Национальная безопасность / nota bene - рубрика Система и взаимодействия
по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Рубрика "Система и взаимодействия"
Система и взаимодействия
Полтораков А.Ю. - Военно-гражданские отношения в контексте национальной безопасности: политико-структурные аспекты
Аннотация: Одним из ключевых заданий политологического сегмента современного обществоведения видится реконцептуализация феномена влияния на состояние общественно-политической ситуации в стране и мире, на направленность, характер и результаты политического процесса. Особое значение приобретает проблема формирования т.н. «третьей силы» (социально-политических институтов, готовых выступить в качестве посредников между правящей элитой и гражданским обществом, содействовать решению «классической» проблемы разъединения государства/власти и общества/народа, содействовать интеграции государства и граждан). Государственность фактически окончательно теряет концентрированный характер, рассредоточивается за границы институтов власти, превращается в достояние общественных групп и субъектов преимущественно негосударственного происхождения.
Поярков С.Ю. - Политический режим как механизм функционирования системы государственной власти
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основания политического режима как механизма функционирования системы государственной власти. Дается анализ понятий механизм функционирования политического режима, системные основания такого функционирования, а так же определяются ключевые признаки политического режима.
Боярских А.В. - КРАЕВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ТЮМЕНСКОГО КРАЯ
Аннотация: В данной статье проводится анализ современного состояние таких социальных институтов гражданского общества Тюменского региона РФ, как краевые политические партии и региональные общественные движения для выявления тенденций перспектив их развития. Раскрывается проблема построения институтов взаимодействия между гражданским обществом и властью в аспекте связующего звена краевой социально-политической системы.
Левшун П.В. - Источники финансовой помощи для развития экономики африканских стран
Аннотация: В статье анализируются качественные и количественные показатели официальной финансовой помощи развивающимся экономикам африканских стран со стороны стран-доноров. Автор рассматривает подходы ключевых международных организаций к перспективе экономического развития африканского континента и финансирования его модернизационных проектов, а также борьбы с бедностью. Особое внимание уделено проблеме списания развитыми странами задолженностей африканских государств.
Магадеев И.Э. - «Уловить неуловимое: дефиниция безопасности сегодня»
Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос об определении понятия, чьи границы кажутся в начале XXI века почти необозримыми, а именно - понятия безопасность. В работе выделены основные современные подходы к проблеме, проанализированы методологические принципы, стоящие за каждым из них. Автор, делая акцент на факторе угроз, а также принципе «двойственности структуры», предлагает в заключении собственное понимание того, что представляет собой безопасность сегодня.
Косоруков А.А. - Основные детерминанты процесса принятия внешнеполитических решений
Аннотация: Аннотация: в статье дается комплексный анализ детерминант принятия внешнеполитических решений на основе уровневого подхода. Выдвигаемые детерминанты располагаются на трех взаимосвязанных уровнях – глобальном, государственном и внутригосударственном, включают изучение факторов силы, ее соотношения, международных институтов, взаимного восприятия государствами друг друга и международной системы, автономии государства, мобилизации, большой стратегии, политико-психологических характеристик лидеров и идеологии.
Соколов А.Г. - Кризисный дискурс "Единой России" и КПРФ: сравнительный анализ
Аннотация: Политическая система любого государства, в том числе и России, неизбежно изменяется, эволюционирует, отвечая на вызовы окружающего мира. Далеко не последнее место в их списке занимают экономические кризисы. Наиболее интересным и с научной, и с практической точки зрения нам представляется восприятие кризиса наиболее публичными субъектами российской политики – политическими партиями «Единая Россия» и КПРФ. Нас интересует то, как «Единая Россия» и КПРФ воспринимают мировой экономический кризис, то, какую модель этого восприятия они сообщает своему электорату и то, какой социополитический проект они предлагают в рамках кризисного дискурса. Таким образом, речь идет об исследовании эволюции кризисного дискурса двух партий.
Владимирова Т.В. - Безопасность общества как устойчивость социального порядка в условиях возрастания девиации.

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.2.7143

Аннотация: В работе предлагается подход к определению социальной безопасности, который позволяет выделить два типа организации и понимания безопасности общества. С одной стороны, традиционное общество вырабатывает видение безопасности, в основании которой лежат устойчивая единая ценностная система, традиционные институты и государственная власть. С другой стороны, речь идет об обеспечении безопасности в условиях открытого, современного общества, где возрастающее разнообразие девиации/инновации формирует сложную, высокоорганизованную систему безопасности, включающую в себя институты правового государства, частной собственности, рынка, гражданского общества. Следом, автор ставит проблему дальнейшего роста девиации/инновации (вариативности коммуникации) как проблему обеспечения социальной безопасности.
Погодина И.В., Фраймович Д.Ю. - Стабильность и устойчивость инновационного развития региональных социально-экономических систем в контексте кластерного анализа

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.2.7245

Аннотация: В статье предложено решение задачи классификации регионов по уровню инновационного функционирования на основе статистического сопоставления множества критериев. В расчетах задействованы показатели результативности и эффективности инновационной деятельности. Определены дополнительные критерии, позволяющие охарактеризовать устойчивость и стабильность научно-технического развития территорий в Центральном федеральном округе Российской Федерации.
Бунчук В.Л. - Региональная политика федеративного государства как механизм оптимизации и совершенствования федеративных отношений

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.2.7266

Аннотация: Аннотация В условиях федеративной модели территориально-государственного устройства возможность проведения комплексной и систематизированной региональной политики определяется устойчивостью и сбалансированностью отношений между федеральным центром и субъектами федерации. В то же время доминирование процессов централизации, либо децентрализации делает актуальным выбор определенной стратегии регионального развития: компенсаторной в условиях централизованной федеративной модели и стимулирующей (общесистемной) в условиях децентрализации и высокой степени финансовой и политической автономии регионов. Проведенный теоретический анализ основных концепций федерализма позволяет выявить два основных подхода при рассмотрении сущности федерации: сетевой и централизаторский подходы, опирающиеся также на степень децентрализации в рамках федеративных систем. Применительно к российской действительности целесообразным выступает централизаторский подход, акцентирующий внимание на приоритете федерального центра при проведении региональной политики.
Владимирова Т.В. - Сетевые коммуникации как новая "формула спасения" социального порядка

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.2.7419

Аннотация: В работе предлагается развитие подхода к проблеме безопасности общества как устойчивости социального порядка в условиях нарастания девиации/варьирования. Анализ теории эволюции Н. Лумана, позволяет более глубоко увидеть роль девиации в судьбах современности. Идея автора заключается в том, что с появлением «семантической гипертрофии варьирования», система общества вырабатывает новую «формулу спасения» социального порядка, которая заключается в развитии сетевого коммуникативного пространства. Сеть имеет уникальное свойство – безгранично реализовывать потребность в Неотрицаемом. Полагаем, в этом смысле, можно говорить, что развитие сетевых коммуникаций «спасает» упорядоченность общества, локализуя аномию в виртуальном сетевом пространстве.
Семячкин А.А. - Современное состояние российско-индийских отношений: стратегическое партнерство в глобальном и региональном измерении

