по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 02, 2015
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 1-3-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2015
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Педагогические интуиции Э. Шпрангера

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.15829

Аннотация: Немецкий философ, психолог и культуролог Э. Шпрангер был достаточно разносторонним исследователем. Он явился создателем своеобразной характерологии, которая оказала заметное влияние на философию личности. Шпрангер обосновал принцип целостной структурной или понимающей психологии. Он исследовал смысловые структуры духовной жизни человека в культуре. Не обошёл и проблемы эстетики. Вполне понятно, что это неутомимый учёный не мог в соответствии немецкой традицией устраниться от вопросов обучения и воспитания. Ему принадлежит цикл лекций о философском основоположении педагогики. Теорию образовательных идеалов и психологию работника образования он рассматривал как непосредственное практическое использование результатов своей теоретической философской деятельности. При этом он подчёркивал, что именно эта проблема требует дальнейших исследований. Автор использует методологические разработки «понимающей психологии» и методы педагогической деятельности. Он широко опирается на философию образования как особый блок знаний. В статье впервые в отечественной литературе анализируются педагогические интуиции Э. Шпрангера. Особо подчёркивается интегральность его представлений о воспитании учеников. Немецкий философ оставил глубокие рассуждения о том, что такое личность и чем она отличается от индивида и индивидуальности. В соответствии со своим учением Шпрангер придаёт особое значение ценностям как духовной опоре личности. Анализируются также взгляды Шпрангера на воспитание. Отмечается, что идеи Шпрангера оказали заметное влияние на Теодора Литта, одного из основоположников педагогики культуры, а также на современную трактовку идей о гражданском воспитании Г. Кершенштейнера, О.Ф. Больного и на педагогическую антропологию в целом.
Гуревич П.С. - Педагогические интуиции Э. Шпрангера c. 104-107

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66939

Аннотация: Немецкий философ, психолог и культуролог Э. Шпрангер был достаточно разносторонним исследователем. Он явился создателем своеобразной характерологии, которая оказала заметное влияние на философию личности. Шпрангер обосновал принцип целостной структурной или понимающей психологии. Он исследовал смысловые структуры духовной жизни человека в культуре. Не обошёл и проблемы эстетики. Вполне понятно, что это неутомимый учёный не мог в соответствии немецкой традицией устраниться от вопросов обучения и воспитания. Ему принадлежит цикл лекций о философском основоположении педагогики. Теорию образовательных идеалов и психологию работника образования он рассматривал как непосредственное практическое использование результатов своей теоретической философской деятельности. При этом он подчёркивал, что именно эта проблема требует дальнейших исследований. Автор использует методологические разработки «понимающей психологии» и методы педагогической деятельности. Он широко опирается на философию образования как особый блок знаний. В статье впервые в отечественной литературе анализируются педагогические интуиции Э. Шпрангера. Особо подчёркивается интегральность его представлений о воспитании учеников. Немецкий философ оставил глубокие рассуждения о том, что такое личность и чем она отличается от индивида и индивидуальности. В соответствии со своим учением Шпрангер придаёт особое значение ценностям как духовной опоре личности. Анализируются также взгляды Шпрангера на воспитание. Отмечается, что идеи Шпрангера оказали заметное влияние на Теодора Литта, одного из основоположников педагогики культуры, а также на современную трактовку идей о гражданском воспитании Г. Кершенштейнера, О.Ф. Больного и на педагогическую антропологию в целом.
Педагогический идеал
Яновская О.Р., Рыбина Г.А. - Российское образование в контексте «экономики знаний»

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.16363

Аннотация: Предметом проведенного в статье исследования являются понятия «общества знаний» и «экономики знаний» в применении к современной ситуации в российском образовании и науке. Основной задачей является рассмотрение истории и ключевого содержания этих понятий и исследование реформ в современном российском образовании и науке в их контексте, а также критический анализ современных подходов к оценке труда преподавателя и ученого. Центральным вопросом исследования является вопрос о том, насколько целесообразным является применение западных стандартов образования к отечественной образовательной системе. Основные методы исследования: изучение и анализ литературы, исторический подход, критический и сравнительный анализ, общенаучные методы теоретического исследования. Основные выводы исследования следующие: 1) Проводимые по западным образцам реформы в отечественном образовании все больше демонстрируют свою несостоятельность на практике. Это связано с тем, что не было уделено внимание адаптации новых образцов к существующей системой, не была взята в учет история развития отечественного образования и науки, менталитет российского общества. 2) Образование и наука являются такими сферами общественной жизни, к которым методы «экономики знаний», т.е. отношения к знаниям как к товару являются неподходящими. Предлагаемые в современной научно-образовательной системе методы оценки труда ученого и преподавателя с помощью формальных цифровых показателей, попытка свести оценку их деятельности к оценке их экономической эффективности может пагубно сказаться на дальнейшем развитии культуры в целом, поскольку образование и наука являются не только частью экономической системы, но и – в первую очередь – одной из важнейших составляющих культурной жизни общества, которая не может измеряться только исходя из прагматических принципов. Научная новизна исследования заключается в представленном анализе последних актуальных тенденций в отечественном образовании и науке в сравнении с мировыми трендами, еще не получивших достаточного осмысления в отечественной научной литературе.
Яновская О.Р., Рыбина Г.А. - Российское образование в контексте «экономики знаний» c. 108-119

