Статья 'Психолого-педагогические аспекты учебной активности в структуре интегральной индивидуальности младшего школьника' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Психолого-педагогические аспекты учебной активности в структуре интегральной индивидуальности младшего школьника

Шурыгина Ирина Александровна

кандидат педагогических наук

профессор, кафедра общей и социальной психологии, Международный славянский институт

129085, Россия, Москва, ул. Годовикова, д. 9, строение 25

Shurygina Irina Aleksandrovna

PhD in Pedagogy

129085, Russia, Moscow, ul. Godovikova, d. 9, stroenie 25

irshu63@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0722.2013.12.8878

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-6.54545454545-2013


Аннотация: Представлен теоретический анализ механизмов формирования учебной активности у младших школьников. Анализируются подходы к исследованию понятий «деятельность» и «активность», определяется системообразующая роль ведущей активности в структуре интегральной индивидуальности и ее место в процессе развития личности младшего школьника. Роль активности в структу¬ре интегральной индивидуальности представляется как ме¬ра взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, как способ самовыражения и самосуществования личности, при ко¬тором достигается качество целостного, самостоятельного и развивающегося субъекта. Показана структура активности в учебной деятельности: потенциал активности; регулятивный компонент, выражающий характер соотношения произвольной (волевой) и непроизвольной (эмоциональной) саморегуляции; динамический компонент (темп, интен¬сивность, эргичность); результативный компонент. Определены ведущие стили умственной активности младшего школьника: метацелевой, целевой и интеллектуально-неадаптивный. Выявлены системообразующая, гармонизирующая и компенсирующая функции стиля учебной активности в структуре интегральной индивидуальности. Определено значимое влияние на умственную активность в младшем школьном возрасте обучающей среды.


Ключевые слова:

деятельность, активность, умственная активность, интегральная индивидуальность, стиль активности, структура активности, факторы активности, субъектная активность, потенциал активности, активное учение

