Статья 'Факторная модель потенциала креативного лидерства в контексте социально–психологического портрета студентов младших курсов гуманитарных специальностей' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Факторная модель потенциала креативного лидерства в контексте социально–психологического портрета студентов младших курсов гуманитарных специальностей

Выскочков Владимир Сергеевич

старший преподаватель, кафедра фундаментальной психологии и поведенческой медицины, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

634050, Россия, Томская область, г. Томск, ул. Московский Тракт, 2

Vyskochkov Vladimir Sergeevich

Senior Educator, the department of Fundamental Psychology and Behavioral Medicine, Siberian Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation

634050, Russia, Tomskaya oblast', g. Tomsk, ul. Moskovskii Trakt, 2

vysko4kov@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2020.4.34163

Дата направления статьи в редакцию:

22-10-2020


Дата публикации:

31-12-2020


Аннотация: В работе рассматривается исследование потенциала креативного лидерства студентов младшего курса гуманитарных направлений. Обосновывается актуальность изучения креативного лидерства в эпоху трансфессионализма, описывается текущее состояние изучения концепта креативного лидерства в мировой науке. Подробно описываются результаты исследования потенциала креативного лидерства у студентов младших курсов гуманитарных направлений, в котором приняли участие 101 студент различных университетов г. Томска. Исследование проводилось с помощью метода моделирования коммуникативных миров, метода психосемантического графа, методики «Креативный тип личности по Майерс-Бриггс», шкалограммного профиля коммуникабельности (ШПК), метода анализа социальных сетей (методика SNA). Научная новизна определяется достаточно малым количеством эмпирических исследований креативного лидерства в современной науки. Полученные данные были проанализированы с помощью факторного анализа. Основным результатом исследования являются 10 факторов, которые вносят максимальный вклад в потенциал креативного лидерства и образуют его факторную структуру. На первый план в структуре потенциала креативного лидерства у студентов гуманитарных направлений выходит позитивное восприятие своих партнеров. Кроме этого, мы можем заключить, что структура потенциала креативного лидерства достаточно сложная и противоречивая. Полученные результаты будут использованы при разработке программ психологического сопровождения студентов для реализации потенциала креативного лидерства.


Ключевые слова:

потенциал креативного лидерства, лидерство, студенты младших курсов, студенты гуманитарных направлений, факторный анализ, трансфессионализм, стресс-транс-формация, коммуникативный мир, транскоммуникация, трансдисциплинарность

Abstract: This article explores the creative leadership potential among the junior students majoring in humanities. The relevance of studying creative leadership in the era of transfessionalism is substantiated. Description is given to the current state of studying the concept of creative leadership in global science. The author also delineates the survey results on the creative leadership potential of junior students majoring in humanities, which involved 101 students from different universities of Tomsk. The research employed the method of modeling communicative worlds, method of psycho-semantic graph, method of “Myers-Briggs Creative Personality Type”, scalogram-based communicability profile, social network analysis (SNA methodology). The scientific novelty is defined by the fact that modern science features a fairly small number of empirical research dedicated to creative leadership. The acquired data was analyzed using the factor analysis. The main result of this research consists in identification of 10 factors that considerably contribute to the creative leadership potential and form its factor structure. At the forefront of the structure of creative leadership potential among the students majoring in humanities is the positive perception of their partners. It is also concluded that the structure of creative leadership potential is quite complex and contradictory. The obtained results would be used in development of psychological support programs for the students to fulfill their creative leadership potential.


Keywords:

creative leadership potential, leadership, junior students, humanitarian students, factor analysis, transproffessionalism, stress-trans-formation, communicative world, transcommunication, transdisciplinarity

За последнее десятилетие мы можем отмечать, что современный прогресс не делается в рамках одной науки или отрасли. Современные задачи настолько сложны, что требуют взаимодействия людей различных профессий и специальностей. Кроме этого, мы можем отмечать взаимную интеграцию различных наук. В таких условиях рождается потребность в новом типе личности – личности трансфессионала. Трансфессионал понимается как человек, который самостоятельно конструирует траекторию своего образования, формирует его; стремится к самообучению, развитию и достижению новых целей [8-9, 11].

