по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 08, 2014
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 22-08-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2014
Государственные институты и правовые системы
Семенов А.С. - Содержание организации работы прокуратуры по осуществлению взаимодействия с органами государственной власти и муниципальными органами в сфере обеспечения законности

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.12580

Аннотация: Предметом исследования является процесс организации работы прокуратуры по осуществлению взаимодействия с органами государственной власти и муниципальными органами в сфере обеспечения законности. В частности раскрываются его основные этапы и организационные условия, на которых он базируется. Речь идет о распределении служебных обязанностей среди сотрудников, информационно-аналитической работе, прогнозировании, планировании, а также материально-техническом обеспечении. Кроме того, в качестве примера практического опыта организации взаимодействия приводится деятельность Перовской межрайонной прокуратуры г. Москвы. В процессе исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы получения знаний: системный, структурно-функциональный, историко-правовой. Организация работы прокуратуры по осуществлению взаимодействия с органами государственной власти и муниципальными органами представляет собой создание необходимых условий взаимосогласованной деятельности названных органов для реализации задач в сфере обеспечения законности. К таковым относятся распределение служебных обязанностей среди сотрудников (зональный принцип), информационно-аналитическая работа, прогнозирование, планирование, материальное и техническое обеспечение.
Семенов А.С. - Содержание организации работы прокуратуры по осуществлению взаимодействия с органами государственной власти и муниципальными органами в сфере обеспечения законности c. 1080-1086

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52236

Аннотация: Предметом исследования является процесс организации работы прокуратуры по осуществлению взаимодействия с органами государственной власти и муниципальными органами в сфере обеспечения законности. В частности раскрываются его основные этапы и организационные условия, на которых он базируется. Речь идет о распределении служебных обязанностей среди сотрудников, информационно-аналитической работе, прогнозировании, планировании, а также материально-техническом обеспечении. Кроме того, в качестве примера практического опыта организации взаимодействия приводится деятельность Перовской межрайонной прокуратуры г. Москвы. В процессе исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы получения знаний: системный, структурно-функциональный, историко-правовой. Организация работы прокуратуры по осуществлению взаимодействия с органами государственной власти и муниципальными органами представляет собой создание необходимых условий взаимосогласованной деятельности названных органов для реализации задач в сфере обеспечения законности. К таковым относятся распределение служебных обязанностей среди сотрудников (зональный принцип), информационно-аналитическая работа, прогнозирование, планирование, материальное и техническое обеспечение.
Ковалев И.Г. - Проблема регионального представительства в британской Палате лордов c. 1087-1097

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52237

Аннотация: В статье исследуется проблема разработки и реализации на практике масштабной программы конституционной модернизации в Великобритании. Центральное внимание уделено двум ее аспектам – передаче части властных полномочий из центра в руки региональных властей в рамках осуществления программы деволюции, а также реформе Палаты лордов. Анализируется комплекс разнообразных причин, вызвавших необходимость внесения корректив в конституционно-правовой механизм Соединенного королевства, дается оценка отношения к ним основных политических партий страны, а также внутрипартийных группировок и течений. Исследуется история представительства от регионов страны в верхней палате британского Парламента. Рассматриваются уже осуществленные преобразования, определяются их позитивные и негативные последствия, выявляются перспективы и направления дальнейшей модернизации механизма государственного управления. Отмечается тесная взаимосвязь и взаимозависимость проводимых преобразований. Растущая регионализация требует формирования новых отношений с центральной властью, делает актуальной проблему пересмотра принципов формирования и полномочий верхней палаты Парламента, вновь ставит в повестку дня проблему коррекции избирательной системы.
Ковалев И.Г. - Проблема регионального представительства в британской Палате лордов

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.9172

Аннотация: В статье исследуется проблема разработки и реализации на практике масштабной программы конституционной модернизации в Великобритании. Центральное внимание уделено двум ее аспектам – передаче части властных полномочий из центра в руки региональных властей в рамках осуществления программы деволюции, а также реформе Палаты лордов. Анализируется комплекс разнообразных причин, вызвавших необходимость внесения корректив в конституционно-правовой механизм Соединенного королевства, дается оценка отношения к ним основных политических партий страны, а также внутрипартийных группировок и течений. Исследуется история представительства от регионов страны в верхней палате британского Парламента. Рассматриваются уже осуществленные преобразования, определяются их позитивные и негативные последствия, выявляются перспективы и направления дальнейшей модернизации механизма государственного управления. Отмечается тесная взаимосвязь и взаимозависимость проводимых преобразований. Растущая регионализация требует формирования новых отношений с центральной властью, делает актуальной проблему пересмотра принципов формирования и полномочий верхней палаты Парламента, вновь ставит в повестку дня проблему коррекции избирательной системы.
Государственная безопасность
Адмиралова И.А., Трофимов О.Е. - К вопросу о защите прав граждан в сфере обеспечения транспортной безопасности федеральными органами исполнительной власти

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.11549

Аннотация: в статье рассматриваются правовые и организационные основы обеспечения транспортной безопасности, как составной части общественной безопасности, обращается внимание на административно-правовые средства обеспечения транспортной безопасности, в частности, на такие, как лицензирование, контроль, административная ответственность. По итогам рассмотрения средств обеспечения авиационной безопасности, в статье фор-мулируются ряд предложений, которые направлены на совершенствование законодательства о транспортной безопасности. Также в статье обращается внимание на деятельность федеральных органов исполнительной власти, в компетенции которых находится управление транспортным комплексом и транспортной инфраструктурой нашей страны. На основании такого рас-смотрения также вносится предложения по совершенствованию управления в рассматриваемой сфере. Метoдoлогическую ocнoву статьи cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx Вопросы безопасности личности, общества и государства всегда находились в центре внимания государства и гражданского общества. Глобализация экономики, террористические угрозы, а также нестабильная финансовая и политическая ситуация во многих государствах заставляют по иному взглянуть на вопросы глобальной безопасности, в том числе и в сфере функционирования транспорта, работа которого в сложившихся условиях носит достаточно уязвимый характер. Перечисленные, а также ряд других обстоятельств обусловливают акту-альность обозначенной проблемы, а также они ярко свидетельствуют о том, что вопрос административно-правового регулирования деятельности феде-ральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, превращен в по-следние годы в одну из важнейших управленских проблем.
Адмиралова И.А., Трофимов О.Е. - К вопросу о защите прав граждан в сфере обеспечения транспортной безопасности федеральными органами исполнительной власти c. 1098-1106

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52238

Аннотация: в статье рассматриваются правовые и организационные основы обеспечения транспортной безопасности, как составной части общественной безопасности, обращается внимание на административно-правовые средства обеспечения транспортной безопасности, в частности, на такие, как лицензирование, контроль, административная ответственность. По итогам рассмотрения средств обеспечения авиационной безопасности, в статье фор-мулируются ряд предложений, которые направлены на совершенствование законодательства о транспортной безопасности. Также в статье обращается внимание на деятельность федеральных органов исполнительной власти, в компетенции которых находится управление транспортным комплексом и транспортной инфраструктурой нашей страны. На основании такого рас-смотрения также вносится предложения по совершенствованию управления в рассматриваемой сфере. Метoдoлогическую ocнoву статьи cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx Вопросы безопасности личности, общества и государства всегда находились в центре внимания государства и гражданского общества. Глобализация экономики, террористические угрозы, а также нестабильная финансовая и политическая ситуация во многих государствах заставляют по иному взглянуть на вопросы глобальной безопасности, в том числе и в сфере функционирования транспорта, работа которого в сложившихся условиях носит достаточно уязвимый характер. Перечисленные, а также ряд других обстоятельств обусловливают акту-альность обозначенной проблемы, а также они ярко свидетельствуют о том, что вопрос административно-правового регулирования деятельности феде-ральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, превращен в по-следние годы в одну из важнейших управленских проблем.
Кременская М.Н. - Требования, предъявляемые к гражданам при поступлении на военную службу в органы федеральной службы безопасности

