Психология и Психотехника - рубрика Индивид и личность
по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Рубрика "Индивид и личность"
Индивид и личность
Иноземцева Н.Н. - Некоторые аспекты жизненного пути современного руководителя
Аннотация: В статье анализируются особенности жизненного пути современных руководителей (низшего и среднего звена) и ведущих специалистов. Изучалась активность будущих руководителей в школе, ВУЗе по параметрам: общественная работа, учеба, внешкольная деятельность и сравнивалась с таковой будущих ведущих специалистов. Были показано: отсутствие взаимосвязи между формой карьеры (профессиональная или руководящая) и учебной успеваемостью, и наличие связи между выбором судьбы ведущего специалиста и активной общественной работой в учебных заведениях. Были получены парадоксальные результаты, что в учебные годы наиболее активными и общественно успешными были люди, которые в настоящем стали ведущими специалистами, а нынешние руководители отличались меньшей активностью в общественной работе. Дана интерпретация этого явления.
Меркель Р.В., Попов Л.М. - Связь эмоционально-волевых характеристик и авторитарности личности
Аннотация: В статье исследуется авторитарность как личностная характеристика. Приводятся аргументы, доказывающие, что авторитарность как комплекс личностных черт может включать конструктивные социально значимые качества. Обосновывается гипотеза связи авторитарности с регулятивными качествами, выступающими как результат интериоризации властно-иерархических отношений.
Разин А.А. - О закономерностях становления человека
Аннотация: автор принимает устоявшееся положение о том, что судьбу человека определяют унаследованные от родителей гены и социокультурная среда. Кроме того, по его мнению, основными факторами становления человека являются любовь и созидательная деятельность. В целом статья посвящена факторам очеловечивания человека, обращается внимание и на восточные учения.
Светоч В.Е. - САМООРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС СТРЕССПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация: Самоорганизация времени жизни, рассматриваемая как способ личностной организации жизнедеятельности, может считаться ресурсом личности. Выделены основные способы самоорганизации времени жизни, выявленные эмпирическим путем: поисково-рефлексивный или ценностно-осмысленный; кризисный; ригидный. Даны их характеристики. Доказано, что поисково-рефлексивный способ самоорганизации времени жизни является оптимальным личностным ресурсом стресспреодолевающего поведения и означает реальную возможность преодоления множества личностных или жизненных проблем. Кризисный, ригидный способы самоорганизации времени жизни означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с трудностями жизни. Индивиды, использующие кризисный и ригидный способ самоорганизации времени жизни, чаще прибегают к избеганию, агрессивным и асоциальным действиям при совладании со стрессами.
Меньшикова А.А. - Cовладающее поведение беременных женщин с онкологическими заболеваниями
Аннотация: Статья посвящена изучению совладающего поведения у беременных женщин с онкологическими заболеваниями. Установлено, что беременные женщины с онкопатологией чаще используют пассивные способы совладания с жизненными трудностями, чем условно здоровые беременные женщины. Выявлено,что совладающее поведение беременных женщин с онкологическими заболеваниями взаимосвязано с их личностными особенностями, а также характеристиками социального и семейного функционирования.
Разин А.А. - Типология людей по рефлексии
Аннотация: статья посвящена типологии людей на основании рефлексии. По мнению автора, заниматься поиском истины и самосовершенствованием способны лишь те люди, которые подвержены философской рефлексии. В статье приведены примеры исторических личностей, литературных героев и современных людей, лишённых психического, социального или духовного здоровья.
Разин А.А. - Типология людей: интересы и потребности
Аннотация: Человеком управляют его интересы и потребности. Сущность человеческого естества можно определить по доминированию его интересов и потребностей. Чтобы возвышать потребности людей, общество нуждается в соответствующей социальной технологии как системе.
Березина Т.Н. - Вероятностная модель продолжительности жизни

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.3.7546

Аннотация: В статье анализируются современные теории старения, выделится три группы теорий: генетические, в которых утверждается, что старение и смерть заложены в генах; средовые, в которых предполагается, что организм – бессмертен, а гибель его диктуется внешними воздействиями; и стохастические, в которых продолжительность жизни определяется случайными факторами. Доказывается, что в рамках любой теории индивидуальная продолжительность жизни зависит не только от описанных в ней факторов, но и от особенностей личности, которая эту жизнь организует. В психогенетике личностные факторы относятся с составляющей взаимодействия организма и среды. Предлагается несколько направлений исследования психологических факторов, влияющих на индивидуальную продолжительность жизни. Во-первых, это изучение черт личности способствующих долголетию. Во-вторых, это исследование особенностей жизненного пути, способных увеличить вероятность долгой жизни. В-третьих, это изучение и последующее применение свой свойств внутреннего времени личности, таких как «появление дополнительного времени», переход в состояние «вне времени».
Трунов Д.Г. - Измененное состояние сознания как фактор трансформации идентичности в «ритуалах перехода»

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.4.7951

Аннотация: «Ритуалы перехода», или обряды инициации, — это специальные проце-дуры, существующие в традиционном обществе, в религиозных и социальных практиках, оформляющие перемещение человека из одного статуса (соци-ального, духовного и пр.) в другой, занимающий в иерархической структуре более высокое положению. Другими словами, ритуалы перехода и обряды инициации приводят к трансформации личной и социальной идентичности. Три наиболее важных функциональных компонента инициации (смерть, пе-реход, рождение) отражают своеобразную логику дискретного мышления, в соответствие с которой трансформация идентичности происходит не по-степенно, — это качественный скачек от одной формы самовосприятия (Я-концепции) к другой. Инициатический переход должен обязательно сопро-вождаться измененным состоянием сознания (транс, потеря или прерыва-ние сознания и пр.) В ином случае сохраняется континуальность, непрерыв-ность ощущения «Я». Существуют следующие средства для вызывания ли-минальных («переходных») ощущений: использование психоактивных ве-ществ растительного и животного происхождения, трансовых танцев, го-лодания, дыхательных практик, физических пыток, лишения сна, сенсорной депривации и т.д.
Джанерьян С.Т., Ким А.Э. - Содержание личностных притязаний в связи с жизненными стратегиями молодых людей c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.3.26311

Аннотация: В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению содержания личностных притязаний разной степени осознанности в связи с типами жизненных стратегий у молодых людей. Личностное притязание рассмотрено как мотивационно-целевое личностное образование, которое проявляется в стремлении к достижению субъективно приемлемого результата в значимых сферах реальности и жизни в целом. Определены типы (глобальный и парциальный) и виды притязаний. Жизненная стратегия рассматривается как многокомпонентное личностное образование, способ существования личности, направленный на соединение своей индивидуальности с условиями жизни. По критерию доминирующего жизненного мотива личности и предпочитаемого ею способа управления жизнью выделены типы жизненных стратегий, развертываемые молодыми людьми. На основе использования опросника «Локус контроля» (Д. Роттер), модифицированного Е. Г. Ксенофонтовой, авторских методик (С. Т. Джанерьян, А. Э. Ким) (анкета для изучения жизненной стратегии и ее мотивов, анкета и проективная методика для изучения личностных притязаний) установлены преобладающий характер глобальных общецелевых и эмоционально-жизненных видов притязаний для каждого из типов жизненной стратегии, ведущее содержание видов парциальных притязаний, дифференцирующихся у респондентов с разными жизненными стратегиями. У респондентов с интернально- и экстернально-витальной жизненными стратегиями эмпирически выявлено содержательное сходство отдельных видов притязаний, но различия в осознанности этих видов притязаний. У респондентов с интернально- и экстернально-социолитарной жизненными стратегиями различаются ведущие виды, содержание и осознанность притязаний. У респондентов с интернально- и экстернально-эгометарной жизненными стратегиями установлена высокая осознанность личностно-диспозициональных притязаний, содержание которого индивидуально-вариативно.
Березина Т.Н. - Личностные стратегии жизненного пути и их связь с биологическим возрастом. c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.4.34025

Аннотация: Цель исследования – изучить какие способы организации жизненного пути используют современные мужчины и женщины и выделить какие личностные характеристики связаны с биологическим возрастом индивида и понижают темп его индивидуального старения. Объектом исследования выступает личность и ее жизненный путь, а предметом исследования становится взаимосвязь стратегий организации жизненного пути с темпом биологического старения. Метод: анкетирование жизненного пути, самооценка личности, определение биологического возраста. Испытуемые: 987 человек (из них 575 женщин) в возрасте 35-70 лет из различных регионов РФ. Независимая переменная: относительное биологическое старение организма (Биологический Возраст –Должный Биологический Возраст); зависимые - характеристики жизненного пути. Научная новизна исследования заключатся в выделении способов организации жизни, которые используют современные мужчины и женщины. У мужчин: «построение карьеры», «ориентация на работу», «нездоровый образ жизни», «ориентация на семью», «самореализация». У женщин: «построение карьеры», «быть хорошей», «ориентация на работу», «нездоровый образ жизни», «ребенок или работа». Также доказано, что биологическое старение замедляют показатели, входящие в большинство стратегий: типы профессий «Человек- Природа», «Человек-Человек», «Человек- Художественный образ», «Человек – Техника», «Человек- Знак» и использование стиля сотрудничества; а ускоряют показатели: агрессивность, переедание, табакокурение, местожительство в крупном городе, карьера. Вывод: личностные особенности, коррелирующие с биологическим возрастом, не связаны с одной какой-то стратегией жизненного пути, а по одному- двум входят в большинство из них.
Иванова А.В. - Психологические детерминанты содержания воображения у студентов – юношей и девушек c. 13-23

