Международное право
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Международное право" > Рубрика "Международное право и внутригосударственное право"
Международное право и внутригосударственное право
Бабин Б.В. - International Legal Grounds for Access to Justice for Indigenous Peoples in Crimea c. 1-31

DOI:
10.7256/2306-9899.2014.3.12550

Аннотация: Article researches the situation, connected with providing the access to justice for indigenous peoples that have the historic native land in the Crimea. Politic and legal processes that let this problem to become actual in conditions of interstate conflict are watched at. Legal and organizational mechanisms of realizing the individual and collective rights of indigenous peoples in Crimea are determined at. The positions of interested states are compared at, grounds of international organizations’ and global structures’ approaches are lighted in. Components of right of indigenous peoples on justice are detailed; their realization for indigenous peoples of Crimea becomes too actual now. Author uses the formal legal, comparative and hermeneutic approaches for analysis the normative basis in a complex; political science, sociologic and statistic methods are used also. Problem of access for indigenous peoples to justice in conditions of the interstate conflict in researched in a world practice in first time. Author develops the propositions addressed to UN connecting to the providing of the right of indigenous peoples to justice in the Crimea. He proved the duty of the international monitoring of those processes. Role of the UN Declaration on the Rights of Indigenous Peoples is determined; the duty for both states to implement it for providing access to justice in Crimea is proved at. Materials of article were used by author in his report to the UN Expert Mechanisms on the Rights of Indigenous Peoples on its 7th session, 2014.
Комаров А.А. - Об уголовной юрисдикции России в Интернет применительно к деяниям, предусмотренным ст. 159.6 УК РФ. c. 1-10

DOI:
10.7256/2306-9899.2016.4.18002

Аннотация: Предметом исследования являются принципы действия национального права России и зарубежных стран в пространстве, проблемы возникающие при решении коллизий юрисдикции двух государств различных правовых систем. Глобальная компьютерная сеть Интернет рассматривается нами как особое поле действия правовых норм, которое вносит собственную специфику в проблему разграничения уголовной юрисдикции нескольких стран. В связи с этим в нашей работе анализируются различные подходы к определению пределов действия уголовной юрисдикции Российской Федерации в глобальной компьютерной сети Интернет. Для решения поставленных перед нами задач мы использовали сравнительно-правовой метод, первоначально применив группировку по признаку принадлежности к различным правовым системам мира, а также использовали метод аналогии для перенесения реально эффективных методов правового регулирования из международного частного права в публичное (уголовное) право. Основным результатом нашего исследования явилась концепция совокупности принципов по разграничению уголовной юрисдикции нескольких государств, основанная на отдельных принципах действия международного частного права, используемого для решения коммерческих споров в Интернет. Нами впервые были апробированы практически все известные принципы частного права применительно к мошенничеству, совершаемому посредством глобальной компьютерной сети Интернет, что позволило эффективно решить поставленную перед нами задачу.
Хусяинов Т.М. - Особенности имплементации норм "Рамочного соглашения о телеработе" в национальное трудовое право Бельгии c. 9-18

DOI:
10.7256/2306-9899.2015.1.13596

Аннотация: В данной работе рассматривается процесс имплементации норм «Рамочного соглашения о телеработе» и формирования национального трудового законодательства Бельгии в области правового регулирования Интернет-занятости. Несмотря на быстро растущий интерес современных исследователей к новым формам и типам занятости, в том числе и базирующихся на Интернет-технологиях. Проработка зарубежного трудового законодательства, а особенно норм трудового права в области регулирования Интернет-занятости в Бельгии, на данный момент недостаточна и требует более пристального внимания исследователей. В качестве методов данного исследования выступили анализ законодательной базы Бельгии и Европейского Союза, российской и зарубежной научной литературы. В рамках данной работы определены особенности и степень имплементации «Рамочного соглашения о телеработе» в национальное трудовое право Бельгии, в сравнении с некоторыми другими странами Европейского Союза. Выделена существенная роль наднационального права при формировании бельгийского законодательства в области регулирования Интернет-занятости.
Горян Э.В. - Борьба с насилием над женщинами в России: приверженность международным стандартам или апелляция к культурным традициям? c. 11-26

