по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 01, 2016
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 15-05-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2016
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Политика в оптике образования и судеб мира

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.18895

Аннотация: Надо ли политизировать образование? Как приучить школьников к политическому мышлению? В какой форме нужно вести политическое воспитание? По этим вопросам постоянно возникают споры. Порой педагоги выражают обеспокоенность по поводу чрезмерной идеологизации учеников. В то же время образование активно включается в политический процесс. Экзамен по обществознанию теперь придётся сдавать многим выпускникам школы. Если пользоваться статистикой прошлых лет, то практически половина школьников демонстрируют свои знания по обществознанию при сдаче ЕГЭ. В обязательном порядке сдают русский язык и математику. Но для поступления в вузы, где имеются гуманитарные специальности, без этого экзамена поступить невозможно. Предмет статьи – анализ различных проблем геополитической ситуации в мире, без которых невозможно современное образование. Обществознание даёт школьникам различные знания по многим аспектам общественной жизни: сведения из экономики, юриспруденции, философии, социологии, политологии и истории. Общество – это живой организм, целостная развивающаяся система, которая связана с базовыми потребностями человека. В статье использована методология социальной философии, позволяющая продуктивно анализировать ситуацию в современном мире. Вместе с тем применены достижения современной педагогической науки. Автор сопоставляет два разных исследования (сборник «Современный мир и геополитика» и монография А. Вафина «Политические маргиналы в России и Европе. Лимонов, Фортейн, Кон-Бендит и другие случаи»), которые позволяют представить огромный радиус проблем, характеризующих геополитические приоритеты России. Невозможно осмыслить социальные проблемы, не принимая в расчёт межличностные, межклассовые, межнациональные и межгрупповые отношения. Отмечено, что «Обществознание» призвано вооружить школьников знаниями по политическим вопросам, помочь им сформировать свою жизненную позицию, воспитать гражданские чувства, выработать собственный взгляд на современные политические реалии.
Гуревич П.С. - Политика в оптике образования и судеб мира c. 6-9

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67684

Аннотация: Надо ли политизировать образование? Как приучить школьников к политическому мышлению? В какой форме нужно вести политическое воспитание? По этим вопросам постоянно возникают споры. Порой педагоги выражают обеспокоенность по поводу чрезмерной идеологизации учеников. В то же время образование активно включается в политический процесс. Экзамен по обществознанию теперь придётся сдавать многим выпускникам школы. Если пользоваться статистикой прошлых лет, то практически половина школьников демонстрируют свои знания по обществознанию при сдаче ЕГЭ. В обязательном порядке сдают русский язык и математику. Но для поступления в вузы, где имеются гуманитарные специальности, без этого экзамена поступить невозможно. Предмет статьи – анализ различных проблем геополитической ситуации в мире, без которых невозможно современное образование. Обществознание даёт школьникам различные знания по многим аспектам общественной жизни: сведения из экономики, юриспруденции, философии, социологии, политологии и истории. Общество – это живой организм, целостная развивающаяся система, которая связана с базовыми потребностями человека. В статье использована методология социальной философии, позволяющая продуктивно анализировать ситуацию в современном мире. Вместе с тем применены достижения современной педагогической науки. Автор сопоставляет два разных исследования (сборник «Современный мир и геополитика» и монография А. Вафина «Политические маргиналы в России и Европе. Лимонов, Фортейн, Кон-Бендит и другие случаи»), которые позволяют представить огромный радиус проблем, характеризующих геополитические приоритеты России. Невозможно осмыслить социальные проблемы, не принимая в расчёт межличностные, межклассовые, межнациональные и межгрупповые отношения. Отмечено, что «Обществознание» призвано вооружить школьников знаниями по политическим вопросам, помочь им сформировать свою жизненную позицию, воспитать гражданские чувства, выработать собственный взгляд на современные политические реалии.
Образование
Наумова Н.В., Глушак А.С. - О парадигмальных принципах реформы образования (взгляд изнутри)