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.3.27139

Аннотация: В настоящей статье представлены результаты изучения психологических детерминант (личностные черты и особенности ситуативных состояний субъектов) содержания произвольного воображения в заданных ситуациях фрустрации потребностей у студентов ВУЗов – юношей и девушек. Содержание воображения рассматривается как представляемые (в понятийно-образной форме) личностью любые явления действительности в разных сферах жизнедеятельности (досуг, семья, профессия, «Я»), актуализируемые под влиянием вербально заданных неопределенных ситуаций, фрустрирующих биологические, социальные и личностные потребности респондентов. Методы исследования: психологическое тестирование; проективный метод незаконченных предложений; контент-анализ результатов вербального достраивания респондентами незаконченных предложений; метод экспертных оценок референтов категорий; методы непараметрической, критерий нормальности Колмогорова-Смирнова для генеральных совокупностей со скорректированными для выборочных наблюдений вероятностями Лиллиефорса; множественный линейный регрессионный анализ. В результате исследования установлено, что психологические детерминанты сходного по содержанию имажинитивного ответа студентов – юношей и девушек – при фрустрации их биологических и социальных потребностей в сферах семьи, профессии и «Я» различаются в зависимости от характера фрустрируемой потребности и пола студентов. При фрустрации биологических потребностей психологическими детерминантами содержания воображения студентов выступают особенности их ситуативных состояний (уровень социальной фрустрированности, направленность реакции в ситуациях фрустрации). При фрустрации социальных потребностей у студенток-девушек психологическими детерминантами содержания их воображения выступают их личностные особенности (уровень перфекционизма, направленного на себя), а у студентов-юношей – их ситуативные состояния (уровень социальной фрустрированности). Выраженность имажинитивного ответа, направленного на действия трансформации фрустрирующей ситуации, опосредована характером фрустрированной потребности и полом респондентов.
Л. М. Попов, Р. В. Меркель - Связь эмоционально-волевых характеристик и авторитарности личности c. 14-21
Аннотация: В статье исследуется авторитарность как личностная характеристика. Приводятся аргументы, доказывающие, что авторитарность как комплекс личностных черт может включать конструктивные социально значимые качества. Обосновывается гипотеза связи авторитарности с регулятивными качествами, выступающими как результат интериоризации властно-иерархических отношений.
А.А. Разин - О Закономерностях становления человека c. 15-33
Аннотация: автор принимает устоявшееся положение о том, что судьбу человека определяют унаследованные от родителей гены и социокультурная среда. Кроме того, по его мнению, основными факторами становления человека являются любовь и созидательная деятельность. В целом статья посвящена факторам "очеловечивания" человека, обращается внимание и на восточные учения.
А.А. Разин - Этнокультура: место и роль в становлении целостного человека. Часть 1 c. 23-37
Аннотация: в статье культура рассматривается в узком смысле слова, как система, возвышающая человека. По мнению автора, нет абстрактной мировой культуры: она состоит из суммы этнокультур, представляющих собой стройную систему. Традиционная (этническая) культура нуждается в сохранении как социальная технология, способствующая становлению целостного человека. А глобализация, свойственная нашей цивилизации, порождает носителей эклектичной бездуховной масс-культуры.
Ю.Б. Дубовик - Свойства темперамента как предпосылки психологического благополучия у людей пожилого и старческого возраста c. 25-32
Аннотация: статья посвящена проблемам психологии старения. В статье представлено исследование взаимосвязи структуры психологического благополучия и индивидуально-типологических особенностей людей позднего возраста. Описаны возрастные изменения в структуре психологического благополучия, свойствах темперамента и ценностной сфере.
Розенова М.И., Калаева А.А. - Отношения как фактор старения и долголетия человека c. 29-52

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.4.34432

Аннотация: Исследование посвящено проблеме изучения психологических детерминант долголетия и старения, в варианте поиска взаимосвязи значимых отношений личности с темпами биологического и психологического старения. Дается анализ современного состояния проблемы, включающий обобщение биологических и социально-психологических факторов, рассматриваемых, как детерминанты старения. Отмечается, что в современных исследованиях долголетия и старения, первенство биологических наук постепенно утрачивается, в силу накопления важных данных о социальных и психологических факторах старения. На основе соотнесения различных теорий старения, авторы аргументируют возможность определить отношения человека как важный ресурс продолжительности жизни. Фокус исследовательского внимания направлен на базовые (детско-родительские, семейно-родственные) и значимые отношения личности (с друзьями, коллегами, соседями, единомышленниками). Эмпирическое исследование позволило выявить ряд важных взаимосвязей особенностей и удовлетворенности в базовых и значимых отношениях с параметрами биологического и психологического возраста, и темпами биопсихологического старения: биопсихологическое постарение активнее выражено у тех, для кого отношения с родителями и друзьями являются важной ценностью, а в отношениях с сиблингами, соседями и единомышленниками много неудовлетворенности. В работе вскрыта тенденция взаимосвязи качества отношений с отцом со скоростью психологического и физиологического старения: теплота отцовского участия в ребенке, возможно, способствует более длительному сохранению физической и психологической бодрости, защищая от преждевременного старения.
Д.Л. Кущенко - К вопросу о ресоциализации несовершеннолетних осужденных c. 34-38
Аннотация: В статье освещаются вопросы ресоциализации несовершеннолетних осужденных в аспекте психолого-педагогической работы с личностью в период взросления. Отражена важность механизма правовой социализации и ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии. Обсуждается важность системы психолого-педагогической работы в условиях колонии и последующей работы по сопровождению адаптации вне ее. Выделены свойства личности, необходимые для ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Указана основная задача воспитывающих взрослых-психологов — ориентация на цели развития, характерные для подросткового возраста. Показаны цели развития в период взросления, на которых может быть построена программа ресоциализации несовершеннолетних осужденных.
Малютина Т.В., Морозова И.С. - Структура и содержательные характеристики профессиональной идентичности студентов медиков c. 36-43

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.3.24179

Аннотация: Предметом исследования являются особенности взаимосвязей структурных компонентов профессиональной идентичности на различных этапах обучения в вузе.Рассмотрены значения содержательных характеристик у студентов на различных этапах обучения и определены значимые корреляционные связи между структурными компонентами профессиональной идентичности. Авторами в статье дается теоретическое обоснование компонентам профессиональной идентичности, с опорой на представление о ней как структурном образовании. Особое значение уделяется описанию результатов эмпирического исследования и особенности становления профессиональной идентичности студентов медицинского вуза на разных этапах обучения. Методы исследования: модифицированный вариант психосемантической методики множественной идентификации (В.Ф. Петренко), самоактуализации тест (в адаптации Л.Я. Гозмана), морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина), методика изучения факторов привлекательности (В. Ядов), опросник изучения уровня притязаний (В.К. Гербачевский), методика определения эмоциональной напряженности (составлена на основе методики Н. М. Пейсахова и Г. Ш. Габдреевой 1988), методика оценки индекса жизненного стиля (Р.Плутчик, Г.Келлерман, Х.Р.Конт), методика определения индикатора копинг-стратегий (Дж. Амирхан). Новизна исследования заключается в том, что показано, что идентичность человека представлена в непрерывной динамике процессов идентификации (знания и представления о себе), связанных со способностью человека сохранять свою целостность и полноту собственного «Я» (эмоционально-оценочное отношение к самому себе как «деятелю») и реализовывать поставленные цели в жизненном пространстве самого человека.
В.Е. Светоч - Самоорганизация времени жизни как личностный ресурс стресспреодолевающего поведения c. 40-48
Аннотация: самоорганизация времени жизни, рассматриваемая как способ личностной организации жизнедеятельности, может считаться ресурсом личности. Выделены основные способы самоорганизации времени жизни, выявленные эмпирическим путем: поисково-рефлексивный или ценностно-осмысленный; кризисный; ригидный. Даны их характеристики. Доказано, что поисково-рефлексивный способ самоорганизации времени жизни является оптимальным личностным ресурсом стресспреодолевающего поведения и означает реальную возможность преодоления множества личностных или жизненных проблем. Кризисный, ригидный способы самоорганизации времени жизни означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с трудностями жизни. Индивиды, использующие кризисный и ригидный способ самоорганизации времени жизни, чаще прибегают к избеганию, агрессивным и асоциальным действиям при совладании со стрессами.
А.А. Меньшикова - Совладающее поведение беременных женщин с онкологическими заболеваниями c. 42-48
Аннотация: статья посвящена изучению совладающего поведения у беременных женщин с онкологическими заболеваниями. Установлено, что беременные женщины с онкопатологией чаще используют пассивные способы совладания с жизненными трудностями, чем условно здоровые беременные женщины. Выявлено,что совладающее поведение беременных женщин с онкологическими заболеваниями взаимосвязано с их личностными особенностями, а также характеристиками социального и семейного функционирования.
Березина Т.Н., Чумакова Е.А. - Индивидуально-личностные предпосылки развития сердечно-сосудистых заболеваний в пожилом возрасте c. 45-58

