Психология и Психотехника - рубрика Ключи творчества
по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Рубрика "Ключи творчества"
Ключи творчества
Князева Е.Н. - Креативное мышление: механизмы функционирования и способы тренировки
Аннотация: В статье показывается, что творчество природы, формирование в ней новых форм и творчество человека подчинено единым закономерностям самоорганизации и самодостраивания сложных структур, рождения структур из хаоса и их усложнения. В качестве основной для понимания функционирования креативного мышления и работы интуиции предлагается модель самодостраивания мыслей и образов. Обсуждаются современные методики тренировки креативного мышления. Creative Thinking: Mechanisms of Functioning and Ways of Training Helena N. Knyazeva The author shows that the creativity of nature, the formation of new forms and structures in it and the creative activities of a man obey united laws of self-organization and self-completing of complex structures, of appearance of structures out of chaos and of their complication. The model of self-completing of thoughts and images is proposed as a basic one for the understanding of functioning of creative thinking. The modern methods of training of creative thinking are under discussion.
Маслова А.В. - Философские аспекты гениальности
Аннотация: В статье рассматриваются и сравниваются между собой разные трактовки гениальности, начиная от идей философов немецкого идеализма до идеи Б. Кедрова о преодолении познавательно- психологического барьера ученого. В статье преодолевается понимание гения как явления присущего лишь области искусства, обращая внимание на реальность гения в науке., обосновывая тем, что работа ученого имеет творческое начало, возможность инсайда, озарения. Затрагивается также проблема интерпретации гениального произведения.
Е.В. Крылова - Фантазия как психологический феномен c. 0-0
Аннотация: Для того чтобы понять феномен фантазии как психического процесса нужно сперва рассмотреть ее в более общем ключе, рассмотреть процесс воображения, в состав которого она входит наряду с мечтой, грезой, галлюцинацией, сновидениями. Это позволит нам точнее понять механизмы фантазии, время ее возникновения и условия действия.
А. Вайнштейн - Потерянный рай, или “квадратура круга” (этюд о музыке) c. 0-0
Аннотация: Суть в том, что в самой природе той «эталонной» музыки, основным выразительным средством которой – впервые в истории! – стал мелодический язык, остается еще много загадочного. И главный вопрос, так и не получивший ответа, заключается в следующем: в чем корни общедоступности и такого обезоруживающего воздействия на нас мелодии? Можно ли привести неоспоримые аргументы в пользу преимущества простого пастушьего наигрыша рядом с опусом, сочиненным с помощью генератора случайных величин или иным формальным способом?
Т.В. Рыбакова - Семиотический аспект гуманитарных исследований современных культурных текстов. c. 0-0
Аннотация: Аннотация: статья посвящена рассмотрению семиотики как одного из наиболее эффективных методов исследования современных культурных текстов. Рассмотрение культуры как сверхсложной знаковой системы позволяет применять методы семиотического анализа к исследованию самых разных культурных объектов. Сам же процесс «семиотизации» гуманитарного знания, осуществляемый особенно интенсивно в последние десятилетия, во многом связан с изменением статуса семиотики, открытием ее возможностей стать наиболее адекватной формой интеллектуальной критики в современной культурной ситуации. Применение методов структурной лингвистики к изучению культурных объектов позволило не просто выявить содержательную сторону некоей идеологической программы, работающей в культуре, но и показать, как она работает, как структурируется сама и как структурирует культурные практики. В целом статья носит методологический характер.
С.В. Чернов - О природе человеческого гения c. 0-0
Аннотация: Аннотация: познание человеческого гения не есть самоцель. Исследование и познание гения есть попытка взглянуть на вечные вопросы глазами гениальных людей, которые вскрывают «невидимое» посредством «проявляющего сияния». Необычность и непредсказуемость феномена гениальности порой создавала вокруг этой проблемы много разночтений, а порой и просто досужих вымыслов. Ключевые слова: психология, творчество, креативность, одаренность, талант, гениальность, духовность, воспитание, самоактуализация
Е.Н. Князева - Креативное мышление: механизмы функционирования и способы тренировки c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье показывается, что творчество природы, формирование в ней новых форм и творчество человека подчинено единым закономерностям самоорганизации и самодостраивания сложных структур, рождения структур из хаоса и их усложнения. В качестве основной для понимания функционирования креативного мышления и работы интуиции предлагается модель самодостраивания мыслей и образов. Обсуждаются современные методики тренировки креативного мышления. Ключевые слова: психология, инновация, интуиция, инсайт, креативность, мышление, самоорганизация, самодостраивание, сознание, творчество
Д.А. Артемова - Первообраз и проблема раскрытия человеческого в работах К.Г. Юнга c. 0-0
Аннотация: Что такое человеческое? Что отличает человека от животного? От окружающей природы? Опираясь, на роботы Юнга я отвечаю, что воображение. Видовой особенностью человека является предрасположенность к образному восприятию мира и архетипы суть выражение этой сущностной человеческой черты.
А.В. Маслова - Философские аспекты гениальности c. 28-34
Аннотация: в статье делается попытка взглянуть на феномен гениальности с разных сторон. Рассматриваются и сравниваются между собой разные трактовки гениальности, начиная от идей немецких философов XVIII-XIX века до идеи Б. Кедрова о преодолении познавательно-психологического барьера ученого. В статье преодолевается понимание гения как явления присущего лишь области искусства, обращая внимание на реальность гения в науке, обосновывая тем, что работа ученого имеет творческое начало, возможность инсайта, озарения. Затрагивается также проблема интерпретации гениального произведения.
А.С. Дриккер - воображение и миф: метафизическая трансформация c. 32-37
Аннотация: Миф, рождается в процессе расщепления биологического существования, в пространстве воображения, где психика открывала для себя время. В культурной эволюции происходит глобализация и модификация мифа до его последней фазы - мифа «информационного общества знания». Прогрессистские модернизации почти не затрагивают основы психики, которой не удается трансформировать самую себя в жесткой системе ортогональных координат физической и психической реальностей. Однако во внеприродном пространстве сознания интуиция и воображение, освобождаясь от оков страха, способны открыть новую фазу как результат революционной, метафизической трансформации психики.
C.В. Чернов - Концептуальные основы исследования человеческого гения c. 45-55
Аннотация: Определяется методология исследования человеческого гения. Понятие «человеческий гений» рассматривается как синтез таких понятий как творческий дар и предназначение, дух и духовность, гений и гениальность. Гениальность рассматривается как сущностная характеристика человеческого рода. Раскрываются понятия «духовное творчество» и «творческая идея», выделяются признаки творческой идеи. Предлагаются основные направления исследования человеческого гения: опыт духовной жизни гениальных людей, соотношение таланта и гения, творчество гения как про-видение, гений как становящееся, гений как творческое созидание новых духовных миров. Выделяются основные атрибуты личности гениального человека: самость гения, творческость, дар интегративного видения, абсолютная одержимость, стремление к совершенству и др.
С.А. Шемшурина - Формирование краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании c. 45-53
Аннотация: В статье рассматриваются педагогические условия, направленные на эффективное формирование краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании: создание эмоционально-стимулирующего, мотивационно-ценностного фона в процессе формирования краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании; вовлеченность подростков в деятельность краеведческого характера; содержательно-методическое обеспечение процесса формирования краеведческой компетенции подростков в условиях дополнительного образования.
Капустина В.А., Тараканов А.В., Кавун Л.В. - Психолого-педагогическое сопровождение одаренной молодежи на примере проекта «Школа талантов» Новосибирского государственного технического университета c. 47-57

