по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 03, 2023
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 05-10-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2023
Новые методики и технологии
Дианов С.А., Дианова Ю.В. - Профессиональные авторские методики обучения компьютерно-графическому моделированию для участников передовой инженерной школы c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.39807

EDN: AHKBYX

Аннотация: В статье представлен исследовательский взгляд на особенности организации процесса обучения компьютерно-графическому моделированию для участников образовательного процесса в рамках передовой инженерной школы. Показано, что данное направление не является новаторским и у креативных команд вузовских инженерных школ к настоящему времени уже наработан определенный опыт оперативного решения типичных проблем в процессе опережающей подготовки высококвалифицированного специалиста. При этом авторы статьи обращают внимание на обстоятельства, которые существенным образом ограничивают достижение амбициозных целей, преследуемых при реализации пилотных образовательных программ. Заявка участников передовой инженерной школы сократить разрыв между теорией и практикой выглядит особенно декларативной, если учесть, что на формирование даже базовых умений и навыков (пространственное мышление) у многих членов групп элитной инженерной подготовки требуются значительные временные затраты. Доказано, что в настоящее время в российских образовательных организациях высшего образования рассматриваемая проблематика решается традиционными методическими приемами в рамках преподавания учебной дисциплины «Инженерная геометрия и компьютерная графика». Изложенные в статье авторские методики обучения компьютерно-графическому моделированию адресованы педагогам-новаторам и педагогам-исследователям, реально оценивающими свои возможности при разработке и внедрении собственных проектных образовательных продуктов для обучающихся, сделавших осознанный выбор в пользу передовой инженерной школы. Статья написана по результатам апробации ряда авторских педагогических инициатив в образовательном процессе технического вуза (Пермский Политех).
Массово-информационные процессы в обучении
Kompaneeva L.G., Gulyaeva E.V., Gavrish A.D., Platonova D.O. - Unfavorable epidemiological situation as an intensifier of digitalization of higher education c. 14-28

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.43503

EDN: SANQOR

Abstract: The relevance of the article is determined by the need to analyze the changes that occurred in higher education institutions in the area of the use of digital technology during and after the pandemic. Within the framework of this research, we conducted a content-analysis of the websites and curricula of Volgograd higher education institutions and a questionnaire survey of students in order to identify the advantages and disadvantages of the use of digital technology and e-learning in the modern context. Digitalization came into the process of the management of higher education institutions long ago, however, rapid changes in e-learning have occurred in the last two years, which was confirmed in the results of our study. 70-80% of students' independent work was transferred to electronic form, the classroom workload is replaced with online lessons, the teaching methods change: the use of mixed learning as well as blended and flipped learning increases. The results of the study make us think about the excessive enthusiasm for e-learning, possibilities and risks of its use. Digital education brings significant changes in the role of professors and students in the process of learning, which requires appropriate adaptation and causes changes in the management of the organizations and the introduction of new actors in the educational process. At the institutional level, our conclusions indicate the need to support the academic staff in the area of methodological and technical assistance since the process of digital transformation of higher education institutions is irreversible and its intensiveness continues to grow.
Новые методики и технологии
Лескова И.А. - Мыслить сложно и о сложном (инструменты нового педагогического мышления) c. 29-41

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.38432

EDN: SBBVAZ

Аннотация: Новый уровень системной сложности стоящих перед современным образованием задач определяет необходимость поиска новых инструментов мышления, обеспечивающих их решение. Этим обусловлена актуальность данного исследования, цель которого предложить новый инструмент мышления, обеспечивающий возможность мыслить сложно и о сложном^ hассматривать объект, например, образование, как сложное целое, т.е. включённым через общность конститутивной основы в систему разнокачественных связей и взаимодействий$ Качественно сжимать большие массивы разнородной информации, интегрировать (собирать) его в смысловую связность. В процессе научного поиска были использованы методы научной теоретизации в контексте идей постнеклассической науки и на её методологической основе. В статье в качестве инструмента мышления рассмотрена структура онтологического представления, под которой понимается порядок членения мира в сознании общества (то, как смысл этого представления организует сознание). В этом состоит научная новизна исследования. На примере традиционной системы обучения показано основополагающее влияние структуры того онтологического представления, в котором она выстроена (разделение между субъективным миром и объективным миром). С этой позиции выделено четыре структурных маркера этой системы и её базовые смыслы (онтологический, антропологический и др.). Их наличие в образовательных (ин)новациях свидетельствует, что данные (ин)новации есть вариант традиционной системы обучения, соответственно общим является качество образовательного результата и его несоответствие вызовам времени. Проведённый анализ ФГОС 4.0 — первый цифровой стандарт это подтверждает. В статье рассматривается структура онтологического основания новой системы образования, способной отвечать на вызовы времени, выделены её базовые смыслы. Делается вывод, что в новой системе наряду с новыми образовательными возможностями должны использоваться образовательные воз-можности традиционной системы обучения.
Брагина Е.В. - Преодоление когнитивной перегрузки учащихся посредством проектирования и разработки структуры системы электронного обучения c. 42-61