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.3.30494

Аннотация: Цель - Исследование особенностей личностной организации жизненного пути, влияющих на развитие сердечно-сосудистых заболеваний у разных типов личностей пожилого возраста. Метод: диагностика личностных черт, анкетирование жизненного пути, анализ медицинских документов, экспертная оценка. Зависимые переменные: черты личности: агрессивность, активность, общительность, оптимизм, заботливость и особенности жизненного пути (карьера, хобби, вредные привычки и т.п.). Независимая переменная - уровень сердечно-сосудистой патологии; дополнительные переменные: профессиональные типы, пол и возраст. Статистический метод: дисперсионный анализ ANOVA. Эмпирическая база: пенсионеры - 496 человек (110 мужчин и 386 женщин). Результаты: риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у пенсионеров увеличивают: агрессивность, профессиональная деятельность в сфере «человек- техника», психологические зависимости: употребление алкоголя, табакокурение, перееедание; снижают: наличие предметных увлечений и оптимизм. На связь личностных характеристик и сердечно-сосудистых заболеваний оказывают дополнительное влияние . профессиональные типы. У пенсионеров рабочих и технических специальностей риск сердечно-сосудистых заболеваний дополнительно усиливали общительность, активность и целеустремлённость, карьерный рост и снижало наличие предметных хобби. У пенсионеров человекоориентированных профессий дополнительно снижало риск наличие спортивных хобби, а у пенсионеров - офисных работников снижали профессиональная деятельность и карьерный рост, а увеличивали какие-то другие виды занятий, на уровне тенденции также были благоприятными социальные взаимодействия. Выводы: наряду с общими, существует индивидуально- личностные предпосылки к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, зависящие от профессионального типа человека. Для уточнения этих результатов необходимы дополнительные исследования.
И.В. Фокина - Гражданское самосознание личности педагога: эмпирические корреляты c. 49-52
Аннотация: в статье определяются основные компоненты гражданского самосознания, раскрываются взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей личности педагога и компонентов его гражданского самосознания. Приводятся результаты корреляционного анализа, свидетельствующие о закономерностях развития гражданского самосознания педагога.
Хорс М.А. - Методические основы технологии коррекции психических состояний лиц с аддикциями непатологического характера c. 50-56

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.31085

Аннотация: Раскрываются теоретические положения, определяющие содержание технологии психологической коррекции состояний аддиктов. Значимым методологическим принципом является дифференциация задач процесса, определяемая готовностью субъекта к обучению, рефлексии, формированию целей. В соответствии с определением предмета технологии как изменение психических состояний результатом взаимодействия клиента и психолога признается наличие изменений перцептивной системы, высокий уровень вовлеченности клиента в деятельность по устранению деструктивного воздействия психических состояний. Определяются классификационные характеристики технологии психологической коррекции психических состояний лиц с аддикциями непатологического характера. Модульная технология, разработанная на основе принципа системности, представлена как вид концентрированного воздействия, при котором логически завершенный этап коррекционной работы характеризуется готовностью клиента к новому действию, выраженной в осознании целевых ориентиров предыдущего этапа. Новизна исследования заключается в обосновании технологического подхода к организации и содержанию психологической коррекции психических состояний лиц с аддикциями непатологического характера, концептуальной основой которого является модульная структура психологической помощи.
Альперович В.Д. - Метафоры «своих» и «чужих» людей как репрезентации «образа мира» личности в российской психологии c. 51-61

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.1.22407

Аннотация: В данной статье затронута проблема влияния «образа мира» личности на ее восприятие и категоризацию других людей. Цели теоретического исследования заключались в том, чтобы установить взаимосвязи метафор «своих» и «чужих» людей и феномена «образ мира» личности, а также провести сравнительный анализ данных метафор в связи с разными типами «образа мира». Предметом теоретического исследования выступили метафоры «своего» и «чужого» человека и содержательные характеристики разных типов «образа мира». Приведены результаты эмпирического исследования метафор «своих» и «чужих» людей в разных интерпретативных репертуарах их восприятия. В эмпирическом исследовании применены следующие методы: классификация метафор, нарративный анализ, анализ характеристик представлений, методы математической статистики. Впервые проведен сравнительный анализ разных интерпретативных репертуаров восприятия «своих» и «чужих» людей в связи с «образами мира» личности разных типов. На основе когнитивной концепции метафоры впервые разработана модель метафор разных видов в интерпретативных репертуарах восприятия «своих» и «чужих» людей как репрезентаций «образов мира» личности.
А.А. Разин - Типы людей c. 53-68
Аннотация: человек возвышается над животным миром благодаря наличию сознания, уровни которого могут быть разными — сознание зависит от типа мышления. И не надо путать рассудок (основанный на формально- логическом, линейном мышлении) с разумом (основанным на диалектическом, нелинейном мышлении). Западная цивилизация основанная на математике (рассудке), не усвоила диалектическую логику, поэтому рациональна, поэтому не разумна — осуществила подмену социального прогресса научно-техническим прогрессом и зашла в тупик.
Евдокимова А.С. - Психолого-экономические аспекты отношения к деньгам студенческой молодежи (на примере обучающихся Забайкальского края) c. 57-65

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.31397

Аннотация: Изучение понятия «деньги» является крайне актуальным в условиях развития современного общества. Деньги – это важное звено экономических и социальных отношений, феномен, в котором объединено экономическое и психологическое содержание. Во-первых, деньги - это показатель затраченных трудовых, временных и интеллектуальных ресурсов, во-вторых, при помощи денег удовлетворяются потребности, формируется мотивация, определяется уровень притязаний личности. Объект исследования - студенческая молодежь Забайкальского края. Предмет - психолого-экономические аспекты отношения к деньгам студенческой молодежи Забайкальского края. Цель - анализ психолого-экономических аспектов отношения к деньгам студенческой молодежи Забайкальского края. В качестве методов исследования использованы: анализ научной литературы, проведение эмпирического исследования (с использованием опросника А. Фернема (The Money Belief and Behavior Scale),опросника «Нравственная оценка денег» Е.И. Горбачевой и А.Б. Купрейченко, Программы исследования экономико-психологических характеристик личности А.Л. Журавлева, опросника А.Д. Карнышева), математико-статистический анализ. Респонденты рассматривают деньги как средство власти и превосходства над другими людьми, выражают беспокойство по поводу своего финансового положения, предпочитают действовать экономно при расходовании денежных средств и планировать траты. Наблюдается иррациональность при совершении покупок: респонденты могут покупать вещи, в которых не нуждаются, и проявляют большую щедрость в присутствии других людей, что объясняется стремлением выглядеть лучше и влиятельнее в глазах окружающих. Деньги не играют главенствующей роли в жизни молодого поколения, это лишь средство достижения желаемого, некий положительный ресурс, которым необходимо грамотно распоряжаться.
Карась Д.В. - Взаимосвязь личностной интернальности с параметрами субъективного конструирования и структурой аргументации осуществления личностного выбора (на примере выбора психологического направления подготовки при поступлении в ВУЗ) c. 58-68

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.3.26765

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования вопроса, является ли личностная интернальность качеством, ассоциированным со значимыми ситуационными различиями таких процессуальных параметров осуществления личностного выбора, как субъективное качество конструирования и структура его аргументации. В методологическом плане цель статьи – обозначить перспективное направление исследования личностной интернальности, понятой не как самосущий феномен, а как специфический качественный аспект личностного процесса, характеризующий способность человека к владению собственным поведением. Такой подход к изучению интернальности требует учета контекста актуально реализующейся деятельности, в частности, по осуществлению личностного выбора. Исследование выполнено на выборке 166 человек, в ходе анализа осуществленного ими выбора психологического направления подготовки при поступлении в ВУЗ. Для изучения структуры и качества аргументации личностного выбора применена оригинальная анкета. Также использованы методы измерения субъективного качества выбора (СКВ) и разных аспектов личностной интернальности (тест СЖО и РОКО-26). В результате кластеризации данных обнаружены две качественно отличные группы респондентов, обобщенным признаком различий которых является личностная интернальность. Определено, что такие специфические процессуальные признаки, как развернутость аргументации выбора, преобладание в структуре аргументации аргументов смыслового типа, высокая степень основательности, эмоциональной бесконфликтности и самостоятельности при осуществлении выбора, а также высокая удовлетворенность его результатом, рассмотренные в совокупности, являются эмпирическими признаками фактической интернальности осуществления личностного выбора.
А.А. Разин - Этнокультура: место и роль в становлении целостного человека. Часть 2. Окончание c. 58-75