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66940

Аннотация: Предметом проведенного в статье исследования являются понятия «общества знаний» и «экономики знаний» в применении к современной ситуации в российском образовании и науке. Основной задачей является рассмотрение истории и ключевого содержания этих понятий и исследование реформ в современном российском образовании и науке в их контексте, а также критический анализ современных подходов к оценке труда преподавателя и ученого. Центральным вопросом исследования является вопрос о том, насколько целесообразным является применение западных стандартов образования к отечественной образовательной системе. Основные методы исследования: изучение и анализ литературы, исторический подход, критический и сравнительный анализ, общенаучные методы теоретического исследования. Основные выводы исследования следующие: 1) Проводимые по западным образцам реформы в отечественном образовании все больше демонстрируют свою несостоятельность на практике. Это связано с тем, что не было уделено внимание адаптации новых образцов к существующей системой, не была взята в учет история развития отечественного образования и науки, менталитет российского общества. 2) Образование и наука являются такими сферами общественной жизни, к которым методы «экономики знаний», т.е. отношения к знаниям как к товару являются неподходящими. Предлагаемые в современной научно-образовательной системе методы оценки труда ученого и преподавателя с помощью формальных цифровых показателей, попытка свести оценку их деятельности к оценке их экономической эффективности может пагубно сказаться на дальнейшем развитии культуры в целом, поскольку образование и наука являются не только частью экономической системы, но и – в первую очередь – одной из важнейших составляющих культурной жизни общества, которая не может измеряться только исходя из прагматических принципов. Научная новизна исследования заключается в представленном анализе последних актуальных тенденций в отечественном образовании и науке в сравнении с мировыми трендами, еще не получивших достаточного осмысления в отечественной научной литературе.
Современные стратегии и модели образования
Литвинова Н.П., Панкова Н.В. - Роль государственного, частного и общественного сектора в признании компетенций, полученных вне системы формального образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.16274

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы активизации работы всех секторов экономики в реализации политики обучения на протяжении всей жизни. Вступление России в ВТО обязывает анализировать риски сферы профессионального образования и связанные с этим проблемы качества кадрового потенциала нашей страны, тем более, что условия ВТО распространяются не только на товары, но и на услуги. Статья посвящена мерам по противодействию ослаблению конкурентоспособности российской системы образования. В современных условиях конкурентоспособность нашей системы подготовки кадров по ряду фундаментальных параметров имеет слабые позиции, причем в большинстве случаев в отличном от других стран контексте. Во-первых, главные ориентиры развития образования, планируемые мировым сообществом к 2030 году, для России - рубежи, давно преодоленные к концу 80-х ,годах но затем резко утерянные в 90-е . Поэтому России необходимо восстановить финансово-экономические показатели по образованию. Современный этап образования в развитых странах в последние 25 лет дал мощный импульс новым технологиям в силу становления культуры обучения на протяжении всей жизни, увеличения контингентов не только и не столько новых учащихся, сколько расширения контингентов взрослого населения, вплоть до лиц третьего возраста, продолжающих обучение в системе дополнительного образования, как формального, так и неформального. Это породило проблему признания реальных компетенций, разработку методик оценивания компетенций, что логически потребовало создания национальных рамок компетенций и их определенную международную идентификацию. В статье анализируются социально-экономические предпосылки и технологии, предлагаемые мировой практикой для освоения путей реагирования на потребности экономики знаний. Представлен опыт наиболее продвинутых стран в решении этих проблем: Республики Корея, Франции, Финляндии, Германии, Дании, Эстонии и др. Рассмотрены мероприятия, предпринятые в Российской Федерации создания национальной системы признания компетенции. Показаны пути наиболее эффективного решения указанных проблем с учетом зарубежного опыта и российских реалий.
Литвинова Н.П., Панкова Н.В. - Роль государственного, частного и общественного сектора в признании компетенций, полученных вне системы формального образования c. 120-128

