по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 04, 2020
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 31-12-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2020
Педагогическая психология
Степанова О.С., Николаева А.А. - Исследование характера конфликтов между родителями и педагогами в образовательной организации. c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.30961

Аннотация: Рассматриваются противоречивые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей, специфический характер конфликтов между педагогами и родителями в образовательной организации. Раскрывается понятие «конфликт», даётся перечисление основных причин, влияющих на возникновение конфликтов между родителями и педагогами. С целью актуализации оптимальных методов урегулирования конфликтов между родителями и педагогами проведено исследование причин и характера данного типа конфликтов. В силу гуманизации педагогического подхода в образовании сложилась неоднозначная тенденция развития взаимоотношений педагогов и родителей. Актуальность данного исследования состоит в том, что система образования в современной России претерпела и продолжает претерпевать достаточно серьёзные изменения. Результаты исследования показали взаимосвязь высокого уровня конфликтности педагога и характера конфликта между ним и родителями учащихся. В системе отношений педагог – родители важную роль играет личность самого педагога. Для того, чтобы изучить степень влияния выявленных нами факторов на характер протекания конфликтов между родителями и педагогами, было проведено исследование, которое включало в себя использование нескольких методик. В заключении представлен вывод и, разработанные на основании результатов исследования, рекомендации по повышению коммуникативных умений педагогов, в частности умение разрешать, связанные с учебным процессом и конкретно с родителями учащихся, конфликтные ситуации.
Просвещение
Остапенко И.А. - К вопросу о формировании культурно-образовательного пространства вуза (из опыта работы Азово-Черноморского инженерного института) c. 18-29

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.34159

Аннотация: Объектом исследования является культурно-образовательное пространство, а предметом – его структура, составляющие культурно-образовательного пространства современного вуза – Азово-Черноморского инженерного института. Культурно-образовательное пространство понимается автором статьи как особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, целенаправленно стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включённого в неё индивида. В ходе исследования использовался метод теоретического анализа научной и методической литературы, методы обобщения, синтеза, сравнения, классификации, а также культурологический, комплексный и системно-структурный подходы. Подчёркивается важность формирования и развития каждым вузом культурно-образовательной среды как условия успешности обучения студентов и их полноценной интеграции в культурное сообщество. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём поднимается вопрос о принципах нахождения оптимального состава компонентов культурно-образовательного пространства современного вуза, причём в качестве основного принципа выдвигается системный – принцип тесной связи компонентов культурно-образовательного пространства. Установлено, что элементами культурно-образовательного пространства являются физическое пространство вуза, содержание образования, образовательные технологии, методы, формы и средства обучения и воспитания, ситуация культуры, студенческое самоуправление, сфера профессионального самоопределения, сфера реализации личностного потенциала, спортивно-оздоровительная работа, волонтёрская деятельность, досуговая сфера, интернет-составляющая культурно-образовательного пространства и др. Результаты исследования могут быть использованы с целью формирования различными вузами собственного культурно-образовательного пространства, влияющего на эффективность деятельности вуза. Делается вывод о том, что системно организованные компоненты культурно-образовательного пространства взаимодействуют друг с другом и обеспечивают целостное воздействие на личность студента.
Образование
Медведева И.Н., Мартынюк О.И., Панькова С.В., Соловьева И.О. - К вопросу об оценивании универсальных компетенций студентов c. 30-36