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.2.7524

Аннотация: Аннотация Настоящая статья посвящена оценке текущего состояния российско-индийских отношений и тех изменений, которые внес в них визит президента РФ В.В. Путина, состоявшийся в декабре 2012 года. Отмечается. Что во внешнеполитической сфере отношения России и Индии развиваются в двух основных форматах: в формате стратегического партнерства при отстаивании национальных интересов на международной арене и в формате регионального централизма, направленного на ограничение влияния в регионе нерегиональных игроков, стремящихся в нем утвердиться в качестве доминирующей политической силы.
А. В. Манойло - Психологические операции НАТО в Аденском заливе и борьба с пиратами. c. 0-0
Аннотация: Аннотация: в статье приведен анализ тактики сил антипиратской коалиции по обеспечению безопасности судоходства в Аденском заливе. Ключевые слова: психология, национальная безопасность, психология, политология, угрозы, безопасность, психологические операции, миротворческие операции, НАТО, пираты. Контактная информация автора: Манойло Андрей Викторович cyberhurricaneyandex.ru
А.Д. Урсул - Взаимосвязь безопасности и развития в контексте универсального эволюционизма c. 0-0
Аннотация: Анализируется проблема безопасности с позиций общей теории развития и универсального эволюционизма. Высказана гипотеза о том, что самосохранение материи представляет более фундаментальный принцип, чем изменение и эволюция. Вводится понятие "коридора безопасности" и показывается, что устойчивое развитие объединяет в систему прогрессивное развитие и обеспечение безопасности социума и окружающей среды.
У.А. Латыпов - Международное уголовное сотрудничество как механизм обеспечения национальной безопасности c. 0-0
Аннотация: Cтатья «Международное уголовное сотрудничество как механизм обеспечения национальной безопасности» посвящена изучению вопроса обеспечения международной коллективной и национальной безопасности. В статье изучены ряд направлений международного уголовного сотрудничества: противодействие и борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; вопросы по легализации (отмыванию) преступных доходов, которые нередко являются преступлениями международного характера; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; коррупция. Все эти направления сотрудничества в данной сфере непосредственным образом связаны с проблемой обеспечения национальной безопасности.
В.В. Гончаров - Укрепление обороноспособности Российской Федерации как перспективный приоритетный национальный проект c. 0-0
Аннотация: В настоящей статье проведен анализ укрепления обороноспособности Российской Федерации как перспективного приоритетного национального проекта. Автор исследовал внутренние и внешние причины, обуславливающие скорейшее проведение в России военной модернизации, с приданием укреплению обороноспособности нашей страны статуса приоритетного национального проекта. Осуществлена оценка проблем, препятствующих подготовке и реализации данного приоритетного национального проекта. В статье разработаны предложения по проведению ряда практических организационно-правовых мероприятий, связанных с данным процессом
И. Э. Магадеев - Уловить неуловимое: дефиниция безопасности сегодня. c. 0-0
Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос об определении понятия, чьи границы кажутся в начале XXI века почти необозримыми, а именно - понятия безопасность. В работе выделены основные современные подходы к проблеме, проанализированы методологические принципы, стоящие за каждым из них. Автор, делая акцент на факторе угроз, а также принципе «двойственности структуры», предлагает в заключении собственное понимание того, что представляет собой безопасность сегодня.
А. В. Боярских - Краевые политические партии и региональные общественные движения в контексте гражданского общества Тюменского края c. 0-0
Аннотация: В данной статье проводится анализ современного состояние таких социальных институтов гражданского общества Тюменского региона РФ, как краевые политические партии и региональные общественные движения для выявления тенденций перспектив их развития. Раскрывается проблема построения институтов взаимодействия между гражданским обществом и властью в аспекте связующего звена краевой социально-политической системы.
Раджабзода Д.И. - Процессуальные особенности направления запроса о правовой помощи при взаимодействии органов предварительного расследования России и стран СНГ по уголовным делам c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.2.35623

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступают правовые нормы, которые содержатся в Конституции РФ, национальных нормативно – правовых актах, организационно – распорядительных документах (приказы, распоряжения) руководителей правоохранительных органов, международных договорах, направленных на регулирование общественно – правовых отношений по вопросам направления запросов о правовой помощи в области взаимодействия органов предварительного расследования России и стран СНГ при производстве по уголовным делам. Целью исследования является проведение анализа судебно – следственной практики для установления наиболее типичных ошибок, которые обычно служат причиной отказа в исполнении запроса с целью устранения проблем и нивелирования правовых пробелов в законодательном регулировании механизма направления и исполнения запросов о правовой помощи по уголовным делам. Были использованы диалектический метод научного познания, а также сравнительно – правовой, логико – аналитический, системный, а также формально – юридический методы исследования. В статье исследуются вопросы, связанные с направлением запроса как одной из форм взаимодействия органов предварительного расследования России с правоохранительными структурами стран СНГ. Анализируется правовое регулирование и рассматриваются особенности направления запроса. Новизна статьи заключается в выявлении проблемных аспектов сотрудничества и коллизии уголовно – процессуального законодательства и международных соглашений, которые обычно служат причиной отказа в исполнении запроса, в том числе выделена одна из самых сложных проблем в данной области – соблюдение процессуальных сроков для исполнения запроса. Сформулированы предложения, способствующие разрешению имеющихся проблем. В частности, автор приходит к выводу о необходимости дополнения положений нормативных актов, регулирующих механизм отправления запроса о правовой помощи с тем, чтобы следователь мог в обязательном порядке указывать в содержании запроса сроки его исполнения с учетом существенных факторов.
Н. Р. Исправникова, Д. Н. Романов - Перспективы модернизации базовых институтов социальной сферы c. 4-11
Аннотация: Основной причиной кризиса социальной сферы является либо отсутствие комплексных программ реформирования (как это имеет место, например, в науке и культуре), либо их несостоятельность (в здравоохранении, образовании, ЖКХ). Если первая причина очевидна, то вторая (подходы к реформированию) продолжает оставаться предметом острых дискуссий. Хотя обе причины взаимосвязаны, они требуют отдельного рассмотрения. Проблемы «скудости» бюджета и недофинансирования социальной сферы упираются, в конечном счете, в институциональную структуру «реального» сектора и его эффективность. Что же касается проблем реформирования социальной сферы, то здесь выработка эффективных программ зависит, прежде всего, от понимания специфики социально - экономических институтов в данной сфере. Именно принципиальное различие институтов в этих двух сферах хозяйства требует дифференцированного подхода к их реформированию.
Гончаров В.В. - Ответственность как принцип организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.2570

