Философия и культура - рубрика Связь времен
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Связь времен"
Связь времен
Павленко С.А. - Исторические аспекты изменения ценностной палитры восточно-сибирского общества (середина XIX – начало XX вв.)
Аннотация: В статье рассматривается процесс изменения ценностной палитры общества Восточной Сибири на рубеже XIX-XX веков. Затрагиваются вопросы прерывания ценностной преемственности поколений как положившей начало изменениям причины, места ценностей в изучении истории, основных влияющих факторах и диагностирования ценностей.
А.Н. Лазарева - Опыт философской реконструкции исторического бытия c. 0-0
Аннотация: Изучение исторического прошлого обусловлено не только познавательными интересами. Освоение духовного наследия прежних эпох является посылкой и условием развития современной социокультурной жизни. В данной статье представлен анализ философских аспектов исторической реконструкции.
Байтурина Д.У. - Башкирский кинематограф как феномен национальной культуры c. 11-25

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.1.37269

Аннотация: В статье автор подробно рассматривает значимые вехи в становлении кинематографа как явления в Башкортостане. Прослеживается путь от первого появления кинофильмов до современного состояния местного кинопроизводства в Башкирии. Основными методами исследования являются систематизация и анализ научной литературы, письменных и кинематографических источников, историко-типологический (анализ исторических и культурных основ башкирского кинематографа), интерпретация письменного и кинематографического материала. Выявляются особенности становления и развития башкирского кинематографа. Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации знаний и раскрытии национально-культурных особенностей развития кинематографа в контексте башкирского культурного поля. Культурная традиция как образец, рефлексивно используемый людьми в рамках той или иной культуры для решения жизненных задач, составляет основу национального кинематографа. Модели образа жизни и способа мировосприятия данной культурной эпохи воплощаются в произведениях национального кинематографа и представляют собой культурную парадигму нации. Автор отмечает национальные особенности развития явления кинематографа в регионе. Преобладание в кинокартинах элементов традиционной национальной культуры (сюжетов, образов) определяет особый характер башкирского кинематографа и способствует воздействию на национально-культурную идентичность реципиента. Научная новизна заключается в раскрытии историографического и культурологического аспектов произведений башкирского кинематографа, выявлении места и особенностей его в современной художественной культуре. Исследование проводилось на основе семиотического и интерпретационного методов искусствоведческого анализа.
Лысова Н.А. - Репрезентация образа прошлого в современных отечественных игровых исторических фильмах c. 12-26

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.2.32256

Аннотация: Рассматриваются проблемы репрезентаций образов прошлого в современных исторических игровых фильмах и телевизионных сериалах. Обозначенная проблема в значительной степени актуализирована популярностью этого рода кинопроизведений у современного массового зрителя. Молодое поколение обращается к историческим игровым фильмам как к легкому и доступному их восприятию источнику информации об исторических фактах, событиях, процессах и личностях. Однако такая тенденция несет в себе угрозу дезориентации массового зрителя относительно исторического прошлого. В статье анализируются понятия «образ», «художественный образ», «образ прошлого» и их специфические черты в контексте предмета исследования. Обращается внимание на сложность соотношения понятия «исторический фильм» и вводимой в терминологию СМИ устойчивой лексической конструкции «псевдоисторический фильм». Основанием исследования явилось сочетание двух подходов. Культурологический подход позволил рассмотреть степень репрезентаций образов прошлого в историческом игровом кино. А многоаспектный характер предмета исследования и неоднородность теоретического и эмпирического материала предполагают обращение к междисциплинарному подходу. На основании анализа современных отечественных исторических игровых полнометражных фильмов и сериалов автор выделяет критерии, позволяющие судить об адекватности образа прошлого, воплощенного в экранном произведении, исторической действительности. К ним относятся: степень достоверности реконструкции материальной культуры конкретного периода истории, а также событий и явлений, общественных и исторических процессов воссоздаваемого исторического времени; достоверная передача ментальности конкретного культурно-исторического периода; и собственный взгляд создателей фильма на историю, авторское осмысление и интерпретация исторических процессов, событий, явлений и пр. В рамках статьи автор акцентирует внимание на рассмотрении первых двух критериев.
Бахарева М.Д. - Концепция «эстетического воспитания» Ф. Шиллера: философская система в исторической перспективе c. 18-27

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.5.36154

Аннотация: В статье проведен анализ основных положений концепции «эстетического воспитания» Ф. Шиллера, не потерявших своей актуальности для решения кризисных вопросов современной эпохи. Предметом исследования в данной работе является концепция «эстетического воспитания», изложенная в «Письмах об эстетическом воспитании человека» Ф. Шиллера. Целью данной работы является актуальный анализ концепции «эстетического воспитания» для лучшего понимания путей развития немецкой философии, а также оценки философского и социально-политического значения идей мыслителя в современную эпоху. Для выполнения поставленной цели был проведен подробный анализ «Писем об эстетическом воспитании человека» Ф. Шиллера и выделены основные черты концепции «эстетического воспитания», определены ее основные противоречия. Новизна исследования заключается в современном анализе концепции «эстетического воспитания» и оценке ее значения для развития философии и общества. Центральной концепцией эстетической теории становится концепция побуждения к игре, уравновешивающего чувственное побуждение и побуждение к форме, что обеспечивает как способность восприятия при самых разнообразных контактах человека с миром, так и рациональную независимость от восприятия. Эстетическая свобода, с одной стороны, определяется как состояние гармонии между чувственными инстинктами и законами разума; с другой стороны, это свобода, которая возникает из чувства возвышенного, относящегося к
 категории чистого духа и раскрывающего абсолютную моральную силу за пределами чувств. Эстетический путь создания «композиции мира», по мнению современных философов, лежит в сфере трансцендентального. 
Достоинством эстетической концепции Шиллера является расширение ее границ от сферы искусства до социально-политической сферы. Кроме интеллектуального и нравственного пути, Шиллер предлагает для развития человека третий путь – эстетический. В идее «эстетического воспитания» Шиллера можно увидеть коммуникативную, формирующую общество силу искусства, способного служить пониманию природы современной политики в целом.
Верещагина К.С. - Значение деятельности Б. Б. Грановского по изучению песенного фольклора из архива В. Ф. Одоевского (к 100-летию со дня рождения Б. Б. Грановского) c. 19-28

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.7.39268

EDN: TQXJLW

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена тем, что музыкально-фольклорное наследие В. Ф. Одоевского представляет большую ценность для современного музыковедения, поскольку содержит множество уникальных записей русских народных песен и песен 26 других этнических групп. Несмотря на то, что В. Ф. Одоевский является первым фольклористом, который подходил к фиксации песенного фольклора с научной точки зрения и его записи являются одними из первых достоверных образцов фольклора в истории русского музыкознания, его наследие практически не изучено. В статье рассматриваются публикации Б. Б. Грановского, поскольку этот ученый уже много лет занимается расшифровкой материалов из архива В. Ф. Одоевского и введением их в научный оборот. В статье показано, что эти публикации раскрывают стиль научного метода В. Ф. Одоевского, что может иметь большую ценность при изучении истории формирования и развития русской музыкальной фольклористики. Кроме этого, благодаря работам Б. Б. Грановского исследованы редкие песенные образцы народов России, которые долгое время не привлекали большого внимания исследователей, кроме В. Ф. Одоевского. Кроме того, в статье показано, что Б. Б. Грановский не только расшифровал многочисленные архивные записи В. Ф. Одоевского, но и актуализировать истинно народные мелодии в рамках издания нотного сборника русских народных песен.
Котляр Е.Р., Золотухина Н.А., Золотухина А.Ю. - Культурный код штетла в спектакле Григория Горина «Поминальная молитва» c. 21-37