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.17633

Аннотация: В статье проводится анализ реформ высшего образования, которые осуществляются в Российской Федерации, а также в Израиле, США, Франции. Основной целью статьи является выяснение парадигмальных принципов, основных целей и задач проводимых реформ. Обращается внимание на необходимость не слома прежних достижений и слепого копирования опыта других стран и народов, а сохранение лучших достижений нашего народа в сфере образования и их преумножение. В статье подчеркивается, что сокращение гуманитарных циклов, социально направленных блоков с неизбежностью рано или поздно приведет к духовно бедной личности с низким потенциалом социальной активности. Ориентация западноевропейских стран на специалиста-профессионала – это лишь одна сторона образования, иной является воспитательная, духовно обогащающая и личностно формирующая грань процесса образования. Западная модель скорее всего может быть определена как эмпирико-рациональная с акцентом на профессионализм. Ставится задача создать человека-функцию, человека желания. Цель нашей системы высшего образования состояла в формировании интеллигента, человека-творца. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. В статье утверждается, что перспективой нашего развития является формирование развитой личности с философско-культурным кругозором и широтой мышления, а не человека-винтика, не только узкого профессионала. Политические, идеологические и экономические проблемы современного мира часто кроются в деструкции системы образования, ориентации ее не на утверждение общечеловеческих принципов и норм, а на поиск частных, узкопрофессионально ориентированных, прагматичных факторов роста. Авторы предлагают при проведении реформы соблюдать меру, которая предполагает гармонию общего и частного, естественно-научного и гуманитарного знания, подготовки человека творца и человека-профессионала, исполнителя. Делается вывод, что как дореволюционная, так и советская системы образования в России носили гуманистический характер воспитания интеллигента и где-то недостаточно внимания уделяли формированию профессионала, западная же модель наоборот преуспела в умении ковать профессионала, человека-функцию, но обе эти модели имеют свои недостатки. Реформы образования идут везде, но задачи разные. Важно не утратить то ценное, что всегда имела наша школа как средняя, так и высшая.
Наумова Н.В., Глушак А.С. - О парадигмальных принципах реформы образования (взгляд изнутри) c. 10-27

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67685

Аннотация: В статье проводится анализ реформ высшего образования, которые осуществляются в Российской Федерации, а также в Израиле, США, Франции. Основной целью статьи является выяснение парадигмальных принципов, основных целей и задач проводимых реформ. Обращается внимание на необходимость не слома прежних достижений и слепого копирования опыта других стран и народов, а сохранение лучших достижений нашего народа в сфере образования и их преумножение. В статье подчеркивается, что сокращение гуманитарных циклов, социально направленных блоков с неизбежностью рано или поздно приведет к духовно бедной личности с низким потенциалом социальной активности. Ориентация западноевропейских стран на специалиста-профессионала – это лишь одна сторона образования, иной является воспитательная, духовно обогащающая и личностно формирующая грань процесса образования. Западная модель скорее всего может быть определена как эмпирико-рациональная с акцентом на профессионализм. Ставится задача создать человека-функцию, человека желания. Цель нашей системы высшего образования состояла в формировании интеллигента, человека-творца. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. В статье утверждается, что перспективой нашего развития является формирование развитой личности с философско-культурным кругозором и широтой мышления, а не человека-винтика, не только узкого профессионала. Политические, идеологические и экономические проблемы современного мира часто кроются в деструкции системы образования, ориентации ее не на утверждение общечеловеческих принципов и норм, а на поиск частных, узкопрофессионально ориентированных, прагматичных факторов роста. Авторы предлагают при проведении реформы соблюдать меру, которая предполагает гармонию общего и частного, естественно-научного и гуманитарного знания, подготовки человека творца и человека-профессионала, исполнителя. Делается вывод, что как дореволюционная, так и советская системы образования в России носили гуманистический характер воспитания интеллигента и где-то недостаточно внимания уделяли формированию профессионала, западная же модель наоборот преуспела в умении ковать профессионала, человека-функцию, но обе эти модели имеют свои недостатки. Реформы образования идут везде, но задачи разные. Важно не утратить то ценное, что всегда имела наша школа как средняя, так и высшая.
Педагогический идеал
Левин В.И. - Наукометрические показатели и оценка вклада ученого в науку