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию ответственности как принципа организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации. В работе проводится анализ различных видов ответственности органов государственной власти и их должностных лиц, даны авторские определения понятиям политической, юридической, моральной, конституционной, уголовной, негативной, позитивной ответственности. В статье изучены основные проблемы, препятствующие реализации принципа ответственности в формировании и функционировании государственного аппарата в Российской Федерации, разработан и обосновывается ряд мероприятий по их устранению.
О. В. Жукова - Перспективы совершенствования инвестиционной политики России в контексте развития социальной ипотеки c. 12-18
Аннотация: На сегодняшний день, крайне важным индикатором стабильности отечественной экономики является развитие социальных ипотечных программ, однако существующая инвестиционная политика государства еще слабо ориентирована на совершенствование существующих инструментов жилищного кредитования и строительство социальной инфраструктуры. Поэтому задачей данной публикации будет структурирование существующих перспектив развития инвестиционной политики России в контексте развития социальной ипотеки.
Т.В. Владимирова - Безопасность общества как устойчивость социального порядка в условиях возрастания девиации c. 12-19

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62338

Аннотация: В работе предлагается подход к определению социальной безопасности, который позволяет выделить два типа организации и понимания безопасности общества. С одной стороны, традиционное общество вырабатывает видение безопасности, в основании которой лежат устойчивая единая ценностная система, традиционные институты и государственная власть. С другой стороны, речь идет об обеспечении безопасности в условиях открытого, современного общества, где возрастающее разнообразие девиации/инновации формирует сложную, высокоорганизованную систему безопасности, включающую в себя институты правового государства, частной собственности, рынка, гражданского общества. Следом, автор ставит проблему дальнейшего роста девиации/инновации (вариативности коммуникации) как проблему обеспечения социальной безопасности.
А.Я. Нейматова - Безопасность и миролюбие как ключевые компоненты благоприятного имиджа страны за рубежом c. 13-22
Аннотация: Международный имидж России – тема актуальная, востребованная и крайне растиражированная на сегодняшний день. Существует огромное количество трактовок самого понятия «имидж страны» и еще больше подходов по его формированию. Путаница относительно путей улучшения российского имиджа за рубежом и проблема выделения приоритеного направления (культурного, инвестиционного или «безопасного») приводит к несостоятельности и несбалансированности российской имиджевой политики. В данной статье автор выдвигает собственную концепцию по благоприятствованию восприятию России за рубежом, основанную на пирамиде потребностей по А.Маслоу. Емкая категория «security» формирует базу имиджевой пирамиды и является непременным условием формирования успешного и благоприятного международного имиджа страны. Следующие ступени составляют социально-экономическая и культурные компоненты. Базовый «безопасный» уровень является для имиджа фундаментальным, в то время как два последующих (надстройки) вариабельны в зависимости от индивидуальных характеристик и условий. Социологические опросы, представленные в статье, доказывают первостепенность и, в целом, существенность категории «безопасность» для имиджа страны. Анализируется имиджевый опыт ФРГ после Второй мировой войны, сделавшей ставку на миролюбие и безопасность и достигшей значительных успехов на данном направлении. Приоритетность безопасности и миролюбия в имиджевом курсе нисколько не умаляется значимости «мягкой силы» государства, а лишь подчеркивает экзистенциальный характер первой компоненты. Отдельно отмечается всевозрастающее значение информационной и кибер–безопасности в современных международных отношениях. Для России проблематика безопасности превалировала и должна превалировать на современной повестке дня. Вызвано это не только важностью данной темы в мировом дискурсе и ее значимостью для имиджевой политики страны, но и в целях борьбы с многочисленными, многовековыми внешними атаками именно на «безопасную» составляющую российского имиджа.
А. Э. Жалинский - Криминологическая характеристика терроризма в России c. 22-29
Аннотация: Статья содержит основные положения последнего доклада А.Э. Жалинского, с которым он выступил 1 ноября 2011 г. на Конгрессе по борьбе с терроризмом в Пекине. В ней содержатся характеристика нормативных основ борьбы с терроризмом, приводятся статистические данные, даются общие оценки состояния борьбы с терроризмом в России. Подчеркивается, что общая оценка состояния и динамики терроризма является крайне сложной и противоречивой. В статье также анализируются криминологические особенности терроризма в Российской Федерации, рассматриваются направления предупреждения терроризма, в которые включаются общие меры воздействия на факторы, порождающие терроризм; усиление социальной поддержки населением борьбы с терроризмом; меры организационно- технического характера. Дается прогноз борьбы с терроризмом в России, который, по мнению автора, является оптимистичным, что разделяется большинством населения. Указывается на негативное отношение российского общества к терроризму во всех его проявлениях.
Е. А. Виноградова - Стратегическая коммуникация стран АЛБА c. 22-28
Аннотация: Политика в области стратегической коммуникации стран АЛБА на Ближнем Востоке является одним из важнейших внешнеполитических ориентиров стран АЛБА в их ассиметричном информационном противоборстве с США. В период 2007-2012 гг. страны АЛБА оказывали влияние на международные СМИ с целью формирования отрицательной репутации США. Укрепляющийся внешнеполитический диалог стран АЛБА с Ираном, Сирией, объединяющий два региона на базе платформы противостояния однополярному влиянию США, открывает дополнительные перспективы для формирования новых центров силы, противостоящих сложившейся в мире монополярности.
Васильев И.В., Карпов В.А. - Актуальные проблемы эффективности функционирования механизмов регулирования Таможенного союза

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.5.9577

Аннотация: В статье проанализированы проблемные вопросы нормативной базы Таможенного союза, нерешенность вопросов унификации гражданского, уголовного, административного законодательства, создающие риски ущемления экономических интересов отдельных государств-членов Таможенного союза, оттока российского приграничного бизнеса на территории других государств-членов Таможенного союза, имеющих более привлекательный налоговый режим и условия таможенного администрирования. Отражены нерешенность вопросов унификации и распределения вывозных таможенных пошлин, а также наличие диспаритета взаиморасчетов при распределении ввозных таможенных пошлин в пользу Республики Беларусь и Республики Казахстан. С учетом присоединения Российской Федерации к ВТО особое значение приобретает развитие мировых интеграционных связей и действие проанализированных негативных факторов, влияющих на развитие интеграционных процессов на пространстве Таможенного союза. Поэтому, кроме анализа существующих проблем, способных привести к возникновению дезинтеграционных процессов на пространстве Таможенного союза, необходимо принимать во внимание перспективы вступления стран –членов Таможенного союза в ВТО. Для этого необходимо расставить акценты на приведении законодательства Таможенного союза к нормам ВТО, разработать комплекс мер, направленных на обеспечение экономической безопасности, урегулировать несоответствия, закрепленных в соглашениях Таможенного союза, критериям введения ограничительных мер и мер, принимаемых в случае возникновения проблем с платежным балансом, положениям соглашений ВТО.
Васильев И.В., Карпов В.А. - Актуальные проблемы эффективности функционирования механизмов регулирования Таможенного союза c. 26-34