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.69819

EDN: LSNBIY

Аннотация: Предметом исследования нашей статьи является выделение культурных кодов восточноевропейских местечек-штетлов в спектакле Григория Горина "Поминальная молитва", либретто которого написано автором по мотивам произведений известного писателя на идиш Шолом-Алейхема. Автором статьи охарактеризована история и условия локализации еврейской культуры в Восточной Европе и Российской империи, особенности ее трансформации, трагическая история еврейского театра в первой трети ХХ в. После исчезновения местечек и выхода из употребления языка идиш, сохранение истории характерного бытового и философского уклада штетлов стало целью музейных деятелей, историков, писателей, драматургов, художников. В произведении на примере Тевье-молочника, его семьи и окружения выявлены характерные образы жителей местечек, среды их обитания, типов мышления и действий.  В статье использованы методы историзма в ретроспективе культуры местечек-штетлов, метод анализа в вычленении архетипов штетла, метод синтеза в обобщении совокупности характерных культурных кодов. Основными выводами исследования являются: 1. Восточноевропейские еврейские местечки-штетлы - небольшие поселения городского типа, с преимущественно еврейским населением, уникальная культура которых была обусловлена иудейским вероисповеданием, бытовыми и религиозными традициями, языком идиш, а также локализацией проживания на небольшой территории. 2. В период масштабных социальных потрясений начала ХХ в. и последующим выходом за пределы местечек их уникальная культура стала мифологемой, фундаментом для вышедших из нее писателей, художников, музыкантов, театральных деятелей. Одной из вех в сохранении этой культуры стал еврейский театр ГОСЕТ, существование которого было трагически оборвано в середине ХХ в. 3. Пьеса "Поминальная молитва", написанная Григорием Гориным по мотивам произведений Шолом-Алейхема и поставленная в театре "Ленком" Марком Захаровым, стала квинтессенцией характерных образов штетла, и одновременно возрождением аутентичной еврейской культуры. Особым вкладом автора является выделение в пьесе образов-архетипов штетла, ставших культурными маркерами, или кодами иудейской идишистской культуры.
Герасимов Г.И. - Историческое время c. 28-38

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.4.24924

Аннотация: Историческое время – одно из разновидностей времени, используемое историками для создания образа прошлого. Его особенности определяются объектом истории – прошлым, а также теоретическими особенностями построения образа прошлого в конкретную мировоззренческую эпоху. Время, как и пространство, служит для расположения событий в сознании историка. Историческое время, субъективно, и формируется, чтобы упорядочить исторические изменения в сознании человека, построить образ прошлого. В идеалистическом подходе время есть свойство сознания, а не внешнего мира и предназначено для упорядочивания в человеческом разуме хаоса объективной и субъективной действительности. Методология исследования основывается на идеалистическом подходе к анализу истории как науки и способу создания прошлого, а также методах: обобщения, абстрагирования, индукции, дедукции, формализации, отождествления, идеализации. Историческое время нужно историку, чтобы создать единую, непротиворечивую и убедительную картину прошлого, где каждому событию определено его уникальное место. Историческое время зависит от главных мировоззренческих идей эпохи, в которую творит тот или иной историк. Историческое время, может обладать различной длительностью, при формальном равенстве временных интервалов. С категорией времени тесно связаны понятия эпохи и периода, которые отличаются своим качеством, формируемым преимущественно господствующими в обществе идеями.
Воронин А.А. - Советский человек в постсоветское время. Размышления над книгой В.И. Толстых "Мы были. Советский человек как он есть." c. 29-40

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.6.36356

Аннотация: Предмет статьи - эволюция марксизма в нашей стране. Размышляя над проблемами, поставленными В.И. Толстых, автор обсуждает профессиональную конвенцию как один из механизмов превращения марксистской доктрины из теории революционного преобразования общества в идеологию, оправдывающую тоталитарные порядки. Эта конвенция включает право на непонимание и право на неведение. Первое имеет две основные задачи: 1. изолировать изложение от профанного интереса, и 2. изолировать изложение от "теоретических и политических ошибок". Непонимание как скрытая компонента социального познания и принципиальное неведение как ограничение предметного горизонта теории «развитого социализма» сыграли важную роль в метаморфозах марксистской мысли в нашей стране. Основные выводы: Философ либо противостоит миру как познающий субъект, подчиняющийся только интересами познания, либо он подчиняет познание интересам мира, прежде всего – социального. В первом случае язык должен корректно выразить то, чего в мышлении, языке и культуре до него не было и нет. Во втором случае язык есть средство безопасно скользить над поверхностью бытия, обеспечивая безукоризненного построенную теоретическую схему. Философия в этом случае, не объясняя мира, дает рецептуры адаптации, выживания, апологии, принятия. Конфликт выгоды и принципов решается за счет такого их сближения, при котором теоретик формулирует свою позицию как искреннее служение интересам (партии, доктрины, основополагающим устоям) власти. В отстаивании права на непонимание обозначились две позиции. Первая - усложнение языка ради сохранения авторской позиции. Вторая - построение теоретических схем, замкнутых не на реальные проблемы, а на собственную логику. Непонимание как одна из твердынь мысли очень тесно связано с неведением. Это позволяло сужать предметный горизонт науки (теории), произвольно исключая из него острую проблематику.
Хусяинов Т.М. - От общества труда к обществу занятости c. 32-40

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.21525

Аннотация: Проблема трудовой деятельности является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Поэтому понятие «труд» как определённый вид человеческой деятельности по праву занимает одно из центральных мест в большинстве философских, социологических и экономических теорий. В данной статье рассматривается проблема соотношения понятий «Труд» и «Занятость» и их место в деятельности человека. На протяжении многих веков понятие «труд» и вкладываемое в него значение существенно изменилось, оно трансформировалось вместе с самим трудом человека. В рамках данной работы автор, используя различные источники, делает попытку определить понятийно-терминологический аппарат. Благодаря общенаучным методам сравнения, автор разделяет понятия "труд" и "занятость". На основании анализа классических и неклассических трудовых теорий делается предположение о трансформации общества труда в общество занятости. В то время как общество прошлого можно было охарактеризовать как общество труда, то уже на более современном этапе оно стало обществом занятости. Кроме того, автор предлагает восприятие трудовой деятельности с трёх разных позиций: социально-философской, социологической и экономической.
Сорокина Т.М. - Предпосылки становления современных городов Западной Европы: краткий обзор градостроительных концепций от Ренессанса до 20-го века

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.1.10532

Аннотация: В статье рассматриваются основные градостроительные концепции от Ренессанса до 20-го века (на примере работ таких архитекторов и государственных деятелей, как Андреа Палладио, Леон Баттиста Альберти, Винченцо Скамоцци, Доменико Фонтана, Карло Мадерна, Клод-Николя Леду, Франсуа Мансар, Барон Осман), которые оказали влияние на становление современных городов Западной Европы, таких как Рим, Париж, Лондон. In article the main town-planning concepts from the Renaissance till the 20th century (on the example of works of such architects and statesmen, as Andrea Palladio, Leon Battista Alberti, Vincenzo Scamozzi, Domenico Fontana, Carlo Maderna, Claude Nicolas Ledoux, François Mansard, Baron Haussmann) which had an impact on formation of the modern cities of Western Europe, such as Rome, Paris, London, are considered. Для того чтобы понять предпосылки становления современных городов Западной Европы, необходимо обратиться к истории развития теории градостроительства и выделить наиболее важные и существенные явления теоретической мысли, подчинив их не только хронологии, но и логике развития градостроительных идей, многие из которых, возникнув на заре формирования городской цивилизации, утвердили себя способностью на протяжении многих столетий возникать вновь и вновь, каждый раз регенерируя на новом, более высоком уровне. In order to understand the preconditions of formation of modern cities of Western Europe it is needed to address to the history of development of the urban development theory and to highlight the most important and significant phenomenon of theoretical thinking, not only in chronological way, but also in the logic of development of urban planning ideas, many of which have emerged at the dawn of the formation of urban civilization, confirmed the ability for many centuries to come again and again, each time regenerating on a new, higher level. Актуальность исследования города, его структуры, а также специфики и перспектив развития определяется как фундаментальными теоретическими вопросами академической науки, так и задачами, выдвигаемыми научно-прикладным анализом современных социокультурных процессов и практик. В условиях современной культуры, отличающейся разнообразием, все более актуальным становится поиск путей и принципов построения пространства культуры во всей его многоуровневости. Перед современным градостроителем вновь возникает проблема организации наиболее комфортного проживания жителей в городе, их перемещения при сохранении исторического наследия. The relevance of the research, its structure, and the specifics and prospects of development is defined as the fundamental theoretical issues of academic science and tasks posed by the scientific-applied analysis of modern social and cultural processes and practices. In the conditions of contemporary culture, distinguished by the diversity, it becomes increasingly relevant to the search of ways and principles of building of the cultural space in all its multilevelness. Before contemporary town-planner arises again the problem of the most comfortable stay of their displacement in the preservation of historical heritage.
Кошкарева Н.В. - «Veni Sancte Spiritus» Александра Вустина: к проблеме обновления техники письма на cantus firmus в современной хоровой композиции c. 41-49

