Педагогика и просвещение - рубрика Поиски смысла
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "Поиски смысла"
Поиски смысла
Розин В.М. - К вопросу о преподавании духовных дисциплин.
Аннотация: В статье обсуждается новый подход к преподаванию духовных дисциплин. Вместо изложение знаний и рассказа о том, что говорили авторы духовных учений, предлагается культурно-историческая и персоналогическая реконструкция духовных произведений. Предлагаемый подход иллюстрируется на материале анализа произведения Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».
Розин В.М. - К вопросу о преподавании духовных дисциплин.
Аннотация: В статье обсуждается новый подход к преподаванию духовных дисциплин. Вместо изложение знаний и рассказа о том, что говорили авторы духовных учений, предлагается культурно-историческая и персоналогическая реконструкция духовных произведений. Предлагаемый подход иллюстрируется на материале анализа произведения Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».
Стороженко Н.В. - Признаки духа
Аннотация: В статье предпринята попытка рассмотрения Духовности и ее признаков, через понимание субъективности. Также рассмотрен и проанализирован ряд ценностей, которые могут являться признаками духовности.
Авалян С.А. - ФИЛОСОФСКОЕ ПОСТИЖЕНИЕ ЖЕСТОКОСТИ
Аннотация: Автор размышляет о причинах человеческой жестокости, оценивая ее как деструкцию эмоционального мира. Жестокость – это морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. Также считается, что это социально-психологический феномен, выражающийся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу неприемлемым в данной культуре способом.
Корнильев В.В. - Кому принадлежит смысл жизни?

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.7415

Аннотация: Вопрос смысла жизни поднят во множестве философских и художественных произведений. На основе работы Иванова-разумника «О смысле жизни», включающей в себя анализ творчества Л. Шестова, Л. Андреева и Ф. Сологуба, производится осмысление и анализ темы с использованием положений современного естествознания об энтропии. Факты о неупорядоченности энергии указывают на прямое взаимоотношение темы смысла жизни, процесса развития и систематической организации, в том числе, это подкрепляется положениями Э. Фромма и Ф. Ницше о незавершенности человеческой природы. Явления любви, дружеских, товарищеских и партнерских взаимоотношений определяют постижение смысла. Мнение Иванова-Разумника о том, что единственно правомерно использование интуитивно-творческого метода в философии оспаривается. Смысл жизни укрыт не в природе человека или общества, а в их взаимосвязи. Это раскрывает смерть и жестокость как необходимые условия сбалансирования и оптимизации данной взаимосвязи.
Спирова Э.М. - Гуманитарное знание в поисках смысла
Аннотация: От чего люди обоготворяют знание? Почему они придают такое значение зазубриванию формул, законов, дат? Разве нельзя прожить без всевозможных открытий и изобретений. Пусть я не помню, что происходило под Ватерлоо. Что из того, что я забыл формулу синильной кислоты? Разве мир рухнет, если я не обозначу сейчас на доске этот физический закон? Что заставляет нас так благоговейно ценить знание?
Семиделихина О.Ю. - Развитие речевой культуры курсантов в процессе обучения иностранному языку: практический аспект c. 40-48

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.23116

Аннотация: Задачи по развитию речевой культуры курсантов в системе военной образовательной организации требуют поиска эффективных способов решения на межпредметной интегративной основе. Учебная дисциплина "иностранный язык" является одним из компонентов образовательной среды, способствующим развитию речевой культуры курсантов. В статье отражен практический аспект развития речевой культуры средствами иностранного языка. Комплекс приемов, способствующий повышению культурно-речевого уровня и развитию личности курсанта в процессе обучения иностранному языку, выступает предметом исследования. Автором представлено обоснование совокупности коммуникативно-ориентированного и сознательно-сопоставительного методов, лежащих в основе развития речевой культуры курсантов в процессе обучения иностранному языку. Иностранный язык выступает не только средством межнационального общения, но и является источником развития речевой культуры родного языка. Применение комплекса приемов, разработанного на основе культуросообразной направленности содержательных и процессуальных компонентов иноязычного образования, доказывает возможность развития речевой культуры курсантов в процессе личностно-развивающего обучения иностранным языкам в военной образовательной организации.
Н.С. Колоколова - Половая и гендерная идентичность и ее роль в формировании личности человека c. 42-50
Аннотация: человеку свойственно желание преобразовывать окружающий мир, совершенствовать его, так же как и желание изменяться самому. Средневековый философ Тертуллиан не понимал, почему люди не хотят быть самими собой? Отчего они стремятся изменить свою внешность? Ответы на эти вопросы можно получить, размышляя над механизмом идентичности.
Э.М. Спирова - Гуманитарное знание в поисках смысла c. 47-58
Аннотация: От чего люди обоготворяют знание? Почему они придают такое значение зазубриванию формул, законов, дат? Разве нельзя прожить без всевозможных открытий и изобретений. Пусть я не помню, что происходило под Ватерлоо. Что из того, что я забыл формулу синильной кислоты? Разве мир рухнет, если я не обозначу сейчас на доске этот физический закон? Что заставляет нас так благоговейно ценить знание?
Михаленко Ю.П. - Адам Смит как теоретик образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.12624