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.34184

Аннотация: Предметом настоящего исследования является оценивание компетенций, наиболее важных для современной жизни, известных как 4К-компетенции (критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации) у студентов первого курса. В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования эти компетенции входят в состав универсальных компетенций, в общеобразовательной школе — в перечень метапредметных результатов обучения. Цель работы заключается в анализе опыта оценивания общекультурных/универсальных компетенций первокурсников — вчерашних школьников. Методология исследования включает методы теоретического анализа состояния проблемы в научной литературе, изучение и обобщение подходов к оцениванию общекультурных/универсальных компетенций. В ходе исследования использованы методы анализа, сравнения, обобщения, метод включённого наблюдения, проведена опытно-экспериментальная работа Новизна исследования заключается в том, что в статье авторами актуализирована необходимость оценивания общекультурных/универсальных компетенций студентов первого года обучения, обосновано использование метода центра оценки для оценивания этих компетенций. На основании проведенного исследования авторами сделаны выводы о том, что входное оценивание позволяет диагностировать уровень сформированности универсальных компетенций и, в случае необходимости, скорректировать индивидуальные образовательные маршруты студентов. В ходе оценивания осуществляется погружение студентов в проектную деятельность, в результате которой они проявляют составляющие универсальных компетенций, что носит формирующий характер, студенты учатся работать в коллективе, налаживать коммуникацию, критически относиться к информации.
Новые методики и технологии
Кашпур В.В., Губанов А.В., Фещенко А.В., Изофатова М.С., Кобенко А.В. - Взаимосвязь образовательных достижений старшеклассников и их цифрового следа в социальной сети. c. 37-51

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.33952

Аннотация: В работе рассматриваются взаимосвязь между цифровым следом старшеклассников в социальной сети «Вконтакте» с их высокими формальными образовательными достижениями (призовые места во всероссийских олимпиадах). Для этого c помощью API «Вконтакте» выгружается цифровой след пользователей, строится классификатор, является ли школьник призёром олимпиад, и выясняется, какие группы переменных (личные характеристики, популярность и новизна постов на стене, подписки на сообщества) имеют наибольшее влияние на точность классификации. Для классификации используются пользовательские данные из социальной сети «Вконтакте» 12 588 выпускников 11 класса в 2019 и 2020 гг., и алгоритмы машинного обучения. В результате исследования выявлена взаимосвязь между уровнем образовательного потенциала, как способности учащегося побеждать в олимпиадах, и тематикой контента интересного таким учащимся. Также определено 63 сообществ «Вконтакте» наиболее значимые для классификации участников исследования. Среди сообществ, более популярных у победителей олимпиад, фигурирует тематика, имеющая отношение к науке и сдаче ЕГЭ, а также к интеллектуальным мемам. В подписках «не олимпиадников» выражено присутствие сообществ с юмором и развлекательным контентом. Это наблюдение опровергает распространенное в педагогическом сообществе мнение о негативном влиянии социальных сетей на успешность обучения школьников. Информационное пространство «Вконтакте» содержит не только развлекательный контент, но информацию поддерживающую или стимулирующую познавательный интерес и учебную мотивацию.
Педагогика
Вишленкова С.Г., Муратханова О.В. - Воспоминания Д. С. Гессена как источник к научной биографии С. И. Гессена c. 52-61

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.34299

Аннотация: В статье рассматриваются воспоминания Д. С. Гессена, польского журналиста, переводчика и лексикографа, сына выдающегося педагога и философа, активного участника интеллектуальной жизни российского зарубежья С. И. Гессена, как важнейший источник для реконструкции научно-педагогической биографии ученого в контексте педагогической истории эмиграции. Авторы статьи опираются на традиционные методы историко-педагогического исследования, в частности биографический, используя одновременно приемы герменевтического и контекстного анализа, «микроистории». В статье показана важность воспоминаний Д. С. Гессена для понимания общих закономерностей и конкретных деталей научно-педагогической жизни «русской Праги».   Актуальность исследования определяется насущной необходимостью построения документированной педагогической истории российской эмиграции в Европе, разработки новых подходов к анализу наследия выдающихся представителей эмигрантской педагогической мысли, поиску и введению в научный оборот архивных материалов, в частности, воспоминаний, эпистолярия, личных документов. Исследование показало, что воспоминания Д. С. Гессена – важный источник для реконструкции научно-педагогической биографии С. И. Гессена. Они уточняют ее отдельные моменты, в особенности в пражский период жизни ученого, указывают на круг лиц, с которыми он постоянно общался, проливают свет на некоторые обстоятельства его жизни и быта.
Просвещение
Скороходова С.И. - К вопросу о роли национального просвещения в формировании идентичности c. 62-74

