по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 02, 2013
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 1-3-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2013
- Поздравления профессору О.К. Филатову c. 168-168

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.63185

Аннотация: Редакция журнала «Педагогика и просвещение» поздравляет известного отечественного педагога, члена редакционного совета журнала, профессора Олега Константиновича Филатова с Днем рождения. Желаем долгих лет жизни, здоровья и всяческих успехов!
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Образование и будущее человека

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.9123

Аннотация: Обсуждение перспектив человеческого существования – едва ли вечный сюжет мировой философии. В основном эта тема была связана с тремя факторами: колоссальными достижениями человеческого разума, преображением человеческой природы и реализацией космического предназначения человека. Об успехах науки и связанных с нею упованиях говорить много не приходится. Благодаря науке создана современная цивилизация с ее высоким уровнем благосостояния, невиданными ресурсами, грандиозными коммуникациями. Перекроена карта мира. Ученые расшифровали геном человека. Они пытаются с помощью адронного коллайдера вырвать у природы ее базовые тайны. Люди научились лечить рак почти всех органов, пересаживать сердце, пришивать руки и ноги, клонировать себе подобных. Вполне естественно, что успехи науки приучили многих людей к мысли, что нет таких проблем, которые не получат поддержки со стороны науки. Именно с достижениями науки и культуры принято связывать и горизонты человеческого существования.
П.С. Гуревич - Образование и будущее человека c. 104-113

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.63178

Аннотация: Обсуждение перспектив человеческого существования — едва ли вечный сюжет мировой философии. В основном эта тема была связана с тремя факторами: колоссальными достижениями человеческого разума, преображением человеческой природы и реализацией космического предназначения человека. Об успехах науки и связанных с нею упованиях говорить много не приходится. Благодаря науке создана современная цивилизация с ее высоким уровнем благосостояния, невиданными ресурсами, грандиозными коммуникациями. Перекроена карта мира. Ученые расшифровали геном человека. Они пытаются с помощью адронного коллайдера вырвать у природы ее базовые тайны. Люди научились лечить рак почти всех органов, пересаживать сердце, пришивать руки и ноги, клонировать себе подобных. Вполне естественно, что успехи науки приучили многих людей к мысли, что нет таких проблем, которые не получат поддержки со стороны науки. Именно с достижениями науки и культуры принято связывать и горизонты человеческого существования.
Образование
Барбашин М.Ю. - Институты высшего образования и социальные дилеммы (компаративный анализ российской и американской образовательных систем)

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.9102

Аннотация: В статье анализируются институциональные процессы в системе высшего образования в России и в Соединенных Штатах. Подчеркивается, что высшее образование необходимо для гражданского развития, поскольку демократическому обществу требуются образованные граждане для участия в решении актуальных государственных задач. Поскольку одной из заявленных целей институциональных реформ системы университетов является переход к образованию инновационного уровня, который позволил бы обеспечить приемлемый уровень подготовки специалистов в сравнении с ведущими университетами (в первую очередь, американскими), необходимо рассмотреть в рамках компаративного анализа институциональные процессы, учет которых обеспечит позитивные изменения. Применяя положения компаративного анализа и неоинституционализма, автор рассматривает ключевые образовательные институты, имплементация которых в российскую образовательную среду с учетом ее национальной специфики облегчила бы переход к инновационному образованию, повышению качества профессиональной подготовки специалистов и достижение российскими вузами мирового уровня.
М.Ю. Барбашин - Институты высшего образования и социальные дилеммы (компаративный анализ российской и американской образовательных систем) c. 151-158

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.63183

Аннотация: В статье анализируются институциональные процессы в системе высшего образования в России и в Соединенных Штатах. Подчеркивается, что высшее образование необходимо для гражданского развития, поскольку демократическому обществу требуются образованные граждане для участия в решении актуальных государственных задач. Поскольку одной из заявленных целей институциональных реформ системы университетов является переход к образованию инновационного уровня, который позволил бы обеспечить приемлемый уровень подготовки специалистов в сравнении с ведущими университетами (в первую очередь, американскими), необходимо рассмотреть в рамках компаративного анализа институциональные процессы, учет которых обеспечит позитивные изменения. Применяя положения компаративного анализа и неоинституционализма, автор рассматривает ключевые образовательные институты, имплементация которых в российскую образовательную среду с учетом ее национальной специфики облегчила бы переход к инновационному образованию, повышению качества профессиональной подготовки специалистов и достижение российскими вузами мирового уровня.
Личность и личностный рост
У.Л. Толстенёва - Субъективный смысл личностной экзистенции c. 135-141

