|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Чугунова И.О.
Соперничество в истории науки: иллюстрация к вопросу воспитания культуры диалога и сотрудничества
// Педагогика и просвещение.
2016. № 1.
С. 114-129.
DOI: 10.7256/2454-0676.2016.1.18342 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=18342
Соперничество в истории науки: иллюстрация к вопросу воспитания культуры диалога и сотрудничества
Чугунова Инна Олеговна
аспирант, Институт философии, Российская академия наук
109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1
Chugunova Inna
post-graduate student of the Department of the History of Anthropological Doctrines at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences
109240, Russia, g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12, str.1
|
inna.chugunova.2014@mail.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2016.1.18342
Дата направления статьи в редакцию:
14-03-2016
Дата публикации:
15-05-2016
Аннотация:
Конструктивный, сотрудничающий, созидательный характер социальной коммуникации – одна из базовых ценностей здорового общества. Проблема воспитания подрастающих поколений в соответствии с этой ценностью является одной из наиболее актуальных. Однако реальный характер общественных отношений далёк от этого идеала: как показывает история, соперничество, конкуренция, конфликты являются социальной нормой. Такая подоплека общественных отношений имеет парадоксальный характер, принося как разрушения, так и неожиданные плоды, однако практически всегда она выступает причиной человеческих страданий и накала страстей негативного спектра, таких как тщеславие, корыстолюбие, зависть, ненависть. Данная статья посвящена анализу конкурентной стороны взаимодействия в научной среде и может служить педагогически полезной иллюстрацией к теме воспитания культуры диалога и сотрудничества. Используя методы историко-философского анализа, автор статьи обращается к ярким историческим кейсам и рассматривает историю, феноменологию и психологические механизмы конфликтов, возникающих между учеными в процессе научного поиска. Автор делает заключение о потенциальной ценности соперничества при условии его конструктивного характера, который обеспечивается культурой диалога и внутренней интеллигентности, человеческого достоинства и преданности делу.
Ключевые слова:
соперничество, конкуренция, диалог, сотрудничество, конфликт, ненависть, философия науки, история науки, научный прогресс, приоритет в науке
Abstract: Constructive or cooperative nature of social communicaton is one of the basic values of a healthy society. The problem of teaching these values to the growing generations is one of the most important and nettlesome. However, actual relations are far from being ideal. As the history shows, competition, rivalry and conflicts are a social norm. Such grounds of social relations are of paradoxical nature and provide both destruction and, quite unexpectedly, success. However, almost always they are the reason for suffering and experiencing negative emotions such as vanity, greed, envy, and hatred. The present article is devoted to the analysis of the competitive side of academic interaction and can serve as a pedagogically important illustration to the topic of teaching the culture of dialogue and cooperation. Using the methods of historical and philosophical analysis, the author of the article describes bright historical cases and analyzes history, phenomenology and psychological mechanisms of conflicts arising between scientists in the process of their scientific search. The author concludes that competition has certain potential but only if it is of constructive nature and based on a good dialogue, intelligence, human dignity and commitment.
Keywords: scientific priority, scientific progress, history of science, philosophy of science, hatred, conflict, cooperation, dialogue, competition, rivalry
Библиография
1. Поппер К. Логика социальных наук // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М., 2000. С. 298-313.
2. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. 300 с.
3. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985. 286 с.
4. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ // Кун Т. Структура научных революций. М., 2002. С. 269–454.
5. Горохов В.Г. Философия и история науки (учебное пособие для аспирантов ОИЯИ). Часть 1. Дубна: изд-во Объединенного института ядерных исследований, 2012. 99 с.
6. Кудряшова Е.В. Эпистемический конфликт: на пути к определению понятия // Конфликты в науке и философии. Ульяновск, 2013. С. 4-21.
7. Баранец Н.Г., Верёвкин А.Б. Конфликты и критика в науке / Конфликты в науке и философии. Ульяновск, 2013. С. 21-24.
8. Белоус Э.И. Соперничество: к анализу понятия // Теория и практика общественного развития. № 3-4, 2009. С. 77-87.
9. Гуляев Г.Ю. Эволюция теории конкуренции // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. № 28, 2012. С. 317-321.
10. Хелман Х. Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов. Пер. с англ. Лебеденко Я.А., Свирид А.Н. М., СПб, Киев, 2007. 320 с.
11. Карцев В. Ньютон. М., 1987. 416 с.
12. Бернатосян С. Воровство и обман в науке. СПб, 1998. URL: http://www.razym.ru/naukaobraz/159256-sg-bernatosyan-vorovstvo-i-obman-v-nauke.html (дата обращения: 11.03.2016).
13. The Correspondence of Isaac Newton, vol. I. Cambridge, 1959. URL: http://www.ateismy.net/index.php?option=com_content&view=article&id=2062:2013-02-12-17-44-24&catid=38:nauka&Itemid=126 (дата обращения: 11.03.2016).