Аннотация: Предмет исследования – взгляды Адама Смита на развитие науки и образования, начиная с Античности и заканчивая Новым временем. Адам Смит, которого мы обычно воспринимаем как чистого экономиста, на самом деле разрабатывал нравственные аспекты хозяйствования, уделяя особое внимание усовершенствованию общечеловеческой нравственности. В статье вслед за Смитом сравниваются образовательные и научные достижения древних Греции и Рима, проводится анализ образовательных процессов, происходивших в Европе в Средневековье и Новое время. Автор придерживается метода материалистической диалектики и эмпирически аналитических приёмов, сочетая индукцию с дедукцией, каждый подход в нужном месте и в соответствующих соотношениях. В статье описано становление мировоззрения А. Смита в ходе изучения им научной, образовательной, юридической, философской мысли. Особое внимание Смит уделил достижениям в области науки и образования древних Греции и Рима. Образцом же научной теории он считал концепцию Ньютона, ей же он придавал смысл методологического руководства, пригодного для других научных дисциплин, например для особо интересовавшей А. Смита моральной философии. Изучая концепции А. Смита, Ф. Бэкона, И. Ньютона, автор проводит параллели с современными процессами реформирования российской науки и образования.
Михаленко Ю.П. - Адам Смит как теоретик образования c. 50-66

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.65472

Аннотация: Предмет исследования – взгляды Адама Смита на развитие науки и образования, начиная с Античности и заканчивая Новым временем. Адам Смит, которого мы обычно воспринимаем как чистого экономиста, на самом деле разрабатывал нравственные аспекты хозяйствования, уделяя особое внимание усовершенствованию общечеловеческой нравственности. В статье вслед за Смитом сравниваются образовательные и научные достижения древних Греции и Рима, проводится анализ образовательных процессов, происходивших в Европе в Средневековье и Новое время. Автор придерживается метода материалистической диалектики и эмпирически аналитических приёмов, сочетая индукцию с дедукцией, каждый подход в нужном месте и в соответствующих соотношениях. В статье описано становление мировоззрения А. Смита в ходе изучения им научной, образовательной, юридической, философской мысли. Особое внимание Смит уделил достижениям в области науки и образования древних Греции и Рима. Образцом же научной теории он считал концепцию Ньютона, ей же он придавал смысл методологического руководства, пригодного для других научных дисциплин, например для особо интересовавшей А. Смита моральной философии. Изучая концепции А. Смита, Ф. Бэкона, И. Ньютона, автор проводит параллели с современными процессами реформирования российской науки и образования.
И.Л. Андреев - Африканская народная педагогика c. 51-63
Аннотация: в статье на материалах личных впечатлений автора и полевых исследований в 15 странах Тропической Африки (1962-2010) анализируется сохранившаяся в деревнях континента традиционная система подготовки к взрослой жизни (обучения и воспитания) детей и подростков в общинно-племенном социуме, играющая роль континентальной «модели» подготовки к самостоятельной жизни, характерной для эпохи неолитической революции.
Седов С.А. - Сущностные характеристики понятия «качество высшего профессионально-педагогического образования» c. 54-62