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.1.62137

Аннотация: в статье культура рассматривается в узком смысле слова, как система, возвышающая человека. По мнению автора, нет абстрактной мировой культуры: она состоит из суммы этнокультур, представляющих собой стройную систему. Традиционная (этническая) культура нуждается в сохранении как социальная технология, способствующая становлению целостного человека. А глобализация, свойственная нашей цивилизации, порождает носителей эклектичной бездуховной масс-культуры.
Дроздова А.И. - «Здоровое общество» в истолковании Эриха Фромма c. 64-72
Аннотация: Фромм в отличие от Фрейда пришел к убеждению, что лечить следует не пациента, а все общество. Основная идея статьи — характеристика здорового общества, основанного на здоровых человеческих потребностях. Анализируется положение о человеческой ситуации, как ее характеризует Э. Фромм. Значительное внимание уделено понятию «социального характера».
П.С. Гуревич - Подходы к юридической антропологии c. 65-71
Аннотация: современное постижение существует во множестве вариантов. Оно реализуется не только в философии, психологии, религии, педагогике. Немало интересных трудов и в сфере юридической науки. В статье анализируются возможности юридической антропологии.
Шмойлова Н.А., Каширский Д.В. - Ценностное отношение к здоровью и саморазвитие личности c. 68-77

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.1.31116

Аннотация: Данное исследование направлено на изучение объективной значимости ценности здоровья для личности, а также того личностного смысла, вкладываемого в эту ценность и проекции ее (ценности здоровья) в окружающую действительность в виде действий, направленных на сохранение собственного здоровья. Предметом данного исследования выступило ценностное отношение к здоровью с позиции представленности в сознании личности ценности здоровья на уровне объективного значения, субъективного смысла и чувственной ткани личности, стремящейся к саморазвитию. Методика диагностики системы ценностей KVS-3, шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко, анкеты «Ваш образ жизни», «Субъективная оценка здоровья», «Знания о способах сохранения и укрепления здоровья». В ходе исследования получены выводы: 1. У личности с высоким и средним уровнем психологического благополучия ценность здоровья присутствует в сознании на уровне объективных значений, субъективных смыслов и чувственной ткани. 2. Гармоничное присутствие трех сопряженных форм существования ценности здоровья в сознании учащихся – уровня объективных значений, субъективных смыслов и чувственной ткани образа свидетельствует о том, что ценность здоровья выступает психологическим средством саморазвития личности. 3. Юноши и девушки, у которых ценность здоровья присутствует на всех трех уровнях сознания – уровне значения, субъективного смысла и чувственной ткани, стремятся к постоянному развитию, самореализации, открыты новому опыту, проявляют активность, готовность к встрече с незнакомыми обстоятельствами, независимость в суждениях и поведении, самоуверенность, ориентированность на свой внутренний мир.
Щебетенко С.А., Вайнштейн С.В. - Большая Пятерка черт личности: эксплицитно-имплицитный подход

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.9943

Аннотация: В статье представлено корреляционное исследование черт личности в соответствии с предположением о двух уровнях обработки социальной информации индивидом: эксплицитном (центральном) и имплицитном (ассоциативном). На выборке, состоящей из 152 студентов университета, изучалась Большая Пятерка черт личности в рамках парадигмы многопараметрического комплексного анализа. Эксплицитные черты измерялись посредством вопросника Big Five Inventory, имплицитные черты измерялись Тестом имплицитных ассоциаций. Имплицитные тесты черт личности имели большую внутриметодную корреляцию, чем эксплицитные черты. Кроме этого, межшкально-межметодная корреляция черт существенно ослабевала – в сравнении с внутриметодной, но только для имплицитного уровня. 1-факторная модель имплицитных черт оказалась эмпирически пригодной, что позволило поддержать гипотезу об общем факторе личности на уровне имплицитных черт. 1-факторная модель эксплицитных черт оказалась непригодной. Экстраверсия продемонстрировала наибольшую согласованность эксплицитного и имплицитного уровней. Доброжелательность и открытость опыту не согласованы на эксплицитном и имплицитном уровнях. Утверждается, что на первом этапе тестирования имплицитных свойств индивиды эффективно управляют своими реакциями, что выражается в более длительных и социально желательных реакциях.
Щебетенко С.А., Вайнштейн С.В. - Большая Пятерка черт личности: эксплицитно-имплицитный подход c. 69-82

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.63937

Аннотация: В статье представлено корреляционное исследование черт личности в соответствии с предположением о двух уровнях обработки социальной информации индивидом: эксплицитном (центральном) и имплицитном (ассоциативном). На выборке, состоящей из 152 студентов университета, изучалась Большая Пятерка черт личности в рамках парадигмы многопараметрического комплексного анализа. Эксплицитные черты измерялись посредством вопросника Big Five Inventory, имплицитные черты измерялись Тестом имплицитных ассоциаций. Имплицитные тесты черт личности имели большую внутриметодную корреляцию, чем эксплицитные черты. Кроме этого, межшкально-межметодная корреляция черт существенно ослабевала – в сравнении с внутриметодной, но только для имплицитного уровня. 1-факторная модель имплицитных черт оказалась эмпирически пригодной, что позволило поддержать гипотезу об общем факторе личности на уровне имплицитных черт. 1-факторная модель эксплицитных черт оказалась непригодной. Экстраверсия продемонстрировала наибольшую согласованность эксплицитного и имплицитного уровней. Доброжелательность и открытость опыту не согласованы на эксплицитном и имплицитном уровнях. Утверждается, что на первом этапе тестирования имплицитных свойств индивиды эффективно управляют своими реакциями, что выражается в более длительных и социально желательных реакциях.
Щебетенко С.А. - Отраженные установки на черты личности как предиктор успеваемости студентов

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.1.13526

Аннотация: В работе предлагается понятие отраженной установки на черту личности, определяемое как мнение индивида о валентном (положительном/отрицательном) отношении значимых других к данной черте. В терминах пятифакторной теории личности (McCrae & Costa, 1996, 2013) этот конструкт рассматривается как частный случай метакогнитивных характерных адаптаций. Последние представляют собой «мысли о чертах» ― элемент структуры личности, предполагающий ее мониторинг со стороны индивида. На выборке в 1030 студентов университета изучалось то, насколько отраженная установка на черту способна предсказывать варьирование академической успеваемости ― при статистическом контроле соответствующей черты личности и других метакогнитивных характерных адаптаций. Исследование носило корреляционный характер. Измерялась Большая Пятерка черт личности и метакогнитивные характерные адаптации ― диспозиционная эффективность, установка на черту, отраженная черта и отраженная установка на черту. Измерялись показатели академической успешности: ЕГЭ по русскому языку и математике, семестровая успеваемость по дисциплинам специальности. Основные гипотезы тестировались средствами корреляционного и иерархического множественного регрессионного анализов. Обнаружено, что отраженные установки на доброжелательность, добросовестность и нейротизм могут вносить дополнительный вклад в объяснение академической успешности ― даже после статистического контроля соответствующей черты личности и прочих ее метакогнитивных характерных адаптаций. Автор утверждает, что специфика действия отраженных установок на черты может быть заключена в том, что индивид положительно реагирует на проявление этих черт среди других людей ― например, преподавателей, студентов. Это в целом может стать причиной формирования вокруг него соответствующей среды, в частности ― способствующей академическим достижениям студента.
Щебетенко С.А. - Отраженные установки на черты личности как предиктор успеваемости студентов c. 70-82