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.12547

Аннотация: Предмет: составляют правовые нормы, включая положения Конституции Российской Федерации, федерального и ведомственного законодательства, регулирующего поступление граждан на военную службу по контракту; требования, предъявляемые к гражданам при поступлении на военную службу по контракту в военную организацию государства в целом и в органы федеральной службы безопасности в частности. Особый интерес представляют нормы, предусмотренные статьей 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьями 16, 16.1, 16.2 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», Федеральным законом «О противодействии коррупции», а также Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6, 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, обобщение, системно-структурный метод, абстрагирование, моделирование); частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой). Научная новизна данной статьи очевидна, поскольку за последние пять лет российское законодательство относительно требований, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту и в военную организацию государства, и органы федеральной службы безопасности, значительно дополнено и изменено. Автором был проведен анализ требований, ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законодательством, в отношении граждан, поступающих на военную службу по контракту, и предложена классификация данных требований по группам, что, несомненно, способствует совершенствованию правового регулирования поступления граждан на военную службу по контракту.
Кременская М.Н. - Требования, предъявляемые к гражданам при поступлении на военную службу в органы федеральной службы безопасности c. 1107-1116

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52239

Аннотация: Предмет: составляют правовые нормы, включая положения Конституции Российской Федерации, федерального и ведомственного законодательства, регулирующего поступление граждан на военную службу по контракту; требования, предъявляемые к гражданам при поступлении на военную службу по контракту в военную организацию государства в целом и в органы федеральной службы безопасности в частности. Особый интерес представляют нормы, предусмотренные статьей 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьями 16, 16.1, 16.2 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», Федеральным законом «О противодействии коррупции», а также Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6, 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, обобщение, системно-структурный метод, абстрагирование, моделирование); частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой). Научная новизна данной статьи очевидна, поскольку за последние пять лет российское законодательство относительно требований, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту и в военную организацию государства, и органы федеральной службы безопасности, значительно дополнено и изменено. Автором был проведен анализ требований, ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законодательством, в отношении граждан, поступающих на военную службу по контракту, и предложена классификация данных требований по группам, что, несомненно, способствует совершенствованию правового регулирования поступления граждан на военную службу по контракту.
Закон и правопорядок
Чуклина Э.Ю. - Прагматичная уголовная политика: нормы с двойной превенцией в системе мер ситуационного предупреждения преступлений

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.12555

Аннотация: Предметом исследования в статье является криминологическая обоснованность недавно внесенных в Особенную часть Уголовного кодекса РФ дополнений. Анализу подлежат нормы, выраженные в ч. 2 и ч. 3 ст. 171.1, ч. 3 и ч. 4 ст. 327.1, ст. 325.1 и ст. 217.2 УК РФ. Дальнейшее изучение указанных норм посвящено выявлению особенностей криминализации запрещенных ими деяний. Внимание акцентируется на криминологической теоретической базе, на которой выстроены новые уголовно-правовые запреты. Метод аналитического исследования установил, что данные нормы выступают в качестве норм с двойной превенцией. Сравнительно-сопоставительный подход позволил предположить, что выявленные закономерности криминализации соответствуют основным положениям концепции ситуационного предупреждения преступлений. Суть данной концепции заключается в воздействии на преступную мотивацию. Она рекомендована Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в качестве основной стратегии предупреждения преступных посягательств. В статье раскрываются особенности превентивного механизма каждой из рассматриваемых норм, направленных на уменьшение возможностей совершения преступлений. В итоге, исследование показывает, что главной отличительной чертой изучаемых уголовно-правовых норм, является их прагматическая миссия в сфере предупреждения преступлений.
Чуклина Э.Ю. - Прагматичная уголовная политика: нормы с двойной превенцией в системе мер ситуационного предупреждения преступлений c. 1117-1124

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52240

Аннотация: Предметом исследования в статье является криминологическая обоснованность недавно внесенных в Особенную часть Уголовного кодекса РФ дополнений. Анализу подлежат нормы, выраженные в ч. 2 и ч. 3 ст. 171.1, ч. 3 и ч. 4 ст. 327.1, ст. 325.1 и ст. 217.2 УК РФ. Дальнейшее изучение указанных норм посвящено выявлению особенностей криминализации запрещенных ими деяний. Внимание акцентируется на криминологической теоретической базе, на которой выстроены новые уголовно-правовые запреты. Метод аналитического исследования установил, что данные нормы выступают в качестве норм с двойной превенцией. Сравнительно-сопоставительный подход позволил предположить, что выявленные закономерности криминализации соответствуют основным положениям концепции ситуационного предупреждения преступлений. Суть данной концепции заключается в воздействии на преступную мотивацию. Она рекомендована Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в качестве основной стратегии предупреждения преступных посягательств. В статье раскрываются особенности превентивного механизма каждой из рассматриваемых норм, направленных на уменьшение возможностей совершения преступлений. В итоге, исследование показывает, что главной отличительной чертой изучаемых уголовно-правовых норм, является их прагматическая миссия в сфере предупреждения преступлений.
Изюмова Е.С. - Административно-правовое регулирование деятельности букмекерских контор и тотализаторов c. 1125-1132

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52241

Аннотация: Аннотация: с целью выявления коллизий в законодательства об организации игорной деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах автором анализируется система административно-правового регулирования организации игорной деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах. Особое внимание уделяется порядку лицензирования деятельности в букмекерских конторах тотализаторах. Описываются лицензионные требования, предъявляемые к организаторам букмекерских контор и тотализаторов. Автором статьи путем системного анализа определений букмекерской конторы и тотализатора выведен дополнительный признак, отличающий букмекерскую контору от тотализатора, заключающийся в порядке расчета выигрыша. В статье проведен анализ практики применения ч. 2 ст. 61 ГК РФ о ликвидации юридических лиц, применительно к юридическим лицам, осуществляющим незаконную игорную деятельность. Также высказывается точка зрения о необходимости ограничения территориального расположения таких игорных заведений как букмекерские конторы и тотализаторы. В рамках проведенного исследования автором была систематизирована судебная практика привлечения к административной ответственности за незаконную организацию игорной деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и ч.2 ст.14.1.1 КоАП РФ.
Изюмова Е.С. - Административно-правовое регулирование деятельности букмекерских контор и тотализаторов

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.12573

Аннотация: Аннотация: с целью выявления коллизий в законодательства об организации игорной деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах автором анализируется система административно-правового регулирования организации игорной деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах. Особое внимание уделяется порядку лицензирования деятельности в букмекерских конторах тотализаторах. Описываются лицензионные требования, предъявляемые к организаторам букмекерских контор и тотализаторов. Автором статьи путем системного анализа определений букмекерской конторы и тотализатора выведен дополнительный признак, отличающий букмекерскую контору от тотализатора, заключающийся в порядке расчета выигрыша. В статье проведен анализ практики применения ч. 2 ст. 61 ГК РФ о ликвидации юридических лиц, применительно к юридическим лицам, осуществляющим незаконную игорную деятельность. Также высказывается точка зрения о необходимости ограничения территориального расположения таких игорных заведений как букмекерские конторы и тотализаторы. В рамках проведенного исследования автором была систематизирована судебная практика привлечения к административной ответственности за незаконную организацию игорной деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и ч.2 ст.14.1.1 КоАП РФ.
Власть и управление
Яценко И.А. - ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.8095