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.17126

Аннотация: В статье дано подробное изложение наукометрического подхода к оценке эффективности научных исследований. Затрагиваются различные наукометрические показатели деятельности научного работника – общее количество публикаций, их цитируемость, импакт-фактор журналов, в которых печатается работник, и т.д. Однако главное внимание уделяется наиболее распространенному сегодня показателю – индексу Хирша. Приводится определение этого показателя, различные методы его вычисления, сопровождаемые примерами. Изложена точка зрения Хирша на возможности созданного им показателя по выявлению важности и значимости вклада ученого в науку, по сравнению эффективности различных ученых, по прогнозированию научных достижений ученого. Приводятся критические оценки этого показателя действующими учеными. Изложена также точка зрения автора на указанный, а также другие наукометрические показатели эффективности работы ученого. Дается несколько новых примеров, показывающих неспособность индекса Хирша и других наукометрических показателей адекватно оценивать различные стороны деятельности ученого. Указывается на опасности, связанные с возможностью фальсификации наукометрических показателей. Делается вывод о целесообразности возвращения к оценке научной деятельности с помощью традиционных экспертных оценок.
Левин В.И. - Наукометрические показатели и оценка вклада ученого в науку c. 28-35

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67686

Аннотация: В статье дано подробное изложение наукометрического подхода к оценке эффективности научных исследований. Затрагиваются различные наукометрические показатели деятельности научного работника – общее количество публикаций, их цитируемость, импакт-фактор журналов, в которых печатается работник, и т.д. Однако главное внимание уделяется наиболее распространенному сегодня показателю – индексу Хирша. Приводится определение этого показателя, различные методы его вычисления, сопровождаемые примерами. Изложена точка зрения Хирша на возможности созданного им показателя по выявлению важности и значимости вклада ученого в науку, по сравнению эффективности различных ученых, по прогнозированию научных достижений ученого. Приводятся критические оценки этого показателя действующими учеными. Изложена также точка зрения автора на указанный, а также другие наукометрические показатели эффективности работы ученого. Дается несколько новых примеров, показывающих неспособность индекса Хирша и других наукометрических показателей адекватно оценивать различные стороны деятельности ученого. Указывается на опасности, связанные с возможностью фальсификации наукометрических показателей. Делается вывод о целесообразности возвращения к оценке научной деятельности с помощью традиционных экспертных оценок.
Современные стратегии и модели образования
Олейников Ю.В. - Трудности овладения знанием в обществе постмодерна

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.18451

Аннотация: Предметом исследования являются образование и воспитание или система культивирования человека и его социализации в России, которая в настоящее время существенно отстает от требований, предъявляемых современным развитием производительных сил к уровню интеллектуальной и социальной зрелости человека. С помощью нанотехнологий отдельный конкретный человек становится силой, способной изменить эволюцию планетарного социоприродного Универсума. Эта ситуация требует коренного изменения всей системы образования и воспитания человека, изменения его мировоззренческих представлений о месте и роли человека в природе и обществе. На основе статистических данных, собственной экспертной оценки, наработок известных специалистов и сравнительного анализа системы образования советского, перестроечного и настоящего времени показываются недостатки культивирования человека в семье, дошкольных учреждениях, школе и вузе. Особое внимание уделяется способности воспитателей и преподавателей школ и вузов формировать интеллектуально и социально зрелых, креативных членов общества, способных четко осознавать свое место и роль в природе и обществе и обеспечивать дальнейшее развитие человека и общества. Причины несоответствия системы культивирования человека требованиям времени видятся не столько в низкой подготовке воспитателей и педагогов, слабой оснащенности образовательных учреждений современными средствами передачи знаний, но главным образом - в ценностной ориентации общества постмодерна. В этом обществе целью образования является не всесторонне развитая личность, а легко манипулируемый индивид, готовый к осуществлению узкой профессиональной функции в процессе трудовой деятельности и не способный к критическому осмыслению своего места и роли в природе и обществе на сущностном уровне. Результаты исследования могут помочь в процессе поиска путей коренного изменения системы образования и воспитания человека.
Олейников Ю.В. - Трудности овладения знанием в обществе постмодерна c. 36-49