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.43504

EDN: SBVKHF

Аннотация: Внедрение и расширение использования систем электронного обучения (СЭО) в системе высшего образования сделало образовательные ресурсы вузов более доступными, интерактивными и эффективными для учащихся. Рост числа пользователей и объема данных в системе приводит к возникновению ряда технических и педагогических проблем. К их числу относятся недостаточная ориентация на познание и отсутствие адекватной потребностям учащихся педагогической поддержки. Это приводит к росту когнитивной нагрузки и усилению зависимости успеха обучения от внешней мотивации учащихся. В статье представлены отдельные результаты исследования проблемы разработки педагогической модели для расширения контекста обучения взрослых учащихся в системе высшего образования, проводимой автором в 2021-2023 годах. Цель статьи – обоснование теоретических и практических аспектов модели в части проектирования и разработки структуры СЭО. Автором проведен критический анализ литературы по проблеме применения ИКТ для улучшения услуг электронного обучения. Систематизированы современные системы электронного обучения, элементы их архитектуры, и проблемы использования в целях улучшения электронного обучения. Проанализирована роль когнитивных схем и карт знаний в проектировании и разработке СЭО. Разработаны требования к СЭО, основанной на картировании знаний, и основные элементы ее структуры. Использование результатов данного исследования в процессе проектирования и разработки СЭО позволит снизить когнитивную нагрузку учащихся и число отказов от прохождения курса, а также повысить уровень удовлетворенности электронным обучением.
Образование
Алтынник Н.И. - Профориентационная деятельность в Белгородской области c. 62-73

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.43944

EDN: VHEWVK

Аннотация: Профориентационная работа в рамках образовательной деятельности – это крайне актуальное направление работы. Данная деятельность регулируется как федеральными законами, так и региональными нормами. В данной работе мы проанализировали основные методы развития профориентационной деятельности. На примере Белгородской области определили, какие из данных техник работают и какие результаты они дают. В Белгородском регионе существуют различные профориентационные центры, которые оказывают помощь школьникам и студентам в выборе профессии, предоставляя информацию о рынке труда, возможностях обучения и трудоустройства. Однако, несмотря на достигнутые результаты, все еще есть ряд вызовов и проблем, которые требуют решения. В Белгородском регионе существуют различные профориентационные центры, которые оказывают помощь школьникам и студентам в выборе профессии, предоставляя информацию о рынке труда, возможностях обучения и трудоустройства. Однако, несмотря на достигнутые результаты, все еще есть ряд вызовов и проблем, которые требуют решения. Одной из таких проблем является отсутствие информации о рынке труда в регионе для конкретных профессий, что затрудняет выбор будущей профессии. В работе показано с учетом тенденций на рынке труда и социально-экономической ситуации в Белгородском регионе, профориентационная деятельность имеет большой потенциал для развития и совершенствования.
Современные стратегии и модели образования
Сенницкая Е.В. - Как сравнить между собой разные педагогические системы с помощью объектно-иерархического метода структурирования и дозирования информации c. 74-82