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.4.37791

Аннотация: Целью настоящей статьи является выявление тесной, «полифонической» связи, консолидации старинных форм и техник композиторского письма ХХ века. Предметом исследования выступает хоровое творчество Александра Вустина. Объектом исследования является рассмотрение полифонических произведений приемов в сочинении А. Вустина «Veni Sancte Spiritus». Музыкальный язык А. Вустина отличается крайней сдержанностью, углубленностью, смысловой концентрацией. Обращение к старинным полифоническим жанрам, формам и техникам письма в хоровых сочинениях А. Вустина характеризуется индивидуальным подходом к решению творческой идеи. Характер подачи первоисточника, методы работы с ним обретает уникальность в соответствии с новыми художественными задачами современной музыки. Посредством синтеза методов исследования, включающего музыковедение, поэтику и хороведение, выявлены параметры музыкальной композиции: атрибутирован музыкально-текстовый источник, проанализированная жанровая специфика и музыкальная форма. Автор подробно рассматривает такой аспект темы как диалектическое взаимодействие конструктивных и деструктивных формант архитектоники музыкальной формы полифонических сочинений для хора. Особое внимание уделяется старинной технике письма на cantus firmus в ее преломлении в современной хоровой композиции. Основным выводом проведенного исследования становится парадигма художественных связей жанров, форм и техник старинной полифонии с современными средствами композиторского письма (сонорика, алеаторика и других). Акцентируется внимание на необходимость изучения проблематики, связанной с архитектоникой современной хоровой композиции, обусловленной не только общим художественно-историческим потенциалом хоровой культуры в целом, но и особенно его большим значением в современном музыкальном искусстве. Новизна исследования заключается в том, что впервые полифонические техники в современной хоровой композиции анализируются с позиций музыковедения и хороведения. Особым вкладом автора в раскрытие темы является изучение ранее не выступающего объектом специального исследования сочинения «Veni Sancte Spiritus» А. Вустина и введение его в современный научный обиход.
Сорокина Т.М. - Предпосылки становления современных городов Западной Европы: краткий обзор градостроительных концепций от Ренессанса до 20-го века c. 41-49

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.1.66109

Аннотация: В статье рассматриваются основные градостроительные концепции от Ренессанса до 20-го века (на примере работ таких архитекторов и государственных деятелей, как Андреа Палладио, Леон Баттиста Альберти, Винченцо Скамоцци, Доменико Фонтана, Карло Мадерна, Клод-Николя Леду, Франсуа Мансар, Барон Осман), которые оказали влияние на становление современных городов Западной Европы, таких как Рим, Париж, Лондон. Для того чтобы понять предпосылки становления современных городов Западной Европы, необходимо обратиться к истории развития теории градостроительства и выделить наиболее важные и существенные явления теоретической мысли, подчинив их не только хронологии, но и логике развития градостроительных идей, многие из которых, возникнув на заре формирования городской цивилизации, утвердили себя способностью на протяжении многих столетий возникать вновь и вновь, каждый раз регенерируя на новом, более высоком уровне. Актуальность исследования города, его структуры, а также специфики и перспектив развития определяется как фундаментальными теоретическими вопросами академической науки, так и задачами, выдвигаемыми научно-прикладным анализом современных социокультурных процессов и практик. В условиях современной культуры, отличающейся разнообразием, все более актуальным становится поиск путей и принципов построения пространства культуры во всей его многоуровневости. Перед современным градостроителем вновь возникает проблема организации наиболее комфортного проживания жителей в городе, их перемещения при сохранении исторического наследия.
Яковлев В.А. - Теория креативности Платона в свете современной науки c. 44-55

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.6.23375

Аннотация: Предметом исследования являются основные положения теории творчества Платона во взаимосвязи с наукой. Рассматриваются базисные категории этой теории и определение творчества. Анализируется структура процесса творения космос, структура рождения новаций и становления инноваций в научных дискуссиях. Выявляется связь современных научных программ в естествознании с теорией творчества Платона. Проводится сравнительный анализ парадигм глобального эволюционизма и творчества. На основе концептуального анализа теории творчества Платона выявляется информационно-коммуникативный механизм рождения инноваций в науке. Предметом исследования являются основные положения теории творчества Платона во взаимосвязи с наукой. Рассматриваются базисные категории этой теории и определение творчества. Анализируется структура процесса творения космоса и структура рождения новаций в научных дискуссиях. Выявляется связь современных научных программ с теорией творчества Платона. Проводится сравнительный анализ парадигм глобального эволюционизма и творчества Новизна исследования заключается в том, что в теории творчества Платона выявлены и реконструированы основные принципы креативности, играющие важную роль в становлении и развитии исследовательских программ современной науки. Показано, что рождение и развитие всех объектов происходит благодаря существованию направленных информационных программ, выражающих фундаментальную креативность самой природы. Утверждается, что теория творчества Платона актуальна, поскольку даёт возможность моделирования и коррекции современных форм коллективных дискуссий, учитывая постоянное расширение их масштабности на базе новых технических возможностей средств коммуникации и связи.
С.А. Павленко - Исторические аспекты изменения ценностной палитры восточно-сибирского общества (середина XIX — начало XX вв.) c. 45-60
Аннотация: В статье рассматривается процесс изменения ценностной палитры общества Восточной Сибири на рубеже XIX-XX веков. Затрагиваются вопросы прерывания ценностной преемственности поколений как положившей начало изменениям причины, места ценностей в изучении истории, основных влияющих факторах и диагностирования ценностей.
Иноземцева И.Е. - Всемирная универсальная выставка (ЭКСПО) как средство глобальной межкультурной коммуникации (на примере участия Урала и Челябинской области) c. 46-53

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.12.37215

Аннотация: В статье впервые показан исторический экскурс участия Урала и Челябинской области на всемирных выставках ЭКСПО, в контексте межкультурной коммуникации, где через диалог культур, в рамках которого осуществляется взаимодействие между странами-участницами всемирной выставки по глобальным вопросам современности. Выставка, в широком понимании этого слова, прежде всего является значительным атрибутом культуры и культурной жизни определенной среды, формой распространения культуры. В научной литературе существует следующее определение: «…выставки – это основной презентационный инструмент культурной политики страны. Ведь они фиксируют в едином пространстве реальные результаты исследований   Каждая выставка пропагандирует культурные традиции народов и способствует обогащению культур. Что касается участия Урала – конечно, пока рано говорить о полноценном участии данной территории в диалоге культур на всемирных выставках, но первые шаги для того, чтобы стать полноправным участником диалога культур, регион совершил весьма достойно. Нет сомнений, что всемирная выставка ЭКСПО – это выдающееся международное событие. «Каждая страна-организатор прикладывает все усилия, чтобы обеспечить наиболее широкий масштаб мероприятия, привлечь большие массы посетителей и участников.Поэтому выставку следует рассматривать с глобальной точки
Напсо М.Д. - Мода как социальное явление c. 56-63

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.3.21783

Аннотация: Объектом анализа настоящей статьи является феномен моды, а предметом – мода как социальное явление. Мода представлена в различных аспектах – как социальный институт; как фактор престижа, социальной дифференциации и идентификации; как инструмент смягчения социальных различий; как явление, формирующее имидж и мировоззренческие установки. Исследуются противоречивый характер моды, влияние специфики социальных процессов и социальной структуры общества на эволюцию модных трендов, прослеживаются всеохватность, изменчивость и устойчивость моды, ее место и роль в обществе потребления. Методологическую основу статьи составили онтологические и гносеологические принципы диалектики, которые способствовали раскрытию сложной социальной природы моды. Статья содержит элементы научной новизны: мода как социальное явление рассматривается в контексте требований общества потребления, которое «делает» моду особо востребованным и актуальным феноменом. Уточняется видение моды в качестве фактора социальной дифференциации, инструмента, смягчающего риски социальной поляризации. Исследуется роль моды в формировании иллюзий социального равенства.
Кузина Е.С., Силичев Д.А. - Моральная философия Дьюи c. 63-77

