Historical informatics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Historical informatics" > Contents of Issue 01/2021
Contents of Issue 01/2021
Quantitative history
Vorobeva E.E. - 1953 Amnesty According to GULAG Statistics: Its Structure and Dynamics pp. 1-10

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.34901

Abstract: The article studies the dynamics of 1953 amnesty and analyzes its structural characteristics. The 1953 amnesty was the largest in the entire history of the Soviet penitentiary system. Therefore, it is of particular interest to know the stages of the prisoners’ release process and the way such a large-scale problem could be solved. The author focuses on the structure of prisoners to be released as well as the structural changes of prisoners caused by the amnesty and their impact on the system as a whole. Despite a large number of domestic and foreign studies addressing the GULAG, the process of amnesty implementation has not been studied as it is yet. The author traces the implementation of the USSR Supreme Soviet Presidium Decree dated 03.27.1953 "On amnesty." The methodological basis for the study is statistical analysis of data on the implementation of the release plan. The result of the study is the conclusion that the 1953 amnesty was a turning point in the functioning of the USSR camp system. However, its process was uneven and accompanied by a number of difficulties caused by the need to carry out serious control and accounting work and involve additional sources to make decisions on the release of individual prisoners.
Computerized analysis of historical texts
Soloshchenko N. - Formation of the New USSR Food Industry Worker in 1928-1937. Comparative Content Analysis of Branch and General Circulation Periodicals pp. 11-27

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35525

Abstract: The article discusses the developing of correct methodological approaches to compare the content of the USSR food industry branch and general circulation newspapers related to the formation of the “new worker” in 1925-1937.  Analyzing branch newspaper “Pishchevik” (“Za pishchevuyu industriyu”, “Pishchevaya industriya”) and general circulation newspapers “Babaevets” (Babaev confectionery factory), “Nasha Pravda” (Krasnyi Oktyabr' confectionery factory) and “Za Boievye Tempy” (Rot Front confectionery factory) by means of MAXQDA program, the author concludes about the equal focus of these newspapers on the formation of the “new worker” who was expected to fulfill the tasks to develop food industry and industrialize the USSR. The "new worker" of general circulation papers is a young lady striving to become a competent and full-fledged participant in production processes, social and party life. The branch newspaper of food industry portrayed the youth, production leaders, shock workers, Stakhanovites and Komsomol members as the "new worker". Differences in the main features of the "new worker’s" image between the branch and general circulation periodicals tell us about the specific feature of the target audience of these periodicals. The confectionary factories were dominated by females whereas males were prevalent in food industry as a whole.
Quantitative history
Shchinova A.K. - Moscow and Saint Petersburg Censuses at the Turn of the 20th Century as Sources for Labor History Studies pp. 28-47

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.34914

Abstract: The article studies urban censuses taken in Moscow and Saint Petersburg at the turn of the 20th century as important sources for labor history studies (a cross-disciplinary field of research). The article addresses aggregated data of urban censuses taken in Saint Petersburg in 1881, 1890, 1900 and 1910 and in Moscow in 1882, 1902 and 1912 which provide occupational data. The research subject is the structural content of census occupational tables. When analyzing Moscow and Saint Petersburg censuses, the comparative-historical method is used to identify similar and unique data of historical sources. Despite numerous studies carried out by Russian and foreign scholars addressing pre-revolutionary censuses, one of the aspects of the sources (that is temporal occupational distribution of males and females in Moscow and Saint Petersburg) is still poorly studied. The article briefly describes the creation of each census, analyzes the way occupational data were registered and shows changes in the census program of Saint Petersburg and Moscow from 1881 to 1912. One can see different formation of Moscow occupational groups. Whereas an industry branch prevailed in 1882, social status of the worker dominated 1902 and 1912 censuses. In Saint Petersburg the distribution was related to an industry branch accompanied by a production status. The author considers census structure studies important for comparing temporal data and further analysis of labor activity in Moscow and Saint Petersburg presented in the sources understudy.   
Didenko D.V., Grineva N.V. - Soviet Economic Growth through the Interstate Prism: the Role of Research Funding pp. 48-65