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67687

Аннотация: Предметом исследования являются образование и воспитание или система культивирования человека и его социализации в России, которая в настоящее время существенно отстает от требований, предъявляемых современным развитием производительных сил к уровню интеллектуальной и социальной зрелости человека. С помощью нанотехнологий отдельный конкретный человек становится силой, способной изменить эволюцию планетарного социоприродного Универсума. Эта ситуация требует коренного изменения всей системы образования и воспитания человека, изменения его мировоззренческих представлений о месте и роли человека в природе и обществе. На основе статистических данных, собственной экспертной оценки, наработок известных специалистов и сравнительного анализа системы образования советского, перестроечного и настоящего времени показываются недостатки культивирования человека в семье, дошкольных учреждениях, школе и вузе. Особое внимание уделяется способности воспитателей и преподавателей школ и вузов формировать интеллектуально и социально зрелых, креативных членов общества, способных четко осознавать свое место и роль в природе и обществе и обеспечивать дальнейшее развитие человека и общества. Причины несоответствия системы культивирования человека требованиям времени видятся не столько в низкой подготовке воспитателей и педагогов, слабой оснащенности образовательных учреждений современными средствами передачи знаний, но главным образом - в ценностной ориентации общества постмодерна. В этом обществе целью образования является не всесторонне развитая личность, а легко манипулируемый индивид, готовый к осуществлению узкой профессиональной функции в процессе трудовой деятельности и не способный к критическому осмыслению своего места и роли в природе и обществе на сущностном уровне. Результаты исследования могут помочь в процессе поиска путей коренного изменения системы образования и воспитания человека.
Педагогическая психология
Тылец В.Г., Краснянская Т.М. - Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.17762

Аннотация: Предметом изучения в статье выступила концептуализация построения системы психологической безопасности высшего учебного заведения. Статья выполнена «на стыке» проблематики психологии образования, психологии безопасности личности и психологии корпоративной безопасности, что позволило использовать для авторских построений теоретические наработки данных предметных областей психологического знания. Авторы подробно раскрывают содержательно-структурную организацию ключевых образующих системы психологической безопасности высшего учебного заведения. Предложена разработка основных принципов, способствующих построению системы психологической безопасности вуза. Особое внимание уделено интерпретации введенных понятий, относящихся к анализу системы психологической безопасности вуза. Для решения задач исследования авторами использованы методы теоретического анализа предметной области, обобщения и систематизации оформившегося понимания феноменов, ключевых для изучаемой проблемы, а также возможности эмпирических методов наблюдения и опроса. Научная новизна представленных в статье материалов состоит в том, что в нем в качестве основных компонентов системы психологической безопасности вуза обозначить и содержательно охарактеризовать социально-психологическую, репутационную и антитеррористическую безопасность. Впервые репутационная безопасность вуза рассмотрена в единстве его антикоррупционной и имиджевой стабильности. К результатам исследования относится отнесение целостности, системности, непротиворечивости, постоянства и преемственности к основным принципам построения системы его психологической безопасности.
Тылец В.Г., Краснянская Т.М. - Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация c. 50-59

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67688

Аннотация: Предметом изучения в статье выступила концептуализация построения системы психологической безопасности высшего учебного заведения. Статья выполнена «на стыке» проблематики психологии образования, психологии безопасности личности и психологии корпоративной безопасности, что позволило использовать для авторских построений теоретические наработки данных предметных областей психологического знания. Авторы подробно раскрывают содержательно-структурную организацию ключевых образующих системы психологической безопасности высшего учебного заведения. Предложена разработка основных принципов, способствующих построению системы психологической безопасности вуза. Особое внимание уделено интерпретации введенных понятий, относящихся к анализу системы психологической безопасности вуза. Для решения задач исследования авторами использованы методы теоретического анализа предметной области, обобщения и систематизации оформившегося понимания феноменов, ключевых для изучаемой проблемы, а также возможности эмпирических методов наблюдения и опроса. Научная новизна представленных в статье материалов состоит в том, что в нем в качестве основных компонентов системы психологической безопасности вуза обозначить и содержательно охарактеризовать социально-психологическую, репутационную и антитеррористическую безопасность. Впервые репутационная безопасность вуза рассмотрена в единстве его антикоррупционной и имиджевой стабильности. К результатам исследования относится отнесение целостности, системности, непротиворечивости, постоянства и преемственности к основным принципам построения системы его психологической безопасности.
Философия и педагогика
Яшин Б.Л. - «Социокультурные аспекты математического познания и этноматематика»

