Статья 'Особенности художественно-творческой подготовки в области промышленного дизайна в разнопрофильных вузах современного Китая' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Особенности художественно-творческой подготовки в области промышленного дизайна в разнопрофильных вузах современного Китая

Сюй Юнь

аспирант, кафедра искусствоведения и педагогики искусства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Мойки, 48, к. 6, каб. 51

Xu Yun

Graduate Student, Department of Art History and Pedagogy of Art, Herzen State Pedagogical University

191186, Russia, Saint Petersburg, Moika embark., 48, room 6, room 51

xuyun@rambler.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2023.3.43824

EDN:

ZNBTVS

Дата направления статьи в редакцию:

17-08-2023


Дата публикации:

05-10-2023


Аннотация: Процессы модернизации китайской системы высшего образования изменяют содержание образовательной деятельности учебных заведений и акцентируют необходимость подготовки специалистов, обладающих умением инновационно мыслить в условиях промышленного производства. В фокусе внимания автора настоящей статьи стоят особенности организации учебного процесса по специальности промышленный дизайн в ведущих учебных заведениях разного профия и роль в ней дисциплин, связанных с формированием художественных способностей обучающихся. Целью исследования является изучение учебного процесса в современных китайских художественных и нехудожественных вузах и выявление тех его компонентов, которые обуславливают подготовку будущего специалиста, способного к продуктивной профессиональной деятельности в условиях производств. Объектом исследования является процесс формирования профессиональных знаний и умений будущих специалистов в области промышленного дизайна в современных китайских художественных и нехудожественных вузах. Предмет исследования – это характеристика соотношения художественно-творческих дисциплин и иных предметов в ходе подготовки студентов специальности «Промышленный дизайн». Автор работы отмечает, что учебные заведения в Китае рассматривают умение создавать эскизы в разных техниках, материалах и стилистике как базовое для будущих специалистов, но при этом рисунок, композиция и теория цвета преподаются далеко не во всех вузах в качестве самостоятельных дисциплин. При этом они обязательно присутствуют в творческих исследовательских проектах как обязательный компонент.


Ключевые слова:

промышленный дизайн, художественное образование, китайское образование, китайские вузы, дизайн-образование, дизайн, художественное проектирование, эскиз, дизайн-продукт, изобразительная грамотность

Abstract: The processes of modernization of the Chinese higher education system are changing the content of educational activities of educational institutions and emphasize the need to train specialists with the ability to think innovatively in industrial production. The author of this article focuses on the peculiarities of the organization of the educational process in the specialty industrial design in leading educational institutions of different profiles and the role of disciplines related to the formation of artistic abilities of students in it. The purpose of the research is to study the educational process in modern Chinese art and non-art universities and to identify those components of it that condition the training of a future specialist capable of productive professional activity in production conditions. The object of the research is the process of formation of professional knowledge and skills of future specialists in the field of industrial design in modern Chinese art and non-art universities. The subject of the study is a characteristic of the ratio of artistic and creative disciplines and other subjects during the preparation of students of the specialty "Industrial Design". The author of the work notes that educational institutions in China consider the ability to create sketches in different techniques, materials and stylistics as basic for future specialists, but drawing, composition and color theory are not taught in all universities as independent disciplines. At the same time, they are necessarily present in creative research projects as a mandatory component.


Keywords:

industrial design, art education, chinese education, chinese universities, design education, design, artistic design, sketch, design product, visual literacy

Промышленный дизайн – это сравнительно новая сфера для производства и образования Китая. После вступления страны в ВТО промышленный дизайн стал играть ключевую роль в создании собственных известных брендов и предприятий в XXI веке, имиджа и статуса местной продукции, разработке брендов с учетом культурных особенностей, повышении конкурентоспособности предприятий и продукции на международном и внутреннем рынках, содействии устойчивому развитию общества. Концепция и методы промышленного дизайна распространились на творческие области, став средством оптимизации распределения ресурсов между ними и производством. Специалист в данной сфере – это в глаза людей, как правило, обладатель инновационного мышления, которое помогает создавать дизайн-продукты, важные как для экономического роста, так и культурного развития. Причем он должен одинаково хорошо разбираться в красоте форм и технологиях, что, конечно же, встречается крайне редко, так как путь профессионального становления в данной профессии не устойчив и может состоять из самых разных компонентов и обстоятельств.