Для результативной работы команды трансфессионалов в ней должны быть лидеры. Однако, для того чтобы быть эффективным лидером уже недостаточно классических теорий лидерства [14]. Так, известным фактом является то, что специалисты гуманитарных направлений и специалисты естественно-научных направлений («физики и лирики») обладают значимо разными личностными и коммуникативным характеристиками. Для того, чтобы это не стало проблемой, требуется не просто учет факта различий, но еще и возможность креативно работать с ними. Для этого лидеру трансфессиональной команды необходимо быть креативным лидером.

В своей работе под креативным лидерством мы понимаем новый тип лидерства [5, 16], ключевыми особенностями которого является чувствительность к противоречиям и возможность стресс-транс-формаций (т.е. возможностью нахождения положительных моментов в отрицательных). Концепт креативного лидерства кроме этого, включает основные идеи из теорий трансформационного лидерства, концепции творческого лидерства, концепции «суперлидерства» и концепции сервант-лидерства, объединяя их и дополняя. В современной науке представлено большое количество актуальных исследований по теме креативного лидерства [5, 12-13, 15-16]. На данный момент при рассмотрении данного феномена внимание авторов смещено в большей степени именно на лидерство и креативный подход к управлению. Большинство работ в этом направлении написано в сфере менеджмента. В психологии личность креативного лидера как таковая не рассматривается. Предметом исследования является структура потенциала креативного лидерства в контексте социально-психологического портрета студентов младших курсов. Научная новизна определяется необходимостью проведения эмпирических исследований как креативного лидерства, так и потенциала креативного лидерства.

2020 год можно уверенно назвать кризисным годом. В такое время особо востребованными и актуальными становятся специалисты гуманитарных направлений. Временный переход основной массы людей на дистанционный формат жизни показал, как сильно необходимы сервисы, которые могли бы поддерживать человека в такое непростое время в дистанционном варианте. Разработка таких сервисов как научная, так и практическая требует формирование команды из совершенно различных специалистов. Таким образом, обосновываются требования к наличию трансфессионалов со стороны гуманитарных специалистов. При этом у них должна быть компетенция к управлению всей трансфессиональной командой.

Рассмотрение контекстов социально-психологического портрета обосновывается тем, что креативный лидер, с одной стороны, пользуется своими личностными характеристиками, с другой стороны, своими коммуникативными навыками и положением в группе. Кроме этого, мы считаем, что использование социально-психологического контекста в диагностике поможет выявлять потенциальных креативных лидеров еще на ранних этапах обучения. В наших исследованиях мы выявили, что потенциал креативного лидерства студентов младших курсов имеет достоверные взаимосвязи с их социально-психологическим портретом [6]. Мы считаем, что они представляют собой ядро потенциала креативного лидерства, и их дальнейшее изучение поможет выявлять креативных лидеров на ранних этапах и прицельно заниматься их развитием и сопровождением. Кроме этого, нам удалось выявить, что в структуре потенциала креативного лидерства присутствуют значимые различия по изучаемым характеристикам между группами студентов гуманитарных направлений и естественно-научных направлений [7].

На данном этапе мы разрабатываем факторную модель потенциала креативного лидерства. Настоящая работа посвящена описанию результатов исследования структуры факторной модели потенциала креативного лидерства у студентов гуманитарных направлений.

В исследовании принял участие 101 респондент: 88 девушек и 13 юношей, средний возраст – 19 лет. Исследование проводилось с помощью метода моделирования коммуникативных миров (ММКМ) [3]; метода психосемантического графа (МПСГ) [3]; методики «Креативный тип личности по Майерс-Бриггс» (MBTI) [2]; шкалограммного профиля коммуникабельности (ШПК) [3]; метода анализа социальных сетей (методика SNA) [10]. Стоит отметить, что совокупное количество шкал методик – 102, однако для корректного анализа нами были выведены из исследования шкалы, которые заранее взаимозависимы (получены путем сложения, вычитания, деления или умножения значений других шкал), в связи с этим количество исследуемых переменных было сокращено до 54. В дальнейшем с помощью оценки мощности переменных были отобраны 30 максимально значимых (мощность и значимость были оценены с помощью метода главных компонент). Статистический анализ проводился методом факторного анализа с помощью пакета IBM SPSS Statistics 23.