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.34708

Abstract: The article estimates economic growth factors in the late USSR: research and development (R&D) expenditures along with physical and human capital accumulation as well as institutional and technological dynamics. The USSR results are compared with those of a sample of reference countries with the use of collected statistical data and estimates in the literature and data sets. Developing theoretical ideas by Romer (1990) the authors test a model of the production function which includes R&D expenditures as a source of endogenous growth. To indirectly characterize institutional and general technological dynamics they choose the relevant proxy indicators. The use of these variables within the modified production function is the principal methodological contribution of this research related to the analysis of historical variations of industrial economy development. The model mostly fits Japanese data and somewhat less data on other industrialized countries. The main USSR variables are statistically significant for the period of 1955-1990, but not for the period of 1965-1990. The research findings support the hypothesis that in the mid 1950s – early 1960s Soviet economy had certain prerequisites for transition to endogenous growth model based on R&D and technologies which turned out mostly unrealized. The authors have not found enough evidence to confirm the hypothesis of a decisive role of institutional factors influencing the slowdown growth in the USSR. 
Kuzmin Y.V. - Evolution of Fighter Aircrafts in the interwar Years: Cluster Analysis in History of Engineering pp. 66-130

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35084

Abstract: The article carries out cluster analysis of piston-engine fighters designed between 1920 and 1944 and takes into account more than 500 modifications of aircrafts that were serially manufactured in 18 countries. The author divides the period understudy into five-year segments and studies designs as far as such parameters as maximum speed, wing load and power load are concerned. Correlations of these variables are considered as well and special attention is paid to the correct distance determination. The article demonstrates dynamics of the main fighter characteristics between the world wars. It was found out that the main factor in the growth of fighter speed in 1920-1944 was the wing load related to modernization of profiles, quality and mechanization of the wing rather than growth of engine power of aircrafts. One can see repeating models of development in each period. These are a “power” approach that used new technologies “straightforwardly”, for instance, by totally increasing power loading, and a complex approach that provided for much better results. The author has revealed the leadership of the British aerodynamic school in 1920-1940 and has numerically demonstrated the change in the focus of the US design school from a "powerful engine - light aircraft" method to a "perfect aerodynamics - long flight range" method. He has shown the place of the Soviet design school as well. It has been found out that the last (during this period) sharp increase of wing load was not performed in the USSR and Japan. This led to rather low speed of fighters in these countries during the Second World War. The author discusses the reasons for this as well.
Methods and techniques of online analysis
Salomatina S., Garskova I.M., Valetov T.Y. - Export of Goods from an Agrarian Region: Network and Geoinformation Analysis of Bank Payments in Orlovskaya Guberniya in the Second Half of the 19th Century pp. 131-160

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35447

Abstract: The article analyzes money flows associated with agricultural products exports from Orlovskaya Guberniya which help the authors to trace the geography of incomes from interregional trade and conclude about the economic changes in this agrarian region. The source base is statistics of interregional bank transfers, loans against goods transported by railways and bills of exchange with the payment outside the guberniya. These statistics refer to the Oryol Commercial Bank and the Oryol and Yelets branches of the State Bank of the Russian Empire in 1868, 1878, 1888 and 1898. Network and spatial analysis are applied to these data. To interpret the results the authors use narrative sources telling about the economical state of Orlovskaya Gubernia. The study concludes that the Riga-Oryol railway that assigned the gubeniya the interregional trade status partially lost its importance in 1890 as far as exports from the Black Earth Region are concerned. This led to more diversified form of profits based on agricultural products trade. Big money flows from St. Petersburg and Moscow can be explained not only by payment for goods but also by broader ties of the guberniya with the capitals. The latter fact requires further study. Exports to the southern regions of European Russia were less important and those to the east were negligible. In the 1890s many new interregional railways stimulated sharp trade increase within the Central Black Earth Region, but this phenomenon of regional development has also been poorly studied.
Discussions
Volodin A. - Discussion Club of Istoricheskaya Informatika Journal. Discussing the Book What is Digital History? by Hannu Salmi pp. 161-167