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.18390

Аннотация: Предметом исследования является социокультурный (фундаменталистский) подход в философии математики и, в частности, вписывающаяся в него такая область исследований, как этноматематика. Особое внимание при этом обращается на идеи автора «Заката Европы» О. Шпенглера, неокантианцев Г. Когена и П. Наторпа о месте и роли математики в познании, ее связи с культурой. Эти исследования показывают, что человеческая мысль способна предложить множество различных способов количественного восприятия мира, каждый из которых возникает из обыденной практики, что принятая в современном мире парадигма математики на самом деле является всего лишь одной из возможных. Основными методами исследования, которые используются автором статьи, являются обобщение, логический и исторический методы, а также метод сравнительного анализа. Новизна работы состоит в том, что в ней раскрывается общность идей этноматематических исследований, в которых рассматриваются проблемы возникновения и развития «опытной» математики, и работ в области социокультурной философии математики. Что в ней показывается, что эти исследования подтверждают идеи О. Шпенглера о зависимости форм познания от условий бытия человека, о существовании не одной, а нескольких математик, каждая из которых укоренена в своей собственной культуре, а также идеи представителей Марбургской школы неокантианцев о математике как «первоначале» мышления. В статье делается вывод о том, что работы в области этноматематики, а в более широком контексте, в рамках социокультурного подхода к математическому познанию, наиболее эффективны именно при рассмотрении математики в ее историческом развитии; что их результаты могут служить дополнительными аргументами в пользу математического эмпиризма в его противостоянии с математическим априоризмом.
Яшин Б.Л. - «Социокультурные аспекты математического познания и этноматематика» c. 60-70

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67689

Аннотация: Предметом исследования является социокультурный (фундаменталистский) подход в философии математики и, в частности, вписывающаяся в него такая область исследований, как этноматематика. Особое внимание при этом обращается на идеи автора «Заката Европы» О. Шпенглера, неокантианцев Г. Когена и П. Наторпа о месте и роли математики в познании, ее связи с культурой. Эти исследования показывают, что человеческая мысль способна предложить множество различных способов количественного восприятия мира, каждый из которых возникает из обыденной практики, что принятая в современном мире парадигма математики на самом деле является всего лишь одной из возможных. Основными методами исследования, которые используются автором статьи, являются обобщение, логический и исторический методы, а также метод сравнительного анализа. Новизна работы состоит в том, что в ней раскрывается общность идей этноматематических исследований, в которых рассматриваются проблемы возникновения и развития «опытной» математики, и работ в области социокультурной философии математики. Что в ней показывается, что эти исследования подтверждают идеи О. Шпенглера о зависимости форм познания от условий бытия человека, о существовании не одной, а нескольких математик, каждая из которых укоренена в своей собственной культуре, а также идеи представителей Марбургской школы неокантианцев о математике как «первоначале» мышления. В статье делается вывод о том, что работы в области этноматематики, а в более широком контексте, в рамках социокультурного подхода к математическому познанию, наиболее эффективны именно при рассмотрении математики в ее историческом развитии; что их результаты могут служить дополнительными аргументами в пользу математического эмпиризма в его противостоянии с математическим априоризмом.
Воспитание и его формы
Куликова Т.И. - Определение уровня психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.18119

Аннотация: Объектом исследования является психологическая безопасность школьника в контексте поликультурного образования. Многие российские школы сегодня этнически перемешаны, имеют очень разный этнический состав. Школьники, осознавая свою национальную самобытность, часто проявляют нетерпимость по отношению к представителям иной национальности, что создает угрозу психологической безопасности обучающихся. В статье представлены результаты пилотажного исследования, направленного на определение уровня психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде и в выявлении критериев, влияющих на психологическую безопасность школьника. В исследовании приняли участие 127 учеников 7 – 8-х классов в возрасте 13 – 14 лет, обучающихся в разных школах и проживающих на разных территориях, отличающихся типом поселения, развитием промышленного производства и состоянием науки и культуры. Исследуемыми критериями психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде были выделены: удовлетворенность образовательной средой, защищенность от психологического насилия и уверенность в себе. Для установления тесноты связи между выделенными критериями и интегральным показателем психологической безопасности была рассчитана парная корреляция (r-Пирсона). Полученные эмпирические данные позволили выявить актуальное состояние психологической безопасности всей выборки испытуемых (n=127), а также сравнить показатели психологической безопасности в исследуемых образовательных организациях. Анализ результатов нашего исследования позволяет утверждать, что наибольшее влияние на состояние психологической безопасности школьника оказывает защищенность его личности в условиях поликультурной образовательной среды. На переживание защищённости положительно влияют высокий уровень комфортности психологической атмосферы, взаимопомощи и поддержки учащихся и низкий уровень проявления агрессии со стороны одноклассников и сверстников.
Куликова Т.И. - Определение уровня психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде c. 71-81