Представим краткую характеристику факторного анализа: 101 наблюдение; метод главных компонент с ротацией факторов «Varimax»; число переменных – 30; факторная структура определялась по критерию Кайзера; количество факторов – 10, объясняющих 75,41% дисперсии исходной корреляционной матрицы. В качестве критерия значимости показателя была использована факторная нагрузка более 0,40. Объясненная совокупная дисперсия представлена в таблице ниже (таблица 1).

Таблица 1. Значения объясненной дисперсии для выделенных факторов

Фактор

Начальные собственные значения

Всего

% дисперсии

Суммарный %

1

4,751

15,835

15,835

2

4,083

13,611

29,446

3

2,340

7,801

37,246

4

2,197

7,324

44,570

5

2,164

7,212

51,782

6

1,703

5,675

57,457

7

1,517

5,058

62,515

8

1,350

4,500

67,015

9

1,287

4,292

71,306

10

1,249

4,165

75,471

1 фактор представлен четырьмя изучаемыми шкалами:

· позитивные переживания по партнерам (нагрузка 0,854) – это суммарный показатель позитивных переживаний, оценка общей удовлетворенности, показывает удовлетворенность респондента партнерами общения;

· социосемантический объем коммуникативного мира (нагрузка 0,835) – показывает насыщенность, разнообразность межличностных отношений респондента, представление о партнерах своего круга общения, о персонификации;

· вектор переживаний по партнерам (нагрузка 0,763) – общая направленность переживаний, преобладание общей удовлетворенности или неудовлетворенности своими партнерами;

· конструктивный фон по партнерам (нагрузка 0,719) – склонность к позитивному высказыванию о своих партнерах общения.

Таким образом, первый фактор потенциала креативного лидерства характеризует позитивное отношение респондента к своим партнерам. При этом в первом факторе прослеживается нормативный конвенциальный аспект оптимизма, что было ожидаемо.

Для возможности реализации потенциала креативного лидерства и способности к некоторой стресс-транс-формации, студенты гуманитарных направлений прежде всего ищут в своих партнерах положительные качества, при этом эти положительные качества в динамике только улучшаются, т.е. студенты гуманитарных направлений рассматривают в своих партнерах личностей, имеющих положительную динамику в развитии. Данный фактор отражает, что студенты гуманитарных направлений рассматривают людей «хорошими» и «двигающимися в развитии», что может являться нормативным конвенциальным аспектом оптимизма в отношении партнеров, и, возможно, людей в целом. Стоит добавить, что вектор переживаний по партнерам также встречается в пятом факторе, однако здесь он отражает общую удовлетворенность партнерами, а в пятом факторе – неудовлетворенность. Это в очередной раз подчеркивает важность виденья партнеров в структуре потенциала креативного лидерства.

2 фактор представлен 3 изучаемыми шкалами:

· вектор переживаний по темам (нагрузка -0,966) – характеризует общую направленность переживаний, преобладание общей удовлетворенности или неудовлетворенности темами общения (отрицательная нагрузка шкалы говорит о неудовлетворенности темами);

· позитивные переживания по темам (нагрузка -0,910) – оценка общей удовлетворенности, показывает удовлетворенность респондента темами общения (отрицательная нагрузка шкалы говорит о неудовлетворенности темами);

· негативные переживания по темам (нагрузка 0,717) – оценка общей неудовлетворенности, показывает неудовлетворенность респондента темами общения.

Таким образом, мы видим, что второй по значимости фактор включает в себя неудовлетворенность темами, которые присутствуют в жизни и общении студентов гуманитарных специальностей.

Данный фактор описывает негативизм в отношении проблемных ситуаций. Можно заключить, что негативные переживания по темам, не являясь первым по нагрузке параметром, тем не менее подавляют остальные два параметра. Отсюда мы можем сделать вывод, что именно негативные переживания по темам являются одной из основных мишеней в работе со студентами гуманитарного направления.

В структуре потенциала креативного лидерства данный фактор, вероятнее всего, препятствует развитию и проявлению креативного лидерства. То же мы можем сказать про фактор 3.

