Статья 'Зрелость личности взрослых обучающихся как фактор, обуславливающий мотивацию обучения при изучении иностранных языков' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Зрелость личности взрослых обучающихся как фактор, обуславливающий мотивацию обучения при изучении иностранных языков

Михайлова Эльвира Рифкатьевна

кандидат философских наук

заведующая, кафедра иностранных языков, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

428024, Россия, Республика Чувашия, г. Чебоксары, проспект Московский, 15

Mikhaylova El'vira Rifkat'evna

PhD in Philosophy

head of the Department of Foreign Languages at I. N. Ulianov Chuvash State University

428024, Russia, Chuvash Republic, Cheboksary, str. Prospekt Moskovsky, 15

elvira.mikhailova@yandex.ru
Гецкина Инна Борисовна

кандидат филологических наук

доцент, заведующая, кафедра романо-германской филологии и переводоведения, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

420015, Россия, Республика Чувашия, г. Чебоксары, проспект Московский, 15

Getskina Inna Borisovna

PhD in Philology

associate professor of the Department of Roman-German Philology and Translation Studies at I. N. Ulianov Chuvash State University

420015, Russia, Chuvash Republic, Cheboksary, str. Prospekt Moskovsky, 15

inna@cbx.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2016.1.17880

Дата направления статьи в редакцию:

05-02-2016


Дата публикации:

15-05-2016


Аннотация: В статье излагаются результаты изучения уровня зрелости взрослых обучающихся и особенностей обучения их иностранному языку. Целью работы является выявление системообразующих показателей личностной зрелости, наиболее существенно взаимосвязанных с уровнем мотивации обучения – с тем, чтобы в дальнейшем повысить мотивацию обучения иностранному языку и, на основе этого – увеличить эффективность обучения. Актуальность такого исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью повышения педагогической эффективности обучения иностранным языкам взрослых обучающихся, что связано с расширением поликультурного взаимодействия и международных контактов между различными странами и национальностями в современном мире, с другой стороны – недостаточной изученностью особенностей мотивации обучения у взрослых обучающихся. Андрагогических рекомендаций и выводов, касающихся обучению иностранным языкам, в научной литературе практически нет. Методиками исследования для решения поставленных задач выступили тест - опросник личностной зрелости Ю. З. Гильбуха, самоактуализационный тест-CAT, опросник А. А. Реана и В. А. Якунина. Для анализа сопоставляемых признаков применялся стандартный математический метод – корреляционный анализ, основанный на расчете коэффициента корреляции Пирсона. Научная новизна заключается в эмпирическом исследовании взаимосвязи особенностей мотивации обучения у взрослых испытуемых и уровнем их личностной зрелости (которая как раз является фактором их «взрослости»). Исследование выявило определенные закономерности в указанной связи, на основе которых возможно дать рекомендации педагогам о выборе способа повышения мотивации обучения.


Ключевые слова:

обучение взрослых, андрагогика, иностранный язык, мотивация обучения, личностная зрелость, образование взрослых, эффективность обучения, профессиональная мотивация, личностный опросник, экспериментальное исследование

Abstract: The article states the results of studying the personal maturity of adult learners and the features of their motivation to study foreign languages. The purpose of this work is to reveal the characteristics of personal maturity which are closely correlated with the level of motivation to study, and as a consequence to increase the effectiveness of teaching process. This research is very urgent as, on the one hand, it is necessary to improve the pedagogical effectiveness of teaching foreign languages of adult learners because cross-cultural interaction and international contacts between different states and nationalities are expanding today in the modern world. On the other hand, the issue of motivation to study foreign languages by adult learners has been studied insufficiently, there are practically no andragogical recommendations in the academic literature regarding how to teach foreign languages. To solve these tasks the authors of the article used different personal maturity tests developed by foreign psychologists and scientists of our country such as Yury Gilbukh's personal maturity inventory, self-actualization SAT test, Arthur Reana's and Vladimir Yakunin's questionnaire. To analyze the compared variables, the authors have applied the standard mathematical method of correlation analysis which is based on the calculation of Pearson correlation coefficient. The scientific novelty is caused by the fact that the authors conduct an empirical study of the relationshp between motivation to study demonstrated by adults and the level of their personal maturity (which, according to the authors, is the factor of their 'maturity'). The reasearch revealed a certain correlation between the motivation to study by adult learners and the level of their personal maturity. On the basis of these results, it is possible to give recommendations to teachers concerning the ways to increase the motivation to study foreign languages by adult learners.