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.20481

EDN: XYPLDI

Аннотация: Предметом настоящего исследования являлись существующие педагогические системы с точки зрения объектно-иерархической структуры типичных для них учебных занятий, а именно следующие их параметры: 1) сколько ветвей иерархической схемы содержит урок; 2) сколько ступеней иерархии имеет каждая ветвь; 3) сколько объектов содержится на каждой ступени иерархии; 4) каким количеством известных объектов раскрывается суть каждого неизвестного объекта; 5) содержат ли нижние ступени иерархической схемы урока такие объекты, которые не раскрыты за счёт 3–5 известных; 6) на каких этапах занятия объекты представлены в статике, а на каких – в движении. Настоящая работа представляет собой теоретическое исследование, которое заключается в изучении возможности использования метода объектно-иерархического моделирования для более точного описания существующих систем обучения, что позволило бы внести в педагогику и психологию количественную определённость. Данный подход опирается на разработанный автором метод моделирования информационной структуры урока и изложенные им в предыдущих работах экспериментальные данные о влиянии структурирования и дозирования учебного материала на внимание и дисциплину учащихся, а также на их эмоциональное состояние. Сделан вывод, что некоторые системы обучения, получившие репутацию эффективных, согласуются с полученными данными (например, занятия по методам А.-Я. Коменского, С. Френе и В.Ф. Шаталова). Также делается вывод, что основной причиной отказа от широкого внедрения этих и некоторых других методов (например, «погружения» и программированного обучения) является количественная неопределённость педагогических рекомендаций, что, в свою очередь, можно исправить путём применения объектно-иерархического описания структуры занятия.
Педагогика
Кудина Ю.И., Мунжукова С.И. - Чем исторические дисциплины могут помочь студенту-технарю? (особенности проведения практических занятий) c. 83-96

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.43713

EDN: XYQHDN

Аннотация: Статья посвящена особенностям преподавания исторических дисциплин в техническом вузе. Как правило, курсы гуманитарного блока предлагаются студентам в начале обучения. С одной стороны, это облегчает задачу преподавателя, так как первокурсники совсем недавно проходили историю в школе и ещё что-то помнят, с другой – усложняет ее, ведь обучающиеся не заинтересованы в изучении подобных дисциплин. Для успешного проведения курса предлагается несколько методов, способствующих вовлечению учащихся в работу. Основные из них: структурность изложения материала, яркость, четкость и информативность визуального ряда, наполнение занятий интерактивными материалами и чередование нескольких форм практических занятий. Далее подробно рассматриваются типы занятий, вызвавших положительный отклик аудитории. Новизна исследования заключается в подборе заданий для практических занятий таким образом, чтобы студенты приобрели полезные навыки для дальнейшей учебы и работы, тренируясь на историческом материале. Предложенные в начале курса варианты заданий на выбор дают обучающимся важный навык планирования своей работы, выступление с докладом или краткой презентацией проекта позволяют отработать навыки публичных выступлений и самопрезентации. Участие в дебатах не только необходимо для умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, но и для обучения работе в команде. А создание собственной инфографики позволяет освоить новые программы и постараться ёмко и ярко представить огромный объем информации. Все эти навыки пригодятся студентам в дальнейшем при работе в бизнесе, рекламе, графическом дизайне или IT, а погружение в различные аспекты истории расширит их кругозор.
Развивающиеся педагогические технологии
Глебова Л.Н. - Социально-педагогическое проектирование в подготовке студентов педагогических вузов в контексте становления когерентной среды будущего c. 97-109

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.44022

EDN: YQKFDQ

Аннотация: В статье рассматривается проблема использования социально-педагогического проектирования как условия подготовки студентов педагогических вузов в контексте становления когерентной среды будущего, раскрываются особенности такого социально-педагогического проектирования, его структура, представлена модель внедрения систему подготовки студентов педагогических вузов социально-педагогического проектирования как гаранта готовности к будущей профессиональной деятельности и условия сохранения гармоничной образовательной среды как средства становления личности. Необходимость разработки модели использования социально-педагогического проектирования в подготовке студентов педагогических вузов в контексте становления когерентной среды будущего вызвана рядом причин: неравномерность развития среды при приоритетном требовании организации эффективного воспитания и развития личности. Неустойчивость, не согласованность сред приводит к отрицательному воздействию на личность как в психологическом плане (дискомфорт, противоречивые, амбивалентные переживания), так и в педагогическом аспекте (отсутствие устойчивого представления о ценностях, проблемы с выбором и построением приоритета ценностей, сложности формирования устойчивого мировоззрения). Когерентная образовательная среда, или, иначе говоря, сбалансированная, гармонизированная, способна максимально использовать свои возможности для решения задач образовательного процесса, поддерживать направленность на стабилизацию, адекватные взаимодействия всех сред между собой. Это возможно при извлечении ее потенциала специалистами, владеющими советующими компетенциями.
Образование
Белкина В.В. - Проектирование программы воспитательной работы в педагогическом вузе c. 110-118