3 фактор представлен 3 изучаемыми шкалами:

· деструктивный момент по темам (нагрузка 0,889) – склонность к транс-стресс-формациям (переводу позитивного в негативное) в оценке тем общения;

· конформные деструктивные моменты по темам (нагрузка 0,852) – склонность использовать банальные транс-стресс-формаций в оценке тем общения;

· оригинальность деструктивных моментов (деструктивные отшельники) по темам (нагрузка 0,514) – склонность использовать оригинальные транс-стресс-формаций в оценке тем общения.

3 фактор описывает критический, усиленный негативизм. Если второй фактор просто описывает негативное отношение к проблемному миру студентов гуманитарных направлений, то этот показывает, как они могут находить негативные моменты в потенциально позитивных вещах.

Мы предполагаем, что эти два фактора в дальнейшем должны стать основными векторами в работе со студентами гуманитарных специальностей, так как в случае их инверсии в позитивное русло, студенты смогут видеть позитивные решения проблемных ситуаций.

4 фактор представлен 4 изучаемыми шкалами:

· оригинальность деструктивных моментов (деструктивные отшельники) по партнерам (нагрузка 0,878) – склонность использовать оригинальные транс-стресс-формации в оценке партнеров общения;

· деструктивный момент по партнерам (нагрузка 0,750) – склонность использовать транс-стресс-формации в оценке партнеров общения;

· оригинальность креативных моментов по партнерам (нагрузка 0,667) – ­­­­­­­­­ склонность использовать оригинальные стресс-транс-формаций (перевод негативного в позитивное) в оценке партнеров общения;

· общая оригинальность (нагрузка 0,453) – склонность использовать оригинальные описания тем и партнеров общения.

Фактор 4 описывает креативные моменты деструктивного и конструктивного характера. В нём собраны шкалы, которые оценивают, насколько проблемным видится партнер общения, и при этом, насколько оригинальные положительные моменты могут быть обнаружены для некоторой компенсации проблемности. Мы можем говорить, что данный фактор описывает непосредственно потенциал креативного лидерства, как он описан в теории, т.е. возможность оригинально связывать проблемы в партнерах и их положительную компенсацию (стресс-транс-формацию), что в итоге ведет к возможности субъективно соединить, а в дальнейшем и руководить противоречивыми качествами, собирать трансфессиональные команды, состоящие не только из людей разных специальностей, но и специалистов с совершенно разным укладом личности и коммуникативных особенностей.

Это самый интересный и сложный фактор из полученных в результате анализа. Здесь прослеживается концептуальный аттрактивный уровень лидерства, объединяющий противоположности. В.И. Кабрин в своей работе характеризует данный уровень лидерства так: «Аттрактивно-креативный лидер, по-видимому, должен быть и одержимым (по-своему выдающимся), чтобы объять одно из четырех основных противоречий жизни организации и сделать их, таким образом, синтегративными. Необходим высокий уровень аттрактивной креативности, которая предполагает выраженную предрасположенность к парадоксальной концептуализации, т.е. к синтезу несовместимого или противоположного» [4].

5 фактор представлен тремя изучаемыми шкалами:

· негативные переживания по партнерам (нагрузка 0,868) – показывает неудовлетворенность респондента партнерами общения;

· деструктивный фон по партнерам (нагрузка 0,775) – характеризует склонность негативно оценивать партнеров общения;

· вектор переживаний по партнерам (нагрузка -0,571) – характеризует общую направленность переживаний, отрицательная нагрузка шкалы в факторе говорит о неудовлетворенности своими партнерами.

Фактор 5 описывает пессимистичное негативное отношение к своим партнерам. При этом мы можем видеть, что негативное восприятие своих партнеров с течением времени субъективно ухудшается. Здесь стоит отметить, что параметры логично дополняют друг друга, и в данном факторе нет параметра, который мог бы выступать компенсаторным механизмом. В связи с этим, работать необходимо со всем фактором. Мы предполагаем, что, как фактор 2 и 3, 5 препятствует развитию и реализации потенциала креативного лидерства.

6 фактор представлен 4 шкалами методики Майрс-Брагис:

· perception, восприятие (нагрузка 0,868) – предпочтение действовать без детальной предварительной подготовки, больше ориентируясь по обстоятельствам;

· iNtuition, интуиция (нагрузка 0,733) – ориентировка на интуитивную информацию;

· feeling, чувство (нагрузка 0,692) – принятие решений на эмоциональной основе;

· introversion, интроверсия (нагрузка 0,451) – ориентация сознания внутрь, на субъект.