Аннотация: Предметом статьи является выявление и систематизация проблем научного обеспечения управления на уровне федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а также предложения по повышению эффективности системы государственного управления. В тексте статьи проанализированы новейшие законы и подзаконные акты, принятые в 2012-2013 гг., в сфере научно-технической деятельности в части применения новых механизмов федеральными органами исполнительной власти с целью выработки эффективной государстенной политики в курируемых отраслях. С учетом проведенного анализа автором сделан вывод о повышении уровня прозрачности государстенного управления в части организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд Российской Федерации,заказчиками которых выступают федеральные органы исполнительной власти, что подтверждается не только введением порядка общественного обсуждения закупок, стоимость которых превышает 1 млрд. руб., но и принятием во втором квартале 2013 г. Федеральной контрактной системы (соответствующий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г.). Однако в настоящее время существуют серьезные препятствия для развития качественной системы поддержки принятия управленческих решений, что вызвано как острой нехваткой бюджетного финансирования в отдельных отраслях, так и большими проблемами в области защиты интеллектуальной собственности и закреплением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по государственному заказу. Вместе с тем, одним из пунктов декабрьского перечня поручений Президента Российской Федерации в 2012 г. являлось указание на необходмость развития системы негосударственных научных фондов, что расширяет возможности активного участия в научно-техническом процессе органов исполнительной власти Российской Федерации. Таким образом,в настоящее время органы власти правомочны учреждать научные фонды в целях поддержки исследований в интересах курируемой отрасли,что кроме прочего способствует развитию системы государственно-частного партнерства, так как основными грантодателями и эксплуатантами результатов будут являться организации.
Яценко И.А. - Проблемы научного обеспечения государственного управления и процесса поддержки принятия управленческих решений c. 1133-1138

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52242

Аннотация: Предметом статьи является выявление и систематизация проблем научного обеспечения управления на уровне федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а также предложения по повышению эффективности системы государственного управления. В тексте статьи проанализированы новейшие законы и подзаконные акты, принятые в 2012-2013 гг., в сфере научно-технической деятельности в части применения новых механизмов федеральными органами исполнительной власти с целью выработки эффективной государстенной политики в курируемых отраслях. С учетом проведенного анализа автором сделан вывод о повышении уровня прозрачности государстенного управления в части организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд Российской Федерации,заказчиками которых выступают федеральные органы исполнительной власти, что подтверждается не только введением порядка общественного обсуждения закупок, стоимость которых превышает 1 млрд. руб., но и принятием во втором квартале 2013 г. Федеральной контрактной системы (соответствующий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г.). Однако в настоящее время существуют серьезные препятствия для развития качественной системы поддержки принятия управленческих решений, что вызвано как острой нехваткой бюджетного финансирования в отдельных отраслях, так и большими проблемами в области защиты интеллектуальной собственности и закреплением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по государственному заказу. Вместе с тем, одним из пунктов декабрьского перечня поручений Президента Российской Федерации в 2012 г. являлось указание на необходмость развития системы негосударственных научных фондов, что расширяет возможности активного участия в научно-техническом процессе органов исполнительной власти Российской Федерации. Таким образом,в настоящее время органы власти правомочны учреждать научные фонды в целях поддержки исследований в интересах курируемой отрасли,что кроме прочего способствует развитию системы государственно-частного партнерства, так как основными грантодателями и эксплуатантами результатов будут являться организации.
Шкель С.Н., Шакирова Э.В. - Измеряя сопротивление: индексный анализ динамики конкурентного потенциала политической оппозиции c. 1139-1150

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52243

Аннотация: Предметом статьи является методика измерения конкурентного потенциала политической оппозиции посредством индексного анализа. Предложенная шкала кодирования оценки сильных и слабых сторон оппозиции учитывает как структурные возможности, так и режимные стимулы, которые обуславливают распределение ресурсов между властью и оппозицией. Представленная методика способствуют пониманию факторов, ответственных за рост возможностей оппозиционных акторов, а также тех детерминант, которые, напротив, препятствуют этому. Рост числа авторитарных режимов в Мире и тенденции дефицита демократии, наблюдающиеся в последнее время, актуализируют проблему расчета реального конкурентного потенциала политической оппозиции в условиях, когда электоральные результаты существенным образом искажаются и не могут в полной мере объективно свидетельствовать о реальной поддержке со стороны населения оппозиционных кандидатов. Методом исследования является индексный анализ политических процессов. Построение индексной шкалы измерения конкурентного потенциала политической оппозиции базировалось на методологии индексного анализа, разработанного М. С. Шугартом, Дж. Кэри и получившей развитие в трудах А. Кроувела и О. И. Зазнаева. Авторы использовали также опыт индексного анализа других прецедентов в рамках политической науки. Авторами статьи предложен метод операционализации понятия «конкурентный потенциал политической оппозиции» в виде индексной шкалы кодирования преимуществ власти и оппозиции, позволяющей измерять и рассчитывать Индекс конкурентного потенциала политической оппозиции. В качестве тестирования методика индексного анализа применена для измерения динамики эволюции политической оппозиции в России в период 1993-2012 гг.
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование электроэнергетики (США) c. 1151-1158

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52244

Аннотация: В статье рассмотрена эволюция правового регулирования электроэнергетического сектора Соединенных Штатов Америки. В законодательстве США правовое регулирование электроэнергетики затрагивает сферы производства электроэнергии; сетей оптовой поставки электричества и поставки электричества конечному потребителю. Активное развитие рынка электроэнергетики в начале ХХ века, изначально регулируемого на местном уровне, потребовало вмешательства федеральных властей и применения антитрастового законодательства с целью его упорядочения. Также на федеральном уровне принимается ряд мер, направленных на повышение энергоффективности и энергосбережения. За историю развития энергетический сектор США пережил не один кризис, что потребовало разработки на федеральном уровне соответствующей энергетической политики. Также немаловажным фактором является и влияние экологических требований на развитие энергетического законодательства, в том числе и в электроэнергетическом секторе, где основной упор делается на развитие использования возобновляемых источников энергии, таких как гидроэнергетика. Соблюдение экологических императивов при выдаче лицензий и разрешений установлено не столько в законодательстве, сколько в ряде судебных решений, которые обязали соответствующие органы обращать особое внимание при выдаче лицензий и разрешений экологическим императивам
Шкель С.Н., Шакирова Э.В. - Измеряя сопротивление: индексный анализ динамики конкурентного потенциала политической оппозиции

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.12250

Аннотация: Предметом статьи является методика измерения конкурентного потенциала политической оппозиции посредством индексного анализа. Предложенная шкала кодирования оценки сильных и слабых сторон оппозиции учитывает как структурные возможности, так и режимные стимулы, которые обуславливают распределение ресурсов между властью и оппозицией. Представленная методика способствуют пониманию факторов, ответственных за рост возможностей оппозиционных акторов, а также тех детерминант, которые, напротив, препятствуют этому. Рост числа авторитарных режимов в Мире и тенденции дефицита демократии, наблюдающиеся в последнее время, актуализируют проблему расчета реального конкурентного потенциала политической оппозиции в условиях, когда электоральные результаты существенным образом искажаются и не могут в полной мере объективно свидетельствовать о реальной поддержке со стороны населения оппозиционных кандидатов. Методом исследования является индексный анализ политических процессов. Построение индексной шкалы измерения конкурентного потенциала политической оппозиции базировалось на методологии индексного анализа, разработанного М. С. Шугартом, Дж. Кэри и получившей развитие в трудах А. Кроувела и О. И. Зазнаева. Авторы использовали также опыт индексного анализа других прецедентов в рамках политической науки. Авторами статьи предложен метод операционализации понятия «конкурентный потенциал политической оппозиции» в виде индексной шкалы кодирования преимуществ власти и оппозиции, позволяющей измерять и рассчитывать Индекс конкурентного потенциала политической оппозиции. В качестве тестирования методика индексного анализа применена для измерения динамики эволюции политической оппозиции в России в период 1993-2012 гг.
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование электроэнергетики (США)