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.38917

EDN: ZMEKYQ

Аннотация: Предметом исследования выступает процесс разработки программы воспитания студентов как части образовательной программы в педагогическом вузе. Статья включает описание алгоритма проектирования программы, который включает аналитический, целевой, проектировочный, содержательный, процессуальный, организационный и рефлексивный такты. Также содержание статьи отражает основные идеи и этапы, отражающие логику воспитательной работы в вузе с учетом курса обучения и результатов, предусмотренных соответствующим стандартом высшего образования. Согласно нашей исследовательской логике, выделяются следующие этапы реализации программы воспитательной работы: 1 этап «Ценностно-смысловое самоопределение» (1 курс); 2 этап «Профессиональное самоопределение» (2-3 курсы); 3 этап «Профессиональная самоактуализация» (4-5 курсы); 4 этап «Профессиональная самореализация» (молодой специалист). Основу каждого этапа составляет система взаимосвязанных треков, определяющих направления решения воспитательных задач в определенный период освоения студентом образовательной программы.    Основными выводами проведенного исследования служат следующие идеи, актуализирующие процесс проектирования программы воспитательной работы: -воспитательная работа является частью образовательного процесса и составляющей университетской среды; -воспитательная работа носит событийно-деятельностный характер; -воспитательная работа вариативна, ориентирована на добровольное самоопределение и свободу выбора студентами видов деятельности; -воспитательная работа осуществляется на основе бинарности воспитательных влияний на студентов в среде университета и проявления субъектной позиции обучающихся; -результаты воспитательной работы являются частью образовательных результатов ФГОС ВО и формулируются в терминах универсальных и общепрофессиональных компетенций. Новизна полученных результатов определяется инновационным подходом к проектированию и относительной новизной самого феномена рассмотрения программы воспитания как части образовательной программы, появление которого связано с соответствующими изменения ФЗ "Об образовании в РФ" от 31 июля 2021 года.
Сосновская Е.М. - Технологии развития личностной конкурентоспособности старшеклассников c. 119-128

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.39005

EDN: ZNBDMU

Аннотация: В статье, на основании анализа научных разработок отечественных учёных, теоретических исследований и личного педагогического опыта авторов, раскрыто понятие «конкурентоспособность личности» с точки зрения задач педагогики. Обоснована эффективность конкурсного движения для формирования личностной конкурентоспособности старшеклассников как отдельной возрастной категории обучающихся. Среди конкурсов достижений, рассматриваемых в аспекте воспитания конкурентоспособности и традиционно используемых в школьной дидактике, с точки зрения их формы и содержания выделены два основных вида: предметные олимпиады и конкурсы творческих работ. Определена роль педагогических технологий как основного практического инструмента в процессе воспитания вообще и воспитания личностной конкурентоспособности в частности. Проведён анализ педагогических технологий как организованных регулярных алгоритмически выстроенных последовательностей действий педагога и обучающихся, формируемых на основе педагогических научных исследований и позволяющих решать практические задачи, связанные с воспитанием личностной конкурентоспособности старшеклассников. Разработана технологическая модель воспитания личностной конкурентоспособности старшеклассников с использованием потенциала конкурсов достижений. В рамках модели рассмотрены некоторые взаимосвязанные педагогические технологии и группы технологий, разработка, совершенствование и применение которых имеет практическое значение для формирования конкурентоспособности, среди которых следует выделить разработанную автором технологию воспитания личностной конкурентоспособности посредством конкурсного движения, включающую долгосрочный комплекс мер по подготовке и участию старшеклассников в конкурсном движении; технологию организации конкурсов достижений в направлении более полного их соответствия конкурентным реалиям жизни; технологию измерения конкурентоспособности старшеклассников и оценки педагогических усилий по формированию конкурентоспособности (технология диагностики).
Ци Ч. - Живописные навыки в системе профессиональной подготовки дизайнеров разного профиля в современных китайских вузах c. 129-141