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.4.24790

Аннотация: Объектом исследования является подготовка педагогов профессионального обучения в вузе. Предметом исследования является качество высшего профессионально-педагогического образования. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как оценка качества и менеджмент качества (в том числе планирование качества, управление качеством, обеспечение качества, улучшение качества), составляющие понятие «гарантии качества в высшем образовании». Особое внимание уделяется анализу официального адаптированного перевода актуальных иностранных источников на русский язык (стандартов и рекомендации ENQA "ESG 2015", стандарта ГОСТ Р ИСО 9000-2015 (ISO 9000:2015)). Методами исследования послужили терминологический анализ основных понятий применительно к качеству подготовки педагогов профессионального обучения, системный анализ гарантий качества в высшем образовании, социально-педагогический анализ методологической и нормативной базы качества высшего профессионально-педагогического образования. Основными выводами проведенного исследования являются уточнения смысла терминов «профессионально-педагогическое образование», «качество образования», «гарантии качества» в контексте подготовки педагогов профессионального обучения. Особым вкладом автора в исследование темы является обобщение сущностных характеристик понятия «качество высшего профессионально-педагогического образования». Новизна исследования заключается в определении исследуемого понятия.
В.М. Розин - К вопросу о преподавании духовных дисциплин c. 55-60
Аннотация: в статье обсуждается новый подход к преподаванию духовных дисциплин. Вместо изложения знаний и рассказа о том, что говорили авторы духовных учений, предлагается культурно-историческая и персоналогическая реконструкция духовных произведений. Предлагаемый подход иллюстрируется на материале анализа произведения Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».
Н.В. Стороженко - Признаки духа c. 58-67
Аннотация: в статье предпринята попытка рассмотрения Духовности и ее признаков, через понимание субъективности. Также рассмотрен и проанализирован ряд ценностей, которые могут являться признаками духовности.
В.В. Корнильев - Кому принадлежит смысл жизни? c. 60-71

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62557

Аннотация: Вопрос смысла жизни поднят во множестве философских и художественных произведений. На основе работы Иванова-разумника «О смысле жизни», включающей в себя анализ творчества Л. Шестова, Л. Андреева и Ф. Сологуба, производится осмысление и анализ темы с использованием положений современного естествознания об энтропии. Факты о неупорядоченности энергии указывают на прямое взаимоотношение темы смысла жизни, процесса развития и систематической организации, в том числе, это подкрепляется положениями Э. Фромма и Ф. Ницше о незавершенности человеческой природы. Явления любви, дружеских, товарищеских и партнерских взаимоотношений определяют постижение смысла. Мнение Иванова-Разумника о том, что единственно правомерно использование интуитивно-творческого метода в философии оспаривается. Смысл жизни укрыт не в природе человека или общества, а в их взаимосвязи. Это раскрывает смерть и жестокость как необходимые условия сбалансирования и оптимизации данной взаимосвязи.
Боброва Л.Н., Москалев А.Н., Никулова Г.А. - Ступени формирования практико-ориентированных IT-компетенций будущих учителей: от учебных проектов до реальных достижений c. 66-79

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.3.23793

Аннотация: Констатация активного использования студентами и педагогами информационных технологий (IT) в учебном процессе определила предмет исследования: IT-компетенции будущих учителей при выборе, использовании и создании программных средств учебного назначения (ПСУН). Особое внимание уделено требованиям к готовности педагогов к этим видам деятельности, отраженным в интернациональных и федеральных образовательных стандартах. Цель статьи – описание комплексного подхода к формированию практико-ориентированных IT-компетенций студентов педагогических специальностей с одновременным решением проблемы актуализации информационной и компьютерной поддержки преподавания дисциплин в педагогическом вузе. На основе проведенного интернет-опроса проанализированы IT-потребности педагогических кадров, структура их интересов в данной области и интенсивность использования информационных технологий. Выявлены проблемы, возникающие у педагогов при использовании готовых программных продуктов, главной среди которых является сложность их адаптации к своей методике и планированию занятий. Описаны концепция, система и опыт подготовки студентов педагогических специальностей к разработке и применению собственных программных средств учебного назначения. Сформулированы основные принципы «сквозного» формирования IT-компетенций и учебно-методические и психологические последствия разработанного подхода. В качестве примеров студенческих проектов приведены полнофункциональные программные средства учебного назначения для поддержки дисциплин, реализуемых в ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского.
Игнатьева Г.А., Мольков А.С. - Концептуальные идеи как основание построения инновационной школы c. 124-132