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66941

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы активизации работы всех секторов экономики в реализации политики обучения на протяжении всей жизни. Вступление России в ВТО обязывает анализировать риски сферы профессионального образования и связанные с этим проблемы качества кадрового потенциала нашей страны, тем более, что условия ВТО распространяются не только на товары, но и на услуги. Статья посвящена мерам по противодействию ослаблению конкурентоспособности российской системы образования. В современных условиях конкурентоспособность нашей системы подготовки кадров по ряду фундаментальных параметров имеет слабые позиции, причем в большинстве случаев в отличном от других стран контексте. Во-первых, главные ориентиры развития образования, планируемые мировым сообществом к 2030 году, для России - рубежи, давно преодоленные к концу 80-х ,годах но затем резко утерянные в 90-е . Поэтому России необходимо восстановить финансово-экономические показатели по образованию. Современный этап образования в развитых странах в последние 25 лет дал мощный импульс новым технологиям в силу становления культуры обучения на протяжении всей жизни, увеличения контингентов не только и не столько новых учащихся, сколько расширения контингентов взрослого населения, вплоть до лиц третьего возраста, продолжающих обучение в системе дополнительного образования, как формального, так и неформального. Это породило проблему признания реальных компетенций, разработку методик оценивания компетенций, что логически потребовало создания национальных рамок компетенций и их определенную международную идентификацию. В статье анализируются социально-экономические предпосылки и технологии, предлагаемые мировой практикой для освоения путей реагирования на потребности экономики знаний. Представлен опыт наиболее продвинутых стран в решении этих проблем: Республики Корея, Франции, Финляндии, Германии, Дании, Эстонии и др. Рассмотрены мероприятия, предпринятые в Российской Федерации создания национальной системы признания компетенции. Показаны пути наиболее эффективного решения указанных проблем с учетом зарубежного опыта и российских реалий.
Развивающиеся педагогические технологии
Глущенко В.В., Глущенко И.И. - Ценностный подход при формировании и реализации концепции развития дистанционного образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.16233

Аннотация: Предметом статьи выступают методы формирования и анализа концепции ценностного дистанционного высшего образования. Объект статьи- концепция ценностного высшего дистанционного образования. Актуальность статьи в 2015 году определяется продолжающейся дискуссией по вопросам развития образования в России, комплексом внешних и внутренних факторов порождающих необходимость реформировать высшее образование нашей стране. В настоящее время одним из направлений реформ образования является интенсивное развитие сектора дистанционного высшего образования, который основан на активном использовании информационных, медийных и интернет технологий. Целью настоящей статьи является формирование методических подходов и анализ концепций высшего дистанционного образования с учетом ценностного характера современного образования. Методами исследования выступают общенаучные и специальные методы, включая анализ и синтез, структурный и логический анализ, ретроспективный анализ, прогноз развития Основные выводы данного исследования получены в результате того, что для достижения поставленной цели решаются такие задачи: - исследуется понятие и специфика концепции образования с учетом ее влиянии на инновационную сферу государства и общества; - исследуются особенности ценностного образования; - исследуется факторы и технологии реализации концепции ценностного высшего дистанционного образования как одного из видов инновации и направления практического развития образования; - проводится анализ различных концепций ценностного дистанционного высшего образования.
Глущенко В.В., Глущенко И.И. - Ценностный подход при формировании и реализации концепции развития дистанционного образования c. 129-139

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66942

Аннотация: Предметом статьи выступают методы формирования и анализа концепции ценностного дистанционного высшего образования. Объект статьи- концепция ценностного высшего дистанционного образования. Актуальность статьи в 2015 году определяется продолжающейся дискуссией по вопросам развития образования в России, комплексом внешних и внутренних факторов порождающих необходимость реформировать высшее образование нашей стране. В настоящее время одним из направлений реформ образования является интенсивное развитие сектора дистанционного высшего образования, который основан на активном использовании информационных, медийных и интернет технологий. Целью настоящей статьи является формирование методических подходов и анализ концепций высшего дистанционного образования с учетом ценностного характера современного образования. Методами исследования выступают общенаучные и специальные методы, включая анализ и синтез, структурный и логический анализ, ретроспективный анализ, прогноз развития Основные выводы данного исследования получены в результате того, что для достижения поставленной цели решаются такие задачи: - исследуется понятие и специфика концепции образования с учетом ее влиянии на инновационную сферу государства и общества; - исследуются особенности ценностного образования; - исследуется факторы и технологии реализации концепции ценностного высшего дистанционного образования как одного из видов инновации и направления практического развития образования; - проводится анализ различных концепций ценностного дистанционного высшего образования.
«Учитель, перед именем твоим…»
Левин В.И. - Михаил Львович Цетлин и развитие кибернетики в СССР