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.43727

EDN: YWYVSG

Аннотация: В статье рассматривается процесс формирования живописных навыков, как части профессиональной подготовки дизайнеров разного профиля в современном Китае – стране, обладающей огромным экономическим потенциалом и нуждающейся в профессиональных проектировщиках продукции разного рода. Проблема исследования заключается в том, что современный дизайн – сложное и многогранное явление. Оно, требуя стандартизации и соответствия правилам и нормам, все же предполагает широту творческого мышления и воображения, а также способность в художественной форме воплощать свои идеи. Это выдвигает необходимость сохранения и развития дисциплин, связанных с изобразительным искусством, и, в частности, живописи. Предметом внимания автора статьи является китайское дизайн-образование, а объектом роль и место живописи в процессе подготовки специалистов в таких востребованных сферах, как арт-дизайн, индустрия моды, дизайн зданий и интерьеров, промышленный и компьютерный дизайн. Целью исследования является характеристика положения дисциплин, связанных с живописным искусством, в китайском дизайн-образовании в настоящее время. Для этого предполагается последовательно рассмотреть особенности преподавания живописи для разных специальностей в крупнейших вузах Китая. Она может представать в виде интегрированного начала в профессиональные дисциплины, быть самостоятельной и достаточно изолированной дисциплиной, а также использоваться как средство для освоения теории цвета. Различается и продолжительность обучения, а также степень допустимости или нежелательности проявления творческого самовыражения. Систематизируются приемы по изображению в процессе подготовки учебных дизайн-проектов китайских студентов. Выявляется взаимодействие наброска будущего дизайнера в цвете с воплощением готового изделия.
Современные стратегии и модели образования
Сюй Ю. - Особенности художественно-творческой подготовки в области промышленного дизайна в разнопрофильных вузах современного Китая c. 142-152

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.43824

EDN: ZNBTVS

Аннотация: Процессы модернизации китайской системы высшего образования изменяют содержание образовательной деятельности учебных заведений и акцентируют необходимость подготовки специалистов, обладающих умением инновационно мыслить в условиях промышленного производства. В фокусе внимания автора настоящей статьи стоят особенности организации учебного процесса по специальности промышленный дизайн в ведущих учебных заведениях разного профия и роль в ней дисциплин, связанных с формированием художественных способностей обучающихся. Целью исследования является изучение учебного процесса в современных китайских художественных и нехудожественных вузах и выявление тех его компонентов, которые обуславливают подготовку будущего специалиста, способного к продуктивной профессиональной деятельности в условиях производств. Объектом исследования является процесс формирования профессиональных знаний и умений будущих специалистов в области промышленного дизайна в современных китайских художественных и нехудожественных вузах. Предмет исследования – это характеристика соотношения художественно-творческих дисциплин и иных предметов в ходе подготовки студентов специальности «Промышленный дизайн». Автор работы отмечает, что учебные заведения в Китае рассматривают умение создавать эскизы в разных техниках, материалах и стилистике как базовое для будущих специалистов, но при этом рисунок, композиция и теория цвета преподаются далеко не во всех вузах в качестве самостоятельных дисциплин. При этом они обязательно присутствуют в творческих исследовательских проектах как обязательный компонент.
Педагогическая психология
Кузьмина А.С., Прайзендорф Е.С., Хуммель Н.В., Кулагина Д.А. - Самосознание дошкольников, рожденных от многоплодных беременностей c. 153-168

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.34132

EDN: ZNEVUG

Аннотация: Предмет исследования – самосознание личности дошкольника. Цель исследования – сравнительный анализ структуры самосознания дошкольников, рожденных от многоплодных беременностей и одиночно рожденных дошкольников, имеющих и не имеющих сиблингов в связи с влиянием особых оценочных отн. Авторами проведен сравнительный анализ самосознания дошкольников в связи с особой социальной ситуацией развития и наличием сиблингов. Определена роль оценочных отношений в развитии самосознания в дошкольном возрасте. Выявлены различия характеристик самосознания девочек и мальчиков дошкольного возраста. Методология исследования: культурно-исторический подход (Л.С. Выготский), концепции самосознания ребенка дошкольного возраста (М.И. Лисина, В.Э. Мухина, Р.Х. Шакуров), эффект близнецовости Р. Заззо. В исследовании приняли участие 160 дошкольников, среди которых 88 дошкольников, рожденных от многоплодных беременностей, 72 одиночно рожденных дошкольника. Теоретически обосновано и эмпирически доказано существование различий в структуре самосознания дошкольников, рожденных от многоплодных беременностей и одиночно рожденных дошкольников, связанных с влиянием особых оценочных отношений внутри социальной ситуации развития. Основные выводы исследования представлены в положениях. Для дошкольников, рожденных от многоплодных беременностей, характерен достоверно более низкий уровень самооценки и самопринятия в сравнении с одиночно рожденными дошкольниками, что может быть связано с особой характеристикой оценочных отношений родителя вследствие социальной ситуации развития. Для дошкольников, рожденных от многоплодных беременностей, значимыми для формирования самосознания выступают оценочные отношения родителя одного пола.
Наумов П.Ю. - Психологические черты интеллигентности офицера в русской художественной литературе второй половины XVΙΙΙ века (Часть I) c. 169-186