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.5.63377

Аннотация: В статье проанализированы проблемные вопросы нормативной базы Таможенного союза, нерешенность вопросов унификации гражданского, уголовного, административного законодательства, создающие риски ущемления экономических интересов отдельных государств-членов Таможенного союза, оттока российского приграничного бизнеса на территории других государств-членов Таможенного союза, имеющих более привлекательный налоговый режим и условия таможенного администрирования. Отражены нерешенность вопросов унификации и распределения вывозных таможенных пошлин, а также наличие диспаритета взаиморасчетов при распределении ввозных таможенных пошлин в пользу Республики Беларусь и Республики Казахстан.С учетом присоединения Российской Федерации к ВТО особое значение приобретает развитие мировых интеграционных связей и действие проанализированных негативных факторов, влияющих на развитие интеграционных процессов на пространстве Таможенного союза. Поэтому, кроме анализа существующих проблем, способных привести к возникновению дезинтеграционных процессов на пространстве Таможенного союза, необходимо принимать во внимание перспективы вступления стран –членов Таможенного союза в ВТО. Для этого необходимо расставить акценты на приведении законодательства Таможенного союза к нормам ВТО, разработать комплекс мер, направленных на обеспечение экономической безопасности, урегулировать несоответствия, закрепленных в соглашениях Таможенного союза, критериям введения ограничительных мер и мер, принимаемых в случае возникновения проблем с платежным балансом, положениям соглашений ВТО.
И.В. Погодина. Д.Ю. Фраймович, З.В. Мищенко - Стабильность и устойчивость инновационного развития региональных социально-экономических систем в контексте кластерного анализа c. 28-38
Аннотация: В статье предложено решение задачи классификации регионов по уровню инновационного функционирования на основе статистического сопоставления множества критериев. В расчетах задействованы показатели результативности и эффективности инновационной деятельности. Определены дополнительные критерии, позволяющие охарактеризовать устойчивость и стабильность научно-технического развития территорий в Центральном федеральном округе Российской Федерации.
Путинцев А.В. - Система как комплексная категория отражения национальной безопасности в теоретико-правовых исследованиях c. 29-39

DOI:
10.7256/2454-0668.2021.1.33825

Аннотация: Предметом исследования является методология реконструкции национальной безопасности как комплексного социального и политико-правового явления в современном научном знании. Особое внимание уделяется положениям теории государства и права и политологии, а также официальных документов - актов стратегического планирования, имеющих теоретико-прикладное значение ввиду наличия в их текстах официальных дефиниций. Автор применяет формально-юридический анализ легальных и доктринальный анализ научных источников. В качестве методологической используется категория "системы" и системный подход в различных интерпретациях, проводится логический анализ различных вариаций дефиниций категорий "система национальной безопасности" и "система обеспечения национальной безопасности". Выявлено, что системный анализ, являясь исторически одним из наиболее востребованных подходов, способных отразить многоаспектные объекты исследования, давно вошел в научную традицию изучения национальной безопасности. Рассмотрено несколько вариантов системного подхода: теория национальной безопасности как система,; национальная безопасность как свойство системы; национальная безопасность как система. При анализе интерпретации национальной безопасности как системы выявлено две основных категории: «система национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности». Категория «система национальной безопасности» имеет преимущественно научные интерпретации, тогда как категория «система обеспечения национальной безопасности» получила легальную дефиницию, трансформировавшись из научной категории в элемент объекта (изучаемой социальной реальности) и одновременно средство его конструирования. Констатируется существование методологического плюрализма в части определения компонентов систем национальной безопасности. В статье исследованы удачные и неудачные примеры использования системного подхода при изучении национальной безопасности, выявлены типичные методологические ошибки. Автор приходит к выводу об ограниченных эвристических возможностях системного подхода при отражении динамики обеспечения национальной безопасности, указывая на необходимость использования категорий «механизм», «режим» или «процесс».
Кашина Е.А. - Роль крупного бизнеса в формировании региональной политики российского государства: сырьевой аспект

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.5.9298

Аннотация: Аннотация: Целью проводимого в статье исследования является установление роли крупного бизнеса в формировании региональной политики российского государства. Для достижения поставленной цели необходимо решение основных задач: исследование институциональной обусловленности характера политической деятельности крупного бизнеса в современной России; рассмотрение инструментов влияния бизнеса на региональную политику и их практическое применение. Объектом исследования является региональная политика российского государства, предметом – крупный бизнес России. По результатам проведенного исследования сделаны выводы о том, что сырьевая направленность воздействия компаний, работающих в сырьевом секторе на региональную политику останется неизменной до тех пор, пока не поменяется структура российской экономики. Роль крупного бизнеса в формировании региональной политики государства, проводимой в отношении сырьевых регионов, в будущем будет зависеть от расстановки политических сил и степени консолидации путинского режима. Следовательно, сырьевые компании в своих региональных стратегиях зависимы не только от внешнеэкономической конъюнктуры, но и от внутриполитической конъюнктуры. Прогноз в отношении роли крупного бизнеса в региональной политике в будущем зависим от электоральных циклов. Система государственного капитализма, устоявшаяся в современной России будет только укрепляться. Основные практические результаты исследования заключаются в сведении трех феноменов: крупного бизнеса, государства и сырьевых регионов, с пересечением их интересов в сфере федеральной региональной политики. Дополнительно станут понятными векторы дальнейшего изучения роли крупного бизнеса в формировании региональной политики и эффект, который будут получать от этого сырьевые регионы.
Кашина Е.А. - Роль крупного бизнеса в формировании региональной политики российского государства: сырьевой аспект c. 35-50

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.5.63378

Аннотация: Целью проводимого в статье исследования является установление роли крупного бизнеса в формировании региональной политики российского государства. Для достижения поставленной цели необходимо решение основных задач: исследование институциональной обусловленности характера политической деятельности крупного бизнеса в современной России; рассмотрение инструментов влияния бизнеса на региональную политику и их практическое применение. Объектом исследования является региональная политика российского государства, предметом – крупный бизнес России. По результатам проведенного исследования сделаны выводы о том, что сырьевая направленность воздействия компаний, работающих в сырьевом секторе на региональную политику останется неизменной до тех пор, пока не поменяется структура российской экономики. Роль крупного бизнеса в формировании региональной политики государства, проводимой в отношении сырьевых регионов, в будущем будет зависеть от расстановки политических сил и степени консолидации путинского режима. Следовательно, сырьевые компании в своих региональных стратегиях зависимы не только от внешнеэкономической конъюнктуры, но и от внутриполитической конъюнктуры. Прогноз в отношении роли крупного бизнеса в региональной политике в будущем зависим от электоральных циклов. Система государственного капитализма, устоявшаяся в современной России будет только укрепляться. Основные практические результаты исследования заключаются в сведении трех феноменов: крупного бизнеса, государства и сырьевых регионов, с пересечением их интересов в сфере федеральной региональной политики. Дополнительно станут понятными векторы дальнейшего изучения роли крупного бизнеса в формировании региональной политики и эффект, который будут получать от этого сырьевые регионы.
Мамедов Т.Н. - Привлечение прямых зарубежных инвестиций в экономику СНГ в условиях региональной интеграции c. 56-65