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.2.25841

Аннотация: Объектом исследования является одаренность, предметом - психолого-педагогическое сопровождение одаренности студентов в условиях обучения в университете. Авторами статьи подробно представлены результаты анкетирования по выявлению одаренной молодежи на уровне высшего образования в контексте реализации проекта "Школа талантов". В основе концепции программы психолого-педагогического сопровождения одаренности лежит модель Дж. Рензулли и представления о множественном потенциале одаренности Е.С. Романовой. Особое внимание в статье уделяется описанию способов психолого-педагогического сопровождения одаренных студентов при помощи тренинговых технологий. Основными методами исследования в статье являются теоретический метод (анализ научных работ по теме одаренности), анкетирование с целью выявления потенциальных участников проекта, психодиагностическое тестирование с применением модифицированной версии опросника креативности Д. Джонсона (в адаптации Е. Туник). Также представлено описание эксперимента, проведение которого планируется в рамках реализации проекта. По итогам анкетирования наибольшее количество студентов, имеющих достижения, проявили одаренность психомоторную (83%) и интеллектуальную (73%). В результате тестирования было обнаружено, что большинству участников свойственно оценивать свой уровень креативности как высокий и очень высокий (52% испытуемых). Таким образом был определен 81 потенциальный участник «Школы талантов». Наиболее перспективными категориями одаренности с точки зрения психолого-педагогического сопровождения авторы проекта считают интеллектуальную, социальную и художественную одаренность, поскольку развитие спортивной и академической одаренности требует в большей степени интенсивного командного взаимодействия со спортивными тренерами и преподавателями каждого учебного направления.
Д.Г. Савов - Ритм как суперсегментное средство речевого воздействия c. 52-56
Аннотация: В статье Савова Д.Г. анализируется ритм как суперсегментное средство речевого воздействия. Автор обосновывает суперсегментность ритма тем, что он представляет собой ритмическую решетку. В качестве средств ее реализации в статье рассматриваются сегменты разной природы, относящиеся к экстралингвистическим, лингвистическим и/или паралингвистическим средствам, которые, соединяясь в ритмические ряды, чередуются как между собой, так и друг с другом. Эти сочетания носят функциональный характер и образуют различные уровни ритма: базовый, дополнительный или доминантный. В результате интеграции компонентов ритма на уровне средств и на уровне выполняемой ими функции в тексте возникает ритмическая решетка, которая и оказывает суперсегментное речевое воздействие.
О.А. Бурукина - Дифференциация обучения иностранному языку и общему переводу в компетентностном аспекте c. 53-59
Аннотация: в статье обсуждается проблема методической недифференцированности обучения иностранным языкам и переводу в российских вузах, рассматриваются понятия компетенции как ключевой категории Болонского процесса, а также коммуникативной компетенции и профессиональной переводческой компетенции как базовых принципов современной лингводидактики и методики обучения общему переводу соответственно. Автор анализирует компонентные модели коммуникативной компетенции и переводческой компетенции и делает ряд обобщающих выводов.
Е.В. Евстигнеева - Психология восприятия музыки в трактовке А.Шопенгауэра c. 54-60
Аннотация: опираясь на идеи А. Шопенгауэра, автор обращается к психологическим аспектам музыкального творчества. Как можно творить музыку, не имея возможности слушать ее? Каково, вообще говоря, значение музыки в нашей жизни? Действительно ли она является лекарством души?
Д.Н. Завалишина - Принцип субъекта в исследованиях профессиональной деятельности c. 61-71
Аннотация: в контексте методологических разработок принципа субъекта проанализировано содержание категории субъекта, реально функционирующее в прикладной психологии применительно к профессиональной деятельности человека и его развитию в этой деятельности. Показано, что используемые определения субъекта не выходят за рамки постулата «специализации» и системы «человек и профессия». Однако выявление нового качества субъекта, достигшего высокого профессионализма, требует выхода в иную систему — систему «человек и мир», а также обращения к категории «онтологический субъект». Лишь такой контекст анализа позволяет раскрыть весь спектр отношений с миром, который начинает реализовывать в своей профессиональной деятельности специалист высокого класса.
Д. Г. Трунов - Перформанс как арттерапевтическая техника c. 63-69
Аннотация: В статье рассматривается возможность использования перформанса в качесте арттерапевтической техники. Описываются различия между аналитическим, феноменологическим и постмодернистским подходом к продукту творчества. Перформанс как одна из форм современного акционного искусства свободен от виртуальности, от директивности смысла, от концептуальных рамок, от традиционной концепции зрителя. Благодаря перфомансу выступающий и зритель переживают ряд терапевтических эффектов.
Т.М. Балыхина - Психологические основы обучения иностранных русской лексике c. 66-74
Аннотация: В статье затрагиваются проблемы обучения иностранцев в связи с чем уточняется понятие лексики. Анализируется вопрос, связанный с тем, как влияет национальная принадлежность на словарный запас человека. Отмечается, в частности, что коммуникативно значимые ошибки нарушают понимание смысла отдельной фразы, диалогического единства, разговора в целом.
Яковлева Е.Л. - Детские травмы как исток творчества Сальвадора Дали c. 80-93