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.33091

Аннотация: Объект исследования – национальное просвещение, которое будет рассмотрено на примере образовательной системы русской эмиграции в 20-40-е годы ХХ века (предмет исследования). Статья посвящена насущным вопросам национального просвещения, связанным с мировоззренческой направленностью педагогики, ролью философии и религиозного воспитания, смыслу и содержанию русской православной педагогики, актуальностью духовного наследия славянофилов и со многими другими. Автор проводит параллели между послереволюционной эмиграцией и постсоветской, выявляет истоки, задачи и механизмы, которые существовали в системе просвещения русских беженцев в 20-40-е годы ХХ века. Раскрываются основные религиозно-философские идеи, которые легли в основу эмигрантского образования. Показана преемственность между философско-педагогическими идеями славянофилов и русских мыслителей, оказавшихся после революции за пределами России.            Делается вывод о том, что образовательная система русской эмиграции на Западе и на Востоке в 20–40-е годы ХХ в. опиралась на национальные традиции и историю; оно было ориентировано на сохранение национальной идентичности и исторической памяти и связано с вопросом о выживании; оно было основано на идеях русской религиозной философии, которая составляла мировоззренческий каркас, и включало в себя политическую составляющую. Оно оказало влияние на культуру других народов и привело к тому, что многие эмигранты активно воевали против фашистов в годы Великой Отечественной войны.
Педагогика
Киржаева В.П., Мариниченко А.И., Пискунова А.А. - Педагогическое наследие российского зарубежья в исследованиях Е. Г. Осовского c. 75-85

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.34344

Аннотация: Предметом исследования являются работы выдающегося отечественного историка образования, члена-корреспондента РАО Е.Г. Осовского (1930-2004), посвященные изучению школы, образования и педагогической мысли российского зарубежья. В статье обозначены причины выбора ученым новой педагогической темы на рубеже 1980-1990-х годов, обозначены реализованные им исследовательские подходы и проблемные поля, предложен анализ важнейших работ. Представленный в трудах ученого комплексный анализ феномена педагогической эмиграции открыл возможности для последующих поколений исследователей к построению целостной картины становления и развития школы, образования и педагогической мысли зарубежной России. Авторами представлены основные направления исследований ученого, характеристика их влияния на развитие современной историко-педагогической науки и ее перспективы, что обусловливает актуальность статьи. Широкий охват источников, учет материалов из личного архива ученого, привлечение работ из малодоступных изданий и введение всего комплекса материалов в научный оборот определяют научную новизну статьи. Реализация подобного подхода, в основе которого комплексное сочетание традиционных методов историко-педагогической науки и новых приемов анализа (герменевтический, контекстный, микроисторический), обеспечивает необходимую междисциплинарность и позволяет говорить о продуктивности его применения в изучения наследия выдающихся отечественных педагогов.
Образование
Михайлова Т.А., Габриелян Я.С. - Формирование готовности к трудоустройству у студентов Вузов c. 86-95

