Статья 'Концептуальные подходы к определению понятия социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями ' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Концептуальные подходы к определению понятия социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями

Мальцева Татьяна Евгеньевна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра социальной работы, Луганский государственный педагогический университет

91028, Украина, г. Луганск, ул. Квартал Луганский, 4, кв. 18

Mal'tseva Tat'yana Evgen'evna

PhD in Pedagogy

Docent, the department of Social Work, Luhansk State Pedagogical University

91028, Ukraine, g. Lugansk, ul. Kvartal Luganskii, 4, kv. 18

maltzevate@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0676.2015.2.15963

Дата направления статьи в редакцию:

22-07-2015


Дата публикации:

1-3-2015


Аннотация: Объектом данного исследования являются будущие специалисты социальной сферы с социально-функциональными отличиями, предметом – определение понятия социально-профессиональной субъектности. Автор впервые вводит в тезаурус научных терминов понятие «социально-профессиональная субъектность», что предопределяется необходимостью рассмотрения получения высшего образования особой категорией социальных клиентов − лицами с социально-функциональными отличиями, что тоже является новым авторским определением, введенным для выделения особой группы социальных клиентов. Лица с социально-функциональными отличиями - мощный потенциал в социальной работе с различными группами клиентов. Определение понятия "социально-профессиональная субъектность" представляет собой супплетивный метод, отражающий взаимопроникновения и слияние нескольких слагающих: субъектность, социальная субъектность, профессиональная субъектность. Основными выводами данного исследования является обобщение характеристики концептуальных подходов к определению социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями. Автор отмечает, их бинарную сущность, поскольку они могут быть рассмотрены и как процесс профессиональной социализации, и как важный аспект социальной работы, отражающий социальную политику государства.


Ключевые слова:

социально-функциональные отличия, субъектность, социальная субъектность, профессиональная субъектность, социально-профессиональная субъектность, кризис идентичности, субъект деятельности, личностный рост, саморазвитие, самосознание

УДК:

378.01(075.8)

Abstract: The object of the present research is the future social workers with socio-functioinal differences, the subject of the research is the definiton of the term 'socio-professional subjectivity'. For the first time in the academic literature the author introduces a scientific term 'socio-professional subjectivity' which has been predetermined by the need to provide for higher education of a special category of social customers, i.e. people with socio-functional differences. The latter is also a new term offered by the author of the article in order to describe a special group of social customers. According to the author, people with socio-functional differences present a high potential for social work with various groups of clients. The definition of 'socio-professional subjectivity' is introduced based on a suppletive method that reflects mutual convergence and confluence of a number of elements, i.e. subjectivity, social subjectivity and professional subjectivity. The main result of the present research is the generalization of conceptual approaches to the definition of socio-professional subjectivity of future social workers with socio-functional differences. The author underlines their binary nature and emphasize the fact that they can be viewed both as the process of professional socialization and important aspect of social work that reflects social policy of the government. 


Keywords:

actor, identity crisis, socio-professional subjectivity, professional subjectivity, social subjectivity, subjectivity, socio-functional differences, personal growth, self-development, identity