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.5.19748

Аннотация: Предметом исследования является моральная философия Дьюи как фундаментальная основа его либеральной социально-политической философии. Американский мыслитель считал мораль не набором фиксированных норм, а подвижным, изменчивым инструментом для создания оценочных суждений, которые могли бы сделать общество лучше. По мнению Дьюи, оценочные суждения являются проблематическими и сугубо практическими, а его метаэтика основана на чётком разграничении оценок и ценностей. Автор уделяет особое внимание рассмотрению структуры, сущности и функциям оценочных суждений, разграничению американским философом оценочных суждений и ценностей, а также роли моральной философии в системе либеральной социально-политической философии американского мыслителя. Автор также рассматривает моральную эпистемологию Дьюи, которая носит прагматистский и контекстуалистский характер. Методом исследования является концептуальный анализ текстов Дьюи, посвященных моральной проблематике. Системный подход к исследованию проблемы позволил выявить роль и место моральной философии в системе социально-политических взглядов американского мыслителя. Основные выводы исследования можно свести к следующему. Дьюи считал, что главная проблема этики в современном ему мире связана со способом организации общества, а не с личными решениями, поэтому его моральная философия является не самостоятельной системой, а основой его социально-политической философии. В фокусе его инструменталистской и сугубо прагматистской моральной философии находится организация социальных институтов, которые влияют на способность людей выносить разумные моральные суждения. Последняя, по мнению Дьюи, нуждается в постоянной перестройке, для чего необходимо развивать "экспериментальный интеллект". Таким образом, моральная философия Дьюи есть основа его либеральной социально-политической философии, а её изучение является необходимым для понимания фундаментальных основ англо-американского либерального социально-философского дискурса XX века.
Шушаков Е.С. - Концепция развития природы и социума в трудах П.Тейяра де Шардена и сравнение его воззрений с представлениями о глобализации З. Баумана c. 67-74

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.7.26204

Аннотация: Объектами данного исследования являются концепция эволюционного развития универсума П. Тейяра де Шардена и концепция «текучей реальности» З. Баумана, а предметами, соответственно, методология П. Тейяра де Шардена и его представление о будущем развитии социума, и описание основных характеристик глобализации З. Бауманом. Особый акцент делается на тейярдистской методологии (взаимодействие тангенциальной и радиальной энергий) в силу того, что в рамках концепции Тейяра де Шардена социальные, биологические и физические феномены не имеют качественных различий и подчиняются общим универсальным законам. Используется метод текстуального анализа и сравнительно-исторический метод. В статье в общих чертах реконструируются представление П. Тейяра де Шардена о социальном развитии и тезисы З. Баумана об основных характерных чертах современной глобализации. Новизна исследования заключается, во-первых, в попытке представить методологию П. Тейяра де Шардена, как приемлемую для современной науки и обладающую прогностической силой; во-вторых, в сравнительном анализе представлений З. Баумана и П. Тейяра де Шардена о процессах глобальной социальной интеграции. Выводы: 1) У обоих учёных присутствует представление об углубляющейся поляризации общества; 2) Для обоих авторов глобализация коррелирует с процессом индивидуализации социальных акторов, с отстаиванием ими собственной идентичности.
У Х. - Исследование акварельного творчества на тему терракотовой армии Цинь Шихуана c. 92-104

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.10.38979

EDN: DGRUKH

Аннотация: Настоящая работа посвящена терракотовой армии Цинь Шихуана и ее отражению в творчестве современных китайских мастеров акварели. Статья состоит из трёх частей. В первой части проводится анализ генезиса и истории глиняного войска Цинь Шихуана. Во второй – терракотовая армия рассматривается как культурно-художественный символ Китая, стимулировавший гуманитарные контакты между Россией и Китаем и способствовавший взаимопониманию между двумя народами. В третьей части через призму художественного опыта и творческого процесса трёх художников-акварелистов анализируется современное состояние исследований акварельного творчества на тему терракотовой армии.   Особым вкладом автора в разработку проблематики является определение связи между древним культурным наследием Китая и характером его интерпретации в творчестве современных художников-акварелистов. Новизной исследования можно признать введение в научный оборот российского искусствоведения имен китайских художников и их картин, посвященных терракотовой армии императора Цинь Шихуана. В рамках работы проводится обращение к вопросу китайско-российского культурного сотрудничества, развитие которого реализуется через прикосновение к этому наиболее репрезентативному памятнику старины. Посредством искусствоведческого анализа акварельных картин китайских мастеров — Хуан Чжунъяна, Линь Шаолина, Цзо Синьминя — определены подходы к отражению данного исторического памятника в творчестве современных мастеров, установлена связь древнего и современного, традиционного и новаторского в их картинах.
Яковлев В.А. - Целесообразный рационализм метафизики Аристотеля c. 105-115

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.2.21676

Аннотация: Предметом исследования являются основные положения метафизики Аристотеля. В работе реконструируются важные рациональные креативы учения Аристотеля с позиций их значимости для современной философии и науки. Выделяются методологические, онтологические и эпистемологические креативы, сыгравшие большую роль в развитии философии и науки. Особо подчёркивается значение энтелехиальной причинности и её интерпретации в науке. Из четырёх известных причин (начал) бытия энтелехия понимается как внутренняя сила (энергия), заключающая в себе цель и диспозиционно предполагающая результат. Через энтелехию реализуются в сущем возможности, а главное – его способность к бытию («материя есть потенция, а форма – энтелехия»). Используется метод исторической реконструкции содержательно-смыслового ядра теории Аристотеля, а также метод герменевтической интерпретации его основных положений в свете современной науки. Новизна исследования заключается в том, что в учении Аристотеля выявлены и реконструированы новые важные креативы рациональности – структурные этапы построения аналитического дискурса, системно причинной обусловленности мироздания и целесообразных программ его развития. Показано, что в современной науке всё большее значение приобретает информационный подход, непосредственно связанный с интерпретацией целесообразной причинности Аристотеля.
Иванова М.Г. - Духовное развитие как отражение архетипических сюжетов и смыслов культуры c. 128-146

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23695

Аннотация: Статья посвящена философскому анализу архетипов русской культуры. Основное внимание уделяется архетипам Героя и Антигероя в их различных ипостасях. В качестве основного источника для анализа архетипов используются тексты народных сказок. Архетип Героя рассматривается автором вне гендерной привязки, как символ духовного роста и самореализации в определенной этнокультурной традиции. Особенное внимание в статье уделено архетипу Тени, символически воплощенному в образах сказочных Антигероев, и являющемуся необходимым элементом целостности национального самосознания. Автор опирается на методологию аналитической психологии, семантический и генетический анализ мифов и сказок народной культуры, методологические принципы философской компаративистики. На основе исследования архетипа Героя в русской традиции автор приходит к выводу о влиянии архетипических сюжетов национальной культуры на процессы самореализации и духовного развития людей. В статье показывается значительный эвристический потенциал анализа сюжетов народных сказок для выявления архетипов национальной культуры.
Белоусова Н.О. - Проблема порабощения человека «всеобщим» в жанре антиутопии

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.3.17996

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является проблема соотношения всеобщего и индивидуального на примере литературных романов в жанре антиутопии, возникшем в рамках культуры модерна. Особое внимание автором уделяется преломлению указанной темы через проблему противоречивости общественного прогресса, наблюдаемому практически во всех антиутопиях. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как отрицание личности и свободы, индивидуальности и независимости при подчинении возведенному на уровень сакрального «Всеобщему». Подчеркивается однообразие систем запретов в антиутопиях, а также в мирах, созданных ими. Работая в русле философско-культурологических исследований, автор опирается на деятельностный подход к культуре, позволяющий выявить способы, какими идея уникального утверждала себя, в частности, в сфере художественной культуры. Основными выводами проведенного исследования являются идеи, что социальное счастье и общество «всеобщего благоденствия» в реальности антиутопии достигаются путем деиндивидуализации личности, сведения ее к атому, «винтику» массового организма социума. Автор показывает, что отсутствие социальной гармонии, перекос ее функционирования в сторону «всеобщего» в ущерб индивидуальному порождает в антиутопиях сопротивление как «бунт одиночки», ведущее к поражению в различных своих формах.
Белоусова Н.О. - Проблема порабощения человека «всеобщим» в жанре антиутопии c. 337-340

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.3.67724

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является проблема соотношения всеобщего и индивидуального на примере литературных романов в жанре антиутопии, возникшем в рамках культуры модерна. Особое внимание автором уделяется преломлению указанной темы через проблему противоречивости общественного прогресса, наблюдаемому практически во всех антиутопиях. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как отрицание личности и свободы, индивидуальности и независимости при подчинении возведенному на уровень сакрального «Всеобщему». Подчеркивается однообразие систем запретов в антиутопиях, а также в мирах, созданных ими. Работая в русле философско-культурологических исследований, автор опирается на деятельностный подход к культуре, позволяющий выявить способы, какими идея уникального утверждала себя, в частности, в сфере художественной культуры. Основными выводами проведенного исследования являются идеи, что социальное счастье и общество «всеобщего благоденствия» в реальности антиутопии достигаются путем деиндивидуализации личности, сведения ее к атому, «винтику» массового организма социума. Автор показывает, что отсутствие социальной гармонии, перекос ее функционирования в сторону «всеобщего» в ущерб индивидуальному порождает в антиутопиях сопротивление как «бунт одиночки», ведущее к поражению в различных своих формах.
Чоланюк В.Р. - "Живая метафора" Поля Рикёра и её антропологические приоритеты в интерпретации.