DOI:
10.7256/2306-9899.2016.4.18682

Аннотация: Автор исследует причины неэффективности национальных механизмов защиты прав человека, в частности, в аспекте борьбы с насилием в отношении женщин. Охарактеризовано изменение концепции прав женщин за последние два века в юридической науке и законодательстве России. Особое внимание уделено международным обязательствам Российской Федерации в данной сфере, в частности обязательству предпринять меры для изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин. Сложность поставленной проблемы обуславливает и методологию исследования: это историко-правовой, герменевтический и культурологический методы и т.д. Одной из причин неудовлетворительности защиты прав человека и, в частности, прав женщин в России является низкий уровень правовой культуры, недостаточная секуляризация правовых отношений. Существующие механизмы обеспечения прав человека, институционально сформированные, бездействуют, поскольку отсутствует воля уполномоченных должностных лиц, через которую выражается правосознание. В результате даже ратифицированные Российской Федерацией международные договоры не соблюдаются из-за человеческого фактора, поскольку правоприменители ставят субъективно воспринимаемые ими традиции, религиозные и культурные нормы выше санкционированных государством норм права. Наблюдаемая же тенденция России не соглашаться с разрабатываемыми международным сообществом стандартами в области прав человека по причине культурных традиций свидетельствует о потенциальной возможности государства так и не достичь тех высоких идеалов, которые провозглашены в Основном законе – стать по-настоящему демократическим и правовым государством.
Виноградова П.А. - Принципы и нормы международного права как основания юрисдикции российских органов судебной власти c. 14-25

DOI:
10.7256/2306-9899.2016.2.18860

Аннотация: Предмет исследования составляют вопросы подведомственности споров органам судебной власти Российской Федерации. В рамках этого основной задачей является рассмотрение элементов юрисдикции органов судебной власти.Одним из факторов обращения к юрисдикции того или иного суда является наличие условий, способствующих обеспечению справедливости судебного разбирательства. Выбор юрисдикции обусловлен признаваемым участниками процесса авторитетом суда по разрешению споров. Этому также способствует определение критериев, которые позволят соотносить предмет спора с вопросами, отнесенными к юрисдикции национальных органов, а также условия привлечения к его разрешению международных институтов. Методологическую основу статьи составили такие общенаучные методы как исторический, логический, системный, функциональный, метод анализа и синтеза, а также частно-научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой и иные методы научного познания. Актуальность темы исследования обусловлена несколькими обстоятельствами.Общепризнанной является субсидиарная роль межгосударственных органов по защите прав человека. Закрепление такой роли в международном праве позволило разграничить компетенцию национальных и международных судебных учреждений. Вместе с тем последовала различная интерпретация данной роли, чрезмерное вмешательство во внутренние дела суверенных государств.В условиях конкуренции юрисдикций судебных учреждений представляется необходимым закрепление принципов разграничения компетенции между ними, чёткого определения подведомственности. Результаты исследования позволяют обосновать тезис о соответствие полномочий органов судебной власти Российской Федерации по рассмотрению вопросов, касающихся политической системы государства, принципам и нормам международного права.
Можуга В.В. - Особенности иерархической зависимости источников публичного права современной России в контексте формирования Единого экономического пространства c. 19-28

DOI:
10.7256/2306-9899.2015.1.13962

Аннотация: Предметом исследования статьи является иерархическая зависимость источников публичного права современной России и влияние на изменения в ее структуре в свете интеграционных взаимодействий.В исследовании проанализированы подходы к формированию иерархической подчиненности источников публичного права в классической теории права и на современном этапе.Особый акцент сделан на влиянии международных актов, составляющих договорную основу Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, а также появлении в системе источников публичного права международно-правовых актов прямого действия. При проведении исследования применялись такие общенаучные методы, как диалектический, системный, логический, аналитический, моделирования, а также частнонаучные методы познания (сравнительно-правовой, формально-юридический). Научная новизна исследования заключается в том, что автором предпринята попытка создать единую концепцию формирования иерархии источников публичного права современной России с учетом влияния интеграционных экономических процессов. Автор формирует концепцию построения иерархической системы источников публичного права, определяя решающие факторы и правовые формы выражения данной с учетом влияния международного права.
Фардеева И.Н. - Роль субъектов Российской Федерации в приграничном сотрудничестве с Европейским Союзом. c. 26-35
Аннотация: Приграничное сотрудничество представляет собой новое направление в развитии торгово-экономических связей России. В статье отмечена особая роль субъектов Российской Федерации в приграничном сотрудничестве со странами-членами Европейского Союза, так как по своей сути оно является межрегиональным, отличая, что при всем его значении, соответствующее понятие до сих пор не получило законодательного закрепления. Обращаясь к Концепции приграничного сотрудничества, в статье показано, в какой формулировке это определение могло бы быть использовано законодателем.
Комаров А.А. - Универсальная юрисдикция уголовного права применительно к преступлениям, совершаемым в Интернет. c. 26-37