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67690

Аннотация: Объектом исследования является психологическая безопасность школьника в контексте поликультурного образования. Многие российские школы сегодня этнически перемешаны, имеют очень разный этнический состав. Школьники, осознавая свою национальную самобытность, часто проявляют нетерпимость по отношению к представителям иной национальности, что создает угрозу психологической безопасности обучающихся. В статье представлены результаты пилотажного исследования, направленного на определение уровня психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде и в выявлении критериев, влияющих на психологическую безопасность школьника. В исследовании приняли участие 127 учеников 7 – 8-х классов в возрасте 13 – 14 лет, обучающихся в разных школах и проживающих на разных территориях, отличающихся типом поселения, развитием промышленного производства и состоянием науки и культуры. Исследуемыми критериями психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде были выделены: удовлетворенность образовательной средой, защищенность от психологического насилия и уверенность в себе. Для установления тесноты связи между выделенными критериями и интегральным показателем психологической безопасности была рассчитана парная корреляция (r-Пирсона). Полученные эмпирические данные позволили выявить актуальное состояние психологической безопасности всей выборки испытуемых (n=127), а также сравнить показатели психологической безопасности в исследуемых образовательных организациях. Анализ результатов нашего исследования позволяет утверждать, что наибольшее влияние на состояние психологической безопасности школьника оказывает защищенность его личности в условиях поликультурной образовательной среды. На переживание защищённости положительно влияют высокий уровень комфортности психологической атмосферы, взаимопомощи и поддержки учащихся и низкий уровень проявления агрессии со стороны одноклассников и сверстников.
Новые методики и технологии
Мурзина И.Я. - Открытое образование как феномен культуры

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.18167

Аннотация: Рассматривается феномен открытого образования как проекция модели открытого общества. Ключевое понятие «свобода» раскрывается как свобода выбора образовательных стратегий и содержания образования. Перспективы развития образования связываются с новыми направлениями, свойственными глобализированной культуре информационного общества: трансформациями образовательного процесса, интерактивностью, адаптивностью к уровню подготовленности обучающихся, электронным обучением. Одним из явлений глобализации в образовании является МООС (массовые открытые онлайн-курсы) и обретение нового качества открытыми университетами. В статье вопросы развития открытого образования рассматриваются на примере открытого педагогического университета. В статье применяется методология дискурсивного анализа, раскрывающая связь функционирующих в языке понятий с социокультурным контекстом. Автор опирается на методы моделирования и анализа образовательных систем. Новизна работы состоит в раскрытии феномена открытого образования как явления культуры информационного общества, определении его векторов, перспектив и рисков. В статье определяются перспективы развития образования: большая технологичность, изменения характера коммуникаций (учитель–ученик, ученики–родители, школа–общество, бизнес–образование), появление новых направлений дополнительного образования и реализация идеи образования на протяжении всей жизни.
Мурзина И.Я. - Открытое образование как феномен культуры c. 82-91

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67691

Аннотация: Рассматривается феномен открытого образования как проекция модели открытого общества. Ключевое понятие «свобода» раскрывается как свобода выбора образовательных стратегий и содержания образования. Перспективы развития образования связываются с новыми направлениями, свойственными глобализированной культуре информационного общества: трансформациями образовательного процесса, интерактивностью, адаптивностью к уровню подготовленности обучающихся, электронным обучением. Одним из явлений глобализации в образовании является МООС (массовые открытые онлайн-курсы) и обретение нового качества открытыми университетами. В статье вопросы развития открытого образования рассматриваются на примере открытого педагогического университета. В статье применяется методология дискурсивного анализа, раскрывающая связь функционирующих в языке понятий с социокультурным контекстом. Автор опирается на методы моделирования и анализа образовательных систем. Новизна работы состоит в раскрытии феномена открытого образования как явления культуры информационного общества, определении его векторов, перспектив и рисков. В статье определяются перспективы развития образования: большая технологичность, изменения характера коммуникаций (учитель–ученик, ученики–родители, школа–общество, бизнес–образование), появление новых направлений дополнительного образования и реализация идеи образования на протяжении всей жизни.
Эффективность обучения
Михайлова Э.Р., Гецкина И.Б. - Зрелость личности взрослых обучающихся как фактор, обуславливающий мотивацию обучения при изучении иностранных языков