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.4.33980

Аннотация: Цель статьи - анализ инвестиционных отношений между странами СНГ на современном этапе и формирование предложений, направленных на привлечение прямых зарубежных инвестиций в экономику союза в условиях региональной интеграции. Рассмотрены особенности инвестиционного процесса на пространстве СНГ. Выявлены единые факторы, ограничивающие углублению экономической интеграции в рамках союза. Материальной базой для написания статьи выступают научные статьи, базы данных международных организаций, аналитические материалы стран-партнеров СНГ. В методологии используется такие подходы, как: научная абстракция, логическое обобщение, экономико-статистический и факторный анализ, методы группировки и детализации. В работе раскрыта сущность прямых инвестиций. Предложена авторская классификация прямых зарубежных инвестиций с точки зрения их роли в современной мировой экономике. Определена роль прямых инвестиций в развитии стран-партнеров СНГ. Сделаны выводы по ключевым направлениям развития инвестиционных отношений в странах СНГ. В статье обоснована необходимость разработки агентств привлечения прямых зарубежных инвестиций, реализации единых центров в области государственно-частного партнерства (ГЧП), создания совместных суверенных фондов и предприятий в высокотехнологичных отраслях национальной экономики. Предложено сформировать единый специализированный центр, координирующий денежно - кредитную политику государств - членов СНГ.
Илякова И.Е., Моисеева И.В. - Диагностика ювенального потенциала современной экономики РФ c. 86-98

DOI:
10.7256/2454-0668.2021.6.36802

Аннотация: Статья посвящена актуальной научной проблеме. В ее рамках предметом научного исследования являются факторы, ограничивающие воспроизводство ювенального потенциала современной российской экономики. Его цель состоит в определении структуры ювенального потенциала, последовательной диагностике ключевых элементов и разработке базовых рекомендаций, способствующих реализации ювенального потенциала в качестве фактора инновационного развития. При проведении исследования, помимо общенаучных методов, использован факторный анализ и аналитические возможности программного продукта Statistica. В статье дана оценка состояния ключевых элементов ювенального потенциала. Особое внимание уделяется роли системы высшего образования в воспроизводстве человеческого потенциала экономики будущего.     Проведённый анализ позволил выявить как положительные, так и негативные тенденции. Так, в частности, констатируется проблема дисбаланса возрастной структуры ювенального потенциала, что негативно влияет на перспективы сферы образования и рынка труда. Определены условия повышения уровня ювенального потенциала экономики РФ, обоснована высокая степень его значимости для обеспечения поступательного социально-экономического развития государства в стратегической перспективе. Предложения и рекомендации авторов исследования могут быть использованы при разработке государственных программ и документов, определяющих стратегические перспективы развития экономики РФ и ее регионов. Исследуемая проблема обладает высокой степенью научной новизны, поскольку теоретические положения концепции ювенального потенциала находятся на этапе формирования.
Д. Г. Алексеева - Обеспечение банковской безопасности в исламских государствах c. 122-131
Аннотация: Мировой финансово-экономический кризис со всей очевидностью показал слабость нацио- нальных банковских систем различных государств, необходимость повышения степени их безопасности и финансовой устойчивости. В существующих условиях повышенный интерес представляет исламская финансовая индустрия, характеризующаяся опережающим развитием банковского сектора и его устойчивостью к различного рода рискам. В статье рассматриваются особенности обеспечения банковской безопасности в банковском секторе стран, в которых государственной или ведущей религией является ислам.
П. В. Левшун - Источники финансовой помощи для развития экономики африканских стран c. 132-138
Аннотация: В статье анализируются качественные и количественные показатели официальной финансовой помощи развивающимся экономикам африканских стран со стороны стран-доноров. Автор рассматривает подходы ключевых международных организаций к перспективе экономического развития африканского континента и финансирования его модернизационных проектов, а также борьбы с бедностью. Особое внимание уделено проблеме списания развитыми странами задолженностей африканских государств.
Зеленков М.Ю. - Структурно-функциональный подход к системе национальной безопасности Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.2.14773

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является система национальной безопасности. В настоящее время как в научной, так и нормотворческой литературе нет единства в трактовке категории «система национальной безопасности» и составе ее элементов. На основе понятийно-содержательного анализа национальной безопасности государства (общества, личности) и рассмотрение ее с позиции системного подхода определяются и анализируются элементы ее структуры применительно к Российской Федерации: объекты и субъекты, законодательный, идейно-теоретический и управляющий элементы, раскрывается их содержание. Особое внимание уделено описанию связей между элементами системы, а также авторскому пониманию категории «система национальной безопасности Российской Федерации». Выявленные в исследовании функции позволили описать процесс взаимодействия элементов системы национальной безопасности. В основу исследования автором положены принцип системно-комплексного подхода, социально-деятельностный, компаративистский и функциональный подходы. Полученные в ходе исследования результаты, позволяют сделать ряд выводов. Во-первых, структура системы национальной безопасности представляет собой конструкцию взаимосвязанных компонентов: объектов; субъектов; идейно-теоретических и законодательных баз; органов управления; целей; задач; основных направлений; сил и средств, функционирующих в интересах обеспечения национальной безопасности страны на необходимом уровне. Во-вторых, к объектам отнесены: три группы: государство, общество, человек (личность). В-третьих, под субъектами понимаются: государственные институты; гражданское общество; СМИ. В-четвертых, в качестве идейно - теоретической базы приняты: государственная идеология; концепции, программы, принципы и закономерности государственной политики в области национальной безопасности России. В-пятых, к законодательной базе отнесены: федеральное, региональное и муниципальное законодательство в сфере национальной безопасности; основополагающие документы жизнедеятельности общества. В-шестых, под органами управления подразумеваются: законодательные, исполнительные, судебные органы власти; органы управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Зеленков М.Ю. - Структурно-функциональный подход к системе национальной безопасности Российской Федерации c. 177-196