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.34329

Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества – трудоустройству выпускников высших учебных заведений и снижению уровня безработицы среди молодежи. Таким образом, объектом исследования является готовность к трудоустройству, предметом исследования процесс формирования готовности к трудоустройству у студентов в условиях высшего профессионального образовательного учреждения. В ходе исследования были выявлены и описаны основные причины нетрудоустроенности выпускников ВУЗов. Статья раскрывает понятие «готовность к трудоустройству у студентов», описывает компоненты готовности, влияющие на самостоятельное решение практических задач при поиске работы и трудоустройстве. Особое внимание уделено теоретическим аспектам в вопросах формирования готовности к трудоустройству, отдельно показана значимость организации в ВУЗе специальных условий, направленных на формирование готовности к трудоустройству у студентов в процессе получения профессионального образования как неотъемлемой части профессиональной подготовки специалиста.   Новизна данного исследования состоит в описании сущности понятия «формирование готовности к трудоустройству у студентов», определении причин нетрудоустроенности выпускников, обосновании условий формирования готовности к трудоустройству. В ходе исследования авторы приходят к выводу о необходимости внедрения факультативного курса «Искусство трудоустройства» для студентов старших курсов, содержащего алгоритм организации и реализации этапов формирования готовности к трудоустройству у студентов. Выявленная взаимосвязь между использованием данного курса и формированием компетентного, конкурентоспособного выпускника, умеющего самостоятельно решать практические задачи при поиске работы и дальнейшего трудоустройства, нашла свое подтверждение в ходе опытно-экспериментальной работы. Статья представляет интерес для руководителей, преподавателей и сотрудников отделов трудоустройства высших учебных заведений, сотрудникам центров занятости и представителям некоммерческих организаций.
Рудакова А.А., Зайцева А.С. - Особенности совершенствования внутренней системы оценки качества образования в условиях реализации основной образовательной программы среднего общего образования интегрированной с образовательной программой профессионального обучения c. 96-105

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.34685

Аннотация: Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как выявление новых тенденций, подходов в обеспечении системности и комплексности функционирования ВСОКО, принятие эффективных управленческих решений, посредством разработки и внедрения внутренних локальных нормативных актов, в рамках полномочий образовательной организации в части управления качеством образования. В условиях формирования в российском образовании единой системы оценки качества образования и ограниченности ресурсов (организационных, кадровых, методических, нормативных, мотивационных, временных и др.) руководители образовательных организаций осознают необходимость и значимость совершенствования ВСОКО. В данной статье рассмотрены основные этапы совершенствования внутренней системы оценки качества образования в условиях реализации основной образовательной программы среднего общего образования интегрированной с образовательной программой профессионального обучения по рабочей профессии "Овощевод".     Новизна исследования заключается в том, что систематический сбор и анализ информации о содержании, достижении обучающимися результатов и условий реализации ООП СОО интегрированной с ОП ПО по рабочей профессии «Овощевод» с последующим выявлением проблем, способствовал принятию эффективных управленческих решений, направленных на устранение «проблемных зон». По итогам совершенствования модели ВСОКО ожидаемым эффектом является повышение качества образования на уровне СОО. Особым вкладом авторов в исследование темы является то, что в ходе реализации усовершенствованной модели ВСОКО были получены практические результаты на уровне администрации, на уровне органов государственно-общественного управления , на уровне педагогических работников образовательного учреждения.
Личность и личностный рост
Козилова Л.В. - Профессиональное саморазвитие преподавателя педагогического вуза в условиях трансформации образовательной среды c. 106-121

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.34752

Аннотация: В статье исследуются проблемы саморазвития преподавателей в условиях трансформации современной образовательной среды, которые сопряжены с необходимостью выявления условий, способствующих или препятствующих профессиональной самореализации. Трансформация образовательной среды вуза актуализирует процессы целеполагания и возможности планирования становления самости личности преподавателя. Объектом исследования является процесс профессионального саморазвития преподавателя педагогического вуза в условиях трансформации образовательной среды. Предметом исследования являются основные характеристики целеполагания в структуре планирования профессионального будущего педагога в условиях трансформации образовательной среды. Определены оценочные уровни (низкий, средний, высокий) целеполагания для профессионально-педагогического саморазвития преподавателя педагогического вуза с учетом значимости его структурных компонентов, то есть показателей (осознание необходимости профессионально-педагогического саморазвития, стратегическое планирование, конкретность целеполагания и т.д.). Оценка уровней осуществлялась с учетом показателей в его структуре (диад), которые логичным образом взаимосвязаны и отражают профессионально-педагогическое саморазвитие преподавателя вуза. Общий потенциал саморазвития преподавателей педагогического вуза усиливается такими смысловыми модальностями, как гибкость при достижении поставленных целей и креативность планирования своего профессионального будущего. В рамках исследования выявлены наиболее значимые детерминанты целеполагания, которые предопределяют необходимость профессионально-педагогического саморазвития преподавателя педагогического вуза, ориентированного на оценку перспектив планирования развития персонала образовательных организаций. Новизна исследования заключается в необходимости выявления основных характеристик целеполагания в структуре планирования профессионального будущего педагога с учетом необходимости его профессионально-педагогического саморазвития и трансформации современной образовательной среды. Было установлено, что среди преподавателей педагогических университетов на предмет активизации саморазвития потенциала педагога 65% из числа респондентов отметили, что профессионально-педагогическому саморазвитию уделяют внимание только при условии требований со стороны руководства вуза; 35% респондентов выразили желание, готовность саморазвиваться как в сфере педагогической профессии, так и за ее пределами.
Образование
Васюк А.Г. - Социальная работа по адаптации военнослужащих: сущность, функции, технологии c. 122-131

