболее выгодным путем с помощью применения коллективного разума. В связи с этим актуальным стало обращение к новым формам работы со студентами, такими, как: «Ярмарка научных идей» и интернет-дискуссии – это новый формат научной работы со студентами, способствующий соединению молодых умов, специалистов, практиков, а также возможность обмена информацией и решения актуальных проблем на основе анализа множества мнений. Проведение подобных мероприятий является крайне важным, поскольку помимо необходимости фундаментального образования современному активному человеку, а особенно бизнесмену и инноватору необходимо развивать профессиональное общение.
Савина О.Н., Савина Е.О. - Краудсорсинг, как новая форма повышения эффективности современного образовательного процесса
Аннотация: «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», а теперь и проекты «федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что на смену знаниевому подходу приходит компетентностный, выдвигающий на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу. В современном мире полезные связи - это огромный потенциал, который дает возможность применить краудсорсинг, то есть решить проблему наиболее выгодным путем с помощью применения коллективного разума. В связи с этим актуальным стало обращение к новым формам работы со студентами, такими, как: «Ярмарка научных идей» и интернет-дискуссии – это новый формат научной работы со студентами, способствующий соединению молодых умов, специалистов, практиков, а также возможность обмена информацией и решения актуальных проблем на основе анализа множества мнений. Проведение подобных мероприятий является крайне важным, поскольку помимо необходимости фундаментального образования современному активному человеку, а особенно бизнесмену и инноватору необходимо развивать профессиональное общение.
Бровкин А.В. - Субъективные записки преподавателя вуза c. 9-18

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21834

Аннотация: В статье изложены основные принципы и подходы, которые помогут молодым преподавателям сориентироваться в университете, освоить педагогические приемы и найти правильный подход к студентам. Раскрываются особенности научной, методической, учебной и воспитательной деятельности. Выявляются и анализируются проблемы преподавания в высшей школе и возможные пути их решения. Рассмотрены особенности преподавателей и факторы, влияющие на успешность преподавательской деятельности. Автор представляет результаты личного опыта по повышению эффективности приемов обучения в процессе преподавания. Особое внимание уделяется способам повышения мотивации студентов. Результаты настоящего исследования получены путем анализа и систематизации проведенных автором и другими членами научного сообщества исследований. Основными результатами проведенного исследования являются: обоснование необходимости совершенствования отечественного образования, направленного на уменьшение разрыва между теорией и практикой; проанализированы основные проблемы преподавания в высшей школе и возможные пути их решения; предложены эффективные способы повышения мотивации студентов; выявлены компетенции студентов, необходимые для самообразования и самосовершенствования.
Паймакова Е.А., Тавберидзе Д.В. - Лекции в дистанционном формате: некоторые методические приёмы c. 35-44

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.37144

Аннотация: Данная статья является результатом исследования, проведенного в период пандемии и ставящего перед собой цель выявить взаимосвязь между некоторыми методическими приёмами, изложенными в статье, и вовлеченностью студентов в процесс обучения при чтении лекций дистанционно. Для повышения эффективности обучения были использованы следующие методические приёмы: чёткая структура лекции, презентация как система вопросов и тем для обсуждения, освоение нового материала в форме дискуссии, тестовые задания по пройденному материалу, еженедельное подведение итогов и систематизация знаний, внедрение видеоматериалов в домашние задания. Авторы исследования проводили лекции с применением всех изложенных пунктов, наблюдая за реакцией и мотивацией обучающихся. Опросы, проведенные в группах в начале и в конце лекционного курса показывают резкое увеличение познавательной активности в конце курса по сравнению с началом, общую удовлетворенность студентов и их заинтересованность в дальнейшем изучении предмета. Студенты также дали оценку по пятибалльной шкале каждому из предложенных методических приемов, после чего, вопреки гипотезе, выдвинутой авторами, в качестве самых привлекательных были выявлены презентация как система вопросов и дискуссия во время дистанционного занятия. Исследование показало, что данные методические приемы действенно повышают вовлеченность студентов в процесс обучения, способствуют росту познавательной активности. Вышеуказанные аспекты проведения лекций могут применяться не только в дистанционном обучении, но и в офлайн формате.
Шатунова О.В., Шастина Е.М., Бородина Т.Ф. - Культурологический потенциал чтения как фактора развития детской одаренности c. 47-53

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.4.24401

Аннотация: Предметом исследования является чтение как культурологический фактор развития детской одаренности. Модернизация российского образования предполагает курс на его гуманизацию и гуманитаризацию, что определяет значимость культурологического подхода к исследованию педагогических проблем. Цель настоящей статьи состоит в описании роли чтения как культурологического фактора, способствующего выявлению одаренности детей и создающего предпосылки для ее развития. Авторы выносят на обсуждение ряд вопросов, касающихся выявления роли чтения на одаренность на разных этапах физиологического и личностного развития. Методами исследования выступают изучение и обобщение передового педагогического опыта по развитию детской одаренности, наблюдение, анкетирование, статистические методы. В работе представлены результаты исследования, в котором приняли участие 130 преподавателей Елабужского института Казанского федерального университета в возрасте от 25 до 79 лет, характеризующихся ярко выраженными личностными и профессиональными качествами и способностями, позволяющими считать их одаренными людьми. Исследование представляло собой опрос по авторской анкете о читательской активности опрашиваемых на разных возрастных этапах личностного развития, а также об одаренности и влиянии чтения на ее развитие. Результаты анкетирования доказывают положительное воздействие чтения как культурологического фактора на развитие одаренности. Кроме того, делается вывод о том, что люди, достигшие определенного этапа профессионального и личностного развития (в том числе одаренности), характеризуются постоянной читательской активностью. Авторы выносят на обсуждение ряд вопросов, касающихся выявления роли чтения на развитие одаренности.
Шахмарова Р.Р. - Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути решения c. 49-57

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.23249

Аннотация: В статье обосновывается актуальность организации проектно-исследовательской деятельности в контексте ФГОС. Предметом данного исследования являются проблемы организации проектно-исследовательской деятельности и возможные пути их решения. Проектно-исследовательская деятельность, согласно требованиям стандарта, направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности. Личностным результатом проектно-исследовательской деятельности является исследовательская позиция т.е. особое проявление личности, выражающее активное, инициативное отношение обучающегося к знанию и способу его получения Исследование проводится с применением как теоретических, так и практических методов, в частности: анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме, выявление моделей организации проектно-исследовательской деятельности и эмпирические - наблюдение, педагогический эксперимент, методы сбора данных (анкетирование, тестирование) В результате проведенного исследования были выявлены проблемы, с которыми столкнулись педагоги и обучающиеся при реализации проектно-исследовательской деятельности при выполнении индивидуального итогового проекта (исследовательского): недостаточная готовность учителя к систематической проектно-исследовательской деятельности обучающихся, низкая исследовательская культура педагогов и детей, слабая материально-техническая база образовательных организаций для проведения экспериментов. Результаты исследования могут быть полезны педагогам практикам, реализующим в образовательных организациях проектно-исследовательскую деятельность.
Смирнова Г.Е., Карелина Н.А. - Изучение английского языка студентами-регионоведами: от мотива к мотивации c. 60-68