В настоящее время понятие «промышленный дизайн» – это не просто исследование и разработка оригинального продукта, предназначенного для массового производства, оформление его внешнего вида, но и механизм продвижения на рынке, реклама и все то, что так или иначе связано с воплощением в реальности. В начале XXI века Совет Международной ассоциации промышленного дизайна промышленный дизайн Китая определил сущность профессии таким образом: «В случае продукции массового производства, в силу подготовки, технических знаний, опыта и визуального восприятия, новые качества и спецификации придаются материалам, конструкции, форме, цветам, отделке поверхностей и украшений, что и называется промышленным дизайном» [1, c. 125]. В соответствии с этой концепцией и формировалась модель подготовки в Китае таких специалистов, которые должны владеть всеми аспектами придумывания и создания дизайна изделий, их упаковкой, рекламой, позиционированием, развитием рынка и т.д. В то же время точкой отсчета для него может быть как наука и техника, так и изобразительное искусство, а в идеале и то, и другое вместе. Выпускники китайских вузов по специальности «Промышленный дизайн» могут быть и инженерами, и художниками-дизайнерами. Подобный водораздел создает определенные сложности, так как предполагает наличие двух разных моделей обучения внутри одной специальности. Такое положение уникально, и требует научного осмысления особенностей структуры учебного процесса, взаимодействия художественных, технических и иных дисциплин в становлении будущих специалистов. Отметим, что вопросу соотношения изобразительного искусства, в особенности академического рисунка и живописи, и дизайн-подготовки в контексте высшего образования посвящена труды российских исследователей, например, таких, как Т. В. Антропова [2], В. Р. Виитман [3], А. В. Данилова [4], К. А. Платунов [5], А. В. Стрижак [6] и др. Нарастающий интерес в России к вариантам проектирования образовательного процесса при обучении промышленному дизайну, роли в нем художественно-творческого компонента определяют актуальность настоящей публикации. Ее научная новизна связана с тем, что в ней впервые освещается специфика проведения занятий изобразительным искусством при подготовке дизайнеров в вузах разного профиля в современном Китае, где подобные предметы тесно переплетаются с гуманитарными и техническими, связанными с междисциплинарной природой выбранной специальности.

Образование в области промышленного дизайна в Китае начало свое становление сравнительно поздно в 1980-х годах, но быстро развивалось и в начале нового столетия вошло в число самых востребованных среди специальностей в Китае. До «культурной революции» в вузах преподавался курс, который именовался «Дизайн моделирования легкой промышленности». Первыми учебными заведениями, внедрившими его в образовательный процесс, стали Центральная академия искусств и ремесел (ныне Академия изящных искусств Университета Цинхуа) и Институт легкой промышленности Уси (ныне Университет Цзяннань). В 1982 году с одобрения Министерства образования в Хунаньском университете и Институте легкой промышленности Уси была создана специальность, в рамках которой велась подготовка промышленных дизайнеров. В новом веке в связи с ростом и совершенствованием рыночной экономики она стала еще более бурно развиваться. Национальная комиссия по развитию и реформам даже разработала проект «Стратегия развития индустрии промышленных образцов», в котором были выдвинуты четкие цели развития промышленного дизайна. Так, к 2030 году Китай должен стать мировой державой по инновациям в области дизайна [1].

В соответствии с данным курсом и в условиях реформирования всей образовательной системы вузам и колледжам необходимо было изменить систему подготовки таких кадров [7, c. 45]. В последние годы многие из них получили право присуждать степени бакалавра, магистра и доктора в области дизайна, и тем самым была создана полноценная система дизайн-образования. Последняя ориентируется на практико-ориентированное обучение. Так, еще в системе обучения Баухауз, на которую равняются китайские вузы, культивировалось обучение на практике, в рамках которого студенты обнаруживали и решали творческие задачи через творческую проектную деятельность. Подготовка специалистов в Китае сейчас включает обязательное овладение, например, такими навыками, как создание эскизов от руки или моделей с помощью программного обеспечения, что является элементами одного творческого процесса. Методика также ориентирована на анализ и синтез информации, умение устно и письменно выражать свои мысли и идеи, развитие способности работать в команде и т.д.

В Китае условия каждой высшей школы совершенно разные, не говоря уже о различии в преподавании между академией искусств и, например, техническим вузом. Причем в Китае и не стремятся к унификации. Более того, в разнообразии видят путь развития. Такая профессия, как промышленный дизайн, часто включает в себя самые различные профессиональные знания и требует длительного обучения, накопления практического опыта преимущественно своими силами. Вопрос о том, как дать учащимся возможность использовать ограниченное время, проводимое в вузе, для создания разумной структуры знаний, отвечающей потребностям социального развития, стал важной темой в теории и практике профессионального образования Китая. Очевидно, что промышленным дизайнерам и в моей стране, и в России нужны не готовые и твердо закрепленные знания и умения, а междисциплинарная культурная грамотность, которая включает навыки рисования, вернее, эскизирования, создания моделей, в том числе и их 3D-визуализация, межличностного общения, тонкое ощущение формы и пространства, понимание того, как «вывести» товар на рынок и многое другое.