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.11632

Аннотация: В статье рассмотрена эволюция правового регулирования электроэнергетического сектора Соединенных Штатов Америки. В законодательстве США правовое регулирование электроэнергетики затрагивает сферы производства электроэнергии; сетей оптовой поставки электричества и поставки электричества конечному потребителю. Активное развитие рынка электроэнергетики в начале ХХ века, изначально регулируемого на местном уровне, потребовало вмешательства федеральных властей и применения антитрастового законодательства с целью его упорядочения. Также на федеральном уровне принимается ряд мер, направленных на повышение энергоффективности и энергосбережения. За историю развития энергетический сектор США пережил не один кризис, что потребовало разработки на федеральном уровне соответствующей энергетической политики. Также немаловажным фактором является и влияние экологических требований на развитие энергетического законодательства, в том числе и в электроэнергетическом секторе, где основной упор делается на развитие использования возобновляемых источников энергии, таких как гидроэнергетика. Соблюдение экологических императивов при выдаче лицензий и разрешений установлено не столько в законодательстве, сколько в ряде судебных решений, которые обязали соответствующие органы обращать особое внимание при выдаче лицензий и разрешений экологическим императивам
Международные отношения: системы взаимодействия
Вишневский П.Н. - Субъекты правоотношений, связанных с договором международного займа

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.12742

Аннотация: В статье проанализированы субъекты правоотношений, связанных с договором международного займа. Приведены особенности правового статуса и характер участия в указанных отношениях физических лиц, иностранных коммерческих банков, международных банков, государств, коммерческих организаций. Особое внимание уделено проблемам, возникающим в российской судебной практике в связи с участием иностранных банков в международных заёмных отношениях на территории Российской Федерации, а также особенностям участия международных банков и государств в указанных отношениях. Отдельное внимание уделено роли третьих лиц в правоотношениях, связанных с договром международного займа. В статье использован системный и комплексный метод, а в части описания субъектов - метод анализа. В статье анализируются различные источники как международного, так и национального права. В зависимости от особенностей правового статуса автор выделяет пять видов субъектов правоотношений, связанных с договором международного займа: физические лица, иностранные коммерческие банки, международные банки, государства и коммерческие организации. Автор обнаруживает пробелы в российском законодательстве, связанные с правовым статусом иностранных банков, а также ошибочные подходы российских судов в делах с участием указанных лиц. Детально описаны особенности участия международных банков и государств в международных заёмных правоотношениях.
Вишневский П.Н. - Субъекты правоотношений, связанных с договором международного займа c. 1159-1172

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52245

Аннотация: В статье проанализированы субъекты правоотношений, связанных с договором международного займа. Приведены особенности правового статуса и характер участия в указанных отношениях физических лиц, иностранных коммерческих банков, международных банков, государств, коммерческих организаций. Особое внимание уделено проблемам, возникающим в российской судебной практике в связи с участием иностранных банков в международных заёмных отношениях на территории Российской Федерации, а также особенностям участия международных банков и государств в указанных отношениях. Отдельное внимание уделено роли третьих лиц в правоотношениях, связанных с договром международного займа. В статье использован системный и комплексный метод, а в части описания субъектов - метод анализа. В статье анализируются различные источники как международного, так и национального права. В зависимости от особенностей правового статуса автор выделяет пять видов субъектов правоотношений, связанных с договором международного займа: физические лица, иностранные коммерческие банки, международные банки, государства и коммерческие организации. Автор обнаруживает пробелы в российском законодательстве, связанные с правовым статусом иностранных банков, а также ошибочные подходы российских судов в делах с участием указанных лиц. Детально описаны особенности участия международных банков и государств в международных заёмных правоотношениях.
Транснациональные интересы
Шугуров М.В. - Вопросы защиты прав интеллектуальной собственности в рамках "Группы восьми" (G8) в контексте глобализации инновационного развития

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.12325

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению эволюции деятельности "Группы восьми" (G8) в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Автор последовательно прослеживает при опоре на документы Группы эволюцию данной проблематики, начиная с 1988 года, а также возникновение ее новых нюансов. Особое внимание уделяется деятельности соответствующих структурных подразделений, учрежденных Группой, например, Целевой рабочей группы по правам интеллектуальной собственности. С точки зрения автора статьи, именно 2007 год стал рубежным для превращения рассматриваемой проблематики из факультативного вопроса в один из центральных пунктов ее деятельности. В результате формируется формат Хайлигендаммско-Аквильского процесса (ХАП), в рамках которого вопросы защиты прав интеллектуальной собственности были объединены с вопросами борьбы с контрафактной и пиратской продукцией. В статье анализируется вовлечение в обсуждение вопросов необходимости последовательного соблюдения прав интеллектуальной собственности "Группы пяти" - группы наиболее влиятельных развивающихся государств. Помимо этого автор демонстрирует прикладную работу, проводимую в рамках Группы, а также делает вывод о высоком уровне имплементации принимаемых политических обязательств. В качестве методологической основы анализа позиции стран "Группы восьми" выступает понимание ее коллективной функции в качестве поставщика глобальных общественных благ. Помимо этого автор рассматривает деятельность группы по дальнейшему развитию защиты прав интеллектуально собственности не как стремление заменить деятельность специализированных международных организаций, а как стремление дополнить их. Новизна статьи заключается в комплексном анализе позиции Группы по вопросам значения защиты прав интеллектуальной собственности в условиях глобализации инновационного развития. Автор обосновывает вывод о том, что именно позиция Группы во многом определяет ужесточение системы защиты прав интеллектуальной собственности, что выступает основой для перехода от стандартов ТРИПС к стандартам ТРИПС-плюс, которые в полной мере не отвечают позиционированию института интеллектуальной собственности в качестве инструмента решения глобальных задач развития, включая инновационного развития.
Шугуров М.В. - Вопросы защиты прав интеллектуальной собственности в рамках "Группы восьми" (G8) в контексте глобализации инновационного развития c. 1173-1187

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52246

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению эволюции деятельности "Группы восьми" (G8) в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Автор последовательно прослеживает при опоре на документы Группы эволюцию данной проблематики, начиная с 1988 года, а также возникновение ее новых нюансов. Особое внимание уделяется деятельности соответствующих структурных подразделений, учрежденных Группой, например, Целевой рабочей группы по правам интеллектуальной собственности. С точки зрения автора статьи, именно 2007 год стал рубежным для превращения рассматриваемой проблематики из факультативного вопроса в один из центральных пунктов ее деятельности. В результате формируется формат Хайлигендаммско-Аквильского процесса (ХАП), в рамках которого вопросы защиты прав интеллектуальной собственности были объединены с вопросами борьбы с контрафактной и пиратской продукцией. В статье анализируется вовлечение в обсуждение вопросов необходимости последовательного соблюдения прав интеллектуальной собственности "Группы пяти" - группы наиболее влиятельных развивающихся государств. Помимо этого автор демонстрирует прикладную работу, проводимую в рамках Группы, а также делает вывод о высоком уровне имплементации принимаемых политических обязательств. В качестве методологической основы анализа позиции стран "Группы восьми" выступает понимание ее коллективной функции в качестве поставщика глобальных общественных благ. Помимо этого автор рассматривает деятельность группы по дальнейшему развитию защиты прав интеллектуально собственности не как стремление заменить деятельность специализированных международных организаций, а как стремление дополнить их. Новизна статьи заключается в комплексном анализе позиции Группы по вопросам значения защиты прав интеллектуальной собственности в условиях глобализации инновационного развития. Автор обосновывает вывод о том, что именно позиция Группы во многом определяет ужесточение системы защиты прав интеллектуальной собственности, что выступает основой для перехода от стандартов ТРИПС к стандартам ТРИПС-плюс, которые в полной мере не отвечают позиционированию института интеллектуальной собственности в качестве инструмента решения глобальных задач развития, включая инновационного развития.
Международное право в ХХI веке
Табуреткин С.Ф. - Проблемы ответственности в международном уголовном праве