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.1.35347

Аннотация: Объектом исследования статьи стали некоторые эпизоды из детства Сальвадора Дали, оставшиеся без внимания ученых. В качестве основных методов исследования выбраны аналитический и биографический. Проанализировав психоаналитическую литературу по проблеме травмы, дневниковые записи гения и исследовательскую литературу о нем, были выявлены некоторые негативные ситуации из детства Сальвадора Дали. Среди них выделим травму рождения, нарушение супружеской верности со стороны отца, специфику родительского воспитания, ориентирующего ребенка на идеал в образе умершего брата, самолюбование зеркальным отражением. Перечисленные травмы способствовали тому, что Сальвадор Дали стал нарциссической и амбивалентной личностью. Впервые жизнь гения рассматривается с позиций его детского травматического опыта. Благодаря этому оказалось возможным прояснить некоторые особенности психики гения, повлиявшие на его жизнь и творчество. Свое собственное Я он замещал идеальным Я, оттачивая его до совершенства и занимаясь самолюбованием. Гений был неуверенным в себе человеком, прикрывавшимся эпатажной дерзостью. Всю жизнь испанец метался между противоречивыми чувствами, выдвигал антиномичные суждения, не мог принять решений. Необходимо признать, что детские травмы сыграли не только отрицательную роль в жизненных проявлениях испанца, но и стали источником творчества. Посредством него Сальвадор Дали художественными средствами обнажал свои травмы в сюрреальном мире, пытаясь уменьшить их негативное давление на жизнедеятельность и рационально проработать проблемы. Травматический опыт Сальвадора Дали и его пролонгированный эффект, сформировавший в нем амбивалентную личность, требуют дальнейшего изучения и анализа последствий в разнообразных творческих исканиях гения.
Розин В.М. - Природа сценического перевоплощения как проблема (виртуальный диалог Л.С. Выготского с современным психологом театра) c. 89-104

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38461

EDN: TLEOLA

Аннотация: В статье ставится вопрос о природе сценического перевоплощения. Разбирается характерная психологическая концепция объяснения перевоплощения Н.В. Рождественской, которая в этом явлении как идеальном объекте науки различает: а) принятие и эмоциональное усвоение мотивов, которые диктуются сценической ролью, б) формирование установки на воображаемую ситуацию, позволяющую артисту действовать и жить в «заданных обстоятельствах», в) перестройку и функционирование личности уже в ходе спектакля в этих заданных обстоятельствах. Для сравнения анализируется искусствоведческая концепция И.И. Силантьевой, в которой перевоплощение объясняется в рамках новой гуманитарной дисциплины «виртуалистики», а также предложенное автором объяснение этого явления в рамках концепции «художественной реальности».   Фиксируется сходство основных различений во всех трех истолкованиях перевоплощения. Затем слово предоставляется Л.С. Выготскому, который резко возражал против анализа сценических явлений в логике, не учитывающей их исторического развития и социальной природы. Автор отмечает, что хотя психологи хорошо знакомы с культурно-исторической теорией Выготского, они, тем не менее, реализуя взгляд на психологию как точную науку, анализируют психику, игнорируя культурно-исторический подход. Он берется восполнить этот пробел в отношении перевоплощения, показывая, что эта концепция сформировалась довольно поздно, не характерна для режиссерского театра, а в теоретическом плане связана с определенной трактовкой субъекта и личности.
А.М. Вафин - Идентичность и тело организации: интеракционистский подход к организационной психологии c. 93-98
Аннотация: статья состоит из двух ключевых элементов. Первый элемент носит историко-философский характер. Этот элемент подразумевает рассмотрение метафоры, объясняющей соотношение индивида и общества. Второй элемент — психологический. Элемент подразумевает практико-ориентированную интерпретацию метафоры через интеракционистскую схему «культура — идентичность — образ».
Розин В.М. - Культурно-психологическая концепция искусства (продолжая и преодолевая М.Бахтина и Л.Выготского) c. 94-105

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.1.36971

Аннотация: В статье намечается и разрабатывается культурно-психологическая концепция искусства. При этом автор отталкивается от концепций и понимания искусства М.Бахтина и Л. Выготского, которые он анализировал в других своих работах. Для лучшего понимания тезисов рассматриваются и анализируются три кейса ‒ роман израильского писателя Меира Шалева «Вышли из леса две медведицы», стихотворение Марины Цветаевой и процесс открытия маленьким ребенком художественного изображения. Автор обсуждает несколько вопросов: проблемы, которые могли волновать Шалева и его читателей, некоторые особенности творчества автора, позволившие создать художественную реальность этого произведения, особенности художественной реальности, психический механизм, порождающий сильные эмоции читателей. Анализируются приемы и выразительные средства, которые использует Шалев в ходе создания своего романа. Обсуждаются факторы (семиотические, личностные, культурные), обусловливающие самостоятельное существование художественной реальности, а также натуральность и реалистичность ее событий. Более реальные и натуральные эти события потому, что Шалев открывает для читателя путь к событиям художественной реальности, позволяет увидеть целое, акцентирует наиболее важное. Большую роль играет и гений Шалева как рассказчика, его замечательный язык. Делается вывод, что необходимые условия создания художественной реальности и проживания ее событий ‒ семиозис искусства и особая форма жизни человека в искусстве (досуг по Аристотелю, «неутилитарная форма жизни», по автору).
Смирнов М.Ю., Трофимов М.Ю. - Витальная и танатальная ориентированность творческой активности c. 128-137