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.4.18437

Аннотация: Статья представляет собой исследование антропологического содержания "живой метафоры", связанного с герменевтикой "мира текстов" в теории известного французского учёного и философа. Предметом подробного рассмотрения является интеллигибельный характер "живой метафоры", сообщаемый ей нарративной интригой, антропологический вектор которой интерпретируется во временном соответствии. Таким образом, в статье производится попытка представить антропологическое значение "живой метафоры" через ряд символических мест в текстах Поля Рикёра, проблематика мира и смыслы которых предполагаются интерпретирующим существом. Методология исследования заключается в современном прочтении и философской интерпретации дополнительных смысловых значений текста относительно антропологического осмысления феномена "живой метафоры" в наследии Поля Рикёра. Автор приходит к выводам об антропологических приоритетах исследования "живой метафоры" в том смысле, в котором метафорический дискурс является референтным моментом между предпониманием мира действия, подчиняющегося накопленному цивилизацией человеческому опыту, и рефигурацией повседневной реальности посредством свободной языковой деятельности в форме интриги.
Чоланюк В.Р. - "Живая метафора" Поля Рикёра и её антропологические приоритеты в интерпретации. c. 523-529

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.4.67804

Аннотация: Статья представляет собой исследование антропологического содержания "живой метафоры", связанного с герменевтикой "мира текстов" в теории известного французского учёного и философа. Предметом подробного рассмотрения является интеллигибельный характер "живой метафоры", сообщаемый ей нарративной интригой, антропологический вектор которой интерпретируется во временном соответствии. Таким образом, в статье производится попытка представить антропологическое значение "живой метафоры" через ряд символических мест в текстах Поля Рикёра, проблематика мира и смыслы которых предполагаются интерпретирующим существом. Методология исследования заключается в современном прочтении и философской интерпретации дополнительных смысловых значений текста относительно антропологического осмысления феномена "живой метафоры" в наследии Поля Рикёра. Автор приходит к выводам об антропологических приоритетах исследования "живой метафоры" в том смысле, в котором метафорический дискурс является референтным моментом между предпониманием мира действия, подчиняющегося накопленному цивилизацией человеческому опыту, и рефигурацией повседневной реальности посредством свободной языковой деятельности в форме интриги.
Гусев Д.А. - Nil novi sub sole, или эпикуреизм как древний позитивизм

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.5.17840

Аннотация: Существует ли в истории философской мысли прогресс? Преодолены ли прежние философские идеи и системы в координатах нынешнего состояния философии, или же следует говорить только о многообразных вариациях одного и того же, по крупному счету, содержания? Предметом исследования является эллинистическая философия в ее соотнесенности с современными эпистемологическими построениями. Объектом исследования являются философские идеи эпикурейской школы, рассмотренные к качестве отдаленного предшественника позитивизма рубежа Нового и Новейшего времени. Особенное внимание уделяется сравнительному и кросс-культурному анализу рефлексии теоретического знания в эпикуреизме и позитивизме. Проведение такого рода анализа осуществляется на основе единства этимологического, логического и исторического подходов, а также принципа системности и некоторых герменевтических приемов (в частности, интерпретации и понимания), используется метод историко-философской реконструкции, методы имманентного интерпретирующего анализа и компаративистского анализа и метод синтеза как соединения интерпретированного материала в новом качестве. Основными выводами проведенного исследования, составляющими его научную новизну является комплекс утверждений, согласно которому философские конструкции, которые вроде бы, безусловно исторически принадлежат Новому и Новейшему времени, были созданы и высказаны приблизительно на две тысячи лет раньше. Античный эпикуреизм не просто предвосхищает позитивистскую традицию в истории философии, начало которой традиционно относят к исходу Нового времени, но и достаточно детально прорабатывает ее, нисколько не уступая по своему философскому содержанию «настоящему» позитивизму.
Гусев Д.А. - Nil novi sub sole, или эпикуреизм как древний позитивизм c. 661-672

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.5.67844

Аннотация: Существует ли в истории философской мысли прогресс? Преодолены ли прежние философские идеи и системы в координатах нынешнего состояния философии, или же следует говорить только о многообразных вариациях одного и того же, по крупному счету, содержания? Предметом исследования является эллинистическая философия в ее соотнесенности с современными эпистемологическими построениями. Объектом исследования являются философские идеи эпикурейской школы, рассмотренные к качестве отдаленного предшественника позитивизма рубежа Нового и Новейшего времени. Особенное внимание уделяется сравнительному и кросс-культурному анализу рефлексии теоретического знания в эпикуреизме и позитивизме. Проведение такого рода анализа осуществляется на основе единства этимологического, логического и исторического подходов, а также принципа системности и некоторых герменевтических приемов (в частности, интерпретации и понимания), используется метод историко-философской реконструкции, методы имманентного интерпретирующего анализа и компаративистского анализа и метод синтеза как соединения интерпретированного материала в новом качестве. Основными выводами проведенного исследования, составляющими его научную новизну является комплекс утверждений, согласно которому философские конструкции, которые вроде бы, безусловно исторически принадлежат Новому и Новейшему времени, были созданы и высказаны приблизительно на две тысячи лет раньше. Античный эпикуреизм не просто предвосхищает позитивистскую традицию в истории философии, начало которой традиционно относят к исходу Нового времени, но и достаточно детально прорабатывает ее, нисколько не уступая по своему философскому содержанию «настоящему» позитивизму.
Павленко С.А. - Жизненные ценности как объект исторического исследования

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.5.9589

Аннотация: В статье рассмотрены и проанализированы основные подходы в определении термина «ценность», выявлена структура, иерархия и способы классификации ценностей, а также проблемы и способы их диагностирования в исторической ретроспективе. Система ценностей представляет собой достаточно подвижную структуру, находящуюся в постоянном развитии, и ее изменения тесно связаны с процессами, происходящими в обществе. От характера этих изменений зависит выбор метода диагностирования ценностей и компонентов структуры ценностей, доступных для исследования. Конкретное представление о бытующих индивидуальных ценностных ориентациях можно составить обратившись к тестовой методике или методике целенаправленного воздействия и регистрации последствий. Диагностирование надындивидуального компонента сводится к рассмотрению индивидуального компонента, выбору соответствующего периода исследования и диагностике ценностей групп. В заключении делается вывод, что жизненные ценности являются тем общим элементом, который присутствует в рассмотренных способах диагностики и отражает особенности исследования ценностей в исторической ретроспективе.
Павленко С.А. - Жизненные ценности как объект исторического исследования c. 676-686

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.5.64924

Аннотация: В статье рассмотрены и проанализированы основные подходы в определении термина «ценность», выявлена структура, иерархия и способы классификации ценностей, а также проблемы и способы их диагностирования в исторической ретроспективе. Система ценностей представляет собой достаточно подвижную структуру, находящуюся в постоянном развитии, и ее изменения тесно связаны с процессами, происходящими в обществе. От характера этих изменений зависит выбор метода диагностирования ценностей и компонентов структуры ценностей, доступных для исследования. Конкретное представление о бытующих индивидуальных ценностных ориентациях можно составить обратившись к тестовой методике или методике целенаправленного воздействия и регистрации последствий. Диагностирование надындивидуального компонента сводится к рассмотрению индивидуального компонента, выбору соответствующего периода исследования и диагностике ценностей групп. В заключении делается вывод, что жизненные ценности являются тем общим элементом, который присутствует в рассмотренных способах диагностики и отражает особенности исследования ценностей в исторической ретроспективе.
Столяров А.А. - Учение Посидония о душе (эпизод психологических исканий в далекие от нас времена)