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35309

Abstract: This article reports about the new initiative of the Historical Information Science Journal editorial board aimed at creating a discussion club to review topical monographs. The journal today covers many fields of history digitization such as historical information science, digital history, digital humanities. The first discussion of the club addresses the book by the Finnish Science Academy professor Hannu Salmi titled “What is Digital History?” (Medford: PolityPress, 2020). The first club meeting was attended by L.I. Borodkin, V.N. Vladimirov, I.M. Garskova, N.G. Povroznik and moderated by A.Yu. Volodin. The article briefly characterizes the series the reviewed book is a part of. Those are “What is history?” series by Polity publishing house. The author describes the monograph structure in general and analyzes new historiographic examples provided by H. Salmi which relate to digital history discussions and issues which are characterized by numerous approaches, opinions and projects. Considering the writer’s definition of digital history as a “mobile layer of historical research with multiple approaches, projects, publications, services and sources” the author concludes that this field can hardly be precisely defined nowadays. This is true of the experimental character of the majority of projects within this sphere.
Vladimirov V. - What is Digital History after all? pp. 168-173

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35241

Abstract: The article summarizes the author’s report at a discussion organized by the editorial board of the Istoricheskaya Informatika journal that addressed the book “What is Digital History?” by Salmi H. published in 2020. The book is named a manual for students thus justifying the opinion to consider the material presented to readers as representing a set of the most established positions and opinions in the field of digital history. The book discusses such issues as the time of digital history birth, its definition, subject field, functions as well as the importance for the widespread dissemination of historical knowledge in society. The author criticizes the concept of prerequisites for digital history birth outlined by H. Salmi which completely ignores the History and Computing movement in Western Europe and North America which played an important role in the formation of Russian historical information science and which was the discussion panel where many digital history issues were raised and resolved. The structure of the book is discussed as well. The article emphasizes the author's viewpoint on the importance of geographic information systems and technologies for historical research which he clearly underestimates. It is concluded that historical information science and digital history are different spheres of interdisciplinarity.
Garskova I.M. - Historical Research and Digital History or How Much History is there in Digital History? pp. 174-181

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35408

Abstract: The article discusses the book by H. Salmi "What is digital history?". It is the first monograph that attempts to systematize many digital history issues from the viewpoint of a historian and culture researcher. While evaluating the conceptual problems of the relationship between digital history and digital humanities as well as digital history and historical science, the author considers Salmi’s historiographic review, reference apparatus and representativeness of Internet resources links. The content of the monograph is analyzed through the prism of the national school of quantitative history experience and from the standpoint of the national model of historical information science. The performed analysis allows the author to conclude that H. Salmi reasonably emphasizes the great “disciplinarity” of digital history, its ties with the subject area of historical science. The author of the book does not ignore quantitative methods either.  His idea of the proximity of textuality and visuality seems to be interesting as well.At the same time, H. Salmi's monograph (traditionally for digital humanities) simplifies rather complex process of mathematization and informatization of humanitarian research in the second half of the 20th century. It seems that when describing the digital past, excessive attention is paid to technological progress while methods and technologies of digital data processing are relatively less in the focus.It can be concluded that the information support of historical studies can give digital history the necessary integrity and indicate a promising vector of its development.
Povroznik N. - Digital History, Digital Historical Sources and Criticism: Review of What is Digital History?
by Hannu Salmi

pp. 182-188

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35282

Abstract: The article is a review of the book “What is Digital History?” by Salmi H. which discusses digital history, a new field in history, and defines its framework. The review considers a range of issues related to digital sources, their typology, approaches to the formation of the source base and their criticism. The article analyzes the author’s attitude to digitized historical sources based on original analogous sources and born-digital ones as well as methods of their processing used by contemporary historians. These aspects have a direct impact on present day historical research and must be taken into account by historians. The review also addresses the author's views on epistemology and hermeneutics which are increasingly important in the digital age.  The topics named are unevenly distributed in the book. Sources of a new type are considered in detail in the chapter “The Digital Past: Sources and Problems”. Other issues are studied in the rest of chapters and in less detail. The review is complemented with examples of other projects and modern publications that were not included in the text of the reviewed book, but are essential for the topic as a whole.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Историческая информатика" > Содержание № 01, 2021
Выходные данные сетевого издания "Историческая информатика"
Номер подписан в печать: 17-05-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Бородкин Леонид Иосифович, член-корр. РАН, доктор исторических наук, borodkin@hist.msu.ru
ISSN: 2585-7797
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2021
Квантитативная история
Воробьева Е.Е. - Амнистия 1953 года по данным статистической отчетности ГУЛАГа: структура и динамика процесса c. 1-10

