Статья 'Образовательные ресурсы для самообучения и тренинга: тест-тренажеры по химии ' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Образовательные ресурсы для самообучения и тренинга: тест-тренажеры по химии

Пресс Ирина Александровна

кандидат химических наук

доцент, кафедра общей и физической химии, ФГБОУ ВПО «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

199106, Россия, г. Санкт-Петербург, линия Васильевский Остров, 2

Press Irina

PhD in Chemistry

head of the Curriculum and Guidance Department, associate professor of the Department of General and Physical Chemistry at National Mineral Resources University (Mining University)

199106, Russia, Saint Petersburg, liniya Vasil'evsky Ostrov, 2

irina1948press@yandex.ru
Джевага Наталья Владимировна

кандидат химических наук

ассистент, кафедра общей и физической химии, ФГБОУ ВПО «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

199106, Россия, г. Санкт-Петербург, линия Васильевского Острова, 2

Dzhevaga Natal'ya Vladimirovna

PhD in Chemistry

assistant of the Department of General and Physical Chemistry at National Mineral Resources University (Mining University)

199106, Russia, Saint Petersburg, liniya Vasil'evskogo Ostrova, 2

dzhevaga331@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2015.2.15207

Дата направления статьи в редакцию:

04-05-2015


Дата публикации:

1-3-2015


Аннотация: Авторы рассматривают необходимость создания учебно-методических материалов нового поколения, учитывающих переход образовательной системы от предметно-знаниевой к практико-ориентированной (компетентностной) модели образовательного процесса, подразумевающей усиление самостоятельной работы студентов, интерактивности учебного процесса и индивидуализации обучения. Предметом исследования являются психолого-педагогические аспекты педагогического конструирования образовательных ресурсов для самообучения и тренинга. Авторы поставили цель - сконструировать дидактически обоснованные и методически отработанные тест-тренажеры в формате DVD-видео, удовлетворяющие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения. На основании системного подхода к созданию комплексов образовательных ресурсов учебных дисциплин обоснована необходимость создания тренажеров для самостоятельной работы студентов. Поставлены конкретные дидактические задачи на основании анализа понятийного аппарата учебной дисциплины "Химия". Выбор технологических решений обоснован: обучающей функцией технологии тестирования и высоким педагогическим потенциалом учебного видео, обеспечивающего высокую наглядность представления и эмоциональность восприятия учебной информации. Аудио-комментарии преподавателя позволяют студенту анализировать допущенные им ошибки и оперативно контролировать успешность своего продвижения по изучению каждой темы. Представлены результаты педагогического конструирования, разработки и создания тест-тренажеров по темам учебной дисциплины «Химия» для студентов 1 курса технического университета. Тест-тренажеры позволяют студенту самостоятельно работать над темой учебной программы, видя результаты своей работы, реально оценивая успешность своего продвижения по данной теме и получая указания преподавателя на причины своих ошибок в аудио-режиме. Используя тест-тренажеры, каждый студент получает возможность работать в любое удобное для него время, выбирая оптимальный для себя уровень интенсивности работы. К преимуществам данного вида учебно-методических материалов относится активная работа студента в ходе просмотра (в частности, работа по самостоятельному планированию эксперимента, проведение измерений времени прохождения химической реакции, последующего расчета величин ее скорости, построения графика и т.п.). Тест-тренажеры позволяют педагогу реально управлять самостоятельной работой студента, а студенту оперативно контролировать свои учебные достижения с помощью тестирования. Студент получает возможность самостоятельно осваивать дисциплину, фактически работая в режиме обучающей программы. Проведенные педагогические эксперименты в группах студентов 1 курса показали высокую эффективность тест-тренажеров в учебном процессе. Представленные тест-тренажеры могут быть рекомендованы для использования в учебном процессе технических университетов.


Ключевые слова:

образовательные ресурсы, компетентностный подход, интерактивность, самостоятельная работа студентов, самообучение, обучающая среда MOODLE, технология тестирования, тест-тренажеры, учебное видео, вузовская химия