DOI:
10.7256/2306-9899.2016.2.19355

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является совокупность теоретических представлений о пределах действия уголовного закона в пространстве согласно универсальному принципу. В связи с этим в нашей работе анализируются основные постулаты этого принципа применительно к реалиям прошлого и современности; критически оцениваются легальные формулировки, избранные законодателем, для ограничения пределов (особенностей) действия рассматриваемого нами принципа; а также перспективы адаптации его положений к тем преступлениям, что совершаются посредством глобальной компьютерной сети Интернет. Для достижения поставленной нами цели мы сформулировали несколько задач, которые решили путем анализа существующих доктринальных положений в области как российского, так и зарубежного уголовного права. Основным выводом нашего исследования является заключение о том, что универсальная юрисдикция является наиболее употребимым механизмом для надлежащего установления уголовной ответственности за компьютерные преступления. А расширение предметного поля международного уголовного права может стать тем искомым элементом, который необходим для реализации универсального принципа действия уголовного права в пространстве.
Гидирим В.А. - Концепция "бенефициарной собствености" в международном налогообложении c. 32-192

DOI:
10.7256/2306-9899.2014.3.10812

Аннотация: Концепция бенефициарной собственности является самой дискуссионной в современной теори международного налогового права. Изначально термин "бенефициарный собственник" возник в трастовом праве Великобритании для разграничения между лицом, получающим основные экономические выгоды от имущества либо доходов траста, и формальным собственником данного имущества. Однако впоследствии эта концепция была перенесена в международное налоговое право, став самой распространенной нормой, направленной на противодействие неправомерному применению соглашений об избежании двойного налогообложения (treaty shopping). Третья "разновидность" концепции бенефициарного собственника относится к отрасли административного и финансового права и связана с вопросами раскрытия имени конечного бенефициара корпоративной структуры. Вопрос о признании лица бенефициарным собственником является предметом не только научных дискуссий, но и серьезных споров в правоприменительной практике последних десятилетий, включая административную и судебную практику стран с развитой экономикой. Отсутствие четких критериев определения данного понятия и наличие неразрешимых противоречий в толковании только усугубляют положение налогоплательщиков, ведущих международную экономическую деятельность. Эти противоречия не могут считаться разрешенными на момент написания данной статьи даже после выпуска дополнительных разъяснений Налоговым Комитетом ОЭСР в 2012 году. На практике вопрос о бенефициарной собственности доходов является особенно актуальным в корпоративных структурах МНК при использовании промежуточных компаний, выполняющих функции холдингов или субхолдингов, а также функции владения и использования интеллектуальной собственности, сублицензирования и внутригруппового "транзитного" (back-to-back) финансирования. Особую актуальность проблема бенефициарной сосбтвенности приобрела в Российской Федерации в последнее время в контексте государственных инициатив по "деоффшоризации" и попытке ограничить злоупотребительные практики использования международных налоговых соглашений. В настоящей статье исследуются теоретически аспекты концепции бенефициарного собственника доходов для целей применения налоговых конвенций. Особое внимание уделяется значению данного термина в национальном праве стран в качестве инструментария противодействия неправомерному использованию налоговых соглашений, толкованию концепции бенефициарной собственности для целей международных соглашений, а также ее применение в международной судебной практике. На данный момент толкование и применение концепции бенефициарной собственности в международном налогообложении отличается неопределенностью и противоречивостью. Эти противоречия не могут считаться разрешенными на момент составления данной книги даже после выпуска дополнительных разъяснений Налоговым Комитетом ОЭСР в 2012 г. Автором впервые в отечественной налоговой литературе делается попытка обобщения существующих взглядов на вопросы применения данной концепции в международном налогообложении.
Хусяинов Т.М. - Регулирование Интернет-занятости в законодательстве Италии: влияние национального и наднационального права c. 34-41