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.11378

Аннотация: В статье рассматривается доктринальные и правовые точки зрения концепции международно-правовой ответственности в международном уго-ловном праве. Основной целью настоящего исследования выработать определения международно-правовой ответственности в международном уголовного права с учетом учреждения Международного уголовного суда 17 июля 1998 г. Предпринято исследование этапных периодов в развитии международно-правовой ответственности в международном уголовном праве с выходом на констатацию его становления на современном уровне в качестве целостной и законченной системы права. Анализируется принципы и международные договоры об ответственности за международные преступления и преступления против человечности. Автор анализирует меру ответственности субъектов международного права за международно - противоправные деяния. Методологическую основу данного исследования составляет диалектический метод познания с применением принципов развития, целостности и системности. В работе применялись общенаучные и специальные юридические методы: сравнительный, системно-структурный, теоретико-методологический и др. В порядке констатации следует заявить о том, что до настоящего времени в российской и зарубежной науке международного права предпринимались иссле-дования по указанной проблеме, но в тоже время, углубленного исследования в достаточной мере не проводилось. При этом сама по себе тема «Проблема ответственности в международном уголовном праве», стала важной в теоретическом и практическом плане уже с момента учреждения Международного уголовного суда. Автор приходит к выводу, что ответственность в международном уголовном праве за совершаемые международные правонарушения наступает строго в соответствии с нормами международного права, которые устанавливают ответственность за разные международные преступления, но вид и мера наказания содержаться в Статуте Международного уголовного суда и в национальных уголовных кодексах.
Костенко Н.И. - Проблемы ответственности в международном уголовном праве c. 1188-1205

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52247

Аннотация: В статье рассматривается доктринальные и правовые точки зрения концепции международно-правовой ответственности в международном уго-ловном праве. Основной целью настоящего исследования выработать определения международно-правовой ответственности в международном уголовного права с учетом учреждения Международного уголовного суда 17 июля 1998 г. Предпринято исследование этапных периодов в развитии международно-правовой ответственности в международном уголовном праве с выходом на констатацию его становления на современном уровне в качестве целостной и законченной системы права. Анализируется принципы и международные договоры об ответственности за международные преступления и преступления против человечности. Автор анализирует меру ответственности субъектов международного права за международно - противоправные деяния. Методологическую основу данного исследования составляет диалектический метод познания с применением принципов развития, целостности и системности. В работе применялись общенаучные и специальные юридические методы: сравнительный, системно-структурный, теоретико-методологический и др. В порядке констатации следует заявить о том, что до настоящего времени в российской и зарубежной науке международного права предпринимались иссле-дования по указанной проблеме, но в тоже время, углубленного исследования в достаточной мере не проводилось. При этом сама по себе тема «Проблема ответственности в международном уголовном праве», стала важной в теоретическом и практическом плане уже с момента учреждения Международного уголовного суда. Автор приходит к выводу, что ответственность в международном уголовном праве за совершаемые международные правонарушения наступает строго в соответствии с нормами международного права, которые устанавливают ответственность за разные международные преступления, но вид и мера наказания содержаться в Статуте Международного уголовного суда и в национальных уголовных кодексах.
Дегтерев Д.А. - Международно-правовые и международно-политические исследования: проблемы синтеза c. 1206-1216

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52248

Аннотация: В последние годы как в отечественной, так и в зарубежной международно-правовой науке наблюдается распространение подходов, используемых в политических исследованиях международных отношений. В данной работе дан генезис формирования такой взаимосвязи с конца 1980 гг. Указаны основные причины междисциплинарного синтеза, в т.ч. повышение роли "мягкого" права и распространение механизмов разрешения споров, базирующихся на внутреннем праве основных международных экономических организаций (ВТО, МВФ, Группа Всемирного банка) и интеграционных группировок (ЕС, НАФТА, ЕврАзЭС и др). В статье дан обзор основные направления заимствования, в числе которых диагностика существующих международных проблем, их структурирование и поиск международно-правовых механизмов их решения; анализ структуры и функций, организационного дизайна существующих международных режимов и институтов; вопросы изменения отдельных принципов международного права и самой природы международного права в целом. По каждому из направлений приведены основные исследования. Сделан вывод о том, что распространение инструментария политической науки в международном праве способствует обогащению последнего, формированию плодотворного междисциплинарного синтеза, позволяющего проводить многогранный анализ международной действительности.
Дегтерев Д.А. - Международно-правовые и международно-политические исследования: проблемы синтеза

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.7539

Аннотация: В последние годы как в отечественной, так и в зарубежной международно-правовой науке наблюдается распространение подходов, используемых в политических исследованиях международных отношений. В данной работе дан генезис формирования такой взаимосвязи с конца 1980 гг. Указаны основные причины междисциплинарного синтеза, в т.ч. повышение роли "мягкого" права и распространение механизмов разрешения споров, базирующихся на внутреннем праве основных международных экономических организаций (ВТО, МВФ, Группа Всемирного банка) и интеграционных группировок (ЕС, НАФТА, ЕврАзЭС и др). В статье дан обзор основные направления заимствования, в числе которых диагностика существующих международных проблем, их структурирование и поиск международно-правовых механизмов их решения; анализ структуры и функций, организационного дизайна существующих международных режимов и институтов; вопросы изменения отдельных принципов международного права и самой природы международного права в целом. По каждому из направлений приведены основные исследования. Сделан вывод о том, что распространение инструментария политической науки в международном праве способствует обогащению последнего, формированию плодотворного междисциплинарного синтеза, позволяющего проводить многогранный анализ международной действительности.
Судебная власть
Ротар А.И. - Функция потерпевшего в уголовном процессе России

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.12622

Аннотация: Предметом исследования выступают нормы уголовно-процессуального законодательства России, решения Конституционного Суда Российской Федерации, регулирующие процессуальное положение потерпевшего в уголовном процессе России, в том числе, отражающие его место в числе других участников, выполняемую функцию в ходе уголовного судопроизводства, соотношение правовых категорий "обвинение" и "уголовное преследование", особенности в реализации отдельных направлений деятельности, а также теоретические разработки указанных вопросов, в частности, научные статьи, диссертационные исследования и монографии известных ученых процессуалистов. Методологической основой являются общенаучные методы, такие как анализ и синтез, метод системного подхода, а также основные концептуальные положения современной доктрины уголовно-процессуального права Проведенное исследование показывает, что некоторые авторы называют функцией потерпевшего – «обвинение», другие – «уголовное преследование»; в статье проведено соотношение данных категорий и сделан вывод о том, что «уголовное преследование» необходимо рассматривать как составную часть функции «обвинения». Проведенный анализ «обвинения» как функции позволил прийти к выводу о ее содержании, в которое входят: - уголовное преследование, - формулирование (предъявление) обвинения, - поддержание обвинения перед судом. Данные направления деятельности должны быть признаны подфункциями основной функции обвинения. Особенность процессуального статуса потерпевшего позволяет отметить его возможности в реализации обозначенных видов процессуальной деятельности. В результате сделан вывод о том, что являясь основным участником уголовного судопроизводства, потерпевший выполняет функцию обвинения, при этом, в силу публичности уголовного процесса, обязанность по защите и восстановлению нарушенных или ограниченных прав потерпевших возлагается на государственные органы и должностных лиц, которые обязаны возбудить уголовное дело, привлечь лицо в качестве обвиняемого, поддержать государственное обвинение в суде. Также в статье предлагается новая редакция ст. 22 УПК РФ, название и содержание которой должны быть приведены в соответствие с другими нормами УПК РФ, а также с предлагаемым в статье правовым пониманием функции «обвинения».
Ротар А.И. - Функция потерпевшего в уголовном процессе России c. 1217-1223