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.2.32975

Аннотация: Предметом данного исследования является изучение английского языка студентами-регионоведами факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова в контексте образовательной программы базового курса «I иностранный язык (английский)». Объект исследования – мотивы изучения английского языка (данные о которых получены в результате опроса студентов первого и четвертого курсов отделения региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова в 2019-2020 учебном году) и их влияние на мотивацию в образовательном процессе. Для достижения поставленной цели авторы обращались к эмпирическим методам ведения научного исследования (эксперимент, анализ, сравнение). На основе результатов опроса студентов проведен анализ мотивов изучения английского языка и их трансформации в процессе обучения. Полученные данные дают новую актуальную информацию, позволяющую определить формы мотивации, способствующие успешному освоению программы и формированию профессиональных и общекультурных компетенций у студентов указанного направления обучения, совершенствованию образовательного процесса. Данные, полученные в ходе опроса, позволяют сделать вывод о превалирование у студентов внутреннего мотива обучения, направленного на развитие коммуникативных навыков и преодоление языкового барьера. Введение дискуссионных форм занятий, направленных на вовлечение аудитории в образовательный процесс, усиливает положительную мотивацию, а привлечение специально разработанных методических пособий способствует успешному освоению иностранного языка в рамках образовательного стандарта.
Яровенко Т.В. - Изучение Имени Прилагательного на уроках русского языка как иностранного c. 61-67

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.25719

Аннотация: Статья посвящена проблеме обучению русской грамматики на занятиях русского языка как иностранного. Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день правильная подача учебного материала является залогом успешного усвоения русской грамматики. Большие трудности в понимании вызывает Имя Прилагательное, так как в родных языках иностранцев в большинстве случаев оно отличается от русского, либо мало используется в их родной речи. Практика показывает, что иностранцы используют лишь те лексические единицы, которые есть по аналогии в их родном языке. Цель исследования, выработать и апробировать методику подачи учебного материала, способствующую успешному усвоению изучаемой темы. Методология исследования основана на анализе и наблюдении, которые: позволили выделить автору типичные ошибки, допускаемые, курсантами в ходе построения речевых конструкций. Выводы: 1. В процессе изучения темы: Имя прилагательное. На первом этапе идет изучение понятия прилагательного, на какие вопросы отвечает, род Имени Прилагательного. Второй этап – это изучение окончаний прилагательных в зависимости от рода. Третий этап – согласование прилагательного с существительным. Только после закрепления полученных навыков переходить к изучению склонений Имени Прилагательного. 2. Преподавателю для себя важно усвоить, что слова, которые он использует в ходе объяснения грамматического материала, на начальном этапе обучения должны быть минимальными. Все слова произносить четко, медленно и не использовать в своей лексике большой арсенал лингвистических терминов, которые вызывают трудности в восприятии русского языка у студентов не филологических специальностей.
О.Н. Савина, М.В. Пьянова - Краудсорсинг как новая форма повышения эффективности современного образовательного процесса c. 64-70
Аннотация: «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», а теперь и проекты «федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что на смену знаниевому подходу приходит компетентностный, выдвигающий на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу. В современном мире полезные связи — это огромный потенциал, который дает возможность применить краудсорсинг, то есть решить проблему наиболее выгодным путем с помощью применения коллективного разума. В связи с этим актуальным стало обращение к новым формам работы со студентами, такими, как: «Ярмарка научных идей» и интернет-дискуссии — это новый формат научной работы со студентами, способствующий соединению молодых умов, специалистов, практиков, а также возможность обмена информацией и решения актуальных проблем на основе анализа множества мнений. Проведение подобных мероприятий является крайне важным, поскольку помимо необходимости фундаментального образования современному активному человеку, а особенно бизнесмену и инноватору необходимо развивать профессиональное общение.
Фесенко О.П. - Эффективность метода тренинга при изучении русского языка как родного (на примере освоения вузовской дисциплины «Русский язык и культура речи») c. 65-73

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.3.25523

Аннотация: Тренинг как метод активного обучения в рамках вузовского курса «Русский язык и культура речи» рассматривается в качестве средства формирования коммуникативной и речевой компетенций. Цель исследования – описать возможности использования данного метода и его результативность на базе Омского автобронетанкового инженерного института (1 курс). Предмет исследования - эффективность технологии тренинга при обучении русскому языку и культуре речи в вузе (на примере военного вуза). Участниками педагогического эксперимента стали 250 курсантов. Основной метод – педагогический эксперимент. В учебных группах в течение учебного года применялись разработанные автором тренинговые упражнения (ролевые игры и дискуссии) и тренинговые занятия, некоторые из которых описаны в статье. Метод тренинга охватывал практически все основные темы дисциплины: «Нормы русского литературного языка», «Функциональные стили русского литературного языка», «Пласты национального языка», «Военная риторика». Результаты свидетельствуют о том, что освоение учебной программы и формирование коммуникативной и речевой компетенций оказывается более продуктивным с использованием тренинга как метода активизации познавательной деятельности, поскольку позволяет организовать учебный процесс, максимально приблизив его к будущей профессиональной деятельности обучающихся в аспекте, связанном с речевым взаимодействием.
Макаричев Ф.В. - Обучающий, развивающий и воспитательный потенциал использования аутентичного художественного фильма в процессе обучения иностранному языку c. 69-79