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.15346

Аннотация: В статье изложена научная биография выдающегося советского ученого, инженера и организатора науки, одного из основоположников отечественной кибернетики Михаила Львовича Цетлина. Выявлены основные этапы его биографии и научного творчества и влияние на него семьи, близких, друзей и коллег. Дан обзор основных результатов М.Л. Цетлина в науке (матема-тика, теоретическая физика, теория управляющих систем, биология и медицина, протезирование, автоматное моделирование социальных, экономических и биологических систем, электронное приборостроение, кибернетика). Проанализирована его научно-организационная и педагогическая деятельность и ее влияние на развитие советской и мировой науки и техники. Подробно описываются основные особенности М.Л. Цетлина как ученого, человека и гражданина и его большое влияние на научную молодежь. Основу данного исследования составили опубликованные и неопубликованные воспоминания коллег М.Л. Цетлина, членов его семьи, близких, родных, друзей, а также личные воспоминания автора. Впервые собраны воедино высказанные оценки, относящиеся к различным сторонам жизни и деятельности М.Л. Цетлина – научной, инженерной организационной, педагогической, общественной и др. Использованы также личные впечатления о Цетлине как человеке. Показано, что М.Л. Цетлин был идним из первопроходцев кибернетики в СССР.
Левин В.И. - Михаил Львович Цетлин и развитие кибернетики в СССР c. 140-149

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66943

Аннотация: В статье изложена научная биография выдающегося советского ученого, инженера и организатора науки, одного из основоположников отечественной кибернетики Михаила Львовича Цетлина. Выявлены основные этапы его биографии и научного творчества и влияние на него семьи, близких, друзей и коллег. Дан обзор основных результатов М.Л. Цетлина в науке (матема-тика, теоретическая физика, теория управляющих систем, биология и медицина, протезирование, автоматное моделирование социальных, экономических и биологических систем, электронное приборостроение, кибернетика). Проанализирована его научно-организационная и педагогическая деятельность и ее влияние на развитие советской и мировой науки и техники. Подробно описываются основные особенности М.Л. Цетлина как ученого, человека и гражданина и его большое влияние на научную молодежь. Основу данного исследования составили опубликованные и неопубликованные воспоминания коллег М.Л. Цетлина, членов его семьи, близких, родных, друзей, а также личные воспоминания автора. Впервые собраны воедино высказанные оценки, относящиеся к различным сторонам жизни и деятельности М.Л. Цетлина – научной, инженерной организационной, педагогической, общественной и др. Использованы также личные впечатления о Цетлине как человеке. Показано, что М.Л. Цетлин был идним из первопроходцев кибернетики в СССР.
Дидактика
Добротина И.Н. - «Портфель моих достижений: русский язык» как инструмент оценки образовательных достижений учащихся

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.15184

Аннотация: Автор рассматривает такие аспекты темы, как разработка и внедрение в педагогическую практику такой перспективной технологии обучения русскому языку, как «языковой портфель». Постановка задачи обусловлена необходимостью 1) поиска приёмов и методов совершенствования предметных и метапредметных умений учащихся, среди которых участие в проектной деятельности, решение учебных ситуаций, 2) создания системы организационно-педагогических условий формирования современной системы оценивания, в которую входит не только оценка ученика учителем, но и самооценка учащегося и взаимооценка учеников в коллективе. Изучение описанных в дидактической и лингводидактической литературе разных моделей и типов портфелей; апробация материалов в ходе педагогического эксперимента стали основой для создания предметного портфолио - Портфеля достижений учащихся. Новизна исследования заключается в предложенной и апробированной модели предметного портфолио («Портфель моих достижений: русский язык») как одного из методов формирующего оценивания и основы системы обратной связи между учителем и учеником в системе организационно-педагогических условий формирования навыков самооценки и самоконтроля.
Добротина И.Н. - «Портфель моих достижений: русский язык» как инструмент оценки образовательных достижений учащихся c. 150-158