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.6.12166

Аннотация: Антропологическая проблематика европейской философии сохраняет известную степень инвариантности на протяжении тысячелетий. Сравнение антропологических позиций Хрисиппа, крупнейшего автора Ранней Стои, и Посидония, ведущего представителя Средней Стои (в изложении одного из крупнейших античных медиков, Галена) показывает, что волновавшие их вопросы о сущности человека и его душевном устройстве вполне актуальны и для нашего времени. Но мы должны сделать важные поправки на специфику мыслительных схем, проблемной повестки и интеллектуального климата тех времен, а также принять во внимание несоизмеримость «массы» философских наработок, существовавшей тогда и накопленной на сегодня. Это позволит нам лучше понять преемство между античной и современной философской мыслью, а также связь между антропологическими, психологическими и этическими проблемами. Выдвигается предположение, что и Хрисипп, и Посидоний хотели (каждый в рамках своего понимания) гармонически соотнести «целостного» (по их понятиям) индивида с мирозданием и наделить этого индивида таким набором способностей, который позволил бы ему противостоять жизненным невзгодам. Значительная часть приводимых текстов, наглядно демонстрирующих нюансы антропологической рефлексии в древности, впервые предлагается вниманию отечественного читателя.
Столяров А.А. - Учение Посидония о душе (эпизод психологических исканий в далекие от нас времена) c. 814-828

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.6.65121

Аннотация: Антропологическая проблематика европейской философии сохраняет известную степень инвариантности на протяжении тысячелетий. Сравнение антропологических позиций Хрисиппа, крупнейшего автора Ранней Стои, и Посидония, ведущего представителя Средней Стои (в изложении одного из крупнейших античных медиков, Галена) показывает, что волновавшие их вопросы о сущности человека и его душевном устройстве вполне актуальны и для нашего времени. Но мы должны сделать важные поправки на специфику мыслительных схем, проблемной повестки и интеллектуального климата тех времен, а также принять во внимание несоизмеримость «массы» философских наработок, существовавшей тогда и накопленной на сегодня. Это позволит нам лучше понять преемство между античной и современной философской мыслью, а также связь между антропологическими, психологическими и этическими проблемами. Выдвигается предположение, что и Хрисипп, и Посидоний хотели (каждый в рамках своего понимания) гармонически соотнести «целостного» (по их понятиям) индивида с мирозданием и наделить этого индивида таким набором способностей, который позволил бы ему противостоять жизненным невзгодам. Значительная часть приводимых текстов, наглядно демонстрирующих нюансы антропологической рефлексии в древности, впервые предлагается вниманию отечественного читателя.
Корнеева Т.Г. - Насир Хусрав: биография и творчество философа-исмаилита

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.6.12600

Аннотация: Статья посвящена жизни и творчеству персидского философа-исмаилита Насира Хусрава (1004 - 1088). Насир Хусрав - автор поэтического сборника, насчитывающего несколько тысяч строк, и книги о путешествиях "Сафар-наме". Насир Хусрав внес большой вклад в развитие персидской литературы, оказал влияние на формирование поэтического языка. Автор статьи анализирует творчество Насира Хусрава и показывает обусловленность своеобразия поэтического наследия миссионерскими задачами, стоявшими перед поэтом-исмаилитом. В статье уделено внимание философским трактатам персидского мыслителя, в которых раскрывается его мировоззрение и понимание учения исмаилизма. Данная статья основана на анализе научно-исследовательских работ, посвященных поэзии Насира Хусрава, его философским взглядам, а также работ по истории исмаилизма. В статье сделана попытка обобщить имеющиеся сведения о Насире Хусраве и показать взаимную обусловленность жизни и творчества персидского проповедника исмаилизма. Жизненный путь Насира Хусрава определил направление и специфику его творчества. Проповеднические задачи обусловили не только тематику и образность его поэтических произведений, но и выбор персидского языка в качестве языка философских трактатов. Внимание исследователей в основном привлечено к поэтическому наследию Насира Хусрава, а исследования философских трактатов исмаилитского мыслителя в последние десятилетия в России не велись. В данной статье сделана попытка оценить наследие Насира Хусрава и определить возможные направления дальнейшего исследования его творчества.
Корнеева Т.Г. - Насир Хусрав: биография и творчество философа-исмаилита c. 830-842

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.6.66614

Аннотация: Статья посвящена жизни и творчеству персидского философа-исмаилита Насира Хусрава (1004 - 1088). Насир Хусрав - автор поэтического сборника, насчитывающего несколько тысяч строк, и книги о путешествиях "Сафар-наме". Насир Хусрав внес большой вклад в развитие персидской литературы, оказал влияние на формирование поэтического языка. Автор статьи анализирует творчество Насира Хусрава и показывает обусловленность своеобразия поэтического наследия миссионерскими задачами, стоявшими перед поэтом-исмаилитом. В статье уделено внимание философским трактатам персидского мыслителя, в которых раскрывается его мировоззрение и понимание учения исмаилизма. Данная статья основана на анализе научно-исследовательских работ, посвященных поэзии Насира Хусрава, его философским взглядам, а также работ по истории исмаилизма. В статье сделана попытка обобщить имеющиеся сведения о Насире Хусраве и показать взаимную обусловленность жизни и творчества персидского проповедника исмаилизма. Жизненный путь Насира Хусрава определил направление и специфику его творчества. Проповеднические задачи обусловили не только тематику и образность его поэтических произведений, но и выбор персидского языка в качестве языка философских трактатов. Внимание исследователей в основном привлечено к поэтическому наследию Насира Хусрава, а исследования философских трактатов исмаилитского мыслителя в последние десятилетия в России не велись. В данной статье сделана попытка оценить наследие Насира Хусрава и определить возможные направления дальнейшего исследования его творчества.
Чоланюк В.Р. - Об антропологическом значении «живой метафоры» в герменевтике Поля Рикёра: критический анализ

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.12217

Аннотация: Статья является вводной к итоговой работе «Антропологическое значение «живой метафоры» в наследии Поля Рикёра». Предметом исследования является живая основа метафоры, антропологический смысл которой интерпретируется из предлагаемого герменевтикой Поля Рикёра. Особое внимание также уделяется формированию общего представления о возникновении «живой метафоры», в связи с чем, полисемия антропологического получает обоснование и оценку по мере своего развития в одноимённой работе автора. Тем самым, в статье производится попытка представить антропологический смысл живой метафоры «в действии» через актуальную стратегию дискурса, в котором как коммуникативная, так и её трансферентная функции воспринимаются интерпретирующим существом. В методологической и теоретической основе исследования, прежде всего, нашли отражение положения философской герменевтики. Таким образом, метод исследования представляет собой герменевтический метод, заключающийся в современном антропологическом прочтении и философской интерпретации дополнительных смысловых значений текста по отношению к рассматриваемой Полем Рикёром «живой метафоре». Научная новизна исследования, её основополагающая теоретическая идея базируется на следующих положениях: 1) впервые в отечественной философии прослеживается разностороннее антропологическое осмысление феномена «живой метафоры» в герменевтике Поля Рикёра; 2) отмечено, в какой мере феноменологическая концепция интерпретации метафоры тесно связана с историко-философской антропологической традицией и является своеобразным подходом к пониманию человеческой природы во второй половине XX века; 3) проанализирована теоретическая база философской и научно-популярной литературы, имеющей отношение к «живой метафоре» с точки зрения современной антропологии; 4) осуществлена попытка собственного исследования метафоры с учётом антропологического значения «живой метафоры»; 5) дано философское обоснование поэтики метафоры и её роли в человеческом общении и взаимопонимании. В статье автор приходит к выводам о диалектическом своеобразии метафорического дискурса, который осуществляется воображением вопреки пониманию о его многозначности в интерпретации читателя или слушателя. Поль Рикёр однозначно связывает интерпретацию метафоры с её живой основой, давая читателю или слушателю возможность «мыслить ещё», исходя из понятийного метафорического сюжета как предыдущего и последующего подражания человеческой деятельности. Критическая антропологическая оценка модели такой живой метафоры предполагает, что её живая основа не является единственным условием для эвристической герменевтики метафорического дискурса. Являясь средством выражения и распространения в общем антропологическом плане, живая метафора, как и любая другая содержит в себе авторскую референцию, присущую метафорической коммуникации.
Чоланюк В.Р. - Об антропологическом значении «живой метафоры» в герменевтике Поля Рикёра: критический анализ c. 964-977