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.35149

Аннотация: Предметом изучения является использование аутентичных художественных фильмов в процессе обучения английскому языку. На основе анализа теоретического материала в статье освещаются вопросы, связанные с использованием фильмов на занятиях в высших учебных заведениях, так как несмотря на давнюю практику привлечения аудиовизуальных средств, в настоящее время не выработана единая методика работы с фильмами. Автором предлагается вариант органицации занятий на основе просмотра фильма «Красота по-американски», в процессе которых происходит освоение иноязычной лексики, анализируются различные ситуации речевого общения, средства невербальной коммуникации, национальные особенности речевого поведения. Аутентичные художественные фильмы давно используются в процессе обучения иностранному языку. Однако сейчас как никогда использование аудио и видеоматериалов стало жесткой необходимостью для эффективного обучения студентов разных специальностей. Владение иностранным языком - это не только умение вести вербальное общение на изучаемом языке, но еще и способность выстраивать межкультурный диалог, без которого невозможна полноценная коммуникация. Поэтому для овладения навыками общения на иностранном языке необходима качественная лингвистическая, культурологическая, страноведческая подготовка. Эффективность использования художественного фильма в процессе обучения определяется прежде всего особенностями самого киноискусства, которое способно оказывать сильное воздействие на зрителей. Это достигается благодаря сочетанию видеоряда и звукового сопровождения (в том числе и музыкального). Поэтому зрители имеют ряд преимуществ: есть возможность получить визуальное представление о месте происходящих событий, о внешности действующих лиц, проанализировать особенность невербальных средств общения и определить их влияние на содержание общения и его результаты. Собственный опыт проведения анализа фильма со студентами-нефилологами показал высокий интерес студентов к такого рода занятиям, активную работу как в аудитории, так и при домашней подготовке, и, как результат, высокую эффективность работы.
Лисин Д.В., Солдатова Е.В. - Модифицированная методика измерения уровней полноты усвоения в процессе формирования понятий c. 76-86

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.22548

Аннотация: Предметом исследования является методика измерения показателей качества формирования понятий в процессе обучения, предложенная в своё время А.В. Усовой. Рассматриваемые показатели качества включают в себя уровень полноты усвоения содержания понятия, уровень полноты усвоения количества связей данного понятия с другими понятиями и уровень полноты усвоения объёма понятия. Предложено некоторое усовершенствование данной методики расчёта групповых показателей для случаев, когда закон распределения измеряемой величины существенно отличается от нормального распределения. Модифицированные показатели качества формирования понятий и интегрирования их в систему миропонимания обучающихся предложено определять через медианные показатели соответствующих выборок. Новизна исследования заключается в расширении области применения методики измерения показателей качества формирования понятий в процессе обучения. Приведены примеры получающихся различий при расчёте по обоим методикам. Показана важность данных методик в процессе формирования системы понятий в условиях перехода к развивающему методологическому образованию в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Винокурова О.С. - Улучшение системы оценивания академических результатов студентов бакалавриата как способ повышения качества образования вуза. c. 80-88

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.36804

Аннотация: Предметом исследования является система оценивания студентов бакалавриата. Цель – улучшить систему оценивания академических достижений обучающихся: повысить достоверность результатов, мотивацию и включенность участников в процесс аттестации. Использованы эмпирические методы: изучены исследования по данной тематике, проанализированы современные тренды в системе оценивания: развитие системы академических рейтингов и усложнение системы оценки за счет включения результатов общественной, культурной и спортивной деятельности в общий рейтинг обучающихся. Центральными методами получения информации являются наблюдение и устный опрос студентов бакалавриата российского вуза. Рекомендации разработаны на основе анализа полученных данных.   Новизна заключается в рассмотрении системы оценивания как фактора, определяющего качество образования, и разработке рекомендаций по улучшению системы оценивания. Результатом работы являются рекомендации о форме и содержании аттестации, направленные на повышение достоверности системы оценивания. Обоснованы выгоды от соответствующего пересмотра системы оценивания для бенефициаров: вузов, студентов и работодателей. Рассмотрена эффективность стратегий «оценивание обучения» и « оценивание для обучения» и значимость промежуточной и итоговой аттестации для различных бенефициаров. Область применения результатов: вузы. Сделан вывод о необходимости продолжения исследования системы оценивания и ее совершенствования с учетом новых образовательных трендов.
Савина О.Н. - Новые методологические подходы к организации проектной деятельности в рамках образовательного процесса в магистратуре

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.4.14008

Аннотация: Статья содержит описание нового метода проектной деятельности, применяемого в ходе реализации образовательной программы в магистратуре и способствующего эффективной реализации компетентностного подхода в образовательном процессе в магистратуре. Метод краудсорсинга в данном контексте рассматривается, как «совместное создание благ». Цель метода состоит в формировании у магистрантов инновационного (проектного) мышления, позволяющего привить навыки проектирования и конструирования социальной среды развития обучающихся в системе образования, умении адаптироваться к современным социально-экономическим условиям, находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность. Статья написана по материалам, апробированным и эффективно реализующимся в образовательном процессе в магистратуре факультета "Налоги и налогообложение" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Автор сделал акцент на приоритетности внедрения проектной деятельности в учебный процесс в условиях реализации ФГОС и заключающейся в выработке повышения адаптивных возможностей студентов к современному экономическому состоянию страны; овладения навыками коллективной работы; готовности к кооперации с коллегами; умения учитывать интересы коллектива, отбирать и использовать стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач, учитывая индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся; эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с преподавателями (научными руководителями) и сокурсниками.
Савина О.Н. - Новые методологические подходы к организации проектной деятельности в рамках образовательного процесса в магистратуре c. 82-90

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.4.66052

Аннотация: Статья содержит описание нового метода проектной деятельности, применяемого в ходе реализации образовательной программы в магистратуре и способствующего эффективной реализации компетентностного подхода в образовательном процессе в магистратуре. Метод краудсорсинга в данном контексте рассматривается, как «совместное создание благ». Цель метода состоит в формировании у магистрантов инновационного (проектного) мышления, позволяющего привить навыки проектирования и конструирования социальной среды развития обучающихся в системе образования, умении адаптироваться к современным социально-экономическим условиям, находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность. Статья написана по материалам, апробированным и эффективно реализующимся в образовательном процессе в магистратуре факультета "Налоги и налогообложение" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Автор сделал акцент на приоритетности внедрения проектной деятельности в учебный процесс в условиях реализации ФГОС и заключающейся в выработке повышения адаптивных возможностей студентов к современному экономическому состоянию страны; овладения навыками коллективной работы; готовности к кооперации с коллегами; умения учитывать интересы коллектива, отбирать и использовать стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач, учитывая индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся; эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с преподавателями (научными руководителями) и сокурсниками.
Гатиатуллина Э.Р. - «Доктор занимательных наук», или о книгах Я.И. Перельмана в контексте проблематики современного образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14617