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.2.66399

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является система национальной безопасности. В настоящее время как в научной, так и нормотворческой литературе нет единства в трактовке категории «система национальной безопасности» и составе ее элементов. На основе понятийно-содержательного анализа национальной безопасности государства (общества, личности) и рассмотрение ее с позиции системного подхода определяются и анализируются элементы ее структуры применительно к Российской Федерации: объекты и субъекты, законодательный, идейно-теоретический и управляющий элементы, раскрывается их содержание. Особое внимание уделено описанию связей между элементами системы, а также авторскому пониманию категории «система национальной безопасности Российской Федерации». Выявленные в исследовании функции позволили описать процесс взаимодействия элементов системы национальной безопасности. В основу исследования автором положены принцип системно-комплексного подхода, социально-деятельностный, компаративистский и функциональный подходы. Полученные в ходе исследования результаты, позволяют сделать ряд выводов. Во-первых, структура системы национальной безопасности представляет собой конструкцию взаимосвязанных компонентов: объектов; субъектов; идейно-теоретических и законодательных баз; органов управления; целей; задач; основных направлений; сил и средств, функционирующих в интересах обеспечения национальной безопасности страны на необходимом уровне. Во-вторых, к объектам отнесены: три группы: государство, общество, человек (личность). В-третьих, под субъектами понимаются: государственные институты; гражданское общество; СМИ. В-четвертых, в качестве идейно - теоретической базы приняты: государственная идеология; концепции, программы, принципы и закономерности государственной политики в области национальной безопасности России. В-пятых, к законодательной базе отнесены: федеральное, региональное и муниципальное законодательство в сфере национальной безопасности; основополагающие документы жизнедеятельности общества. В-шестых, под органами управления подразумеваются: законодательные, исполнительные, судебные органы власти; органы управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
А.Г. Соколов - Кризисный дискурс «Единой России» и КПРФ: сравнительный анализ c. 217-226

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.2.62608

Аннотация: Политическая система любого государства, в том числе и россии, неизбежно изменяется, эволюционирует, отвечая на вызовы окружающего мира. далеко не последнее место в их списке занимают экономические кризисы. наиболее интересным и с научной, и с практической точки зрения нам представляется восприятие кризиса наиболее публичными субъектами российской политики – политическими партиями «единая Россия» и КПРФ. Нас интересует то, как «Единая Россия» и КПРФ воспринимают мировой экономический кризис, то, какую модель этого восприятия они сообщает своему электорату и то, какой социополитический проект они предлагают в рамках кризисного дискурса. таким образом, речь идет об исследовании эволюции кризисного дискурса двух партий.
А.Н. Борисов - Транснациональные банки как важнейшие субъекты мировой валютной системы c. 227-241

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.2.62609

Аннотация: В статье исследуется одна из ключевых тенденций развития мировой валютной системы в условиях финансовой глобализации – усиление транс-национализации мировых и европейских банков, в том числе, стран СНГ и России, степень экспорта банковских услуг в другие страны. Анализируется тенденция увеличения активов системно значимых финансовых учреждений, а также процентного соотношению величины активов крупнейших банков и совокупных банковских активов стран Евросоюза к ВВП страны базирования, отражающего степень влияния банковской системы и отдельных крупнейших банков на реальную экономику. В статье показано, что проблемы отдельных крупнейших банков могут стать проблемами целых стран и мировой валютно-финансовой системы в целом. Рассмотрены меры, принимаемые МВФ, Евросоюзом и Россией для повышения экономической безопасности, обеспечения долгосрочной устойчивости мировой валютно-финансовой системы, а также создания эффективной регуляторной и надзорной политики за деятельностью крупнейших ТНБ мира и Европы.
Прокип А.В. - Теоретический анализ соотношения энергетической и национальной безопасности страны

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.3.16547

Аннотация: Целью статьи является определение места энергетической безопасности в системе национальной безопасности, ее составляющих и связи с иными видами безопасности с позиций системности. Объектом исследования является энергетическая безопасность государства, а предметом – ее структура, место в системе национальной безопасности, а также связи с другими видами безопасности. Подробно рассмотрены связи энергетики и энергетической безопасности з различными сферами жизнедеятельности и соответствующим им видам национальной безопасности. Обосновывается мультидисциплинарность теории энергетической безопасности государства. На основе анализа сферы энергетики и сути понятия «энергетическая безопасность» сделаны индуктивные умозаключений о структуре сферы энергетической безопасности государства и ее связях с различными видами безопасности. Главным результатом и выводом исследования является то, что энергетическая безопасность как вид национальной безопасности не является отдельной самостоятельной ее частью, а полностью формируется из компонентов других видов безопасности, а именно экономической, экологической и общественно-политической. На основе этого, сделан вывод, о том что системы индикаторов для оценки уровня энергетической безопасности должны основывается на оценке изменений в этих трех сферах.
Прокип А.В. - Теоретический анализ соотношения энергетической и национальной безопасности страны c. 319-331

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.3.67884

Аннотация: Целью статьи является определение места энергетической безопасности в системе национальной безопасности, ее составляющих и связи с иными видами безопасности с позиций системности. Объектом исследования является энергетическая безопасность государства, а предметом – ее структура, место в системе национальной безопасности, а также связи с другими видами безопасности. Подробно рассмотрены связи энергетики и энергетической безопасности з различными сферами жизнедеятельности и соответствующим им видам национальной безопасности. Обосновывается мультидисциплинарность теории энергетической безопасности государства. На основе анализа сферы энергетики и сути понятия «энергетическая безопасность» сделаны индуктивные умозаключений о структуре сферы энергетической безопасности государства и ее связях с различными видами безопасности. Главным результатом и выводом исследования является то, что энергетическая безопасность как вид национальной безопасности не является отдельной самостоятельной ее частью, а полностью формируется из компонентов других видов безопасности, а именно экономической, экологической и общественно-политической. На основе этого, сделан вывод, о том что системы индикаторов для оценки уровня энергетической безопасности должны основывается на оценке изменений в этих трех сферах.
Андрюшин С.В. - Процессы военной интеграции в Европейском Союзе с точки зрения теории неореализма

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.3.15531

Аннотация: Объектом данного исследования являются процессы военной интеграции в ЕС, которые рассматриваются сквозь призму теории неореализма. После окончания холодной войны и распада биполярной системы международных отношений неореализм отошёл на второй план в исследованиях безопасности. Новые угрозы и их восприятие требовали свежего взгляда на субъекты и объекты безопасности. Новые теории и подходы вышли на авансцену в исследованиях международных отношений и безопасности. Способность неореализма дать своё объяснение новым явлениям в Европе была поставлена под вопрос, а его вклад в оценку военной интеграции был крайне скудным. В данном исследовании особое внимание уделяется концепциям и гипотезам неореализма. Их прикладное применение в анализе Общей политики безопасности и обороны Европейского Союза способно пролить свет на природу интеграционных явлений и процессов. Теоретическая оценка процессов военной интеграции объясняется необходимостью определить движущие силы, характер и предпочтения государств-членов, чтобы иметь возможность прогнозировать дальнейших ход ее развития. Методологическую и теоретическую основу данного исследования составляют системный подход к изучению научных трудов теоретиков неореализма и прикладной анализ процессов военной интеграции в ЕС с точки зрения основных постулатов и гипотез теории. Новизна исследования заключается в применении теории неореализма к интеграционным процессам в области обороны и безопасности в Европейском Союзе. Основными выводами проведенного исследования являются: 1) процессы военной интеграции в Европейском Союзе укладываются в логику и концепции неореализма, поскольку носят межправительственный характер, а интересы государств совпадают в очень ограниченном поле; 2) неореализм ограничен в определении степени влияния институтов на приоритеты государств, что, в случае с Общей политикой безопасности и обороны, базирующейся на институциональном сотрудничестве, сужает проблемное поле исследования; 3) несмотря на то, что страны ЕС продолжают полгаться на НАТО в вопросах коллективной обороны, появление новых угроз и схожесть их восприятия в ЕС, вероятно, будет способствовать углублению интеграции в области безопасности и обороны.
Андрюшин С.В. - Процессы военной интеграции в Европейском Союзе с точки зрения теории неореализма c. 337-348