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52249

Аннотация: Предметом исследования выступают нормы уголовно-процессуального законодательства России, решения Конституционного Суда Российской Федерации, регулирующие процессуальное положение потерпевшего в уголовном процессе России, в том числе, отражающие его место в числе других участников, выполняемую функцию в ходе уголовного судопроизводства, соотношение правовых категорий "обвинение" и "уголовное преследование", особенности в реализации отдельных направлений деятельности, а также теоретические разработки указанных вопросов, в частности, научные статьи, диссертационные исследования и монографии известных ученых процессуалистов. Методологической основой являются общенаучные методы, такие как анализ и синтез, метод системного подхода, а также основные концептуальные положения современной доктрины уголовно-процессуального права Проведенное исследование показывает, что некоторые авторы называют функцией потерпевшего – «обвинение», другие – «уголовное преследование»; в статье проведено соотношение данных категорий и сделан вывод о том, что «уголовное преследование» необходимо рассматривать как составную часть функции «обвинения». Проведенный анализ «обвинения» как функции позволил прийти к выводу о ее содержании, в которое входят: - уголовное преследование, - формулирование (предъявление) обвинения, - поддержание обвинения перед судом. Данные направления деятельности должны быть признаны подфункциями основной функции обвинения. Особенность процессуального статуса потерпевшего позволяет отметить его возможности в реализации обозначенных видов процессуальной деятельности. В результате сделан вывод о том, что являясь основным участником уголовного судопроизводства, потерпевший выполняет функцию обвинения, при этом, в силу публичности уголовного процесса, обязанность по защите и восстановлению нарушенных или ограниченных прав потерпевших возлагается на государственные органы и должностных лиц, которые обязаны возбудить уголовное дело, привлечь лицо в качестве обвиняемого, поддержать государственное обвинение в суде. Также в статье предлагается новая редакция ст. 22 УПК РФ, название и содержание которой должны быть приведены в соответствие с другими нормами УПК РФ, а также с предлагаемым в статье правовым пониманием функции «обвинения».
Человек и государство
Байматов П.Н. - Государственные гарантии права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение: судебная защита

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.12557

Аннотация: В статье исследовано понятие государственных гарантий права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, их взаимосвязь с определением социальности государства. Особое внимание уделено государственной гарантии - конституционному принципу правосудия. Проанализирована специфика судебной защиты права на социальное обеспечение с точки зрения экономического потенциала государства, наличия финансовых ресурсов. Предметом исследования настоящей статьи является вопрос реализации гарантий конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации, в том числе с точки зрения осуществления судебного контроля за их реализацией. Указанные вопросы исследуются с помощью логического и системного методов, анализа и синтеза, формально-юридического, сравнительно-правового и историко-сравнительного методов познания. В статье выдвигается и обосновывается тезис о том, что государственные гарантии конституционного права граждан на социальное обеспечение являются одним из основных индикаторов социальности государства. Построение социального государства посредством усиления, в том числе, государственных гарантий реализации конституционного права на социальное обеспечение – стратегическая задача и государственного аппарата и гражданского общества в целом.
Байматов П.Н. - Государственные гарантии права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение: судебная защита c. 1224-1231

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52250

Аннотация: В статье исследовано понятие государственных гарантий права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, их взаимосвязь с определением социальности государства. Особое внимание уделено государственной гарантии - конституционному принципу правосудия. Проанализирована специфика судебной защиты права на социальное обеспечение с точки зрения экономического потенциала государства, наличия финансовых ресурсов. Предметом исследования настоящей статьи является вопрос реализации гарантий конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации, в том числе с точки зрения осуществления судебного контроля за их реализацией. Указанные вопросы исследуются с помощью логического и системного методов, анализа и синтеза, формально-юридического, сравнительно-правового и историко-сравнительного методов познания. В статье выдвигается и обосновывается тезис о том, что государственные гарантии конституционного права граждан на социальное обеспечение являются одним из основных индикаторов социальности государства. Построение социального государства посредством усиления, в том числе, государственных гарантий реализации конституционного права на социальное обеспечение – стратегическая задача и государственного аппарата и гражданского общества в целом.
Репьева А.М. - Служебное ноу-хау в российском законодательстве c. 1232-1240

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52251

Аннотация: Целью статьи является краткая характеристика служебного ноу-хау в российском законодательстве. Для реализации поставленной цели реализуются задачи описания понимания и квалификации служебного ноу-хау в российском законодательстве, формах его использования. Также мы выделили некоторые особенности взаимодействия гражданского и трудового законодательств в сфере регулирования служебных секретов производства и документации. В статье описано понимание регуляции трудовых отношений по поводу создания и защиты созданного работником интеллектуальной собственности, прослежена квалификация ноу-хау в качестве служебного. Показано, что определенное значение получает разграничение понятий «трудовые обязанности» и «конкретное задание работодателя», и что гражданин, которому в связи с выполнением трудовых обязанностей стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства. Установлено, что задание работодателя исключает трудовые отношения, предусматривающие трудовые обязанности. Основным выводом статьи является наличие неоднородного явления служебного ноу-хау и его трактовок в современном российском законодательстве.
Репьева А.М. - Служебное ноу-хау в российском законодательстве

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.12476

Аннотация: Целью статьи является краткая характеристика служебного ноу-хау в российском законодательстве. Для реализации поставленной цели реализуются задачи описания понимания и квалификации служебного ноу-хау в российском законодательстве, формах его использования. Также мы выделили некоторые особенности взаимодействия гражданского и трудового законодательств в сфере регулирования служебных секретов производства и документации. В статье описано понимание регуляции трудовых отношений по поводу создания и защиты созданного работником интеллектуальной собственности, прослежена квалификация ноу-хау в качестве служебного. Показано, что определенное значение получает разграничение понятий «трудовые обязанности» и «конкретное задание работодателя», и что гражданин, которому в связи с выполнением трудовых обязанностей стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства. Установлено, что задание работодателя исключает трудовые отношения, предусматривающие трудовые обязанности. Основным выводом статьи является наличие неоднородного явления служебного ноу-хау и его трактовок в современном российском законодательстве.
Антропология права
Литвинова С.Ф. - Формирование правовых традиций в КНР как результат последовательной правовой деятельности

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.12565

Аннотация: Стабильное право является одной из основных ценностей социального государства. Его создание невозможно без формирование правовых стереотипов, традиций и обычаев. На основе опыта КНР в регулировании международных частных отношений были определены способы формирования правовых традиций, особенности последовательной правовой деятельности. Законодательство Китая было выбрано из-за того, что его общество характеризуется традиционализмом, который находит свое отражение и в праве. В этой связи опыт Китая заслуживает пристального внимания. В исследовании в качестве основных общенаучных методов использовались: анализ, синтез, индукция, логический; в качестве специально-юридических: формально-юридический, толкования. Также использовался цивилизационный подход к изучению объекта исследования. Интерес к зарубежному опыту обусловливается также тем, что в отечественной науке вопросы формирования правовых традиций не нашли достаточного освещения. Очевидно, что на протяжении времени получения опыта, в результате которого может быть сформирован соответствующая правовая традиция, правовая деятельность должна быть последовательно направлена на ее формирование. Правовые традиции могут быть сформированы следующими способами: «от юридической практики к норме права», «от лаконичной нормы права к развернутой через юридическую практику». При этом последовательность правовой деятельности многогранна.
Литвинова С.Ф. - Формирование правовых традиций в КНР как результат последовательной правовой деятельности c. 1241-1248

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52252

Аннотация: Стабильное право является одной из основных ценностей социального государства. Его создание невозможно без формирование правовых стереотипов, традиций и обычаев. На основе опыта КНР в регулировании международных частных отношений были определены способы формирования правовых традиций, особенности последовательной правовой деятельности. Законодательство Китая было выбрано из-за того, что его общество характеризуется традиционализмом, который находит свое отражение и в праве. В этой связи опыт Китая заслуживает пристального внимания. В исследовании в качестве основных общенаучных методов использовались: анализ, синтез, индукция, логический; в качестве специально-юридических: формально-юридический, толкования. Также использовался цивилизационный подход к изучению объекта исследования. Интерес к зарубежному опыту обусловливается также тем, что в отечественной науке вопросы формирования правовых традиций не нашли достаточного освещения. Очевидно, что на протяжении времени получения опыта, в результате которого может быть сформирован соответствующая правовая традиция, правовая деятельность должна быть последовательно направлена на ее формирование. Правовые традиции могут быть сформированы следующими способами: «от юридической практики к норме права», «от лаконичной нормы права к развернутой через юридическую практику». При этом последовательность правовой деятельности многогранна.
Хазиме С.М. - Процесс институализации суннитской общины в Ливане с 1945 по 1990-е годы