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.3.27269

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является творческая активность. Авторы поднимают проблему, связанную с ролью творческой активности в жизни человека. Ведь эта активность может оказывать различное влияние на человека и мир. Авторы пытаются найти критерий, в соответствии с которым творческая активность может быть оценена как способствующая развитию жизни или смерти. Определив понятие "творческая активность", авторы выделяют два вида ориентированности творческой активности: витальную и танатальную. Далее авторы характеризуют витальную и танатальную ориентированности творческой активности. В данном исследовании были использованы методы сравнительного и теоретического анализа, а также анализ научной литературы. Новизна исследования заключается в том, что авторы пытаются более четко определить понятие "творческая активность". Они, в частности, пытаются отграничить понятие "творческая активность" от понятия "творческая деятельность". Используя гегелевский термин "снятие", авторы пытаются найти критерий, в соответствии с которым творческую активность можно было бы характеризовать как танатальную или витальную. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. В отличие от творческой деятельности, которая может быть вынужденной, творческая активность всегда есть творческая самодеятельность. Она может быть витально и танатально ориентированной. 2. Витальная ориентированность творческой активности заключается в том, что эта активность направлена на снятие актуальных противоречий, существующих в мире. Танатальная ориентированность творческой активности проявляется в ее направленности на обострение существующих в мире противоречий, а не на их снятие.
Герасимова И.А., Мильков В.В. - Медицинская тематика в книжности Древней Руси

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18393

Аннотация: предметом исследования являются древнерусские книжные источники, относящиеся к пониманию природы человека, его здоровья и болезней. Объектом исследования являются антропологические, исторические, культурологические, этические и психологические аспекты представлений о теле и душе, жизни и смерти, болезни, началах врачевания. Наряду с ортодоксальной церковной книжностью анализируется апокрифическая литература, исторические первоисточники, позволяющие реконструировать культурно-исторические особенности отношения к болезням и врачеванию в различных монастырских сообществах. Особое внимание уделяется этико-психологическим аспектах целительства. Авторы опираются на междисциплинарную методологию, суть которой состоит в сочетании детального текстологического анализа с антропологическим и этико-психологическим подходами. Основными выводами исследования являются: отношение к жизни и смерти, болезни, к способам воздействия не было однозначным, а определялось установками на соотношение души и тела. Строго аскетическая позиция с акцентом на греховности плоти и отрицанием естественных средств врачевания и медицины как практики дополнялась гармоничным отношением к плоти и душе, представленным в христианизированном платонизме. Различение целительства и медицины (рациональных средств врачевания) позволяет сделать вывод о культивировании на Руси теургической терапии с характерными психологическими особенностями. Природосообразная (профессиональная) медицина представлена в ряде апокрифов с астропрогностическим компонентом.
Герасимова И.А., Мильков В.В. - Медицинская тематика в книжности Древней Руси c. 179-191

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.67767

Аннотация: предметом исследования являются древнерусские книжные источники, относящиеся к пониманию природы человека, его здоровья и болезней. Объектом исследования являются антропологические, исторические, культурологические, этические и психологические аспекты представлений о теле и душе, жизни и смерти, болезни, началах врачевания. Наряду с ортодоксальной церковной книжностью анализируется апокрифическая литература, исторические первоисточники, позволяющие реконструировать культурно-исторические особенности отношения к болезням и врачеванию в различных монастырских сообществах. Особое внимание уделяется этико-психологическим аспектах целительства. Авторы опираются на междисциплинарную методологию, суть которой состоит в сочетании детального текстологического анализа с антропологическим и этико-психологическим подходами. Основными выводами исследования являются: отношение к жизни и смерти, болезни, к способам воздействия не было однозначным, а определялось установками на соотношение души и тела. Строго аскетическая позиция с акцентом на греховности плоти и отрицанием естественных средств врачевания и медицины как практики дополнялась гармоничным отношением к плоти и душе, представленным в христианизированном платонизме. Различение целительства и медицины (рациональных средств врачевания) позволяет сделать вывод о культивировании на Руси теургической терапии с характерными психологическими особенностями. Природосообразная (профессиональная) медицина представлена в ряде апокрифов с астропрогностическим компонентом.
Машошина А.А. - Роль креативности личности в построении жизненного пути (методические аспекты)

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.10461

Аннотация: В работе описывается методика исследования для выявления взаимосвязей между характеристиками субъективной картины жизненного пути и креативности в интересах разработки рекомендаций по формированию успешных (в широком смысле) личностей. Первым этапом разработки методики исследования было формирование группы респондентов для тестирования. В основу методики была положена идея проанализировать взаимосвязи характеристик креативности и СКЖП у представительной группы успешных личностей. Вторым сложным аспектом разработки методики исследования явился выбор методик тестирования респондентов. На базе выбранных методик был разработан удобный для заполнения опросник на 25 листах и подробная инструкция как отвечать на вопросы опросника. Т.е. другими словами, идея состоит в том, чтобы статистически обобщить опыт состоявшихся (а значит креативных в широком смысле) личностей по построению своего жизненного пути. Чтобы вызвать респондентов при ответах на вопросы на максимальную откровенность, были приняты меры по сохранению конфиденциальности ответов.
Машошина А.А. - Роль креативности личности в построении жизненного пути (методические аспекты) c. 201-207

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.64038

Аннотация: В работе описывается методика исследования для выявления взаимосвязей между характеристиками субъективной картины жизненного пути и креативности в интересах разработки рекомендаций по формированию успешных (в широком смысле) личностей. Первым этапом разработки методики исследования было формирование группы респондентов для тестирования. В основу методики была положена идея проанализировать взаимосвязи характеристик креативности и СКЖП у представительной группы успешных личностей. Вторым сложным аспектом разработки методики исследования явился выбор методик тестирования респондентов. На базе выбранных методик был разработан удобный для заполнения опросник на 25 листах и подробная инструкция как отвечать на вопросы опросника. Т.е. другими словами, идея состоит в том, чтобы статистически обобщить опыт состоявшихся (а значит креативных в широком смысле) личностей по построению своего жизненного пути. Чтобы вызвать респондентов при ответах на вопросы на максимальную откровенность, были приняты меры по сохранению конфиденциальности ответов.
Шарнаускене Т.В. - Художественно-психологическая культура смысла мифологического и социально-фантастического в произведениях В.Я. Брюсова