В Китайской академии искусств на кафедре промышленного дизайна готовят специалистов в области проектирования транспорта, коммуникаций, мебели и игрушек. Студентов знакомят с такими дисциплинами, как «Черчение», «Профессиональная покраска», «Компьютерный дизайн», «Материалы и технологии», «Структура изделия», «Эргономика проектирования», «Дизайн изделия», «Специальный дизайн» и др. Отдельной дисциплины, связанной с рисованием или занятиями живописью, нет, однако красной линией сквозь все предметы проходит эскизирование. Эскизы на основе натурных наблюдений создаются при выполнении любого творческого проекта. При этом от обучающихся не требуют глубоких изобразительных навыков. Главное – почувствовать форму изделия, его связь с пространственной средой, функцией.

Кафедра промышленного дизайна Академии искусств и дизайна Университета Цинхуа является примером подготовки таких специалистов в среде многофпрофильного вуза. В учебном процессе акцент делается на практическом обучении в рамках творческих проектов по дисциплинам, связанным с проектированием. Обучение делится на три уровня: теоретические знания, основные навыки и инструментальные средства. Теоретические знания включают философию, психологию, историю дизайна и т.д.; методы проектирования и исследования; инструментальные средства – это, в основном, эскизирование, моделирование, функциональные принципы и иные возможности дизайна. И здесь художественно-графическая подготовка как самостоятельное направление не ведется, оставаясь на уровне базового рисования и работы с цветом в русле тех или иных учебных проектов. Преподаватели считают, что дизайн – это не создание форм или украшение, а решение проблемы в соответствии с определенными требованиями. В их понимании «целеустремленное действие» в рамках учебной творческой задачи – это и есть проектирование [8].

Кафедра промышленного дизайна Северо-Западного политехнического университета в провинции Шаньси специализируется на проектировании транспортного и механического оборудования, исследованиях построения производственных цепочек и всего того, что помогает «выходить в море, летать в воздухе и путешествовать». Сложное и разноплановое направление обучения обусловило необходимость подготовки специалистов, как в области дизайна в науке и технике – направление подготовки «Промышленный дизайн», так и в сфере искусства – «Дизайн продукта», которое ранее именовалось как «Искусство дизайна» [9]. При поступлении все абитуриенты сдают экзамен на знание истории и культуры, но вторая группа еще и проходит творческое испытание в виде рисунка и композиции в живописи. Студенты обеих специальностей на первом курсе осваивают базовые навыки в рисовании. В то же время они проходят достаточно насыщенные и трудоемкие курсы по естествознанию и технике, высшей математики и др. Они осваивают теоретический материал, который закрепляют практико-ориентированными домашними заданиями. На втором курсе помимо эскизирования обучающиеся получают представления о теории цвета, композиции. Однако студенты не имеют за освоения данных дисциплин кредитов, что приводит к достаточно низкому интересу к предметам. В последующий период обучения преподаются, в основном, те, что связаны с инженерным делом, компьютерным проектированием и моделированием. Чтобы поощрить стремление к творческой деятельности при достаточно небольшом элементе творчества в учебной программе вуз предлагает своим воспитанникам участие в отчетных выставках, научно-исследовательских проектах, программах международного сотрудничества и обмена.

Полнее выявить и подчеркнуть специфику китайского дизайнерского образования в рассматриваемом аспекте возможно через сопоставления полученных данных с тем, что предлагают другие страны в деле подготовки промышленных дизайнеров, в частности в России. Китайская народная республика выстраивала свою систему художественного образования на основе русско-советского опыта, однако, начиная с конца 1970-х годов, активно внедряла и технологии западного дизайн-образования. Е.Н. Ковешникова выделила и охарактеризовала ряд современных моделей обучения будущих дизайнеров. Она отмечает, что при подготовке в стенах вузов художественно-творческие дисциплины и технические могут соединяться механически; первые преобладают, а вторые рассматриваются как вспомогательные; техническая подготовка превалирует. Особо автор отмечает, как наиболее оптимальную, деятельность дизайн-школ, которые распространены в Европе и США, стремящиеся гармонично соединять художественную и техническую составляющую, предлагая обучающимся участие в разнообразных творческих и научно-исследовательских проектах[1]. Тяготение китайских вузов практически всех профилей от художественных академических до политехнических к внедрению междисциплинарных проектов в учебный процесс, по всей видимости, отражает влияние данной модели на них и понимание их роли в формирования навыков индивидуальной творческой деятельности.