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.3.66584

Аннотация: Объектом данного исследования являются процессы военной интеграции в ЕС, которые рассматриваются сквозь призму теории неореализма. После окончания холодной войны и распада биполярной системы международных отношений неореализм отошёл на второй план в исследованиях безопасности. Новые угрозы и их восприятие требовали свежего взгляда на субъекты и объекты безопасности. Новые теории и подходы вышли на авансцену в исследованиях международных отношений и безопасности. Способность неореализма дать своё объяснение новым явлениям в Европе была поставлена под вопрос, а его вклад в оценку военной интеграции был крайне скудным. В данном исследовании особое внимание уделяется концепциям и гипотезам неореализма. Их прикладное применение в анализе Общей политики безопасности и обороны Европейского Союза способно пролить свет на природу интеграционных явлений и процессов. Теоретическая оценка процессов военной интеграции объясняется необходимостью определить движущие силы, характер и предпочтения государств-членов, чтобы иметь возможность прогнозировать дальнейших ход ее развития. Методологическую и теоретическую основу данного исследования составляют системный подход к изучению научных трудов теоретиков неореализма и прикладной анализ процессов военной интеграции в ЕС с точки зрения основных постулатов и гипотез теории. Новизна исследования заключается в применении теории неореализма к интеграционным процессам в области обороны и безопасности в Европейском Союзе. Основными выводами проведенного исследования являются: 1) процессы военной интеграции в Европейском Союзе укладываются в логику и концепции неореализма, поскольку носят межправительственный характер, а интересы государств совпадают в очень ограниченном поле; 2) неореализм ограничен в определении степени влияния институтов на приоритеты государств, что, в случае с Общей политикой безопасности и обороны, базирующейся на институциональном сотрудничестве, сужает проблемное поле исследования; 3) несмотря на то, что страны ЕС продолжают полгаться на НАТО в вопросах коллективной обороны, появление новых угроз и схожесть их восприятия в ЕС, вероятно, будет способствовать углублению интеграции в области безопасности и обороны.
Поярков С.Ю. - Вклад конституционализма в содержание и динамику политического режима

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.11186

Аннотация: С позиции системного анализа политический режим служит функциональной характеристикой политической системы. Но сам по себе режим существовать не может — требуется содержательное наполнение, формирующее как способы, средства и методы достижения функциональных целей, так и сами функциональные цели политической власти. Конституционализм не только задает параметры этого функционирования, но и позволяет определять механизм политической власти, исходя из степени ее формирования как целостности. Проблема паритетности властных методов в динамике политической системы является ключевой в определении сущности и содержания политического режима. Наиболее важную роль в исследовании сыграл системный анализ. Это методология исследования объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем… Системный анализ сводится к уточнению сложной проблемы, ее структуризации в серию задач, детализации целей. На выбор этого подхода повлияли не только уже установившееся понимание конституционализма как сложного, многоэлементного и динамичного объекта исследования, взаимосвязанного с особенностями функционирования политической системы в целом, но и знакомство с научными исследованиями в области системного анализа. Как демократический, так и авторитарный режимы способны существовать в условиях конституционализма. При этом показателем уровня функционального развития политического режима выступает мера приближения его к идеалу конституционализма – конституционному государству Соответственно, политическая практика становления конституционализма есть свидетельство развития политического режима вне формальных установок конституции государства.
Поярков С.Ю. - Вклад конституционализма в содержание и динамику политического режима c. 482-492

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.65404

Аннотация: С позиции системного анализа политический режим служит функциональной характеристикой политической системы. Но сам по себе режим существовать не может — требуется содержательное наполнение, формирующее как способы, средства и методы достижения функциональных целей, так и сами функциональные цели политической власти. Конституционализм не только задает параметры этого функционирования, но и позволяет определять механизм политической власти, исходя из степени ее формирования как целостности. Проблема паритетности властных методов в динамике политической системы является ключевой в определении сущности и содержания политического режима. Наиболее важную роль в исследовании сыграл системный анализ. Это методология исследования объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем… Системный анализ сводится к уточнению сложной проблемы, ее структуризации в серию задач, детализации целей. На выбор этого подхода повлияли не только уже установившееся понимание конституционализма как сложного, многоэлементного и динамичного объекта исследования, взаимосвязанного с особенностями функционирования политической системы в целом, но и знакомство с научными исследованиями в области системного анализа. Как демократический, так и авторитарный режимы способны существовать в условиях конституционализма. При этом показателем уровня функционального развития политического режима выступает мера приближения его к идеалу конституционализма – конституционному государству Соответственно, политическая практика становления конституционализма есть свидетельство развития политического режима вне формальных установок конституции государства.
Чернядьева Н.А. - Особенности позиции США по вопросам борьбы с терроризмом в НАТО и во взаимоотношениях с ЕС

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.18177

Аннотация: Предметом исследования является место США в системе международного взаимодействия в деле борьбы с терроризмом в рамках международной организации НАТО и договорного сотрудничества с Европейским Союзом. Особое внимание уделяется национальным американским правовым особенностям понимания феномена терроризма, которые обуславливают специфику контртеррористического поведения в рамках НАТО и сложности взаимоотношения между ЕС и США по вопросам международной безопасности, в частности: отсутствие разработанной концепции терроризма как международно-политического явления, предпочтение военному способу реакции в ответ на теракты. В статье проведено системное исследование, основанное на применении структурно-функционального метода, позволившего установить общее и особенное в подходах к формированию контртеррористической политики США, ЕС, НАТО. Основные выводы исследования заключаются в следующем. В НАТО, как и в правовой системе США, наблюдается тенденция представления терроризма как явления, требующего мер военного воздействия. В работе отмечено, что НАТО, как военный альянс не приспособлен к профессиональному правовому противодействию и расследованию преступлений террористического характера. В связи с этим автор делает вывод, что правильное участие этой организации в антитеррористической сфере представляется только как локального субъекта снятия острого политического кризиса. Европейский Союз, в отличие от США, в большей мере демонстрирует мнение, что терроризм – явление уголовно-правового порядка, чем вопрос политической борьбы государственного уровня. Между ЕС и США в вопросах контртеррористической борьбы отмечаются существенные концептуальные расхождения
Чернядьева Н.А. - Особенности позиции США по вопросам борьбы с терроризмом в НАТО и во взаимоотношениях с ЕС c. 594-599