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.12585

Аннотация: Одной из особенностей ливанского общества является то, что сложная поликонфессиональная ситуация наложила отпечаток на его социальную организацию и политическую жизнь, в том числе и на функционирование партийной системы. Партии и общественные движения, как правило, формировались в рамках той или иной религиозной группы. Достаточно часто руководство партийной организацией и общиной осуществлялось одним и тем же лицом, что впрочем, не мешало возникновению и нескольких партий на базе одной конфессии. В научной литературе подробно рассмотрен вопрос институализации и развития шиитских политических партий (Хизбалла и Амаль). Вопрос же о суннитских политических объединений практически не рассматривается. Скорее всего, это связано с тем, что первые являются нестандартным явлением, а вторые – прошли более традиционный путь развития. Но без понимания политического развития суннитской общины невозможно рассмотреть конфессиональные проблемы, которые появляются в стране. Целью и задачей данной статьи является сравнительный анализ возникновения и развития с 1945 года по 1990 год трех основных суннитских партий – Хизб ат-Тахрир аль-Исламий, аль-Джамаа аль-Исламийа, аль-Ахбаш. Несмотря на то, что все эти партии образовались после обретения Ливаном независимости, они прошли совершенно разные пути развития. Основными методами стали – теоритический анализ источников (партийные документы, программы, официальные заявления членов партии), индуктивный анализ, а также проведение своих собственных интервью с представителями партий. Практическим значением данного исследование является то, что противоречия между этими силами и конкуренция между ними помогают понять, почему суннитская община Ливана так и не смогла консолидироваться в единое целое и осталась довольно фрагментированной. Таким образом, выводы, сделаные по итогам анализа могут быть применены в будущих исследованиях, посвященных анализу конфессионализма и внутри- и межконфессиональных противоречий на уровне политических институтов.
Хазиме С.М. - Процесс институализации суннитской общины в Ливане с 1945 по 1990-е годы c. 1249-1259

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52253

Аннотация: Одной из особенностей ливанского общества является то, что сложная поликонфессиональная ситуация наложила отпечаток на его социальную организацию и политическую жизнь, в том числе и на функционирование партийной системы. Партии и общественные движения, как правило, формировались в рамках той или иной религиозной группы. Достаточно часто руководство партийной организацией и общиной осуществлялось одним и тем же лицом, что впрочем, не мешало возникновению и нескольких партий на базе одной конфессии. В научной литературе подробно рассмотрен вопрос институализации и развития шиитских политических партий (Хизбалла и Амаль). Вопрос же о суннитских политических объединений практически не рассматривается. Скорее всего, это связано с тем, что первые являются нестандартным явлением, а вторые – прошли более традиционный путь развития. Но без понимания политического развития суннитской общины невозможно рассмотреть конфессиональные проблемы, которые появляются в стране. Целью и задачей данной статьи является сравнительный анализ возникновения и развития с 1945 года по 1990 год трех основных суннитских партий – Хизб ат-Тахрир аль-Исламий, аль-Джамаа аль-Исламийа, аль-Ахбаш. Несмотря на то, что все эти партии образовались после обретения Ливаном независимости, они прошли совершенно разные пути развития. Основными методами стали – теоритический анализ источников (партийные документы, программы, официальные заявления членов партии), индуктивный анализ, а также проведение своих собственных интервью с представителями партий. Практическим значением данного исследование является то, что противоречия между этими силами и конкуренция между ними помогают понять, почему суннитская община Ливана так и не смогла консолидироваться в единое целое и осталась довольно фрагментированной. Таким образом, выводы, сделаные по итогам анализа могут быть применены в будущих исследованиях, посвященных анализу конфессионализма и внутри- и межконфессиональных противоречий на уровне политических институтов.
Юридический практикум
Полякова В.Э. - Согласие на заключение как условие действительности предварительного договора: немецкий и российский опыт

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.12532

Аннотация: В статье приводится анализ правовых подходов России и Германии к вопросу о необходимости одобрения предварительного договора, который предусматривает заключение основного договора, подлежащего согласованию (со стороны органов юридического лица, третьих лиц, государственных и муниципальных органов). Отмечается, что в России круг сделок, требующих одобрения, и формулировки, используемые законодателем при описании соответствующих сделок, весьма разнообразны. При этом предварительный договор прямо не отнесен к числу сделок, подлежащих одобрению. В доктрине и на практике отсутствует единство по вопросу о распространении требований об одобрении с основного договора на предварительный. В то же время немецкими учеными предпринята попытка найти общие правила для разрешения соответствующих ситуаций. Методологической основой статьи являются традиционные общенаучные и специальные методы исследования – диалектический, формально-логический; метод анализа, синтеза, индукции и дедукции, сравнения. Значительный акцент сделан на использовании сравнительно-правового метода. В результате проведенного исследования, автор заключает, что наработки немецкой доктрины не чужды российским реалиям и могут быть экстраполированы на российскую почву: распространение требований об одобрении сделки на предварительный договор целесообразно тогда, когда предоставление соответствующего разрешения обусловлено социальными целями (в частности, направлено на защиту интересов лиц, не обладающих полной дееспособностью). В иных случаях требование об одобрении предварительного договора, по нашему мнению, является необоснованным.
Полякова В.Э. - Согласие на заключение как условие действительности предварительного договора: немецкий и российский опыт c. 1260-1266

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52254

Аннотация: В статье приводится анализ правовых подходов России и Германии к вопросу о необходимости одобрения предварительного договора, который предусматривает заключение основного договора, подлежащего согласованию (со стороны органов юридического лица, третьих лиц, государственных и муниципальных органов). Отмечается, что в России круг сделок, требующих одобрения, и формулировки, используемые законодателем при описании соответствующих сделок, весьма разнообразны. При этом предварительный договор прямо не отнесен к числу сделок, подлежащих одобрению. В доктрине и на практике отсутствует единство по вопросу о распространении требований об одобрении с основного договора на предварительный. В то же время немецкими учеными предпринята попытка найти общие правила для разрешения соответствующих ситуаций. Методологической основой статьи являются традиционные общенаучные и специальные методы исследования – диалектический, формально-логический; метод анализа, синтеза, индукции и дедукции, сравнения. Значительный акцент сделан на использовании сравнительно-правового метода. В результате проведенного исследования, автор заключает, что наработки немецкой доктрины не чужды российским реалиям и могут быть экстраполированы на российскую почву: распространение требований об одобрении сделки на предварительный договор целесообразно тогда, когда предоставление соответствующего разрешения обусловлено социальными целями (в частности, направлено на защиту интересов лиц, не обладающих полной дееспособностью). В иных случаях требование об одобрении предварительного договора, по нашему мнению, является необоснованным.
Дискуссионная трибуна
Осейчук В.И. - О механизме формирования высокопрофессионального высшего эшелона государственной власти (в порядке научной дискуссии)