Библиография
1. Бочарникова Н. А. Формирование профессиональной культуры социального работника в образовательном пространстве университета: автореферат дис.. .. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Бочарникова Наталия Анатольевна; [Место защиты: ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского»]. − Чита, 2012. – 25 с.
2. Дементьева Н.Ф. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника в : Социальная работа в учреждениях здравоохранения / Дементьева Н. Ф., Шаталова Е. Ю., Соболь А. Я. − М., 2002.
3. Львова Е.Н. Социальная работа с людьми с ограниченных возможностей: методические рекомендации к спецкурсу / Е.Н.Львова. – Ульяновск: УлГУ, 2002.
4. Горчинський С. В. Концептуальні основи дослідження проблеми становлення субʼєктності майбутнього вчителя / С. . Горчинський, 2010. ‒ [Електронний ресурс]. ‒ Режим доступу: uadocs.exdat.com›docs/index-455103.html.
5. Фаріна Я. О. Субʼєкт і субʼєктність як соціальні феномени: наукові інтерпритації / Я. О. Фаріна. ‒ [Електронний ресурс]. ‒ Режим доступу: http://lib.chdu.edu.ua. ‒ C. 42-43.
6. Марченко А.В. Категория субъектности в контексте развития психолого-педагогической мысли конца XIX ‒ i половины ХХ века / А.В. Марченко ‒ Образование Донбасса. ‒ №. 2 (139) , 2010. ‒ С. 82.
7. Дьяков С. И. Семантические факторы субъектности будущего педагога 2006 года // Автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.07 / Сергей Иванович Дьяков; Ин-т психологии им. Г.С.Костюка АПН Украины. ‒ К., 2006. ‒ 20 с. ‒ укр.
8. Толмачова І. М. Урок як поле субʼєктності учителя і молодших школярів / І. М. Толмачова. ‒ [Електронний ресурс]. ‒ Режим доступу: nauka.hnpu.edu.ua›sites/default/files…Pedagogika. ‒ Свободний. ‒ Назва з екрану.
9. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 269 с.
10. Машбиц Ю. І. Довизначення учбової задачі як психологічний механізм навчання / Ю. І. Машбиц // Вісник Харківського національного університету. №493. – Х., 2000. – С.21-25.
11. Конаржевский Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2000. – 336 с.
12. Павлова Л. Д. Психологическое сопровождение личностно ориентированного обучения / Л. Д. Павлова– Луганск : Знание, 2006. – 400 с.
13. Леонтьев A. Н. Деятельность. Сознание. Личность / A. Н. Леонтьев. – М., 1975. – С. 180-181.
14. Сергеев Н.К. Субъектность как целостная характеристика профессионального становления студента / Н. К. Сергеев, Н. М. Боритко // Проблема целостного развития личности студента как субъекта педагогического-имодействия. – Донецк, 2004. – С. 3-9.
15. Социология / под общей редакцией В. П. Андрущенко, Н. И. Горлача. ‒ Киев-Харьков, 1998.
16. Тітмонас А. До питання про передумови інституціоналізації науки / А.Тітмонас // Соціологічні проблеми науки. ‒ М., 1974.
17. А.А. Воронин К вопросу о механизмах социального самосознания // Философия и культура. - 2010. - 1. - C. 78 - 88.
References
1. Bocharnikova N. A. Formirovanie professional'noi kul'tury sotsial'nogo rabotnika v obrazovatel'nom prostranstve universiteta: avtoreferat dis.. .. kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.08 / Bocharnikova Nataliya Anatol'evna; [Mesto zashchity: FGBOU VPO «Zabaikal'skii gosudarstvennyi gumanitarno-pedagogicheskii universitet im. N.G. Chernyshevskogo»]. − Chita, 2012. – 25 s.
2. Dement'eva N.F. Organizatsionno-metodicheskie aspekty deyatel'nosti sotsial'nogo rabotnika v : Sotsial'naya rabota v uchrezhdeniyakh zdravookhraneniya / Dement'eva N. F., Shatalova E. Yu., Sobol' A. Ya. − M., 2002.
3. L'vova E.N. Sotsial'naya rabota s lyud'mi s ogranichennykh vozmozhnostei: metodicheskie rekomendatsii k spetskursu / E.N.L'vova. – Ul'yanovsk: UlGU, 2002.
4. Gorchins'kii S. V. Kontseptual'nі osnovi doslіdzhennya problemi stanovlennya subʼєktnostі maibutn'ogo vchitelya / S. . Gorchins'kii, 2010. ‒ [Elektronnii resurs]. ‒ Rezhim dostupu: uadocs.exdat.com›docs/index-455103.html.
5. Farіna Ya. O. Subʼєkt і subʼєktnіst' yak sotsіal'nі fenomeni: naukovі іnterpritatsії / Ya. O. Farіna. ‒ [Elektronnii resurs]. ‒ Rezhim dostupu: http://lib.chdu.edu.ua. ‒ C. 42-43.
6. Marchenko A.V. Kategoriya sub''ektnosti v kontekste razvitiya psikhologo-pedagogicheskoi mysli kontsa XIX ‒ i poloviny KhKh veka / A.V. Marchenko ‒ Obrazovanie Donbassa. ‒ №. 2 (139) , 2010. ‒ S. 82.
7. D'yakov S. I. Semanticheskie faktory sub''ektnosti budushchego pedagoga 2006 goda // Avtoref. dis... kand. psikhol. nauk: 19.00.07 / Sergei Ivanovich D'yakov; In-t psikhologii im. G.S.Kostyuka APN Ukrainy. ‒ K., 2006. ‒ 20 s. ‒ ukr.
8. Tolmachova І. M. Urok yak pole subʼєktnostі uchitelya і molodshikh shkolyarіv / І. M. Tolmachova. ‒ [Elektronnii resurs]. ‒ Rezhim dostupu: nauka.hnpu.edu.ua›sites/default/files…Pedagogika. ‒ Svobodnii. ‒ Nazva z ekranu.
9. Tsukerman G. A. Vidy obshcheniya v obuchenii / G. A. Tsukerman. – Tomsk: Peleng, 1993. – 269 s.
10. Mashbits Yu. І. Doviznachennya uchbovoї zadachі yak psikhologіchnii mekhanіzm navchannya / Yu. І. Mashbits // Vіsnik Kharkіvs'kogo natsіonal'nogo unіversitetu. №493. – Kh., 2000. – S.21-25.
11. Konarzhevskii Yu.A. Analiz uroka / Yu.A. Konarzhevskii. – M. : Tsentr «Pedagogicheskii poisk», 2000. – 336 s.
12. Pavlova L. D. Psikhologicheskoe soprovozhdenie lichnostno orientirovannogo obucheniya / L. D. Pavlova– Lugansk : Znanie, 2006. – 400 s.
13. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' / A. N. Leont'ev. – M., 1975. – S. 180-181.
14. Sergeev N.K. Sub''ektnost' kak tselostnaya kharakteristika professional'nogo stanovleniya studenta / N. K. Sergeev, N. M. Boritko // Problema tselostnogo razvitiya lichnosti studenta kak sub''ekta pedagogicheskogo-imodeistviya. – Donetsk, 2004. – S. 3-9.
15. Sotsiologiya / pod obshchei redaktsiei V. P. Andrushchenko, N. I. Gorlacha. ‒ Kiev-Khar'kov, 1998.
16. Tіtmonas A. Do pitannya pro peredumovi іnstitutsіonalіzatsії nauki / A.Tіtmonas // Sotsіologіchnі problemi nauki. ‒ M., 1974.
17. A.A. Voronin K voprosu o mekhanizmakh sotsial'nogo samosoznaniya // Filosofiya i kul'tura. - 2010. - 1. - C. 78 - 88.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.