Keywords:

experimental research, personality questionnaire, career motivation, training effect, adult education, personal maturity, motivation to study, foreign language, andragogy, teaching adults

Библиография
1. Аксенова О. В. Повышение мотивации обучения английскому языку взрослых студентов начального уровня // Инновационное образование и экономика. – 2015. – Т.1. – № 17 (17). С. 108-110.
2. Бим-Бад Б. М., Гавров С. Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: Монография. М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. 231 с.
3. Буцыкина В. Л. О применении принципа сознательности обучения взрослых иностранному языку как необходимому способу овладения коммуникативной и межкультурной компетенцией // Вестник МНЭПУ. – 2010. – Т. 3. – С. 231-238.
4. Дудина М. Н. Андрагогика и педагогика: проблемы преемственности и взаимосвязи [Текст]: Монография / М. Н. Дудина, Т. Б Загоруля. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. 244 с.
5. Завьялова А. Г. Творческий подход к обучению иностранному языку взрослых в системе дополнительного образования // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2014. – № 1. – С. 150-155.
6. Змеёв С. И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов // Человек и общество. 2014. № 1 (38). С. 8-14.
7. Змеёв С. И. Компетентностная основа профессиональной подготовки и повышения квалификации преподавателя высшей школы XXI века.// Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2012. Вып. 16 (649): Психолого-педагогические проблемы развития образования. – С. 51-63.
8. Змеёв С. И. Компетенции и компетентности преподавателя высшей школы XXI в. // Педагогика. – М., 2012. – № 5. – С. 69-74.
9. Змеёва Т. Е. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе: новые задачи, новые методологические подходы // Педагогика. 2014. – № 2. – С. 53-59.
10. Капитанская А. Н. Особенности образования взрослых // Вопросы интернет-образования. М., 2005. – № 30. – С. 25-29.
11. Колосова О. О., Фарафонова А. Г. Андрагогика в обучении иностранным языкам // Тенденции развития современного образования: научно-образовательная практика и парадигмы воспитания: Сборник материалов международных заочных научно-практических конференций. 2015. – С. 198-202.
12. Коренькова М. М. Английский для взрослых. без барьера (из опыта преподавания английского языка на курсах повышения квалификации для сотрудников и преподавателей неязыковых кафедр университета вшэ в нижнем новгороде, уровень pre-intermediate): сб. науч. тр./ В сборнике: Актуальные проблемы социальной коммуникации материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2012. – С.427 – 431.
13. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии – М: Педагогика, 1991. 296 с
14. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. 123 с.
15. Мартынова Е. И. Андрагогический подход к системе дополнительного профессионального образования // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2010. – № 2 (10). – С. 203-205.
16. Савинова Т. А. К вопросу об обучении взрослых иностранному языку в неязыковом вузе // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 19. – С. 273-275.
17. Теория статистики: Учебник / Под ред. Р. А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 1998. 576с.
18. Хафизова Л. Ю Особенности реализации принципов андрагогики в обучении иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015 – № 8-3 (50). – С. 198-201.
19. http://www.hrm21.ru/rus/tests/?action=show&id=32963
20. http://www.e-reading.by/chapter.php/1020980/260/Ilin_-_Psihologiya_vzroslosti.html
21. http://www.gurutestov.ru/test/12
22. Толмачева О.А. Проблема личностной зрелости и самоактуализации. Гуманистический взгляд. // Психология и Психотехника.-2015.-6.-C. 602-610. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.6.15110.
23. Симакова А.А. Корпоративное образование:практики российских компаний // Политика и Общество.-2013.-4.-C. 461-464. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.04.10.
24. Мартьянова Г.Ю. Мотивационная активность клиента психологического консультирования: аспекты исследовательской проблемы // Психолог.-2015.-№6.-C. 56-75. DOI: 10.7256/2409-8701.2015.6.17099. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_17099.html. References (transliteration)
References
1. Aksenova O. V. Povyshenie motivatsii obucheniya angliiskomu yazyku vzroslykh studentov nachal'nogo urovnya // Innovatsionnoe obrazovanie i ekonomika. – 2015. – T.1. – № 17 (17). S. 108-110.