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.34247

Аннотация: Предметом исследования является социальная работа с военнослужащими, объектом - социально-психологическая адаптация молодых бойцов. В данной статье показаны проблемы адаптации военнослужащих к условиям армейской службы. Особое внимание автор уделяет социально-психологическим проблемам адаптации участников боевых действий, решать которые нужно на уровне государства, разработке новой социальной политики по отношению к военнослужащим, их семьям. Он подчеркивает, что это чрезвычайно серьезный, психологически трудный процесс, требующий научных подходов, высокого уровня профессионализма лиц, осуществляющих эту работу, разработки новой нормативно-правовой базы, которая сможет обеспечить требования к их профессиональной подготовке. Рассматривая основные аспекты и технологии социальной работы по адаптации военнослужащих, проведя теоретико-методологическое исследование данной проблемы, автор приходит к выводу, что огромный круг деятельности требует от лиц, осуществляющих эту работу, более профессиональной подготовки в вузах по специальности "Социальная работа". Такую работу следует проводить на уровне государства, поскольку это предполагает разработку новой нормативно-правовой базы, предусматривающей юридические аспекты введения в воинские подразделения социальной службы, а также организацию обучения военнослужащих в системе образования социальных работников, включающего изучение и внедрение новых технологий социальной работы с военнослужащими.
Современные стратегии и модели образования
Мирошин Д.Г., Штерензон В.А., Близник М.Г., Курённов Д.В. - Организация дистанционного обучения технологическому проектированию в условиях трехстороннего социального партнерства c. 132-148

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.33893

Аннотация: Объект исследования - процесс организации и осуществления технологической подготовки студентов вузов и коллежей в ходе изучения учебных модулей и профессиональных модулей в условиях трехстороннего социального партнерства колледж-вуз-предприятие, организованного в системе дистанционного обучения. Предмет исследования – дистанционная технология проектного обучения студентов при разработке технологических процессов изготовления деталей машин. Рассматривается такой важный аспект темы, как варианты организации образовательного пространства в рамках трехстороннего социального партнерства с интеграцией выполнения реальных проектов и имитационного моделирования профессиональной деятельности специалиста в проектной деятельности студентов. Рассматривается поэтапная методика реализации технологии проектного обучения в ходе технологической подготовки студентов вуза и колледжа, ориентированной на формирование профессиональных компетенций и трудовых функций профессиональных стандартов. Приводятся результаты формирующего педагогического эксперимента по формированию технологических компетенций в ходе реализации проектного обучения в условиях специально организованного образовательного пространства. Научная новизна исследования заключается в применении технологий проектного обучения в условиях квазипрофессиональной деятельности при выполнении студентами вуза и колледжа реальных производственных проектов. Особым вкладом авторов в исследование является разработка алгоритма совместной реализации технологии проектного обучения при подготовке студентов вуза и колледжа в условиях профессионально-ориентированного образовательного пространства. Основные методы исследования: теоретический анализ опыта организации проектного обучения, синтез дидактических средств и методики проведения учебных занятий, сравнительный педагогический эксперимент. Основные выводы исследования заключаются в обосновании высокой педагогической эффективности организованного проектного обучения в режиме социального партнерства колледж-вуз-предприятие, воссоздающее профессионально-ориентированное образовательное пространство.
Поляков Е.А., Румянцев Н.Н., Титов А.Е., Кураева А.А. - Получение военной профессии у военнослужащих по призыву: основные каналы c. 149-160