Анализ разнопрофильных учебных заведений Китая, где ведется подготовка будущих специалистов в области промышленного дизайна, показал, что в содержании образовательных программ превалирует материал, связанный с проектированием изделий. В то же время художественно-графическая и техническая составляющие рассматриваются как вспомогательные. При этом обучение по первой ведется опосредованно в рамках творчески-ориентированных предметов, где для реализации той или иной учебной задачи необходимо создание эскиза, зарисовки, то есть визуализация замысла. Технические дисциплины преподаются на уровне базового знакомства с существующими технологиями, материалами или имеющимся софтом для проектирования.

Следует отметить, что общим местом для вузов художественного и гуманитарного профилей в отношении преподавания промышленного дизайна является то, что в учебном процессе активно используется система наставничества и градации на студии [10, c. 149]. Она является следствием прямого заимствования опыта западного художественного образования. Преимущество заключается в том, что практическая деятельность студентов происходит в специально-организованных пространствах, как правило, художественных мастерских и при консультативном содействии преподавателей, являющихся художниками и дизайнерами. Обучение на основе наставлений и примеров является традицией для таких вузов, хотя и уменьшает степень творческой самостоятельности. Кроме того, содержание студийной работы тесно связано с лекционными материалами, расширяет и дополняет их.

Примечательно, что такая модель не культивируется в вузах, имеющих технический профиль, так как они ориентированы не на творческую составляющую, а на взаимодействие студентов с технологиями, поэтому практическая работа сосредоточена либо на компьютерном оборудовании, либо на производстве [11, c. 308]. При этом взаимодействие с преподавателями минерализируется. Обучающиеся получают от них вводную информацию, которая развивается и расширяется ими самостоятельно, как и различные учебные задания, связанные с проектирование, моделированием, прототипированием, тестированием и т.д. В системе «дизайн – наука – искусство» творческий элемент становится второстепенным. На первый план выходит умение решать проблемы, удовлетворяя потребности людей.

Модульное обучение – это актуальное для вузов всех профилей объединение взаимосвязанных курсов в несколько учебных модулей, способствующее их интеграции. Для китайских университетов также характерна открытая и гибкая система элективных курсов, которые способствуют стимуляции самостоятельности студентов и интеграции знаний в междисциплинарных или профессиональных областях. Например, на кафедре промышленного дизайна Чжэцзянского университета руководство и преподавательский состав стремятся к объединению технологий и креативного дизайна, цифровых технологий и медиасредств. В итоге промышленная и художественные составляющие связываются между собой и с другими областями, в том числе с культурологией и психологией. В итоге студентов обучают синтезу функций и форм. Однако у обучающихся, как правило, нет базовой художественной подготовки. По этой причине они в течение первых лет в бакалавриате параллельно инженерному делу, экономике, наукам о человеке осваивают модуль, связанный с художественным дизайном и созданием эскизов, где и учатся искать гармонию между пропорциями, фактурами и текстурами, линиями, цветами и т.д. Подобная преимущественно практическая работы позволяет формировать способность к инновационному мышлению как важнейшему фактору реализации дизайн-идей.

Проведенный анализ деятельности ряда ведущих вузов в деле подготовки специалистов в рассматриваемой области показал, что учебные заведения в Китае при подготовке будущих промышленных дизайнеров так или иначе находят время в учебном процессе для занятий изобразительным искусствам. В большинстве своем они носят достаточно поверхностный и ознакомительный характер. Как правило, на первых двух курсах обучающиеся выполняют рисунки с натуры и по представлению, затем осваивают азы композиции и теории цвета [12, c. 63]. Такие занятия рассматриваются не только как усвоения базового инструментария для фиксации замыслов и идей, но и в качестве средства изучения объектов, окружающей среды, пространства и иных факторов, которые могут влиять на создание дизайн-продукта. Более того, рисование позволяет выбрать наиболее подходящее для себя методы выражения и стилистику. Выполняемые обучающимися эскизы должны быть не только сосредоточены на целостности пространственного положения и морфологических характеристик вещей, но и на их структуре, то есть подчеркивать «индустриальность». Художественно-творческие предметы часто переплетаются с гуманитарными и техническими дисциплинами, что позволяет студентам достигать понимания междисциплинарной природы промышленного дизайна. Отметим также и то, что выпускник художественного вуза, имеющий диплом по промышленному дизайну, скорее всего, будет заниматься оформлением предметов интерьера, аксессуаров, одежды и иных вещей близких принципам художественного проектирования. Технические вузы более ориентируют своих выпускников на различные механизмы и оборудование.