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.34901

Аннотация: Предметом данной статьи является рассмотрение динамики прохождения амнистии 1953 г. и анализ ее структурных характеристик. Амнистия 1953 г. была крупнейшей за всю историю существования советской пенитенциарной системы, поэтому представляет особый интерес вопрос о том, какие этапы содержал процесс освобождения заключенных и в какие сроки удалось решить такую масштабную задачу. Отдельное внимание в статье уделяется вопросу о структуре заключенных, подлежащих освобождению, а также анализу изменений, произошедших в составе категорий заключенных в результате амнистии, и последствия этих изменений для функционирования системы в целом.   Несмотря на наличие большого количества отечественных и зарубежных исследований, посвященных ГУЛАГу, процесс осуществления амнистии не становился объектом отдельного исследования. Автор статьи прослеживает выполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27.03.1953 г. «Об амнистии». В качестве методологической основы исследования использовался статистический анализ данных о выполнении плана по освобождению. Результатом исследования стал вывод о том, что амнистия 1953 г. стала переломным моментом в функционировании лагерной системы СССР, однако ее процесс проходил неравномерно и сопровождался рядом сложностей, обусловленных необходимостью проведения серьезной контрольно-учетной работы и привлечения дополнительных источников для принятия решения по освобождению отдельных заключенных.
Компьютеризованный анализ исторических текстов
Солощенко Н.В. - Проблема формирования «нового рабочего» пищевой промышленности СССР в 1928-1937 гг. в зеркале отраслевой и многотиражной периодической печати: опыт сравнительного контент-анализа c. 11-27

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35525

Аннотация: В статье рассматривается проблема выработки корректных методических подходов для проведения сравнительного анализа содержания отраслевой и многотиражных газет пищевой промышленности СССР по вопросу формирования «нового рабочего» этой отрасли в 1928–1937 гг. С помощью сравнительного контент-анализа материалов отраслевой газеты «Пищевик» («За пищевую индустрию», «Пищевая индустрия») и многотиражных газет «Бабаевец» (кондитерская фабрика имени П. А. Бабаева), «Наша правда» (кондитерская фабрика «Красный Октябрь») и «За боевые темпы» (кондитерская фабрика «Рот Фронт») в программе MAXQDA автор приходит к выводу об одинаковой направленности этих периодических изданий   на формирование «нового рабочего», который обязан был выполнить задачи развития пищевой промышленности и индустриализации СССР. «Новый рабочий» в отражении многотиражных газет— это молодая женщина, стремящаяся стать грамотным и полноценным участником производственных процессов, общественной и партийной жизни. Отраслевая газета пищевой промышленности изображала в качестве «нового рабочего» молодёжь, передовиков производства, ударников, стахановцев и комсомольцев. Различия в основных чертах образа «нового рабочего» в отраслевой и многотиражной печати отражают специфику целевой аудитории этих периодических изданий: в коллективе кондитерских фабрик преобладали женщины, а в рамках всей пищевой промышленности большинство рабочих составляли мужчины.
Квантитативная история
Щинова А.К. - Особенности городских переписей населения Москвы и Санкт-Петербурга на рубеже XIX-XX вв. как источников для изучения истории труда c. 28-47