Аннотация: Одной из «вечных» проблем образовательного процесса, как в средней школе, так и в высшей, является повышение уровня познавательного интереса учащихся и, как следствие, – их мотивации: то, что представляется им интересным и полезным, усваивается во много раз быстрее и лучше, чем то, что кажется скучным, неинтересным и безжизненным. Как сделать преподаваемый материал ясным и полезным, ярким и интересным? Этот вопрос не так прост, как может показаться, на первый взгляд. Опираясь на широкую базу эмпирических психолого-педагогических данных, дидактический анализ различных учебных материалов и текстов, автор показывает, что восприятие предлагаемого учебного материала преподавателем и его же восприятие учащимися, без преувеличения, – два разных мира, необыкновенная встреча которых и является вершиной педагогического мастерства. Статья знакомит читателя с одним из выдающихся примеров такого мастерства – творчеством Я.И. Перельмана – известного отечественного популяризатора науки, талантливого педагога, выдающегося мастера слова, – и может быть интересна как преподавателям – в качестве методической установи, дидактического тренинга, обмена опытом и своеобразного педагогического «мастер класса», так и студентам – для расширения кругозора и знакомства с редким и удивительным жанром занимательной науки.
В.Г. Мехтиева - Культурологическое исследование при интеграции предметов искусства c. 88-90
Аннотация: начатое в Азербайджане реформирование всей системы образования затрагивает вопросы поиска новых методов интеграционного обучения и применения новой методологии. Культурологическая методология есть универсальный системный подход, дающий возможность комплексного, междисциплинарного изучения культуры как целостной социальной системы на основе совокупности органически взаимосвязанных методов.
Гатиатуллина Э.Р. - «Доктор занимательных наук», или о книгах Я.И. Перельмана в контексте проблематики современного образования c. 88-94

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.66330

Аннотация: Одной из «вечных» проблем образовательного процесса, как в средней школе, так и в высшей, является повышение уровня познавательного интереса учащихся и, как следствие, – их мотивации: то, что представляется им интересным и полезным, усваивается во много раз быстрее и лучше, чем то, что кажется скучным, неинтересным и безжизненным. Как сделать преподаваемый материал ясным и полезным, ярким и интересным? Этот вопрос не так прост, как может показаться, на первый взгляд. Опираясь на широкую базу эмпирических психолого-педагогических данных, дидактический анализ различных учебных материалов и текстов, автор показывает, что восприятие предлагаемого учебного материала преподавателем и его же восприятие учащимися, без преувеличения, – два разных мира, необыкновенная встреча которых и является вершиной педагогического мастерства. Статья знакомит читателя с одним из выдающихся примеров такого мастерства – творчеством Я.И. Перельмана – известного отечественного популяризатора науки, талантливого педагога, выдающегося мастера слова, – и может быть интересна как преподавателям – в качестве методической установи, дидактического тренинга, обмена опытом и своеобразного педагогического «мастер класса», так и студентам – для расширения кругозора и знакомства с редким и удивительным жанром занимательной науки.
Михайлова Э.Р., Гецкина И.Б. - Зрелость личности взрослых обучающихся как фактор, обуславливающий мотивацию обучения при изучении иностранных языков

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.17880

Аннотация: В статье излагаются результаты изучения уровня зрелости взрослых обучающихся и особенностей обучения их иностранному языку. Целью работы является выявление системообразующих показателей личностной зрелости, наиболее существенно взаимосвязанных с уровнем мотивации обучения – с тем, чтобы в дальнейшем повысить мотивацию обучения иностранному языку и, на основе этого – увеличить эффективность обучения. Актуальность такого исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью повышения педагогической эффективности обучения иностранным языкам взрослых обучающихся, что связано с расширением поликультурного взаимодействия и международных контактов между различными странами и национальностями в современном мире, с другой стороны – недостаточной изученностью особенностей мотивации обучения у взрослых обучающихся. Андрагогических рекомендаций и выводов, касающихся обучению иностранным языкам, в научной литературе практически нет. Методиками исследования для решения поставленных задач выступили тест - опросник личностной зрелости Ю. З. Гильбуха, самоактуализационный тест-CAT, опросник А. А. Реана и В. А. Якунина. Для анализа сопоставляемых признаков применялся стандартный математический метод – корреляционный анализ, основанный на расчете коэффициента корреляции Пирсона. Научная новизна заключается в эмпирическом исследовании взаимосвязи особенностей мотивации обучения у взрослых испытуемых и уровнем их личностной зрелости (которая как раз является фактором их «взрослости»). Исследование выявило определенные закономерности в указанной связи, на основе которых возможно дать рекомендации педагогам о выборе способа повышения мотивации обучения.
Михайлова Э.Р., Гецкина И.Б. - Зрелость личности взрослых обучающихся как фактор, обуславливающий мотивацию обучения при изучении иностранных языков c. 92-105

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67692

Аннотация: В статье излагаются результаты изучения уровня зрелости взрослых обучающихся и особенностей обучения их иностранному языку. Целью работы является выявление системообразующих показателей личностной зрелости, наиболее существенно взаимосвязанных с уровнем мотивации обучения – с тем, чтобы в дальнейшем повысить мотивацию обучения иностранному языку и, на основе этого – увеличить эффективность обучения. Актуальность такого исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью повышения педагогической эффективности обучения иностранным языкам взрослых обучающихся, что связано с расширением поликультурного взаимодействия и международных контактов между различными странами и национальностями в современном мире, с другой стороны – недостаточной изученностью особенностей мотивации обучения у взрослых обучающихся. Андрагогических рекомендаций и выводов, касающихся обучению иностранным языкам, в научной литературе практически нет. Методиками исследования для решения поставленных задач выступили тест - опросник личностной зрелости Ю. З. Гильбуха, самоактуализационный тест-CAT, опросник А. А. Реана и В. А. Якунина. Для анализа сопоставляемых признаков применялся стандартный математический метод – корреляционный анализ, основанный на расчете коэффициента корреляции Пирсона. Научная новизна заключается в эмпирическом исследовании взаимосвязи особенностей мотивации обучения у взрослых испытуемых и уровнем их личностной зрелости (которая как раз является фактором их «взрослости»). Исследование выявило определенные закономерности в указанной связи, на основе которых возможно дать рекомендации педагогам о выборе способа повышения мотивации обучения.
Надёжина Н.В. - Роль занятий танцами в формировании физической культуры молодежи c. 112-119

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.22998

Аннотация: В статье представлены результаты педагогического исследования проблемы совершенствования методики преподавания физической культуры в вузах, проводимого автором в период 2015-2017 гг. Цель статьи – повышение результативности работы по физическому воспитанию в вузах путем выявления потенциала занятий танцами в формировании физической культуры студентов. Достижение цели исследования потребовало решения следующих задач: обоснование возможностей использования танца как средства формирования физической культуры молодежи; анализ основных проблем интеграции танца в занятия физической культурой; разработка приоритетных направлений практической работы педагогов по формированию здорового образа жизни студентов с использованием двигательно-танцевальных программ. Решение данных задач стало возможным с использованием системного и личностно-ориентированного подходов. Кроме того, автором использовался интерпретативный подход, а также методы качественного анализа данных. При проведении качественного исследования автором использованы два метода сбора данных: обзор литературы и тематические исследования. Использование результатов исследования в деятельности педагогов вузов будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса в исследуемой сфере и обеспечат дальнейшее совершенствование современной практики физического воспитания студентов с учетом принципов личностной, антропопедагогической, культуротворческой направленности образовательных программ. Выводы исследования могут быть учтены при разработке новых учебных программ по предмету физической культуры и учебно-методических комплексов.
Гапонова Ж.К., Серогодская А.А. - Обучение студентов-африканцев русскому языку как иностранному в Центре открытого образования в республике Кот-д’Ивуар c. 136-151