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.10809

Аннотация: Статья «Художественно-психологическая культура смысла мифологического и социально-фантастического в произведениях В.Я. Брюсова» посвящена творчеству известного русского поэта и прозаика XX века. В статье рассмотрены особенности взглядов В.Я. Брюсова как характерного представителя литературного течения, известного под названиями: модернизма, декаденства и символизма. Современниками и соратниками он был признан законодателем форм русского символизма. Автором изучено воздействие и влияние социальных, психологических и мистических тенденций на творчество поэта, стремление истолковать их как своего рода познание в действительности и в области научной фантастики. На основе воспоминаний, документальных данных личного архива поэта и прозаика, автор рассматривает факторы, обусловившие начало литературной деятельности, личность и мировоззрение В.Я. Брюсова. Предлагается относительно новое понимание парадокса личности В.Я. Брюсова как поэта. На этой основе автор пытается проследить изменение разворота поэтического мира Брюсова, неукротимую, неистовую страсть к культуре, уход из своего прошлого и поиск новых путей. Отсюда делается вывод об остром ощущении причастности В.Я. Брюсова к историческому моменту, формировании представлений о прошлом и будущем России.
Шарнаускене Т.В. - Художественно-психологическая культура смысла мифологического и социально-фантастического в произведениях В.Я. Брюсова c. 312-319

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.64103

Аннотация: Статья «Художественно-психологическая культура смысла мифологического и социально-фантастического в произведениях В.Я. Брюсова» посвящена творчеству известного русского поэта и прозаика XX века. В статье рассмотрены особенности взглядов В.Я. Брюсова как характерного представителя литературного течения, известного под названиями: модернизма, декаденства и символизма. Современниками и соратниками он был признан законодателем форм русского символизма. Автором изучено воздействие и влияние социальных, психологических и мистических тенденций на творчество поэта, стремление истолковать их как своего рода познание в действительности и в области научной фантастики. На основе воспоминаний, документальных данных личного архива поэта и прозаика, автор рассматривает факторы, обусловившие начало литературной деятельности, личность и мировоззрение В.Я. Брюсова. Предлагается относительно новое понимание парадокса личности В.Я. Брюсова как поэта. На этой основе автор пытается проследить изменение разворота поэтического мира Брюсова, неукротимую, неистовую страсть к культуре, уход из своего прошлого и поиск новых путей. Отсюда делается вывод об остром ощущении причастности В.Я. Брюсова к историческому моменту, формировании представлений о прошлом и будущем России.
Рубцова Н.Е. - Основные направления классификаций профессиональной деятельности

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.5.15038

Аннотация: В статье анализируется проблема построения психологической классификации профессиональной деятельности, охватывающей психологические основания дифференциации видов труда, построение системы классификационных разрядов и ее применение к определению психологических требований к субъекту труда. Рассматривается степень изученности и актуальное состояние данной проблемы. Сложность изучения проблемы состоит в том, что имеется множество даже только широко известных разнородных психологических классификаций профессиональной деятельности. При анализе подобных проблем обычно прибегают к систематизации и обобщению объектов. Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские и общенаучные принципы классификации, системности; конструктивный метод классификации психических явлений; концепции профессиональной деятельности и ее классификации, профессиографии, профессиональной пригодности, профессионального становления, профессиональной идентичности. Для систематизации множества разнородных классификаций профессиональной деятельности целесообразно использовать основные направления их разработки. В статье выделены следующие разновидности классификаций профессиональной деятельности: социально-экономические – международные, национальные и отраслевые; психологические – отечественные и зарубежные классификации человека в труде, отечественные и зарубежные типологии и признаковые классификации труда.
Рубцова Н.Е. - Основные направления классификаций профессиональной деятельности c. 501-510

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.5.66556

Аннотация: В статье анализируется проблема построения психологической классификации профессиональной деятельности, охватывающей психологические основания дифференциации видов труда, построение системы классификационных разрядов и ее применение к определению психологических требований к субъекту труда. Рассматривается степень изученности и актуальное состояние данной проблемы. Сложность изучения проблемы состоит в том, что имеется множество даже только широко известных разнородных психологических классификаций профессиональной деятельности. При анализе подобных проблем обычно прибегают к систематизации и обобщению объектов. Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские и общенаучные принципы классификации, системности; конструктивный метод классификации психических явлений; концепции профессиональной деятельности и ее классификации, профессиографии, профессиональной пригодности, профессионального становления, профессиональной идентичности. Для систематизации множества разнородных классификаций профессиональной деятельности целесообразно использовать основные направления их разработки. В статье выделены следующие разновидности классификаций профессиональной деятельности: социально-экономические – международные, национальные и отраслевые; психологические – отечественные и зарубежные классификации человека в труде, отечественные и зарубежные типологии и признаковые классификации труда.
Буева Л.П. - Воображение как стимулятор искусства

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.8.12561

Аннотация: Статья раскрывает роль воображения в генезисе и функционировании искусства. Автор отмечает, что если бы у людей не было разума, судя по всему, им не удалось бы создать такие феномены, как наука и философия. Но если бы человек не обладал воображением, не было бы в арсенале человеческих достижений искусства. Воображением в философии и эстетике называют способность человеческой психики формировать новые чувственные или мыслительные образы и идеи на основе преобразования впечатлений, полученных от реальности, от прошлого; способность вызывать в сознании и произвольно сочетать образы предметов и событий. Психология рассматривает воображение как составную часть творческого процесса. Воображение далеко не всегда оценивалось в философии как положительный дар. Платон, к примеру, считал, что воображение не может создать образ истинной красоты. Напротив, оно отвлекает разум от постижения подлинных эйдосов, рождает соблазн приобщения к страстям. В статье используются сравнительный и исторический методы, основанные на детальном концептуальном анализе различных подходов к воображению. Привлечен также понятийный аппарат эстетики, позволяющий раскрыть это свойство человека как важнейшее средство эстетического опыта и эстетической практики. Новизна в статье обусловлена особой трактовкой воображенческого дара. В античной философии существовала позитивная оценка воображения. Она была свойственна в основном поэтике и риторике, трактовалось как источник возвышенного. На закате античности появились попытки преодолеть посредством воображения подражательную трактовку искусства. Филострат Афинский в «Жизнеописании Аполлония» оценивает подражание как низшую по отношению к фантазии способность, поскольку подражание может воссоздать лишь увиденное, а фантазия – то, что никогда не было увидено.
Буева Л.П. - Воображение как стимулятор искусства c. 863-879