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65287

Аннотация: Статья является вводной к итоговой работе «Антропологическое значение «живой метафоры» в наследии Поля Рикёра». Предметом исследования является живая основа метафоры, антропологический смысл которой интерпретируется из предлагаемого герменевтикой Поля Рикёра. Особое внимание также уделяется формированию общего представления о возникновении «живой метафоры», в связи с чем, полисемия антропологического получает обоснование и оценку по мере своего развития в одноимённой работе автора. Тем самым, в статье производится попытка представить антропологический смысл живой метафоры «в действии» через актуальную стратегию дискурса, в котором как коммуникативная, так и её трансферентная функции воспринимаются интерпретирующим существом. В методологической и теоретической основе исследования, прежде всего, нашли отражение положения философской герменевтики. Таким образом, метод исследования представляет собой герменевтический метод, заключающийся в современном антропологическом прочтении и философской интерпретации дополнительных смысловых значений текста по отношению к рассматриваемой Полем Рикёром «живой метафоре». Научная новизна исследования, её основополагающая теоретическая идея базируется на следующих положениях: 1) впервые в отечественной философии прослеживается разностороннее антропологическое осмысление феномена «живой метафоры» в герменевтике Поля Рикёра; 2) отмечено, в какой мере феноменологическая концепция интерпретации метафоры тесно связана с историко-философской антропологической традицией и является своеобразным подходом к пониманию человеческой природы во второй половине XX века; 3) проанализирована теоретическая база философской и научно-популярной литературы, имеющей отношение к «живой метафоре» с точки зрения современной антропологии; 4) осуществлена попытка собственного исследования метафоры с учётом антропологического значения «живой метафоры»; 5) дано философское обоснование поэтики метафоры и её роли в человеческом общении и взаимопонимании. В статье автор приходит к выводам о диалектическом своеобразии метафорического дискурса, который осуществляется воображением вопреки пониманию о его многозначности в интерпретации читателя или слушателя. Поль Рикёр однозначно связывает интерпретацию метафоры с её живой основой, давая читателю или слушателю возможность «мыслить ещё», исходя из понятийного метафорического сюжета как предыдущего и последующего подражания человеческой деятельности. Критическая антропологическая оценка модели такой живой метафоры предполагает, что её живая основа не является единственным условием для эвристической герменевтики метафорического дискурса. Являясь средством выражения и распространения в общем антропологическом плане, живая метафора, как и любая другая содержит в себе авторскую референцию, присущую метафорической коммуникации.
Сокольская Л.В. - Культурно-исторический процесс и аккультурация

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.7.11978

Аннотация: В статье исследуется роль аккультурации, как формы межкультурного контакта, в историческом процессе. Исторический процесс - это поступательный процесс развития культуры общества от низших форм ее состояний к высшим. Историческая реальность, заключенная в определенные пространственные и временные границы, изучается в работе как сложная структурная целостность, которая определяется взаимодействием множества культурных явлений и процессов. Если процесс развития и функционирования культуры любого социума представляет собой взаимодействие собственных культурных достижений с культурными элементами, выработанными иными народами. То аккультурация выполняет функцию спускового механизма, который выводит культуру социума на аттрактор (стремление культуры к устойчивости) своей собственной организации, на тенденции своего внутреннего развития. При исследовании применялись общенаучные и частнонаучные методы: анализа и синтеза, сравнительный, структурно-функциональный, исторический, системный, синергетический. Межкультурный контакт различных социумов принципиально неисчерпаем. Он может осуществляться как бесконечное развертывание и формирование все новых смыслов каждого, вступающего в контакт представителя культуры. На основе проведенного исследования автор формулирует вывод о том, что аккультурация – это длительный межкультурный контакт различных социумов, при котором контактируемые культурные системы вос-принимают свойства друг друга, в результате чего формируется некая «одинаковость» обеих культур и возникает новая целостность, обладающая качественно новыми характеристиками.
Сокольская Л.В. - Культурно-исторический процесс и аккультурация c. 986-996

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.7.66783

Аннотация: В статье исследуется роль аккультурации, как формы межкультурного контакта, в историческом процессе. Исторический процесс - это поступательный процесс развития культуры общества от низших форм ее состояний к высшим. Историческая реальность, заключенная в определенные пространственные и временные границы, изучается в работе как сложная структурная целостность, которая определяется взаимодействием множества культурных явлений и процессов. Если процесс развития и функционирования культуры любого социума представляет собой взаимодействие собственных культурных достижений с культурными элементами, выработанными иными народами. То аккультурация выполняет функцию спускового механизма, который выводит культуру социума на аттрактор (стремление культуры к устойчивости) своей собственной организации, на тенденции своего внутреннего развития. При исследовании применялись общенаучные и частнонаучные методы: анализа и синтеза, сравнительный, структурно-функциональный, исторический, системный, синергетический. Межкультурный контакт различных социумов принципиально неисчерпаем. Он может осуществляться как бесконечное развертывание и формирование все новых смыслов каждого, вступающего в контакт представителя культуры. На основе проведенного исследования автор формулирует вывод о том, что аккультурация – это длительный межкультурный контакт различных социумов, при котором контактируемые культурные системы вос-принимают свойства друг друга, в результате чего формируется некая «одинаковость» обеих культур и возникает новая целостность, обладающая качественно новыми характеристиками.
Паниотова Т.С. - Изобретение метода: Un novum instrumentum в "Утопии" Томаса Мора

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.8.19867

Аннотация: Предметом исследования в статье выступает изобретенный Т.Мором в "Утопии" метод (un novum instrumentum) рассуждения "по касательной", (ductus obliquus), использующий иронию и фантастику. Для этого метода характерно причудливое переплетение вымысла и факта, впоследствии ставшего основой утопического жанра и способа творчества. Соотношение этих элементов в статье прослеживается по трем основным позициям: реальные и вымышленные персонажи, топосы и события в первой книге"Утопии"; достоверное и фантастическое в источниках-документах и материалах о Новом Свете; опора на воображение и факт в создании образа идеального государства во второй части книги. Проводится источниковедческий анализ, исследование опирается на принцип единства исторического и логического, культурологический и герменевтический методы. Автор статьи вводит в научный оборот новые источники и опираясь на самостоятельно сделанные переводы, обосновывает, что фантазийная компонента "Утопии" не в последнюю очередь была обусловлена свойственным эпохе Возрождения и Великих географических открытий "восхищением Америкой" (П.Борхес). Однако ни о каком зеркальном отражении реалий Нового Света в "Утопии" речь идти не может: Мор далек от свойственной более позднему периоду "идеализации дикаря". В статье высказывается предположение, что Мор воспринимал Америку как осколок сохранившегося исторического прошлого человечества и связывал возможность дальнейшего развития народов континента с приобщением к мировым культурным ценностям.
Паниотова Т.С. - Изобретение метода: Un novum instrumentum в "Утопии" Томаса Мора c. 1139-1147

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.8.68134

Аннотация: Предметом исследования в статье выступает изобретенный Т.Мором в "Утопии" метод (un novum instrumentum) рассуждения "по касательной", (ductus obliquus), использующий иронию и фантастику. Для этого метода характерно причудливое переплетение вымысла и факта, впоследствии ставшего основой утопического жанра и способа творчества. Соотношение этих элементов в статье прослеживается по трем основным позициям: реальные и вымышленные персонажи, топосы и события в первой книге"Утопии"; достоверное и фантастическое в источниках-документах и материалах о Новом Свете; опора на воображение и факт в создании образа идеального государства во второй части книги. Проводится источниковедческий анализ, исследование опирается на принцип единства исторического и логического, культурологический и герменевтический методы. Автор статьи вводит в научный оборот новые источники и опираясь на самостоятельно сделанные переводы, обосновывает, что фантазийная компонента "Утопии" не в последнюю очередь была обусловлена свойственным эпохе Возрождения и Великих географических открытий "восхищением Америкой" (П.Борхес). Однако ни о каком зеркальном отражении реалий Нового Света в "Утопии" речь идти не может: Мор далек от свойственной более позднему периоду "идеализации дикаря". В статье высказывается предположение, что Мор воспринимал Америку как осколок сохранившегося исторического прошлого человечества и связывал возможность дальнейшего развития народов континента с приобщением к мировым культурным ценностям.
Балакина Е.И. - Феномен Начала в современной вероятностной научной картине мира и самоорганизации культуры