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.1.66084

Аннотация: В работе предлагается понятие отраженной установки на черту личности, определяемое как мнение индивида о валентном (положительном/отрицательном) отношении значимых других к данной черте. В терминах пятифакторной теории личности (McCrae & Costa, 1996, 2013) этот конструкт рассматривается как частный случай метакогнитивных характерных адаптаций. Последние представляют собой «мысли о чертах» ― элемент структуры личности, предполагающий ее мониторинг со стороны индивида. На выборке в 1030 студентов университета изучалось то, насколько отраженная установка на черту способна предсказывать варьирование академической успеваемости ― при статистическом контроле соответствующей черты личности и других метакогнитивных характерных адаптаций. Исследование носило корреляционный характер. Измерялась Большая Пятерка черт личности и метакогнитивные характерные адаптации ― диспозиционная эффективность, установка на черту, отраженная черта и отраженная установка на черту. Измерялись показатели академической успешности: ЕГЭ по русскому языку и математике, семестровая успеваемость по дисциплинам специальности. Основные гипотезы тестировались средствами корреляционного и иерархического множественного регрессионного анализов. Обнаружено, что отраженные установки на доброжелательность, добросовестность и нейротизм могут вносить дополнительный вклад в объяснение академической успешности ― даже после статистического контроля соответствующей черты личности и прочих ее метакогнитивных характерных адаптаций. Автор утверждает, что специфика действия отраженных установок на черты может быть заключена в том, что индивид положительно реагирует на проявление этих черт среди других людей ― например, преподавателей, студентов. Это в целом может стать причиной формирования вокруг него соответствующей среды, в частности ― способствующей академическим достижениям студента.
А.А. Дзицоев - Нравственно-половое воспитание детей и подростков в семье и школе c. 88-95
Аннотация: половое воспитание необходимо осуществлять в каждой семье. Начинать половое воспитание необходимо с самого раннего возраста. Кроме того, микроклимат, взаимоуважение между родителями, правильно и деликатно проводимое половое воспитание сформирует в подростке уважение к важнейшей стороне человеческой жизни - взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. Важным условием успешности полового воспитания будет являться установление доверительного отношения между родителями и детьми, педагогическая культура родителей, своевременность информации, осваиваемой детьми в этом вопросе
А.А. Разин - Типология людей по рефлексии c. 88-96
Аннотация: статья посвящена типологии людей на основании типов рефлексии. По мнению автора, заниматься поиском истины и самосовершенствованием способны лишь те люди, которые готовы к философской рефлексии. В статье приведены примеры исторических личностей, литературных героев и современных людей, лишённых психического, социального или духовного здоровья.
Амельченко А.А. - Взаимосвязь уровня развития эмпатии и уровня развития рефлексии личности c. 103-110

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.4.34626

Аннотация: Представлены результаты исследования, посвященного выявлению взаимосвязи эмпатии и различных видов рефлексии. Отмечается, что через изучение данной взаимосвязи возможно более глубокое понимание как самих феноменов, так и возможностей развития эмпатии и рефлексии. Для проверки гипотезы о взаимосвязи обсуждаемых феноменов было проведено эмпирическое исследование с использованием психодиагностических методик, направленных на выявление общего уровня развития эмпатических способностей и общей степени развития рефлексивности, а также на диагностику типа рефлексии. Обработка данных, полученных в ходе исследования, проводилась с использованием статистического пакета SPSS Statistics 23.0. В результате анализа данных получены корреляции (на высоком и умеренном уровне статистической значимости) между уровнем развития эмпатии и уровнем развития рефлексивности, системной рефлексии, а также уровнем развития квазирефлексии, так, между рассматриваемыми феноменами установлена прямая корреляционная связь. Это свидетельствует о том, что и эмпатия, и рефлексия, относятся к психологическим механизмам восприятия и понимания себя и других. Данные результаты уточняют актуальные научные представления об особенностях рефлексии и эмпатии личности, а также о факторах, способствующих их развитию, и могут быть приняты во внимание при разработке эффективных занятий и рекомендаций по развитию рассматриваемых феноменов, что может внести вклад в расширение представлений о других людях и развитие самопонимания, а также способствовать повышению качества взаимодействия людей друг с другом и с самим собой.
Цвекс М.В., Рушина М.А. - Индивидуально-психологические особенности патриотичности и ценностные ориентации российских студентов c. 105-118

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.1.40986

EDN: MQMYYB

Аннотация: Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности патриотичности и ценностные ориентации российских студентов. В исследовании приняли участие 141 студент (60 студентов РУДН и 41 студент МГУ). Авторы рассматривают патриотичность в контексте системно-функционального подхода А.И. Крупнова. В данном случае патриотичность выступает как свойство личности, состоящее из восьми компонентов: ценностных характеристик, динамических, эмоциональных, регуляторных, мотивационных, когнитивных, продуктивных, трудностей. Каждая из компонент представлена гармонической и агармонической переменной: социально-значимые ценности, личностно-значимые ценности, энергичность, аэнергичность, стеничность, астеничность, интернальность, экстернальность, социоцентризм, эгоцентризм, осмысленность, осведомленность, предметно-коммуникативная, субъектно-личностная продуктивности, операциональные трудности, личностные трудности. Подробно исследуются особенности взаимосвязи патриотичности с факторами личности и структурой ценностных ориентаций.  Авторами использовались бланковый тест исследования патриотизма «Патриограмма» (С. И. Кудинов, А. В. Потёмкин); Пятифакторный опросник личности NEO FFI (Коста, МакКрей) в адаптации М. В. Бодунова и С. Д. Бирюкова; Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С. С. Бубнова). Важным результатом исследования являются выявленные статистически достоверные особенности патриотичности российских студентов, а также взаимосвязи этого свойства с факторами личности и ценностными ориентациями. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что патриотичность студентов современных российских вузов характеризуется социально-значимой нацеленностью, аэнергичностью, стеничностью, интернальностью, социоцентричностью, осмысленностью и доминирующими трудностями операционального содержания в процессе реализации данного свойства личности. Также выявлено, что сознательность, открытость опыту и экстраверсия являются важными факторами личности, облегчающие процесс проявления студентом своей патриотичности. В свою очередь нейротизм усугубляет операциональные и личностные трудности, сопровождающие реализацию патриотизма. Выявлено, что ценности любви и здоровья взаимосвязаны с устойчивым и эмоционально-положительным проявлением патриотичности, а ценность в признании и уважении коррелирует с социоцентрической мотивацией в контексте реализации данного свойства личности. Выводы данной работы возможно использовать для дальнейшей разработки групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих и образовательных программ с целью конструктивной активизации данного свойства личности.
Щеглова И.Г., Зубова Л.В. - О новых возрастных границах ониомании личности как асоциальном явлении

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18541

Аннотация: Статья посвящена ониомании у подростков. Так как предрасположенные к ониомании подростки избегают важные жизненные вопросы в силу своих индивидуально-личностных особенностей, проецируя изображение контроля. Прослеживается предрасположенность к шопинг-аддикции у старшеклассников от социальных факторов различной степени влияния – средства масс-медиа, воздействие социально-культурной среды. Акцентируется внимание, что подростковый возраст является фактором риска для развития аддиктивного и девиантного поведения, так как в нем имеется ряд индивидуальных и социальных факторов, способствующих этому. Ретроспективный, диалектический подходы, методы статобработки: сравнительный, корреляционный анализы по r-критерию Спирмена, непараметрический критерий Манна-Уитни Научная новизна состоит в выдвижении положения о предрасположенности к ониомании от условий господствующих идейных ориентиров современного общества потребления, оказывающих давление на индивидуально-личностные особенности старшеклассников, провоцирующих принятие и воссоздание аддиктивных и девиантных форм поведения молодежи. Выявлены прямые и обратные корреляции отдельных шкал индивидуально-личностных особенностей с предрасположенностью к ониомании у подростков.
Щеглова И.Г., Зубова Л.В. - О новых возрастных границах ониомании личности как асоциальном явлении c. 146-153

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.67763

Аннотация: Статья посвящена ониомании у подростков. Так как предрасположенные к ониомании подростки избегают важные жизненные вопросы в силу своих индивидуально-личностных особенностей, проецируя изображение контроля. Прослеживается предрасположенность к шопинг-аддикции у старшеклассников от социальных факторов различной степени влияния – средства масс-медиа, воздействие социально-культурной среды. Акцентируется внимание, что подростковый возраст является фактором риска для развития аддиктивного и девиантного поведения, так как в нем имеется ряд индивидуальных и социальных факторов, способствующих этому. Ретроспективный, диалектический подходы, методы статобработки: сравнительный, корреляционный анализы по r-критерию Спирмена, непараметрический критерий Манна-Уитни Научная новизна состоит в выдвижении положения о предрасположенности к ониомании от условий господствующих идейных ориентиров современного общества потребления, оказывающих давление на индивидуально-личностные особенности старшеклассников, провоцирующих принятие и воссоздание аддиктивных и девиантных форм поведения молодежи. Выявлены прямые и обратные корреляции отдельных шкал индивидуально-личностных особенностей с предрасположенностью к ониомании у подростков.
Плотникова Е.С. - От самодетерминации к самореализации

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.14246

Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как влияние самодетерминации на самореализацию личности и характер этого влияния. Процесс самодетерминации является сложным образованием личности, обеспечивающим человека свободой выбора пути своего развития (Э. Дейси и Р. Райан) и способностью действовать независимо от внешних обстоятельств и непредсказуемо для сторонних наблюдателей, но при этом следуя своей логике и убеждениям. Современный человек каждый день сталкивается повышенными требованиями, предъявляемыми ему на работе или учебе и в то же время имеет свободу, большой выбор жизненных путей и стратегий. Он может максимально реализовать свой потенциал, жить насыщенной творчеством жизнью, выражать самобытность и уникальность внутреннего мира. От того, насколько человек самодетерминирован, зависит его способность выбирать собственный путь развития, противостоять внешним факторам, отвлекающим его от главных жизненных целей и, следовательно, стремиться к самореализации. Для изучения параметров самодетерминации использовались следующие методики: «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (шкала «общий показатель осмысленности жизни»), тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова (шкала «общий показатель способности к самоуправлению), «Тест самодетерминации» (шкалы «автономия» и «самовыражение». Для изучения самореализации мы взяли общий показатель самореализации («Опросник самореализации» С.И. Кудинова). В результате проведенного исследования выяснилось, что такие параметры самодетерминации, как способность самоуправления, автономия и самовыражение, положительно влияют на самореализацию личности, если имеют средние значения, т.е. движущей силой самореализации личности является гармоничное развитие самодетерминации и внешней детерминации, а осмысленность жизни служит фундаментом для этих процессов.
Плотникова Е.С. - От самодетерминации к самореализации c. 175-182