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.8.65389

Аннотация: Статья раскрывает роль воображения в генезисе и функционировании искусства. Автор отмечает, что если бы у людей не было разума, судя по всему, им не удалось бы создать такие феномены, как наука и философия. Но если бы человек не обладал воображением, не было бы в арсенале человеческих достижений искусства. Воображением в философии и эстетике называют способность человеческой психики формировать новые чувственные или мыслительные образы и идеи на основе преобразования впечатлений, полученных от реальности, от прошлого; способность вызывать в сознании и произвольно сочетать образы предметов и событий. Психология рассматривает воображение как составную часть творческого процесса. Воображение далеко не всегда оценивалось в философии как положительный дар. Платон, к примеру, считал, что воображение не может создать образ истинной красоты. Напротив, оно отвлекает разум от постижения подлинных эйдосов, рождает соблазн приобщения к страстям. В статье используются сравнительный и исторический методы, основанные на детальном концептуальном анализе различных подходов к воображению. Привлечен также понятийный аппарат эстетики, позволяющий раскрыть это свойство человека как важнейшее средство эстетического опыта и эстетической практики. Новизна в статье обусловлена особой трактовкой воображенческого дара. В античной философии существовала позитивная оценка воображения. Она была свойственна в основном поэтике и риторике, трактовалось как источник возвышенного. На закате античности появились попытки преодолеть посредством воображения подражательную трактовку искусства. Филострат Афинский в «Жизнеописании Аполлония» оценивает подражание как низшую по отношению к фантазии способность, поскольку подражание может воссоздать лишь увиденное, а фантазия – то, что никогда не было увидено.
Пудиков И.В. - Был ли К.И. Чуковский фрейдистом?

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.11.21300

Аннотация: К.И. Чуковский является самым читаемым автором за всю историю человечества. Уже один это факт делает актуальным выявление предпосылок его творческого успеха. В статье анализируется влияние на творчество К.И. Чуковского, в частности, его книгу о детской психологии «От двух до пяти», ставшую бестселлером в СССР, фактов биографии писателя, его увлечения концепциями З. Фреда, М. Кляйн, Д.В. Винникотта, С. Айзекс, контактов писателя с отечественными и зарубежными учеными-психологами. С помощью историко-биографического метода, переписки писателя с представителями творческой интеллигенции, анализа пометок писателя в первоисточниках из его библиотеки выявляются истоки его психолого-педагогической концепции, проводятся сопоставления с трудами зарубежных специалистов. Впервые в отечественной психологии творчества рассматривается психоаналитическая методология классика отечественной детской литературы, прослеживаются связи позиции Чуковского-психолога с работами современных ему психоаналитиков. Делается вывод о психоаналитическом фундаменте и одновременно оригинальности авторской концепции «От двух до пяти», а также его ориентации на работы представителей британской школы психоанализа.
Пудиков И.В. - Был ли К.И. Чуковский фрейдистом? c. 935-948

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.11.68638

Аннотация: К.И. Чуковский является самым читаемым автором за всю историю человечества. Уже один это факт делает актуальным выявление предпосылок его творческого успеха. В статье анализируется влияние на творчество К.И. Чуковского, в частности, его книгу о детской психологии «От двух до пяти», ставшую бестселлером в СССР, фактов биографии писателя, его увлечения концепциями З. Фреда, М. Кляйн, Д.В. Винникотта, С. Айзекс, контактов писателя с отечественными и зарубежными учеными-психологами. С помощью историко-биографического метода, переписки писателя с представителями творческой интеллигенции, анализа пометок писателя в первоисточниках из его библиотеки выявляются истоки его психолого-педагогической концепции, проводятся сопоставления с трудами зарубежных специалистов. Впервые в отечественной психологии творчества рассматривается психоаналитическая методология классика отечественной детской литературы, прослеживаются связи позиции Чуковского-психолога с работами современных ему психоаналитиков. Делается вывод о психоаналитическом фундаменте и одновременно оригинальности авторской концепции «От двух до пяти», а также его ориентации на работы представителей британской школы психоанализа.
Светозарова Н.С. - Компетентностный подход в обучении иностранному языку в средней школе

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.10.9747

Аннотация: В данной статье рассматривается информационная коммуникативная компетентность как выражение развитости продуктивно реализуемых в иноязычной коммуникации системы качественных характеристик. Рассматривается проектный метод формирования информационной коммуникативной компетентности и метод компьютерного обучения как наиболее актуальный на настоящий момент. Образование в современной школе не просто готовит учеников для приобретения в дальнейшем профессии в вузе, а становится важнейшим средством и ресурсом становления компетентной в различных вопросах личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции. В данной статье мы рассмотрим инновационные методики обучения иностранному языку в старшей школе, такие, как использование компетентностного подхода, проектных технологий и internet-технологий. Нарастающий характер всеобщей информатизации и интеграции глобального сообщества порождает новые тенденции в развитии современного языкового образования, ставит новые цели и задачи перед педагогикой, методикой обучения иностранному языку. Выявление адекватности и продуктивности использования инновационных технических средств с целью формирования информационно – коммуникативных компетенций у старших школьников на настоящий момент становится наиболее актуальной задачей современного процесса преподавания иностранного языка. Эта задача стоит, прежде всего, перед педагогами школы, в которой в качестве должных характеристик выпускника определяется такая, как информационно - коммуникативная иноязычная компетентность.
Светозарова Н.С. - Компетентностный подход в обучении иностранному языку в средней школе c. 992-997

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.10.63406

Аннотация: В данной статье рассматривается информационная коммуникативная компетентность как выражение развитости продуктивно реализуемых в иноязычной коммуникации системы качественных характеристик. Рассматривается проектный метод формирования информационной коммуникативной компетентности и метод компьютерного обучения как наиболее актуальный на настоящий момент. Образование в современной школе не просто готовит учеников для приобретения в дальнейшем профессии в вузе, а становится важнейшим средством и ресурсом становления компетентной в различных вопросах личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции. В данной статье мы рассмотрим инновационные методики обучения иностранному языку в старшей школе, такие, как использование компетентностного подхода, проектных технологий и internet-технологий. Нарастающий характер всеобщей информатизации и интеграции глобального сообщества порождает новые тенденции в развитии современного языкового образования, ставит новые цели и задачи перед педагогикой, методикой обучения иностранному языку. Выявление адекватности и продуктивности использования инновационных технических средств с целью формирования информационно – коммуникативных компетенций у старших школьников на настоящий момент становится наиболее актуальной задачей современного процесса преподавания иностранного языка. Эта задача стоит, прежде всего, перед педагогами школы, в которой в качестве должных характеристик выпускника определяется такая, как информационно - коммуникативная иноязычная компетентность.
Блинова Ю.С., Капранова М.В. - О методических и методологических проблемах исследования профессиональной надежности водителя транспортного средства c. 1041-1047