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.17880

Аннотация: В статье излагаются результаты изучения уровня зрелости взрослых обучающихся и особенностей обучения их иностранному языку. Целью работы является выявление системообразующих показателей личностной зрелости, наиболее существенно взаимосвязанных с уровнем мотивации обучения – с тем, чтобы в дальнейшем повысить мотивацию обучения иностранному языку и, на основе этого – увеличить эффективность обучения. Актуальность такого исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью повышения педагогической эффективности обучения иностранным языкам взрослых обучающихся, что связано с расширением поликультурного взаимодействия и международных контактов между различными странами и национальностями в современном мире, с другой стороны – недостаточной изученностью особенностей мотивации обучения у взрослых обучающихся. Андрагогических рекомендаций и выводов, касающихся обучению иностранным языкам, в научной литературе практически нет. Методиками исследования для решения поставленных задач выступили тест - опросник личностной зрелости Ю. З. Гильбуха, самоактуализационный тест-CAT, опросник А. А. Реана и В. А. Якунина. Для анализа сопоставляемых признаков применялся стандартный математический метод – корреляционный анализ, основанный на расчете коэффициента корреляции Пирсона. Научная новизна заключается в эмпирическом исследовании взаимосвязи особенностей мотивации обучения у взрослых испытуемых и уровнем их личностной зрелости (которая как раз является фактором их «взрослости»). Исследование выявило определенные закономерности в указанной связи, на основе которых возможно дать рекомендации педагогам о выборе способа повышения мотивации обучения.
Михайлова Э.Р., Гецкина И.Б. - Зрелость личности взрослых обучающихся как фактор, обуславливающий мотивацию обучения при изучении иностранных языков c. 92-105

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67692

Аннотация: В статье излагаются результаты изучения уровня зрелости взрослых обучающихся и особенностей обучения их иностранному языку. Целью работы является выявление системообразующих показателей личностной зрелости, наиболее существенно взаимосвязанных с уровнем мотивации обучения – с тем, чтобы в дальнейшем повысить мотивацию обучения иностранному языку и, на основе этого – увеличить эффективность обучения. Актуальность такого исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью повышения педагогической эффективности обучения иностранным языкам взрослых обучающихся, что связано с расширением поликультурного взаимодействия и международных контактов между различными странами и национальностями в современном мире, с другой стороны – недостаточной изученностью особенностей мотивации обучения у взрослых обучающихся. Андрагогических рекомендаций и выводов, касающихся обучению иностранным языкам, в научной литературе практически нет. Методиками исследования для решения поставленных задач выступили тест - опросник личностной зрелости Ю. З. Гильбуха, самоактуализационный тест-CAT, опросник А. А. Реана и В. А. Якунина. Для анализа сопоставляемых признаков применялся стандартный математический метод – корреляционный анализ, основанный на расчете коэффициента корреляции Пирсона. Научная новизна заключается в эмпирическом исследовании взаимосвязи особенностей мотивации обучения у взрослых испытуемых и уровнем их личностной зрелости (которая как раз является фактором их «взрослости»). Исследование выявило определенные закономерности в указанной связи, на основе которых возможно дать рекомендации педагогам о выборе способа повышения мотивации обучения.
Коммуникация как процесс
Ляшенко Т.М. - Коммуникативная успешность как характеристика коммуникативного акта