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.66259

Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как влияние самодетерминации на самореализацию личности и характер этого влияния. Процесс самодетерминации является сложным образованием личности, обеспечивающим человека свободой выбора пути своего развития (Э. Дейси и Р. Райан) и способностью действовать независимо от внешних обстоятельств и непредсказуемо для сторонних наблюдателей, но при этом следуя своей логике и убеждениям. Современный человек каждый день сталкивается повышенными требованиями, предъявляемыми ему на работе или учебе и в то же время имеет свободу, большой выбор жизненных путей и стратегий. Он может максимально реализовать свой потенциал, жить насыщенной творчеством жизнью, выражать самобытность и уникальность внутреннего мира. От того, насколько человек самодетерминирован, зависит его способность выбирать собственный путь развития, противостоять внешним факторам, отвлекающим его от главных жизненных целей и, следовательно, стремиться к самореализации. Для изучения параметров самодетерминации использовались следующие методики: «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (шкала «общий показатель осмысленности жизни»), тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова (шкала «общий показатель способности к самоуправлению), «Тест самодетерминации» (шкалы «автономия» и «самовыражение». Для изучения самореализации мы взяли общий показатель самореализации («Опросник самореализации» С.И. Кудинова). В результате проведенного исследования выяснилось, что такие параметры самодетерминации, как способность самоуправления, автономия и самовыражение, положительно влияют на самореализацию личности, если имеют средние значения, т.е. движущей силой самореализации личности является гармоничное развитие самодетерминации и внешней детерминации, а осмысленность жизни служит фундаментом для этих процессов.
Березина Т.Н. - Психогенетический анализ индивидуальной продолжительности жизни

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.18807

Аннотация: Индивидуальная продолжительность жизни рассматривается как психогенетический признак, анализируется влияние факторов наследственности и среды на его выраженность. Отмечается, что на индивидуальную продолжительность жизни влияют оба эти фактора, приводятся данные анализа литературы с доказательством влияния фактора наследственности и фактора среды. В качестве доказательств роли наследственности приводятся: запрограммированное количество клеточных делений, наличие «генов смерти», существование «биологических часов» и т.п. К доказательствам роли среды отнесены; изменение продолжительности жизни лабораторных животных под влиянием факторов среды, наличие негенетических причин старения, существование феномена «обратимости старения» у некоторых живых существ и т.п. Описывается собственное эмпирическое исследование, выполненное классическим близнецовым методом. на 100 парах монозиготных близнецов и 70 парах дизиготных близнецов, проживавших в РФ в XX-XXI веках, приводятся его результаты. Отмечается, что средние различия в продолжительности жизни монозиготных близнецов в парах достигают 9.4 года, а дизиготных – 12.3 лет. Приводятся данные корреляционного анализа, согласно которому показатель взаимосвязи по признаку индивидуальной продолжительности жизни в парах МЗ – близнецов равен 0.91, а ДЗ – 0.73. На основании полученных данных делается вывод о преимущественном влиянии общей и близкой среды на индивидуальную продолжительность в нашей стране в изучаемый период времени.
Березина Т.Н. - Психогенетический анализ индивидуальной продолжительности жизни c. 265-271

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.67869

Аннотация: Индивидуальная продолжительность жизни рассматривается как психогенетический признак, анализируется влияние факторов наследственности и среды на его выраженность. Отмечается, что на индивидуальную продолжительность жизни влияют оба эти фактора, приводятся данные анализа литературы с доказательством влияния фактора наследственности и фактора среды. В качестве доказательств роли наследственности приводятся: запрограммированное количество клеточных делений, наличие «генов смерти», существование «биологических часов» и т.п. К доказательствам роли среды отнесены; изменение продолжительности жизни лабораторных животных под влиянием факторов среды, наличие негенетических причин старения, существование феномена «обратимости старения» у некоторых живых существ и т.п. Описывается собственное эмпирическое исследование, выполненное классическим близнецовым методом. на 100 парах монозиготных близнецов и 70 парах дизиготных близнецов, проживавших в РФ в XX-XXI веках, приводятся его результаты. Отмечается, что средние различия в продолжительности жизни монозиготных близнецов в парах достигают 9.4 года, а дизиготных – 12.3 лет. Приводятся данные корреляционного анализа, согласно которому показатель взаимосвязи по признаку индивидуальной продолжительности жизни в парах МЗ – близнецов равен 0.91, а ДЗ – 0.73. На основании полученных данных делается вывод о преимущественном влиянии общей и близкой среды на индивидуальную продолжительность в нашей стране в изучаемый период времени.
Д.Г. Трунов - Измененное состояние сознания как фактор трансформации идентичности в «ритуалах перехода» c. 345-351

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.4.62638

Аннотация: «Ритуалы перехода», или обряды инициации, — это специальные процедуры, существующие в традиционном обществе, в религиозных и социальных практиках, оформляющие перемещение человека из одного статуса (социального, духовного и пр.) в другой, занимающий в иерархической структуре более высокое положению. Другими словами, ритуалы перехода и обряды инициации приводят к трансформации личной и социальной идентичности. Три наиболее важных функциональных компонента инициации (смерть, переход, рождение) отражают своеобразную логику дискретного мышления, в соответствие с которой трансформация идентичности происходит не постепенно, — это качественный скачек от одной формы самовосприятия (Я-концепции) к другой. Инициатический переход должен обязательно сопровождаться измененным состоянием сознания (транс, потеря или прерывание сознания и пр.) В ином случае сохраняется континуальность, непрерывность ощущения «Я». Существуют следующие средства для вызывания лиминальных («переходных») ощущений: использование психоактивных веществ растительного и животного происхождения, трансовых танцев, голодания, дыхательных практик, физических пыток, лишения сна, сенсорной депривации и т.д.
Козловская Т.Н., Назаренко Е.В., Кириенко А.А. - К проблеме субъективного благополучия девушек и юношей, склонных к асоциальному поведению

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.20854

Аннотация: Предметом исследования являются особенности субъективного благополучия. Особое внимание уделяется категории субъективного благополучия, теориям субъективного благополучия в отечественной и зарубежной психологии, компонентам субъективного благополучия и психологическим характеристикам субъективного благополучия девушек и юношей, склонных к асоциальному поведению. С целью детального анализа предмета изучения было проведено эмпирическое исследование, гипотезой которого послужило предположение о том, что общий уровень субъективного благополучия у юношей значительно отличается от общего уровня субъективного благополучия девушек, а именно уровень субъективного благополучия девушек выше, чем у юношей и имеет свои психологические особенности. Для эмпирического исследования были использованы методики «Шкала субъективного благополучия» в адаптации Н.П. Фетискина и В.В. Козлова и «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф). Исследование позволило установить, что как у девушек, так и у юношей, склонных к асоциальным проявлениям, с уменьшением общего уровня субъективного благополучия проявляется недостаток близких, доверительных отношений с другими. Научная новизна исследования заключается в изучении субъективного благополучия девушек и юношей, склонных к асоциальному поведению и выявлении свойственных им психологических особенностей. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные результаты исследования показали, что существуют различия в благополучии у юношей и девушек и для профилактики асоциальных проявлений нужны разные формы работы с ними. Посредством методов математической статистики были обнаружены значимые различия по общему уровню субъективного благополучия, уровень которого в выборке юношей выше, чем в выборке девушек. В результате корреляционного анализа были выявлены следующие особенности взаимосвязи субъективного и психологического благополучия в выборках. У юношей, склонных к асоциальным проявлениям выявлена обратно пропорциональная зависимость между напряженностью и требованиями повседневной жизни, психоэмоциональной симптоматикой и уровнем психологического благополучия. То есть чем выше выражена напряженность и чувствительность, тем ниже способность выполнять требования повседневной жизни, а с увеличением психоэмоциональный симптоматики снижается общий уровень психологического благополучия. Тогда как у девушек, особенности субъективного благополучия, связанны с изменением настроения.
Козловская Т.Н., Назаренко Е.В., Кириенко А.А. - К проблеме субъективного благополучия девушек и юношей, склонных к асоциальному поведению c. 603-613