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.69264

EDN: TSKYAJ

Аннотация: Авторами статьи рассматриваются особенности обучения русскому языку как иностранному (далее – РКИ) ивуарийцев в Центре открытого образования, созданного на базе университетов (Université méthodiste de Côte d’Ivoire, Université Félix Houphouët-Boigny, ETIC University) в октябре 2023 года в республике Кот-д’Ивуар при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Цель данного исследования - описание подходов к обучению ивуарийцев русскому языку с нуля и практики работы с африканскими студентами, позволяющей добиться интенсификации процесса обучения языку, оптимизации объема изучаемого материала, выбора эффективных методов и приемов, предложить практические советы преподавателям РКИ, начинающим осваивать африканский континент. Исследование базируется на принципах компетентностного, коммуникативно-деятельностного и этноориентированного подходов в обучении РКИ.   Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анкетирование, наблюдение, в том числе метод "неосознанного внутреннего наблюдения", статистические методы обработки результатов, сопоставление, обобщение практического опыта преподавания русского языка иностранным обучающимся. Реализация на пракике разработанной авторами статьи системы обучения ивуарийцев русскому языку с нуля показала, что наибольшей эффективности этот процесс достигает при учете особенностей африканской аудитории (эмоциональность, музыкальность, артистичность студентов) и включении большого количества визуальных, медиа и аудиоматериалов. Особое значение, по мнению авторов статьи, приобрели в процессе обучения приемы мелодизации и ритмизации лингводидактических материалов: они способствовали установлению доверительных отношений между преподавателями и студентами, раскрытию запросов ивуарийцев на содержание обучения, позволили учесть культурные интересы аудитории. Демонстрация уважительного отношения к русской и африканской культурам при разработке программы занятий осуществлялась с учетом контрастивного подхода, позволившего акцентировать внимание обучающихся на особенностях России в сопоставлении с Африкой. Использование игровых технологий дало возможность преподавателям по-разному преподносить материал студентам: работа в парах, группах (командах), быстрая смена видов деятельности, обусловленная игрой, способствовала установлению взаимных контактов в большой аудитории (численность студентов на занятии могла доходить до 100 человек), снятию напряжения при общении на неродном языке, ненавязчивому внедрению грамматического и лексического материала, а также интенсивному обогащению студентов-ивуарийцев сведениями о русской культуре.
Зубахина А.А. - Отсутствие ясности учебной цели как причина имитации учебного процесса c. 138-145

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.37244

EDN: MLRXVT

Аннотация: Объектом исследования является учебная цель, которая имеет отношение к образовательному процессу школьников. Предмет исследования - понимание цели обучения основными участниками учебного процесса. Автор подробно рассматривает вопрос осознания учебной цели детьми, их родителями и учителями. Выделяет существенные свойства образовательной цели ребенка и соотносит представление о ней с видением учебной цели основных участников образовательного процесса. Особое внимание уделяется структуре и ориентации сформированных учебных целей. Выделяются различия в понимании учебной цели современного школьника, педагога и родителей, что может быть одной из причин снижения эффективности образовательного процесса. Особым вкладом автора в исследование темы является актуализация вопроса наличия, формирования и понимания учебной цели школьниками. Новизна исследования заключается в раскрытии представлений о цели обучения современными детьми, их родителями и педагогами. Выделены значимые представления об образовательной цели ребенка и основных участников учебного процесса. В статье представлены результаты эмпирического исследования, свидетельствующие о частичном отсутствии ясных учебных целей у детей, родителей и учителей. С помощью специально разработанных опросников были получены основные данные, которые интерпретировались с учетом экспертного мнения педагогов. В работе аргументируется необходимость наличия учебной цели у всех участников учебного процесса и уделяется внимание вопросу необходимости дальнейшего изучения процесса формирования учебной цели у детей, педагогов и родителей.
Бобков А.И., Нежкина Л.Ю., Гальцев С.А. - Социально-гуманитарное обеспечение профессионального становления сотрудника органов внутренних дел c. 158-165

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.39285

EDN: LBTCCR

Аннотация: Объектом исследования в статье выступает процесс профессионального становления сотрудника органов внутренних дел в системе высшего профессионального образования. Предметом исследования выступает социально-гуманитарное обеспечение процесса профессионального становления сотрудника органов внутренних дел. Под социально-гуманитарным обеспечение понимается процесс создания психолого-педагогических условий оптимизации взаимодействия психолого-педагогического сопровождения самоактуализации личности обучающегося как необходимого условия для углубленного понимания современных проблем социально-гуманитарного знания и экзестенциальной направленности личности преподавателя. Аксиологическим компонентом данного взаимодействия становится создание конкретных ситуаций в учебной деятельности будущего сотрудника органов внутренних дел требующее от него психологического отхода от состояния выученной беспомощности, имитации понимания отсутствия субъектности.        Новизна исследования заключается в сочетании проблемного обучения и психологической подготовленности учащегося к действию в экстремальных ситуациях. Данное сочетание достигается путем соединения современных психологических знаний и практик с социальным конструированием реальности образовательной среды. Взаимодействие педагогов-психологов, профессиональных психологов консультантов и преподавателей социально-гуманитарных дисциплин основано на отходе от имеющихся деформирующих личность реалий образовательной среды вузов силового профиля. Основным методом здесь выступает философский диалог между обучающимся, педагогом-психологом и преподавателем социально-гуманитарных дисциплин. Основной целью данного диалога выступает создание групп-встреч, направленных на создание фасилитационной (помогающей) среды для самоактуализации самости обучающегося, как необходимой психолого-педагогической составляющей его профессиональной зрелости.
Попова Т.В., Волошина И.А., Коурова О.Г. - Психофизиологический статус школьников с социальной и зрительной депривацией c. 159-169