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.12690

Аннотация: Статья посвящена анализу механизма формирования высокопрофессиональной национальной элиты в сфере государственного управления. Особое внимание обращено на доминирование стихийных начал в рекрутировании высшей государственной бюрократии. Автором предложена система мер правового регулирования системы отбора, подготовки и продвижения лучших кадров в высший эшелон государственной власти. На взгляд автора, основные принципы механизма формирования высшего эшелона государственной власти целесообразно закрепить в Конституции России. В статье поставлен вопрос о создании нового механизма формирования национальной элиты в сфере государственного управления. В исследовании использована система методов, в том числе: формально-юридический, диалектический, материалистический, системный, исторический, статистический, социологический. Если Россия намерена справиться с брошенными ей вызовами, войти в число стран-лидеров, то ей предстоит создать новый механизм формирования национальной элиты в сфере государственного управления, в которую стремились бы попасть лучшие представители российского общества.речь идет о том, чтобы высший эшелон государственной власти страны представлял собой не простую сумму конкретных лиц, нередко в силу случая оказавшихся наделенными государственной властью, а социальную группу, которая формируется преимущественно в результате целенаправленной селекции. Более того, наверху остаются лишь те, кто способен обеспечивать динамичное развитие страны и высокое качество жизни народа.
Осейчук В.И. - О механизме формирования высокопрофессионального высшего эшелона государственной власти (в порядке научной дискуссии) c. 1267-1275

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52255

Аннотация: Статья посвящена анализу механизма формирования высокопрофессиональной национальной элиты в сфере государственного управления. Особое внимание обращено на доминирование стихийных начал в рекрутировании высшей государственной бюрократии. Автором предложена система мер правового регулирования системы отбора, подготовки и продвижения лучших кадров в высший эшелон государственной власти. На взгляд автора, основные принципы механизма формирования высшего эшелона государственной власти целесообразно закрепить в Конституции России. В статье поставлен вопрос о создании нового механизма формирования национальной элиты в сфере государственного управления. В исследовании использована система методов, в том числе: формально-юридический, диалектический, материалистический, системный, исторический, статистический, социологический. Если Россия намерена справиться с брошенными ей вызовами, войти в число стран-лидеров, то ей предстоит создать новый механизм формирования национальной элиты в сфере государственного управления, в которую стремились бы попасть лучшие представители российского общества.речь идет о том, чтобы высший эшелон государственной власти страны представлял собой не простую сумму конкретных лиц, нередко в силу случая оказавшихся наделенными государственной властью, а социальную группу, которая формируется преимущественно в результате целенаправленной селекции. Более того, наверху остаются лишь те, кто способен обеспечивать динамичное развитие страны и высокое качество жизни народа.
Biblion
Дубовик О.Л. - Рецензия: Модели системы преступлений в современном уголовном праве (Сост. Йордан Айдаров) София: Университетское издательство «Паисий Хилендарский», 2013. – 168 с.

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.12685

Аннотация: В рецензии освещаются позиции представителей уголовно-правовой науки двух стран – Болгарии и России по вопросу моделирования системы преступлений в уголовном законодательстве современного периода и в историческом аспекте. Эффективные и обоснованные модели систематизации преступлений (ныне их число превышает сотню) призваны обеспечить устойчивость, стабильность и применяемость норм уголовного закона, но до сих пор оптимальной модели наука уголовного права не выработала, а действующее уголовное законодательство России и Болгарии пока что не обеспечивает в должной мере соблюдение всех критериев и условий системности. В работе отмечается общность многих позиций, высказанных болгарскими специалистами по поводу моделирования системы преступлений, с позициями, отраженными в российской уголовно-правовой литературе. Отмечается что рецензируемый сборник является источником информации о современном состоянии и тенденциях развития уголовного права в Болгарии после ее вступления в ЕС, о течениях, существующих в болгарской науке уголовного права. Автор рецензии обращает внимание на то, что в последнее время эта информация стала менее доступной и значительно реже используется при проведении сравнительно-правовых исследований в целом и в уголовном праве в частности. Отмечается высокий уровень и детальность проработки отдельных тем рецензируемых работ, вне зависимости от того идет ли речь об изучении моделей системы преступлений или историко-правововом анализе.
Дубовик О.Л. - Рецензия: Модели системы преступлений в современном уголовном праве (Сост. Йордан Айдаров) София: Университетское издательство «Паисий Хилендарский», 2013. – 168 с. c. 1276-1281

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52256

Аннотация: В рецензии освещаются позиции представителей уголовно-правовой науки двух стран – Болгарии и России по вопросу моделирования системы преступлений в уголовном законодательстве современного периода и в историческом аспекте. Эффективные и обоснованные модели систематизации преступлений (ныне их число превышает сотню) призваны обеспечить устойчивость, стабильность и применяемость норм уголовного закона, но до сих пор оптимальной модели наука уголовного права не выработала, а действующее уголовное законодательство России и Болгарии пока что не обеспечивает в должной мере соблюдение всех критериев и условий системности. В работе отмечается общность многих позиций, высказанных болгарскими специалистами по поводу моделирования системы преступлений, с позициями, отраженными в российской уголовно-правовой литературе. Отмечается что рецензируемый сборник является источником информации о современном состоянии и тенденциях развития уголовного права в Болгарии после ее вступления в ЕС, о течениях, существующих в болгарской науке уголовного права. Автор рецензии обращает внимание на то, что в последнее время эта информация стала менее доступной и значительно реже используется при проведении сравнительно-правовых исследований в целом и в уголовном праве в частности. Отмечается высокий уровень и детальность проработки отдельных тем рецензируемых работ, вне зависимости от того идет ли речь об изучении моделей системы преступлений или историко-правововом анализе.
Правоведение
Васильченко А.И. - Цена и срок энергосервисного договора

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.12766

Аннотация: В качестве предмета исследования выступают условия о сроке и цене энергосервисного договора. В ходе исследования осуществлен анализ положений Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", ряда других нормативных актов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, правоприменительная практика и доктринальные положения в указанной сфере. В рамках исследования автор рассматривает проблемы согласования условий о цене и сроке энергосервисного договора, проводит обзор различных моделей энергосервисного договора, в которых воплощается принцип зависимости цены энергосервисного договора от достигнутой величины экономии энергетических ресурсов. В статье используются как общенаучные, так и специальные правовые методы исследования, а именно, системный, логический, диалектический, исторический, структурно-функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, наблюдение и описание, анализ документов и другие методы научного познания. Цена энергосервисного договора не относится к числу его существенных условий и не подвергается государственному регулированию. Характерной особенностью энергосервисного договора следует считать возможность установления цены в зависимости от величины экономии энергетических ресурсов, достигнутой в результате осуществления энергосберегающих мероприятий в рамках энергосервисного договора; указанная величина. в свою очередь. подлежит согласованию сторонами. Срок энергосервисного договора, наряду с предметом договора, относится к числу существенных условий. Для того, чтобы заключить договор, стороны обязаны установить срок, по истечении которого должна быть достигнута согласованная сторонами величина экономии энергетических ресурсов.
Васильченко А.И. - Цена и срок энергосервисного договора c. 1282-1287

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.52257

Аннотация: В качестве предмета исследования выступают условия о сроке и цене энергосервисного договора. В ходе исследования осуществлен анализ положений Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", ряда других нормативных актов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, правоприменительная практика и доктринальные положения в указанной сфере. В рамках исследования автор рассматривает проблемы согласования условий о цене и сроке энергосервисного договора, проводит обзор различных моделей энергосервисного договора, в которых воплощается принцип зависимости цены энергосервисного договора от достигнутой величины экономии энергетических ресурсов. В статье используются как общенаучные, так и специальные правовые методы исследования, а именно, системный, логический, диалектический, исторический, структурно-функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, наблюдение и описание, анализ документов и другие методы научного познания. Цена энергосервисного договора не относится к числу его существенных условий и не подвергается государственному регулированию. Характерной особенностью энергосервисного договора следует считать возможность установления цены в зависимости от величины экономии энергетических ресурсов, достигнутой в результате осуществления энергосберегающих мероприятий в рамках энергосервисного договора; указанная величина. в свою очередь. подлежит согласованию сторонами. Срок энергосервисного договора, наряду с предметом договора, относится к числу существенных условий. Для того, чтобы заключить договор, стороны обязаны установить срок, по истечении которого должна быть достигнута согласованная сторонами величина экономии энергетических ресурсов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.