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.68316

Аннотация: Предметом исследования являются особенности субъективного благополучия. Особое внимание уделяется категории субъективного благополучия, теориям субъективного благополучия в отечественной и зарубежной психологии, компонентам субъективного благополучия и психологическим характеристикам субъективного благополучия девушек и юношей, склонных к асоциальному поведению. С целью детального анализа предмета изучения было проведено эмпирическое исследование, гипотезой которого послужило предположение о том, что общий уровень субъективного благополучия у юношей значительно отличается от общего уровня субъективного благополучия девушек, а именно уровень субъективного благополучия девушек выше, чем у юношей и имеет свои психологические особенности. Для эмпирического исследования были использованы методики «Шкала субъективного благополучия» в адаптации Н.П. Фетискина и В.В. Козлова и «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф). Исследование позволило установить, что как у девушек, так и у юношей, склонных к асоциальным проявлениям, с уменьшением общего уровня субъективного благополучия проявляется недостаток близких, доверительных отношений с другими. Научная новизна исследования заключается в изучении субъективного благополучия девушек и юношей, склонных к асоциальному поведению и выявлении свойственных им психологических особенностей. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные результаты исследования показали, что существуют различия в благополучии у юношей и девушек и для профилактики асоциальных проявлений нужны разные формы работы с ними. Посредством методов математической статистики были обнаружены значимые различия по общему уровню субъективного благополучия, уровень которого в выборке юношей выше, чем в выборке девушек. В результате корреляционного анализа были выявлены следующие особенности взаимосвязи субъективного и психологического благополучия в выборках. У юношей, склонных к асоциальным проявлениям выявлена обратно пропорциональная зависимость между напряженностью и требованиями повседневной жизни, психоэмоциональной симптоматикой и уровнем психологического благополучия. То есть чем выше выражена напряженность и чувствительность, тем ниже способность выполнять требования повседневной жизни, а с увеличением психоэмоциональный симптоматики снижается общий уровень психологического благополучия. Тогда как у девушек, особенности субъективного благополучия, связанны с изменением настроения.
Червинская-Якимюк Э.Ф. - Чувство отчуждения и проявления социальной дезадаптации у старшеклассников

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.9323

Аннотация: Статья рассматривает чувство отчуждения и проявления социальной дезадаптации у старшеклассников. В литературе по данной теме часто цитируется много социологически-психологических теорий и концепций отчуждения. Одной из возможностей выяснения увеличения неприспособленческого поведения польской молодёжи можно назвать отнесение к теории М. Симана, которая в современных исследованиях проблемы отчуждения является доминирующей. M. Симан определяет отчуждение как многомерное явление, которое возникает в представленных ниже пяти вариантах: бессилие /беспомощность (powerlessens), тщеславие (meaninglessens), отсутствие норм (normlessnes), изоляция (isolation), чувство отстранения от самого себя (selfestrengement). Цель предпринятых эмпирических исследований заключается в понятии чувства отчуждения и проявлений социальной дезадаптации, а также в определении различий между группами учеников техникумов и профессионально-технических училищ (ПТУ) по отношению к выше названным явлениям. Исследования были проведены в случайно выбранном Комплексе Строительных школ № 1 в Кракове в группе 205 учеников мужского пола. В конце статьи автор добавляет свои предложения дальнейших исследований данной проблемы.
Э. Червинская-Якимюк - Чувство отчуждения и проявления социальной дезадаптации у старшеклассников c. 848-857

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.63228

Аннотация: Статья рассматривает чувство отчуждения и проявления социальной дезадаптации у старшеклассников. В литературе по данной теме часто цитируется много социологически-психологических теорий и концепций отчуждения. Одной из возможностей выяснения увеличения неприспособленческого поведения польской молодёжи можно назвать отнесение к теории М. Симана, которая в современных исследованиях проблемы отчуждения является доминирующей. M. Симан определяет отчуждение как многомерное явление, которое возникает в представленных ниже пяти вариантах: бессилие /беспомощность (powerlessens), тщеславие (meaninglessens), отсутствие норм (normlessnes), изоляция (isolation), чувство отстранения от самого себя (selfestrengement). Цель предпринятых эмпирических исследований заключается в понятии чувства отчуждения и проявлений социальной дезадаптации, а также в определении различий между группами учеников техникумов и профессионально-технических училищ (ПТУ) по отношению к выше названным явлениям. Исследования были проведены в случайно выбранном Комплексе Строительных школ № 1 в Кракове в группе 205 учеников мужского пола. В конце статьи автор добавляет свои предложения дальнейших исследований данной проблемы.
Щебетенко С.А. - Диспозициональная эффективность: на пересечении диспозиционального и когнитивного подходов к личности

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.16060

Аннотация: В статье предлагается вариант сближения диспозиционального и социально-когнитивного подходов к изучению личности. Ключевым элементом диспозиционального подхода являются черты – индивидуальные мотивационно-поведенческие комплексы, позволяющие описывать и прогнозировать поведение индивида. Социально-когнитивные теории личности, напротив, постулируют ключевую роль ситуационных, контекстных, факторов. В этой связи вводится понятие диспозициональной эффективности, понимаемое как аспект черты, в соответствии с которым индивид идентифицирует то, как он реагировал на ситуации, релевантные проявлению данной черты. Предполагается, что диспозициональная эффективность в отдельных случаях может более адекватно, чем абстрактная черта личности, характеризовать поведение индивида, включая академическую успешность. 1030 студентов российского университета заполняли Big Five Inventory для измерения черт личности (пятифакторная модель), а также его модификацию, разработанную для измерения диспозициональной эффективности. Измерялись два вида академической успешность: семестровая успеваемость в университете и баллы ЕГЭ по русскому языку и математике. Черта личности и соответствующая диспозициональная эффективность были сильно связаны между собой, но различались по своим средним значениям для каждого из пяти факторов. Черты личности слабо, но значимо, коррелировали с показателями академической успеваемости. Диспозициональная эффективность воспроизводила эти корреляции, но размеры полученных эффектов были больше – за исключением связи добросовестности с успеваемостью в университете. В пяти случаях из семи черты личности производили непрямые эффекты на академическую успеваемость, опосредованные диспозициональной эффективностью. Таким образом, диспозициональная эффективность может опосредовать связь черты личности с внешним критерием. Теоретически, в сравнении с чертами личности, диспозициональная эффективность является более изменчивым конструктом, предполагающим научение личностным схемам поведения и идентификацию с ними. Как и черта личности, диспозициональная эффективность психометрически является продуктом автобиографической памяти. Дальнейшие исследования могут быть посвящены внутренней дифференциации черты личности как единицы анализа.
Щебетенко С.А. - Диспозициональная эффективность: на пересечении диспозиционального и когнитивного подходов к личности c. 923-933

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.67111

Аннотация: В статье предлагается вариант сближения диспозиционального и социально-когнитивного подходов к изучению личности. Ключевым элементом диспозиционального подхода являются черты – индивидуальные мотивационно-поведенческие комплексы, позволяющие описывать и прогнозировать поведение индивида. Социально-когнитивные теории личности, напротив, постулируют ключевую роль ситуационных, контекстных, факторов. В этой связи вводится понятие диспозициональной эффективности, понимаемое как аспект черты, в соответствии с которым индивид идентифицирует то, как он реагировал на ситуации, релевантные проявлению данной черты. Предполагается, что диспозициональная эффективность в отдельных случаях может более адекватно, чем абстрактная черта личности, характеризовать поведение индивида, включая академическую успешность. 1030 студентов российского университета заполняли Big Five Inventory для измерения черт личности (пятифакторная модель), а также его модификацию, разработанную для измерения диспозициональной эффективности. Измерялись два вида академической успешность: семестровая успеваемость в университете и баллы ЕГЭ по русскому языку и математике. Черта личности и соответствующая диспозициональная эффективность были сильно связаны между собой, но различались по своим средним значениям для каждого из пяти факторов. Черты личности слабо, но значимо, коррелировали с показателями академической успеваемости. Диспозициональная эффективность воспроизводила эти корреляции, но размеры полученных эффектов были больше – за исключением связи добросовестности с успеваемостью в университете. В пяти случаях из семи черты личности производили непрямые эффекты на академическую успеваемость, опосредованные диспозициональной эффективностью. Таким образом, диспозициональная эффективность может опосредовать связь черты личности с внешним критерием. Теоретически, в сравнении с чертами личности, диспозициональная эффективность является более изменчивым конструктом, предполагающим научение личностным схемам поведения и идентификацию с ними. Как и черта личности, диспозициональная эффективность психометрически является продуктом автобиографической памяти. Дальнейшие исследования могут быть посвящены внутренней дифференциации черты личности как единицы анализа.
Зайцева Е.С., Ерзин А.И. - Когда под маской овцы таится лев. Темная триада личностных черт в группе условно-здоровых подростков c. 1011-1016