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.39782

EDN: BBSKRE

Аннотация: Во всем мире когнитивные расстройства у детей представляют одну из наиболее важных проблем. По данным Всемирной организации здравоохранения, грубые нарушения умственного развития имеют 15 % детей. Опубликованы данные о том, что нарушения когнитивных функций встречается не менее чем у 20 % детей и подростков. В большой степени это касается детей, оставшихся без попечения родителей и детей с сенсорными нарушениями. В социальной сфере многих стран проблема решается с помощью социальных центров (СЦ), специальных образовательных учреждений, приемных и патронатных семей и т.д. Характер развития таких детей привлекает внимание педагогов, медиков, психологов, однако в литературе нет достаточного количества данных об особенностях их психофизиологических функций. Предмет исследования: психосоциальное развитие школьников 7–10 лет. Получены новые данные об аналогичном, а порой более неблагоприятном влиянии на психофизический статус испытуемых с социальной депривацией, по сравнению с сенсорной (зрительной). У всех испытуемых наблюдали признаки функционального напряжения, но показатели личностной тревожности и агрессивности в группах социальной и зрительной депривации были выше, чем в контрольной, а когнитивные функции были недостаточно активированы. Выводы: у детей из СЦ выявлен высокий потенциал когнитивных способностей; при создании адекватных психосоциальных условий в образовательной среде этих детей, их умственное развитие может быть значительно ускорено, что необходимо также для профилактики неадаптивного поведения; рекомендовано внедрение в образовательный процесс программ психофизической коррекции учащихся, включающих технологии саморегуляции эмоций и поведения и снижения уровня функционального напряжения.
Бочкина Е.В., Ханчас В.Н. - Педагогическое тестирование: от истоков до создания современных тестов c. 170-182

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.69243

EDN: BDGXVU

Аннотация: В данной статье представлен ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы и архивных данных, рассматривающих проблему становления педагогического тестирования в России и в США. Проведенный ретроспективный анализ позволил сопоставить полученные данные и выявить принципиальные различия между двумя научными школами. Авторами были выделены четыре основных точки зрения относительно возникновения педагогического теста. Авторами были выделены четыре основных точки зрения относительно возникновения педагогического теста. Данные точки зрения являются отсылками к исследованиям ученых и общественных деятелей конца XIX века и показывают нам то, что идея создания педагогического теста возникла не случайно и после ее воплощения была положительно принята обществом и специалистами, работающими в школах Англии и США. Во второй части стати описан синтез современного опыта составления педагогического теста, виды педагогических тестов, основные этапы их создания, критерии разработки и требования к составлению заданий. Критерии и требования к заданиям педагогического теста отражают принципиально важные моменты, на которые следует обратить внимание. Описанные материалы являются не только исторической справкой, но и методическими рекомендациями для будущих авторов педагогических тестов. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и архивных материалов по теме исследования, применение метода хронометрии, проведение аналогий и сравнения. В данном исследовании перед нами стояла цель выявить хронометрическую последовательность становления педагогического теста, как инструмента контроля качества образования и определить специфику составления современного педагогического теста. Благодаря анализу психолого-педагогической литературы и архивных материалов составлена хронологическая последовательность этапов развития тестирования, от создания первых тестов в XIX веке до проектирования валидных и надежных батарей педагогических тестов на современном этапе развития общества. Отличительной особенностью составленной хронологической последовательности является то, что нами были собраны и сопоставлены все существующие теории о создателях первого в мире теста и выделены ключевые моменты развития отечественной и зарубежной школы исследования качества обучения с помощью теста, что определяет новизну представленного в статье исследования.
Глазова Ю.В. - Проектная технология и педагогические условия ее успешной реализации в процессе формирования образовательной самостоятельности студентов.

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.13921

Аннотация: Объектом исследования является формирование образовательной самостоятельности студентов колледжа. Предмет исследования -педагогические условия реализации проектной технологии, направленной на формирование образовательной самостоятельности обучающихся. Различаются познавательная (только учебная) и образовательная (учебный и воспитательный компоненты) самостоятельность учащихся. Исходя из такого разделения необходимо дополнить имеющиеся методы и средства формирования самостоятельности учащихся способами влияния на самовоспитание, а не только на обучение. Предложенная проектная технология и педагогические условия способствуют формированию образовательной самостоятельности за счет учета нравственных ценностей общества. Проектная технология формирования образовательной самостоятельности студентов опирается на деятельностный, личностно-ориентированный и аксиологический подходы. Это позволяет создать в процессе проектирования субъектно-субъектные отношения, а аксиологический подход включает в себя ориентацию студентов в процессе проектной деятельности на общечеловеческие, национальные и личностно-значимые ценности. Новизна исследования заключается в том, что до недавнего времени исследователи рассматривали только учебную сторону самостоятельности. Однако, сегодня большинство учащихся может обладать достаточно высоким уровнем познавательной самостоятельности, например при работе с информацией, не умея при этом отличать негативную информацию от полезной и необходимой. Реализация проектной технологии с учетом описанных педагогических условий позволяет минимизировать риски негативных проявлений только учебной самостоятельности учащихся.
Глазова Ю.В. - Проектная технология и педагогические условия ее успешной реализации в процессе формирования образовательной самостоятельности студентов. c. 175-186

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66946

Аннотация: Объектом исследования является формирование образовательной самостоятельности студентов колледжа. Предмет исследования -педагогические условия реализации проектной технологии, направленной на формирование образовательной самостоятельности обучающихся. Различаются познавательная (только учебная) и образовательная (учебный и воспитательный компоненты) самостоятельность учащихся. Исходя из такого разделения необходимо дополнить имеющиеся методы и средства формирования самостоятельности учащихся способами влияния на самовоспитание, а не только на обучение. Предложенная проектная технология и педагогические условия способствуют формированию образовательной самостоятельности за счет учета нравственных ценностей общества. Проектная технология формирования образовательной самостоятельности студентов опирается на деятельностный, личностно-ориентированный и аксиологический подходы. Это позволяет создать в процессе проектирования субъектно-субъектные отношения, а аксиологический подход включает в себя ориентацию студентов в процессе проектной деятельности на общечеловеческие, национальные и личностно-значимые ценности. Новизна исследования заключается в том, что до недавнего времени исследователи рассматривали только учебную сторону самостоятельности. Однако, сегодня большинство учащихся может обладать достаточно высоким уровнем познавательной самостоятельности, например при работе с информацией, не умея при этом отличать негативную информацию от полезной и необходимой. Реализация проектной технологии с учетом описанных педагогических условий позволяет минимизировать риски негативных проявлений только учебной самостоятельности учащихся.
Гурьянчик В.Н., Космалев Н.С. - Инклюзивная поликультурная образовательная среда как фактор социализации детей из семей мигрантов c. 183-205