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21972

Аннотация: Предметом исследования выступают рефлексивные механизмы и деятельностные условия проектирования концептуальных идей. Отмечается ключевое значение проектирования концептуальных идей в процессе построения инновационной и авторской школы. Авторы анализируют актуальную ситуацию в современном отечественном инновационном движении, ориентированном на построение инновационной инфраструктуры и проблематизируют процессы инновационного поиска, основываясь на анализе деятельности образовательных организаций общего образования, участвующих в проекте "Проектно-сетевой институт инновационного образования" Федеральной инновационной площадки на базе ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования". Методология исследования основывается на проектно-преобразующей антропологической парадигме и рефлексивно-позиционном подходе. В ходе анализа концептуального поиска и построения типологии инновационных идей использован метод концептуального моделирования и сравнительно-сопоставительного анализа. Результаты исследований представляются в формате содержательной типологии инновационных идей и практик Проектно-сетевого института инновационного образования. Сформулированы три основных типа инновационных идей Нижегородских авторских школ: инновационные идеи, ориентированные на создание учебно-профессиональных сообществ; инновационные идеи, ориентированные на создание новых типов социальных организованностей; инновационные идеи, ориентированные на создание метаорганизаций – позиционных общностей.
Мальцева Т.Е. - Концептуальные подходы к определению понятия социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.15963

Аннотация: Объектом данного исследования являются будущие специалисты социальной сферы с социально-функциональными отличиями, предметом – определение понятия социально-профессиональной субъектности. Автор впервые вводит в тезаурус научных терминов понятие «социально-профессиональная субъектность», что предопределяется необходимостью рассмотрения получения высшего образования особой категорией социальных клиентов − лицами с социально-функциональными отличиями, что тоже является новым авторским определением, введенным для выделения особой группы социальных клиентов. Лица с социально-функциональными отличиями - мощный потенциал в социальной работе с различными группами клиентов. Определение понятия "социально-профессиональная субъектность" представляет собой супплетивный метод, отражающий взаимопроникновения и слияние нескольких слагающих: субъектность, социальная субъектность, профессиональная субъектность. Основными выводами данного исследования является обобщение характеристики концептуальных подходов к определению социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями. Автор отмечает, их бинарную сущность, поскольку они могут быть рассмотрены и как процесс профессиональной социализации, и как важный аспект социальной работы, отражающий социальную политику государства.
Мальцева Т.Е. - Концептуальные подходы к определению понятия социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями c. 194-200

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66948

Аннотация: Объектом данного исследования являются будущие специалисты социальной сферы с социально-функциональными отличиями, предметом – определение понятия социально-профессиональной субъектности. Автор впервые вводит в тезаурус научных терминов понятие «социально-профессиональная субъектность», что предопределяется необходимостью рассмотрения получения высшего образования особой категорией социальных клиентов − лицами с социально-функциональными отличиями, что тоже является новым авторским определением, введенным для выделения особой группы социальных клиентов. Лица с социально-функциональными отличиями - мощный потенциал в социальной работе с различными группами клиентов. Определение понятия "социально-профессиональная субъектность" представляет собой супплетивный метод, отражающий взаимопроникновения и слияние нескольких слагающих: субъектность, социальная субъектность, профессиональная субъектность. Основными выводами данного исследования является обобщение характеристики концептуальных подходов к определению социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями. Автор отмечает, их бинарную сущность, поскольку они могут быть рассмотрены и как процесс профессиональной социализации, и как важный аспект социальной работы, отражающий социальную политику государства.
Мамедова Л.В., Хороших П.П., Сергиевич А.А., Гудков Ю.Э. - Роль педагога-медиатора в инклюзивной среде общеобразовательной школы

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.20247

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является медиаторная служба в аспекте развития системы инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Создание инклюзивной среды способствовало появлению ряда конфликтогенов, которые отражаются на всех участниках образовательного процесса: детях, родителях и педагогах. Педагог-медиатор. как специалист по разрешению конфликтов, может способствовать снятию напряжения как в детском коллективе, где возникают спорные ситуации из-за наличия в коллективе ребенка с ОВЗ, так и среди педагогического коллектива. В статьи рассмотрена методология работы педагога-медиатора с основными участниками образовательного процесса. Особое внимание уделяется принципам работы с детьми с ОВЗ Основным выводом проведенного анализа является сформированная базовая методологическая основа для работы педагога-медиатора в инклюзивной среде. Авторами отмечено, что развитие инклюзивной системы ведет к возникновению ряд конфликтов, полноценное разрешение которых возможно только профессиональными педагогами-медиаторами. при этом в статье подчеркнута специфика работы медиаторной службы в аспекте взаимодействия с ребенком с ОВЗ
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.