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.17688

Аннотация: В статье рассматривается содержание понятия «коммуникативная успешность». Предлагается рассматривать коммуникативную успешность не как характеристику личности, а как характеристику деятельности, а более точно – как характеристику коммуникативного акта. Данная позиция исходит из полевой методологической парадигмы, в которой сущность психических процессов описывается с точки зрения их деятельностной природы. Предметом исследования является коммуникативный акт. Объектом исследования является успешность как характеристика коммуникативного акта. Автор уделяет особое внимание деятельностной природе коммуникативной успешности. Исследование базируется на теории поля Курта Левина, а также на теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым. Коммуникативная успешность впервые рассматривается не как личностное образование, а как характеристика коммуникативного поля. Автор приходит к выводу, что психологическим содержанием понятия «коммуникативная успешность» является ориентация на контакт и на достижение собственно коммуникативных целей, которые заключаются в улучшении качества отношений между коммуникантами.
Ляшенко Т.М. - Коммуникативная успешность как характеристика коммуникативного акта c. 106-113

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67693

Аннотация: В статье рассматривается содержание понятия «коммуникативная успешность». Предлагается рассматривать коммуникативную успешность не как характеристику личности, а как характеристику деятельности, а более точно – как характеристику коммуникативного акта. Данная позиция исходит из полевой методологической парадигмы, в которой сущность психических процессов описывается с точки зрения их деятельностной природы. Предметом исследования является коммуникативный акт. Объектом исследования является успешность как характеристика коммуникативного акта. Автор уделяет особое внимание деятельностной природе коммуникативной успешности. Исследование базируется на теории поля Курта Левина, а также на теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым. Коммуникативная успешность впервые рассматривается не как личностное образование, а как характеристика коммуникативного поля. Автор приходит к выводу, что психологическим содержанием понятия «коммуникативная успешность» является ориентация на контакт и на достижение собственно коммуникативных целей, которые заключаются в улучшении качества отношений между коммуникантами.
Игры взрослых
Чугунова И.О. - Соперничество в истории науки: иллюстрация к вопросу воспитания культуры диалога и сотрудничества

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.18342

Аннотация: Конструктивный, сотрудничающий, созидательный характер социальной коммуникации – одна из базовых ценностей здорового общества. Проблема воспитания подрастающих поколений в соответствии с этой ценностью является одной из наиболее актуальных. Однако реальный характер общественных отношений далёк от этого идеала: как показывает история, соперничество, конкуренция, конфликты являются социальной нормой. Такая подоплека общественных отношений имеет парадоксальный характер, принося как разрушения, так и неожиданные плоды, однако практически всегда она выступает причиной человеческих страданий и накала страстей негативного спектра, таких как тщеславие, корыстолюбие, зависть, ненависть. Данная статья посвящена анализу конкурентной стороны взаимодействия в научной среде и может служить педагогически полезной иллюстрацией к теме воспитания культуры диалога и сотрудничества. Используя методы историко-философского анализа, автор статьи обращается к ярким историческим кейсам и рассматривает историю, феноменологию и психологические механизмы конфликтов, возникающих между учеными в процессе научного поиска. Автор делает заключение о потенциальной ценности соперничества при условии его конструктивного характера, который обеспечивается культурой диалога и внутренней интеллигентности, человеческого достоинства и преданности делу.
Чугунова И.О. - Соперничество в истории науки: иллюстрация к вопросу воспитания культуры диалога и сотрудничества c. 114-129

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67694

Аннотация: Конструктивный, сотрудничающий, созидательный характер социальной коммуникации – одна из базовых ценностей здорового общества. Проблема воспитания подрастающих поколений в соответствии с этой ценностью является одной из наиболее актуальных. Однако реальный характер общественных отношений далёк от этого идеала: как показывает история, соперничество, конкуренция, конфликты являются социальной нормой. Такая подоплека общественных отношений имеет парадоксальный характер, принося как разрушения, так и неожиданные плоды, однако практически всегда она выступает причиной человеческих страданий и накала страстей негативного спектра, таких как тщеславие, корыстолюбие, зависть, ненависть. Данная статья посвящена анализу конкурентной стороны взаимодействия в научной среде и может служить педагогически полезной иллюстрацией к теме воспитания культуры диалога и сотрудничества. Используя методы историко-философского анализа, автор статьи обращается к ярким историческим кейсам и рассматривает историю, феноменологию и психологические механизмы конфликтов, возникающих между учеными в процессе научного поиска. Автор делает заключение о потенциальной ценности соперничества при условии его конструктивного характера, который обеспечивается культурой диалога и внутренней интеллигентности, человеческого достоинства и преданности делу.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.