DOI:
10.7256/2306-9899.2016.1.16321

Аннотация: В данной работе рассматривается процесс формирования национального трудового законодательства Италии в области правового регулирования Интернет-занятости и влияние на него наднационального трудового права - норм «Рамочного соглашения ЕС о телеработе». Несмотря на быстро растущий интерес современных исследователей к новым формам и типам занятости, в том числе тем, которые базируются на Интернет-технологиях, проработка зарубежного и европейского трудового законодательства, а особенно норм трудового права в области регулирования Интернет-занятости Италии, на данный момент недостаточна и требует более пристального внимания исследователей. В качестве методов данного исследования выступили анализ законодательной базы Италии и Европейского Союза, российской и зарубежной научной литературы. В рамках данной работы определены особенности имплементации «Рамочного соглашения ЕС о телеработе» в национальное трудовое право Италии, отмечена степень внедрения в сравнении с некоторыми другими странами Европейского Союза. Выделена роль национального и наднационального права при формировании итальянского трудового законодательства в области регулирования Интернет-занятости.
Смирнова Е.С. - Проблемы пребывания иностранных граждан на территории государства и вопросы обеспечения их безопасности c. 39-66

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.2.676

Аннотация: В данной статье исследуется международно-правовое сотрудничествогосударств в сфере прав человека, направленное на правовое оформлениестатуса беженцев в ракурсе истории последнего десятилетия ХХ го века. Показаны перспективы сотрудничества государств и регионов в этой сфере.Рассматривается разработка Российской Федерацией законодательства о статусе беженцеви соответствие такого законодательства нормам международного права.Утверждается, что проблемы миграции могут быть решены странамиЕвразийского региона консолидированными силами. Исследуетсязаконодательство зарубежных стран и его соответствие с международнымистандартами. Рассматриваются документы ООН о статусе беженца, атакже документы касающиеся проблем миграции на универсальноми региональном уровнях. Автор утверждает, что сегодня проблемымиграции являются одним из основных факторов небезопасности, как нанациональном, так и на региональном, универсальном уровнях. В связис этим предлагается их координированное решение на всех уровнях –национальном, региональном (в рамках Совета Европы и Европейскогосоюза) и универсальном.
Гидирим В.А. - Налогообложение иностранных контролируемых компаний международная практика c. 42-140

DOI:
10.7256/2306-9899.2014.4.10986

Аннотация: Мультинациональные компании, находящиеся в высоконалоговых странах, желают снизить эффективное налоговое бремя в целом по группе компаний, вовлекаясь в деятельность по комплексному международному налоговому планированию. При этой они преследует двоякую цель – с одной стороны, сократить налоги у источника в странах инвестирования, а с другой - уменьшить налог на полученные доходы в стране своего резидентства. Последнее представляет собой комплекс действий по т.н. "перенаправлению" дохода (англ . - diversion of income) из стран, где прибыль зарабатывается, в третьи страны, также именуемые промежуточными, для накопления прибыли до ее распределения в страну нахождения инвестора. Такими третьими странами могут быть оффшорные юрисдикции и страны с благоприятным холдинговым режимом. Страна резидентства инвестора, не желая мириться с такой ситуацией, заинтересована в наличии законодательства, ограничивающего такую практику. Государство-резидент, в которой находится инвестор (например, Многонациональная компания или состоятельное физическое лицо) заинтересовано в противодействии попыткам такого резидента максимально отсрочить налогообложение полученных доходов. Такая отсрочка возможна, к примеру, путем «парковки» пассивных доходов в иностранных низконалоговых юрисдикциях, без распределения таких доходов в страну нахождения резидента. Страна-резидент достигает этого путем использования тех или иных механизмов налогообложения нераспределенной прибыли зарубежных контролируемых компаний, более известных как правила "СFC" (controlled foreign company). В настоящей статье автор исследует правила CFC, принятые и уже несколько десятилетий существующие и применяющиеся в высоконалоговых странах, прежде всего странах ОЭСР. В объем исследования входит определение сферы применения данных норм, то есть способы идентификации иностранных компаний, чья налоговая база подлежит включению в налогооблагаемую базу материнской компании; порядок расчета налоговой базы, распространенные исключения и современную международную судебную практику развитых стран по данному вопросу. В настоящее время в российском налоговом законодательстве практически отсутствуют антиуклонительные нормы, препятствующие упомянутым выше практикам по переносу налоговой базы за рубеж. Однако в продолжение Бюджетного Послания Президента РФ в декабре 2013 г., Минфин РФ объявил о намерении внести такие или аналогичные правила, известные как правила "CFC", то есть нормы о контролируемых иностранных компаниях, в российское налоговое законодательство. В настоящей статье автор впервые в отечественной налоговой науке приводит всесторонний анализ правила CFC, распространенных за рубежом. В этом смысле содержание статьи предоставит заинтересованному читателю необходимый контекст, в рамках которого будут разработаны и применяться в дальнейшем российские налоговые правила о контролируемых иностранных компаниях.
Белковец Л.П. - Первые шаги советской дипломатии (из истории российского законодательства о дипломатическом праве) c. 42-79