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.34914

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению городских переписей населения Москвы и Санкт-Петербурга на рубеже XIX-XX вв. как одних из важных источников для изучения истории труда (labour history) – междисциплинарного направления исследований. В качестве объекта исследования выступают агрегированные материалы городских переписей населения Санкт-Петербурга 1881, 1890,1900 и 1910 гг. и Москвы 1882, 1902 и 1912 гг., которые содержат сведения о профессиях и занятиях (группах занятий). Предметом исследования является рассмотрение структурного содержания таблиц переписей из разделов, посвящённых занятиям населения. При анализе городских переписей Москвы и Санкт-Петербурга используется сравнительно-исторический метод, который позволит выявить общее и особенное в исторических источниках. Несмотря на большое количество работ российских и зарубежных исследований, посвящённых дореволюционным переписям населениям, один из аспектов источников - профессиональное распределение мужчин и женщин во временном срезе (по данным Москвы и Петербурга) - пока что мало изучен.В ходе исследования даётся краткая история создания каждой переписи, анализируется структура данных, содержавшихся в этих источниках, показываются особенности учета занятий при проведении переписи, выявляются изменения в переписной программе Петербурга и Москвы за практически 30-летний период – с 1881 по 1912 гг. Так, можно проследить, как по-разному формировались группы занятий по переписям Москвы - по отраслевому принципу в 1882 году, по социальному положению работников в переписях 1902 и 1912 гг., и как в переписях Петербурга решался вопрос распределения - по отраслевому принципу с разделением по положению в производстве.Рассмотрение структуры переписей представляется важным для возможности сопоставимости данных во временном срезе и последующего анализа трудовой активности населения Москвы и Петербурга по этим источникам.
Диденко Д.В., Гринева Н.В. - Советский экономический рост в межстрановой перспективе: роль финансирования науки c. 48-65

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.34708

Аннотация: В статье представлены оценки факторов экономического роста позднего СССР: финансирования научных исследований и разработок (НИР), наряду с накоплением физического и человеческого капитала, а также институциональной и технологической динамики. Сравнение результатов по СССР проводится относительно выборки референтных стран с использованием собранных статистических данных и оценок в литературе и наборах данных. В развитие теоретических идей П. Ромера (Romer, 1990), тестируется модель в виде производственной функции, в которую объем финансирования сектора НИР включен как источник эндогенного роста. Для опосредованной характеристики институциональной и общетехнологической динамики были выбраны соответствующие прокси-индикаторы. Включение указанных переменных в модифицированную производственную функцию является основной методологической новизной исследования в анализе развития исторических вариантов индустриальной экономики. В наибольшей степени модель соответствует данным по Японии, в меньшей – по другим индустриальным странам. Основные переменные обладают статистической значимостью для СССР в 1955-1990 гг., но не обладают в период 1965-1990 гг. Результаты исследования подкрепляют гипотезу, что в середине 1950-х – начале 1960-х гг. советская экономика имела определенные предпосылки для перехода к эндогенной модели роста на основе развития науки и технологий, которые впоследствии оказались по большей части нереализованными. Не подтверждается гипотеза об определяющей роли институциональных факторов в замедлении темпов роста СССР.
Кузьмин Ю.В. - Эволюция истребителей между мировыми войнами: применение кластерного анализа в истории техники c. 66-130

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35084

Аннотация: Проведён кластерный анализ конструкций поршневых истребителей, созданных с 1920 по 1944 годы. Учтены данные более 500 модификаций самолётов, серийно выпускавшихся в 18 странах. Изучаемый период разбит на пятилетние отрезки, в каждом из которых исследовалось распределение конструкций по таким параметрам, как максимальная скорость, нагрузка на крыло и нагрузка на мощность. Рассмотрены корреляции этих переменных, особое внимание уделено правильному определению расстояния. Представлена цельная картина динамики основных характеристик истребителей мира между мировыми войнами.Выявлено, что определяющим фактором роста скорости истребителей в 1920-1944 годах был рост нагрузки на крыло, связанный с совершенствованием профилей, качества исполнения и механизации крыла, а отнюдь не рост удельной мощности самолётов. В каждом периоде видны повторяющиеся модели развития: «силовой» подход, использующий появившиеся технологические возможности «в лоб», например, путём всемерного увеличения удельной мощности и комплексный подход, позволяющий добиться гораздо лучших результатов.Выявлено лидерство британской аэродинамической школы в 1920-1940 годах. Численно показано изменение направленности конструкторской школы США от метода «мощный мотор – лёгкий самолёт» к методу «совершенная аэродинамика – большая дальность полёта».Показаны место советской школы авиастроения в мире. Установлено, что последний (в рамках данного периода) скачок роста нагрузки на крыло не был совершён в СССР и Японии, что обусловило не слишком высокие скоростные характеристики истребителей этих стран в годы Второй Мировой войны, обсуждаются причины этого явления.
Методы и технологии сетевого анализа
Саломатина С.А., Гарскова И.М., Валетов Т.Я. - Вывоз товаров из аграрного района: сетевой и геоинформационный анализ банковских платежей в Орловской губернии во второй половине XIX в. c. 131-160