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.8.15348

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является феномен Начала в динамике самоорганизации культуры. Жизнь в условиях мега-переходности на грани тысячелетий замыкает развитие культуры в кольцо, направляя развитие научной мысли и личные духовные поиски человека к Началу, переоткрытию исходных смыслов современных явлений и процессов. Статья раскрывает самостоятельную новую авторскую концепцию сущности феномена Начала и его роли в культуре, построенную на сопоставлении научных идей различных сфер знания и основных тезисов современной нелинейной вероятностной картины мира. Начало представлено здесь как фундаментальная категория, сгустившая в себе смысл и динамику развития Бытия. Автор обнаруживает смысловые резонансы представлений о феномене Начала в сакральном и профанном поле культуры: от мифологических и религиозных моделей, древнейших научных представлений о мире до современных открытий психоанализа, синергетики и культурологии. Революционные теории современной науки позволили выявить новые аспекты феномена Начала, присущую ему парадоксальную дополнительность – быть целью и источником одновременно. Через понятие «структура-аттрактор», на основе открытий И. Пригожина, Е. Князевой, семиотической теории Ю.М. Лотмана автор обосновывает собственное уникальное концептуальное положение о ключевой роли Начала (исходной идеи) для постижения логики саморазвития культуры и всех составляющих её элементов (в числе которых искусство, человек и все возможные формы его проявления в мире) в границах нелинейной вероятностной картины мира. Именно в Начале свёрнуты все возможности развития любого явления культуры и его предельные потенции.
Балакина Е.И. - Феномен Начала в современной вероятностной научной картине мира и самоорганизации культуры c. 1144-1151

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.8.66928

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является феномен Начала в динамике самоорганизации культуры. Жизнь в условиях мега-переходности на грани тысячелетий замыкает развитие культуры в кольцо, направляя развитие научной мысли и личные духовные поиски человека к Началу, переоткрытию исходных смыслов современных явлений и процессов. Статья раскрывает самостоятельную новую авторскую концепцию сущности феномена Начала и его роли в культуре, построенную на сопоставлении научных идей различных сфер знания и основных тезисов современной нелинейной вероятностной картины мира. Начало представлено здесь как фундаментальная категория, сгустившая в себе смысл и динамику развития Бытия. Автор обнаруживает смысловые резонансы представлений о феномене Начала в сакральном и профанном поле культуры: от мифологических и религиозных моделей, древнейших научных представлений о мире до современных открытий психоанализа, синергетики и культурологии. Революционные теории современной науки позволили выявить новые аспекты феномена Начала, присущую ему парадоксальную дополнительность – быть целью и источником одновременно. Через понятие «структура-аттрактор», на основе открытий И. Пригожина, Е. Князевой, семиотической теории Ю.М. Лотмана автор обосновывает собственное уникальное концептуальное положение о ключевой роли Начала (исходной идеи) для постижения логики саморазвития культуры и всех составляющих её элементов (в числе которых искусство, человек и все возможные формы его проявления в мире) в границах нелинейной вероятностной картины мира. Именно в Начале свёрнуты все возможности развития любого явления культуры и его предельные потенции.
Гатиатуллина Э.Р. - Эллинистический скептицизм и постмодернистский кризис идентичности

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.14831

Аннотация: Обычно в истории философии рассматриваются различия между эпикурейским, стоическим и скептическим направлениями эллинистической эпохи, а античный скептицизм, локализующийся в учении Пиррона и его последователей, часто рассматривается в качестве некоторой разновидности релятивизма и агностицизма. Автор предпринимает оригинальную попытку обратить внимание на черты сходства между ними, которые, возможно, не будучи принципиальными для своего времени, становятся существенными в исторической перспективе и позволяют рассмотреть интересный диалог между эпохами, разделенными приблизительно двумя тысячелетиями. Если исходить из того, что родиной новоевропейского человечества является античный мир, то корни современного общества, помимо всего прочего построенного на постмодернистской демонополизации истины, во многом уходят в эллинистическую эпоху, несомненной философской заслугой которой было переоткрытие вопроса об отношении мышления к действительности, о природе и критериях истинного знания. Эллинистическая философия, характеризуясь прежде всего «внутренней эмиграцией», своеобразным, не антропологическим даже, а «экзистенциальным» поворотом философской мысли, индивидуалистической и эвдемонистической направленностью, во многом предвосхитила современные эпистемологические, этические и социально-философские идеи, а ее представители, рассмотренные в широком историческом контексте обернутся не «маргинальными» мыслителями своей эпохи, а настоящими пророками в мировой философской мысли.
Гатиатуллина Э.Р. - Эллинистический скептицизм и постмодернистский кризис идентичности c. 1626-1637

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67222

Аннотация: Обычно в истории философии рассматриваются различия между эпикурейским, стоическим и скептическим направлениями эллинистической эпохи, а античный скептицизм, локализующийся в учении Пиррона и его последователей, часто рассматривается в качестве некоторой разновидности релятивизма и агностицизма. Автор предпринимает оригинальную попытку обратить внимание на черты сходства между ними, которые, возможно, не будучи принципиальными для своего времени, становятся существенными в исторической перспективе и позволяют рассмотреть интересный диалог между эпохами, разделенными приблизительно двумя тысячелетиями. Если исходить из того, что родиной новоевропейского человечества является античный мир, то корни современного общества, помимо всего прочего построенного на постмодернистской демонополизации истины, во многом уходят в эллинистическую эпоху, несомненной философской заслугой которой было переоткрытие вопроса об отношении мышления к действительности, о природе и критериях истинного знания. Эллинистическая философия, характеризуясь прежде всего «внутренней эмиграцией», своеобразным, не антропологическим даже, а «экзистенциальным» поворотом философской мысли, индивидуалистической и эвдемонистической направленностью, во многом предвосхитила современные эпистемологические, этические и социально-философские идеи, а ее представители, рассмотренные в широком историческом контексте обернутся не «маргинальными» мыслителями своей эпохи, а настоящими пророками в мировой философской мысли.
Шиповская Л.П., Гемонов А.В. - Философская интерпретация геральдических символов Руси периода Монголо-татарского ига

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.12.10195

Аннотация: Аннотация. Данное научное исследование посвящено актуальной проблеме современного социогуманитарного знания, носящего междисциплинарный характер, и является логическим продолжением и развитием фундаментальных научных идей, которые нашли свое воплощение в трудах отечественных и зарубежных философов, криптографов, историков и культурологов. Важным аспектом статьи является рассмотрение роли геральдики и философской интерпретации символа на Руси, в период двухсот сорока летней зависимости русских земель от ханов Монгольской империи. Каждая национальная культура существует настолько, насколько она отличается от других культур. Семиотика позволяет сформировать особый угол зрения на социальную жизнь Руси в период монголо-татарского ига и выявить знаково-символические основы его материальной и духовной жизни, показать, как знаки и символы данного общества влияют на сознание и поведение индивидов, его составляющих. Важнейшим инструментом семиотического анализа является представление о связи между символом и референтом и о том, как эта связь, называемая референцией и существующая в абстрактно-понятийной сфере, влияет на сознание и поведение индивидов.
Шиповская Л.П., Гемонов А.В. - Философская интерпретация геральдических символов Руси периода Монголо-татарского ига c. 1718-1727

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.12.63604

Аннотация: Аннотация. Данное научное исследование посвящено актуальной проблеме современного социогуманитарного знания, носящего междисциплинарный характер, и является логическим продолжением и развитием фундаментальных научных идей, которые нашли свое воплощение в трудах отечественных и зарубежных философов, криптографов, историков и культурологов. Важным аспектом статьи является рассмотрение роли геральдики и философской интерпретации символа на Руси, в период двухсот сорока летней зависимости русских земель от ханов Монгольской империи. Каждая национальная культура существует настолько, насколько она отличается от других культур. Семиотика позволяет сформировать особый угол зрения на социальную жизнь Руси в период монголо-татарского ига и выявить знаково-символические основы его материальной и духовной жизни, показать, как знаки и символы данного общества влияют на сознание и поведение индивидов, его составляющих. Важнейшим инструментом семиотического анализа является представление о связи между символом и референтом и о том, как эта связь, называемая референцией и существующая в абстрактно-понятийной сфере, влияет на сознание и поведение индивидов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.