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.63181

Аннотация: Экзистенциализм как философское направление сегодня заместился новыми направлениями. Однако человеческое существование по-прежнему связано со многими угрозами и противоречиями. Сама жизнь человека подвергается опасности не только в связи с глобальными катастрофами и рисками. Маячит новый антропологический образ, который будет создан на основе высокотехнологических ресурсов. При кажущемся благоденствии человек ввергается в мир парадоксальных ценностей. Люди нетрадиционной сексуальной ориентации получают согласие на брак и воспитание детей. Политическая реальность рассматривается в рамках психопатологии. Абсурд, как отмечал в свое время А. Камю, встречает нас на каждом углу. Традиционные ценности не просто исчезают. Они демонстрируют свою изнанку, становятся оборотнями. Крепкий семейный союз рассматривается как анахронизм. Жертвенность как романтическое недомыслие. Правдивость как пережиток архаических времен. Скромность как проявление ущербной неуспешности. В этой ситуации обостряется потребность в смысложизненных ориентациях. Страх и трепет, беззащитность и приступы безумия преследуют человека и заставляют принимать сугубо личные решения. Свой человеческий отзыв. Он сугубо индивидуален. Он не может быть массовым, по определению.
Философия и педагогика
Омельчук Р.К. - Идеология в педагогике: идеалы философии или идолы культуры?

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.7393

Аннотация: В статье осуществлен философский анализ понятий идеология и культура в свете проводимого исследования по онтологии веры: в ретроспективе духовных ценностей народов России и человечества в целом автором осуществляется поиск мотивации, которая наиболее подходит для эффективного становления личности и устойчивого поддержания социокультурных механизмов преемственности. Анализируется воздействие символа на сознание с точки зрения преемственности ценностей, а также акцентируется внимание на ценностной составляющей разнообразных целей, преследуемых человеком, и важности научного построения и обоснования их актуальной иерархии. Обосновывается, что идеология не преследует цели возвышения личности, и потому не должна использоваться в воспитательно-образовательном процессе. Если культура естественно воспитывает в человеке понимание истин, которые на языке религии и философии представляются многослойно символическими и сложно логическими, то идеология искусственно формирует в человеке рациональные формулы и установки, ориентированными исключительно на экономический прогресс.
Р.К. Омельчук - Идеология в педагогике: идеалы философии или идолы культуры? c. 114-124

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.63179

Аннотация: В статье осуществлен философский анализ понятий идеология и культура в свете проводимого исследования по онтологии веры: в ретроспективе духовных ценностей народов России и человечества в целом автором осуществляется поиск мотивации, которая наиболее подходит для эффективного становления личности и устойчивого поддержания социокультурных механизмов преемственности. Анализируется воздействие символа на сознание с точки зрения преемственности ценностей, а также акцентируется внимание на ценностной составляющей разнообразных целей, преследуемых человеком, и важности научного построения и обоснования их актуальной иерархии. Обосновывается, что идеология не преследует цели возвышения личности, и потому не должна использоваться в воспитательно-образовательном процессе. Если культура естественно воспитывает в человеке понимание истин, которые на языке религии и философии представляются многослойно символическими и сложно логическими, то идеология искусственно формирует в человеке рациональные формулы и установки, ориентированными исключительно на экономический прогресс.
Егорова И.В. - Ханна Арендт о массовой культуре

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.9596

Аннотация: Ханна Арендт (1906-1975) – немецко-американский философ и политолог, политический мыслитель. Она всерьез намеревалась разработать систематическую феноменологию и аналитику политического. При этом Арендт опиралась на такие базовые понятия философии политики, как власть, свобода, насилие, революция, социальный вопрос. Она стремилась выстроить неметафизическую, посюстороннюю онтологию, которая обусловливала бы пространство для человеческой свободы, а не делала бы его заложником причинно-следственных связей. Основные мотивы ее философии – свобода и гуманизм. Свобода для нее не только фундаментальная характеристика человеческого существования, но и основной критерий оценки социального и духовного прогресса. Она показывает противоречивость общественного развития. Идеи Х. Арендт о социальной активности и тоталитаризме сыграли важную роль в формировании современной политологии. Ее публицистическая и культурно-политическая активность получили высокую оценку широких кругов общественности. В статье речь идет о том, как Х. Арендт толковала феномен массового общества. Ее культурфилософские размышления не получили еще достаточного освещения в отечественной философской литературе.
Толстенёва У.Л. - Субъективный смысл личностной экзистенции