DOI:
10.7256/2306-9899.2016.1.17122

Аннотация: Предметом исследования является процесс становления в Советской России дипломатического и консульского права. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как постановка задач внешней политики, организация внешнеполитического ведомства, ранги, функции, права и привилегии дипломатических представителей. Показано, как формировалось повседневное представительство России за рубежами, как создавались в иностранных государствах её новые посольства и миссии. Одним из сюжетов стала истории консульского права и советской консульской практики. Особое внимание уделено законодательной базе, регулировавшей организацию представительств иностранных государств в новой России. Объективный анализ многочисленных правовых актов, договоров, дипломатической переписки, воспоминаний советских дипломатов и работ специалистов в области дипломатии. Советское государство с первых шагов формировало дружественные отношения с окружающим миром, выработало собственную политическую линию на международной арене. Российское законодательство и ранняя дипломатическая практика стали одним из главных оснований признания новой России (СССР) другими государствами и установления с ним торговых и дипломатических отношений.
Shinkaretskaya G.G. - Правовые средства защиты государством своих интересов от нарушения их международной организацией c. 46-63

DOI:
10.7256/2306-9899.2014.2.11640

Аннотация: В статье анализируются возможности, которыми располагает само государство или его суды для оспаривания актов международных организаций. Если нарушены интересы государства как такового, оно использует органы организации либо международные судебные процедуры. Развивается тенденция обжалования действий организации в национальный суд, если нарушены интересы граждан или юридических лиц. Однако пока принцип иммунитета зачастую препятствует такому обжалованию.Автор приходит к выводам, что отношение национальных судов к рассмотрению актов международных организаций в сущности не зависит от общего отношения государства к введению международного права в его правовую систему. Национальные суды в целом стоят на позиции признания автономности двух систем и иногда проявляют к международному праву тот же подход, что к применению иностранного права. Национальные суды пока не выработали сколько-нибудь единообразного подхода к иммунитету международной организации и необходимости его учета при оспаривании решения такой организации. Отмечается следующий подход: хотя запрос о пересмотре акта международной организации — это совсем не то, что прямой иск к этой организации, где в полной мере должна применяться идея иммунитета, все же иммунитет всегда принимается во внимание. Тем не менее, проявляется осознание того, что формальное следование идее иммунитета может привести к весьма негативным последствиям для людей, ищущих правосудия.
Можуга В.В. - Место международных соглашений в системе публичного права Российской Федерации. Особенности иерархической зависимости различных международных соглашений в рамках ЕврАзЭС c. 63-86

DOI:
10.7256/2306-9899.2014.1.10614

Аннотация: Исследование посвящено теоретическим проблемам иерархической зависимости источников международного права в рамках публичного законодательства страны, и их соотношению с Конституцией Российской Федерации. В создании и функционировании международной системы регулирования публичного права современной России не последняя роль принадлежит именно международным соглашениям. Они регулируют все более интенсивное взаимодействие государств в самых различных областях. В настоящее время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. Первая часть статьи содержит анализ существующих классификационных оснований отнесения международных договоров к той или иной иерархической ступени. Вторая часть описывает ситуацию, сложившуюся в публично-правовом регулировании таможенных правоотношений. Методологической основой исследования выступает правовой анализ законодательных норм, регулирующих место международных соглашений в правовой системе Российской Федерации. Международные публичные договоры, в том числе международные соглашения в области таможенного права, являются неотъемлемой частью нашего законодательства. Они не только сами непосредственно являются источниками права Российской Федерации, но и оказывают влияние на развитие всей системы права, достижение взаимовыгодных международных соглашений в результате приводит к развитию благоприятных экономических и политических отношений между странами. В то же время разнонаправленность международных соглашений и отнесение их к разным ступеням иерархии по различным классификационным основаниям порождает существенные проблемы в правоприменительной практике.
Бабин Б.В. - Право на развитие как глобальное право: международное и национальные измерения c. 67-84