Библиография
1. Вяткин, Б.А. Стили активности как фактор развития интегральной индивидуальности / Б.А. Вяткин // Интегральное исследование индивиду-альности: стиль деятельности и общения.-Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 1992.-С. 36-55.
2. Брушлинский, А.В. Субъект деятельности и обратная связь.// Системные аспекты психической деятельности. М.: Наука, 1999.
3. Ждан, А.И. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и гуманизация образования / А.Н. Ждан // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, O.K. Тихомирова.-М.: Смысл, 1999.-С. 306-320.
4. Джидарьян, И.А. Категория активности и ее место в системе психо­логического знания / И.А. Джидарьян // Категории материалистической диалектики в психологии.-М.: Наука, 1988.-С. 56-88. Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С.Л. Рубинштейн // Вопр. психологии.-1960.-№ 3.
5. Дорфман, Л.Я. Эмоциональные предпочтения как фактор приспособ¬ления индивидуальности студента к требованиям учебной деятельности / Л.Я. Дорфман // Интегральное исследование индивидуальности: теорети¬ческие и педагогические аспекты.-Пермь, 1988. — С. 70-79.
6. Lompscher, J. Das Tatigkeitskonzept in der Psychologic I J. Lompscher II Padagogische Forschung.-1982.-№ 4.
7. Heckhausen, H. Motivationsanalyse der Anspruchsniveau. Setzung I H. Heckhausen II Pschologiche Forschung. Heckhausen II Pschologiche Forschung. Kuhl, J. A theory of volitional inhibition and an empirical test: individual differences in the topography of ERP patterns for action versus state oriented processing of emotional words I J. Kuhl, S. Schapkin, A. Gusev II Forschungs-berichte aus der Universitat Osnabruck.-1994.-№ 99.-P. 49-54.
8. Lewin, K. A dynamic theory of personality: Selected papers / K. Lewin.-New York : McGraw-Hill, 1999. 14.
9. Deci, E.L. The Psychology of Self-Determination. Lexington Books, D.C. Health and Company Lexington I E.L. Deci.-Massachusets ; Toronto, 1980.-242 p.
10. Maslow, A. Motivation and personality I A. Maslow.-3rd ed.-New York : Viking Press, 1987.-41 p.
11. Вяткин, Б.А. Стили активности как фактор развития интегральной индивидуальности / Б.А. Вяткин // Интегральное исследование индивиду­альности: стиль деятельности и общения.-Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 1992.-С. 36-55.
12. Волочков, А.А. Учебная активность в интегральном исследовании индивидуальности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Во-лочков А.А.-Пермь, 2002.-46 с.
13. Лусканова, Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обу¬чения / Н.Г. Лусканова.-М. : Фолиум, 1993.-45 с.
14. Волочков, А.А. Учебная активность в интегральном исследовании индивидуальности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Во­лочков А.А.-Пермь, 2002.-46 с. 25.
15. Вяткин, Б.А.Стили активности как фактор развития интегральной индивидуальности / Б.А. Вяткин // Интегральное исследование индивиду­альности: стиль деятельности и общения.-Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 1992.-С. 36-55.
16. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении.-Томск, 1993.
References
1. Vyatkin, B.A. Stili aktivnosti kak faktor razvitiya integral'noi individual'nosti / B.A. Vyatkin // Integral'noe issledovanie individu-al'nosti: stil' deyatel'nosti i obshcheniya.-Perm': Izd-vo Perm. gos. ped. un-ta, 1992.-S. 36-55.
2. Brushlinskii, A.V. Sub''ekt deyatel'nosti i obratnaya svyaz'.// Sistemnye aspekty psikhicheskoi deyatel'nosti. M.: Nauka, 1999.
3. Zhdan, A.I. Psikhologicheskaya teoriya deyatel'nosti A.N. Leont'eva i gumanizatsiya obrazovaniya / A.N. Zhdan // Traditsii i perspektivy deyatel'nostnogo podkhoda v psikhologii: shkola A.N. Leont'eva / pod red. A.E. Voiskunskogo, A.N. Zhdan, O.K. Tikhomirova.-M.: Smysl, 1999.-S. 306-320.
4. Dzhidar'yan, I.A. Kategoriya aktivnosti i ee mesto v sisteme psikho­logicheskogo znaniya / I.A. Dzhidar'yan // Kategorii materialisticheskoi dialektiki v psikhologii.-M.: Nauka, 1988.-S. 56-88. Rubinshtein, S.L. Problema sposobnostei i voprosy psikhologicheskoi teorii / S.L. Rubinshtein // Vopr. psikhologii.-1960.-№ 3.
5. Dorfman, L.Ya. Emotsional'nye predpochteniya kak faktor prisposob¬leniya individual'nosti studenta k trebovaniyam uchebnoi deyatel'nosti / L.Ya. Dorfman // Integral'noe issledovanie individual'nosti: teoreti¬cheskie i pedagogicheskie aspekty.-Perm', 1988. — S. 70-79.
6. Lompscher, J. Das Tatigkeitskonzept in der Psychologic I J. Lompscher II Padagogische Forschung.-1982.-№ 4.
7. Heckhausen, H. Motivationsanalyse der Anspruchsniveau. Setzung I H. Heckhausen II Pschologiche Forschung. Heckhausen II Pschologiche Forschung. Kuhl, J. A theory of volitional inhibition and an empirical test: individual differences in the topography of ERP patterns for action versus state oriented processing of emotional words I J. Kuhl, S. Schapkin, A. Gusev II Forschungs-berichte aus der Universitat Osnabruck.-1994.-№ 99.-P. 49-54.
8. Lewin, K. A dynamic theory of personality: Selected papers / K. Lewin.-New York : McGraw-Hill, 1999. 14.
9. Deci, E.L. The Psychology of Self-Determination. Lexington Books, D.C. Health and Company Lexington I E.L. Deci.-Massachusets ; Toronto, 1980.-242 p.
10. Maslow, A. Motivation and personality I A. Maslow.-3rd ed.-New York : Viking Press, 1987.-41 p.
11. Vyatkin, B.A. Stili aktivnosti kak faktor razvitiya integral'noi individual'nosti / B.A. Vyatkin // Integral'noe issledovanie individu­al'nosti: stil' deyatel'nosti i obshcheniya.-Perm': Izd-vo Perm. gos. ped. un-ta, 1992.-S. 36-55.
12. Volochkov, A.A. Uchebnaya aktivnost' v integral'nom issledovanii individual'nosti: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk : 19.00.01 / Vo-lochkov A.A.-Perm', 2002.-46 s.
13. Luskanova, N.G. Metody issledovaniya detei s trudnostyami obu¬cheniya / N.G. Luskanova.-M. : Folium, 1993.-45 s.
14. Volochkov, A.A. Uchebnaya aktivnost' v integral'nom issledovanii individual'nosti: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk : 19.00.01 / Vo­lochkov A.A.-Perm', 2002.-46 s. 25.
15. Vyatkin, B.A.Stili aktivnosti kak faktor razvitiya integral'noi individual'nosti / B.A. Vyatkin // Integral'noe issledovanie individu­al'nosti: stil' deyatel'nosti i obshcheniya.-Perm': Izd-vo Perm. gos. ped. un-ta, 1992.-S. 36-55.
16. Tsukerman, G.A. Vidy obshcheniya v obuchenii.-Tomsk, 1993.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.