Все шкалы являются одной из полярностей дихотомий Маерс-Бригс, т.е. в данный фактор не попали сразу два конца одной дихотомии. Как мы видим, в него вошли личностные проявления студентов гуманитарных направлений. Мы можем предположить, что в структуре потенциала креативного лидерства важная роль отводится ориентации на эмоции и собственную интуицию и предпочтение работать здесь и сейчас. Мы предполагаем, что студенты гуманитарных направлений в целом ориентируются на самого себя, т.е. контактируют через высокую рефлективность. Это может помогать действовать с повышенной проработкой собственных идей и ощущений относительно проблемных ситуаций.

Данный фактор важен тем, что он подтверждает общую конструктивную валидность методов относительно людей с гуманитарной направленностью, поскольку фактор выделил четко зарегистрированный тип креативности INFP. В своей книге «Творческая личность» Голдстайн и Крегер пишут, что обычно созерцатель чувствует себя наиболее комфортно, занимаясь выявлением потенциальных возможностей на начальном этапе креативного процесса. Такие люди обладают исключительной любознательностью, у них большое количество идей (особенно, если речь идет о возможностях, заложенных в человеке). Им нравится проводить время в собственном мире, играя с идеями и паттернами, связанными с людьми [2].

7 фактор представлен 2 изучаемыми шкалами:

· конформность креативных моментов по партнерам (нагрузка 0,925) – склонность к банальным стресс-трансформациям в оценке партнеров общения;

· креативный момент по партнерам (нагрузка 0,787) – склонность к стресс-трансформациям в оценке партнеров общения.

Вероятнее всего, данный фактор показывает логичную связь конформных креативных моментов из общего числа креативных моментов. Он может быть оценен как конвергентное лидерство, т.е. то лидерство, при котором важно само функционирование, сама работа, а не развитие, и тем более – не креативные изыскания. Хотя это является противоречием креативному (т.е. дивергентному) лидерству, Л.Д. Брабандер в своей книге «Забытая сторона перемен. Как творческий подход изменяет реальность» описывает важность для креативного лидера держать в балансе дивергентное и конвергентное лидерство. Отсюда следует, что часть конвергентного лидерства нужна настоящему креативному лидеру [1].

8 фактор представлен 2 изучаемыми шкалами:

· разнообразие шкальных типов в партнерах (нагрузка 0,799) – характеризует разность отношений к партнерам и дает косвенное представление о когнитивной сложности оценочных суждений, связанных с партнерами по коммуникации;

· конформные деструктивные моменты по партнерам (нагрузка 0,729) – склонность использовать банальные транс-стресс-формации в оценке партнеров общения.

Таким образом, мы видим, что вместе с разнообразными представлениями о своих партнерах наблюдается тенденция трансформировать позитивные переживания по своим партнерам в негативные, причем достаточно банально. Мы можем назвать данный фактор критическим (и возможно бесплодным) аналитиком.

В структуре потенциала креативного лидерства данный фактор занимает амбивалентную позицию: существует возможность для достаточного дифференцированного анализа разных партнеров (что логично для студентов гуманитарных направлений), однако в то же время в анализе появляется приписывание своим партнерам банальных негативных качеств, несмотря на имеющиеся позитивные.

9 фактор представлен двумя изучаемыми шкалами: психосемантическая конструктивность у себя (нагрузка 0,763) и у партнера (нагрузка 0,820). Психосемантическая конструктивность описывает субъективную оценку качеств, проявляющихся в ходе проблемной ситуации, при этом качества оценены как взаимопомогающие и взаимодополняющие.

Объединение этих двух шкал в одном факторе может указывать на то, что оценка качеств партнера у студентов гуманитарных специальностей схожа с оценкой самого себя. Мы можем утверждать, что студенты гуманитарных специальностей не склонны оценивать совокупность и взаимодействие проявляемых качеств своих партнеров в проблемных ситуациях иначе (хуже или лучше), чем своих собственных. Это согласуется с фактором 6. Таким образом, 9 фактор в структуре потенциала креативного лидерства отвечает за общую конструктивность оценки взаимодействия различных личностных качеств. Можно сказать, что здесь проявляется известный тип конвергентного лидерства — комбинатора, изобретателя. Вероятно, данный фактор облегчает реализацию потенциала креативного лидерства.