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35447

Аннотация: В статье анализируются денежные потоки, связанные с вывозом сельскохозяйственной продукции из Орловской губернии, по которым выявляется география получения доходов от межрегиональной торговли и делается вывод об изменениях в экономическом положении этого аграрного региона. Источником исследования является статистика межрегиональных банковских переводов, расчетов по кредитам под залог товаров, перевозимых по железным дорогам, и по векселям, по которым место платежа было за пределами Орловской губернии. Эти статистические данные относятся к Орловскому коммерческому банку и Орловскому и Елецкому отделениям Государственного банка Российской империи за 1868, 1878, 1888 и 1898 гг. К этим данным применены методы сетевого и геоинформационного анализа. Для интерпретации результатов использованы также нарративные источники об экономической ситуации в Орловской губернии. В статье делается вывод, что Рижско-Орловская магистраль, дававшая Орловской губернии межрегиональный статус в торговле, в 1890-е гг. утратила часть своего значения для вывоза из Центрального Черноземья, что привело к более диверсифицированной форме получения дохода от продажи сельскохозяйственной продукции. Крупные денежные потоки из Санкт-Петербурга и Москвы можно объяснить не только оплатой товаров, но и более широкими связями Орловской губернии со столицами, которые требуют дальнейшего изучения. Вывоз товаров в южные регионы Европейской России был менее важен для Орловской губернии, а в восточном направлении его фактически не было. В 1890-е гг. в связи c появлением многочисленных региональных железнодорожных веток резко усиливается обмен на близких расстояниях внутри Центрального Черноземья, однако это явление в региональной экономике тоже еще очень слабо изучено.
Дискуссии и обсуждения
Володин А.Ю. - Дискуссионный клуб журнала «Историческая информатика»: обсуждение книги Ханну Салми «Что такое цифровая история?» c. 161-167

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35309

Аннотация: В данной статье рассказывается о новой инициативе редакции журнала «Историческая информатика» – создании дискуссионного клуба, в рамках которого предлагается выступать c рецензиями на актуальные монографические издания. Проблематика журнала сегодня очень широка и включает как историческую информатику, так и проблематику «цифровой истории», «цифровых гуманитарных наук» и в самом широком смысле касается проблем цифровизации исторической науки. В качестве предмета для первого обсуждения в дискуссионном клубе была избрана недавно опубликованная книга профессора Финской академии наук Ханну Салми “What is Digital History?” (Medford: Polity Press, 2020). В первом заседании дискуссионного клуба приняли участие Л.И.Бородкин, В.Н.Владимиров, И.М.Гарскова, Н.Г.Поврозник, модерировал дискуссию А.Ю.Володин. В статье дана краткая характеристика серии, в которой опубликована рецензируемая книга,— серия «Что такое история?» издательства «Полити». Приводится общее описание структуры монографии, рассмотрены примеры из новейшей историографии, касающиеся дискуссий и проблематики цифровой истории, которая представлена широкой палитрой подходов, мнений и проектов в труде Х.Салми. Отталкиваясь от авторского определения цифровой истории как «подвижного поля исторических исследований с изобилием различных подходов, проектов, публикаций, сервисов и источников» путем историографического сопоставления делается вывод о проблематичности определения данной области сегодня, равно как и об экспериментальном характере большинства к этой области относящихся проектов.
Владимиров В.Н. - И все-таки – что такое цифровая история? c. 168-173