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.23123

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию, основной целью которого является создание концептуальной и эмпирически обоснованной технологии оценки и прогнозирования профессиональной надежности водителей транспортных средств. Актуальность данной темы обуславливается ростом уровня автомобилизации и увеличивающейся потребностью общества в водителях-профессионалах, а также необходимостью создания точных и надежных инструментов оценки водителей и факторов, влияющих на эффективность их деятельности. Авторы ставят перед собой такие задачи, как: систематизация существующих научных исследований деятельности водителя транспортного средства; выявление перечня критериев профессиональной надежности водителя; разработка психодиагностической модели оценки профессиональной надежности водителя. Экспериментальное исследование, отвечающее поставленным задачам, включает в себя два основных этапа. На первом этапе были выбраны параметры исследования, подготовлено экспериментальное оборудование, построен общий план эксперимента. На сегодняшний день, на втором этапе, создаются условия эксперимента для определения выделенных параметров надежности водителей транспортных средств, осуществляется сбор статистических данных для определения значений различных параметров, фиксируемых при эксперименте, проводится апробация разрабатываемой методики. Предполагаемые результаты исследования могут быть использованы в целях повышения безопасности дорожного движения, подготовки водителей в автошколах, для повышения экономической эффективности автотранспортных компаний, самооценки водителей для повышения собственной квалификации. Реализация проекта по разработке программного комплекса позволит повысить надежность человеческого фактора и снизить риски ошибок.
Блинова Ю.С., Капранова М.В. - О методических и методологических проблемах исследования профессиональной надежности водителя транспортного средства c. 1041-1047

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.68649

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию, основной целью которого является создание концептуальной и эмпирически обоснованной технологии оценки и прогнозирования профессиональной надежности водителей транспортных средств. Актуальность данной темы обуславливается ростом уровня автомобилизации и увеличивающейся потребностью общества в водителях-профессионалах, а также необходимостью создания точных и надежных инструментов оценки водителей и факторов, влияющих на эффективность их деятельности. Авторы ставят перед собой такие задачи, как: систематизация существующих научных исследований деятельности водителя транспортного средства; выявление перечня критериев профессиональной надежности водителя; разработка психодиагностической модели оценки профессиональной надежности водителя. Экспериментальное исследование, отвечающее поставленным задачам, включает в себя два основных этапа. На первом этапе были выбраны параметры исследования, подготовлено экспериментальное оборудование, построен общий план эксперимента. На сегодняшний день, на втором этапе, создаются условия эксперимента для определения выделенных параметров надежности водителей транспортных средств, осуществляется сбор статистических данных для определения значений различных параметров, фиксируемых при эксперименте, проводится апробация разрабатываемой методики. Предполагаемые результаты исследования могут быть использованы в целях повышения безопасности дорожного движения, подготовки водителей в автошколах, для повышения экономической эффективности автотранспортных компаний, самооценки водителей для повышения собственной квалификации. Реализация проекта по разработке программного комплекса позволит повысить надежность человеческого фактора и снизить риски ошибок.
Мартьянова Г.Ю. - Регуляторные характеристики субъективного образа состояния в трудной жизненной ситуации

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.16543

Аннотация: Статья раскрывает специфику регуляторной активности субъекта трудной жизненной ситуации в зависимости от выраженности характеристик образа состояния в ней. Целью представленного эмпирического исследования был анализ формальных параметров образа состояния и его связь с общей регуляторной активностью. Проводилось сравнение мощности, структурированности и интенсивности образа в различных условиях воспроизведения трудной ситуации. Изучалась дифференцированная роль параметров образа в актуально действующей ситуации, при воспроизведении положительного опыта решения проблем и в условиях несовладания с трудностями. Исследование базируется на общеметодологических положениях концепции стиля осознанной саморегуляции произвольной активности субъекта В.И. Моросановой. Показана динамика субъективных характеристик при снижении адаптированности к трудной ситуации и влияние изменений в образе состояния на общий уровень саморегуляции. Доказано, что образ состояния дифференцировано влияет на регуляторную активность. Его мощность более всего детерминирует процессы управления ситуаций и своей активностью в ней. Полученные эмпирические данные поднимают актуальный вопрос о возможности и необходимости разработки технического обеспечения коррекционной помощи субъекту трудной жизненной ситуации с учетом механизмов воздействия на мощность, интенсивность и структурированность образа психического состояния.
Мартьянова Г.Ю. - Регуляторные характеристики субъективного образа состояния в трудной жизненной ситуации c. 1064-1071

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.67168

Аннотация: Статья раскрывает специфику регуляторной активности субъекта трудной жизненной ситуации в зависимости от выраженности характеристик образа состояния в ней. Целью представленного эмпирического исследования был анализ формальных параметров образа состояния и его связь с общей регуляторной активностью. Проводилось сравнение мощности, структурированности и интенсивности образа в различных условиях воспроизведения трудной ситуации. Изучалась дифференцированная роль параметров образа в актуально действующей ситуации, при воспроизведении положительного опыта решения проблем и в условиях несовладания с трудностями. Исследование базируется на общеметодологических положениях концепции стиля осознанной саморегуляции произвольной активности субъекта В.И. Моросановой. Показана динамика субъективных характеристик при снижении адаптированности к трудной ситуации и влияние изменений в образе состояния на общий уровень саморегуляции. Доказано, что образ состояния дифференцировано влияет на регуляторную активность. Его мощность более всего детерминирует процессы управления ситуаций и своей активностью в ней. Полученные эмпирические данные поднимают актуальный вопрос о возможности и необходимости разработки технического обеспечения коррекционной помощи субъекту трудной жизненной ситуации с учетом механизмов воздействия на мощность, интенсивность и структурированность образа психического состояния.
Мальцева Т.Е. - Развитие ассертивности у будущих специалистов с социально-функциональными отличиями