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66944

Аннотация: Автор рассматривает такие аспекты темы, как разработка и внедрение в педагогическую практику такой перспективной технологии обучения русскому языку, как «языковой портфель». Постановка задачи обусловлена необходимостью 1) поиска приёмов и методов совершенствования предметных и метапредметных умений учащихся, среди которых участие в проектной деятельности, решение учебных ситуаций, 2) создания системы организационно-педагогических условий формирования современной системы оценивания, в которую входит не только оценка ученика учителем, но и самооценка учащегося и взаимооценка учеников в коллективе. Изучение описанных в дидактической и лингводидактической литературе разных моделей и типов портфелей; апробация материалов в ходе педагогического эксперимента стали основой для создания предметного портфолио - Портфеля достижений учащихся. Новизна исследования заключается в предложенной и апробированной модели предметного портфолио («Портфель моих достижений: русский язык») как одного из методов формирующего оценивания и основы системы обратной связи между учителем и учеником в системе организационно-педагогических условий формирования навыков самооценки и самоконтроля.
Новые методики и технологии
Пресс И.А., Джевага Н.В. - Образовательные ресурсы для самообучения и тренинга: тест-тренажеры по химии

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.15207

Аннотация: Авторы рассматривают необходимость создания учебно-методических материалов нового поколения, учитывающих переход образовательной системы от предметно-знаниевой к практико-ориентированной (компетентностной) модели образовательного процесса, подразумевающей усиление самостоятельной работы студентов, интерактивности учебного процесса и индивидуализации обучения. Предметом исследования являются психолого-педагогические аспекты педагогического конструирования образовательных ресурсов для самообучения и тренинга. Авторы поставили цель - сконструировать дидактически обоснованные и методически отработанные тест-тренажеры в формате DVD-видео, удовлетворяющие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения. На основании системного подхода к созданию комплексов образовательных ресурсов учебных дисциплин обоснована необходимость создания тренажеров для самостоятельной работы студентов. Поставлены конкретные дидактические задачи на основании анализа понятийного аппарата учебной дисциплины "Химия". Выбор технологических решений обоснован: обучающей функцией технологии тестирования и высоким педагогическим потенциалом учебного видео, обеспечивающего высокую наглядность представления и эмоциональность восприятия учебной информации. Аудио-комментарии преподавателя позволяют студенту анализировать допущенные им ошибки и оперативно контролировать успешность своего продвижения по изучению каждой темы. Представлены результаты педагогического конструирования, разработки и создания тест-тренажеров по темам учебной дисциплины «Химия» для студентов 1 курса технического университета. Тест-тренажеры позволяют студенту самостоятельно работать над темой учебной программы, видя результаты своей работы, реально оценивая успешность своего продвижения по данной теме и получая указания преподавателя на причины своих ошибок в аудио-режиме. Используя тест-тренажеры, каждый студент получает возможность работать в любое удобное для него время, выбирая оптимальный для себя уровень интенсивности работы. К преимуществам данного вида учебно-методических материалов относится активная работа студента в ходе просмотра (в частности, работа по самостоятельному планированию эксперимента, проведение измерений времени прохождения химической реакции, последующего расчета величин ее скорости, построения графика и т.п.). Тест-тренажеры позволяют педагогу реально управлять самостоятельной работой студента, а студенту оперативно контролировать свои учебные достижения с помощью тестирования. Студент получает возможность самостоятельно осваивать дисциплину, фактически работая в режиме обучающей программы. Проведенные педагогические эксперименты в группах студентов 1 курса показали высокую эффективность тест-тренажеров в учебном процессе. Представленные тест-тренажеры могут быть рекомендованы для использования в учебном процессе технических университетов.
Пресс И.А., Джевага Н.В. - Образовательные ресурсы для самообучения и тренинга: тест-тренажеры по химии c. 159-174