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.2.5108

Аннотация: В статье проанализированы категории развития, права на развитие и устойчивого развития в контексте международных отношений. Сравнение соответствующих категорий с международными программными актами и регуляторами позволило утверждать о связанности данных феноменов. В статье указано на регулятивную поддержку развития, устойчивого развития и права на развитие в международных договорах, декларативных и программных актах ООН. Подчеркнуто, что право на развитие является составной частью как прав человека, так и прав народов, что это право нуждается в коллективном носителе (субъекте). Доказано, что народы, участвующее в международных отношениях (как и коренные народы) являются носителями права на развитие. Указано, что реализация прав на развитие и на устойчивое развитие требует не только международного сотрудничества, но и имплементации международных программных регуляторов в национальные правовые системы. Признано, что возложение ответственности за реализацию права на развитие на государства обуславливает потребность в программном регулировании устойчивого развития в международном праве и в конституционном формате, показаны недостатки такой практики.
Кузьмина Ю.А. - Некоторые особенности практики Европейского Суда в отношении Российской Федерации c. 68-87

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.3.2424

Аннотация: Статья представляет собой краткий обзор решений, вынесенных Европейским судом по правам человека с 1998 по 2008 гг. в отношении Российской Федерации. Автор делает выводы о влиянии европейского прецедентного права на отечественную правовую систему и её недостатках в области защиты прав человека, описывает причины отказа в рассмотрении дел в отношении России, указывает на наличие политизированных решений со стороны Евро-пейского Суда.
Данилова Н.В., Каримова С.А. - Оценка воздействия на окружающую среду: имплементация международно-правовых требований в российское законодательство c. 110-121

DOI:
10.7256/2306-9899.2015.2.14154

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы совершенствования одного из важнейших превентивных инструментов в области охраны окружающей среды – оценки воздействия на окружающую среду. В статье рассматриваются вопросы имплементации обязательств, которые возникнут у России в связи с ратификацией Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду. Приводятся примеры зарубежного законодательства регулирующего вопросы оценки воздействия не окружающую среду. Авторы предлагаю имплементировать в российское законодательство позитивный международный опыт в этой области. Также обращается внимание на необходимость учитывать значительные различия между европейской и российской моделями экологической оценки. В ходе исследования были использованы как общенаучные, так и частно-научные методы научного познания: диалектический, формально-логический, формально-юридический, сравнительно-правовой. Отмечается, что главным отличием российской модели оценки влияния на окружающую среду (ОВОС) является ее тесная юридическая взаимосвязь с экологической экспертизой. По сути ОВОС рассматривается российским законодательством в качестве вспомогательной процедуры, в некоторых случаях возникает сомнение в обязательности ОВОС в российском правопорядке. Делается вывод о том, что ратификация Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте неизбежно должна подтолкнуть законодателя к изменению концепции ОВОС в России: учет мнения населения может стать обязательным требованием; важным направлением совершенствования института ОВОС также должна стать стратегическая экологическая оценка.
Гидирим В.А. - Принцип резидентства корпораций в международном налоговом праве c. 123-170

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.1.427

Аннотация: Статья подробно описывает современную теорию налогового резидентства, используемую в развитых налоговых системах западных стран. Данная концепция отсутствует в российском налоговом законодательстве, что представляет собой значительный пробел в налоговом регулировании экономической деятельности и открывает широкие возможности для ухода от налогов. Минфин РФ заявил о необходимости введения данной концепции в Налоговый Кодекс РФ в своих "Основных направлениях налоговой политики в период 2013-2015 гг". В связи с этим, статья автора актуальна в контексте планируемых законодательных изменений. В статье рассмотрены не только теоретические основы концепции налогового резидентства юридических лиц, но и представлена судебная практика различных стран, использующих ее, а также изложены критические комментарии в части адекватности применения данной концепции в современной высокотехнологичной международной экономике и в эпоху электронной коммерции. Тема статьи интересна всем интересующимся проблемами современной международной налоговой политики.
Краснова К.А. - Проблемы имплементации антикоррупционных норм в государствах-членах ЕС c. 128-141