В целом художественно-творческий компонент в учебной программе как художественных, так и нехудожественных вузов, занимающихся подготовкой в сфере промышленного дизайна, представлен и в виде отдельных дисциплин, и как интегрирующийся в другие предметы компонент. Причем с учетом того, что китайский дизайн постепенно переходит от оформления вешнего вида предметов, зданий, машин, оборудования к комплексным дизайнерским услугам, дискуссии о первенстве форм, стиля или материалов, конструкциях и оборудовании перестают быть столь важными. В процесс обучения включается все больше новых дисциплин, связанных с исследованиями спроса, факторов рынка, продвижением товаров и т.д. В ближайшем будущем вопрос включения в них творческого подхода и соответствующего ему инструментария станет первоочередным. Общая тенденция сводится к тому, что навык традиционного рисования постепенно превращается в лишь одно из средств воплощения задуманного, уступая первенство компьютерной графике и моделированию.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования – педагогические особенности художественно-творческой подготовки в области промышленного дизайна в современных китайских вузах.

Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического подходов с применением методов анализа, обобщения педагогического опыта, сравнения, синтеза.

Актуальность исследования определяется ростом межкультурного взаимодействия в современном мире и, соответственно, необходимостью изучения и сопоставления опыта работы вузов разных стран, в том числе в области профессиональной подготовки промышленных дизайнеров в Китайской Народной Республике.

Научная новизна автором в явном виде не выделена и, по-видимому, связана с полученными выводами о том, что при подготовке будущих промышленных дизайнеров занятия изобразительным искусством носят ознакомительный характер. Художественно-творческие предметы переплетаются с гуманитарными и техническими, что способствует пониманию студентами междисциплинарной природы промышленного дизайна. В процесс обучения включается также все больше дисциплин, связанных с исследованиями спроса, факторов рынка, продвижением товаров и т.д.

Статья написана русским литературным языком. Стиль изложения научный.

Структура рукописи включает следующие разделы (в виде отдельных пунктов не выделены, не озаглавлены): Введение (промышленный дизайн как сфера производства и образования Китая, концепция и методы промышленного дизайна, определение Совета Международной ассоциации промышленного дизайна Китая, инженеры и художники-дизайнеры, две модели обучения внутри одной специальности, соотношение изобразительного искусства и дизайн-подготовки в контексте высшего образования), Образование в области промышленного дизайна в Китае (курс «Дизайн моделирования легкой промышленности», Центральная академия искусств и ремесел, Институт легкой промышленности Уси, Хунаньский университет, «Стратегия развития индустрии промышленных образцов», система дизайн-образования, практико-ориентированное обучение, система обучения Баухауз, решение творческих задач через проектную деятельность, разнообразие как путь развития, междисциплинарная культурная грамотность), Опыт работы китайских вузов в области промышленного дизайна (Китайская академия искусств, Академия искусств и дизайна Университета Цинхуа, Северо-Западный политехнический университет), Анализ образовательных программ (превалирование проектирования изделий, вспомогательный характер художественно-графической и технической составляющих, обучение в рамках творчески-ориентированных предметов, система наставничества и градации на студии, модульное обучение), Заключение (выводы), Библиография.

Содержание в целом соответствует названию. Вместе с тем представляется целесообразным сопоставление опыта вузов Китая в области профессиональной подготовки промышленных дизайнеров с другими странами, академическими школами в исследуемой области (в том числе, например, российскими). Иначе в целом остаётся не ясным, в чём заключается специфика китайского дизайнерского образования в рассматриваемом аспекте, каковы её причины и т.п.