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35241

Аннотация: Статья посвящена изложению основных положений выступления автора на дискуссии, организованной редакционной коллегией журнала "Историческая информатика" и посвященной книге Ханну Салми "What is Digital History?", вышедшей в 2020 г. Книга позиционируется как пособие для студентов, что дает основание считать представленный читателям материал как представляющий собой набор наиболее устоявшихся положений и мнений в области цифровой истории. В книге обсуждаются такие моменты, как время появления Digital History, ее определение, предметное поле, функции, а также значение для широкого распространения в обществе исторических знаний.   Критикуется изложенная Х. Салми концепция предпосылок возникновения цифровой истории, где полностью игнорируется движение History and Computing в Западной Европе и Северной Америке, которое сыграло важную роль в становлении российской исторической информатики и в рамках которого ставились и решались многие вопросы, поднимаемые и обсуждаемые цифровой историей. Обсуждается структура книги, при этом особое внимание уделяется точке зрения автора на значение геоинформационных систем и технологий для исторических исследований, которое им явно преуменьшено. Делается вывод о том, что историческая информатика и цифровая история – это разные области междисциплинарности.
Гарскова И.М. - Исторические исследования и цифровая история, или сколько истории в цифровой истории? c. 174-181

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35408

Аннотация: Статья посвящена обсуждению книги Х. Салми «What is Digital History?», которая представляет собой первую монографию, в которой предпринята попытка дать систематизированное изложение с позиции историка и культуролога многих вопросов о цифровой истории. Наряду с оценкой концептуальных проблем соотношения между цифровой историей и цифровой гуманитаристикой, а также между цифровой историей и исторической наукой рассматривается выполненный автором историографический обзор, справочный аппарат, репрезентативность коллекции ссылок на интернет-ресурсы. Содержание монографии анализируется, исходя из опыта отечественной школы квантитативной истории и с позиций отечественной модели исторической информатики. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что автор обоснованно подчеркивает большую «дисциплинарность» цифровой истории, ее связь с предметной областью исторической науки. Не остаются без внимания автора и квантитативные методы. Интересной представляется идея автора о близости между текстуальностью и визуальностью.В то же время монография Х.Салми отражает традиционное для Digital Humanities упрощение довольно сложного процесса математизации и информатизации гуманитарных исследований во второй половине XX века. Представляется, что при описании «цифрового прошлого» чрезмерное внимание уделяется техническому прогрессу, тогда как так собственно методам и технологиям работы с цифровыми данными уделено сравнительно немного внимания. Можно заключить,что информационная поддержка исторических исследований может придать цифровой истории необходимую цельность и обозначить перспективный вектор ее развития.
Поврозник Н.Г. - Цифровая история, цифровые исторические источники и критика: Рецензируя книгу Ханну Салми “What is Digital History?” c. 182-188

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35282

Аннотация: Статья является рецензией на книгу Salmi H. “What is Digital History?” Medford: Polity Press, 2020. 130 p., которая посвящена цифровой истории, новому направлению в истории, определению рамок его существования. Рецензия посвящена рассмотрению отдельного круга вопросов, поднятых автором, связанных с цифровыми источниками, их типологией, подходами к формированию источниковой базы и их критикой. В рецензии анализируются взгляды автора на оцифрованные исторические источники, имеющие основу в виде оригинала источника в аналоговом формате, и источники, созданные изначально в цифровой форме (born-digital), а также на подходы и методы работы с ними современными историками. Указанные аспекты оказывают непосредственное влияние на проведение современных исторических исследований и должны приниматься во внимание историками. В рецензии обращается внимание также на взгляды автора на эпистемологию и герменевтику, значение которых только возрастает в цифровую эпоху. Обозначенные темы распределены в книге неравномерно, фокус, связанный с рассмотрением источников нового типа более детально представлен в главе “The Digital Past: Sources and Problems”, другие вопросы, рассматриваются по-касательной в остальных главах и менее подробно. Рецензия дополнена примерами других проектов и современной литературой, которые не вошли в текст рецензируемого издания, но имеют существенное значение для темы в целом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"