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.34094

Аннотация: Объектом исследования является военно-профессиональная ориентация военнослужащих как направление развития кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации. Предметом исследования является военно-профессиональная ориентация военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в системе военно-политической работы воинской части. Автором подробно рассматриваются такие аспекты темы как изучение особенностей военно-профессиональной ориентации военнослужащих по призыву и педагогическая система, предназначенная для обеспечения развития кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации через привлечение на военную службу по контракту людей с развитой военно-профессиональной направленностью личности. При том особое внимание уделяется тому, что массовые, групповые и индивидуальные формы работы, процессы развития личности внутри педагогической системы глубоко индивидуальны, как и индивидуальны потребности профессионального самоопределения. Основными выводами проведенного исследования является предложение мер по обеспечению адекватного выбора каждым военнослужащим канала получения военной профессии, а также максимально улучшенная подготовка к реализации его профессиональных планов. При решении этой задачи достигается необходимая индивидуализация военно-профессиональной ориентации военнослужащих срочной службы. Особым вкладом автора в исследование темы является демонстрация основных каналов получения военнослужащими, проходящими службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по призыву военной профессии, обоснование задачи педагогического обеспечения выбора и реализации канала получения профессии в военно-профессиональной ориентации. Новизна исследования заключается в том, что дано определение, разработана сущностная и содержательная характеристика военно-профессиональной ориентации на основе современных тенденций развития теории и практики профессиональной ориентации.
Розин В.М. - Условия мыслимости индивидуализации в новой парадигме образования c. 161-172

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.34347

Аннотация: В статье объясняется, почему в традиционной педагогической парадигме образования не удавалось учесть индивидуализацию: этому противоречили основные принципы педагогики XIX столетия (трактовка учащегося как обобщенного индивида, а не личности; единое для всех содержание образования, понимание основной цели образования как усвоения знаний и др.); кроме того, эти принципы поддерживал проект модерна. Новая парадигма образования должна учитывать аналогию фило и онтогенеза, в контексте которой автор различает культуру, включающую социальность (филогенетический план), и развитие индивида в образовании и культуре (онтогенетический план). При этом культуру и социальность, утверждает он, необходимо рассматривать в рамках семиотического, деятельностного и средового подходов, которые подробно характеризуются. Предлагается также различение «доличностных» культур (Древний мир) и с «личностями» (начиная с античной); в первых самостоятельное поведение не допускалось, во вторых помимо коллективных, общих форм жизни складываются частные формы жизни, направляемые «приватными схемами».   В онтогенетическом плане автор различает и подробно описывает три «культуры жизни»: культуру «прамы» (детство), культуру «становления личности» (подростковый и юношеский период), культуру «развития личности» (взросление). Рассматриваются три фазы становления личности: 1) образование интерсубъективной ситуации, 2) реакция индивида на эту ситуацию, как еще неосознанный способ ее разрешения, 3) осмысление, построение схем, действие (эта фаза включает в себя и научение). Вводится важное понятие «эволюция индивида»: под которой понимаются спонтанные и осознанные изменения личности учащегося, происходящие под влиянием школы, семьи, СМИ (Интернета), друзей, «сочинений» себя, рефлексии. На основе предложенных различений и понятий автор характеризует источники индивидуализации и описывает пространство, в которой она осуществляется.
Личность и личностный рост
Выскочков В.С. - Факторная модель потенциала креативного лидерства в контексте социально–психологического портрета студентов младших курсов гуманитарных специальностей c. 173-185