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.68294

Аннотация: Предметом исследования является место США в системе международного взаимодействия в деле борьбы с терроризмом в рамках международной организации НАТО и договорного сотрудничества с Европейским Союзом. Особое внимание уделяется национальным американским правовым особенностям понимания феномена терроризма, которые обуславливают специфику контртеррористического поведения в рамках НАТО и сложности взаимоотношения между ЕС и США по вопросам международной безопасности, в частности: отсутствие разработанной концепции терроризма как международно-политического явления, предпочтение военному способу реакции в ответ на теракты. В статье проведено системное исследование, основанное на применении структурно-функционального метода, позволившего установить общее и особенное в подходах к формированию контртеррористической политики США, ЕС, НАТО. Основные выводы исследования заключаются в следующем. В НАТО, как и в правовой системе США, наблюдается тенденция представления терроризма как явления, требующего мер военного воздействия. В работе отмечено, что НАТО, как военный альянс не приспособлен к профессиональному правовому противодействию и расследованию преступлений террористического характера. В связи с этим автор делает вывод, что правильное участие этой организации в антитеррористической сфере представляется только как локального субъекта снятия острого политического кризиса. Европейский Союз, в отличие от США, в большей мере демонстрирует мнение, что терроризм – явление уголовно-правового порядка, чем вопрос политической борьбы государственного уровня. Между ЕС и США в вопросах контртеррористической борьбы отмечаются существенные концептуальные расхождения
Амбарцумян В.Н. - Перспективы создания финансовой системы стран БРИКС

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.5.13418

Аннотация: Предметом исследования автора являются экономические отношения стран БРИКС в финансово-кредитной сфере, а также их статус и роль в МВС. Актуальной задачей для блока является повышение доли в МВС и реформирование МВС с учетом постоянно роста доли стран в мировой экономике. В сложившейся системе МВС странам БРИКС одновременно как и другим развивающимся странам сложно отстаивать свои финансовые и экономические интересы. Автором рассмотрено перспективное направление реформы МВС посредством включения в нее новых финансовых институтов созданных блоком БРИКС. Основным методом научного исследования является метод сопоставления и анализа качественных и количественных показателей, полученных при наблюдении за развитием международных валютных отношений. Автором сделан вывод, что создание международного финансового центра блоком БРИКС необходимо и может стать противовесом доминированию запада в МВС. Создание данного противовеса существующей финансовой системе вопрос национальной безопасности для России и других членов блока БРИКС. Все эти меры будут способствовать повышению конкурентоспособности экономик стран БРИКС и усилению их влияния на международном уровне как в финансовом так и в политическом аспекте.
Амбарцумян В.Н. - Перспективы создания финансовой системы стран БРИКС c. 619-625

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.5.65573

Аннотация: Предметом исследования автора являются экономические отношения стран БРИКС в финансово-кредитной сфере, а также их статус и роль в МВС. Актуальной задачей для блока является повышение доли в МВС и реформирование МВС с учетом постоянно роста доли стран в мировой экономике. В сложившейся системе МВС странам БРИКС одновременно как и другим развивающимся странам сложно отстаивать свои финансовые и экономические интересы. Автором рассмотрено перспективное направление реформы МВС посредством включения в нее новых финансовых институтов созданных блоком БРИКС. Основным методом научного исследования является метод сопоставления и анализа качественных и количественных показателей, полученных при наблюдении за развитием международных валютных отношений. Автором сделан вывод, что создание международного финансового центра блоком БРИКС необходимо и может стать противовесом доминированию запада в МВС. Создание данного противовеса существующей финансовой системе вопрос национальной безопасности для России и других членов блока БРИКС. Все эти меры будут способствовать повышению конкурентоспособности экономик стран БРИКС и усилению их влияния на международном уровне как в финансовом так и в политическом аспекте.
Нагдалиев Х.З. - Похищение беглого преступника как альтернатива экстрадиции (Западный взгляд на проблему современного международного права)

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.6.13608

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются вопросы, возникающие в связи с экстрадицией лиц. Отмечается, что не до конца ясна правовая природа института экстрадиции, в частности механизм передачи лица, т.е. каким образом оно передается одним государством другому и какие юридические инструменты используются при этом; почему лицо в принципе должно выдаваться и в каких целях? Именно из-за этих неточностей в понимании содержания, что такое экстрадиция, последнее либо совершенствуется, но медленно, либо вовсе не прогрессирует в сегодняшних условиях мировой глобализации. Обращено внимание на то, что экстрадиция в какой-то степени посягает на права человека, так как предполагает принудительные меры в отношении лица. В этой связи к данному процессу должны требоваться процессуальные гарантии на каждой его стадии. При помощи логического и сравнительно-правового методов исследования автором проанализированы различные точки зрения ученых и практические примеры, в числе которых известное дело А. Оджалана. На основании вышеизложенного сделан вывод, что только институт экстрадиции способен решать сегодня такую задачу, как борьба с преступностью в мировом масштабе. Ни одно другое явление, никакой иной вид передачи преступника не могут заменить экстрадицию. Только экстрадиция обеспечивает неприкосновенность государственного суверенитета и территориальной целостности государства, защищает права человека, охраняет международное право с его фундаментальными принципами.
Нагдалиев Х.З. - Похищение беглого преступника как альтернатива экстрадиции (Западный взгляд на проблему современного международного права) c. 874-880

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.6.65735

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются вопросы, возникающие в связи с экстрадицией лиц. Отмечается, что не до конца ясна правовая природа института экстрадиции, в частности механизм передачи лица, т.е. каким образом оно передается одним государством другому и какие юридические инструменты используются при этом; почему лицо в принципе должно выдаваться и в каких целях? Именно из-за этих неточностей в понимании содержания, что такое экстрадиция, последнее либо совершенствуется, но медленно, либо вовсе не прогрессирует в сегодняшних условиях мировой глобализации. Обращено внимание на то, что экстрадиция в какой-то степени посягает на права человека, так как предполагает принудительные меры в отношении лица. В этой связи к данному процессу должны требоваться процессуальные гарантии на каждой его стадии. При помощи логического и сравнительно-правового методов исследования автором проанализированы различные точки зрения ученых и практические примеры, в числе которых известное дело А. Оджалана. На основании вышеизложенного сделан вывод, что только институт экстрадиции способен решать сегодня такую задачу, как борьба с преступностью в мировом масштабе. Ни одно другое явление, никакой иной вид передачи преступника не могут заменить экстрадицию. Только экстрадиция обеспечивает неприкосновенность государственного суверенитета и территориальной целостности государства, защищает права человека, охраняет международное право с его фундаментальными принципами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.