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66945

Аннотация: Авторы рассматривают необходимость создания учебно-методических материалов нового поколения, учитывающих переход образовательной системы от предметно-знаниевой к практико-ориентированной (компетентностной) модели образовательного процесса, подразумевающей усиление самостоятельной работы студентов, интерактивности учебного процесса и индивидуализации обучения. Предметом исследования являются психолого-педагогические аспекты педагогического конструирования образовательных ресурсов для самообучения и тренинга. Авторы поставили цель - сконструировать дидактически обоснованные и методически отработанные тест-тренажеры в формате DVD-видео, удовлетворяющие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения. На основании системного подхода к созданию комплексов образовательных ресурсов учебных дисциплин обоснована необходимость создания тренажеров для самостоятельной работы студентов. Поставлены конкретные дидактические задачи на основании анализа понятийного аппарата учебной дисциплины "Химия". Выбор технологических решений обоснован: обучающей функцией технологии тестирования и высоким педагогическим потенциалом учебного видео, обеспечивающего высокую наглядность представления и эмоциональность восприятия учебной информации. Аудио-комментарии преподавателя позволяют студенту анализировать допущенные им ошибки и оперативно контролировать успешность своего продвижения по изучению каждой темы. Представлены результаты педагогического конструирования, разработки и создания тест-тренажеров по темам учебной дисциплины «Химия» для студентов 1 курса технического университета. Тест-тренажеры позволяют студенту самостоятельно работать над темой учебной программы, видя результаты своей работы, реально оценивая успешность своего продвижения по данной теме и получая указания преподавателя на причины своих ошибок в аудио-режиме. Используя тест-тренажеры, каждый студент получает возможность работать в любое удобное для него время, выбирая оптимальный для себя уровень интенсивности работы. К преимуществам данного вида учебно-методических материалов относится активная работа студента в ходе просмотра (в частности, работа по самостоятельному планированию эксперимента, проведение измерений времени прохождения химической реакции, последующего расчета величин ее скорости, построения графика и т.п.). Тест-тренажеры позволяют педагогу реально управлять самостоятельной работой студента, а студенту оперативно контролировать свои учебные достижения с помощью тестирования. Студент получает возможность самостоятельно осваивать дисциплину, фактически работая в режиме обучающей программы. Проведенные педагогические эксперименты в группах студентов 1 курса показали высокую эффективность тест-тренажеров в учебном процессе. Представленные тест-тренажеры могут быть рекомендованы для использования в учебном процессе технических университетов.
Эффективность обучения
Глазова Ю.В. - Проектная технология и педагогические условия ее успешной реализации в процессе формирования образовательной самостоятельности студентов.

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.13921

Аннотация: Объектом исследования является формирование образовательной самостоятельности студентов колледжа. Предмет исследования -педагогические условия реализации проектной технологии, направленной на формирование образовательной самостоятельности обучающихся. Различаются познавательная (только учебная) и образовательная (учебный и воспитательный компоненты) самостоятельность учащихся. Исходя из такого разделения необходимо дополнить имеющиеся методы и средства формирования самостоятельности учащихся способами влияния на самовоспитание, а не только на обучение. Предложенная проектная технология и педагогические условия способствуют формированию образовательной самостоятельности за счет учета нравственных ценностей общества. Проектная технология формирования образовательной самостоятельности студентов опирается на деятельностный, личностно-ориентированный и аксиологический подходы. Это позволяет создать в процессе проектирования субъектно-субъектные отношения, а аксиологический подход включает в себя ориентацию студентов в процессе проектной деятельности на общечеловеческие, национальные и личностно-значимые ценности. Новизна исследования заключается в том, что до недавнего времени исследователи рассматривали только учебную сторону самостоятельности. Однако, сегодня большинство учащихся может обладать достаточно высоким уровнем познавательной самостоятельности, например при работе с информацией, не умея при этом отличать негативную информацию от полезной и необходимой. Реализация проектной технологии с учетом описанных педагогических условий позволяет минимизировать риски негативных проявлений только учебной самостоятельности учащихся.
Глазова Ю.В. - Проектная технология и педагогические условия ее успешной реализации в процессе формирования образовательной самостоятельности студентов. c. 175-186

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66946

Аннотация: Объектом исследования является формирование образовательной самостоятельности студентов колледжа. Предмет исследования -педагогические условия реализации проектной технологии, направленной на формирование образовательной самостоятельности обучающихся. Различаются познавательная (только учебная) и образовательная (учебный и воспитательный компоненты) самостоятельность учащихся. Исходя из такого разделения необходимо дополнить имеющиеся методы и средства формирования самостоятельности учащихся способами влияния на самовоспитание, а не только на обучение. Предложенная проектная технология и педагогические условия способствуют формированию образовательной самостоятельности за счет учета нравственных ценностей общества. Проектная технология формирования образовательной самостоятельности студентов опирается на деятельностный, личностно-ориентированный и аксиологический подходы. Это позволяет создать в процессе проектирования субъектно-субъектные отношения, а аксиологический подход включает в себя ориентацию студентов в процессе проектной деятельности на общечеловеческие, национальные и личностно-значимые ценности. Новизна исследования заключается в том, что до недавнего времени исследователи рассматривали только учебную сторону самостоятельности. Однако, сегодня большинство учащихся может обладать достаточно высоким уровнем познавательной самостоятельности, например при работе с информацией, не умея при этом отличать негативную информацию от полезной и необходимой. Реализация проектной технологии с учетом описанных педагогических условий позволяет минимизировать риски негативных проявлений только учебной самостоятельности учащихся.
Знание и понимание
Попов Е.А. - Социальное знание и ценности научного труда