10 Фактор представлен двумя изучаемыми шкалами:

· out-Degree (нагрузка 0,768) ­– количество исходящих связей, т.е. связей, которые установил сам респондент;

· психосемантический объем Коммуникативного мира (нагрузка 0,637) – это отражение разнообразия коммуникативного мира личности.

Последний фактор показывает нам, что чем шире субъективное (т.к. данная шкала не предполагает оценки взаимности) количество исходящих контактов, тем шире количество тем, с которыми студент обращается к своим партнерам. Вероятнее всего, данный фактор в структуре потенциала креативного лидерства показывает субъективную необходимость делиться субъективно значимыми темами с большим количеством партнеров. В совокупности с другими позитивными факторами 10-ый фактор также положительно влияет на возможность реализации потенциала креативного лидерства.

Таким образом, факторный анализ выделил 10 основных факторов, вносящих наибольший вклад в потенциал креативного лидерства у студентов гуманитарных направлений: позитивное отношение респондента к своим партнерам (фактор 1), неудовлетворенность темами общения (фактор 2), критический негативизм (фактор 3), креативные моменты (фактор 4), негативное отношение к партнерам (фактор 5), личностные проявления студентов (фактор 6), креативная способность (фактор 7), критический анализ партнеров (фактор 8), комбинаторный тип (фактор 9), контактность (фактор 10). Мы можем видеть, что выделенные факторы могут как помогать реализации потенциала креативного лидерства, так и тормозить его.

Стоит отметить, что прямые характеристики креативного лидерства присутствуют в факторах 3, 4 и 7. На наш взгляд, это связано прежде всего с тем, что в общей выборке реальных креативных лидеров достаточно мало, в связи с этим прямые показатели у основной массы выборки выражены достаточно слабо. Именно поэтому в исследовании изначально рассматривались взаимосвязи данных показателей с другими предполагаемыми характеристиками потенциала креативного лидерства. С другой стороны, наличие прямых характеристик в 3 из 10 выделенных факторах говорит нам о том, что мы на верном пути.

Исходя из вышесказанного, мы видим, что на первый план в структуре потенциала креативного лидерства у студентов гуманитарных направлений выходит позитивное восприятие своих партнеров. Кроме этого, можно заключить, что структура потенциала креативного лидерства у студентов гуманитарных направлений достаточно сложная и противоречивая: из 10 выделенных факторов 3 выделенных фактора явно препятствуют развитию и реализации потенциала креативного лидерства. В факторах также отмечается склонность студентов гуманитарных специальностей с одной стороны – к позитивному пониманию своих партнеров, с другой стороны к некоторому, возможно, иногда излишнему анализу своих партнеров. Это проявляется в основном в субъективной необходимости поиска негативных особенностей в партнерах. При этом, первые 5 факторов объясняют 51,78% общей дисперсии, т.е. являются основными в структуре потенциала креативного лидерства. Среди этих факторов можно наблюдать как облегчающие развитие и реализацию потенциала креативного лидерства, так и препятствующие этому.

Кроме этого, мы можем видеть, что 4 фактор, который описывает непосредственно потенциал креативного лидерства, включает кроме позитивного и конструктивного взгляда на своих партнеров деструктивный момент. Интересным остается факт, что непосредственно 4 фактор объясняет только 7,32% общей дисперсии. Это подтверждает теоретические представления о том, что для реализации потенциала креативного лидерства необходимо обладать как дивергентным, так и конвергентным лидерством.

Таким образом, были получены эмпирические данные о структуре потенциала креативного лидерства у студентов младших курсов гуманитарных направлений. Полученные данные согласуются с ранее предложенными теоретическими концептами отечественных и зарубежных исследователей.