DOI:
10.7256/2306-9899.2015.3.15487

Аннотация: В статье автор подробно рассматривает уголовно-правовой аспект борьбы с коррупцией в государствах-членах Европейского Союза.Особое внимание уделено имплементации международно-правовых норм Конвенции ООН против коррупции в национальное уголовное законодательство.Уголовно-правовые нормы об ответственности за злоупотребление служебным положением рассмотрены на примере уголовных законов Бельгии,Германии,Испании,Италии,Латвии,Нидерландов,Франции,Эстонии.Уголовно-правовые нормы об ответственности за незаконное обогащение рассмотрены на примере уголовных законов Бельгии,Дании,Ирландии,Франции. Исследование уголовного законодательства государств-членов Европейского Союза проводилось на основе сравнительно-правового метода,позволившего изучить общие и специфические закономерности установления уголовной ответственности за злоупотребление служебным положением и незаконное обогащение в отдельных странах рассматриваемого интеграционного объединения. Научная новизна исследования состоит в том, что автором были сформулированы тенденции развития современного уголовного законодательства государств – членов Европейского Союза об ответственности за коррупционные преступления: во-первых,расширение субъектного состава лиц, виновных в совершении коррупционных преступлений, и, во-вторых, распространение уголовно-правовой охраны на частный сектор.
Разумов Ю.А. - Некоторые конституционно-правовоые особенности реализации норм международного права в военной сфере в зарубежных странах c. 171-183

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.1.684

Аннотация: Рассмотрение вопросов взаимодействия систем международного и национального права в военной сфере помогает в теоретическом осмыслении вопросов обеспечения безопасности государства от внутренних и внешних угроз, национальной безопасности, поддержания государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации в правовом поле. Особую актуальность в данной связи представляет понимание того, как реализуются нормы международного права в зарубежных странах. Научная новизна заключается в выделении конституционных норм зарубежных стран, связанных с военной сферой. Рассмотрение зарубежного опыта конституционно-правового регулирования взаимодействия норм международного и национального права государств в военной сфере помогает понять первопричину тех или иных событий, происходящих при взаимодействии и противостоянии государств друг с другом. Это представляется особенно важным при заключении международных договоров, так как помогает правильно расставить акценты на положениях, связанных с имплементацией положений данных договоров. В современном мире национально-правовой имплементации уделяется очень большое внимание, так как именно она является правовым гарантом выполнения государствами своих международно-правовых обязательств, даже несмотря на политизированность многих решений, связанных с внешней и внутренней политикой государств.
Соловьева Т.В. - Об отсутствии единого нормативно закрепленного порядка приведения в исполнение постановлений Европейского Суда по правам человека. c. 184-200

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.4.2507

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме исполнения решений Европейского Суда по правам человека. Автор проводит анализ норм, регулирующих порядок исполнения решений, в которых ответственным субъектом является государство. Рассматриваются различные акты российского государства, проводиться их анализ на соответствие международно-правовым обязательствам РФ. анализируются положения касающиеся выплат компенсаций потерпевших и требующих выделения государственных средств на их погашение. Выявляется ряд противоречий российского законодательства и международно-правовых обязательств РФ а также ряд пробелов российского законодательства в части (не-) исполнения решений ЕСПЧ. Автор считает, что в настоящее время в Российской Федерации можно назвать один лишь нормативно-правовой акт, который достаточно детально (по сравнению с другими нормативными актами) регулирует порядок исполнения решений Европейского суда в части денежной компенсации, а именно, Бюджетный кодекс. Делается вывод о необходимости принятия нормативно-правового акта, детально закрепляющего процедуру приведения в исполнение решений Европейского Суда по правам человека в части исполнения мер индивидуального и общего характера.
Курбанов Р.А. - Структура энергетического сектора и вопросы международно-правового регулирования энергетики Североамериканских государств c. 201-228

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.4.11026

Аннотация: В статье проведен анализ правового регулирования энергетического сектора стран Северной Америки – США, Канады и Мексики, рассмотрены основные этапы и тенденции развития энергетического сектора этих стран вследствие подписания ими Соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли, а также Североамериканского соглашения о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды. Рассматривается вклад Организации американских государств в развитие североамериканских энергетических рынков. Проведенный анализ позволил сделать ряд выводов. На современном этапе взаимозависимость государства-потребителя (США) и государств-производителей (Канада и Мексика) регулируется в рамках региональных и субрегиональных норм, в том числе НАФТА, что стало залогом юридической обеспеченности отношений данных государств и обусловило гармонизацию национальных законодательств в сфере энергетики. На современном этапе можно говорить о существовании международных (региональных и субрегиональных) основ североамериканского энергетического рынка, объединяющего рынки США, Канады и Мексики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"