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.15366

Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь социального знания и культуры научного труда. В проекции современной социогуманитарной науки проблема исследовательской культуры достаточно актуальна и связана как с внутринаучными тенденциями, так и с околонаучными. К числу первых относится количественный прирост исследований практически во всех областях научного познания, а следовательно, то приводит к снижению культуры научной деятельности. К околонаучной проблематике относится фактор заказа на исследования со стороны государства или других субъектов. Основным методом исследования является проблемный анализ взаимосвязи социального знания и культуры научного труда, также в статье используется метод сравнения. Основными выводами исследования являются следующие положения: 1) социальное знание испытывает явную необходимость в совершенствовании исследовательской культуры, связано это со значительным ростом научных исканий в данной сфере; 2) социология относится к числу областей с "презентацией" результатов исследований, основанных на прикладных методиках, значит, социология прежде всего должна ставить задачу о следовании нормам научного труда.
Попов Е.А. - Социальное знание и ценности научного труда c. 187-193

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66947

Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь социального знания и культуры научного труда. В проекции современной социогуманитарной науки проблема исследовательской культуры достаточно актуальна и связана как с внутринаучными тенденциями, так и с околонаучными. К числу первых относится количественный прирост исследований практически во всех областях научного познания, а следовательно, то приводит к снижению культуры научной деятельности. К околонаучной проблематике относится фактор заказа на исследования со стороны государства или других субъектов. Основным методом исследования является проблемный анализ взаимосвязи социального знания и культуры научного труда, также в статье используется метод сравнения. Основными выводами исследования являются следующие положения: 1) социальное знание испытывает явную необходимость в совершенствовании исследовательской культуры, связано это со значительным ростом научных исканий в данной сфере; 2) социология относится к числу областей с "презентацией" результатов исследований, основанных на прикладных методиках, значит, социология прежде всего должна ставить задачу о следовании нормам научного труда.
Поиски смысла
Мальцева Т.Е. - Концептуальные подходы к определению понятия социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.15963

Аннотация: Объектом данного исследования являются будущие специалисты социальной сферы с социально-функциональными отличиями, предметом – определение понятия социально-профессиональной субъектности. Автор впервые вводит в тезаурус научных терминов понятие «социально-профессиональная субъектность», что предопределяется необходимостью рассмотрения получения высшего образования особой категорией социальных клиентов − лицами с социально-функциональными отличиями, что тоже является новым авторским определением, введенным для выделения особой группы социальных клиентов. Лица с социально-функциональными отличиями - мощный потенциал в социальной работе с различными группами клиентов. Определение понятия "социально-профессиональная субъектность" представляет собой супплетивный метод, отражающий взаимопроникновения и слияние нескольких слагающих: субъектность, социальная субъектность, профессиональная субъектность. Основными выводами данного исследования является обобщение характеристики концептуальных подходов к определению социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями. Автор отмечает, их бинарную сущность, поскольку они могут быть рассмотрены и как процесс профессиональной социализации, и как важный аспект социальной работы, отражающий социальную политику государства.
Мальцева Т.Е. - Концептуальные подходы к определению понятия социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями c. 194-200

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66948

Аннотация: Объектом данного исследования являются будущие специалисты социальной сферы с социально-функциональными отличиями, предметом – определение понятия социально-профессиональной субъектности. Автор впервые вводит в тезаурус научных терминов понятие «социально-профессиональная субъектность», что предопределяется необходимостью рассмотрения получения высшего образования особой категорией социальных клиентов − лицами с социально-функциональными отличиями, что тоже является новым авторским определением, введенным для выделения особой группы социальных клиентов. Лица с социально-функциональными отличиями - мощный потенциал в социальной работе с различными группами клиентов. Определение понятия "социально-профессиональная субъектность" представляет собой супплетивный метод, отражающий взаимопроникновения и слияние нескольких слагающих: субъектность, социальная субъектность, профессиональная субъектность. Основными выводами данного исследования является обобщение характеристики концептуальных подходов к определению социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями. Автор отмечает, их бинарную сущность, поскольку они могут быть рассмотрены и как процесс профессиональной социализации, и как важный аспект социальной работы, отражающий социальную политику государства.
В потоке книг
Гуревич П.С. - Будет буря, мы поспорим…