14. Чадаев М.С. Ньютон и Гук: приоритетный спор // Вестник Пермского Университета. Вып. 2 (19), 2013. С. 102-104.
15. Вавилов С.И. Исаак Ньютон. 1643-1727. М., 1989. 272 с.
16. Черняк В.С. Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Ред. Касавин И.Т. М., 2009. С. 81.
17. Энгельгардт М.А. Чарльз Дарвин. Его жизнь и научная деятельность. URL: http://www.litres.ru/mihail-engelgardt/charlz-darvin-ego-zhizn-i-nauchnaya-deyatelnost/chitat-onlayn/ (дата обращения: 11.03.2016).
18. Стоун И. Происхождение. М., 1989. 448 с.
19. Чертанов М. Дарвин. М., 2013. 416 с.
20. Голубовский М.Д. Дарвин и Уоллес: Драма соавторства и несогласия // Вестник ВОГиС, 2009, Том 13, № 2. С. 321-335.
21. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 447 с.
22. Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб, 2003. 624 с
References
1. Popper K. Logika sotsial'nykh nauk // Evolyutsionnaya epistemologiya i logika sotsial'nykh nauk: Karl Popper i ego kritiki. M., 2000. S. 298-313.
2. Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsii. M., 1977. 300 s.
3. Koire A. Ocherki istorii filosofskoi mysli. M., 1985. 286 s.
4. Lakatos I. Fal'sifikatsiya i metodologiya nauchno-issledovatel'skikh programm // Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsii. M., 2002. S. 269–454.
5. Gorokhov V.G. Filosofiya i istoriya nauki (uchebnoe posobie dlya aspirantov OIYaI). Chast' 1. Dubna: izd-vo Ob''edinennogo instituta yadernykh issledovanii, 2012. 99 s.
6. Kudryashova E.V. Epistemicheskii konflikt: na puti k opredeleniyu ponyatiya // Konflikty v nauke i filosofii. Ul'yanovsk, 2013. S. 4-21.
7. Baranets N.G., Verevkin A.B. Konflikty i kritika v nauke / Konflikty v nauke i filosofii. Ul'yanovsk, 2013. S. 21-24.
8. Belous E.I. Sopernichestvo: k analizu ponyatiya // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. № 3-4, 2009. S. 77-87.
9. Gulyaev G.Yu. Evolyutsiya teorii konkurentsii // Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo. № 28, 2012. S. 317-321.
10. Khelman Kh. Velikie protivostoyaniya v nauke. Desyat' samykh zakhvatyvayushchikh disputov. Per. s angl. Lebedenko Ya.A., Svirid A.N. M., SPb, Kiev, 2007. 320 s.
11. Kartsev V. N'yuton. M., 1987. 416 s.
12. Bernatosyan S. Vorovstvo i obman v nauke. SPb, 1998. URL: http://www.razym.ru/naukaobraz/159256-sg-bernatosyan-vorovstvo-i-obman-v-nauke.html (data obrashcheniya: 11.03.2016).
13. The Correspondence of Isaac Newton, vol. I. Cambridge, 1959. URL: http://www.ateismy.net/index.php?option=com_content&view=article&id=2062:2013-02-12-17-44-24&catid=38:nauka&Itemid=126 (data obrashcheniya: 11.03.2016).
14. Chadaev M.S. N'yuton i Guk: prioritetnyi spor // Vestnik Permskogo Universiteta. Vyp. 2 (19), 2013. S. 102-104.
15. Vavilov S.I. Isaak N'yuton. 1643-1727. M., 1989. 272 s.
16. Chernyak V.S. Besedy i matematicheskie dokazatel'stva, kasayushchiesya dvukh novykh otraslei nauki, otnosyashchikhsya k mekhanike i mestnomu dvizheniyu // Entsiklopediya epistemologii i filosofii nauki. Red. Kasavin I.T. M., 2009. S. 81.
17. Engel'gardt M.A. Charl'z Darvin. Ego zhizn' i nauchnaya deyatel'nost'. URL: http://www.litres.ru/mihail-engelgardt/charlz-darvin-ego-zhizn-i-nauchnaya-deyatelnost/chitat-onlayn/ (data obrashcheniya: 11.03.2016).
18. Stoun I. Proiskhozhdenie. M., 1989. 448 s.
19. Chertanov M. Darvin. M., 2013. 416 s.
20. Golubovskii M.D. Darvin i Uolles: Drama soavtorstva i nesoglasiya // Vestnik VOGiS, 2009, Tom 13, № 2. S. 321-335.
21. Fromm E. Anatomiya chelovecheskoi destruktivnosti. M., 1994. 447 s.
22. Lotman Yu.M. Vospitanie dushi. SPb, 2003. 624 s
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|