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.69961

EDN: BDITPY

Аннотация: Предметом исследования является изучение влияния различных проблем и факторов на развитие инклюзивного образования в поликультурной среде. Объект исследования – эффективность и целесообразность применения инклюзивного образования в поликультурной среде. Особое внимание авторы уделяют в статье характеристике основных теоретических подходов к изучению поликультурной и инклюзивной образовательной среды, а также оценке реального состояния инклюзии в поликультурной среде по мнению педагогического сообщества. Гипотеза исследования: рассматривая личность как целостное системное качество, которое формируется прижизненно, по механизму присвоения общественного опыта в процессе деятельности в среде, мы предположили, что на эффективность инклюзивного образования в поликультурной среде оказывает влияние ряд внутренних и внешних факторов: сформированность речевой коммуникации и знаний культурных, религиозных и национальных особенностей друг друга среди субъектов, уровень развития их толерантности и организация самой образовательной среды. Методы исследования – анкетирование, сравнительный анализ. В рамках исследования опрошены 50 обучающихся 8-11 классов (не имеющих выявленных ограниченных возможностей здоровья) из семей мигрантов, 210 подростков из числа одноклассников детей мигрантов из 26 школ г. Ярославля, 159 педагогических работников из 26 образовательных организаций и 90 родителей обучающихся из семей мигрантов. Основными выводами проведенного исследования являются следующие позиции: теоретико-методологический анализ подтверждает, что развитие поликультурной образовательной среды – необходимое условие, обусловленное возросшими потоками миграции населения; педагогический анализ актуального состояния системы организации педагогической деятельности с обучающимися из семей мигрантов в Ярославском регионе выявил ряд объективных недостатков и имеющихся сложностей, при этом имеется положительный и перспективные опыт отдельных образовательных организаций, который необходимо поддерживать и транслировать в муниципальной и региональной системе образования; инклюзивная поликультурная образовательная среда находится на достаточно низком уровне развития, преобладают проблемы, связанные со сложностью коммуникации, знанием культурных, религиозных и национальных особенностей, а также недостаточно организованной и эффективной системой психолого-педагогического сопровождения. Новизна исследования заключается в исследовании различных социальных сред – поликультурной, образовательной и инклюзивной с целью совершенствования системы работы с обучающимися с органиченными возможностями здоровья и инвалидностью и из числа мигрантов.
Пазухина С.В. - Модель оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.18889

Аннотация: Объектом исследования является система оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе. Предметом исследования выступает теоретическое обоснование составляющих модели оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе при реализации ФГОС ВО. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как наиболее значимые тенденции, связанные с изменением объекта, субъектов, функций, средств оценочной деятельности в вузе. Особое внимание уделяется обоснованию новых методов и форм оценивания в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Основным теоретическим методом является метод моделирования. В качестве метода эмпирического исследования используется опрос. Методологическую базу исследования составляет компетентностный подход. Результатом работы является модель оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе при реализации ФГОС ВО, в которой авторы отразили наиболее значимые тенденции, связанные с изменением объекта, субъектов, функций, средств оценочной деятельности. Область применения - образовательный процесс в вузе. Вывод: теоретически обоснованная модель может стать основой для разработки фондов оценочных средств, алгоритмов применения различных средств оценивания и форм их реализации в образовательном процессе современного вуза.
Пазухина С.В. - Модель оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе c. 218-229

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.68006

Аннотация: Объектом исследования является система оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе. Предметом исследования выступает теоретическое обоснование составляющих модели оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе при реализации ФГОС ВО. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как наиболее значимые тенденции, связанные с изменением объекта, субъектов, функций, средств оценочной деятельности в вузе. Особое внимание уделяется обоснованию новых методов и форм оценивания в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Основным теоретическим методом является метод моделирования. В качестве метода эмпирического исследования используется опрос. Методологическую базу исследования составляет компетентностный подход. Результатом работы является модель оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе при реализации ФГОС ВО, в которой авторы отразили наиболее значимые тенденции, связанные с изменением объекта, субъектов, функций, средств оценочной деятельности. Область применения - образовательный процесс в вузе. Вывод: теоретически обоснованная модель может стать основой для разработки фондов оценочных средств, алгоритмов применения различных средств оценивания и форм их реализации в образовательном процессе современного вуза.
Овчарова Т.Н. - Триада эффективного образования: фундаментальность, компетентность, личностное развитие

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.19768

Аннотация: Предметом исследования выступает проблема эффективности образования, которая при комплексном к ней подходе предполагает анализ разных аспектов и факторов, обусловливающих эту эффективность. Замена знаниевой парадигмы отечественного образования на компетентностную сопровождается недооценкой фундаментального образования, что потребовало детального обоснования его эффективности. Компетентностная составляющая модели эффективного образования рассмотрена с учетом рационального содержания советской системы политехнического образования, в том числе его тесной связи с трудовым воспитанием, что актуально в условиях падения ценности труда у современной молодежи. Исследованы два взаимосвязанных подхода к формированию профессиональных компетенций – личностный и поведенческий. В статье особое внимание уделяется личностно-ориентированному компоненту в триаде эффективного образования, который не позволяет превратиться профессионалу в «одномерного человека». Автор опирается на диалектическую методологию и дополняющие ее общенаучные методы теоретического исследования: анализ, сравнение, обобщение, исторический, системный и комплексный подходы, критический анализ литературы. Новизна результатов исследования связана с обоснованием системной эффективности компонентов триады образования, которая может рассматриваться как методологическая основа для оценки качества образования и достижений обучающихся. Делается вывод о том, что характеристика образования, его эффективность и качество в полной мере не раскрываются рыночным подходом к образованию, в котором присутствует тенденция «оказания услуг». Для России традиционно образование – это система, которая не только образовывает, но и воспитывает человека, что позволяет говорить об образовании как просвещении. Поэтому показатели эффективности вуза должны быть связаны не только с качеством знаний, но и с воспитанием, стержнем которого является нравственность.
Овчарова Т.Н. - Триада эффективного образования: фундаментальность, компетентность, личностное развитие c. 317-326

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.68220

Аннотация: Предметом исследования выступает проблема эффективности образования, которая при комплексном к ней подходе предполагает анализ разных аспектов и факторов, обусловливающих эту эффективность. Замена знаниевой парадигмы отечественного образования на компетентностную сопровождается недооценкой фундаментального образования, что потребовало детального обоснования его эффективности. Компетентностная составляющая модели эффективного образования рассмотрена с учетом рационального содержания советской системы политехнического образования, в том числе его тесной связи с трудовым воспитанием, что актуально в условиях падения ценности труда у современной молодежи. Исследованы два взаимосвязанных подхода к формированию профессиональных компетенций – личностный и поведенческий. В статье особое внимание уделяется личностно-ориентированному компоненту в триаде эффективного образования, который не позволяет превратиться профессионалу в «одномерного человека». Автор опирается на диалектическую методологию и дополняющие ее общенаучные методы теоретического исследования: анализ, сравнение, обобщение, исторический, системный и комплексный подходы, критический анализ литературы. Новизна результатов исследования связана с обоснованием системной эффективности компонентов триады образования, которая может рассматриваться как методологическая основа для оценки качества образования и достижений обучающихся. Делается вывод о том, что характеристика образования, его эффективность и качество в полной мере не раскрываются рыночным подходом к образованию, в котором присутствует тенденция «оказания услуг». Для России традиционно образование – это система, которая не только образовывает, но и воспитывает человека, что позволяет говорить об образовании как просвещении. Поэтому показатели эффективности вуза должны быть связаны не только с качеством знаний, но и с воспитанием, стержнем которого является нравственность.
Глущенко В.В., Глущенко И.И. - Парадигма повышения качества образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.16828