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.12.17322

Аннотация: Объектом данной работы являются будущие специалисты с социально-функциональными отличиями (термин автора), предметом – развитие интегральных базовых качеств ассертивности в процессе формирования их социально-профессиональной субъектности (термин автора). В статье уточняются и систематизаруются характеристики, раскрывающие понятие ассертивности. Раскрывая процессуально-смысловые особенности и специфику подходов к понятию данного процесса, автор обращает внимание на применение в поле субъектного развития (термин автора) психотехник и психотехнологий, способных помочь будущим специалистам с социально-функциональными отличиями перестроить свое сознание из объекта-жертвы обстоятельств на субъекта профессиональной деятельности, способного управлять своей судьбой, находиться в постоянном развитии. В статье описаны самые современные психотехники, их направленность, сущность, предполагаемый результат. В статье выделяются основные базовые качества ассертивности, характеризующие будущих специалистов с социально-функциональными отличиями, компоненты ее структуры, признаки сформированности. Подчеркивая сложность процесса формирования социально-профессиональной субъектности в поле субъектного развития у будущих специалистов с социально-функциональными отличиями, автор раскрывает значение каждого метода и психотерапевтической методики, указывая на дифференцированность их применения и необходимость в индивидуальном подходе с учетом специфики каждой группы клиентов.
Мальцева Т.Е. - Развитие ассертивности у будущих специалистов с социально-функциональными отличиями c. 1278-1285

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.12.67384

Аннотация: Объектом данной работы являются будущие специалисты с социально-функциональными отличиями (термин автора), предметом – развитие интегральных базовых качеств ассертивности в процессе формирования их социально-профессиональной субъектности (термин автора). В статье уточняются и систематизаруются характеристики, раскрывающие понятие ассертивности. Раскрывая процессуально-смысловые особенности и специфику подходов к понятию данного процесса, автор обращает внимание на применение в поле субъектного развития (термин автора) психотехник и психотехнологий, способных помочь будущим специалистам с социально-функциональными отличиями перестроить свое сознание из объекта-жертвы обстоятельств на субъекта профессиональной деятельности, способного управлять своей судьбой, находиться в постоянном развитии. В статье описаны самые современные психотехники, их направленность, сущность, предполагаемый результат. В статье выделяются основные базовые качества ассертивности, характеризующие будущих специалистов с социально-функциональными отличиями, компоненты ее структуры, признаки сформированности. Подчеркивая сложность процесса формирования социально-профессиональной субъектности в поле субъектного развития у будущих специалистов с социально-функциональными отличиями, автор раскрывает значение каждого метода и психотерапевтической методики, указывая на дифференцированность их применения и необходимость в индивидуальном подходе с учетом специфики каждой группы клиентов.
Нарциссова С.Ю. - Мышление современного управленца

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.13630

Аннотация: В статье рассматриваются психологические особенности мышления успешного управленца, приводятся типы управленческого мышления (социально-обусловленный, экономический и инновационный) и объекты, соответствующие данным типам, описываются ряд характеристик мышления управленца, приводятся аргументы, демонстрирующие особенности управленческого мышления: способность провести маркетинговое исследование на предмет создания малых предприятий среди потенциальных организаторов; продумать и спланировать программу обучения будущих управленцев инновационных предприятий, включающие все управленческие функции и соответствующие им модули (среди которых: экономическая оценка инвестиций, анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия, управление интеллектуальной собственностью, управление персоналом). Методологию исследования составили диалектический подход в психологии, принцип взаимообусловленности мышления и речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); когнитивный подход лингвистической теории аргументации А.Н. Баранова; представления o мышлении как o процессе и деятельности С.Л. Рубинштейна и А.В. Брушлинского. При подготовке статьи использован анализ статистических данных по материалам Генеральной прокуратуры РФ и судов России о нарушениях в сфере труда, а также сравнительный анализ данных мониторинга инновационной деятельности вузов при подготовке современных управленцев. Среди деятельностно-ориентированных аспектов мышления современного управленца отмечается создание малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях и меры их государственной поддержки, разработка и внедрение специализированных программ переподготовки современных управленцев. Отмечаются свойства мышления успешного управленца: адекватность и своевременность, способность взять на себя определенные обязательства и ряд других. При всех положительных факторах, должных отразить специфику мышления управленца, отмечается недостаток формирования правосознания управленцев. Предлагается обратить особое внимание на формирование корпоративной культуры организации, которую следует рассматривать как фактор повышения конкурентоспособности предприятия, а также на морально-психологическую обоснованность решений управленца.
Нарциссова С.Ю. - Мышление современного управленца c. 1342-1360

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.65938

Аннотация: В статье рассматриваются психологические особенности мышления успешного управленца, приводятся типы управленческого мышления (социально-обусловленный, экономический и инновационный) и объекты, соответствующие данным типам, описываются ряд характеристик мышления управленца, приводятся аргументы, демонстрирующие особенности управленческого мышления: способность провести маркетинговое исследование на предмет создания малых предприятий среди потенциальных организаторов; продумать и спланировать программу обучения будущих управленцев инновационных предприятий, включающие все управленческие функции и соответствующие им модули (среди которых: экономическая оценка инвестиций, анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия, управление интеллектуальной собственностью, управление персоналом). Методологию исследования составили диалектический подход в психологии, принцип взаимообусловленности мышления и речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); когнитивный подход лингвистической теории аргументации А.Н. Баранова; представления o мышлении как o процессе и деятельности С.Л. Рубинштейна и А.В. Брушлинского. При подготовке статьи использован анализ статистических данных по материалам Генеральной прокуратуры РФ и судов России о нарушениях в сфере труда, а также сравнительный анализ данных мониторинга инновационной деятельности вузов при подготовке современных управленцев. Среди деятельностно-ориентированных аспектов мышления современного управленца отмечается создание малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях и меры их государственной поддержки, разработка и внедрение специализированных программ переподготовки современных управленцев. Отмечаются свойства мышления успешного управленца: адекватность и своевременность, способность взять на себя определенные обязательства и ряд других. При всех положительных факторах, должных отразить специфику мышления управленца, отмечается недостаток формирования правосознания управленцев. Предлагается обратить особое внимание на формирование корпоративной культуры организации, которую следует рассматривать как фактор повышения конкурентоспособности предприятия, а также на морально-психологическую обоснованность решений управленца.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.