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.9481

Аннотация: Экзистенциализм как философское направление сегодня заместился новыми направлениями. Однако человеческое существование по-прежнему связано со многими угрозами и противоречиями. Сама жизнь человека подвергается опасности не только в связи с глобальными катастрофами и рисками. Маячит новый антропологический образ, который будет создан на основе высокотехнологических ресурсов. При кажущемся благоденствии человек ввергается в мир парадоксальных ценностей. Люди нетрадиционной сексуальной ориентации получают согласие на брак и воспитание детей. Политическая реальность рассматривается в рамках психопатологии. Абсурд, как отмечал в свое время А. Камю, встречает нас на каждом углу. Традиционные ценности не просто исчезают. Они демонстрируют свою изнанку, становятся оборотнями. Крепкий семейный союз рассматривается как анахронизм. Жертвенность как романтическое недомыслие. Правдивость как пережиток архаических времен. Скромность как проявление ущербной неуспешности. В этой ситуации обостряется потребность в смысложизненных ориентациях. Страх и трепет, беззащитность и приступы безумия преследуют человека и заставляют принимать сугубо личные решения. Свой человеческий отзыв. Он сугубо индивидуален. Он не может быть массовым, по определению.
«Учитель, перед именем твоим…»
Левин В.И. - И.А. Кассирский - выдающийся советский ученый-медик

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.8832

Аннотация: Изложена научная биография выдающегося ученого-медика, педагога и замечательного человека Иосифа Абрамовича Кассирского. Дан обстоятельный анализ его научной, педагогической и организационно-врачебной деятельности. Большое внимание уделено его решающей роли в создании советской научно-лечебной школы в области гематологии и тропических болезней. Много внимания уделено описанию удивительной, яркой человеческой личности И.А. Кассирского. Приведено множество воспоминаний его коллег, друзей, учеников и близких, живо воссоздающих рпазличные стороны его жизни и деятельности. Проанализированы основные особенности его научно-исследовательской и педагогической деятельности в области медицины. Затрагивается его научно-организационная и общественная деятельность. Большое внимание уделено высоким человеческим качествам И.А. Кассирского. Именно эти качества больше всего остались в памяти современников. В заключение статьи дается общая оценка научного уровня работ И.А. Кассирского в области медицины и созданной им научной школы. Приводится подробный список его основных публикаций.
В.И. Левин - И.А. Кассирский — выдающийся советский учёный-медик c. 159-167

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.63184

Аннотация: Изложена научная биография выдающегося ученого-медика, педагога и замечательного человека Иосифа Абрамовича Кассирского. Дан обстоятельный анализ его научной, педагогической и организационноврачебной деятельности. Большое внимание уделено его решающей роли в создании советской научно-лечебной школы в области гематологии и тропических болезней. Много внимания уделено описанию удивительной, яркой человеческой личности И.А. Кассирского. Приведено множество воспоминаний его коллег, друзей, учеников и близких, живо воссоздающих различные стороны его жизни и деятельности. Проанализированы основные особенности его научно-исследовательской и педагогической деятельности в области медицины. Затрагивается его научно-организационная и общественная деятельность. Большое внимание уделено высоким человеческим качествам И.А. Кассирского. Именно эти качества больше всего остались в памяти современников. В заключение статьи дается общая оценка научного уровня работ И.А. Кассирского в области медицины и созданной им научной школы. Приводится подробный список его основных публикаций.
Воспитание и его формы
Грицай Л.А., Грицай Л.А. - Идеальные представления и повседневная реальность детско-родительских взаимоотношений в культуре Древней Руси

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.9226

Аннотация: В статье рассматриваются ценностные основы семейных взаимоотношений в отечественной философско-педагогической мысли XII–XVI вв. На основе анализа памятников древнерусской письменности определяются идеальные представления и реалии повседневной жизни отцовского и материнского воспитания, а также поведения детей в семье. Особое внимание авто обращает на следующие древнерусские учительные произведения: «Поучение князя Владимира Мономаха», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона», «Притчи епископа Кирилла Туровского», «Чтение о Борисе и Глебе», «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Житие преподобного Антония Печерского» «Житие муромской святой Ульянии Лазаревской», «Изборник 1076 года», «Домострой». На материале данных сборников определяются ведущие положения теории родительского воспитания, характерные для исследуемого исторического периода. Предлагается преимущественный анализ всех теорий и по-ложений, на основе которых делается вывод о философско-педагогических идеалах понимания сущности воспитания детей в древнерусской семье.
Л.А. Грицай - Идеальные представления и повседневная реальность детско- родительских взаимоотношений в культуре Древней Руси c. 142-150