Abstract: The authors of the article emphasize the need for creating teaching and learning aids of the new generation, the aids that would take into account the transfer of the system of education from the subject-knowledge model to the practice-oriented (competence) model of the educational process which involves more independent work or students, interactive educational proccess and individualization of learning. The subject of the research is the psychological and pedagogical aspects of the pedagogical design of educational resources for self-learning and training. The authors set a goal to design didactically based and technically verified test-simulators presented as DVD-Video that would satisfy the federal educational standards of the latest generation. Based on the system approach to designing educational resources for academic disciplines, the authors have proved the need to create test-stimulators for independent work of students. The authors describe particular didactic targets based on the analysis of the conceptual framework of Chemistry as an academic discipline. Didactic justification of the choice of technological solutions is the following: teaching function of testing technologies and pedagogical significance of educational videos providing high visual expression and emotional perception of the educational information. Audio comments from the teacher allow a student to analyze his mistakes and promptly monitor the success of his progress with each topic.  The article presents the results of the development and creation of test-simulators on the topics of the discipline "Chemistry" for 1st year students of a Technical University. Test-simulators allow a stsudent to independently work on his curriculum topics, see the results of his work, adequately assess the succcess of his proceeding with the topic and receive teacher's audio guidelines. Using test-simulators, each student has a possibility to work whenever he can and choose the best level of intensity of work for himself. The advantages of this kind of teaching and learning aids include active work of a student during watching a video (in particular, independent planning of an experiment, measuring the length of chemical reaction, and further calculation of the time of chemical reaction, building a graph, etc.). Test-simulators are presented in DVD-Video and can be placed in the software environment MOODLE which allows them to organize a direct connection with the theoretical training material via hyperlinks. Test-simulators allow the teacher to really manage the independent work of students and allow students to quickly control their educational achievement through testing. The student is able to independently learn the discipline actually operating in a mode of training program. The conducted pedagogical experiments in groups of the 1st year students have shown high efficiency of test-simulators in the learning process. The presented test-simulators can be recommended for use in the educational process of technical universities.


Keywords:

higher school chemistry, test-simulators, testing technology, LMS MOODLE, self-learning, independent work of students, interactivity, competence approach, educational resources, educational videos

Библиография
1. Антонова С.Г. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования — основа содержания учебных изданий. – М.: Университетская книга. – 2000. – С. 19-27.
2. Жукова Н.В. Возможности использования электронных тест-тренажеров при обучении физической химии. // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10–12. – С. 2778-2781; URL: http://www.rae.ru/fs/?article_id=10002139&op=show_article§ion=content
3. Пресс И.А. О педагогическом дизайне и педагогическом проектировании вузовского учебника нового поколения: теория и практика // Современные проблемы науки и образования". – 2015. – № 4 – С. 1280.
4. Пресс И.А., Рябова М.Н. Опыт организации интегрированной формы обучения студентов в вузе // Вестник Санкт-Петербургского Университета. – 2012. – Сер.12, Вып. 2. – С. 168 – 176.
5. Press I. High school lecture during an era of changes: traditions and innovations // European Applied Sciences. – 2012. – Vol. 1, №2. – P. 186-188.
6. Press I. Organization of laboratory chemistry course in the system of distance learning // European Science and Technology: materials of the III international research and practice conference, Munich, October 30th–31st, 2012.-Munich: Vela Verlag Waldkraiburg. – 2012. – Vol. II. – P. 405-407.
7. Press I. Systematic approach to the creation of training and methodological support of educational process in a technical university: theory and practice // World Applied Sciences Journal. – 2013. – Vol. 27, №7. – P. 835-839. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.27.07.246.
8. Савина О.Н. Пьянова М.В. Инновационные инструменты повышения эффективности современного образовательного процесса как способ реализации компетентностного подхода в образовании // Налоги и налогообложение.-2013.-4.-C. 269-275. DOI: 10.7256/1812-8688.2013.4.7948.
References
1. Antonova S.G. Gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego professional'nogo obrazovaniya — osnova soderzhaniya uchebnykh izdanii. – M.: Universitetskaya kniga. – 2000. – S. 19-27.
2. Zhukova N.V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya elektronnykh test-trenazherov pri obuchenii fizicheskoi khimii. // Fundamental'nye issledovaniya. – 2013. – № 10–12. – S. 2778-2781; URL: http://www.rae.ru/fs/?article_id=10002139&op=show_article§ion=content
3. Press I.A. O pedagogicheskom dizaine i pedagogicheskom proektirovanii vuzovskogo uchebnika novogo pokoleniya: teoriya i praktika // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya". – 2015. – № 4 – S. 1280.
4. Press I.A., Ryabova M.N. Opyt organizatsii integrirovannoi formy obucheniya studentov v vuze // Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. – 2012. – Ser.12, Vyp. 2. – S. 168 – 176.
5. Press I. High school lecture during an era of changes: traditions and innovations // European Applied Sciences. – 2012. – Vol. 1, №2. – P. 186-188.
6. Press I. Organization of laboratory chemistry course in the system of distance learning // European Science and Technology: materials of the III international research and practice conference, Munich, October 30th–31st, 2012.-Munich: Vela Verlag Waldkraiburg. – 2012. – Vol. II. – P. 405-407.
7. Press I. Systematic approach to the creation of training and methodological support of educational process in a technical university: theory and practice // World Applied Sciences Journal. – 2013. – Vol. 27, №7. – P. 835-839. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.27.07.246.
8. Savina O.N. P'yanova M.V. Innovatsionnye instrumenty povysheniya effektivnosti sovremennogo obrazovatel'nogo protsessa kak sposob realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii // Nalogi i nalogooblozhenie.-2013.-4.-C. 269-275. DOI: 10.7256/1812-8688.2013.4.7948.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.