Аннотация: Предмет статьи выступает развитие парадигмы повышения качества образования,включая философию, идеологию, политику, стратегию, тактику повышения качества высшего профессионального образования. Объект статьи выступает образованиелогия как наука об обучении и воспитании, построении системы образования, управлении в системе образования. В статье обсуждаются концепции и исследуется понятие качества образования в контексте различных концепций образования, формулируются научный метод, функции и роль образованиелогии, обсуждаются понятие, содержание, структура парадигмы повышения качества образования, рассмотрены структурные элементы этой парадигмы, развиваются философия, идеология, политика, стратегия и тактика повышения качества образования, исследованы проблемы и технологические аспекты повышения качества образования, обсуждается влияние гражданского общества на процесс повышения качества образования, обсуждается влияние клипового сознания студентов на технологии, процесс и качество образования. Целью настоящей статьи является развитие образованиелогии, включая парадигму повышения качества высшего профессионального образования. Методами исследования выступают анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, сравнительный анализ, логический анализ, системный подход Научная новизна статьи определяется развитием методических положений науки об образовании, включая формулирование и исследование научного метода, содержания, функций и ролей образованиелогии как науки об обучении и воспитании, системе образования; а так же тем, что в статье развивается парадигма повышения качества образования, как части образованиелогии и национальной инновационной системы в экономике; исследуются структурные элементы,технологии образования и влияние парадигмы повышения качества образования на инновационное развитие государства;
Глущенко В.В., Глущенко И.И. - Парадигма повышения качества образования c. 413-425

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67424

Аннотация: Предмет статьи выступает развитие парадигмы повышения качества образования,включая философию, идеологию, политику, стратегию, тактику повышения качества высшего профессионального образования. Объект статьи выступает образованиелогия как наука об обучении и воспитании, построении системы образования, управлении в системе образования. В статье обсуждаются концепции и исследуется понятие качества образования в контексте различных концепций образования, формулируются научный метод, функции и роль образованиелогии, обсуждаются понятие, содержание, структура парадигмы повышения качества образования, рассмотрены структурные элементы этой парадигмы, развиваются философия, идеология, политика, стратегия и тактика повышения качества образования, исследованы проблемы и технологические аспекты повышения качества образования, обсуждается влияние гражданского общества на процесс повышения качества образования, обсуждается влияние клипового сознания студентов на технологии, процесс и качество образования. Целью настоящей статьи является развитие образованиелогии, включая парадигму повышения качества высшего профессионального образования. Методами исследования выступают анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, сравнительный анализ, логический анализ, системный подход Научная новизна статьи определяется развитием методических положений науки об образовании, включая формулирование и исследование научного метода, содержания, функций и ролей образованиелогии как науки об обучении и воспитании, системе образования; а так же тем, что в статье развивается парадигма повышения качества образования, как части образованиелогии и национальной инновационной системы в экономике; исследуются структурные элементы,технологии образования и влияние парадигмы повышения качества образования на инновационное развитие государства;
Лысенков А.Ю., Лысенкова Л.Ф. - Смысловые значения рисунка в творчестве архитектора

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.4.21241

Аннотация: Предметом исследования является смысловые роли архитектурного рисунка в творческом процессе архитектора. Архитектурный рисунок в творческом процессе архитектора несет различные смысловые нагрузки и исполняет различные функциональные роли. Это и рисунок как путевая зарисовка, рисунок как реконструкция, рисунок - театральная декорация, как момент становления архитектурного образа, как иллюстрация архитектурного проекта, как пример формальной архитектурной композиции, как поясняющее, вспомогательное средство для передачи архитектурного проекта на бумаге, как стилизация манеры архитектурного изображения, как проекция стиля архитектурного образа. Методом исследования является рисунок на различных этапах проектирования объекта, это, например, начальный этап, когда мысль только формируется, еще непонятен облик сооружения, но рука уже наносит первые эскизы на чистый лист бумаги. Или это может быть другой этап проектирования, когда объект уже сложился, и хочется вдохнуть в него «жизнь». Особым вкладом авторов является определение многофункциональности архитектурного рисунка, выявление их общих качеств, и целей. Многие рисунки служат сразу нескольким целям и выполняют несколько смысловых ролей. Все эти смысловые аспекты рисунка проявляют себя по-разному в каждой конкретной ситуации. Преобладание одной из них, или, комбинация нескольких, в сочетании с индивидуальным графическим мастерством автора, придают определенную ценность и значимость рисунку архитектора, как отправному звену становления художественного образа архитектурного объекта в целом, так и самостоятельному произведению графического искусства.
Лысенков А.Ю., Лысенкова Л.Ф. - Смысловые значения рисунка в творчестве архитектора c. 420-424

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.4.68467

Аннотация: Предметом исследования является смысловые роли архитектурного рисунка в творческом процессе архитектора. Архитектурный рисунок в творческом процессе архитектора несет различные смысловые нагрузки и исполняет различные функциональные роли. Это и рисунок как путевая зарисовка, рисунок как реконструкция, рисунок - театральная декорация, как момент становления архитектурного образа, как иллюстрация архитектурного проекта, как пример формальной архитектурной композиции, как поясняющее, вспомогательное средство для передачи архитектурного проекта на бумаге, как стилизация манеры архитектурного изображения, как проекция стиля архитектурного образа. Методом исследования является рисунок на различных этапах проектирования объекта, это, например, начальный этап, когда мысль только формируется, еще непонятен облик сооружения, но рука уже наносит первые эскизы на чистый лист бумаги. Или это может быть другой этап проектирования, когда объект уже сложился, и хочется вдохнуть в него «жизнь». Особым вкладом авторов является определение многофункциональности архитектурного рисунка, выявление их общих качеств, и целей. Многие рисунки служат сразу нескольким целям и выполняют несколько смысловых ролей. Все эти смысловые аспекты рисунка проявляют себя по-разному в каждой конкретной ситуации. Преобладание одной из них, или, комбинация нескольких, в сочетании с индивидуальным графическим мастерством автора, придают определенную ценность и значимость рисунку архитектора, как отправному звену становления художественного образа архитектурного объекта в целом, так и самостоятельному произведению графического искусства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.