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.38168

EDN: ZNSLDN

Аннотация: Издавна военные люди занимали в обществе совершенно особое почетное и ответственное место. Сформировать систему ценностей будущих офицеров становится актуальной задачей профессионального военного образования, при том, что наиболее соответствующей ценностям и идеалам гуманизма и социальной ответственности является система ценностей и смыслов военной интеллигенции. В статье рассматриваются отечественные литературные источники, в которых аккумулированы и представлены психологические черты интеллигентности офицера в русской художественной литературе. Объектом работы являются образы офицеров в русской литературе XVΙΙΙ века, являющиеся художественными предшественниками образов военных интеллигентов в русской литературе XΙX века. Предмет статьи ‒ психологические черты обозначенных художественных изображений военного интеллигента. Основными методологическими подходами явились системный, культурно-исторический и литературный психологизм. В качестве методов используются теоретические, общелогические и эмпирические. Отмечается, что психологическое изображение черт присущих военной интеллигенции, в литературе осуществляется в нескольких основных формах: 1) прямой форме изображение характеров «изнутри», то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения); 2) косвенной форме, т.е. психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики); 3) суммарно-обозначающей форме ‒ с помощью называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. К основным научным результатам статьи относится выявление психологических черт интеллигентности офицера в отечественной художественной литературе, а также их социальных функций. Статья состоит из двух частей, в данном случае представлена первая часть работы.
Личность и личностный рост
У С. - Педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов художественно-педагогического вуза в Китае и России: сравнительный анализ c. 187-194

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.43768

EDN: YXPJEX

Аннотация: Творческая самостоятельность студентов художественно-педагогических вузов является одним из важнейших условий успешного обучения и дальнейшего трудоустройства в современном высшем образовании Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Целью настоящей публикации является выявление тех организационно-педагогических, психолого-педагогических и дидактических условий в современных российских и китайских художественно-педагогических вузах, которые активизируют творческую самостоятельность обучающихся. В России они в большей степени ориентированы на то, чтобы стимулировать способность студентов выполнять независимо от преподавателей учебные действия. В Китае главная установка делается на независимость в творческих поисках студентов. Анализ показывает, что формирование творческой самостоятельности в учебном процессе в педагогических вузах России и Китая в условиях личностно-ориентированного обучения позволяет студентам совершенствовать как изобразительные способности, так и навыки будущего педагога-художника через комплексы творческих заданий или проектов и участие в выставочных проектах. Составление учебных программ с акцентом на самостоятельную работу обучающихся является приоритетным направлением развития в таких учебных заведениях, которое ориентировано на творческие и исследовательские действия обучающихся, но в рамках определенных учебных задач. Последние не ограничивают свободу студентов, а, напротив, являются теми «сложностями», которые провоцирует самостоятельность в пластическом и содержательном решении в творческих работах.
Новые методики и технологии
Матвеева Н.В. - Модель системы вебинаров при дистанционном обучении иностранному языку в неязыковом вузе c. 195-208

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.43629

EDN: ZOHIWO

Аннотация: Предметом данного исследования является процесс дистанционного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Объектом исследования является система вебинаров, проводимых при дистанционном обучении иностранному языку. Автор подробно рассматривает структуру обучающих вебинаров различных типов, предлагает свою классификацию дистанционных занятий и модель системы дистанционного обучения иностранному языку студентов-экономистов транспортного вуза, включающую в себя упорядоченную систему вебинаров разных типов. Особое внимание уделяется таким вопросам, как: повышение осведомленности студентов о структуре курса дисциплины и предъявляемым требованиям, недостаточное внимание к которым вызывает у студентов тревожность в непростом процессе дистанционного обучения. Теоретическая значимость заключается в создании классификации вебинаров и разработке модели системы вебинаров в дистанционном обучении иностранному языку в везу. Практическая значимость заключается в возможности использования предложенной либо модифицированной модели системы вебинаров в различных условиях обучения и на различных уровнях образования. После проведения опытного обучения были сделаны следующие выводы. Внедрение упорядоченной модели системы вебинаров повышает информированность студентов, снижает тревожность, особенно в процессе формирования навыков и умений говорения и аудирования, улучшает оснащенность учебного процесса, так как записи вебинаров становятся более структурными, упорядоченными, а, следовательно, более смотрибельными. Учебный процесс по дисциплине «Иностранный язык» становится более структурным и понятным для студентов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.