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.20527

Аннотация: Растущая враждебность, агрессия и жестокость в среде современных подростков психологи рассматривают через призму личностных черт, взаимодействующих с социальными стимулами. Однако внешняя детерминация агрессивного поведения далеко не всегда является ведущей. Предметом исследования выступил феномен темной триады черт личности в группе условно-здоровых подростков, который авторы рассматривают в качестве одного из основных интрапсихических факторов антисоциальности. Концепт «Темная триада» вошел в психологическую терминологию в 2002 г. благодаря исследованиям Paulhus и Williams. Компоненты темной триады (субклинические формы нарциссизма, макиавеллизма и социопатии) находятся в сложном взаимодействии друг с другом, сохраняя при этом свою самостоятельность. Целью настоящего исследования явилось изучение взаимосвязи компонентов темной триады в группе условно-здоровых подростков, выделение ведущих черт личности, наиболее тесно связанных с темной триадой, построение структурной модели феномена на основе собственных эмпирических данных. Было обследовано 30 школьников без трудностей адаптации в возрасте 13 – 15 лет. Психодиагностический инструментарий включал в себя тест NPI – 40, патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко, шкалу макиавеллизма R. Christie и F.L. Geis. Статистический анализ результатов основывался на эксплораторном факторном анализе и структурном моделировании. Результаты исследования показали, что компоненты темной триады в обследованной выборке находятся в относительной независимости друг от друга. С помощью факторного анализа было выделено 5 факторов, наиболее полно описывающих проявления темной триады личностных черт: «Агрессивность/садизм», «Мнительность/злопамятность», «Самолюбие», «Эмотивность» и «Раздражительность». Структурное моделирование показало относительную самостоятельность компонентов темной триады. Перспективу применения результатов данного исследования авторы видят в последующем распознавании личностных черт и акцентуаций характера, связанных с темной триадой, у психически здоровых подростков с целью выявления групп риска антисоциального поведения и дальнейшей психопрофилактической работы с ними.
Зайцева Е.С., Ерзин А.И. - Когда под маской овцы таится лев. Темная триада личностных черт в группе условно-здоровых подростков c. 1011-1016

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.68646

Аннотация: Растущая враждебность, агрессия и жестокость в среде современных подростков психологи рассматривают через призму личностных черт, взаимодействующих с социальными стимулами. Однако внешняя детерминация агрессивного поведения далеко не всегда является ведущей. Предметом исследования выступил феномен темной триады черт личности в группе условно-здоровых подростков, который авторы рассматривают в качестве одного из основных интрапсихических факторов антисоциальности. Концепт «Темная триада» вошел в психологическую терминологию в 2002 г. благодаря исследованиям Paulhus и Williams. Компоненты темной триады (субклинические формы нарциссизма, макиавеллизма и социопатии) находятся в сложном взаимодействии друг с другом, сохраняя при этом свою самостоятельность. Целью настоящего исследования явилось изучение взаимосвязи компонентов темной триады в группе условно-здоровых подростков, выделение ведущих черт личности, наиболее тесно связанных с темной триадой, построение структурной модели феномена на основе собственных эмпирических данных. Было обследовано 30 школьников без трудностей адаптации в возрасте 13 – 15 лет. Психодиагностический инструментарий включал в себя тест NPI – 40, патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко, шкалу макиавеллизма R. Christie и F.L. Geis. Статистический анализ результатов основывался на эксплораторном факторном анализе и структурном моделировании. Результаты исследования показали, что компоненты темной триады в обследованной выборке находятся в относительной независимости друг от друга. С помощью факторного анализа было выделено 5 факторов, наиболее полно описывающих проявления темной триады личностных черт: «Агрессивность/садизм», «Мнительность/злопамятность», «Самолюбие», «Эмотивность» и «Раздражительность». Структурное моделирование показало относительную самостоятельность компонентов темной триады. Перспективу применения результатов данного исследования авторы видят в последующем распознавании личностных черт и акцентуаций характера, связанных с темной триадой, у психически здоровых подростков с целью выявления групп риска антисоциального поведения и дальнейшей психопрофилактической работы с ними.
Посыпанова О.С., Посыпанова С.О. - Виртуальная дружба подростков как психологический феномен

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.11.16884

Аннотация: В связи с развитием сети Интернет и повсеместным распространением гаджетов, стало популярным дружить в виртуальной реальности. Этот феномен слабо изучен в науке. Виртуальная дружба (интернет-дружба, дружба в социальных сетях) определена в статье как вид псевдопартнерского взаимодействия в сети Интернет, при котором люди находятся в списке друзей, но не осуществляют тесных бескорыстных личных взаимоотношений. Авторы изучили дружбу в Интернет и сравнили ее с дружбой в реальной пространстве. В исследовании применялось анкетирование, тестирование, включенное наблюдение, также проводился эксперимент, в ходе которого в одной из социальных сетей был зарегистрирован несуществующий подросток с минимальными данными о биографии и социальных предпочтениях. Диагностировано, кто и как «дружит» с неизвестным человеком. Выявлено, что чуть более половины подростков добавляют в интернет-друзья совершенно незнакомого человека, также выделены другие оксюмороны интернет-дружбы. Определено, что интернет-дружба тесно связана с симпатией, но слабо связана с интернет-общением. Корреляционно обосновано, что виртуальная дружба должна быть классифицирована скорее как знакомство. Виртуальная дружба – мощный инструмент подростковой социализации.
Посыпанова О.С., Посыпанова С.О. - Виртуальная дружба подростков как психологический феномен c. 1179-1187

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.11.67216

Аннотация: В связи с развитием сети Интернет и повсеместным распространением гаджетов, стало популярным дружить в виртуальной реальности. Этот феномен слабо изучен в науке. Виртуальная дружба (интернет-дружба, дружба в социальных сетях) определена в статье как вид псевдопартнерского взаимодействия в сети Интернет, при котором люди находятся в списке друзей, но не осуществляют тесных бескорыстных личных взаимоотношений. Авторы изучили дружбу в Интернет и сравнили ее с дружбой в реальной пространстве. В исследовании применялось анкетирование, тестирование, включенное наблюдение, также проводился эксперимент, в ходе которого в одной из социальных сетей был зарегистрирован несуществующий подросток с минимальными данными о биографии и социальных предпочтениях. Диагностировано, кто и как «дружит» с неизвестным человеком. Выявлено, что чуть более половины подростков добавляют в интернет-друзья совершенно незнакомого человека, также выделены другие оксюмороны интернет-дружбы. Определено, что интернет-дружба тесно связана с симпатией, но слабо связана с интернет-общением. Корреляционно обосновано, что виртуальная дружба должна быть классифицирована скорее как знакомство. Виртуальная дружба – мощный инструмент подростковой социализации.
Шурыгина И.А. - Психолого-педагогические аспекты учебной активности в структуре интегральной индивидуальности младшего школьника

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.8878

Аннотация: Представлен теоретический анализ механизмов формирования учебной активности у младших школьников. Анализируются подходы к исследованию понятий «деятельность» и «активность», определяется системообразующая роль ведущей активности в структуре интегральной индивидуальности и ее место в процессе развития личности младшего школьника. Роль активности в структу¬ре интегральной индивидуальности представляется как ме¬ра взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, как способ самовыражения и самосуществования личности, при ко¬тором достигается качество целостного, самостоятельного и развивающегося субъекта. Показана структура активности в учебной деятельности: потенциал активности; регулятивный компонент, выражающий характер соотношения произвольной (волевой) и непроизвольной (эмоциональной) саморегуляции; динамический компонент (темп, интен¬сивность, эргичность); результативный компонент. Определены ведущие стили умственной активности младшего школьника: метацелевой, целевой и интеллектуально-неадаптивный. Выявлены системообразующая, гармонизирующая и компенсирующая функции стиля учебной активности в структуре интегральной индивидуальности. Определено значимое влияние на умственную активность в младшем школьном возрасте обучающей среды.
Шурыгина И.А. - Психолого-педагогические аспекты учебной активности в структуре интегральной индивидуальности младшего школьника c. 1207-1217

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.63712

Аннотация: Представлен теоретический анализ механизмов формирования учебной активности у младших школьников. Анализируются подходы к исследованию понятий «деятельность» и «активность», определяется системообразующая роль ведущей активности в структуре интегральной индивидуальности и ее место в процессе развития личности младшего школьника. Роль активности в структу¬ре интегральной индивидуальности представляется как ме¬ра взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, как способ самовыражения и самосуществования личности, при ко¬тором достигается качество целостного, самостоятельного и развивающегося субъекта. Показана структура активности в учебной деятельности: потенциал активности; регулятивный компонент, выражающий характер соотношения произвольной (волевой) и непроизвольной (эмоциональной) саморегуляции; динамический компонент (темп, интен¬сивность, эргичность); результативный компонент. Определены ведущие стили умственной активности младшего школьника: метацелевой, целевой и интеллектуально-неадаптивный. Выявлены системообразующая, гармонизирующая и компенсирующая функции стиля учебной активности в структуре интегральной индивидуальности. Определено значимое влияние на умственную активность в младшем школьном возрасте обучающей среды.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.