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.34163

Аннотация: В работе рассматривается исследование потенциала креативного лидерства студентов младшего курса гуманитарных направлений. Обосновывается актуальность изучения креативного лидерства в эпоху трансфессионализма, описывается текущее состояние изучения концепта креативного лидерства в мировой науке. Подробно описываются результаты исследования потенциала креативного лидерства у студентов младших курсов гуманитарных направлений, в котором приняли участие 101 студент различных университетов г. Томска. Исследование проводилось с помощью метода моделирования коммуникативных миров, метода психосемантического графа, методики «Креативный тип личности по Майерс-Бриггс», шкалограммного профиля коммуникабельности (ШПК), метода анализа социальных сетей (методика SNA). Научная новизна определяется достаточно малым количеством эмпирических исследований креативного лидерства в современной науки. Полученные данные были проанализированы с помощью факторного анализа. Основным результатом исследования являются 10 факторов, которые вносят максимальный вклад в потенциал креативного лидерства и образуют его факторную структуру. На первый план в структуре потенциала креативного лидерства у студентов гуманитарных направлений выходит позитивное восприятие своих партнеров. Кроме этого, мы можем заключить, что структура потенциала креативного лидерства достаточно сложная и противоречивая. Полученные результаты будут использованы при разработке программ психологического сопровождения студентов для реализации потенциала креативного лидерства.
Новые методики и технологии
Новохатская О.Э. - К вопросу об эффективности он-лайн обучения английскому языку в системе дополнительного образования c. 186-197

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.34468

Аннотация: Проведенное нами исследование направлено на понимание тенденций обучения студентов, которые выбирают он-лайн изучение английского языка, а также оценку эффективности данного обучения. Были оценены многочисленные факторы, включая использование новейших доступных технологий и навыки, которые студенты получают с помощью этих онлайн методов. Была предпринята попытка ответить на вопрос насколько эффективны онлайн-методы по сравнению с традиционными аудиторными методами, когда студенты взаимодействуют со сверстниками и преподавательским составом. Для сбора информации для исследования был применен смешанный метод исследования, в ходе которого был проведен опрос с помощью вопросника и углубленные интервью с рядом респондентов в различных институтах и исследовательских центрах, расположенных Москве. Научная новизна исследования заключается , в том что доказано дистанционное обучение в силу ряда объективных условий становится наиболее перспективным видом обучения, его отличительные особенности позволяют более качественно решать задачи непрерывного образования, а также в работе определены критерии оценки эффективности он-лайн обучения. Данное обучение ничем не уступает традиционной форме обучения. Исследование показало, что студенты, которые завершили свое обучение он-лайн с большой вероятностью будут работать на том же уровне, что и те, кто посещал очные аудиторные занятия. Перспективы дальнейших научных поисков видим в разработке авторского электронного учебно-методического комплекса по обучению взрослых английскому языку в системе дополнительного образования.
Рецензии монографий
Остапенко А.А. - Модель школы полного дня: украинский вариант c. 198-209

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.33370

Аннотация: В рецензии анализируется изданная на Украине монография профессоров Н.П. Лебедика и В.Ф. Моргуна "Создание опорной школы полного дня как учебно-воспитательного комплекса". Работа продолжает традиции выходцев из полтавской школы педагогики А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.А. Зязюна. В книге предложен авторский вариант модели учебно-воспитательного комплекса "Школа-пансион полного дня" и изложены нормативно-правовые, организационно-методические и диагностические подходы к созданию подобных школ. Книга отличается детальной проработкой всех аспектов школьной жизни: от подробного описания расписания до вариантов школьного меню. Новизна предлагаемой модели состоит в том, что авторами предложено: а) оригинальное стабильное неизменяемое расписание занятий на весь учебный день; б) нестандартные варианты организации сферы дополнительного образования; в) модели сочетания в комплексе различных типов образовательных учреждений; г) авторский взгляд на организацию педагогической деятельности в сопряжённых педагогических системах. Заслуживает особого внимания предложенная авторская методика диагностики социальной зрелости учеников как интегрального показателя результативности деятельности школы, отличающася полнотой и компактностью. Особое место в монографии занимает описание оригинального здовьесберегающего изобретения одного из авторов - оригинальной антисколиозной парты-конторки для работы стоя и сидя.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.