Библиография включает 12 источников отечественных и зарубежных авторов –научные статьи, материалы научных мероприятий, Интернет-ресурсы и пр. Библиографические описания некоторых источников требуют корректировки в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например:
2. Антропова, Т. В. Основы промышленного дизайна": актуальность курса при обучении студентов инженерно-технических направлений / Т. В. Антропова, А. П. Антропова // Перспективы развития науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Москва : АР-Консалт, 2013. – Ч. I. – С. 94–95.
6. Стрижак, А. В. Инновационные методы в обучении бакалавров специализации «Промышленный дизайн» при помощи бионического формообразования / А. В. Стрижак // Инновации в сфере промышленного дизайна : сборник материалов научно-практического семинара (Москва, 30 сентября 2020 года). – Москва : Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина, 2021. – С. 53–58.
8. Профессор Чжан Лэй, директор кафедры промышленного дизайна, рассказывает о проблемах дизайна. Сайт Академии изящных искусств, Университет Цинхуа, 2021. (工业设计系主任张雷教授谈点设计中的小问题. 北京市海淀区清华园). – Режим доступа: https://www.ad.tsinghua.edu.cn/info/1205/25813.htm.

Апелляция к оппонентам (Т. В. Антропова, А. П. Антропова, В. Р. Виитман, О. А. Казакова, Н. Г. Виитман, А. В. Данилова. К. А. Платунов, А. В. Стрижак, Хэ Жэнькэ, Сунь Юэцзюань, Фан Жуцзянь, Шэнь Хунлэй, Цзян Чанъюн, Цзян Вэй, Ван Янь, Шен Фа, Чжан Фучан, Мэн Янь и др.) имеет место.

В целом материал представляет интерес для читательской аудитории и после доработки рукопись может быть опубликована в журнале «Педагогика и просвещение».

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Объектом исследования в представленной к рецензированию рукописи выступает художественно-творческая подготовка в области промышленного дизайна в Китае как профессионально-педагогический процесс, предметом же фактически – его основные сущностно-специфические особенности.
Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью промышленного дизайна как явления выводящего за рамки искусства в чистом виде. Известно, что в промышленности, производстве дизайн тесно связан с эргономикой, а следовательно, с удобством пользования теми или иными вещами, а значит и их популярностью и конкурентоспособностью. Так вопросы промышленного дизайна и обучения соответствующих специалистов лежат в том числе и в экономической плоскости. Другой аспект актуальности работы состоит в увеличении и интенсификации международных связей самого разного уровня и содержания между Россией и Китаем. При этом вопросы промышленного дизайна в научно-публицистическом поле рассматриваются сравнительно редко, так можно говорить об элементах новизны в представленной работе.
Работа носит полностью теоретический характер, а единственным методом исследования выступает описательно-повествовательный анализ, что является минимальным (пороговым) уровнем для научной публикации.
Практические вопросы в тексте рассматриваются не на уровне конкретизации, анализа и систематизации отдельных дидактических единиц (форм, методов, средств, приемов, знаний, умений, навыков, компетенций и пр.), а на уровне максимального обобщения, обзора педагогического опыта. Исследование, несомненно, выиграло, если бы указанный опыт был обобщён именно на указанном выше уровне, и был отражен в виде перечней особенностей, специфических черт, трендов и пр.. В сплошном формате эта информация как бы «растворяется» в текстовом массиве.
Заслуживает внимания достаточно подробный исторический экскурс в становление системы подготовки промышленных дизайнеров в Китае.
Статья выполнена языком, в целом соответствующим нормам научного стиля. Перечень литературы соответствует требованиям и находит реальное содержательное отражение на страницах работы. С содержательной точки зрения публикация может вызвать интерес у достаточно широкой аудитории, а именно у лиц, интересующихся сравнительной педагогикой, педагогикой искусства и в целом восточной культурой.
По работе имеется ряд замечаний.
Со структурной точки зрения статья выполнена в форме единого сплошного текста, что свойственно скорее публицистическому материалу. Научные исследования даже небольшого объема, как правило, разбиваются на содержательно-взаимосвязанные части.
Заключительная часть выполнена не в виде тезисов-постулатов, отражающих основную суть проведенной научной работы, а в виде описания общих проблем и вопросов развития дизайна и обучения ему.
Несмотря на содержательный список источников в тексте отсутствует обзор авторов и векторов их исследований хотя бы на уровне основного вклада в изучаемую проблематику.
В статье весьма размыт предмет исследования в классическом научно-педагогическом понимании этого термина. Автор затрагивает слишком широкий спектр аспектов обучения дизайну от управленческих до методических – этим статья тоже несколько напоминает публицистический материал.
Указанные замечания обедняют исследование с содержательной точки зрения, но не отменяют понимания того, что в целом оно соответствует минимальным общепринятым требованиям, предъявляемым к научным журнальным статьям, и может быть, таким образом, опубликовано в рецензируемом издании.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.