2. Bim-Bad B. M., Gavrov S. N. Modernizatsiya instituta sem'i: makrosotsiologicheskii, ekonomicheskii i antropologo-pedagogicheskii analiz: Monografiya. M.: Intellektual'naya kniga, Novyi khronograf, 2010. 231 s.
3. Butsykina V. L. O primenenii printsipa soznatel'nosti obucheniya vzroslykh inostrannomu yazyku kak neobkhodimomu sposobu ovladeniya kommunikativnoi i mezhkul'turnoi kompetentsiei // Vestnik MNEPU. – 2010. – T. 3. – S. 231-238.
4. Dudina M. N. Andragogika i pedagogika: problemy preemstvennosti i vzaimosvyazi [Tekst]: Monografiya / M. N. Dudina, T. B Zagorulya. – Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2008. 244 s.
5. Zav'yalova A. G. Tvorcheskii podkhod k obucheniyu inostrannomu yazyku vzroslykh v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya // Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii. – 2014. – № 1. – S. 150-155.
6. Zmeev S. I. Primenenie andragogicheskikh printsipov obucheniya v podgotovke i povyshenii kvalifikatsii spetsialistov // Chelovek i obshchestvo. 2014. № 1 (38). S. 8-14.
7. Zmeev S. I. Kompetentnostnaya osnova professional'noi podgotovki i povysheniya kvalifikatsii prepodavatelya vysshei shkoly XXI veka.// Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. – 2012. Vyp. 16 (649): Psikhologo-pedagogicheskie problemy razvitiya obrazovaniya. – S. 51-63.
8. Zmeev S. I. Kompetentsii i kompetentnosti prepodavatelya vysshei shkoly XXI v. // Pedagogika. – M., 2012. – № 5. – S. 69-74.
9. Zmeeva T. E. Obuchenie inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze: novye zadachi, novye metodologicheskie podkhody // Pedagogika. 2014. – № 2. – S. 53-59.
10. Kapitanskaya A. N. Osobennosti obrazovaniya vzroslykh // Voprosy internet-obrazovaniya. M., 2005. – № 30. – S. 25-29.
11. Kolosova O. O., Farafonova A. G. Andragogika v obuchenii inostrannym yazykam // Tendentsii razvitiya sovremennogo obrazovaniya: nauchno-obrazovatel'naya praktika i paradigmy vospitaniya: Sbornik materialov mezhdunarodnykh zaochnykh nauchno-prakticheskikh konferentsii. 2015. – S. 198-202.
12. Koren'kova M. M. Angliiskii dlya vzroslykh. bez bar'era (iz opyta prepodavaniya angliiskogo yazyka na kursakh povysheniya kvalifikatsii dlya sotrudnikov i prepodavatelei neyazykovykh kafedr universiteta vshe v nizhnem novgorode, uroven' pre-intermediate): sb. nauch. tr./ V sbornike: Aktual'nye problemy sotsial'noi kommunikatsii materialy tret'ei Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Nizhnii Novgorod, 2012. – S.427 – 431.
13. Lomov B. F. Voprosy obshchei, pedagogicheskoi i inzhenernoi psikhologii – M: Pedagogika, 1991. 296 s
14. Markova A. K. Psikhologiya truda uchitelya. M., 1993. 123 s.
15. Martynova E. I. Andragogicheskii podkhod k sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Informatsiya i obrazovanie: granitsy kommunikatsii. – 2010. – № 2 (10). – S. 203-205.
16. Savinova T. A. K voprosu ob obuchenii vzroslykh inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze // Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. – 2015. – № 19. – S. 273-275.
17. Teoriya statistiki: Uchebnik / Pod red. R. A. Shmoilovoi. – M.: Finansy i statistika, 1998. 576s.
18. Khafizova L. Yu Osobennosti realizatsii printsipov andragogiki v obuchenii inostrannym yazykam // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. – 2015 – № 8-3 (50). – S. 198-201.
19. http://www.hrm21.ru/rus/tests/?action=show&id=32963
20. http://www.e-reading.by/chapter.php/1020980/260/Ilin_-_Psihologiya_vzroslosti.html
21. http://www.gurutestov.ru/test/12
22. Tolmacheva O.A. Problema lichnostnoi zrelosti i samoaktualizatsii. Gumanisticheskii vzglyad. // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2015.-6.-C. 602-610. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.6.15110.
23. Simakova A.A. Korporativnoe obrazovanie:praktiki rossiiskikh kompanii // Politika i Obshchestvo.-2013.-4.-C. 461-464. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.04.10.
24. Mart'yanova G.Yu. Motivatsionnaya aktivnost' klienta psikhologicheskogo konsul'tirovaniya: aspekty issledovatel'skoi problemy // Psikholog.-2015.-№6.-C. 56-75. DOI: 10.7256/2409-8701.2015.6.17099. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_17099.html. References (transliteration)
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.