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.15850

Аннотация: В статье рецензируются две недавно вышедшие книги – А. Вудса и Т. Гранта «Бунтующий разум. Марксистская философия и современная н наука» и М.Х. Рабаданова, О.Р. Раджабова и М.К. Гусейханова «Философия науки: История и методология естественных наук». Издательство «Канон+» за последние годы выпустило немало трудов, связанных с философским постижением общества. Оно стремится как можно полнее отразить спектр современных общественных исканий. Далеко не всегда продуктивная истина скрыта в самых модных социальных брендах. Поэтому «Канон+» предоставляет возможность исследователям разных стран, национальностей, учёным из разных школ выразить собственный взгляд на динамику мира, на те закономерности, которые определяют не только развитие точных, но и гуманитарных наук. В статье объединены два издания, две книги. Их сближает общая сдержанно-консервативная традиция. В одном случае она продиктована стремлением познакомить читателей с марксистской философией в её современном варианте. В другом случае речь идёт об учебнике, который, как и полагается изданию такого жанра, старается избегать спорных, не устоявшихся знаний. В статье даётся критическая оценка методологии марксистской философии. В ней проступает стремление уклониться от полемики с современной наукой и философией и воспользоваться принципами марксистского учения. Автор опирается также на подходы современной философии, которые чужды догматике и крайностей метафизического мышления. Новизна подхода состоит в том, что обеспечить диалог разных мировоззренческих традиций. Марксистская философия доказала в своё время продуктивность и ценность собственных утверждений. Однако многие её положения подверглись критике и были отвергнуты. Общая критика марксизма имела негативные последствия, поскольку она в 90-е годы носила едва ли не тотальный характер. Вместе с тем время обозначило новые вызовы, наука сделала множество неожиданных открытий. Немногочисленный отряд марксистов – отечественных и зарубежных – невольно пытался отгородиться от новых парадигмальных положений, по-прежнему отстаивая точки зрения, не работающие уже в новое время. В учебнике по философии науки тоже прослеживая охранительный, недискуссионный характер изложения.
Гуревич П.С. - Будет буря, мы поспорим… c. 201-209

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66949

Аннотация: В статье рецензируются две недавно вышедшие книги – А. Вудса и Т. Гранта «Бунтующий разум. Марксистская философия и современная н наука» и М.Х. Рабаданова, О.Р. Раджабова и М.К. Гусейханова «Философия науки: История и методология естественных наук». Издательство «Канон+» за последние годы выпустило немало трудов, связанных с философским постижением общества. Оно стремится как можно полнее отразить спектр современных общественных исканий. Далеко не всегда продуктивная истина скрыта в самых модных социальных брендах. Поэтому «Канон+» предоставляет возможность исследователям разных стран, национальностей, учёным из разных школ выразить собственный взгляд на динамику мира, на те закономерности, которые определяют не только развитие точных, но и гуманитарных наук. В статье объединены два издания, две книги. Их сближает общая сдержанно-консервативная традиция. В одном случае она продиктована стремлением познакомить читателей с марксистской философией в её современном варианте. В другом случае речь идёт об учебнике, который, как и полагается изданию такого жанра, старается избегать спорных, не устоявшихся знаний. В статье даётся критическая оценка методологии марксистской философии. В ней проступает стремление уклониться от полемики с современной наукой и философией и воспользоваться принципами марксистского учения. Автор опирается также на подходы современной философии, которые чужды догматике и крайностей метафизического мышления. Новизна подхода состоит в том, что обеспечить диалог разных мировоззренческих традиций. Марксистская философия доказала в своё время продуктивность и ценность собственных утверждений. Однако многие её положения подверглись критике и были отвергнуты. Общая критика марксизма имела негативные последствия, поскольку она в 90-е годы носила едва ли не тотальный характер. Вместе с тем время обозначило новые вызовы, наука сделала множество неожиданных открытий. Немногочисленный отряд марксистов – отечественных и зарубежных – невольно пытался отгородиться от новых парадигмальных положений, по-прежнему отстаивая точки зрения, не работающие уже в новое время. В учебнике по философии науки тоже прослеживая охранительный, недискуссионный характер изложения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.