На основании полученных данных разрабатывается система диагностики потенциала креативного лидерства у студентов младших курсов гуманитарных направлений. Кроме этого, разрабатывается программа психологического сопровождения для реализации потенциала креативного лидерства.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная на рецензирование статья «Факторная модель потенциала креативного лидерства в контексте социально–психологического портрета студентов младших курсов гуманитарных специальностей» затрагивает социально-психологическую парадигму формирования специалистов в сложных стрессовых и динамичных условиях развития общества. Автор (ы) отмечают, что современные задачи требуют взаимодействия людей различных профессий и специальностей, что, по их мнению, предопределяет потребность общества в новом типе личности – «трансфессионала». Чтобы «трансфессионалы» продуктивно работали, им нужен, по мнению авторов, «особый лидер» - креативный. В чем, собственно говоря, обоснование такого уникального лидерства и почему несостоятельна традиционная модель лидера в сообществе профессионалов, авторы не отвечают. Кроме того, проблема возникает вообще в области исследования, в самом предмете, он в статье не обозначен и остается только предполагать.
В статье встречаются орфографические и стилистические ошибки. Например, в преамбуле статьи орфографическая ошибка в слове «отрасль». В качестве стилистической рекомендации заменить слово «алгебраических» (в методологической части исследования) на «арифметических» или «математических». В контексте данного исследования непонятно, что такое вообще «простое алгебраическое действие». К тому же, понимание данного вопроса усложняет добавление слова «простое».
Автор (ы) исследования указывают, что выборка включала 101 респондента, преимущественно лиц мужского пола в возрасте 19 лет. В качестве основных методов в исследовании используются: метод моделирования коммуникативных миров; метод психосемантического графа; методика «Креативный тип личности по Майерс-Бриггс»; шкалограммный профиль коммуникабельности; метод анализа социальных сетей, а также метод факторного анализа с помощью пакета IBM SPSS Statistics 23.
В структуре личности, претендующей на роль «креативного лидера» в команде трансфессионалов, авторы выделяют 10 основных факторов, которые составляют набор определенных шкал. К числу факторов, вносящих наибольший вклад в потенциал креативного лидерства у студентов гуманитарных направлений авторы относят: позитивное отношение респондента к своим партнерам (фактор 1), неудовлетворенность темами общения (фактор 2), критический негативизм (фактор 3), креативные моменты (фактор 4), негативное отношение к партнерам (фактор 5), личностные проявления студентов (фактор 6), креативная способность (фактор 7), критический анализ партнёров (фактор 8), комбинаторный тип (фактор 9), контактность (фактор 10). Автор (ы) считают, что выделенные факторы могут как помогать реализации потенциала креативного лидерства, так и тормозить его. В заключение авторы указывают на достижение цели - получение эмпирических данных о структуре потенциала креативного лидерства у студентов младших курсов гуманитарных направлений. Вместе с тем, не совсем понятно как «структура потенциала креативного лидерства» согласуется с понятием «социально-психологический портрет студента», которое включено в название статьи.
В целом статья в некоторых ее частях крайне сложна для понимания широкой аудитории. Например, высказывание автора (ов) «количество вербализаций транс-стресс-формаций по темам с максимальной частотой встречаемости в тезаурусе» создает определенную перенасыщенность смыслов. В статье отсутствуют или недостаточно семантически оформлены элементы научного аппарата исследования такие как предмет исследования и научная новизна.
Библиографический список свидетельствует о том, что автором (ами) изучены не только отечественные источники по рассматриваемой проблеме, но и зарубежные. Единственное здесь замечание – отсутствие алфавитного порядка в нумерации источников.
Таким образом, конкретизация научного аппарата исследования, уточнение понятий и соотнесение их с названием статьи будут способствовать лучшему пониманию научного замысла автора (ов) и его реализации.


Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью
«Факторная модель потенциала креативного лидерства в контексте социально–психологического портрета студентов младших курсов гуманитарных специальностей»

Предмет исследования – заявлен автором напрямую. Это факторная модель потенциала креативного лидерства на примере студентов, а также структура потенциала креативного лидерства в контексте социально-психологического портрета студентов младших курсов.
Цель исследования – это исследование структуры факторной модели потенциала креативного лидерства у студентов гуманитарных направлений.
Название статьи в целом отражает предмет исследования, цель и содержание статьи.
Методология исследования соответствует традиционной структуре психологических исследований. Автор полноценно описывает методологию представленного исследования.
Для теоретической части исследования применён метод обзора и анализа литературы, общения научных подходов к вопросам психологии лидерства
Исследовательская часть работы построена на методе организации – факторное исследование.
В исследовании приняли участие 101 респондент – 88 девушек и 13 юношей в возрасте 19 лет. Некоторые вопросы относительно репрезентативности выборки вызывает преобладание в выборке лиц женского пола, которые составляют почти 87% выборки.
Применён обоснованный комплекс психодиагностических методов:
1. метод моделирования коммуникативных миров (ММКМ)
2. метод психосемантического графа (МПСГ)
3. методика «Креативный тип личности по Майерс-Бриггс» (MBTI)
4. методика шкалограммного профиля коммуникабельности (ШПК)
5. метод анализа социальных сетей (методика SNA)
Достаточно обширно и уместно использован факторный анализ методом главных компонентов, так как количество факторов для оценки и моделирования было весьма существенным.
Актуальность работы не вызывает сомнений. Вопросы личности, лидерства всегда были в центре внимания психологии – и как теоретической, и как прикладной науки. Следует согласиться с автором, который указывает на то, что в кризисном 2020 году данная тема встала с особой остротой.
Автор ссылается на важность изучения заявленной темы, апеллируя к необходимости анализа нового типа лидерства в меняющихся социальных условиях. Но, к сожалению, не приводит аргументов в подтверждение важности и ценности темы исследования. Необходимо представить статистические данные, примеры исследований в области психологии лидерства, анализ трендов по выбранной теме. Общие фразы типа «для результативной работы команды трансфессионалов в ней должны быть лидеры» необходимо подкрепить аргументами и фактами.
Новизна представленной статьи обозначена автором и прослеживается по тесту статьи в разработке факторной модели потенциала креативного лидерства.
Важно отметить, что новизна работы связана с тем, что данное исследование является крайне важным в период 2020 года.
Стиль, структура, содержание.
Статья четко структурирована. Открывает статью введение с обоснованием темы. Во вводной части автор недостаточно аргументированно раскрывает актуальность темы, и значимость ее изучения с точки зрения современной науки – и теории, и практики. Но вполне содержательно показывает методологическую канву работы – цель, предмет исследования, а также научную новизну.
В основной части автор анализирует различные факторы, которые выявлены в процессе факторизации данных по проведённым психодиагностическим методикам. Всего выделен 7 факторов, которые в статье описаны очень громоздко. Их интерпретация плохо читается. Напрашивается необходимость упорядочивания полученных данных в виде графических материалов – схем, графов и пр. К сожалению, огромный информационный массив, который получен автором на существенной выборке респондентов и при помощи большого количества диагностических методов, не отражён достаточно наглядно. Используется только одна таблица в виде факторной матрицы. Требуется визуализация данных в виде сравнительных таблиц, графиков и схем.
Рекомендуется дать названия выделенным факторам. Также важно наглядно представить саму модель, над которой автор работал, проводя исследование.
Выводы, которые делает автор по результатам исследования достаточно обширные, подкреплены описательно в тексте статьи.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям. По тексту статьи присутствуют ссылки на библиографию.
Библиография вполне достойная. Представлены 16 литературных источников, среди которых книги, монографии, статьи в периодических изданиях. Следует отметить, что список отличается высокой специализацией изданий, достаточно современными источниками и представленностью источников разных авторов. Литература содержит отечественные и зарубежные источники, в том числе на английском языке. В целом представленный подбор литературных источников весьма качественный. Список литературы оформлен в соответствии с требованиями ГОСТа.
Апелляция к оппонентам:
Название статьи соответствует содержанию. Основные положения работы отражают содержание заявленной темы исследования. В статье присутствует новизна и доказательная база. Материал, бесспорно, уникальный, ценный с научной и прикладной точки зрения. Но статью желательно доработать по замечаниям, которые изложены в тесте рецензии. Может быть рекомендована к публикации несмотря на их устранение (по усмотрению редакции).
Выводы, интерес читательской аудитории: интерес читательской аудитории данная статья несомненно вызовет в частности у преподавателей вузов, практикующих психологов, фасилитаторов, тьюторв, а также HR-специалистов.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.