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.63182

Аннотация: В статье рассматриваются ценностные основы семейных взаимоотношений в отечественной философско-педагогической мысли XII–XVI вв. На основе анализа памятников древнерусской письменности определяются идеальные представления и реалии повседневной жизни отцовского и материнского воспитания, а также поведения детей в семье. Особое внимание авто обращает на следующие древнерусские учительные произведения: «Поучение князя Владимира Мономаха», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона», «Притчи епископа Кирилла Туровского», «Чтение о Борисе и Глебе», «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Житие преподобного Антония Печерского» «Житие муромской святой Ульянии Лазаревской», «Изборник 1076 года», «Домострой». На материале данных сборников определяются ведущие положения теории родительского воспитания, характерные для исследуемого исторического периода. Предлагается преимущественный анализ всех теорий и положений, на основе которых делается вывод о философско-педагогических идеалах понимания сущности воспитания детей в древнерусской семье.
Духовно-нравственные искания
И.В. Егорова - Ханна Арендт о массовой культуре c. 125-134

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.63180

Аннотация: Ханна Арендт (1906-1975) — немецко-американский философ и политолог, политический мыслитель. Она всерьез намеревалась разработать систематическую феноменологию и аналитику политического. При этом Арендт опиралась на такие базовые понятия философии политики, как власть, свобода, насилие, революция, социальный вопрос. Она стремилась выстроить неметафизическую, посюстороннюю онтологию, которая обусловливала бы пространство для человеческой свободы, а не делала бы его заложником причинно-следственных связей. Основные мотивы ее философии — свобода и гуманизм. Свобода для нее не только фундаментальная характеристика человеческого существования, но и основной критерий оценки социального и духовного прогресса. Она показывает противоречивость общественного развития. Идеи Х. Арендт о социальной активности и тоталитаризме сыграли важную роль в формировании современной политологии. Ее публицистическая и культурно-политическая активность получили высокую оценку широких кругов общественности. В статье речь идет о том, как Х. Арендт толковала феномен массового общества. Ее культурфилософские размышления не получили еще достаточного освещения в отечественной философской литературе.
В потоке книг
Гуревич П.С. - Мемориальная общественная практика

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.9566

Аннотация: Люди минувших эпох живы для нас благодаря особого рода общественной практики – мемориальной. Если сгорел муравейник, память об этом сообществе исчезает бесследно. Однако в человеческом обществе жизнь прошедших поколений не утрачивается. Прошлое продолжает присутствовать в актуальном сознании. В гуманитарных науках укоренился принцип историзма, позволяющий осмысливать прошлое в рамках исторического знания, в потоке времен, в их круженьи и осмысливать исторический процесс. В рецензии речь идет о том, что историзм как методологический принцип возник не сразу. Немецкий историк и философ истории Фридрих Мейнеке в книге «Возникновение историзма» излагает энциклопедически достоверную картину возникновения этого явления. Историзм выступает как закономерный результат всего идейного развития Запада, начиная с античности, как высшее выражение человеческого духа. Мейнрике тщательно прослеживает истоки историзма у крупнейших английских, французских и немецких просветителей. Стремясь преодолеть и показать постепенное преобразование просветительского мышления в историческое, автор выдвинул тезис о диаметральной противоположности Просвещения и его историзма. Книга дает внушительную картину развития исторической мысли в Западной Европе и противостоит негативному отношению к историзму как способу мышления.
П.С. Гуревич - Мемориальная общественная практика c. 169-176

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.63186

Аннотация: Люди минувших эпох живы для нас благодаря особого рода общественной практики – мемориальной. Если сгорел муравейник, память об этом сообществе исчезает бесследно. Однако в человеческом обществе жизнь прошедших поколений не утрачивается. Прошлое продолжает присутствовать в актуальном сознании. В гуманитарных науках укоренился принцип историзма, позволяющий осмысливать прошлое в рамках исторического знания, в потоке времен, в их круженьи и осмысливать исторический процесс. В рецензии речь идет о том, что историзм как методологический принцип возник не сразу. Немецкий историк и философ истории Фридрих Мейнеке в книге «Возникновение историзма» излагает энциклопедически достоверную картину возникновения этого явления. Историзм выступает как закономерный результат всего идейного развития Запада, начиная с античности, как высшее выражение человеческого духа. Мейнрике тщательно прослеживает истоки историзма у крупнейших английских, французских и немецких просветителей. Стремясь преодолеть и показать постепенное преобразование просветительского мышления в историческое, автор выдвинул тезис о диаметральной противоположности Просвещения и его историзма. Книга дает внушительную картину развития исторической мысли в Западной Европе и противостоит негативному отношению к историзму как способу мышления.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.